Домой / Материалы / Откуда пришла традиция купаться на крещение. Купаться на крещение

Откуда пришла традиция купаться на крещение. Купаться на крещение

Крещение – один из главных праздников Православной Церкви. По традиции в ночь с 18 на 19 января православные ныряют в ледяную прорубь..

Алексей Уминский, протоиерей, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

"Купание на Крещение – народная традиция, она не имеет отношения к Евангелию или богослужебным, церковным традициям. Никакой необходимости или обязанности у православных людей погружаться в зимнюю прорубь на Крещение нет. Это некое личное ухарство (поступок, который совершает человек, который идет на осознанный риск в борьбе с суровой природой – прим. сайт ).

Традиция купания на Крещение существует не только в России. Например, в теплых странах, таких как Греция, принято освящать Средиземное море в эти дни. Когда епископ освящает море, он бросает крест далеко в море с молитвой, а ныряльщики из числа благочестивых христиан прыгают в воду для того, чтобы достать крест. Эта традиция в Греции тоже носит народный характер.

В России принято вырубать Иордань – прорубь в виде креста, а затем освящать воду в ней. Веками церковь освящала воду только в источниках. Затем люди брали эту воду из купели, а некоторым хотелось еще в ней и окунуться, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Таким образом, наверное, и сложился этот обычай – купаться на Крещение.

Сейчас эта традиция стала массовой. Некоторые люди думают, что если они искупаются на Крещении, то они смоют с себя все грехи. Но важно понимать, что ничего подобного не произойдет.

На Крещение православным лучше прийти в храм, вспомнить, что они христиане, что мы сами какое-то время назад были крещены в купели, и это стало для нас открытой дверью в церковь.

Если человек за свою жизнь ни разу не открыл и не прочитал Евангелие, то он, наверное, не может считать себя православным христианином, даже если он крещен. Если человек никогда в жизни не исповедовался и не причащался, он тоже не может считать себя членом православной церкви. Лучше осмыслить эти вещи, чем нырять в прорубь в день Крещения.

Владимир Вигилянский. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Владимир Вигилянский, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

В древней церкви купание на Крещение не устраивали. Массовое явление она приобрела в России только в последние десятилетия.

Сегодня купание на Крещение становится чуть ли не целью праздника. Из этой традиции сейчас делают излишний культ, который для многих людей еще и очень вредный. Распространяются слухи, что никогда в жизни ни с кем не случалось ничего плохого, если он окунался на Крещение в ледяную воду. Это, конечно, мифы.

В этот день вполне достаточно выпить крещенской воды или окропить себя несколькими каплями. Это замещает любое купание.

Ярослав Шипов, писатель и священник храмов Патриаршего подворья в Зарядье:

Купаться в проруби на Крещение – традиция не церковная, а народная. Традиция возникла там, где было принято гадать на Святки, рядиться в странные одежды, мазать себе физиономии, пугать других людей… Потом, как говорят историки, те, кто были самыми главными заводилами на Святках, чтобы смыть с себя вину, принародно ныряли в прорубь. Так они хотели показать, что смыли с себя все грехи.

Церковь относится к традиции купания спокойно. Но важно помнить, что купаться на Крещение православному человеку не обязательно, нигде в церковных книгах такой рекомендации нет.

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.




Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.


Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.




Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово « крещение » восходит к древнерусскому слову « крес » , означающему « огонь » (корень как в слове « кресало » - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово « крещение » означает « возжигание » . Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте « возжечь » в человеке « искру божию » , которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой в детстве как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. « крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово « крест » в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова « крест » , означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову « крыж » (корень, как в слове « кряж » - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах « крыжик » - крестик (галочка) в ведомости, глагол « крыжить » - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, « крестоносец » - это « крыжаносец, крыжак » ).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.


Немногие задумывались над тем, откуда появилась на Руси столь экстремальная славянская традиция - купаться в лютый мороз в проруби. Она корнями уходит глубоко во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства еще и в помине не было. А вот массовые купания в проруби-иордани, приуроченные празднику Крещения Господнего - это совершенно новый обряд.


Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей


Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.


И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.


Богоявление и Крещение Господне


Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.


