Домой / Материалы / Тема «Почему нужно говорить правду»: аргументы для сочинения. Нужно ли заставлять ребенка всегда говорить правду

Тема «Почему нужно говорить правду»: аргументы для сочинения. Нужно ли заставлять ребенка всегда говорить правду

(6 голосов : 4,2 из 5 )

Между детской ложью и фантазией — очень тонкая грань. Как отличить фантазирование от неправды, и где кроется причина последней: в страхе наказания, неверном стиле воспитания или в чём-то ещё? Как приучить ребёнка говорить правду и помочь ему делать это своевременно?

Почему дети фантазируют и зачем они врут

Пытаясь понять, придумывает ребёнок или лжёт, старайтесь анализировать мотивы его поведения. Фантазии имеют цель раскрасить жизнь малыша, оживить его рассказ или смягчить неприятные переживания. Их можно считать своеобразной игрой, которая не преследует никакой выгоды. Что касается лжи, то она используется ребёнком либо для того, чтобы избежать наказания, насмешки и долгих объяснений, либо для получения желаемого.

Фантазёры. Дети, скрывающие правду за фантазиями, как правило, обладают ярким темпераментом, не позволяющим мириться с обыденностью и скукой. Их воображение непрерывно производит сценарии альтернативной реальности, по которым могли бы разворачиваться события. Но вместо того, чтобы сказать: «Вот было бы здорово, если бы на чердаке находилась машина времени!» ребёнок говорит: «А у нас на чердаке есть машина времени – представляешь?!»

В силу возраста и богатого воображения, многие дети не делают различий между реальностью и фантазиями, воспринимая и сюжеты фильмов как явления повседневной жизни. Например, шорохи в прихожей, производимые котом, ребёнок интерпретирует как свидетельство присутствия там Смурфиков.

В некоторых случаях фантазии выполняют роль БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ защиты от болезненной информации. Так, ребёнок из неполной семьи может взахлёб рассказывать приятелям об отце-путешественнике, который никак не успеет прибыть из устья Амазонки на школьный праздник. Заставить фантазёра признаться в том, что это выдумка – значит нанести ему серьёзную травму. Ведь он сам верит в то, что рассказывает!

Лгунишки. Детский обман отличается от лжи взрослых своей недальновидностью. Если зрелый человек говорит неправду, рассчитывая на несколько ходов вперёд, то ребёнок просто прячется от реальности, не задумываясь о последствиях. Вот наиболее частые причины детского обмана.

1) Страх наказания. Пожалуй, это самая частая причина, по которой дети говорят неправду. Даже если ребёнка никогда толком не наказывали, он может бояться родительского гнева, потому что слышал от других детей, будто за сломанную игрушку лишают телевизора или даже бьют. Поэтому чем настойчивее родитель добивается правды, тем упорнее малыш настаивает на лживой версии произошедшего: раз уж взрослые так раздражаются, не зная истины, что же будет после признания?

Понять, что ребёнок говорит неправду, не так уж сложно. Вам может броситься в глаза наигранное веселье или удивительное послушание, которые ребёнок демонстрирует сразу после разговора. Так он пытается уверить родителей в том, что всё в порядке.

Чтобы ребёнок решился на признание, важно продемонстрировать своё желание понять его, а не просто докопаться до истины. Постарайтесь сохранить доброжелательность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он скажет правду. Например: «Объясни, пожалуйста, как сломалась игрушка, и мы пойдём пить чай». Важно, чтобы малыш понял, что вы стремитесь разобраться в причинах произошедшего и помочь ему, а не найти повод для наказания.

2) Страх насмешки. В этом случае ребёнок оберегает увлечения или события своей жизни от внимания взрослых. Уловив нотки снисходительности в тоне родителей, он «закрывается». В результате, на все вопросы от отвечает отрицанием или говорит то, что, как он полагает, от него хотят услышать. Например, сын может уверять вас, что это не он достал из шкафа пакет со своими старыми игрушками, чтобы не возникло сомнений в его «взрослости». Заслужить доверие ребёнка удастся только тогда, когда вы проявите искренний интерес к его увлечениям, даже если это идёт в разрез с вашими представлениями о том, чем он должен увлекаться. Допустим, можно вспомнить, где была куплена старая игрушка, выразить свою радость по поводу её прекрасной сохранности, а затем предложить вместе поиграть с ней. Возможно, в конце игры он скажет: «А знаешь, это я её нашёл!».

3) Жажда наживы. Стремясь получить желаемое, ребёнок часто пытается вызвать у взрослых жалость, умиление или чувство вины с помощью лжи. Так, если дочка хочет, чтобы ей купили новую куклу, она может рассказывать со страдальческим лицом о том, что у старой волосы перестали расчёсываться, руки не гнутся, а голова не поворачивается. Доказательством лживости этих утверждений может быть отказ в ответ на предложение взрослого починить или хотя бы посмотреть на описанные неполадки.

