Домой / Материалы / Профессиональные качества педагога доу. Профессиональные и личностные качества учителя

Профессиональные качества педагога доу. Профессиональные и личностные качества учителя

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко»

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

Глава 1

Требования к личности современного педагога

Глава 2

Личностные качества педагога

Глава 3

Саморегуляция педагога, методы его работы над собой

Заключение

Введение

«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».

Франсуа Вольтер

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

1. Требования к личности современного педагога

Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обладать большим мастерством и определенными качествами личности.

Каким требованиям современного общества должен отвечать современный учитель, в том числе - учитель начальной школы?

Он должен быть:

– всесторонне развитым, творческим, деловым;

– владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;

– духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;

– быть настоящим гражданином - патриотом;

– в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;

– любящим детей и свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;

– свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от учителей большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.

Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся.

Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности учителя в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он развивает свои способности и возможности.

Педагогическая деятельность в силу своей интенсивности требует от человека постоянного поиска новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог. В процессе освоения педмастерства учитель должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.

2. Личностные качества педагога

Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.

В начальную школу приходят дети 6-7 лет, а это особая группа детей со своим специфическим духовным миром, со своими интересами и возможностями.

Каким же человеком должен быть педагог, обучающий и воспитывающий младших школьников?

Во-первых, учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям - это не желание, а назначением педагога нести людям добро и милосердие.

Во - вторых, учитель должен понимать детей.

В - третьих, он должен заботиться об их будущем.

Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.

Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.

Деятельность учителя-воспитателя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в младшем школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе - личность первого учителя.

Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности - неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.

К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм - словом, он должен быть идеалом для своих учеников.

Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение - основа педагогической деятельности.

Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.

Можно выделить следующие особенности личности педагога:

1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.

2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.

3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.

4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться:

– быть естественным и современным;

– быть тактичным в поведении;

– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;

– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;

– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.

5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях:

– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;

– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;

– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.

6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях:

– в формировании человеческих идеалов, потребностей;

– в культуре межличностного общения;

– в повседневном поведения;

– в доброжелательном отношении к людям.

7. Высокая нравственность педагога:

– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;

– в реализации навыков поведения;

– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.

Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.

2. Саморегуляция педагога, методы его работы над собой

Труд учителя почётен, но очень сложен, поскольку его деятельность состоит из множества разнообразных и быстроменяющихся ситуаций, а это требует от педагога большого самообладания, способности регулировать своё эмоциональное состояние.

Саморегуляция - высший уровень самосовершенствования человека, его способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.

Каждый человек отличается от других как личность, а значит - у всех людей разная степень саморегуляции и внешние признаки выражения эмоций у всех разные. Одни люди открыто выражают свои чувства (мимикой, жестами, речью и т. п.), другие умело скрывают их, а третьи выдают свои чувства голосом, глазами. Для педагога очень важно уметь управлять своими эмоциями - когда нужно скрывать их, а в определённых ситуациях специально выражать своё отношение к происходящему. Если педагог не владеет культурой общения, если не умеет владеть собой, он может усложнить и без того трудную ситуацию. Вместе с тем, если он научится управлять своими чувствами, скрывать их, это поможет ему, сохраняя внешнее спокойствие, найти правильный выход из сложной ситуации и тем самым предупредить конфликт или облегчить его. Необходимо помнить, что отсутствие выдержки, внешние проявления гнева могут привести к стрессовому состоянию, что, естественно, вредит не только здоровью, но и авторитету педагога.

В таких случаях, как говорил римский поэт Гораций, «... в гневе, наспех принятое решение свидетельствует о недостатке ума». Стрессовое состояние можно предупредить или облегчить только в самом начале «взрывной» ситуации - человек должен сам себе внушать «я должен быть спокойным, я должен погасить свои эмоции, я не должен их показывать другим людям» - повторяя эти слова несколько раз, пока не успокоится.

