Домой / Материалы / Что для нас значит искусство общения. Искусство общения с людьми: правила и секреты

Что для нас значит искусство общения. Искусство общения с людьми: правила и секреты

Сегодня я решил затронуть довольно интересную тему. Мы поговорим об искусстве общения . Многие из нас даже не задумываются, насколько важно знать некоторые принципы успешного общения. Люди проводят неудачные переговоры, проваливают собеседование при приёме на работу, не могут познакомиться с понравившейся девушкой (парнем), убедить собеседника в чём-то и т.д. Подобные неудачи часто списываются на отсутствие везения, на плохой день, на «трудного» человека и т.п. Но только ли в этом причина?

Убеждён, что почти каждый человек хотел бы уметь влиять на других людей. Например, с помощью «искусства общения». И подобные желания вполне обоснованы. Сколько выгод и преимуществ можно извлечь, обладая знаниями, которые помогут «влиять на людей» или просто более успешно общаться? Ответ очевиден.

Завести новое знакомство, добиться расположения вышестоящего начальства, убедить трудно сговорчивого партнёра (коллегу), провести успешные переговоры, получить скидку и т.д. Этот список можно продолжать очень долго. Всё зависит только от Ваших целей и круга общения.

Кто-то может подумать, что подобными способностями обладают только особо одарённые и «везучие» люди. И это будет ошибкой. Нет, никто не станет спорить, что ораторские задатки, красивая внешность и приятный голос дают определённые преимущества. Но это далеко не главное. Ведь встречают «по одёжке», а провожают, как известно, «по уму».

Поэтому даже самый «невыразительный» человек, при знании некоторых слабостей человеческой психологии, может быть гораздо более успешным в «искусстве общения». Ведь ни для кого не секрет, что разведчики (шпионы), опытные дипломаты (переговорщики) зачастую очень легко входят в доверие, успешно убеждают людей, «узнают» нужную информацию.

Вы думаете, что их учат каким-то практикам «магического влияния» и они всех подряд гипнотизируют и зомбируют? Совсем нет, как правило, всё происходит гораздо проще. Эти люди отлично знают основные принципы вербального общения и успешно используют проверенные практики. Иными словами, они почти в совершенстве владеют искусством общения и при каждом новом разговоре «оттачивают» своё мастерство.

Искусство общения, или как слова влияют на людей?

Давайте рассмотрим несколько основных принципов, которые оказывают влияние почти на любого собеседника:

1) Как начать разговор? Очень важным является начало беседы. Приветствие, сопровождаемое взглядом в глаза, подсознательно нравится почти всем людям. Если Вы видите человека в первый раз, обязательно запомните его имя. К примеру, японцы, уполномоченные вести переговоры, никогда не забудут Ваше имя.

Мне приходилось общаться с представителями японской компании. Я был приятно удивлён, когда узнал, насколько умело японцы используют вышеописанные принципы. При первом знакомстве некоторые из них записывают имя нового партнёра (но стараются делать это незаметно).

Не обязательно прибегать к такому же методу (браться сразу же за мобильный, или тянуться за ручкой). Подобные действия не всегда удобны и красивы. Лучше постараться найти ассоциацию в своей памяти.

Например, если Вы уже знаете человека с таким именем, сопоставьте этих людей. Допустим, представьте, что Вы познакомились с Андреем Сергеевичем. Если у Вас уже есть друг с именем Андрей, вообразите, что новый знакомый его друг или брат. Таким образом, вспоминая имя нового знакомого, Ваша память автоматически найдёт ассоциацию с Вашим другом. А значит и имя вряд ли забудется. Подобные приёмы очень эффективны. Но у каждого память индивидуальна, поэтому можете придумать для себя и более подходящий вариант.

2) Почему очень важно помнить, как зовут собеседника? Забыть имя человека – значит, проявить неуважение и невнимательность к нему. Людей очень раздражает, когда их имя не помнят. Таким образом, Вы даёте собеседнику понять, что он для Вас мало что значит.