Если вы заметили неискренность ребёнка, прямо скажите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую куклу. Но тебе вовсе необязательно ругать старую. Мы можем поговорить о том, какой подарок ты хочешь получить на день рождения или на 8 Марта». Подобный диалог поможет ребёнку понять, что открытое высказывание своих желаний повышает шансы на успех.

Правду и только правду!

Ребёнку, который не привык делать над собой волевое усилие, чтобы не поддаваться потоку ярких ассоциаций или признаваться в неприглядных поступках, трудно понять, для чего нужно говорить правду. Ему кажется, что это важно для других, а не для него самого. Постарайтесь разубедить его.

1. Безопасность. Расскажите ребёнку притчу о мальчике, который в шутку кричал: «Волки, волки!» — и люди ему верили, а потом в минуту реальной опасности никто не пришёл на помощь. Признайтесь сыну или дочери, что вам трудно воспринимать всерьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симптомы были придуманы для того, чтобы не идти в детский сад.

2. Сохранение доверия. Спросите ребёнка, как бы он стал относиться к человеку, который обещал подарить игрушку ему, а потому подарил её кому-то другому? Или, например, сказал, что не пойдёт гулять, а сам отправился в парк с компанией? Объясните малышу, что никто не станет считать его хорошим другом, если он не оправдывает чужого доверия. Если человек увлекается своими фантазиями или намеренно лжёт, окружающие теряются и не понимают, какой он на самом деле, поэтому предпочитают общаться с более предсказуемыми людьми.

3. Объективная оценка самого себя. Расскажите ребёнку об интересных особенностях человеческой памяти: рассказывая много раз одну и ту же выдуманную историю, легко забыть, что же произошло на самом деле. Поэтому «хроническое» фантазирование или ложь мешают быть честным с самим собой. Приведите в пример ситуацию, когда дети друг другу рассказывают «страшилки», а потом начинают сами бояться того, что придумали. Или случаи, когда люди ссылаются на «больную ногу» или «неудобную обувь», мешающую танцевать, и боятся признаться самим себе, что просто не умеют красиво двигаться под музыку. Возможно, ребёнку будет непросто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опасности лжи. Время от времени возвращаясь к этой теме, вы поможете сыну или дочери убедиться в том, как важно быть честным с самим собой.

Как научить ребёнка быть правдивым?

Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ говорить правду, родителям важно соблюсти баланс в своей реакции на ложь и фантазии. С одной стороны, нужно демонстрировать малышу, что его ложь заметна, и их это обижает. С другой стороны, необходимо демонстрировать своё понимание трудностей, испытываемых ребёнком, и оказывать эмоциональную поддержку, чтобы он стремился к доверительным отношениям.

1. Твёрдо, но дружелюбно настаивайте на том, чтобы ребёнок сказал правду. Однако не торопитесь и выдержите небольшую паузу. Даже взрослому человеку требуется время, чтобы собраться с духом, а уж малышу и подавно! Пока ребёнок молчит, поддержите его, взяв за руку, обняв или присев рядом на корточки.

2. Проявите понимание. Обещайте не ругаться и сохраняйте спокойствие в течение рассказа малыша. Это придаст малышу уверенность и, видя ваше искреннее желание разобраться в ситуации, он предпочтёт избавиться от тяжкого груза.

3. Расскажите о том, что тайное всегда становится явным. Приведите несколько жизненных примеров, где обман неожиданно раскрывался, и лгун оказывался в нелепом положении. Прочтите сыну или дочери историю про манную кашу из книги «Денискины рассказы». Это поможет ребёнку убедиться в том, что обман не только не решает проблему, но и усугубляет её.

4. Помогите подобрать слова. Не забывайте о том, что признание для ребёнка может затрудняться не только по психологическим причинам, но и из-за бедности языка. Вместе формулируя проблему и уточняя те или иные слова, вы сможете докопаться до истины.

5. Показывайте пример. Рассказывая о каких-либо неприятностях, случившихся с вами, вы невольно подтолкнёте ребёнка к ответной откровенности. Убедите других членов семьи в том, чтобы они не использовали «ложь во спасение» при общении с ребёнком. Так, не следует потакать бабушке, предлагающей внуку сказать папе, будто примеры в тетрадке решены без её помощи. Ведь тем самым она предлагает готовую схему обмана, которую ребёнок будет использовать в аналогичных ситуациях. Благодаря «культу правды», поддерживаемому дома, малыш увидит, что достойно справиться с неприятной ситуацией можно и без лжи.

6. Поддерживайте в ребёнке чувство самоуважения. Старайтесь чаще подчёркивать ценность индивидуальных особенностей и интересов сына или дочери. Тогда, если сверстники позовут его прыгать с высокой горки, ребёнок не станет придумывать про неудобную обувь, а предложит менее рискованную игру.