Как верно отмечал Джонатан Свифт, «. злиться на других - всё равно что мстить самому себе». Осознавший правоту этих слов и принявший их за правило своей жизни человек сможет быть оптимистом. Конечно, в сложных ситуациях, когда приходится бороться за правду, защищать слабых, проявление гнева уместно, и тогда педагогу нет необходимости подавлять свои эмоции. Однако, в таких ситуациях человек теряет способность объективно оценивать положение дела и может допустить ошибку.

Чтобы быть жизнерадостным, оптимистом, нужно научиться избегать негативных эмоций, конфликтных ситуаций, вовремя видеть причины конфликтов, своевременно их погашать.

Вспомним слова известного педагога А.С.Макаренко: «... сначала надо быть гражданином, чтобы полностью отдать себя борьбе за справедливость».

Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. Если он постоянно сердится, портит свои взаимоотношения с окружающими людьми, - то это недопустимо, когда речь идёт об учительской профессии.

Конечно, даже у высоко нравственно развитого педагога могут быть те или иные недостатки. Но каждый человек, в принципе, способен совершенствовать свой духовный мир. Для этого ему необходимо изменить свои нравственные взгляды, прежде всего, расширить круг своих положительных человеческих качеств.

Процесс самовоспитания педагога включает в себя следующие этапы. 1 - самоанализ, 2 - самооценка, 3 - самопрограммирование, 4 - самоконтроль и 5 - самокоррекция.

Успех самовоспитания зависит от способности педагога постоянно работать над собой, в этом практическую помощь ему должен оказывать школьный психолог, однако педагог постепенно должен научиться самостоятельно анализировать свои достоинства и недостатки, определять пути самосовершенствования.

Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером.

Заключение

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне

Список использованных источников

- Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев - М., "Айрис-пресс", 1993

Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. –Минск,1990.-С.27

- (http://reihorn.narod.ru/)


Современный воспитатель должен уметь прогнозировать развитие личности ребёнка и создавать условия для её формирования. Личность воспитателя УДО должна соответствовать следующим требованиям :

1. профессионально-педагогическая компетентность – предполагает не только глубокие знания в области психологии, педагогики, частных методик, но и умения творчески применять эти знания на практике;

2. высокая психологическая культура – система знаний и представлений воспитателя о закономерностях развития психических познавательных процессов, формирования личности дошкольника, особенностей общения детей в группе;

3. креативность – способность воспитателя к творчеству, что обеспечивает нестандартный подход к педагогической деятельности, использование передового опыта и новых педагогических технологий;

4. профессиональное самосовершенствование предполагает стремление воспитателя к повышению уровня профессиональной подготовки, самообразованию и личностному росту.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками педагога могут быть отнесены:

· сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;

· умеренная экстравертированность;

· стеничность эмоций (преимущественность положительных эмоций – радость, удовольствие и др.) и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);

· уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания;

· высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

На современном этапе развития системы образования требования к профессиональным и личностным качествам педагога усложняются. Личностно ориентированное воспитание − это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Вполне естественно, что такие задачи воспитания требуют перестройки личности самого педагога. По мнению психолога Карла Роджерса, эффективный педагог − это педагог с позитивной Я-концепцией.

К.Роджерс считал, что эффективного педагога характеризуют следующие признаки:

Стремление к максимальной гибкости;

Способность к эмпатии, сензитивность (чувствительность) к потребностям воспитанников;

Умение придать личную окраску процессу воспитания и обучения;

Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия детей;

Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;


Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

К профессионально значимым личностным качествам , которыми должен обладать педагог, можно отнести:

- любовь к детям. Воспитатель заменяет ребенку маму в ее отсутствие и ребенок ждет от нее теплоты, внимания, готовности помочь, утешить. Но любовь воспитателя должна быть не слепой и не избранной, а проявляться по отношению к каждому ребенку;

- гуманизм – качество, связанное с системой установок на других людей, способность сострадать, сорадоваться, готовность придти на помощь;

- эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживание другого человека. Только педагог с эмпатической способностью может понять состояние малыша, выбрать верный способ педагогического воздействия, обеспечивающего психологическую безопасность;

- тактичность – означает чувство меры, умение держать себя, соблюдение привил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка;

- любознательность – постоянное постижение секретов педагогического мастерства, стремление к самообразованию, расширение своего кругозора;

- педагогический оптимизм – вера в особую значимость своего труда, в счастливое будущее своих воспитанников;

- коммуникативность – способность грамотно строить общение в разных ситуациях. Педагог должен уметь находить общий язык с разными группами людей: со своими воспитанниками, с их родителями, с коллегами, с администрацией.

Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе, настойчивость, ответственность и др. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять прежде всего собой, не раздражаться, особенно в проблемных; ситуациях взаимодействия (непослушание ребенка, некорректное поведение родителей, критика руководства и т. д.). Работа воспитателя требует проявления сдержанности, терпения, великодушия.

Даминова Лола Табаровна

Мы, родители Макеева Артема, воспитанника детского сада «Семицветик» старшей группы «Ягодка», считаем кандидата Саитову Софию Зиевну достойной победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». С нашей точки зрения, педагог обладает глубокими профессиональными знаниями, увлеченностью процессом воспитания и обучения детей. Она находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику в отдельности. София Зиевна активно развивает творческую личность каждого ребенка, поддерживает его индивидуальность, одобряет даже самые незначительные успехи ребенка. Прививает жизненные ценности воспитанникам. Дети, в свою очередь, относятся с любовью и уважением к Софии Зиевне, чувствуя чистоту и доброту её души.

Хочется отметить и активное взаимодействие с родителями своих воспитанников. Она всегда внимательно выслушает позицию родителей, поможет советом, сопереживает. София Зиевна создает условия, побуждающие родителей к активному участию в жизни группы.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. И мы с уверенностью можем сказать, что нам безумно повезло, что наш сын воспитывается в детском саду у педагога Софии Зиевны Саитовой.

Макеев Александр Владимирович

Профессиональные качества воспитателя.

Софья Зиевна обладает обширными знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Она очень грамотная, опытная, ответственная, умеет подойти тактично и индивидуально к каждому родителю и ребенку.

Личные качества воспитателя.

Педагогу присущи такие качества, как доброжелательность, спокойствие, рассудительность, энергичность, деликатность и тактичность.

К особенностям преподавания Софии Зиевны можно отнести педагогику сотрудничества, применение в повседневной жизни игровые приемы и наглядные материалы, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатель уделяет большое внимание организации сюжетно-ролевых игр, распределению ролей, выборе сюжета, подготовка материала для игр, сама владеет артистическими данными, чем увлекает детей театральной деятельностью.

Наш воспитатель, несомненно, достоин победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». Она педагог от Бога. Полностью себя отдает детям и работе. Таких людей единицы. А как ее все любят! Нам очень повезло, что этот замечательный человек работает с нашими детьми.

Софья Зиевна - это такой человек, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, делится опытом, у коллег пользуется уважением. В своей работе стремится использовать новейшее достижение в области дошкольной психологии и педагоги. И ее будущее - это победа не только на районных конкурсах, но и конкурсах более высокого уровня.

Куприна Светлана Бо

Саитова София Зиевна работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» воспитателем средней группы «Ягодка», которую посещает моя дочь Данилец Мария.

Из профессиональных качеств педагога хочется отметить профессиональную компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, создание благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, способность в проведении интересных обучающих занятий с детьми. Совершенствует жизнедеятельность детей, учитывая индивидуальные и возрастные их особенности. София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.


«Воспитатель- это просто состояние души» Кто зовется воспитатель? Очень трудно рассказать. Воспитатель для ребенка, Будто бы вторая мать. Кто поймет ребенка лучше? Мамочке совет кто даст? Успокоит и подскажет, Как им дальше в мир шагать. Воспитатель – это просто состояние души, Без которой невозможно В мир ребенка нам войти.


Воспитатель это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в нашей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.




Качества воспитателя трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.


Профессионально значимые качества воспитателя терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.




Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть: -активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). -- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями; -внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. -- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.


Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе. В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.