Напротив, необходимо стараться как можно чаще употреблять имя человека в диалоге. Многие даже не представляют, насколько значимым для большинства людей является этот факт. Учёными доказано, что когда человек слышит своё имя — это крайне благоприятно влияет на его настрой, причём на подсознательном уровне. Не секрет, какой большой любовью и уважением пользовались великие полководцы. И это не удивительно, как правило, они помнили по именам всех своих воинов (подчинённых).

3) Как создать «ауру доверия»? Начиная беседу, задайте несколько вопросов, на которые собеседник с удовольствием даст положительный ответ «да». Это создаст ауру доверия между вами. Полезным будет вовремя сказанный комплимент. При этом никакой лести быть не должно. Человек любит, когда его отмечают, но это должно выглядеть естественно. Не задавайте личные вопросы, тем самым, наоборот вызывается недоверие и дискомфорт.

4) Умение слушать. Очень важно уметь слушать собеседника. Это гораздо ценнее, чем умение красиво говорить. Когда человек говорит о своей персоне и своих проблемах, он становится более восприимчив к Вашим словам. Проявляйте искренний интерес к нему. Любые советы и предложения давайте не от своего имени, а от его (её) имени. Так выражения: «я думаю», «я бы хотел», лучше заменить на: «что Вы думаете», «не хотели бы Вы». Ведь человек всегда охотнее будет высказывать своё мнение, нежели слушать других. Так же очень сильным приёмом является «подмена желаний», но об этом чуть дальше.

5) Создайте оптимистический настрой. Обязательно будьте оптимистом при разговоре. Уверенность в успехе и улыбка оказывает очень сильный эффект на окружающих. Известно, что из 10 человек более убедительным и привлекательным является тот, кто позитивно настроен и с улыбкой говорит о трудностях.

6) Узнайте интересы собеседника. Говорите с человеком о том, что ему нравится. Если есть возможность, будет крайне полезным заранее узнать о его пристрастиях и хобби. Постарайтесь проявить искреннюю заинтересованность в темах, интересных Вашему собеседнику. Человек подвержен сильному влиянию, когда рассказывает о том, чем он увлечен. А если Вы покажете ему, что Вас тоже очень интересует данная тема (и будете в ней компетентны), то расположение и доверие Вам обеспечены. Ведь единомышленники – это вторые друзья.

7) Что такое «подмена желаний»? И не надо забывать, что очень действенным способом является «подмена желаний». Иными словами, если у Вас есть какое-то дело или просьба к человеку, то будет очень полезным, как бы невзначай, намекнуть ему о ней. Но не прямым текстом попросить, а отметить мимолетом.

К примеру, выражение, сказанное в ходе разговора: «Было бы неплохо, если бы…..», «Да, было бы отлично, если бы это сделали». То есть Вы не просите что-либо впрямую, а ненавязчиво отмечаете какое-то желание. В итоге у собеседника в подсознании отложится ваша просьба или желание, которые, при правильном подходе, могут через время превратится в его собственные.

При этом, нельзя пытаться применить какие либо жёсткие методики, пытаться заставить человека что-то сделать, что-то ему навязать. Ни в коем случае. Это только отталкивает собеседника от Вас. Сначала необходимо уяснить одну истину. Человек с удовольствием сделает не то, что хотите Вы, а то, что хочет он. Запомните это. Главный секрет заключается в том, чтобы заставить человека воспринять Ваше желание, как своё.

Стоит отметить, что немаловажным является тот факт, в какое ухо Вы говорите человеку ту или иную фразу. Учёными уже давно доказано, что фразы, сказанные в правое ухо собеседника, воздействуют на логику, а фразы, которые сказаны в левое ухо, воздействуют на чувства человека.

Поэтому о чувствах: комплименты, признания в любви и т.п. лучше говорить в левое ухо. А просить что-то, говорить и делах лучше в правое ухо.

В тоже время если Вы, к примеру, просите прощения, то примирительные слова лучше сказать именно в праве ухо. Практикой доказано, что в данном случае Ваши шансы на «успех» значительно возрастают.

