Домой / Материалы / Эдипов комплекс определяет сексуальность и невротизм у мужчин. Как проявляется эдипов комплекс

Эдипов комплекс определяет сексуальность и невротизм у мужчин. Как проявляется эдипов комплекс

Эдипов комплекс. Этот комплекс очень распространен и рожден исключительно взаимоотношениями между детьми и родителями. Он должен интересовать каждого воспитателя. Я советую родителям его тщательно изучить.

Психологи знают, сколько психических заболеваний породил этот комплекс, сколько им было загублено жизней

Этот комплекс часто вызывает у мужчин трусость, а у женщин - мужественность. Кроме того он вызывает частичное или полное половое бессилие, боязливость, требовательность или непрерывный страх неодобрения. чувство неполноценности, чувство вины без видимых причин, гомосексуальность

Этот комплекс обычно появляется в детстве. Затем он может исчезнуть если есть полное взаимопонимание между родителями и детьми Если его нет то комплекс сохраняется и у взрослых людей.

Равновесие в семье может быть только в том случае, если все три элемента совершенны. Но это бывает очень редко.

Сначала я напомню вам древний миф: Эдип женится на своей матери Иокасте, убивает своего отца Лая и. ослепив себя, уходит со своей дочерью Антигоной из Фив. Какое отношение это имеет к психоанализу?

Предположим, что молодой человек хочет, чтобы мать принадлежала только ему, но имеется препятствие (соперник) - его отец. Молодой человек хочет (сознательно или нет), чтобы отец полностью оставил ему мать. Каким образом? Уехав, исчезнув или умерев. И мы имеем:

Мальчик: любит свою мать, ревнует ее к отцу и хочет его устранить: испытывает угрызения совести; чувствует себя виновным.

Девочка любит своего отца, становится ревнивой к матери и хочет ее устранить; чувствует угрызения совести; чувствует себя виновной. Показательны некоторые детские рисунки. Маленький мальчик с матерью находится в церкви. Перед ними священник. Сбоку закрытая дверь, за которой стоит отец.

То есть, мальчик нарисовал „женитьбу” на своей матери удалив отца. А вот некоторые рассуждения:

Мама, когда я вырасту, я женюсь на тебе. - Но что скажет папа? - Папа? Он тогда уже умрет. Или:

Папа, когда я стану большой, я буду твоей женой. - Но у нас есть мама. - Мама? Она уедет отсюда.

Проявление эдипова комплекса у детей - норма, но затем он должен нормально исчезнуть. Рассмотрим появление, естественную эволюцию и завершение эдипова комплекса.

Мальчик по отношению к матери :

Физически и психологически зависит от матери (уход, внимание, ласка) Желает полностью ею владеть. Хочет „жениться” на матери, то есть закрепить полное обладание ею. Собственническое чувство пропадает, появляется желание заботиться о матери и охранять ее.

В подростковом возрасте становится независимым, привязанность к матери слабеет. Проводит время с девушками. Женится. Узнает, что не он один любит мать. С этого момента отец становится соперником. Начинает ревновать отца к матери, но не способен устранить этого мощного соперника. С этого момента мальчик агрессивно отталкивает отца. Он становится непослушным, циничным, насмешливым и т.д. Начинает соревноваться с отцом, восхищаясь его силой. Желание уравняться и даже превзойти отца. Он играет в мужчину. Больше не соревнуется с отцом - он сам стал мужчиной.

Девочка по отношению к матери:

Физически и психологически привязана к матери. Немного позже мать становится соперницей. Она агрессивно отталкивает мать. Отец является соперником, потому, что мать заботится о нем так же, как и о ней. Отец - это сила и мужественность. Она хочет, выйти за него “замуж”. Соревнуется с матерью, пытается стать более обольстительной, чем мать. Девочки-подростки насмехаются надматерями, хотят их принизить в глазах отца. Вполне сформировалась. Больше не соревнуется с матерью, считает ее подругой. Играет во взрослую женщину по отношению к своему отцу и другиммужчинам. Отец - только любимый отец, но не мужчина.

Это нормальный путь развития ребенка. Оно продолжается обычно до 15-18 лет.

Сексуальность. Сексуальность является таким же инстинктом, как и все остальные. Она дана нам от рождения. И нет ничего удивительного в том, что годовалый ребенок обладает как сексуальным инстинктом, так и инстинктом самосохранения. Напомню о том, что сексуальность не надо смешивать с половой функцией, которая появляется только после половой зрелости и становится сознательным желанием. Сексуальность бессознательна и проявляется автоматически, когда встречаются два противоположные пола. Бессознательное „Ид” находится вне морали. Понятие „кровосмешение” для него не имеет никакого значения. Не больше, чем для волка понятие „кровожадный”, как я уже говорил. Ид знает только инстинктивные позывы, такие же естественные, как желание пить или есть. Естественно и логично, что сминая сексуальность противоположных полов проявляется даже в одной семье.

Прежде чем рассматривать собственно эдипов комплекс, разберем три обычных случая:

1. Мужчина обожает жену, но чувствует себя с ней импотентом. Со случайными уличными женщинами половой акт проходит нормально.

2. Муж страдает половым бессилием, жене это не нравится, и она заводит любовника. Когда муж об этом узнает, у него восстанавливается способность выполнять супружеские обязанности.

3. Молодой человек несколько раз был помолвлен, но каждое официальное обручение приводило его в ужас и он добивался разрыва отношений. Однако у него было много связей с девицами легкого поведения.

Мы знаем, что мальчик больше привязан к матери, а девочка - к отцу.

Если эта естественная привязанность продолжается чрезмерно легко и усиливается в юности, то возникает явление фиксации. Сын - привязан к матери; идентифицирует себя с матерью; становится похожим на мать, женственным. Дочь - привязана к отцу; идентифицирует себя с отцом; становится похожей на отца, мужеподобной.

Для того чтобы мальчик стал мужчиной, он должен соревноваться, это совершенно необходимо. Но с кем ему соревноваться? С матерью? Развитие настоящего мужчины зависит от отца. Он является примером, и мальчик должен стремиться не только уравняться с ним, но и превзойти его. В 1-м и 2-м случаях такое соревнование невозможно. Что же происходит? Отсутствует „соперник", более того, мать разочарована в жизни, она не может найти мужа и отца для ребенка. И, естественно, всю свою любовь, всю заботу и внимание она отдает мальчику, уже лишенному мужественности! При этом она рискует привязаться к ребенку, единственному утешению в жизни. Она его лелеет и пестует. Это классический случай воспитания мальчика „под юбкой у матери”. Со своей стороны мальчик ищет для себя пример и безопасность, и мать становится его единственной защитой. Здесь возникает двойная связь, очень опасная для будущего мужчины. Мать становится для него Единственной Женщиной, Единственным Идеалом, вокруг нее вращается любовь и еще несозревшая сексуальность сына. Став взрослым, он начинает встречаться с женщинами, но к ним он чувствует только „чистую любовь”. Он неспособен объединить любовь с половым актом.

Вернемся к трем случаям:

Мужчина неспособен к половому акту с женой, но совершенно нормально „общается” с уличными женщинами. Почему? Потому что он не должен проявлять к ним особого уважения и ничто не мешает его сексуальному инстинкту.

2. Жена нашла себе любовника, и муж немедленно превратился в мужчину. Как же это произошло? Жена, отдавшись другому, в его понимании перестала быть его женой и стала не достойна уважения, которое ему мешало.