7. Хвалите за честность. Даже если вам пришлось долго уговаривать малыша сказать правду, в конце разговора поблагодарите его за откровенность. Пусть ребёнок знает, что своевременное признание сможет уберечь его от наказания.

8. Выполняйте данное обещание. Если вы сказали ребёнку, что не будете его ругать, внимательно следите за своим тоном и выражением лица, даже если вы очень огорчены. Правда за правду!

Как сберечь «полезную» фантазию?

Фантазия необходима для решения творческих и проблемных задач, требующих нестандартного подхода. Поэтому нельзя бороться с детскими выдумками, называя их «чепухой» или «враньём» и принижая их таким образом. У ребёнка может возникнуть ощущение, что это что-то постыдное и ненужное. Необходимо очертить круг явлений, в которых фантазия будет поощряться родителем: в играх, театральных постановках, рукоделии и т.д.

1. Поощряйте изобретательство. Попробуйте разделить фантазии ребёнка, превратив их в совместную игру. Так вы сможете корректировать их, помогая устанавливать причинно-следственные связи и находить логические ошибки. Умение строить непротиворечивые концепции – ценное свойство научного мышления.

2. Превратите фантазирование в хобби. Театральная, мультипликационная студии и другие кружки с ярко выраженной творческой направленностью помогут ребёнку найти выражение своим идеям.

3. Воплощайте фантазии в жизнь. Внимательно прислушивайтесь к детским фантазиям, чтобы найти способ реализовать их. Помогите ребёнку сделать из большой картонной коробки машину времени, причешите с дочкой куклу, как принцессу Лею, и он получит ценный опыт достижения заветных целей. В будущем его фантазии превратятся в смелые планы, для которых ребёнок будет составлять конкретный алгоритм действий.

Как бы ни настораживали и ни раздражали детские выдумки, старайтесь воспринимать их как зеркало, отражающее восприятие ребёнком действительности. Помогая ему разбираться в сложных ситуациях, вы не только заслужите доверие, но и научите объективному взгляду на жизнь.

Текст: Мария Баулина

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок говорит неправду – врет и обманывает.
Как правило, реакция родителей на такое поведение – это поругать, пристыдить, наказать ребёнка.

Но как только вы начнёте понимать, почему ваш ребёнок врет и обманывает, тогда вы сможете помочь ему изменить своё поведение и стать более честным. Ключевое слово здесь – «помочь». Не заставить, не вынудить, а именно помочь ребенку не врать и обманывать, а рассказать вам правду.

Если мы начнём разбираться, почему ребёнок врет и обманывает, то увидим, что он как раз таки , криков и того, что его будут ругать. Получается какой-то замкнутый круг. Чем больше мы ругаем ребёнка за обман, тем он больше будет скрывать правду от нас в будущем. Какой из этого выход?

У детей, как правило, обнаруживаются довольно логичные основания скрывать правду – они хотят избежать неприятных последствий для себя, не хотят разочаровывать родителей, слушать крики и часовые нравоучения.

Ребёнку тяжело не врать, когда он точно знает, что его ожидает за правду очень неприятный исход. Поэтому, понимая все эти причины, нам нужно создать такие условия в семье, чтобы ребёнок мог легко рассказать нам всё, как есть.

Бывают и такие случаи, когда ребёнок хочет приукрасить ситуацию, чтобы произвести на других бОльшее впечатление, приобрести больший вес в глазах окружающих. Это происходит тогда, когда ребёнок чувствует, что он недостаточно хорош такими, какой он есть. И вместо того чтобы его ругать, его нужно понять и заверить в том, что с ним всё в порядке и ему совершенно необязательно придумывать о себе то, чего на самом деле нет.

А может быть и так, что ребёнок не обманывает специально, а понял или запомнил ситуацию по-своему и пересказывает её именно так, как воспринял. В этом случае будет совершенно несправедливо говорить об обмане. Просто ребёнок запомнил всё именно так.

Для некоторых детей фантазирование является психологической защитой, которая помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами их жизни. Например, у ребёнка умерла собака. Он не хочет в это верить и фантазирует, что собака на самом деле просто убежала и живёт в лесу. При этом он сам так начинает верить в эту фантазию, что рассказывает об этом окружающим. Можем ли мы говорить в этом случае, что ребёнок обманывает? Нет. Он использует фантазию, чтобы защитить себя от болезненных переживаний, к которым оказался не готов. В его субъективном, внутреннем мире, собака, действительно, живут в лесу. И он в это верит.

Ещё раз повторим: когда мы наказываем детей за ложь, они продолжают обманывать, в надежде избежать любого наказания в будущем. Следующие девять советов помогут вам сделать ваши отношения с ребенком более доверительными. Они помогут вам наладить такой климат в семье, в котором детям будет несложно сказать правду.