Очень важно правильно завершить разговор (общение)

И, в заключении, хотелось бы отметить. Серьёзно относитесь к тому, на какой теме Вы заканчиваете разговор. Ведь любой человек, будь то мужчина или женщина, склонен запоминать именно последние фразы. Поэтому, если закончить беседу банальностью, то и весь эффект от диалога будет соответствующим.

Применяйте эти принципы на практике и со временем Вы оцените их эффективность.

Пусть Ваше общение будет всегда успешным и поможет Вам добиваться своих целей!

Буду рад «услышать» Ваши мнения и комментарии.

Искусство общения с людьми - одно из самых значимых искусств для счастливой жизни человека.

Ошибки в общении и проблемы межличностного общения прямо влияют на качество семейной жизни, любовных отношений, на карьеру, успехи в бизнесе, на количество и качество друзей.

Это важно?! Качество вашей жизни для вас имеет значение? Или пусть все идет, как идет?

Допустим, ваша жизнь может нестись по дороге успеха, радости и счастья со скоростью 100 киломеров в час. А каждая ошибка в общении , ошибка в коммуникации с другими людьми , снижает эту скорость на 5 процентов. Конечно, если человек совершает только одну ошибку в общении с людьми (например, постоянно перебивает), то это не особо сказывается на качестве жизни. Просто разница между 100 процентами счастья и радости и 95 - это, не столь заметна и ощутима. Так что если вы совершаете 1-2 ошибки в общении, то его качество, конечно, снижается, но оно все еще на очень высоком уровне.

Если постоянно совершается 5-7 ошибок в общении , то качество жизни все еще на удовлетворительном уровне. Жить можно! И даже, временами, весьма радостно!

А если человек совершает 10 разных ошибок при общении с людьми? Уровень радости и успешности уже в два раза ниже. Зато в два раза больше ссор, конфликтов, разводов, слез. Но жить все еще можно. Приятного и не приятного при общении получается, примерно пятьдесят на пятьдесят. То гармония и взаимопонимание, то битье посуды и раздел имущества. Не скучно - это точно. Но и не очень успешно.

Но 50 на 50 - это еще весьма хорошо. Это соотношение присуще людям, которых мы считаем довольно счастливыми.

Обычное же соотношение это 15-20 на 85-90. То есть, 15-20 процентов вполне себе успешного и эффективного общения на 85-90 процентов разрушительного. Или, как минимум, не созидательного. Т.е. в 85-90 процентах случаев люди общаются так, что или ухудшают отношения с теми, с кем взаимодействуют, или оно остается на привычно низком уровне.

Но что эти проценты значат на практике?! Как это соотносится с вашей жизнью?! Напрямую! Неэффективное и неумелое общение влияет на качество вашего окружения.

Если человеку неведомо искусство общения с людьми , вокруг него будут такие же люди. Те, которые делают больно своими словами, не умеют строить отношения, разрушают чужие жизни.

Естественно, что те, кто умеют эффективно коммуницировать и выстраивать успешное общение , не станут поддерживать дружеские, деловые, семейные связи с теми, кто общаться не умеет, и открывая рот, создает только неловкость и дисгармонию.

Думаете, мы преувеличиваем?! А было у вас такое, что чье-то слово заставляло вас плакать или переживать потом много дней?

А может, вспоминаете что-то, сказанное вам еще в юности, что до сих пор причиняет боль? Может, какие-то слова про ваш рост, вес, форму или размер груди? Или как вас сравнивали с бывшей или с мамой?! Или говорили что-то не очень приятное о том, какая вы в постели? Или в работе? Или в ведении хозяйства? Или в воспитании детей?

Было так, что люди вам делали больно и вы это до сих пор помните? А было так, что кому-то делали больно вы? Ну, признайтесь, было?! Самому себе-то можно признаться.

Это происходило потому что мы или те, кто сказал что-то неудачно, такие плохие люди?! Да нет, наверное. Как правило, даже не было и в мыслях обидеть кого-то. Это просто ошибки в коммуникации , которые ведут к проблемам в общении .

