Домой / Материалы / Как матрешкой играют дети. Развивающие игры с матрешкой

Как матрешкой играют дети. Развивающие игры с матрешкой


А знаете ли вы, что матрешка - это не просто декоративная фигурка для украшения интерьера. Эти деревянные игрушки были любимыми игрушками малышей многих поколений. К сожалению, сейчас их основная функция несколько призабылась. А зря! Ведь игры с матрешкой оказывают огромное развивающее влияние на детей.

Для развивающего эффекта достаточно выбрать маленькую матрешку и открыть малышу все ее замечательные свойства, научить его играть с ней.

Матрешка из дерева - экологичная игрушка для развития тактильных ощущений малыша, полностью безопасна для здоровья, даже если кроха захочет испробовать куколку на вкус.

Развивающие игры с матрешкой

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, находя внутри куколку. Следующий этап игры - поиск половинок - покажите как смешно, когда две половинки игрушки не совпадают. Открывайте матрешку, проговаривая потешку: «Матрешка - матрешка, откройся немножко!»

2. В процессе игры вы постепенно можете объяснять ребенку такие математические понятия, как «выше - ниже», «больше - меньше», «справа - слева», «спереди - сзади». Если у вас в наличии два или три набора матрешек, то можно сравнивать куколок по величине. Расставьте всех матрешек в ряд, а малыш пусть ищет пары.

3. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, куколки могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда ребенок научится выстраивать матрешки по росту - «забудьте» одну матрешку, пусть малыш догадается, в какое место строя ее поставить.

4. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти. Также можно сделать из коробок домики разного размера, и предложить ребенку расселить в них матрешек.

5. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или места в кинотеатре на просмотре мультфильма. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

6. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что куколки потерялись и предложите их отыскать.

7. Весело играть с матрешками в ролевые игры: дочки-матери, обыгрывая различные бытовые ситуации, вплетая психологические моменты

8. Для деток постарше можно приобрести неокрашенную матрешку и вместе заняться творчеством, создать свой собственный шедевр.

  • Развивающие игрушки являются одновременно обучающим и игровым материалом, поэтому рекомендуется после занятия убирать матрешку из поля зрения малыша. Так ребенок не потеряет к ней интерес и игрушка сохранит обучающие функции.
  • Малыш должен испытывать положительные эмоции от занятий. Проводите игровые упражнения только когда у ребенка хорошее настроение.
  • Прекращайте игру, заметив, что ребенок потерял к ней интерес или начал отвлекаться и уставать.
  • Прививая ребенку знания, не забывайте, что для малыша - это новые открытия, и ему необходимо многократное повторение для закрепления обучающего материала.

Игры с матрешками очень простые и незамысловатые, тем не менее, малыши очень любят эту яркую старинную игрушку, которая помогает им всесторонне развиваться и познавать мир в игровой форме.

Подготовила Марьяна Чорновил

Занятия с матрешками для самых маленьких.

Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры с матрешками.

Занятия с матрешками для самых маленьких

Какие развивающие задачи решают игры с матрешками для малышей?

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности , что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.

Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки можно было достаточно легко снять и надеть (бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.

Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше». Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка соединять двухместную матрешку?

В первой игре с матрешкой с малышом в возрасте полутора лет лучше всего дать малышу две матрешки – одна большая (из двух частей), а другая – маленькая неразъемная. Мы не только научим малыша складывать матрешку, но и познакомим со словами «большой», «маленький».

Шаг 1. Сначала мы знакомим малыша с матрешкой. Покажите ребенку большую матрешку, расскажите, какая она красивая, яркая, нарядная, в платочке и кофточке (комментированием своих действий мы закладываем основу для накопления слов в словаре ребенка, даже если он еще не говорит). Встряхните матрешку – Ой, гремит! Что же гремит? Откройте матрешку и покажите матрешку – малышку. Закройте матрешку и поставьте две матрешки рядом перед малышом.

Шаг 2. Поиграйте с матрешками в прятки – спрячьте в ладони маленькую матрешку. Где матрешка? Нет матрешки! Раскройте ладони – Вот матрешка! Затем пусть малыш попробует спрятать в ладошках матрешку. Где она? Нет! Где же матрешка? Вот она!

Затем возьмите большую матрешку и попытайтесь ее спрятать в своих ладонях. Большая! Не спрячешь в ладошки!

Попросите малыша показать Вам маленькую матрешку и большую. Маленькую матрешку мы можем спрятать в ладошки, а большую – нет.

Интонационно помогаем ребенку: про большую матрешку говорим более низким голосом, про маленькую – высоким и тонким.

Шаг 3. Откройте большую матрешку, предложите малышу поставить в нее маленькую матрешку. Попросите ребенка закрыть матрешку второй половинкой. Сами повращайте матрешку, чтобы совместить рисунок на ней. Похвалите матрешку, порадуйтесь вслух — Красивая матрешка.

Шаг 4. Дайте малышу матрешки для его самостоятельной игры. Пусть он попробует достать маленькую матрешку. Затем закроет большую. Поиграет с ними.

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например: «матрешка ходит топ-топ-топ, матрешка поет ля-ля-ля, матрешка прыгает скок-скок-скок, матрешка едет на машине биииии- би- би, матрешка упала бух! Бух! Матрешка спряталась ку-ку. Давай позовем матрешку иди-иди, иди-иди» или любое другое действие, которое будет интересно Вашему малышу. Пусть ребенок покажет Вам где большая матрешка, где маленькая.