3. Официальная помолвка ставила молодого человека в трудное положение. В его понимании любовь - это уважение, но без сексуальности, что неизбежно вело к проявлению боязливости. Он начинал искать повод к разрыву с невестой для того, чтобы доказать себе, что он способен покорить другую женщину.

И со следующей невестой повторялось то же: боязнь полового бессилия вызывала бегство. Это тип Дон-Жуана.

Отец - диктатор. Прежде всего отметим, что диктатор на самом деле очень слабый человек. Диктаторство является компенсацией слабости. В этом случае соревнование между сыном и отцом невозможно. Юноша слишком боится отца и ищет защиты у матери. Мать же в этом случае не может разделить свою любовь между сыном и мужем и полностью отдает ее сыну. И сын рискует остаться ребенком навсегда.

Не думаете ли вы, что такие ситуации - редкость? Тысячи жалоб, тысячи исповедей приходится выслушивать психологам. Воспитание мальчика без отца требует большого такта и умения.

Без мужа или с мужем-диктатором женщина отдает всю свою любовь и заботы сыну. Для матери мальчик становится всем. И пока сын маленький, все идет хорошо. Мать может бессознательно желать, чтобы он оставался как можно дольше ее „маленьким мальчиком”. И часто случается, что мать добивается своего. Потому что:

а) мальчику не с кого брать пример, ему не с кем соревноваться;

б) мать делает для него все, что ему нужно. Все вопросы решаются просто и идеально. У него не развивается желания добиваться всего самому. Зачем ему это? А если его мать еще и властная женщина, то это может привести к тяжелым последствиям. Еще хуже, если воспитание мальчиков доверяют бабушкам. Теперь рассмотрим эдипов комплекс. Развитие ребенка идет неравномерно, и отношения его с родителями все время меняются. Могут возникнуть разные ситуации, зависящие от внешних обстоятельств, поведения родителей, психологической хрупкости характера ребенка и т.д.

Механизм же эдипова комплекса весьма изощрен. Мальчик хочет, чтобы его мать принадлежала только ему. Отец становится соперником, он ревнует к отцу, и эта ревность рождает в нем агрессивность. Теперь развитие может пойти неправильно. С одной стороны, мальчик восхищен отцом, с другой - он ревнует и поэтому агрессивен. Это противоречие вызывает угрызения совести и тревогу. Мальчик чувствует свою вину перед отцом, но не знает, как ее загладить, чтобы отец простил его. Все это происходит на уровне подсознания и очень медленно.

Мальчик пытается понравиться отцу, получить его одобрение, а для этого он стремится стать менее мужественным. Он начинает играть в „маленького послушного ребенка”, вместо того, чтобы соревноваться с отцом. Поблажки отца компенсируют его тревоги. И эта игра может продолжаться очень долго. Мальчик становится все более женственным, все больше привязывается к матери.

Для взрослого, получившего такой комплекс в детстве, все вышестоящие напоминают ему отца: начальник, старшина, профессор и т. д. Более того, чувство вины и боязнь сделать ошибку никогда не покидают его. Эти случаи чрезвычайно распространены и весьма разнообразны. Тысячи маленьких проявлений являются симптомами этого бессознательного комплекса.

Многие люди делают все, чтобы, доставить удовольствие окружающим. Зачем? Чтобы только доставить удовольствие? Совсем нет. Чтобы получить одобрение, симпатию и поощрение. Они хотят нравиться из боязни не понравиться. Они хотят избавиться от чувства вины.

Например, Н . часто задавал своему начальнику вопросы, ответы на которые прекрасно знал. Зачем? Чтобы окружающие видели, что он всем интересуется и чтобы показать, что ему доверяют.

А. очень обрадовался, когда получил выговор от начальника. Его начальник удивлялся: „Мой выговор его просто преобразил. Я ничего не могу понять. До этого он не работал так хорошо, как сейчас”. Почему? Потому что выговор он получилкак бы от „сурового отца”! И теперь работа позволит ему получить поощрение, симпатию и прощение. И он чувствует себя счастливым.

B., водитель пятидесяти лет, довольно интеллигентный человек, рассказывал:

Это мне кажется абсурдным, я ничего не понимаю. Когда я вижу на перекрестке полицейского, я стремлюсь соблюдать правила движения как, наверное, никто другой. Но не из-за уважения к этим правилам. Здесь что-то более глубокое. У меня появляется непреодолимое желание показать этому полицейскому, что я прекрасно выполняю все правила. Я не знаю этого полицейского и, может быть, никогда больше не увижу. У меня чувство, что я маленький, за мной наблюдает отец и он сейчас скажет: „Это очень хорошо, ты молодец”.

Анализируя жизнь господина В ., можно сказать, что имеет место эдипов комплекс. Для него полицейский представляет власть, то есть отца. И поведение В . при виде полицейского вызвано не тем, что он боится штрафа за нарушение правил движения. Он хочет даже от случайного полицейского получить снисходительное сочувствие, которое для него имеет значение прощения.

Симптомы эдипова комплекса чрезвычайно разнообразны и всегда тягостны. Человек действует совершенно бессознательно и имеет смутное чувство, похожее на неопределенную боль. У комплекса Эдипа очень далеко идущие последствия. Он может испортить человеку жизнь. Человек, подверженный этому комплексу, остается на всю жизнь моральным калекой.

У мужчин исчезает мужественность. Эдипов комплекс заставляет человека чувствовать себя ничтожеством практически во всех ситуациях, где требуется проявить мужество и решимость. Ему в этих случаях всегда становится не по себе или возникает боязнь принятия решения. Он постоянно чувствует себя виноватым. И где бы он ни находился, ему кажется, что его только терпят, он пытается сжаться и стать незаметным. Ему кажется, что за спиной его все ругают, и это для него очень мучительно. И все начальники напоминают ему отца или мать, если он был воспитан одной властной матерью. Потому что; став мужчиной, в душе он остался ребенком. Достаточно оглянуться вокруг, и вы увидите миллионы таких случаев.

У женщин также возникает чувство неполноценности и вины. Они боятся любви, боятся мужчин, боятся материнства и ответственности. В замужестве они сексуально холодны и агрессивны в бессознательном соревновании со своим мужем. Женщина с эдиповым комплексом всю жизнь - женщина-ребенок.

Это еще раз показывает, насколько важна нормальная семейная среда. Возможность того, что эдипов комплекс исчезнет сам по себе, маловероятна. Восемь человек из десяти несут в себе более или менее глубокие следы этого комплекса.

Комплекс кастрации. Кастрация влияет на физическое и душевное состояние человека, многие мужчины при одной только мысли о кастрации приходят в ужас. У некоторых детей возникает страх быть кастрированными, а значит, - изуродованными. Подобные опасения проявляются в определенных обстоятельствах и во многом зависят от воспитания. Эти страхи продиктованы природой - даже на разговоры о кастрации мужчины реагируют довольно болезненно. Страх может быть осознанным или подсознательным. Многие родители сами создают у сыновей комплекс кастрации, неправильно их воспитывая.

Иногда у маленьких мальчиков появляется желание трогать и выставлять напоказ половые органы. Это естественно и нормально, но родители считают это чем-то ужасным и начинают запугивать ребенка: „Если ты будешь его трогать, он отвалится”, „Если ты будешь его показывать, у тебя отберут и ты станешь девочкой”. Или еще хуже: „Если ты будешь его трогать, я его отрежу!”