Только наберитесь, пожалуйста, терпения и поймите, что ситуация не может измениться быстро. Нужно время, чтобы между вами снова выросло доверие. Будьте терпеливы и последовательны.

9 советов, которые помогут вашему ребёнку не врать и говорить правду:

1. Сохраняйте спокойствие и реагируйте адекватно на проступки ребёнка.

Старайтесь не пугать ребенка своими эмоциональными реакциями на его действия, обидными словами, криком, угрозами и наказаниями. Такие реакции не обучают детей на будуще, не учат их чему-то новому. Они просто помогают вам «выпустить пар» но вселяют страх в вашего ребёнка.

Поэтому следите за тем, как вы реагируете на «плохое» поведение детей. Например, на пролитый сок на ковёр, рассыпанную соль, неубранные игрушки, невымытые руки, несделанные уроки. Если ребёнок знает, что реакция мамы или папы на его проступки бывает чрезмерно бурной, эмоциональной, гневной, , а папа схватится за ремень, ему будет сложно сказать вам правду.

Делайте акцент не на обвинении ребёнка в произошедшем, а на поиске вместе с ним выхода из сложившейся ситуации. Спросите ребёнка: «Что мы можем сделать сейчас, чтобы устранить последствия Вместо того чтобы злиться и обвинять, думайте вместе, что можно сделать сейчас .

Пример: Мама разозлилась на 5-летнюю дочку за то, что та выронила из рук и разбила красивое блюдо. Вместо того чтобы кричать на неё и наказывать, мама справилась со своими эмоциями и сказала: «Давай подумаем, что теперь можно сделать? » Девочка сама очень переживала и извинялась, и на вопрос мамы предложила попытаться склеить разбитое блюдо. Они склеили блюдо и мама объяснила, что теперь им пользоваться нельзя и оно будет стоять просто для красоты. Мама также сказала, что очень расстроена произошедшим, но понимает, что девочка сделала это не специально и такое могло произойти с каждым. Она показала дочке, как в следующий раз нужно держать большую посуду в руках, чтобы она не выпала.

2. Не провоцируйте ребёнка на вранье и обман.

Если вы видите груду вещей на полу в комнате вашей дочери, не спрашивайте: «Ты убрала свои вещи с пола? » Когда мы задаем вопросы, на которые мы уже знаем ответ, мы сами подталкиваем своего ребёнка к тому, чтобы он соврал в надежде, что вы от него отстанете. Вместо этого, подчеркните в своём вопросе пути решения этой ситуации, например: «Я вижу, тут всё ещё на полу лежит куча твоих вещей, тебе помочь их убрать или справишься сама? » или «Ты хочешь убрать свою одежду сейчас или когда закончишь обедать? »

Если вы знаете, что ваш сын , вместо вопроса «Ты сделал домашнюю работу? », спросите: «Какие у тебя планы на уроки? Какие мысли? »

Вместо того чтобы спрашивать дочку: «Это ты натоптала в коридоре? », спросите «Как нам теперь почистить пол в коридоре? И как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы в коридоре от уличной обуви больше не оставалось грязи на полу? »

Такие вопросы позволяют вашему ребёнку включиться в активное обсуждение, «сохранить лицо», предотвращают с ним «борьбу за власть» и вы помогаете ему сосредотачивать внимание на плане действий, на том, что нужно сделать, вместо того, чтобы заготавливать оправдание или что-то придумывать. Кроме того, это прекрасно обучает ребёнка на будущее.

Вместо того чтобы «застукать» ребёнка на его обмане и обрушиться на него с обвинениями: «Зачем ты мне врёшь? Я вырастила обманщика! Говори мне правду! » – постарайтесь посмотреть в корень проблемы и понять, почему ваш ребёнок сейчас не может сказать вам правду в этой ситуации. Скажите так: «То, что ты рассказываешь, звучит не очень правдоподобно. Мне кажется, ты просто почему-то не можешь мне сказать как было на самом деле. Может быть, ты боишься чего-то? Давай поговорим об этом и вместе обсудим ситуацию. Всегда лучше сказать правду, как есть. »

Поверьте, нет никакого смысла! Ну не поможет ваша ругань и наказания ребёнку в будущем повести себя по-другому или сказать вам сразу же правду. А вот обсуждение и доверительный разговор с ним – поможет. Пусть не сразу, но такие разговоры обязательно принесут свои плоды.

4. Отмечайте ребёнка за честность.

«Мамочка, только не ругайся, у меня там кое-что случилос ь»… «Мамочка, я тебе сейчас что-то такое скажу, только ты не ругай меня, пожалуйста » … В первую очередь, нужно обратить внимание: несмотря на то, что ребёнок понимает, что сделал что-то не то, он всё-таки пришёл к вам и признался в том, что случилось. И даже если вы расстроены, что на полу в ванной комнате море воды, потому что ваша дочь попыталась искупать в раковине куклу, нужно похвалить её за то, что она пришла к вам и сама все рассказала о том, что залила весь пол.