Главная проблема межличностного общения - это отсутствие взаимопонимания. Один неловко шутит над тем, что дорого другому, и все. Доверие и симпатия могут упасть до нуля.

Мама пошутила по поводу того, что у дочки тонкие (или толстые, или х-образные, или еще какие-то ноги), и нанесла травму, о которой та будет помнить много лет. Она хотела навредить своему ребенку?! Да нет, конечно. Она любит дочку, она хорошая мама. Просто она дура.

Но девочке не легче, от того, что мама не умеет коммуницировать и допускает элементарные ошибки в общении . Травма нанесена. И девочка будет с ней жить. И, скорее всего, таких травм за детство у нее наберется не один десяток. И это только от родителей! А еще есть такое прекрасное место, как школа, и такие чудесные люди, как учителя и сверстники. А они тоже постараются нанести максимальный психологический урон.

Теперь понимаете, как это относится к жизни каждого из нас?! Вы готовы продолжать жить, как жили, или хотели бы задуматься над теми проблемами в общении с людьми , которые создаются из-за ошибок и неэффективной коммуникации ?!

Иначе говоря, вы хотели бы перестать ежедневно травмировать окружающих и самих себя?! Ну, ладно, даже если вам все равно до окружающих, может, хотя бы ради родных, близких и любимых стоит что-то исправить, чтобы перестать им наступать на их психологические мозоли?

А ради себя?

Есть ли люди, которые явно общаются более умело, чем вы и весьма вам симпатичны? Вы хотели бы уметь с ними разговаривать на одном языке и вообще быть на равных? Тогда стоит улучшать качество общения .

Качество межличностного общения - это ваша лестница вверх к счастливой жизни!

Это ваш автомобиль, который может быть красивым, шикарным и комфортным и нестись со скоростью 100 километров в час без малейших усилий и по отличной дороге. Но для этого надо, чтобы все четыре колеса были на месте и в норме, чтобы бензин был залит надлежащего качества, чтобы каждая деталь работала!

А пока... пока качество об щения большинства людей - это старый ушастый запорожец, который с трудом разгоняется до 30 километров в час, скрипит, кряхтит и двигается на пределе сил.

Или вы не припоминаете никаких проблем в общении и не очень представляете, о чем речь?

Ну, что ж, давайте перечислим некоторые сложности общения , ошибки в общении , наиболее часто допускаемые людьми.

Угрозы и запугивание, манипулирование партнером, давление на его болевые точки.

Обвинения, оскорбления.

Насмешки над важными для человека вещами, качествами, людьми.

Саркастические комментарии.

Может, нам удастся проявить остроумие, но какой ценой?

Частое ворчание и вечное выражение недовольства и несогласия.

Систематическое перебивание собеседника.

Неумение говорить комплименты.

Неумение принимать комплименты, отвечать на комплименты.

Извращение слов собеседника, приписывание партнеру собственных измышлений.

Навешивание ярлыков.

Сокрытие информации, ложь.

Одного обмана бывает достаточно, чтобы убить доверие надолго или навсегда.

Обвинения, попытки вызвать у партнера чувство вины.

Негативные определения, личные оскорбления (ленивый, недалекий, туповатый, несексуальный).

Негативные комментарии к действиям человека.

Что будет, если сказать девушке, что она танцует, как корова?! Или даже просто задать ироничный вопрос: "Это ж где ты так танцеать научилась?". Все, вы испортили человеку настроение надолго. А еще посеяли у него неуверенность в себе и желание вам отомстить и тоже сказать какую-то гадость. Оно того стоило?!

Требования и ультиматумы.

Ох, как неразумно ставить ультиматумы. Там, где можно было договориться к обоюдной выгоде, возникает разрыв и воронка от взрыва, куда проваливается и где исчезает все хорошее, что прежде вас связывало.

Жалобы и сетования на превратности судьбы.