Иногда этот комплекс развивается по-другому. Например, как только мальчик узнает о различии полов, он приходит к мысли, что девочки неполноценны Мальчик рассуждает: „Если у девочек нет полового члена, это значит, что у них его отняли или удалили”. Он начинает бояться потерять свой. Он начинает думать, что с ним могут поступить таким же образом. Он боится стать неполноценным, как девочка, боится быть недоразвитым и приниженным. Запомните это, это очень важно. И если родители угрожают мальчикам, то это может привести к возникновению боязни кастрации. Я предполагаю, например, что страх быть кастрированным может привести к мастурбации Известно, что детские страхи могут сказаться у взрослого человека. И в первую очередь они приведут к мастурбации связанной со страхом быть кастрированным. Но и сексуальность может стать синонимом кастрации То есть появятся приниженность неполноценность, лживость, женственность, отсутствие мужественности и бессилие. Эти симптомы могут распространиться на все сферы жизни.

Взрослый мужчина начинает поступать как маленький мальчик, который убегая, закрывает рукой свои половые органы Этим он предохраняет себя от упреков и всякой борьбы. Для того, чтобы сохранить себя, он не сражается из страха: что его мужское достоинство подвергнется испытанию. Он избегает всяких действий. Или другая крайность - он может прийти к убеждению, что мужчине необходима агрессивность для самоутверждения. Эта агрессивность может доходить до садизма, и такой комплекс почти не поддается лечению.

Комплекс Дианы. Богиня охоты Диана - женщина довольно мужественная.

Первый случай. Рассматривая комплекс кастрации, мы говорили о том, что маленький мальчик чрезвычайно горд превосходством, которое ему дает половой член, и в этом нет ничего удивительного. Не надо забывать, что фаллос у древних является символом жизни.

С маленькой девочкой происходит то же самое, но наоборот. Она думает, что у нее чего-то недостает, что ее лишили того, что есть у мальчиков. Она верит, что „это” еще вырастет. Но так как „это” не появляется, она начинает чувствовать себя неполноценной. И здесь тоже большую роль играет воспитание. Нельзя говорить девочкам, что „это” не будет расти в наказание. Довольно часто бывает, что девочка слышит разговор родителей со знакомыми: „Мы хотели мальчика, но родилась девочка”.

Девочка начинает относиться к своим половым органам как к чему-то второстепенному. Она захочет компенсировать свою неполноценность, будет стараться походить на мальчика. И в результате она делается мужеподобной.

Иногда такая женщина становится начальником. Она требует полного повиновения, особенно это относится к мужчинам. Поскольку она завидует мужчинам, она пытается восстановить против них других женщин. Властная и агрессивная, она презирает женственность. Сама она - не женщина и не мужчина и может ужасно страдать от этого. Если она выходит замуж, то часто бывает совершенно холодной. Повсюду и всегда она пытается показать свое превосходство и „быть настоящим мужчиной”. Она отказывается заниматься тем, что свойственно ее полу, например, домашним хозяйством. Ее возмущает „тирания мужчин”. „Диана” всегда недовольна и возмущена. Только одно может ее спасти - материнство, особенно если ребенок - мальчик. Почему? Потому что она создала ребенка мужского пола и теперь чувствует себя уравненной с мужчинами. Но чаще всего такая женщина становится матерью-тираном, а воспитание, которое она даст детям, приведет к катастрофе.

Случай второй. Вообразим себе такую, часто встречающуюся, ситуацию.

Предположим, отец был женственным вследствие эдипова комплекса. Он боялся женщин, потому что не считал себя настоящим мужчиной. В большинстве случаев так называемая ненависть к: женщинам переносится и на собственную дочь. Бессознательно он делает все возможное, чтобы она не стала женщиной.

Он пробует воспитывать ее как мальчика. Он хвастается ее силой, ловкостью, сноровкой, ее мускулатурой. Воспитанная таким образом девочка по складу ума становится похожей на мальчика, ее тревожат проявления женской природы. Доходит до того, что в некоторых случаях нарушается регулярность менструаций, а иногда они просто прекращаются.

Представьте себе бесконечную тревогу, которая мучает эту женщину. Тревога вызвана противоположными тенденциями:

а) глубинным желанием стать женщиной; 6) отказом от женственности вследствие полученного воспитания.

Став взрослой, она дорого заплатит за такое воспитание: волнения, фобии, болезни, неврозы и т.д. Ее не покидает чувство неполноценности и глубокое страдание.

Случай третий. Отец ужасно деспотичен, он без конца оскорбляет дочь, обманывает и унижает ее. Это продолжается так долго, что у дочери появляется ненависть к мужчинам. И тогда:

а) она отказывается „быть покорной” мужчинам, но она также отказывается и от женственности - становится мужеподобной. В замужестве она довольно холодна, - но если у нее родится мальчик, она сделает все, чтобы воспитать его женоподобным;

б) она сближается с мужеподобными женщинами, которые для нее играют роль мужчин, то есть становится лесбиянкой.

Комплекс Каина. Это самый простой и наиболее известный комплекс. Он возникает в том случае, когда в семье появляется второй ребенок. Старший понимает, что теперь его будут любить меньше. Но все зависит, очевидно, от обстоятельств и поведения родителей. Этот комплекс (совершенно нормальный, если он постепенно проходит) иногда проявляется в сновидениях или рисунках детей. Вот что приснилось десятилетнему мальчику: он идет с родителями, ярко светит солнце. Внезапно появляется река. Мать наклоняется и пытается вытащить из воды куклу. Мать отталкивает его, тогда он вырывает куклу из рук матери и бросает в воду. Сон этот очень простой. Кукла, вытащенная из воды, - младший брат ребенка. Во сне мать отогнала его. Тогда он „убил” своего брата - бросил его в воду.

Этот комплекс хорошо объясняет его название. Для старшего брата младший является соперником. И поэтому старший поступает логично, желая убрать соперника. Это бессознательно проявляется в виде насмешек, агрессивности, соперничества, яростных соревнований, споров, а иногда и вражды.

Со временем этот комплекс может исчезнуть или перейти в невроз, выражающийся в чувстве вины, бессилия, враждебности. Исчезновение комплекса в большой степени зависит от поведения родителей. Этот комплекс трансформируется, когда старший брат защищает младшего. При этом он сохраняет свою главную роль в отношениях с родителями. И тогда чувство неполноценности будет испытывать не старший, а младший брат.

Эти комплексы считаются нормальными. Развитие их зависит главным образом от семейного климата.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) - первый ученик Фрейда. В 1911 году он опубликовал свою работу „Исследование неполноценности и ее физического отражения” и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием “трудных” детей. Фрейд положил в основу своей теории подсознание и сексуальность. Адлер же взял за основу чувство неполноценности.

Нормальное чувство неполноценности - это понимание студентом того, что он уступает профессору в опыте и знаниях. Но он знает, что это временно. Ребенок чувствует себя неполноценным по сравнению с отцом, потому что он намного младше. Человек чувствует себя неполноценным по сравнению с природой. Однако комплекс неполноценности может стать болезнью. Я приведу один пример: начинающий пианист играет на рояле хуже виртуоза. Но его неполноценность ограничена роялем. Она не вызывает у него ни агрессивности, ни чувства униженности. Молодой пианист знает, что у него пока меньше знаний и умения. Болезненная неполноценность захватывает человека целиком. Она становится неврозом, который вызывает страдания, боязливость, тревогу, страх, враждебность, агрессивность, мучительную потребность превзойти других, унизить их, командовать, управлять и быть первым.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство. Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий. Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Пример. Один крупный писатель сказал: „Мне совершенно безразлично, восхищаются моими книгами или нет”. Рассмотрим три варианта:

1. Если этот писатель уравновешен, имеет ясный ум и интеллигентен, ему это действительно безразлично. Он является вполне нормальным человеком и не нуждается в восхищении.

2. Предположим, что писатель страдает от комплекса неполноценности, боится быть смешным. У него появляется страх, что он не сможет сделать того, чего от него ждут. Он начинает притворяться безразличным, избегать встреч. В этом случае безразличие будет компенсацией.

3. Или из-за чувства неполноценности он старается казаться совершенным и с презрением отзывается о всякой вздорной болтовне, цену которой он знает. Он старается также удивить всех своей скромностью. Восхищение ему необходимо, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Последние две реакции ненормальны, они не соответствуют тому, что чувствует человек на самом деле.

Недостаток ласки часто приводит к появлению у детей комплекса неполноценности - обычно в неполных семьях или когда один из родителей оскорбляет или унижает ребенка. Прекрасно известно, к чему это ведет.

Рассмотрим один случай. Властная мать нежно пестовала своего „восхитительного ребенка”. Ее доброте не было границ. Мать не давала сыну выполнять даже самые элементарные действия. Могло показаться, что она перекармливала своего сына лаской. Она была убеждена, что делает все для блага ребенка. Но была ли эта ласка настоящей? Нет, совсем нет. Эта мать любила ребенка для самой себя. И она ошибалась - потому, что была неврастеничкой. На самом деле ей было необходимо чувство силы и непогрешимости, чтобы подтвердить свое превосходство. Здесь мы встречаемся с фальшивой лаской, которую ребенок легко распознает. Дети очень хорошо чувствуют, когда что-то не так. Диктатор, даже притворяющийся ласковым, вызывает у них неистовое внутреннее сопротивление, но, кроме того, и усиливающийся комплекс неполноценности. Психологический механизм тихо включается и безжалостно приводит ребенка к неврозу.

Здоровый воспитатель способен подметить все хорошие стороны ребенка, больной же мало что замечает, так как все время думает только о себе. Чтобы жить с неврозом, нужна компенсация, и часто в этой роли выступает именно ребенок.

Подобный воспитатель уничтожает индивидуальность ребенка, вызывая комплекс неполноценности.

Если родители - хорошие воспитатели, то даже если они наказывают ребенка, конечно, за дело, то бояться нечего. Ребенок скажет себе: „Я получил по заслугам. Закон есть закон”, и будет думать о других вещах, не чувствуя себя униженным. У психически же нездоровых родителей любое соревнование или игра будут унижать ребенка. Кроме того, такие родители передают детям свои навязчивые страхи, например: остерегайся аварий, падений, насекомых или бактерий, будь осторожен на улице и т.п.

Комплекс неполноценности у женщин. У многих женщин появляется комплекс неполноценности только оттого, что они - не мужчины. Конечно, эмансипация дает свои плоды, но то, что сложилось тысячелетиями, трудно изменить сразу.

К несчастью, у женщин комплекс неполноценности полностью исчезает очень редко, и на вопрос: „Хотели бы вы стать мужчиной”, большинство отвечают уверенным „да”. Это значит, что они хотели бы пользоваться привилегиями мужчин и обладать чисто мужскими качествами: смелостью, силой, независимостью. И совершенно естественно, что женщины, обладающие комплексом неполноценности, ищут, чем его можно компенсировать. Они начинают носить мужскую одежду, коротко стричься, заниматься спортом. Все это печально и нелепо, но делается для того, чтобы самоутвердиться.

Комплекс неполноценности у женщин часто появляется из-за неправильного воспитания. Сколько отцов ждут ребенка для того, чтобы он продолжил род и фамилию, унаследовал профессию. Это настоящий эгоизм. „Продолжить род” - это значит иметь мальчика. И, естественно, такой отец ужасно расстроен, если рождается девочка. Он так старался сделать мальчика; а теперь он обучает девочку ходить и одеваться, как мальчик. Для такого отца все, что является мужским, - хорошо, а все, что является женским; - это слабость и достойно презрения. Девочке начинает казаться, что она существо второго сорта только потому, что она девочка. Просто фантастическая сила потребуется девочке, выросшей в такой семье, чтобы стать полноценной женщиной.

Часто говорят, что женщины не имеют способностей. Но кто это говорит? Конечно, мужчины! Но иногда и женщины - из-за комплекса неполноценности. Необходимо заметить, что женщины имеют способности, но совершенно не такие, как мужчины, поскольку у каждого из них - своя роль. Мужчины более способны к абстрактному мышлению, меньше поддаются эмоциям, а женщины глубже чувствуют суть вещей.

Способен ли мужчина на интуитивные прозрения? Очень редко - его интуиция давно покрылась коркой здравого смысла и логики.

Воспитатель прежде всего должен заботиться о том, чтобы самооценка ребенка не была ни завышенной, ни заниженной.

Школьная среда также очень важна для воспитания ребенка. Часто в классе сами собой формируются группы. Элита - это дети богатых родителей, их уважают и ими восхищаются. Бедных и слабых здесь презирают. У меня собрано много скорбных признаний взрослых мужчин и женщин, которые не могут забыть страшное унижение, которому они подвергались в школе. В некоторых учебных заведениях бедные ученики, обучающиеся бесплатно, должны были обслуживать в столовой богатых учащихся, платящих за обучение. Превосходство, которое дают деньги, выставлялось напоказ - это было гнусно и оскорбительно. Дети бедных родителей приобретали комплекс неполноценности и начинали искать компенсацию. Но компенсация может создать как большого человека, так и большого бандита. Некоторые учителя насмехаются над бедностью и профессией родителей учеников, страхом детей, их дикцией, и это происходит на глазах у всего класса, вызывая смех у одноклассников. Совершенно очевидно, что такие воспитатели сами нездоровы. Детство, незаконно лишенное любви, ласки и веры в себя, - самая больная проблема современного воспитания. Больные дети станут взрослыми, которые в свою очередь будут воспитывать больных детей. И эта цепочка бесконечна.

Комплекс неполноценности, так же как и необходимость превосходства, проявляется в тысяче мелких деталей, образуя полную картину. Иногда, как при вспышке молнии, неврастеник понимает, что его действия и реакции неправильные, но он стремится сейчас же отбросить это чувство. Почему? Потому, что он боится, что его увидят таким, какой он есть, - всех презирающий и ненавидящий. Предположим, что он делает что-то очень хорошо, и все это видят. Он сам верит, что обладает прекрасными качествами, но в действительности все это скрывает его глубокие раны. Ему кажется, что он - „чистое золото”. Но внезапно он дает себе отчет в своих действиях и видит, что это не золото, а медь. Он считает себя сильным, хорошим, любящим и вдруг оказывается перед руинами, все его конструкции рухнули, рухнули все механизмы безопасности. Вот почему неврастеник не может сам помочь себе. Здесь должен вмешаться психолог.

И много ли таких неврастеников с комплексом неполноценности? Десятки миллионов! Наш образ жизни и культура являются главными причинами их появления. Наша жизнь основана на соревновании, желании принести пользу себе и вред другим, на индивидуальном превосходстве, презрении, доминировании. Страдающих становится все больше.

Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое на мать и свое первое желание причинить насилие - на отца.

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,- комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему "Эдипов комплекс, что это?", считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого - его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

У представителей обоих полов эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений — необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях характеризует невротическую психику. В отдельных случаях любовь к родителю противоположного пола и желание смерти родителю одинакового иола могут означать многие вещи, особая форма которых зависит от конституции и жизненного опыта. При исследовании влияния жизненных обстоятельств обнаруживается трудно обозримое многообразие. Различия обусловлены не только личностными особенностями родителей, но и вариацией от ребенка к ребенку представлений о любви и смерти. Любовь строится из многих компонентов, и относительное акцентирование разных компонентов сильно варьирует. Смерть тоже мыслится многими способами: желание смерти родителя может даже претерпевать садистскую сексуализацию и тем самым одновременно выражать негативный эдипов комплекс.

Не существует перцепции вне эмоциональных связей. Весь жизненный опыт детерминирует специфическую форму эдипова комплекса. Его проявления зависят от переживаний в фаллический период, а предшествующие переживания могут придать ему прегенитальную окраску вследствие фиксаций. Уникальность травматического опыта столь же существенна, как и повседневные влияния.

Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта, что особо подчеркивается со времени зарождения психоанализа. В обсуждении гениталь-ных устремлений в первую очередь следует рассматривать генитальные факторы. Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. Все, что усиливает страхи и, следовательно, способствует вытеснению сексуальности, впоследующем мешает преодолеть эдипов комплекс. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: всяческих инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. Посредством перенесения прегенитальные переживания, особенно внезапные оральные и анальные фрустрации, могут оказывать тот же эффект, что и генитальные переживания.

В формировании эдипова комплекса важно все, что ребенок знает и думает о сексуальной жизни родителей, особенно при внезапности переживаний. Часто решающее значение имеет сочетание реальных событий и их ошибочной интерпретации. Здесь следует упомянуть о садистском восприятии сексуальности. Так называемая первичная сцена, т. е. наблюдение ребенком сексуальных сцен взрослых (родителей), вызывает сильное сексуальное возбуждение (природа которого варьирует в соответствии с возрастом ребенка) и одновременно создает впечатление, что сексуальность опасна. Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует. Ребенок может также ошибочно интерпретировать воспринятые события на садистский манер, или вид гениталий взрослого может вызвать у него страх кастрации. Субъективное содержание, степень и продолжительность воздействия первичной сцены варьируют в зависимости от подробности воспринятого. Внешние обстоятельства и индивидуальные факторы определяют, что фактически ребенок осознает, о чем догадывается, каким образом инкорпорирует свои наблюдения и догадки в предшествующий опыт. Существенно, происходит ли эта инкорпорация и разработка в момент видения сцены или впоследствии.

Вместо первичной сцены могут переживаться замещающие зрелища: коитус животных, вид обнаженных взрослых и даже вовсе несексуальные сцены, субъективно воспринятые как таковые. Действенность подобных сцен увеличивается, если другие объективно безобидные обстоятельства облегчают перенос увиденного на родителей. Ссоры между родителями часто приравниваются детьми к сексуальным сценам и создают представление о сексуальности.

Вызовет ли у детей вид гениталий взрослого болезненный страх зависит от всей предшествующей жизни ребенка, т. е. от психических связей, в которые вплетается новый опыт. Фрейд назвал инфантильную идею о наблюдении сексуального акта родителей «первичной фантазией». При отсутствии фактического наблюдения соответствующие события измышляются, ребенок утилизирует в этих целях все имеющиеся в реальности намеки. Конечно, воздействие такой фантазии не равнозначно реальным переживаниям.

Что касается постоянных влияний, то реакции ребенка на родителей и его желания зависят от их личности и поведения. Необычное поведение может провоцировать необычные реакции, что очевидно в семейном анамнезе среднего невротика. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. Очень часто мать любит сына, а отец любит дочь. Если в силу внешних обстоятельств или невроза сексуальное удовлетворение родителей недостаточно, они бессознательно испытывают более сильную сексуальную любовь к своим детям. Такого рода любовь бессознательно воспринимается детьми как сексуальное обольщение и усиливает эдипов комплекс. Иногда даже родители это бессознательно чувствуют, и тогда подвергают детей угрозам и фрустрациям.

Таким образом, некоторые дети сначала вводятся родителями в соблазн и потом со стороны родителей же подвергаются санкциям. Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствует больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдиповых устремлений братья и сестры излишни. Прежде всего, они объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает ее благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев или сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.

Пациент, имевший несколько братьев, рассказал следующее сновидение: «Я вернулся после прогулки с мамой и обнаружил, что шайка грабителей в наше отсутствие обворовала дом». Грабители символизировали его братьев, с которыми ему пришлось, придя с прогулки, снова разделять мать.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются ребенком как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, например, у девочек может возникнуть не только идея ревности: «Отец (или мать) будет любить младенца вместо меня», но также идея: «Отец подарил ребенка матери, а не мне». Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

У детей, воспитанных одним родителем или вообще без родителей, эдипов комплекс образуется специфически. Если один из родителей умер или оставил семью - в развитии ребенка существенно значимо - знает ли он этого родителя, имеется ли отчим (мачеха), когда и при каких обстоятельствах семья пополнилась новым взрослым, каково поведение оставшегося родителя и его отношение к ребенку.

Даже дети, не знающие недостающего родителя, понимают, что таковой однажды существовал и другие дети живут с отцом и матерью. Отсутствие родителя порождает чувство своей исключительности и потребность в определенных компенсациях. В общем, можно утверждать следующее. Если умер родитель одинакового пола, это переживается как осущестатение эдипова желания и, следовательно, вызывает сильное чувство вины. Если умер родитель противоположного пола, фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим покойного фантазиям. Детали зависят от того, когда и при каких обстоятельствах ребенок узнал о смерти. Особенно важны, по-видимому, три последствия. Во-первых, усиливается привязанность к оставшемуся родителю, характер этой привязанности определяется также отношением родителя к ребенку и обычно амбивалентен. Во-вторых, часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Отсюда сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия рисуются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание (воссоединение с умершим родителем) может стать сексуальной целью. В-третьих, опечаленный индивид регрессирует к оральной фазе; если это случается в раннем возрасте, то неизгладимо отпечатывается в структуре эдипова комплекса и характере. Эдипова любовь, как и все последующие объектные отношения, переплетается тогда с идентификацией. Второй и третий пункты также справедливы при переживаниях, связанных со смертью брата или сестры.

Пациентка боялась замужества. В пятилетнем возрасте она лишилась матери и фантазировала, что смерть матери неким образом обусловлена деторождением или сексуальностью. В наказание за эдипово удовлетворение, испытанное при смерти матери, пациентка ожидала такой же судьбы после замужества.

Нечто похожее произошло с пациентом, который в детстве реагировал на смерть матери тревогой и ипохондрией. Он идентифицировался с матерью и боялся, что сексуальное удовлетворение с отцом убьет его, как, согласно его фантазии, убило мать. Здесь конденсация таинств сексуальной жизни и смерти особенно понятна, поскольку она окрасила кастрационную тревогу, превратив ее в страх исчезновения вещей.

Пациентка, у которой еще в детском возрасте умер отец, впоследствии возненавидела всех людей: мужчин за то, что никто из них не походил на отца, возведенного ею в идеал, женщин за то, что мать забрала отца себе, позволив ему умереть, прежде чем дочь могла бы им насладиться.