В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.


«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»


Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.


Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ.

Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.

святошничал" и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.

Title="Ледяной Крест.

Ледяной Крест.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-kreschenie-0021.jpg" alt="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь. Автор: Анатолий Данилов." title="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь.

На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника - Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.

А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение - человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.
обзоре .

Православной Церковью 19 января (по новому стилю) празднуется Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. Он имеет еще и древние названия: «Епифания» - явление, «Теофания» - Богоявление, «Святые светы», «Праздник Светов» или просто «Светы», так как именно Сам Господь пришел в мир в этот день, чтобы явить ему Свет Неприступный.

Праздник Крещение

Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом Завете.

Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили.

Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.

Иордан

В этот день традиционно осуществляется народное шествие, называемое «Крестный ход на Иордан», для того чтобы освятить воду и чтобы потом устроить Крещенское купание в проруби.

Крещение Иоанново означало, что как омытое водою тело очищается, так и кающаяся душа, уверовавшая в Бога, будет очищена от грехов Спасителем.

Библейская история гласит о том, как пришел в те дни Иисус из Назарета, и крестил его Иоанн в Иорданской реке. Когда Иисус вышел из воды, разверзлись небеса, и Дух, как голубь, сошел на него. И послышался глас с небес: «Ты сын Мой возлюбленный, в котором мое благословение».

Богоявление открыло людям Великую тайну Святой Троицы, к которой приобщается каждый окрещающийся. Потом Христос сказал своим апостолам, чтобы они шли и учили этому все народы.

Крещенские купания. Традиции

Традиция водосвятия у наших предков появилась с тех древних времен, когда в 988 году Киевский князь Владимир крестил Русь. Теперь же только священник может совершать обряд Водоосвящения, так как в это время читаются специальные молитвы с троекратным погружением в воду креста. Делается это в сам праздник Крещения после литургии. Но сначала перед этим в водоеме делается прорубь, обычно в виде креста, называемая «Иордань».

В эти дни Крещенская вода - это настоящая святыня, которая может исцелять и укреплять душевные и телесные силы человека. Поэтому совершается такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема, чтобы сделать доступным купание на Крещение для людей. Православные люди набирают из проруби воду и умываются, а вот самые смелые и отважные буквально ныряют в нее.

Традиции предков

Русскими традиция купания в проруби была позаимствована еще у древних скифов, которые так закаляли своих младенцев. Они просто окунали их в холодную воду и тем самым приучали к суровым условиям климата.

Кроме того, традиция купаться в проруби была и в языческих обрядах, так происходило посвящение в воины. И поныне на Руси любят после баньки растереться снегом или прыгнуть в холодную воду.

Некоторые языческие обряды так и укоренились в нашей жизни и по сей день. Поэтому мы купаемся в проруби и празднуем Масленицу, которую привязали к началу Великого поста.

Крещенский праздник

Согласно церковным правилам, в Крещенский сочельник происходит «великое освящение воды». Верующие люди приходят на службу в церковь, ставят свечи и набирают освященную воду. Однако окунаться в прорубь не требуется, это происходит по собственному желанию человека.

Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека. В целые народные гуляния превращаются крещенские купания, фотографии этого празднования всегда показывают, как весело и интересно они проходят.

Купание в Крещение. Как правильно

Но это веселое и безобидное, на первый взгляд, занятие может повлечь за собой ряд неприятных моментов. Специальной подготовки Крещенское купание особо не подразумевает. Тело человека к холоду приспособлено, и поэтому здесь важен только настрой.

Что же может произойти с человеческим организмом при погружении в ледяную прорубь?

1. Когда человек погружается в холодную воду с головой, у него идет резкое возбуждение центральной нервной системы и коры головного мозга, что в целом положительно влияет на весь организм.

2. Воздействие низких температур кратковременно воспринимается организмом как стресс, который может снимать воспаление, отеки и спазмы.

3. Теплопроводность воздуха, окутывающего тело, в 28 раз меньше, чем теплопроводность воды. В этом состоит эффект закаливания.

4. Холодная вода заставляет высвободить дополнительные силы организма, и после соприкосновения с ней температура человеческого тела поднимается до 40 градусов по Цельсию. А как известно, при такой отметке гибнут микробы, больные клетки и вирусы.

Правила купания

Купание в крещенские морозы подразумевает исполнение некоторых правил. Главное при этом, чтобы прорубь была специально оборудована и все это действие происходило под присмотром спасателей. Население обычно информируют о таких массовых местах купания.

Купание в проруби предполагает наличие плавок или купальника, махрового халата и полотенца, а также комплекта сухой одежды, тапочек или шерстяных носков, резиновой шапочки и горячего чая.

Перед тем как устроить купание в Крещение, как правильно это делать, очень важно знать. Для начала надо немного разогреться зарядкой, а еще лучше сделать пробежку. К проруби надо подходить в нескользкой, удобной легкоснимаемой обуви или носках. Необходимо также проверить устойчивость лестницы, а для подстраховки кинуть в воду веревку, крепко закрепленную на берегу.

Окунаться в прорубь надо по шею и лучше не мочить голову, чтобы не произошло сужение сосудов головного мозга. Прыжки в прорубь с головой тоже нежелательны, так как потеря температуры может вызвать шок. Холодная вода сразу вызовет учащенное дыхание, и это совершенно нормально, таким образом тело приспосабливается к холоду. В воде больше одной минуты находиться опасно, может произойти охлаждение организма. Также нужно очень внимательно следить за детьми, которые, испугавшись, могут забыть, что они умеют плавать.

Из проруби тоже надо уметь выходить, чтобы не упасть, а для этого надо крепко держаться за поручни, и при этом использовать сухую тряпку. После купания необходимо хорошенько растереть себя полотенцем и надеть сухую одежду. После купания лучше всего выпить горячий чай из трав или ягод, заранее приготовленный в термосе.

В этот день употреблять алкоголь категорически воспрещено, так как он негативно влияет на естественную терморегуляцию всего организма, поэтому и последствия могут быть разные. Важно еще знать, что на голодный или, наоборот, забитый желудок купаться тоже недопустимо.

Противопоказания к купанию

Как бы ни было полезно Крещенское купание, противопоказания на это все же есть. И они касаются острых и хронических заболеваний. Это нарушение работы сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, гипертония, инфаркты), центральной нервной системы (травмы черепа, эпилепсия), эндокринной системы (тиреотоксикоз, сахарный диабет), зрительных органов (конъюнктивит, глаукома), органов дыхания (астма, воспаление легких, туберкулез), мочеполовой системы (цистит, воспаление придатков или предстательной железы), желудочно-кишечного тракта (язва, холецистит, гепатит), кожно-венерические заболевания; воспаление носоглотки и отиты и т.д.

Мнение медиков

Медицинские специалисты в этой области считают, чтобы купание в проруби на Крещение не принесло никаких неожиданных неприятностей, нужно быть абсолютно здоровым. И это особенно опасно для тех, кто курит или употребляет алкоголь, так как приток крови к легким может вызвать воспаление или даже отек бронхов и пневмонию. У молодых людей, не говоря уже о пожилых, артерии не всегда способны правильным образом отреагировать на холодную воду, и в этот момент может наступить остановка дыхания, а затем и сердца.

Если заниматься системным моржеванием, то это непременно будет способствовать оздоровлению организма, а вот когда это происходит нечасто, то все станет сильным стрессом для него, поэтому перед купанием нужно серьезно взвесить все "за" и "против".

Заключение

Много людей на Крещение героически решаются искупаться в проруби, хоть эта идея может быть и небезопасна. Однако уж очень славно проходят народные Крещенские купания, фотографии с этих праздников получаются достаточно выразительными, кто-то только настраивается зайти в воду, кто-то уже счастлив от того, что он искупался, а кто-то уже греется и пьет горячий чай.

Многие верующие люди считают, что купание в проруби на Крещение для настоящего православного человека - это большое благо. И ведь так оно и есть. Только здесь главное - понять, достаточно ли крепка и глубока у вас эта вера, чтобы она стала настоящим щитом от всех бед в момент, когда происходит Крещенское купание.

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
А причем здесь Крещение?
Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:


Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании
- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».