Тоже ошибка. Ответьте, пожалуйста, вы любите людей, которые на все жалуются? Даже на погоду, природу, молодежь и нравы? Не уподобляйтесь. Мало кто любит нытиков и жалобщиков.

Прерывание собеседника высказываниями своего мнения. 1-2 раза и по делу - это приемлемо. Постоянно и по пустякам - нет!

Стремление показать свое превосходство.

-
Попытки самоутвердиться, унижая других.

Неумение похвалить и поддержать.

Вы много знаете людей, общение с которыми вас вдохновляет? То-то и оно.

Отсутствие выражения тех добрых чувств и мыслей, которые у нас бывают.

Люди, к сожалению, скорее покритикуют, чем скажут что-то хорошее.

Замалчивание недопониманий и конфликтных вопросов.

Обычно такое замалчивание через некоторое время приводит к взрыву.

Отсутствие позитивной невербальной коммуникации (улыбки, кивки, демонстрация поддержки и понимания).

Бестактность.

Неуместные вопросы (о зарплате и т.п.)

Что делать? Определить, что, как вам кажется, надо улучшить. Какие ошибки в общении вы совершаете? Что бы вам хотелось улучшить в коммуникации с людьми , какие прблемы общения решить ? Подумайте. Прежде, чем что-то улучшать, надо решить, что именно.

А мы постараемся каждой проблеме и ошибке общения посвятить отдельную статью. Уж очень это важные вопросы.

Давайте мы вам на нескольких примерах покажем, как отсутствие элементарных навыков искусства общения ведет к грустным результатам.

Первая история:

Молодой человек долго ухаживал за девушкой, добивался ее, вожделел всячески, и вот в тот вечер, когда все уже могло свершиться, они сидели в кафе. Попили кофе, поели мороженное, собирались пойти к нему домой. Когда принесли счет, парень достаточно грубо поговорил с девушкой-официанткой. Обидел ее чем-то абсолютно на пустом месте.

Просто так. Это ж для него просто обслуживающий персонал.

И тут уж его спутница поняла, что отдаваться она ему больше не хочет и не будет. Все то хорошее, что он демонстрировал, было лишь демо-версией этого парня, и ей по одному этому эпизоду с официанткой, стало ясно, что это не тот человек, с которым она хотела бы иметь что-то общее вообще, а уж секс тем более.

Или другая история: к одному молодому человеку, пришла девушка, которая в этот вечер решила ему отдаться. Приятный молодой человек, красивая сексуальная девушка. Оба симпатизировали друг другу и могли иметь отличные отношения, регулярный приятный секс, если бы... Если бы ни один пустячок.

Мужчина сделал кофе, разлил по чашкам, они присели на кровать, улыбались, пили кофе, предвкушая то, что сейчас произойдет. Затем девушка, видимо, решив занять позицию в отношениях повыше, сказала с приказной интонацией:

Убери чашки.

Молодой человек их убрал, но в эту минуту он решил, что ничего у них не будет. Ход мыслей у него был примерно таким:

Да ну ее на фиг. Еще ничего не было, а она позволяет себе такие интонации! Что будет после секса? Ну, нет, пусть с ней спит тот, кто готов будет терпеть подобный тон.

Пустячок. Всего-то не та интонация и не с тем человеком. И все. И вместо отношений - большое жирное ни фига.

А вот еще пример проблемы в общении , возникшей из-за неудачного высказывания молодого человека. Он в присутствии своей девушки, у которой была красивая, но небольшая грудь, сказал кому-то:

У женщины должны быть большие сиськи!

Или еще случай: девушка встречает подругу, которая идет со своим новым молодым человеком, здоровается с ней, обнимает, улыбается и говорит:

Давно тебя не видела! Ты изменилась. Поправилась, вроде, немного?

Нормально?!

Вот вам примеры того, как можно за одну минуту и одной неудачной фразой, взглядом или интонацией выбросить в мусор то, что могло бы быть приятными отношениями.

Одному очень умному, но неискушенному в тонкостях общения герою сериала "Теория Большого Взрыва", его друг сказал в ответ на очередной не слишком корректный комментарий:

Знаешь, Шелдон, у тебя не так много друзей, чтобы ты мог вот так легко их оскорблять.