В случае отсутствия отца или его «слабости» мальчики предрасположены к женственности, потому что дети идентифицируются в большей мере с родителем, который рассматривается ими как источник основных фрустраций.

Конфликты между родителями, развод родителей, их раздельное проживание оказывают схожее влияние. Если сами дети — предмет родительских раздоров, то легко интенсифицируется полный эдипов комплекс и фиксация на нарциссизме, что вынуждает ожидать повышенного интереса к себе окружающих, на манер родительского отношения, но эти ожидания обречены на провал. Родители постоянно депрессивной и вообще заторможенной пациентки развелись, когда она была в годовалом возрасте. Она никогда не видела своего отца. Ее эдипов комплекс сосредоточился вокруг следующей фантазии: «Отцу не понравилось жить с моей матерью, она недостойна его. Я совершенно другая. Однажды отец придет и заберет меня с собой». Он не пришел. Пациентка возненавидела отца, эта ненависть затем обернулась против нее самой, что и привело к депрессии. Депрессивная утрата самоуважения означала: «Я тоже недостойна любви моего идеального отца». Необычное поведение родителей формирует у детей необычный эдипов комплекс. Под необычным поведением понимаются чрезмерное попустительство, излишняя строгость или их сочетание. Избалованность неизбежно влечет необычные фрустрации, потому что избалованный ребенок не привык к лишениям и воспринимает слабые фрустрации как сильные. Запланированные воспитательные меры менее важны, чем естественное повседневное поведение родителей. Особую роль играют, вероятно, два фактора: 1) отношение матери к полу ребенка: некоторые матери нарочито показывают дочери, что хотели бы иметь сына; 2) родительские взаимоотношения, поскольку они формируют у ребенка представление о сексуальности.

Итак, семейная мораль оказывает влияние на форму эдипова комплекса. В какой мере ребенок считает допустимыми инстинктивные побуждения зависит не столько от особенностей запрета на мастурбацию, сколько от общего отношения родителей к сексу, которое они осознанно или неосознанно постоянно декларируют. Имеются в виду реакция родителей на отношение ребенка к ним самим, другим детям, на его мастурбацию, а также установки родителей относительно отнятия от груди и тренинга чистоплотности в оральный и анальный период. Неизгладимый отпечаток на эдипов комплекс налагает ирегенитальная фиксация. Особенно стоит упомянуть пассивно-рецептивные формы эдипова комплекса у мужчин в результате чрезмерной опеки матери. В свою очередь авторитарные отцы блокируют любую возможность становления независимости ребенка.

Пациент сорока лет с явной амбивалентной фиксацией на деспотичном отце, простудившись, получил из дальнего города телеграмму от отца: «Погода неустойчива, не выходи из дома». На форму эдипова комплекса влияет и социальное положение родителей, обусловливающее различия в окружающей детей обстановке. Большинство детей бессознательно уравнивают низкое социальное положение с инстинктивной несдержанностью, а высокое социальное положение с сублимацией и запретами.

Если индивида из благополучной среды сильно тянет на низший социальный уровень, то психоанализ часто раскрывает не только поиск гарантий от унижения (кастрации) посредством общения (сексуальных связей) со столь же униженными («кастрированными») особами, но также стремление к запретной чувственности. Все это может подаваться в рациональной форме (рационализация) как содействие улучшению социальных условий.

Содержание эдиповых грез многих детей состоит в том, что на самом деле они не являются детьми своих родителей. Они якобы подкидыши, отпрыски некой семьи с совсем другим социальным положением. Это либо особо привилегированная семья, либо семья очень бедная. Фантазии такого рода, названные «семейным романом», могут служить разным целям: нарциссической гордости, упрямству, мести родителям, выражать надежду на будущее удовлетворение.

Бессознательные фантазии о социальных различиях мало свидетельствуют о путях влияния этих различий на эдипов комплекс ребенка. Фактически такое влияние оказывается постоянно, поскольку сексуальный опыт и его фрустрация соответствуют социальным паттернам. Фрейд подробно осветил данную проблему. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить о сексуальном опыте и агрессивности беспризорных детей. Переживания, связанные с социальным положением отца, наверняка влияют на отношение к нему: любовь или ненависть, благоговение или презрение, восхищение или жалость.

Все же создается впечатление, что объективно важный фактор социального положения семьи меньше отражается на эдиповом комплексе ребенка, чем следовало бы ожидать. Причина в том, что моральные устои (и даже их колебание) относительно одинаковы в разных слоях того же общества.

Предлагалось исследовать достоинства и недостатки воспитания, сформировавшего эдипов комплекс, сравнивая детей, кто воспитывался в семье и вне семьи, например в воспитательном учреждении. Однако и на вторую категорию детей влияет представление о семье, рано или поздно они узнают об институте семьи и о том, что другие дети имеют отца и мать и что сами они в невыгодном положении. У них тоже формируется эдипов комплекс. Они любят, ненавидят и ревнуют воспитателей. В дополнение, наподобие обычных детей, фантазируют об отце и матери, только их сочинительство отличается большей отвлеченностью, а эдипов комплекс характеризуется сильным расхождением между фантазией и реальностью. Что было сказано о детях, не знающих одного из родителей, вдвойне справедливо для детей из воспитательных учреждений. Если они воспитываются не в одном месте и часто меняют окружение, это отражается не только в типичных расстройствах характера. У них вообще не имеется возможности развить какие-либо длительные объектные отношения, их эдипов комплекс остается чистой фантазией.

Эдипов комплекс каждого индивида формируется жизненным опытом. Но что такое собственно эдипов комплекс? Биологический феномен, свойственный человеческому ролу, или продукт социального института (семьи), подверженный изменениям, как и этот институт?

Во-первых, следует сказать, что различие между биологической и социальной детерминацией относительно. Мы подчеркивали, что Фрейд не считал инстинкты неизменными паттернами, согласно его взглядам, инстинкты, скорее, остатки прежних влияний окружения. Вовсе не врожденный эдипов комплекс мистической природы создал семью, чтобы обеспечить свое удовлетворение, напротив, семья способствовала становлению эдипова комплекса. Дитя человека биологически беспомощнее детенышей других млекопитающих и нуждается в опеке и любви. Поэтому младенец всегда будет добиваться любви от опекающих его взрослых, а те, кто отнимает любовь, будут вызывать у него ненависть и ревность. Если этот феномен назвать «эдиповым комплексом», можно говорить об его биологической основе.

Однако Фрейд использовал данное понятие в более строгом смысле. Он понимал под эдиповым комплексом генитальную любовь к родителю противоположного иола в сочетании с ревнивым желанием смерти родителю одинакового пола, пик длительного развития инфантильной сексуальности, когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. В этом смысле эдипов комплекс, несомненно, подвержен влиянию семьи. Если институт семьи изменился бы, эдипов комплекс тоже неизбежно Претерпел бы изменения. В обществах с разными семейными конфигурациями отличается и эдипов комплекс. Попытки объяснить разные семейные конфигурации как «вытеснения эдипова комплекса», ио-видимому,несостоятельны. Проблема происхождения эдипова комплекса сводится, следовательно, к интересной и еще не изученной проблеме происхождения семьи, но эта тема выходит за пределы теории неврозов. Фрейд постулировал гипотезу о филогенетическом происхождении эдипова комплекса в доисторический период, когда человечество было организовано в племена, возглавляемые вождем, однажды убитым и съеденным своими сыновьями; эта инкорпорация ознаменовала первое раскаяние и запрет. Здесь не место обсуждать зачаровывающую гипотезу тотема и табу. Гипотеза не меняет тот факт, что сексуальные конфликты Детей были бы иными, если они не жили бы с родителями, братьями и сестрами. При изменении среды изменяются реакции.

На высоте эдипова комплекса ребенок испытывает разочарование, его нарциссизму наносится ущерб, поскольку соперник, взрослый, обладает преимуществами и привилегиями. Дети неодинаково реагируют на травму. Реакция зависит от конституции ребенка, его раннего опыта и специфики травмирующих событий. Каждый ребенок жаждет быть взрослым и играет роль взрослого.

Однако в положении ребенка тоже имеются преимущества. Всякий раз, когда ребенок боится собственных эмоций, непримиримых эротических и агрессивных побуждений, он может спрятаться за рецептивным устремлением к внешней помощи и установкой: «Все это не слишком серьезно, ведь я еще ребенок».

Желание быть взрослым блокируется переживанием вины и ощущением защищенности в статусе ребенка, что причиняет фиксации и вынуждает многих невротиков вести себя, будто они все еще дети на фаллической стадии.

Пациент, успешно проработавший многие годы врачом, в процессе психоанализа обнаружил, что он всегда изумляется, когда фармацевт составляет лекарства по его рецепту: «Фармацевт, взрослый человек, выполняет эту работу исключительно ради меня, ребенка, написавшего рецепт!»

Неправильно полагать, что в детстве помимо родителя противоположного пола не существует других любовных объектов. Братья и сестры, дяди и тети, дедушки и бабушки, друзья и знакомые родителей могут оказывать в этом смысле существенное влияние. У многих детей завязываются своего рода любовные интриги со взрослыми и другими детьми одинакового и противоположного иола. Частота таких приключений увеличивается, если воспитание не налагает на них запрет. Что касается механизмов выбора объекта, то Фрейд различал между анаклитическим и нарциссическим выбором.

В первом случае объект выбирается, поскольку он провоцирует ассоциации с первичным объектом, обычно родителем противоположного пола, иногда родителем одинакового пола или братом, сестрой, другими особами из детского окружения. Во втором случае выбор объекта обусловлен тем, что ему свойственны некоторые характеристики собственной личности индивида. Оба типа выбора могут осуществляться позитивным путем, тогда выбранный объект имеет сходство с прошлым объектом или собственным эго, и негативным путем, тогда выбранный объект противоположен прошлому объекту или собственному эго. Кроме того, возможен выбор объекта на основе идеала, тогда выбранный объект репрезентирует те качества, которые индивид некогда хотел видеть в прошлом объекте или желает иметь в его собственное эго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

«Эдип, о котором пойдет речь, – герой древнегреческой мифологии, ставший символом определенного этапа развития нашей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Это сексуальное желание, о котором мы привыкли думать как об атрибуте взрослого, переживается маленьким ребенком в возрасте трех-пяти лет. Оно направлено на родителей. Почему именно на них? Да просто потому, что они рядом! Невинный ребенок наделяет их сексуальностью, вовлекает их в свои фантазии и беззастенчиво копирует их взрослое сексуальное поведение».

Эдипов комплекс соотносится с той фазой психического развития, во время которой мы учимся сдерживать свои порывы и отказываться от неисполнимых желаний через усвоение запретов, в том числе на инцест. Это необходимый этап, преодолев который мы впоследствии сможем любить, создавать пару, строить семью. А если мы так и не смогли пережить ту нашу самую первую любовь – к папе и маме, – эдипов комплекс создает для нас большие эмоциональные сложности. Ведь ни один потенциальный партнер не выдерживает сравнения с папой или мамой – такими, какими мы их видели в детстве.

Эдипов комплекс у мальчика

«Овладеть» матерью – такова главная бессознательная эдипова фантазия маленького мальчика. Еще одна самая известная фантазия, относящаяся к этому периоду, – «убить отца». Эдипов комплекс – это «война» отцов и сыновей, в которой последние стремятся самоутвердиться. В конце концов эти желания внушают ребенку чувство вины, его начинает мучить бессознательный страх кастрации, как его называет Фрейд. Этот страх в своих крайних проявлениях даже может привести к формированию неврозов и фобий. Он же позволяет мальчику понять, что можно, а чего нельзя, и освобождает его от инцестуозных фантазий. Соперничество с отцом и страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери.

Елена Ратнер

Механизмы сексуальной идентификации

«Проживая эдипову фазу, ребенок приобретает основу своей будущей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Он обретает то, что впоследствии заставляет мужчину выбирать маскулинный тип поведения, а женщину – фемининный. И это при том, что существует множество женщин, которые выбирают мужской тип, и наоборот. Понятия маскулинный и фемининный обозначают два основных способа выбирать объект любви и испытывать сексуальное желание, но частных случаев тут такое множество, что невозможно дать портрет типичного мужчины или типичной женщины».

Эдипов комплекс у девочки

Парадоксальным образом совсем маленькая девочка, так же как и мальчик, хочет обладать матерью. Однако в возрасте между тремя и пятью годами она вдруг обнаруживает, что у мальчика есть пенис. Тогда начинается болезненный период, во время которого девочка чувствует себя несовершенной. Кто-то лишил ее чего-то по-настоящему ценного, и этот кто-то, думает она, – ее мать! Так заканчивается идиллия с матерью, и девочка обращается к отцу. Сначала для того, чтобы быть такой же сильной, как он, что, конечно, невозможно. Затем – надеясь быть желанной ему: «Я выйду замуж за папу». Речь идет о бессознательной фантазии: она не знает точно, чего хочет, и, конечно, не собирается переходить к реальным действиям. В своем поведении она начинает подражать матери, которую, с одной стороны, ненавидит как соперницу, а с другой – считает идеалом, восхищается ее женственностью и мечтает быть как она, чтобы понравиться папе. Чтобы добиться взрослой женственности, девочка отказывается от своих запретных фантазий.

Маскулинный тип

Мужская сексуальность задается эдиповой фантазией мальчика о том, чтобы «овладеть» своей матерью. Мужчина гордится своим половым органом, способным проникать. Но в его бессознательном сохраняется детский страх кастрации, из-за которого мужчина «больше боится физической боли и постоянно обеспокоен тем, чтобы доказывать свою маскулинность, утверждает Ж.-Д. Назьо. «Мужчина боится потерять власть, которой, как ему кажется, он обладает благодаря пенису. Надо, наконец, сказать со всей определенностью: мужчина труслив и уязвим из-за постоянного болезненного внимания к своему телу. Любой рискованный поступок вызывает у него страх быть уничтоженным, а неудача часто ассоциируется с увечащим его унижением».

Самое страшное для мужчины – это другой человек, которого невозможно удовлетворить и который навязывает свою волю. Такая ситуация оживляет его детские страхи. Однако в бессознательном взрослого мужчины сохраняются также воспоминания о детских фантазиях фемининного типа, о том, как он пассивно отдавался удовольствию, которое доставляли ему родители. Такие «остаточные явления» – это женская сторона личности, и ее можно обнаружить даже у самых вирильных мужчин. Поэтому мужчина предпочитает любить, а не быть любимым. Однако, влюбившись по-настоящему, он боится стать зависимым, а это очень мучительное переживание для того, кто испытывает потребность чувствовать себя сильным.