Скажите: «Я очень ценю, что ты мне честно рассказываешь, как есть, говоришь правду. Это самое главное, а воду мы сейчас с тобой вытрем ».

Часто бывает так, что ребёнок сначала говорит неправду, а потом исправляется и признаётся. И часто родители вместо того, чтобы похвалить ребёнка за мужество сказать правду и его признание, продолжают ругать его за то, что вначале он их всё-таки обманул. Он исправился, сделал шаг в правильном направлении, а акцент родители делают всё равно на том, что вначале он сказал неправду.

Ребёнок получает такой урок – «Неважно, обманываю я или говорю правду – меня в обоих случаях ругают. Признавайся или не признавайся – лучше не станет». Чтобы такие выводы ребёнок не делал, а понимал, что его признание принесёт большую пользу и приведёт к конструктивному обсуждению, нужно обязательно отмечать искренность ребёнка, хвалить его честность .

Каждая ошибка – это возможность научиться чему-то новому, получить новый опыт. Ребёнку нужно объяснять, что ошибаться – это нормально, все мы ошибаемся и учимся на ошибках, всё можно переделать и исправить. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Помогите ребёнку посмотреть на свои ошибки, как на возможность чему-то научиться. Для этого задавайте ему вопросы: «Если бы ты мог снова это сделать, что бы ты сделал по-другому? Давай подумаем, как в следующий раз лучше поступить в этой ситуации? ». Подумайте вместе с ребёнком, обменяйтесь идеями и помогите вашему сыну или дочке сделать важный вывод.

Когда мы, взрослые, спокойно воспринимаем ошибки ребёнка и обучаем его правильному отношению к ним, ему будет легче говорить правду и признаваться в промахах и неудачах в будущем.

6. Показывайте ребёнку свою безусловную любовь и поддержку.

Говорите, что вы любите ребёнка просто так, несмотря ни на что, даже если у него происходят неприятности и он ошибается. Убедитесь, что ваш ребёнок точно знает: несмотря на его проступки, ошибки или плохое поведение, вы никогда не будет любить его меньше. Это помогает ребёнку чувствовать себя в безопасности и .

7. Подавайте правильный пример.

Помните, что наши дети учатся у нас. Бывает, что мы и сами обманываем детей по мелочам и считаем, что это «ничего страшного», «ложь во благо». Например, говорим ребёнку «Если ты сейчас быстро соберёшься и мы быстро пойдём гулять, я куплю тебе мороженое». А потом оказывается, что мы не взяли деньги, или просто нет времени идти в магазин, или мы передумали, ведь «уже скоро время обедать» и т. д.

Другой пример: мы не хотим, чтобы к нам приходили вечером гости, поэтому говорим им по телефону, что нас не будет дома, что мы уезжаем, а ребёнок прекрасно знает, что на самом деле мы никуда не уезжаем. Ещё один пример маленькой бытовой лжи взрослых. И таких примеров можно привести очень много. Поэтому следите за тем, чтобы всегда говорить правду в присутствии ребёнка (и не только), и держите своё слово.

8) Не закрепляйте за ребёнком ярлыки «обманщик» или «врунишка».

Даже если вы несколько раз поймали ребёнка на обмане, никогда не называйте его такими обидными словами. Они совершенно не имеют никакого педагогического смысла, а только ещё больше усложняют ситуацию. Ребёнок рано или поздно смиряется с такими ярлыками и начинает себя чувствовать именно тем, кем вы его называете.

9) Никогда не жалуйтесь другим людям о том, что ребёнок обманул вас.

Тем более не делайте этого в присутствии ребёнка. Это очень унизительно и обидно и значительно осложнит ваши с ним отношения. Не выносите мусор из избы. Старайтесь такие ситуации решать внутри семьи и помогите ребёнку сохранить лицо перед другими взрослыми и его друзьями. Это поможет ему скорее измениться.

Если вы чувствуете, что следуете всем этим рекомендациям и ваш ребёнок всё равно продолжает много врать и обманывать, возможно, вам потребуется помощь профессионального .

В этой статье вы узнали 9 рекомендаций о том как создавать дома такую среду, в которой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и ему будет несложно говорить вам правду. Также вы узнали о том, как говорить с ребёнком в случае, если вы понимаете, что он говорит вам неправду.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Когда дети часто говорят неправду, родителям становится трудно доверять им. Родители могут даже не поверить своим детям в тот момент, когда они на самом деле говорят правду. Ложь со стороны ребенка порождает проблемы с друзьями и другими членами семьи.Родители задают себе вопросы – почему ребенок так делает, кто его этому научил и что делать, когда ребенок начинает обманывать ?

Важно, чтобы дети усвоили, что независимо от того, что они сделали, они должны сказать правду. Родителям лучше всего иметь дело с обманом сразу, как только вы его обнаружили. В этот статье я дам вам некоторые подсказки в помощь, чтобы научить вашего ребенка (возраст от 3 до 12 лет) говорить правду.