Стишки и песенки для таких инсценировок даны ниже

Шаг 5. Матрешку собираем и она уходит гулять или уходит домой: «топ-топ-топ».

Так можно заниматься с матрешками начиная примерно с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев. Одна такая игра – занятие с ребенком занимает не больше 5-7 минут, и лучше ее повторить несколько раз с разными действиями матрешек в шаге 4.

Если ребенок проявляет интерес к игрушке и легко справляется с заданиями, то можно дать ему в следующей игре трехместную матрешку.

Обыграть игрушку-матрешку Вам помогут стишки для малышей:

При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки

Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!

На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

Дождик- дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.

Солнышко – солнышко!
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть

Прыг –скок- высоко! (действия с игрушкой – высоко или низко)
Прыг-скок- низко!
Прыг-скок- высоко!
Прыг –скок – низко!

Чух-чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
«Тороплюсь!» гудит!

Ай-люли-люли-люли.
Мы цветочки принесли.
Посмотрите, малыши,
Как цветочки хороши!
>

Баю-баю-бааааиньки,
Купим Кате валенки,
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке.

Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.

Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с 1 года 9 месяцев — 2 л ет.

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1. Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая , маленькая , а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) — кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9. Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание — взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. За этим увлечением мы забыли, что матрёшка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей. При чём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

Но, чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней. В этой статье мы хотим предложить вам возможные варианты с матрёшкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка, включающая 9 предметов. При его отсутствии можно использовать 2 набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также палочки, кружочки или разной величины.

Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так:

усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёшка. Какой у неё платочек, какие щёчки…” Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите: “Что-то она тяжёлая, и гремит, Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрёшку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: “Матрёшка - матрёшка, откройся немножко!” Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Под те же слова (“Матрёшка-матрёшка, откройся немножко”) пускай появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра "в детский сад".

4. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

5. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

6. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить по местам.

8. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

9. Предлагайте ребенку ролевые . Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.

10. В отсутствие ребенка расставьте в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что заблудились и предложите их отыскать.

Стишки, загадки, песенки о матрешках

Хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца “Сколько?”.

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:

Почему три? - спросила Маша. - Одна матрешка.

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

Три, - засмеялась Маша.

То-то, - сказал папа.

Вот они все стоят!

Стихи

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

А наш любимый стишок про матрешек я написала ниже:-)

Считалочка

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена.

Два - Малаша,

Мила — три.

Четыре — Маша.

Маргарита — это пять.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Загадки про Матрёшку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Ответ: Матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница. (Ответ: Матрешка)

Из истории:

Невозможно представить Россию без - деревянной выточенной куклы с многочисленными вкладышами. Но мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей родины.

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие получили название "матрёшки-ходилки".

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки - и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже - незначительно - с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка - это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими "розанными" рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки - сделанные в городе Семёнове Нижегородской области - легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая "северная" в России - вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.

Имя “Матрена” тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - “ ”.

В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим “матрёшка”, то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

Игра с матрешками в зависимости от возраста ребенка:

Возраст ребенка

1 г. 1 мес.-

1 г. 3 мес.

Цель:

- познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая.

Знакомство с Матрешкой - это радостный сюрприз для Вас и Вашего ребенка! Начать можно со слов: «Матрешка-Матрешка, откройся немножко!». На лицах любопытство в ожидании необыкновенного.

Величину матрешек можно подчеркнуть голосом (у маленькой голосочек тоненький).

1 г. 4 мес. -

1 г. 6 мес.

Цель:

Учить малыша действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей;

- развивать цепкость и силу кончиков пальцев;

- учить разъединять и соединять части , производя эти действия в вертикальном положении.

Внутри матрешек подарки, которые они нам принесли. Откроем их и посмотрим, что там.

Взрослый кладет руку малыша сверху на матрешку, учит делать небольшой поворот, чтобы снять верхнюю часть. Помогает ребенку, если это необходимо: направляет его руку, передает легкое усилие, накладывает свою руку на его ручку и на матрешку. Если ребенку не удается сразу открыть матрешку, то внутрь можно вложить петельку из ленты и с ее помощью снять верхнюю часть .

Ребенок рассматривает предметы, извлеченные из матрешек, например, салфетки. Все они разные по цвету, имеют свой рисунок. Далее взрослый предлагает малышу закрыть матрешек, совместив сначала их части, а затем соединить легким нажатием.

1 г. 7 мес. -

2 года

Цель:

Продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, состоящей из двух однотипных и взаимосвязанных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом соотношения их величин и положения в пространстве (большой - маленький, нижняя - верхняя части)

(2 разборные высотой 10-12 см. и 5-6 см.)

Мама даем малышу большую и маленькую , обращает внимание на их величину.

Малыш учится их раскрывать и собирать, ориентируясь на величину частей.

Мама показывает, как маленькая матрешка вкладывается в большую. Этот момент обыгрывается («Маленькая матрешка спряталась!»).

Аналогичное задание можно проводить с бочатами, другими двухместными игрушками - вкладышами.

2 г. 1 мес. -

2 г. 6 мес.

Цель:

- учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;

- формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

(расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся , наименьшая из которых неразборная)

Мама ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

2 г. 7 мес. -

3 года

Цель:

- учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;

- совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;

- научить совмещать детали по рисунку.

(расписная матрешка, вмещающая еще две разборные )

Как играть с матрешкой

Матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова ("Матрешка-матрешка, откройся немножко!") пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

4. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

5. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

6. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

8. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

9. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.

10. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.