Если мать одинока

Если мать растит ребенка одна, как возможен эдипов комплекс? «Самое важное – чтобы ребенок не становился единственной любовью ее жизни, – отвечает Ж.-Д. Назьо. – Если у женщины нет партнера, то достаточно иметь серьезные интересы и увлечения. Отец – это третий (человек, занятие, идеал), на которого направлено желание матери и который, следовательно, встает между ней и ребенком и позволяет ему обособиться».

Фемининный тип

Женская сексуальность проявляется обычно в желании отдаться, в отличие от мужского желания обладать. Она связана с бессознательной фантазией маленькой девочки о том, чтобы стать сексуально привлекательной для своего отца. Во взрослом возрасте эта мечта трансформируется в потребность быть необходимой мужчине. Поскольку очень рано она поняла, что с ней «что-то не так», женщина может быть не уверена в своей внешности и ценности.

Эти сомнения заставляют ее чувствовать себя «неполной», «незаконченной», постоянно сравнивать себя с другими женщинами. Слабость и сила заботят ее не в первую очередь; для нее главное – быть кому-то необходимой. И, хотя ей неведом страх кастрации, характерный для мужчин, она тоже боится – быть покинутой. «Ей нечего терять, кроме любви мужчины, – уверяет Ж.-Д. Назьо, – любовь для нее – предмет постоянного поиска, потребность, которую она стремится удовлетворять снова и снова». Тем не менее бессознательно некоторые женщины «застревают» в том периоде, когда они завидовали пенису мальчика и силе отца. Тогда они реагируют на ситуацию от противного, решая, что им «это» не нужно, они и так гораздо сильнее мужчин!

Стоит нам влюбиться или почувствовать желание, как притаившийся в нас ребенок эдиповой фазы оживает вновь. Это из-за него мы склонны воспроизводить одни и те же любовные схемы. Но его же мы должны благодарить за то, что каждый раз любим как в первый.

Об этом

  • Зигмунд Фрейд. «Я и Оно». Азбука-классика, 2007.
  • «Ключевые понятия психоанализа». Б&К, 2001.

Эдип, пожалуй, самый известный в психологии мифологический персонаж. Ведь наверняка о том, что существует Эдипов комплекс и комплекс Электры, вспомнит даже самый далекий от этой науки человек. Вспомнит, но вот рассказать подробнее уже вряд ли сможет.

Итак, что такое Эдипов комплекс, из-за чего он возникает и как дает о себе знать?

Миф об Эдипе

Мы начали разговор с упоминания античных мифов. И действительно, прежде чем речь зайдет о психологических аспектах проблемы, нелишним будет остановиться на аспектах культурных. Вспомним трагедию Софокла «Царь Эдип», основанную на мифологическом сюжете.

Царь Лай, правитель Фив, получает страшное предсказание: он умрет от руки собственного сына. Напуганный Лай велит слуге избавиться от своего новорожденного наследника, однако тот жалеет мальчика и передает его пастуху из соседнего царства. Пастух относит младенца к своему правителю, ребенок получает имя Эдип и становится приемным сыном царя.

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве. Считая своим отцом воспитавшего его человека, он решает покинуть царство, чтобы тем самым помешать пророчеству сбыться. В пути путешественник сталкивается со старцем. У них завязывается ссора, которая заканчивается тем, что Эдип убивает старика и его слуг.

Дорога приводит героя в Фивы. Город находится во власти Сфинкса, он загадывает прохожим загадку, которую никто не может отгадать, и безжалостно расправляется с людьми, дающими неверные ответы. Эдип отвечает правильно, и благодарные фиванцы предлагают ему стать их повелителем и взять в жены царицу: прежний царь Лай убит неизвестными.

Спустя несколько лет в Фивы снова приходит несчастье: неурожаи, голод, массовые смерти. Эдип просит оракула помочь справиться с бедами, и тот говорит, что во всем виноват убийца Лая. Если найти и наказать этого человека, город вновь будет процветать. Расследование открывает Эдипу горькую правду. Во всем виноват он сам. Старец, встретившийся ему в дороге, был Лаем.

Эдипов комплекс чаще всего рассматривается в связке с комплексом Электры - так называется его форма, возникающая у женщин. Эта античная героиня сталкивается с похожей ситуацией - становится соучастницей убийства собственной матери. Мать Электры с помощью своего любовника убила мужа и хотела избавиться и от детей, однако им, Оресту и Электре, удалось выжить, а впоследствии отомстить матери и ее сообщнику.

Трансформация определения

Автором понятия «Эдипов комплекс» стал . Основатель назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.

Вообще, правильнее определять это явление не как однозначную враждебность к своему полу и тягу к противоположному, а как совокупность разнонаправленных чувств ребенка к родителям в целом. Дело в том, что, по Фрейду, комплекс может проявить себя в трех разных состояниях.

  • Позитивный Эдипов комплекс.
  • Негативный комплекс.
  • Полный комплекс.

Позитивная форма - это уже обозначенная и наиболее известная трактовка. Особенности негативной формы в том, что она представляет собой обратную ситуацию: девочка тянется к матери, мальчик – к отцу. У детей отмечаются признаки обеих разновидностей - это объясняется наличием и мужского, и женского начал, составляющих личность человека.

Таким образом, мальчик не только испытывает тягу к матери и стремится устранить отца, но и ощущает привязанность к отцу и неприятие матери, характерные для девочки. Аналогично распределяются чувства и в жизни девочки. Все это сложное сочетание противоречивых переживаний Фрейд именовал полным Эдиповым комплексом.

На современном этапе фрейдовские представления подверглись значительной корректировке. Оспаривается утверждение об универсальном характере комплекса, акцент сместился с биологической стороны на социальную. Все больше сомнений вызывает наличие комплекса у девочек. Наметилась тенденция к использованию понятия в более широком смысле - для обозначения всего спектра отношений, возникающих между детьми и родителями.

Значение для человека

Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности. В конце этой стадии комплекс смягчается, однако вновь дает о себе знать в подростковом возрасте - лишь тогда происходит его окончательное разрешение (причем по-разному для детей разного пола).

Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.

Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а . Фрейд, кстати, термин не оценил.

Эдипов комплекс, а вернее, его благополучное преодоление, считал Фрейд, лежит в основе всего процесса психосексуального развития и мужчин, и женщин. Неразрешенный комплекс у взрослых становится истоком всех отклонений в сексуальной сфере и расстройств психики вообще.

В этом смысле примечательно любопытное совпадение. Трагедия «Царь Эдип» начинается с того, что народ Фив просит помощи у своего правителя, а затем, по мере расследования Эдипа, перед нами разворачивается вся история произошедшего. По такому же принципу строится сеанс психоанализа: клиент обращается с проблемой, а задача терапевта - внимательно слушая и анализируя слова обратившегося, докопаться до сути его внутреннего конфликта, причина которого, как правило, кроется в раннем детстве.

Более того, психоаналитик пошел дальше и сделал вывод, что в комплексе совпадают начала религии, нравственности, социальных и культурных институтов, утверждающих универсальный запрет на инцест. Отсюда следует, что эдипальные проявления - основа основ человеческой цивилизации!

В настоящее время последователи психоанализа по-прежнему подчеркивают исключительную значимость Эдипова комплекса, а вот сторонники других направлений склонны относиться к этому явлению скептически. Автор: Евгения Бессонова