Когда ложь становится проблемой?

Ложь - утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или подержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
Фантазия (греч. φαντασία - «воображение») - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия – это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями, рождаемыми в мозговой части Человеком - Мечтателя…
Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Википедия.

Отношение нашего общества ко лжи неоднозначно, сложно и порой наши дети просто сбиты с толку.

Иногда «невинная ложь» или «ложь во спасение» помогает нам защитить чувства другого человека. И взрослые способны в течение дня сказать несколько таких «неправд».С другой стороны преднамеренно сказать кому-то неправду означает, ввести этого человека в заблуждение, что является неприемлемым. И такая ложь является настоящей проблемой, потому что подрывает доверие между людьми.

Иногда дети смешивают вымысел и реальность и рассказывают свои истории без намерения обмануть нас. Особенно это явление наблюдается у дошкольников (3-5 лет). Однако в в начальной школе дети (от 5 до 12 лет) хорошо понимают разницу между фантазией и ложью. Если ребенок часто говорит неправду в этом возрасте, может появиться проблема.

Людмила Петрановская
Говорить о лжи в младшем возрасте - некорректно. Ложь - сложное интеллектуальное действие, которое по силам ребенку лет с девяти. Лгать - значит понимать, как было на самом деле, хорошо это отделять от вымысла и намеренно, целенаправленно давать иную версию событий, понимая, в каком месте правда, в каком - нет. У маленьких детей может быть фантазирование, когда ребенок что-то рассказывает, выдавая желаемое за действительное. Своего рода «детская магия», попытка воздействовать на реальность словами. Когда ребенку кажется, что если он сказал, что это так, то это и будет так. То есть произнеся: «Не я разрисовал стены», он этим отменил сам факт и в этот момент верит, что действительно - не он.

В более взрослом возрасте ложь - защитное поведение. У ребенка редко бывает цель специально солгать, обмануть наше доверие. Просто дети пытаются действовать по кратчайшей траектории. Приходит ребенок домой с двойкой. Он знает, что мама спросит про оценки, и знает, что затем начнется. Даже не в том смысле, что его побьют, а мама расстроится, начнет причитать, заставит делать дополнительные задания. А ему хочется, чтобы дома было тихо, спокойно. И потому для него самое простое и понятное - сказать: «Меня не спрашивали». А взрослые начинают прикладывать к этому свои мерки и приходить в ужас, думая, что ребенок погружается в порок! Не надо приписывать ребенку испорченность, которой у него нет.

Почему дети обманывают?

Говоря неправду ребенок тем самым шлет сигналы, что в его мире не все благополучно. Важно понять, от какой проблемы ребенок пытается избавиться, какая причина, какая потребность вынуждает ребенка обманывать, кого или чего он боится и помочь ему самостоятельно или при помощи специалистов.

Дети говорят неправду по разным причинам:

Чтобы избежать последствий, в том числе наказания, которое обычно следует за проступком.
- Если нет никакой выгоды от того, что ребенок скажет правду, например, не избежит ситуации, когда взрослые будут его стыдить, требовать извинений.
- Потому что другие дети, взрослые или родители обманывают.
- Для того, чтобы быть принятыми в группу, получить внимание, одобрение от сверстников и друзей.
- От одиночества и низкой самооценки.

Обычно невинная хвастливая ложь прекращается как только ребенок начинает ходить в школу или если она был пойман на лжи пару раз.

Как определить, что ребенок говорит неправду

Как остановить обман, если вы не понимаете говорит ли ребенок правду сейчас или нет. Дети в возрасте начальной школы обычно выдают себя, потому что они улыбаются когда обманывают или их история звучит неправдоподобно. Например, вы спросили своего ребенка откуда у него взялись деньги, ребенок может рассказать маловероятную историю о том, что деньги ему дал его друг. К выявлению правдивости истории приведут вопросы о том когда, где, кто был с ними, в каком порядке развивались события. Однако некоторые дети будут уверять, что их история правдива, несмотря на доказательства.

Как отучить ребенка обманывать.

  • Обсудите проблему с ребенком
  • Проверьте свои подозрения.

Если вы заподозрили обман, проверьте свои подозрения сразу, не дожидайтесь доказательств, которые не всегда возможно получить.

  • Скажите ребенку о проблеме и последствиях.

Если вы почувствовали, что ребенок говорит неправду, опишите ему проблему

Коля, ты говоришь неправду, ты не заправил постель.

И сообщите о последствии:

Сегодня вечером ты не будешь смотреть телевизор или

Пойдешь спать на 30 минут раньше, чем обычно.

Игнорируйте возмущение и жалобы. Не спорьте, не опровергайте точку зрения вашего ребенка. Просто воплотите последствия в жизнь.