Ваши друзья, отношения, психологическое состояние партнера, психологические травмы и переживания детей и просто окружающих людей - ваша ответственность.

Вы создаете результаты. Вы строите вокруг себя рай или концлагерь. Это ваша ответственность и ваш выбор. Постройте что-то хорошее!

Человек, изучивший искусство общения всегда выделяется среди других, причём отличия касаются только положительных сторон: им проще устроится на хорошую работу, легче найти язык с коллективом, завести новых, хороших друзей и т.д.

В первую очередь имеет значение сама речь. Она должна быть четкой, чтобы вас не переспрашивали, иначе будете выглядеть нелепо. Говорите в среднем темпе и следите за громкостью голоса. Если вы будете звучать слишком тихо, слушатели быстро заскучают и перестанут прислушиваться, а если слишком громко – они почувствуют дискомфорт. Ваша речь должна быть размеренной, средней громкости и мягкой, чтобы слушателям было приятно.


Правила в искусстве общения с людьми

Если вы малознакомы с собеседником, то не стоит начинать разговор сразу с серьезных тем. Лучше начните с нейтрального: поговорите о погоде, новинках музыки, кино или литературе. И постепенно вы сможете говорить о более важных вещах, не испытывая неловкости.

Не следует говорить о проблемах со здоровьем, денежных трудностях и семейных делах. Вообще, все личное – это табу в светской беседе. Также не стоит говорить о плохих новостях, возможно, собеседника данная тема насторожит и он найдет повод, чтобы отлучиться. Не рекомендуется обсуждать и внешний вид своих общих знакомых с другими людьми. Так вы покажете себя не с лучшей стороны. Не будьте слишком категоричными. Не стоит только утверждать или отрицать. Человек, который уверен в собственной правоте на 200% и готов отстаивать ее в бурных спорах - не интересен как собеседник.

Нельзя повышать тон во время спора. Если оппонент яро критикует вашу точку зрения, вам лучше перевести дискуссию в более мирное русло и сменить тему. Никогда не доводите дискуссию до спора. Может, в некоторых спорах и рождается истина, но в большинстве – ссора и неприятный осадок в душе. Помните, что наибольшее уважение вызывают те люди, которые умеют чётко и лаконично доносить свою мысль собеседнику и при этом дают ему выразить своё мнение по данной теме.

Не рекомендуется шутить стандартным набором анекдотов и забавных историй, которые все и так давно знают. Это скучно и неостроумно. Не стоит также сыпать анекдотами без остановки, не давая людям опомниться. Самым лучшим анекдотом считается тот, который рассказан к месту. Моветоном считаются шутки по поводу чужой фамилии, комплекции и роста.

Невежливо в компании общаться намеками, понятными не всем участникам беседы, а также обсуждать темы, которые не знакомы некоторым собеседникам. Не стоит выспрашивать подробности болезни вашего собеседника, даже если он вскользь упомянул о ней в ходе разговора. Если он захочет, то сам расскажет о ней.

Чужим детям допускается делать замечания, только если их родителей нет рядом. В противном случае, перенимая на себя их функцию, вы, скорее всего, оскорбите их чувства. Большой бестактностью считается пожелание немолодой женщине выйти замуж, а также советы, связанные с этой темой. Не спрашивайте профессионального совета у юриста или врача, которого вы случайно встретили в гостях. Для этого существует рабочее время, максимум – вы можете спросить, как записаться на прием.

Если человек хочет уйти пораньше, ссылаясь на занятость, не допрашивайте его о причинах и не пытайтесь убедить его остаться подольше. Так вы рискуете показаться навязчивым. Когда ваш собеседник рассказывает историю, крайне некрасиво при этом поглядывать на часы, в зеркало, искать что-то в сумке. Таким образом, вы намекаете говорящему, что разговор вам скучен и, соответственно, оскорбляете его.

Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство - это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность.- Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской