Домой / Материалы / Полезно ли для здоровья вышивание крестиком. Вышивание крестиком - «Хобби для спокойствия и украшения дома.»

Полезно ли для здоровья вышивание крестиком. Вышивание крестиком - «Хобби для спокойствия и украшения дома.»

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК Я НАЧАЛА ВЫШИВАТЬ КРЕСТИКОМ,

В моей семье все женщины занимались рукоделием и шитьём. В детстве в возрасте 6-7 лет я и сама приобщилась к шитью: шила одежду Барби и её друзьям- куклам. Шить мне, откровенно говоря, очень нравилось. А вот с вышивкой крестиком я хоть и была знакома, но в в тот момент она меня особо не "зацепила". Я видела вышитые салфетки и скатерти, но схемы для вышивки во мне не вызывали желания вышить их. Тогда в начале 90-х, не было такого ассортимента товаров для рукоделия и интересных схем. В основном, вышивали цветы, орнаменты на скатертях и подушках. А схемы переходили из поколения в поколение или с большим трудом выискивались в западных журналах. В общем, лет с 6 я научилась шить и вязать, вышивать крестиком тоже умела, но не вышивала.

Всё изменилось в 1998 году, когда на уроках труда нас, девочек, решили научить вышивать. У нас тогда была очень хорошая учительница, заядлая вышивальщица, которая и познакомила всех нас, девчонок, с волшебным миром вышивки крестиком. Оказалось, что вышивка крестиком непросто салфеточки и скатерти, орнаменты. А ещё и удивительной красоты пейзажи, животные, вышитые изображения которых можно оформить в рамочку и повесить, как картину, у себя дома. А какое разнообразие схем было у нашей учительницы: мы с подружками могли часами листать журналы о вышивке крестиком и книги (благо, в то время, ассортимент товаров для рукоделия начал расширяться).


Благодаря своей учительнице труда я приобрела хобби, с которым иду вместе уже 17 лет. У меня накопилось некоторое количество работ. Кое-какие я успела оформить, а некоторые ещё нет.

МОИ ВЫШИТЫЕ РАБОТЫ С 1998 ГОДА ПО СИЮ ПОРУ,






















Часть своих работ я успела оформить в рамочки, а часть нет. Я не люблю вышивать салфетки подушки: намой взгляд, вышивка так сохраняется хуже, чем в "застеклённом"состоянии.

ПРО ТО, ОТКУДА БРАТЬ СХЕМЫ ДЛЯ ВЫШИВКИ КРЕСТИКОМ.

Я предпочитаю вышивать схемы среднего и крупного размера. На самые различные темы: пейзажи, животные, цветы, растения, фантастические мотивы. Раньше, до 2003 года, я частенько покупала журналы по вышивке крестиком "Чудесные мгновения", "Вышитые картины", "Сrossstitcher".


Но, с течением времени, эти журналы перестали быть для меня интересными, поэтому ими я больше не интересуюсь. Схемы для вышивки в них были банальными.


Также, одно время мне очень нравились схемы фирмы "Гамма". Каждая схема упакована в отдельный пакетик с обязательным переводом ниток из знаменитого ДМС в цвета ниток фирмы "Гаммы".


Ну а с 2008 года самые интересные схемы я выискиваю в Интернете, а потом распечатываю их, храня распечатки в папке с файлами.


На мой взгляд, все самые интересные схемы можно обнаружить только в интернете. А в соцсетях, в ступив в сообщество вышивальщиц, можно обмениваться схемами в электронном виде, а также делиться советами.

МОИ ЛЮБИМЫЕ СХЕМЫ И НАБОРЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ,

Я люблю подбирать канву, нитки сама, а не покупать готовый набор (ну, разве что в качестве подарка). Схему же можно попросить у друзей по сообществу, что значительно экономит траты. Хочу привести несколько известных фирм, по чьим схемам из наборов я очень люблю вышивать.

1) Dimensions. Производит колоссальное количество наборов для вышивания, укомплектованные канвой, схемой, нитками, иглой, подробной инструкцией. Дизайны - самые разнообразные: религиозные мотивы, цветы, люди, пейзажи и прочее. Особенно хорошо то, что схемы, в большинстве своём, сочетают в себе различные виды швов: фрузелки, крестик, полукрестик, контурные швы, назад иголку и даже бисер и бусины. В общем, по таким наборам вышивать совсем не скучно.

2) Candamar Design. Производят сложные и масштабные наборы по мотивам Диснеевских картин и работ и известного американского художника Томаса Кинкейда. Разнообразие швов и техник в наборе обеспечено.

3) The Silver Lining. Огромные и красивые цветы на любой вкус.

4) Kustom Krafts. Многообразие животного мира. Как правило, огромные схемы, состоящие из обыкновенных крестиков, но изображённые на них животные выглядят как настоящие.

5) Nimue. Гномики, эльфы, феи. Небольшие работы с применением разных техник вышивания.

Как правило, во многих наборах цвета мулине указаны в DMC- палитре. Но иногда они используют собственную палитру. В этом нет ничего страшного: достаточно поискать таблицу перевода цветов ниток из ДМС в "Гамму" или в "кировское мулине".

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ.

1) Выбор канвы сейчас просто огромен: растворяющаяся, пластиковая, хлопчатобумажная. С самой разной расцветкой.



Продаётся канва как в метраже, так и в небольших упакованных отрезках. Перед началом работы я обязательно обмётываю края кусочка канвы, чтобы при вышивке та не осыпалась. Обычно покупаю стандартную"Аида 16" или равную ей канву от "Гаммы". Очень удобно вышивать на цветной канве, если её цвет соответствует фону рисунка схемы (таким образом фон не вышивается, и нитки экономятся).

2) Мулине. Конечно, можно вышивать ДМС, Но это дорого. По сей причине я давно и крепко дружу с мулине фирм "Гамма" и "Кировским". Лично меня оно вполне устраивает и ценой и качеством.



Палитра цветовая у них обширная, они не перекручиваются (обладают равновесной круткой), устойчивы к стирке и глажению.

3) Пяльцы, иглы и прочая мелочёвка. Я использую самые обычные пластмассовые, диаметром около 18 сантиметров, есть ещё и поменьше. Органайзеры для ниток делаю сама: беру простую картоночку и делаю дыроколом в ней дырочки, сквозь которые навешиваю нужного мне цвета нитки. Иглы использую и простые, и для вышивания (сразу в несколько игл вдеваю нитки,чтобы вышивка шла быстрее).


Также для ускорения процесса, я обвожу на схеме участки одного цвета, чтобы вышить их, а потом заштриховываю вышитые части.

ОФОРМЛЕНИЕ ГОТОВЫХ РАБОТ.

Можно отдать на оформление в багетную мастерскую, а можно оформить самостоятельно, почитав советы по оформлению в интернете.

ПОЛЬЗА И ВРЕД ВЫШИВАНИЯ.

1) Польза:

Развивает мелкую моторику;

Развивает чувство вкуса и стиля;

Успокаивает;

Развивает память;

Вышитые работы могут стать отличным подарком;

Отлично реализует творческие замыслы (например, можно самим сделать схему для вышивания в программе Pattern Maker)

Может испортиться зрение и осанка. Но, в этом случае, вышивать нужно всегда в хорошо освещённом месте и делать перерывы для разминки спины, ног и рук.

Для меня вышивка крестиком- это отдых, позволяющий создать что-то красивое для украшения интерьера, а также освободиться от тяжёлых мыслей. Вышивка - это моя медитация и способ отстраниться от проблем.

Вслушайтесь в слово «вышивальщица»… В него вложено что-то нежное, мягкое, народное. Это человек, у которого быстро «бегают» руки и творят необыкновенные чудеса. Это человек, как правило, очень усидчивый с милым, добрым лицом, опрятным внешним видом и, не удивляйтесь, с развитым интеллектом!

Дает спокойствие, уравновешивает психику, благотворно влияет на нервную систему в целом. Вместе с этим воспитывается в характере терпение , трудолюбие, целеустремленность. По крупинкам развивается умение противостоять стрессам: нередко путем проб и ошибок достигается конечный результат. Совершенствуется внимание и память.

Это творческое занятие развивает художественный вкус человека. Создавая разноцветное изображение, вы учитесь воспринимать цвета, оттенки, мыслить пространственно, а это становится еще более важно при создании авторских картин. Нужно отметить, что работа над вышивкой часто помогает в выборе будущей профессии: модельера-конструктора, художника-модельера, вышивальщицы и пр. Человека с высокоразвитым эстетическим вкусом, умением видеть красоту даже в маленьком элементе большого произведения можно не так часто встретить.

Развитие мелкой моторики особенно важно для детей. Не каждый может выполнять точные скоординированные движения кистями и пальцами. Педагоги и психологи давно установили прямую связь уровня умственного развития с уровнем развития мелкой моторики. Не зря говорят: «Ум у ребенка находится на кончиках пальцев».

Взрослые и детские руки в процессе вышивания массируются, вместе с этим активируются определенные точки пальчиков, через которые стимулируется и улучшается работа многих внутренних органов, в том числе и головного мозга.

Вышивка расширяет кругозор . Многие создают копии произведений искусств, при этом много узнают о них, о стиле, авторах и пр. Формируются навыки социального общения . Это особенно важно для подрастающего поколения: поиск единомышленников в соцсетях, необходимой информации, обмен опытом, идеями. Это самая настоящая творческая пища для мозга.

Как видим, простое занятие вышивания незаметно делает огромную работу!

Современный мир — это мир стремительно развивающихся технологий: интернет, телевидение, бесконечный поток информации, который постоянно приходится перерабатывать, узнавая что-то новое. Казалось бы, что еще нужно для развития человека? Но возвращение в наше время к истокам рукоделия вовсе не случайно. Каждому непосвященному может показаться, что вышивание — это бесполезное занятие. Им занимаются те, кому нечего делать. Но сегодня мы развеем все ваши сомнения и поговорим о том, что может развивать вышивка.

Прежде чем начать вышивать на ткани,следует ее тщательно выстирать и прогладить, а вот шерстяную ткань надо просто хорошо прогладить через влажную материю.

Чтобы проверить прочность красок ниток следует опустить их в горячую воду и понаблюдать за тем будут ли они линять если да, то их надо недолго прополоскать в воде, а после добавить раствор, состоящий из 3 столовых ложек уксуса на стакан воды. Так же в этот раствор можно добавить столовую ложку соли, что повысит прочность красителя.

Если работа большая, то удобно нанести метки через, например, каждые 10 крестиков в соответствии со схемой. Это позволит избежать смещения рисунка в начале работы и поможет не потеряться в процессе её выполнения.

Чтобы работа шла быстрее следует вставлять и выводить иглу обеими руками, т.е. правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая - снизу вверх.

При выполнении сложного рисунка с большим количеством цветов, иногда удобно выполнять крестики «по рядно»: это увеличит расход нити, но позволит не запутаться в большом количестве «беспорядочно» разбросанных крестиков.

Если схема рисунка очень сложная, то лучше начать с выполнения крестиков более часто встречающегося цвета, либо с крестиков, чей значок легче всего найти. Старайтесь, чтобы игла входила туда и обратно через одни и те же дырочки, тогда крестики будут ровные. Для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом. Чтобы крестики были ровные надо разделить нити перед тем, как вставить их в иголку - даже если это нити одного цвета.

Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. Чтобы ткань меньше деформировалась, следует вынимать ее из пялец каждый раз после окончания «очередной вышивальной сессии».

После окончания работы, вышивку стоит прогладить с изнаночной стороны через влажную ткань на мягкой поверхности.

Наращивание канвы.

Это первый способ, у которого есть несколько вариантов исполнения.

1. Высчитываем, сколько еще канвы нужно для завершения работы. При расчете помним о припусках на швы (!). Иначе окажется, что и после наращивания канвы с трудом хватит на вышивку. После всех расчетов начинаем, собственно, ремонт канвы . К уже готовой работе пришиваем чистое полотно так, чтобы нахлест краев составил 1,5 - 2 см. После этого дополнительную канву и основную вышивку сшиваем вручную, тщательно совмещая клеточки. Канва aida в этом отношении очень удобна, потому что клеточки на ней хорошо заметны. Тоненькой, в тон канве ниточкой, ткань сшиваем как с лица, так и с изнанки. Изнаночную сторону необходимо подшивать, чтобы она не мешала при вышивании.
Учитывайте, что крестики должны проходить ткань насквозь, через оба слоя. Это обеспечит дополнительную фиксацию краев канвы и замаскирует шов. Скорее всего, в работе образуется небольшое утолщение, однако аккуратная работа сделает его совсем незаметным.

2. Вышиваем на основной канве весь рисунок, который туда вместился, отмеряем дополнительный кусочек канвы нужного размера и продолжаем вышивать на нем. По окончании работ две части вышивки вручную скрупулезно объединяем в одну. Этот вариант позволяет избежать утолщения, неизбежного в первом случае, но он менее надежен - есть опасность повредить при сборке крестики. Зато, если сделать все аккуратно и хорошо разгладить работу после стирки, то стык практически не заметен.

3. Кусочки канвы, основной и дополнительный, можно прострочить зигзагом на швейной машинке, и можно склеить, используя (тщательно следуя инструкции) или при помощи флизелина - термоклейкой ленты. Склеивать ткань можно внахлест или, тщательно совместив края и клеточки, положить под них полоску флизелина и проклеить утюгом. Надежность такого способа невысокая, фактически, оба кусочки канвы соединены одним крестиком из мулине и клейкой лентой.

Все перечисленные варианты подходят только в том случае, когда фон картины полностью зашивается . Поэтому, даже если дизайн не подразумевает полный застил фона, зашейте его хотя бы полукрестиком. Вышивка от этого даже выиграет в восприятии, а стык не будет заметен.

Редактирование схемы.

Это второй способ, который может решить проблему нехватки канвы. Подумайте, рассмотрите и оцените схему - возможно, какой-то частью картины можно пожертвовать? Быть может, если убрать часть картины вверху (небо может окончиться и раньше), или внизу (травы может быть меньше, река уже, ствол дерева чуть короче), или пожертвовать какими-то мелкими предметами, то вышивка поместится на неверно рассчитанную канву?

Есть и третий способ - просто забыть об этой вышивке.

Доставляет вышивальщице массу ненужных проблем. Чтобы их избежать, помните о поговорке «семь раз отмерь - один отрежь!». А если потратить немного больше времени на расчеты и подготовку к работе, можно обезопасить себя от неприятных неожиданностей. Ну а если уж они случились, помните, решение проблемы так или иначе, можно найти всегда.

Частые ошибки при вышивании.

Ошибки возможны везде, от них никто не застрахован. Например, вышивка крестом , да и любой другой вид вышивания, неизбежно сопровождается ошибками. Конечно, можно подстраховаться и постоянно перепроверять схемы вышивки , пересчитывая крестики и заштриховывая уже вышитую часть схемы. Можно пользоваться специальными маркерами для ткани, десятки раз перепроверять себя. Да, это снизит процент ошибок, но, к сожалению, никак не сократит их вовсе. Однако ошибка ошибке рознь.

Ошибка может быть несущественная. Глядя на такую вышивку, никто не догадается, что здесь допущено пару ошибок. Допустим, при плавном перетекании цветовой гаммы в фоне. «Не там» вышитый крестик в шерстинке животного или в луче солнца тоже в глаза никому не бросится. Новички в вышивании, заметив такую ошибку, с грустным вздохом бросаются распарывать работу, что делать совсем не обязательно. Такой огрех спокойно можно проигнорировать, он не страшен, а времени на исправление будет затрачено много.

Другое дело - существенные ошибки при вышивании , такие, которые заметны однозначно. Например, нарушение симметрии в узоре, несомненно, будет бросаться в глаза. Или, допустим, направление крестиков. Все верхние стежки крестиков обязательно располагаются в одном направлении. Стоит допустить разнобой - один крестик вправо вышить, другой влево, как изображение неприятным образом преобразится. Особенно это искажает лица людей на вышитых картинах. В таких случаях выход один - пороть.

К счастью, даже существенные ошибки, в большинстве своем, подлежат исправлению. Неправильно выполненные стежки можно аккуратно подрезать с длинными лезвиями и, поддев обрезанные нитки иголкой, удалить обрезки. Оставшиеся на канве мелкие ворсинки можно убрать лентой-скотчем. Все той же иголкой восстановите структуру канвы, равномерно распределив нити основы. Вот и все, от удаленных стежков не осталось и следов. Обязательно улыбнитесь, ведь ничего непоправимого не произошло, можно работать дальше.

Вот непоправимые ошибки - они самые страшные! Если с ткани не смывается карандашная разметка, если размер был соотнесен не правильно, и вышивка не помещается на канве. Такую ошибку не исправить никак. Только начинать всю работу заново. Постарайтесь все равно улыбнуться, ведь отрицательный опыт, как ни печально, тоже опыт. Зато больше такая ошибка точно не повторится.

Если вы все же решились на такую трудоемкую работу, как вышивание крестиком, то, как минимум, вы должны получать удовольствие от вышивания. В противном случае - даже не пытайтесь, терпения у вас все равно не хватит.

Сначала работы вы должны узнать все о ткани, на которой вы вышиваете. Проверьте, не сыпется она, качество ткани напрямую зависит от ее стоимости.

Сейчас появилось множество нитей, например, нити с люрексом, или вручную окрашенные мулине. Это может Вам пригодится при выборе цвета малюнка.Майте в виду, что некоторые нити, например шелк, не следует смачивать перед вышиванием.

Для вышивания крестом, используйте гобеленовую иглу. Такие иглы имеют закругленный конец, не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое ушко, по сравнению с иглами для шитья. Пропорциональность такова: чем больше номер иглы, тем она меньше. Игла должна быть достаточно велика для того, чтобы Вы могли перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина ниток, а также число количества волокон.

Советы по вышиванию крестиком

Вышивку крестом следует начинать с центра. Составьте ткань пополам. Так вы найдете середину. Внимательно посмотрите на мотив и попробуйте определить наилучшее место для начала. Каждый проект имеет такое место. Расположение начала может зависеть от направления, в котором Вы вышиваете.

Помните, что при вышивке крестом, все стежки должны быть сделаны в одном направлении. Они могут быть в обратном направлении только в одном случае - для достижения некоторого зрительного эффекта. Это желательно делать тем, кто хорошо овладел техникой вышивки крестом.

Видов стежков несколько:

Традиционный метод, при котором вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий;
- Датский метод, в котором сначала вышивают половину крестика, и заканчивают крестики по мере того, как возвращаются.

Большинство людей для вышивки крестом используют оба метода. Например, в такой комбинации: датский метод для большинства стежков и традиционный метод для изолированных крестиков.

Некоторые рекомендует вышивать горизонтальные ряды датским методом, а вертикальные - традиционным способом. В таком случае все стежки на обратной стороне работы будут направлены вертикально. Многие считают датский метод более быстрым.При вышивании этим методом возникает меньше путаницы с местоположением на ткани.
Но главное, при вышивке крестом отдавать предпочтение способу, в результате которого получается аккуратный вид обратной стороны вышивки.

Способы хранения нити похожи на те, которые применяются для закрепления нити.

Для вышивок крестом используются ткани, на которых можно считать нити, т. е. ткани равномерного полотняного переплетения («квадратного»), где хорошо видна структура. Для каждого крестика захватывается одинаковое количество нитей в ширину и высоту (например, 2x2 нити). Если ткань не отвечает этому требованию, то применяется канва, т. е. ткань специального переплетения, на которой видны места входа и выхода иглы.

Вышивать крестом можно хлопчатобумажными нитками для вышивания, в том числе и «мулине», шелком, шерстяной пряжей.
Для вышивки крестом всегда используется игла с увеличенным ушком и скругленным острием.

Такая игла не повреждает нитей ткани. Чтобы стежки были равномерными, ткань вставляют в пяльцы. Применение жесткой канвы или накрахмаленной ткани позволяет вышивать без пялец. Иногда при вышивке крестом необходимо вышить тонкую (контурную) линию. Для этого используются вспомогательные швы «назад иголку» и стебельчатый.

При вышивке, стежок - это одно движение иглы: внутрь и наружу. Каждый элемент шва «крест» состоит из двух стежков - нижнего (а) и верхнего (б) (см. рисунок 1)

Рис. 1 Вышиваем первый крестик.

Сначала прокладываются нижние ст стежки - всегда в направлении диагонапи «а», затем верхние в обратном направлении - диагональ «б». На изнанке будут получаться вертикальные линии (см. рис. 2).

Рис. 2 Вышиваем первый крестик.

Закрепление начала нити при вышивки крестом.

Нить при вышивкеи крестом можно крепить несколькими спомобами, рассмотрим их:

Первый способ представлен на рисунке 1. На лицевой стороне изделия делается два-три туго затянутых стежка, которые в дальнейшим перекроются поверхностными стежками узора.

Рис. 1 Способ крепления нити при вышивке крестом.

Следующий способ, рисунок 2. На лицевой стороне изделия в первом ряду будущего узора делается несколько наметочных стежков, которые закрываются при дальнейшей вышивке.

Рис. 2 Следующий способ крепления нити при вышивке.

Способ номер три крепления нити при вышивке. В месте начала работы делается маленький стежок. Затем нить вытаскивается из иглы ми в ушко вдивают оба её конца. Так закрепляется нить при вышивании четным количеством нитей (рисунок 3)

Рис. 3 Крепление нити при вышивке крестом при вышивании четным количеством нитей.

Следующий способ четвертый. (рис. 4) Рабочая нить, сложенная пополам, продевается в ушко иглы, делается маленький стежок. При переходе через ткань игла пропускается в образовавшуюся петлю, которая туго затягивается.

Рис. 4 Один из способов крепления нити при вышивке крестом.

Основные способы крепления начала нити рассмотрели. Теперь рассмотрим крепление конца нити.

Закрепляем конец нити.

Первый способ. Рабочая нить вытягивается на изнаночную сторону, закрепляется мелкими стежками и конец нити аккуратно обрезается. (см. рис. 5)

Рис. 5 Закрепление конца нити при вышивке крестом.

Следующий способ. Рабочая нить запускается под настил готовых крестиков, оставщаяся нить обрезается. (рис. 6)

Рис. 6 Один из способов закрепления конца нити.

Многолетний опыт профессиональных вышивальщиц позволил наметить ряд возможных трудностей на пути неопытных мастериц. С ними довольно легко справиться даже начинающим учиться вышивке крестом, поскольку они относятся к разряду обычных рабочих вопросов.

Но для тех, кто только ступает на путь вышивания, все еще впереди. И если не повышать свои знания в данной области, даже когда это всего лишь хобби, то при первых же неприятностях может отпасть всякая охота заниматься подобным делом. Именно поэтому, стоит вначале прочитать пару-тройку советов от опытных мастериц, а затем уже отправляться в магазин за вышивальными принадлежностями. И, конечно, приступать к нелегкому, но такому заманчивому своими перспективами делу, как вышивка крестом.

С чего начать?


Если человек только-только подступает к занятию вышивкой, он может пойти по одной из двух проторенных дорожек:

  • приобрести уже готовый набор для вышивания, к которому нужно будет добавить лишь пяльцы;
  • приобрести все необходимые инструменты и материал самому.

Первый способ значительно облегчает жизнь на начальных этапах. Не нужно ломать голову, что и где покупать, какого качества и с какого образца лучше начинать. В первичном наборе обычно сразу предлагаются нитки, цветовая гамма которых не превышает 10 различных тонов. Для новичков подобное подспорье очень полезно, поскольку дает возможность приобрести первичные навыки без путешествий по «дебрям Амазонки», когда хочется объять сразу необъятное, а умений для этого еще нет.


Второй способ гораздо сложнее, но имеет свои преимущества. Например, можно с первых же шагов начать разбираться в качестве ниток, в видах канвы и иголок для вышивания. Что же необходимо вышивальщице, если та намерена заняться искусством вышивки крестом профессионально:

  • пяльцы - самыми эффективными считаются деревянные с винтом и хорошо обработанной поверхностью;
  • канва - для начинающих лучше приобретать так называемую «Аиду», на поверхности которой отчетливо просматриваются квадраты;
  • наперсток - из нержавеющей стали и обязательно с донышком (подбирается полезная вещица по размеру среднего пальца на руке, которой вышиваешь);
  • набор иголок - главными отличительными особенностями должны служить большое ушко и округленный, туповатый конец;
  • нитки - мулине, шерсть и акриловые будут в самый раз;
  • ножницы и ленточный метр;
  • схемы вышивки.

Определив на глаз центр узора, выбрав место недалеко от центра для начала вышивки, отрезав нить, длиной не более 30 см, можно смело приступать к своей первой картине.

Техника вышивания крестиком

Мнения мастериц о том, с какого места лучше начинать вышивку, расходятся. Одни считают, что лучше всего идти от центра к углам, другие выбирают в качестве точки отсчета один из углов и идут по направлению к центру по круговой дуге. Поэтому здесь лучше ориентироваться на собственные предпочтения. Центр обычно более привлекателен, поскольку является самым интересным местом в общем узоре.

Самое важное правило, которое необходимо запомнить: в этой модели вышивки узлы не допускаются! Нить крепится под стежками, как бы «прячется», но не завязывается узлами. Можно прятать нитку и под крестиком, но это уже при достаточном опыте работы.

Вышивка крестом имеет несколько видов


Это может быть:

  • использование целого креста;
  • одной четвертой данной фигуры;
  • трех сторон креста;
  • применение окантовки.

На изнанке при этом должны образовываться четкие и ровные, либо горизонтального типа, либо вертикального ряды. Однако имеется и другая техника, с помощью которой можно добиться двухстороннего изображения креста, на лицевой и изнаночной стороне канвы. С ее помощью обычно вышивают плед или двухсторонний платок.

Чтобы работа протекала быстро, следует уже с первых шагов учиться вышивать обеими руками. Когда основная рабочая рука проводит иглу сверху вниз, тогда другая рука подхватывает ее и выводит из ткани снизу вверх. Если добавить еще и двустороннюю иглу, то процесс вышивки всегда будет происходить быстро и без какого-либо промедления. Разве что захочется отвлечься, чтобы полюбоваться работой.

Готовые схемы для вышивки крестом


Любая вышивка базируется на основе какого-либо рисунка или нескольких элементов узора, собранных в единую картину. Для художников не составляет труда создать собственное изображение, которое наносится на бумагу, либо сразу на ткань основы. Для тех, кто лишен, к сожалению, этого дара, всегда найдутся готовые схемы для вышивки. Их уже столько, что выбрать подходящую будет нетрудно. Они, как правило, разделяются по разделам:

  • флора и фауна;
  • картины и иконы;
  • городские и сельские пейзажи;
  • этнические узоры;
  • портреты и фигуры людей;
  • мифические образы и знаки зодиака;
  • юмористические и другие сюжеты.

В каждом разделе имеются свои категории, чтобы любой смог подобрать себе схему по сердцу.

handportal.ru

Вышивать по готовой канве с уже нанесенным рисунком достаточно просто, поэтому начинающие смогут создать даже самые сложные картины. А особенно, если перед работой прочтут вот такое подробное описание по этому рукоделию.

  1. Белая канва легко грязниться. Не стоит расстраиваться по этому поводу. Просто аккуратно постирайте готовую вышивку в мягком моющем средстве, дайте высохнуть и прогладьте теплым утюгом, положив лицевой стороной на мягкое полотенце.

  2. Виниловая канва не обтрепывается и не рвется, она прекрасно держит форму, поэтому при работе с ней не требуются пяльцы, а еще с ней отлично справятся новички.

  3. В первую очередь вышивайте более темные участки рисунка, затем более яркие и в конце - более светлые.

  4. Вначале работы Вы должны узнать все о ткани, на которой вышиваете. Проверьте, не сыпется ли она, качество ткани напрямую зависит от ее стоимости, поэтому купите ту, которую Вам позволяет бюджет. Проверять нитки на прочность окраски так же нужно до начала процесса вышивания.

  5. В сложных схемах удобно начинать вышивание с выполнения крестиков самого часто встречающегося цвета или с крестиков, чей значок проще всего найти.

  6. Вышивайте при дневном освещении. Если все-таки Вы вышиваете вечерами, позаботьтесь о том, чтобы установить себе дополнительный источник света, например, настольную лампу.

  7. Вышивать удобно нитью длиной 25-30 см. Для этого из пасмы (6 ниточек переплетенных вместе) вытащите 2 ниточки. Потом эти две ниточки отделите друг от друга и соедините вновь. Это поможет сохранить ваши стежки гладкими и предохранить нити от скручивания и запутывания.

  8. Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером расчерчивают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме. Такие маркеры подразделяются на маркеры для темной и светлой канвы.

  9. Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна, при необходимости, можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке.

  10. Даже если Вы не любите работать с пяльцами, попробуйте использовать их для темной ткани: во-первых, на такой ткани пяльцы не будут оставлять следов загрязнения, и, во-вторых, с пяльцами будут более заметны отверстия для ввода иглы.

  11. Совсем необязательно покупать дорогостоящий держатель для игл! Можно его сделать самостоятельно. Отрежьте полоску не очень толстого пенопласта. Посередине его приклейте полосу бумаги со значками согласно ключу вашей схемы. А теперь можно смело воткнуть иглы с мулине в свободное место от значка. Вышивайте с удовольствием! Свободные нити, необходимые для работы, оставьте на картонном органайзере с обозначением номера мулине. Органайзер или планшет для хранения нужных Вам ниток легко изготовить: для этого на полоске картона дыроколом проделайте отверстия, над каждой дырочкой напишите сверху номер мулине, символ, а затем нити проденьте в отверстия.

  12. Для упрощения процесса можно использовать более тонкую гобеленовую иглу №26: она будет гораздо легче проходить в отверстия виниловой канвы.

  13. Для скорости вышивания наиболее значимым является отметка отшитых участков вышивки. Можно отмечать на схеме отшитые участки маркером или фломастером, простым или цветным карандашом, можно использовать и липкую бумажную ленту (стик). Не зачеркивайте вашу схему шариковой ручкой. А вдруг схема, отшитая много лет назад, Вам понадобится вновь, или ваша подруга захочет повторить ваш шедевр? Одним из способов сохранить схему в чистом виде: снять с нее ксерокопию. И главное, если у вас проблема со зрением, увеличивайте схему как можно с большим масштабом, берегите свои глазки, они Вам еще пригодятся!

  14. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом.

  15. Для вышивания мелких мотивов обычно применяют круглые пяльцы подходящего размера. На меньшее кольцо кладут ткань, расправляют ее во всех направлениях, сверху - большое кольцо. Не следует вытягивать края ткани, после того, как пяльцы плотно прижаты, во избежание ее повреждения. Для вышивания больших картин лучше использовать раму, настольный или напольный станок.

  16. Для дорожек, салфеток, скатертей, занавесок применяют лен, суровое полотно, редину.

  17. Для картин, панно, ковриков применяют канву, лен, мешковину, холст, сукно, шерсть, драп.

  18. Для сумок, газетниц используется любая ткань с неярко выраженной структурой.

  19. Для того, чтобы канва не вытягивалась из пялец во время работы и на ней не оставалось следов от пялец, рекомендуется обмотать нижнюю часть пялец лентой из х/б ткани, концы ленты склеить или закрепить несколькими стежками.

  20. Для того, чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом.

  21. Для того, чтобы определить направление нитей в уже вырезанной (готовой) канве без кромки, достаточно потянуть ее по горизонтали и вертикали. Долевая нить не поддается растягиванию, а поперечная будет немного растягиваться, даже очень накрахмаленная!

  22. Если при работе с темной основой Ваши глаза все-таки утомились, немедленно прервите вышивание, сделайте для глаз компрессы с теплым свежезаваренным черным чаем и зарядку для глаз. Например, очень помогает такое упражнение: сядьте у окна, расслабьтесь, попеременно по 5 секунд смотрите то вдаль, то на близлежащий перед Вами предмет. Такое упражнение проделывайте на протяжении нескольких минут.

  23. Если рамку для готовой работы не подобрать сразу, то готовую вышивку лучше хранить свернутой рулоном. Намотайте вышивку лицевой стороной внутрь на трубку из картона, предварительно переложив двумя слоями мягкой бумаги. Так вышивка не испачкается и не выгорит, а крестики не деформируются.

  24. Если возникла необходимость прогладить канву утюгом, поместите ее лицевой стороной вниз на мягкое белое полотенце и осторожно прогладьте с изнанки в режиме среднего нагрева утюга.

  25. Если вставлять и выводить иглу обеими руками (правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая - снизу вверх), то работа пойдет немного быстрее.

  26. Если Вы собираетесь вышивать по ткани, нити которой сложно считать, то следует сверху наметать канву, по которой следует вышивать узор, а по окончании работы необходимо ее выдернуть.

  27. Если вынимать ткань из пяльцев каждый раз после окончания «очередной вышивальной сессии», то ткань меньше деформируется.

  28. Если Вы хотите вышить ленточку, бант, дорожку на ленточной канве, то закрепите ленту как можно тщательнее на пяльцах или гобеленовой рамке, так как ленточная канва менее накрахмалена, чем в лоскуте.

  29. Если работа большая, то удобно нанести метки через, например, каждые 10 крестиков в соответствии со схемой. Это позволит избежать смещения рисунка в начале работы и поможет не потеряться в процессе ее выполнения.

  30. Если протянуть нить в три сложения по изнаночной стороне не вышитого участка, она будет очень хорошо видна с лица. Лучше таких ошибок не делать.

  31. Изнаночная сторона будет выглядеть опрятно, если выполнять стежки рядами и блоками одного цвета: сначала неполные крестики в одну сторону, а покрывающий их стежок - в другую.

  32. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы Вы могли перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина ниток, а также число количество волокон.

  33. Иглы с позолоченным ушком быстро «истираются», позолота «уходит», оставляя шершавость, что мешает легкому скольжению по материалу.

  34. Используйте скотч для снятия ворса и волокон с ткани. С его помощью можно содержать канву в чистом и свежем виде. Во время перерыва в работе прикрывайте вашу вышивку оберточной пленкой или тканью х/б. Это не позволит вышивке запылиться.

  35. Используйте пару ножниц – одни для разрезания нитей мулине, другие для резки канвы или другого материала. Это послужит их длительному применению.

  36. Каждый раз пересчитывайте количество рабочих игл. Если не досчитаетесь хотя бы одной иголки, ищите незамедлительно пока не забыли про ее потерю.

  37. Как можно тщательнее, а главное правильно, выбирайте иглу для вышивания. Игла выбирается в зависимости от типа канвы и непременно должна ей соответствовать. Чем плотнее переплетение канвы, тем тоньше должна быть игла. Большинство игл имеют номера, соответствующие двум разным шкалам: швейные и вышивальные нумеруются с №1 по №12, а иглы для гобелена и трикотажа - с №13 по №28. Чем больше номер, тем тоньше и короче игла. Если игла слишком велика для выбранной ткани, она будет расширять расстояние между нитями канвы. Если игла слишком тонкая, то это приведет к быстрому истиранию нитей мулине.

  38. Как известно, бисер и нити металлик могут увеличивать весовую нагрузку на вышитые стежки. Еще одной причиной провисания вышивки является ослабевание ткани со временем. Советуем для укрепления изнанки, придания жесткости вашему полотну с вышивкой использовать термоклеевую прокладку (паутинка, флизелин). Кроме того, для закрепления вышивки в рамке рекомендуем использовать метод натяжки шнуром или нитью х/б №10.

  39. Когда Вы не вышиваете, то из пялец работу надо вынимать, а из рамок достаточно ослабить – это позволит не деформироваться полотну и сохранить прямоугольные (квадратные) размеры. Ткань в это время «отдыхает».

  40. Круглые пяльцы, примерно, 20-25 см в диаметре очень удобны в работе. Для того, чтобы канва сохранялась в туго натянутом виде и на ней не появились сгибы, заломы, обмотайте оба кольца узкими полосками х/б ткани.

  41. Любая ткань, и канва не исключение, имеет долевые и поперечные нити и кромку! Если Вы покупаете канву метражом, то увидите эту кромку. Она расположена с двух сторон по ширине канвы. Для того, чтобы не было перекоса вышивки во время работы и после стирки, необходимо выкраивать и располагать вышивку всегда по долевой нити независимо от того горизонтальная будет картина или вертикальная.

  42. Материю, на которой собираетесь вышивать, следует предварительно выстирать и прогладить. Шерстяные ткани предварительно стирать не надо, а просто прогладить через влажную материю.

  43. Не вышивайте никогда в пути – будь то машина, поезд, самолет и прочие виды транспорта. Представьте, что Вы можете написать на листке бумаге, находясь в таких условиях. Кроме этого, пожалейте свои глаза.

  44. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

  45. Не спешите – «перевыполнение плана» также влияет на качество. Используйте правило: «лучше меньше – да лучше»! Чтобы избежать запутывания нити и не допускать образования узелков, рекомендуется время от времени отпустить нить с иглой вертикально вниз, тем самым дать возможность нити свободно раскрутиться.

  46. Не оставляйте иглы длительное время в канве, так как могут оставаться ржавые следы.

  47. Оформление в рамку. После того, как вышивка полностью высохла, можно приступать к натягиванию на основу рамки. В качестве основы используется плотный картон, размером соответствующий внутренней стороне рамы. Основа заворачивается в вышивку так, чтобы рисунок приходился точно по центру. Свободные края канвы загибаются на изнанку, затем противоположные загнутые концы стягиваются посредством сшивания. Очень эффектно смотрятся вышивки оформленные в паспарту.

  48. Очень важно избегать протягивания темных ниток по изнанке там, где канва не зашита совсем. Избегайте сильного натягивания нити. Иначе канва заметно деформируется, а при стирке еще и "скукожится" в этих местах.

  49. Перед тем, как вставить нить в иглу, разделите ее на отдельные нити и сложите снова вместе (если Вы вышиваете больше чем в одну нить). Этот прием тоже поможет избежать скручивания нитки в процессе вышивания.

  50. После того, как вышивка готова, ее необходимо постирать в шампуне (лучше в холодной воде, чтобы цвета не полиняли). Затем аккуратно отжать и высушить. После сушки готовую вышивку деликатно проглаживают с изнанки, чтобы крестики не потеряли своей формы.

  51. Полезно периодически отпустить иголку и дать ей повисеть вместе с ниткой свободно, чтобы нить пришла в нескрученное состояние. Иногда нужно раскрутить вручную нить в обратную сторону, если описанная процедура не помогла.

  52. Помните, что при вышивке крестом, все стежки должны быть сделаны в одном и том же направлении. Они могут быть в обратном направлении только для достижения некоторого зрительного эффекта. Это желательно делать тем, кто хорошо овладел техникой вышивки крестом.

  53. По правилам рекомендуется оставлять на припуски не менее 3 см свободной канвы! Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на картон-подложку.

  54. Прежде чем начать вышивать, испробуйте прочность красок у ниток. Для этого их надо опустить в горячую воду. Если нитки при этом линяют, то прополощите их в горячей воде, в которую добавлен уксус (3 столовые ложки на 1 стакан воды). Для повышения прочности красителя можно добавить столовую ложку соли.

  55. Оптимальная температура утюжки зависит от состава используемых материалов. Для вышивальной нити и полотна она может быть различной. Ориентироваться следует на меньшую температуру.

  56. При выполнении сложного рисунка с большим количеством цветов, иногда, удобно выполнять крестики «порядно». Это увеличит расход нити, но позволит не запутаться в большом количестве «беспорядочно» разбросанных крестиков.

  57. При выборе того или иного материала для вашей работы следуйте инструкциям к схемам и советам дизайнеров.

  58. При вышивании никогда не делают узлов. Перед началом вышивания нитка закрепляется на ткани следующим образом: делают один стежок, не вытягивая нитку до конца из ткани, оставшийся кончик нитки пришивают двумя-тремя последующими короткими стежками вперед иголкой. Далее это место закрывается вышивкой.

  59. При вышивании участков с часто меняющейся палитрой цветов мулине используйте метод "парковки". Заранее проденьте требуемое количество нитей мулине нужных цветов в иголки и закрепите на держателе для иголок, магните или по краю канвы.

  60. Секрет аккуратных и ровных стежков "назад игла" заключается в том, что их необходимо выполнять после завершения всего рисунка. Используя острую вышивальную иглу, вплетите нитку в изнаночную сторону выполненных стежков и пропустите иглу с ниткой с изнаночной стороны на лицевую сторону канвы в начальную точку. Выполняйте стежок "назад игла" на одной клеточке канвы Аида. Его можно выполнять горизонтально, вертикально или по диагонали, в зависимости от направления, указанного на схеме. Выведите иглу на лицевую сторону на расстоянии одной клетки канвы от предыдущего стежка, затем проткните иглу вниз так, чтобы она оказалась рядом с предыдущим стежком, и продолжайте дальше до конца рисунка.

  61. Сэкономит время работы четкая отметка середины канвы: пометьте центр ткани маленькими узелками, ведите счет крестиков от этой точки.

  62. Стирать готовую вышивку рекомендуется в чуть теплой воде мягким моющим средством. Выстиранную работу необходимо слегка отжать в полотенце и разложить на гладильной доске, предварительно подстелив под вышивку махровое полотенце, сложенное в несколько слоев. Отгладьте работу через сухую х/б ткань. Ткань впитает в себя лишнюю влагу, а махровое полотенце не позволит крестикам сплющиться. Далее сушим работу в расправленном виде на столе или другой ровной поверхности. Можно растянуть влажную вышивку на доске, прикрепив ее нержавеющими кнопками.

  63. Чтобы избежать запутывания нити и не допускать образования узелков, рекомендуется время от времени отпустить нить с иглой вертикально вниз, тем самым дать возможность нити свободно раскрутиться.

  64. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании не должна превышать 45-50 см, а шерстяная нить при этом должна быть не более 25-30 см. Такая же длина рекомендуется и для металлизированных нитей.

  65. Часто используют 2 или более нитей вместе. Если разделить нити перед тем, как вставить их в иголку, даже если это нити одного цвета, крестики будут ровнее.

  66. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.

  67. Чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки.

  68. Чтобы рисунок вышел более ярким и между крестиками не проглядывала канва, лучше выполнять вышивку на виниле нитью мулине в три сложения.