Важно помнить, что сначала нужно разобраться с обманом, затем с проблемой, к которой он привел и назначить последствия для обеих проступков.

Например, в комнате ребенка вы нашли сломанную ночную лампу. Вы чувствуете, что ребенок обманывает вас насчет того, что и как произошло.

За обман последствием может быть лишение привилегии на сегодня лечь спать позже. Отложить часть из личных денег ребенка для ремонта лампы может быть последствием за поломку.

Придерживайтесь договоренностей и возвращайте ребенку его привилегии вовремя. Например, сегодня он идет спать на 30 минут раньше, но завтра все будет согласно прежнего режима.

Возможно вам придется применить последствия несколько раз, прежде чем ребенок поймет ваше сообщение и научится говорить правду. Будьте последовательны, предсказуемы и спокойны.

Что делать, если вы чувствуете, что проблема становится серьезной

Людмила Петрановская , психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования:

Если ребенок много, часто и изощренно лжет - это тревожный сигнал для взрослых. Не в том смысле, что ребенок испорченный, а в том, что он их боится. Почему боится, не доверяет, считает, что, если он расскажет им о проблеме, будет хуже, - об этом надо думать. И не обязательно, что он боится серьезного наказания (хотя это случается часто), иногда его страшат нотации, отвержение. Если ребенок знает, что кому-то в доме из-за болезни нельзя нервничать, он часто боится, что из-за него близкому человеку станет плохо. То есть если ребенок вам часто врет, он боится либо вас, либо – за вас.

Меньше всего лгут дети у родителей, которые умеют справляться с жизнью, от которых исходит уверенность, и у родителей, которых можно не бояться. Если они и рассердятся, то не перейдут каких-то граней, и они нацелены на решение проблем, а не на наказание «чтоб знал». Но даже у таких замечательных родителей дети иногда врут. Дети должны попробовать эту стратегию, и посмотреть, что будет. Задача родителей – показать: ложь не работает и лучше исправлять ситуацию другими средствами.

Подведем итог:

Поговорите с ребенком и том, что такое обман и почему он является проблемой.
- Скажите ребенку, что он должен перестать обманывать.
- Поговорите с ребенком насчет последствий за обман с его стороны.
- Предоставьте, организуйте для ребенка возможности говорить правду.
- Хвалите ребенка за то, что он сказал правду.
- Если вы подозреваете ребенка в том, что он говорит неправду, действуйте сразу.
- Примените последствия за обман и другое проблемное поведение.

Дети дошкольного возраста живут в мире фантазии, где реальность переплетается с выдумкой. Они обожают мультфильмы, любят придумывать, верят в Деда Мороза, злых ведьм, изображают сказочных персонажей и т. д. В детских фантазиях часто отражаются скрытые страхи. К примеру, если ребенок боится темноты, он может сказать вам об этом таким образом: «Мамочка, в моей комнате спряталось ужасное чудовище! Спаси меня!» Малышей можно убедить в чем угодно, даже самая явная ложь может стать для них чистой правдой.
Если ребенок начинает обманывать, это первый признак того, что он стремится к самостоятельности. Словно желторотый птенец, он пытается расправить крылья и вылететь из-под родительской опеки. Что же делать родителям? Научиться распознавать ложь и объяснить малышу, почему нужно говорить правду. Убедившись, что это важно для вас, ребенок станет вести себя совсем по-другому.



Как предотвратить проблему.

Хвалите ребенка, когда он говорит правду, какой бы она ни была. И тогда малыш поймет разницу между правдой и ложью.

Представьте себе такую ситуацию: малыш просит дать ему печенья перед самым обедом. Вполне возможно, у вас возникнет соблазн обмануть, что печенья нет, вместо того чтобы сказать правду и объяснить, что печенье не едят перед приемом пищи.

Солгав, вы даете ребенку понять, что ложь — это один из способов избежать неприятности. Ведь малыш прекрасно понимает, что на самом деле печенье есть, и даже знает, где оно лежит. Поэтому скажите так: «Я знаю, тебе хочется печенья, но сначала нужно поесть, а потом можешь сам выбрать любое лакомство, какое захочешь».

Распознавайте ложь. Существует несколько разновидностей лжи. Самая простая — ложь во избежание наказания. Вот наглядный пример: «Это не я съел самое последнее печенье». Более сложная разновидность — ложь во избежание того, чего не хочется делать. К примеру, ребенок может сказать, что уже почистил зубы, когда на самом деле не сделал этого. Наконец, самая распространенная разновидность лжи, которой дети пользуются очень часто, — хвастовство перед другими. К примеру: «У меня дома три лошади, и я катаюсь на них каждый день! Вот так!»

Научитесь реагировать на ложь соответствующим образом. К примеру, если малыш утверждает, что это не он разрисовал карандашами стены в своей комнате, скажите: «Я понимаю, ты не хочешь, чтобы тебя наказали, но, сказав неправду, ты меня очень огорчил. Тебе незачем мне врать, скажи правду, и мы вместе найдем решение проблемы». Зная, что вам небезразличны его чувства, ребенок охотнее откроется.

Чтобы донести до ребенка важность честности, обращайте его внимание на правдивых людей и на ситуации, в которых их выручала искренность и стремление говорить правду.

Если ребёнок обманывает, как решить проблему.

Расскажите ребенку о своих чувствах. Поймав его на лжи, объясните, что это вам так же неприятно, как и ему. Скажите: «Мне очень жаль, что ты обманул меня. Получается, я не могу тебе верить, и это меня очень огорчает. Давай договоримся, что ты теперь будешь говорить мне только правду, чтобы я могла всегда тебе доверять».

Дети воспринимают сказанное как правду и поэтому часто не понимают, что врут. Чтобы научить ребенка отличать правду от лжи, скажите, к примеру: «Я понимаю, тебе хочется понравиться другу, но не нужно говорить, что у тебя дома живет сто один далматинец, ведь это неправда. На самом деле тебе хотелось бы, чтобы они жили у тебя, но у нас есть только одна собачка, Малышка, она милая и смешная, ты ее очень любишь».

Играйте в небылицы. Чтобы ребенок лучше понял разницу между правдой и выдумкой, выделите специальное время, когда он может придумывать всякую всячину. Затем сравните выдуманные истории с реальностью и попросите малыша сказать, что произошло на самом деле. Если ребенок рассказывает вам заведомо лживую историю, скажите: «Очень интересная выдумка. А теперь я хочу услышать, как все было на самом деле».

Научите ребенка ответственности. Получив от вас какое-либо задание, к примеру убрать игрушки, ребенок может солгать, что уже справился с ним. В таком случае скажите: «Я так рада, что ты выполнил мою просьбу. Пойдем-ка полюбуемся на твою работу». Если малыш отвечает: «Нет, мамочка, только не сейчас!» — можете быть уверены, что задание не выполнено. Обязательно проверьте! Обнаружив, что ребенок вас обманул, скажите: «Мне очень жаль, что ты обманул меня и не выполнил мою просьбу. Я понимаю, тебе не хотелось собирать игрушки и в то же время ты не хотел огорчить меня, но запомни: нужно делать то, о чем я прошу, и говорить только правду, это очень важно. А теперь давай сделаем так: ты соберешь игрушки, а я посмотрю».

Научите ребенка говорить правду. Если ребенок врет, нужно научить его говорить правду. К примеру, скажите так: «Мне очень жаль, что ты солгала, когда я спросила, выключила ли ты телевизор. Нужно говорить правду. Скажи: "Мамочка, я выключу телевизор, когда закончится передача". А теперь повтори».

Если ребёнок обманывает, чего нельзя делать.

Не заставляйте ребенка выбирать между правдой и ложью. Если ребенок провинился, не нужно задавать ему вопрос, ответ на который вы прекрасно знаете сами, — ведь в этом случае вы ставите его перед нелегким выбором: сказать правду и быть наказанным или солгать и постараться таким образом избежать наказания.

Не наказывайте ребенка за то, что он солгал во избежание наказания. Вместо этого научите его отвечать за поступки и исправлять ошибки. К примеру, можно сказать так: «Мне очень жаль, что ты разрисовал стену. Придется теперь научиться мыть стены. Я пойду принесу чистящее средство, а ты пока подготовь бумажные полотенца. Вот видишь, как хорошо, что ты сказал мне правду. Теперь мы можем вместе все исправить».

Не обманывайте сами. Не приукрашивайте, не придумывайте того, чего не было, чтобы удивить окружающих, не обманывайте во избежание неприятных последствий.

Не выходите из себя. Даже если вы уже тысячу раз говорили, что не потерпите обманщиков в семье, постарайтесь держать себя в руках, если выяснится, что ребенок солгал. В противном случае малыш начнет врать специально, только чтобы вы не злились.

Не называйте ребенка обманщиком , поскольку этим вы программируете его на определенный тип поведения — со временем ребенок начнет обманывать постоянно, чтобы оправдать полученное прозвище.

Помните, что всегда нужно отделять личность ребенка от его поведения. Вам может не нравиться, как малыш себя ведет, но это отнюдь не причина, чтобы меньше любить его.

Не принимайте безобидную ложь близко к сердцу. Ребенок рассказывает выдумки и небылицы вовсе не для того, чтобы вас разозлить. Скорее всего, ваш сын на самом деле верит, что сегодня утром змея, которая живет в детсадовском живом уголке, сбежала из клетки, потому что просто сам боится этого. Выслушайте мальчика и скажите: «Очень интересно. Представляю, как вы испугались, когда змея ползала по комнате. Хочешь, я попрошу воспитательницу, чтобы она закрывала клетку на замок?»