Последние статьи
Домой / Материалы / Упражнения чтобы ребенок заговорил. «Ребенок не говорит

Упражнения чтобы ребенок заговорил. «Ребенок не говорит


«Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут».
Аристипп (древнегреческий философ, ученик и друг Сократа).

Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость. От того, насколько виртуозно человек владеет , зависит эффективность его взаимодействия с ближайшим окружением, карьерный рост и благополучие. Вот почему так важно учить «говорить» своего ребенка с самого раннего возраста, а именного с того момента – как только он начинает понимать происходящее вокруг себя.

Этапы развития речи у ребенка

Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.

Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.

Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев,когда звукосочетания становятся более отчетливыми.

Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.

А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.

Примерно к году , ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.

В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.

Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.

20 способов как помочь ребенку заговорить

  1. Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.
  2. Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.
  3. Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.
  4. Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.
  5. Как можно больше разговаривайте с малышом.
  6. Поощряйте познавательные действия ребенка.
  7. Уделяйте внимание артикуляционным играм (представлены ниже).
  8. Устраивайте домашние инсценировки и представления.
  9. Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.
  10. Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.
  11. Проговаривайте вслух, что вы делаете.
  12. Прослушивайте музыку и песенки для детей.
  13. Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.
  14. Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.
  15. Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.
  16. Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.
  17. И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.
  18. Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.
  19. Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.
  20. Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

  • Погулять язычок собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
  • На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
  • Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Скороговорки для развития речи

Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:

Данная скороговорка нацелена на выработку звука [Р] :

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [Ж]:

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [С]:

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Скороговорки на звук [Ш]:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.

Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка », статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.

Обучающий массаж ручек

Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.

  • Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
  • Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
  • Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
  • Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
  • Встряхните кисти рук.

Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.

Игра для развития пальчиков

— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)

— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)

— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)

— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)

— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)

— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).

Развивающая речь игра «телефон»

Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».

Игра «праздничный пирог»

Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».

Видео

А познавательное видео, которое вы можете посмотреть ниже, ответит на многие волнующие вопросы. Консультацию проводит руководитель школы правильной речи «Риторика» Филипьева Инна Валентиновна.


И напоследок, иногда, ребенок начинает говорить после сильных положительных эмоций. Устраивайте ребенку праздники, дарите как можно больше радости.

Хороших вам результатов!

Сегодня по всему миру отмечают проблему не говорящих и плохо говорящих детей. Она, как правило, связано с тем, что родители перестали разговаривать со своими детьми, переложив эту ответственность на говорящие игрушки, мультфильмы и другие гаджеты.

В то же время психологи советуют начинать говорить с малышами уже в перинатальном возрасте, так налаживается эмоциональная связь между матерью и ребёнком. А как только ребёнок родится, следует дальше продолжать с ним постоянные разговоры и вскоре вы получите замечательного собеседника.

Итак, как же научить говорить ребенка? Эффективно и без лишних усилий!

1. Говорите обо всём на свете

Как известно ребёнок во всём подражает взрослым. Если в доме постоянно ведутся беседы между родителями и беседы родителей с малышом, то ребёнок понимает это как необходимость.Обращайтесь к ребёнку с вопросами, даже если сами потом на них отвечаете, а также комментируйте, что делаете или собираетесь делать. Рассказывайте малышу о папе, о себе, о ближайших родственниках.

2. Будьте эмоциональны в беседах

Малышу будет легче понять и развить правильную речь, если она будет эмоциональной, а также сопровождаться соответствующими мимикой и жестами. Даже не понимая слов, ребёнок будет понимать речь родителей на эмоциональном уровне.

3. Если хотите, чтобы ребёнок говорил правильно, — не понимайте его

Многие родители совершают для ребёнка «медвежью услугу». Когда ребёнок начинает говорить неправильно или придумывать слова — взрослые привыкают к его речи и начинают понимать его желания с «полуслова» … Вместо того, чтобы попросить сказать правильно. Малыш видит, что его понимают и привыкает к этим неправильным словам, отучить от которых будет очень сложно.То же самое происходит со словами-сокращениями. Пусть ребёнок говорит как взрослый — не «ту-ту», «ням-ням», «пи-пи», а полными словами.

4. Больше книг

Читать книги ребёнку можно уже с рождения. Это не только сформирует в нём хорошую привычку, но и позволит грамотно развить речь. Когда ребёнок начинает с лёгкостью понимать сюжеты «малышковых» книг — можно включить чтение более взрослой литературы, например, рассказы и повести для школьников. Они помогут ребёнку пополнить словарный запас более сложными словами и предложениями.

5. Пальчиковый театр

С помощью пальчиковых игр можно рассказывать сказки и знакомить малыша с новыми персонажами и их особенностями. Игры — самый верный способ для познания мира.

6. Актёрское мастерство

Игры по ролям-замечательный способ вырастить раскрепощенного ребёнка. Покажите малышу как можно поиграть сразу с несколькими персонажами, изменяя голос и интонации. В таких играх можно легко отследить настроение и беспокойство ребёнка, а также приучить его к самостоятельной игре.

7. Будьте заинтересованы

Интересуйтесь у ребёнка, чем он хочет заняться, что хочет поесть и куда пойти. При рассматривании книжек и на прогулке спрашивайте, что он видит и чувствует. Если малыш затрудняется ответить, подскажите ему ответ, — это сформирует в нём правильное восприятие окружения.

8. Хочу всё знать

10. Действия в разговоре

Начиная говорить, ребёнок употребляет больше существительных слов. Для правильного развития речи, необходимо знакомить его с глаголами, так он быстрее начнет строить предложения и правильно изъяснять свои желания.

11. Артикуляционная гимнастика

Заниматься такой гимнастикой можно с самыми маленькими. Даже двухмесячного малыша повеселит мама, которая изображает как мычит корова или как едет паровоз. Все эти упражнения, малыш постарше, будет с удовольствием повторять за вами, это поможет быстрее заговорить и произносить больше правильных звуков.

12. Повторение-мать учения

Чтобы расширить словарный запас, ребёнку необходимо постоянно узнавать новые слова. Они могут быть сложными, поэтому их нужно будет не раз проговорить, чтобы малыш запомнил и правильно произносил новое слово. Лучше всего это делать в игре, показывая предмет слова, тем самым визуализируя его.

Не нужно бить тревогу, если ребёнок не заговорил предложениями в два года. Помните, что ваш ребёнок особенный и не подгоняйте его под одну планку с другими. Чуточку терпения, вашего участия и малыш заговорит.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(10 оценок, среднее: 4,70 из 5)

Syda Productions / Фотобанк Лори

Почему-то мысли о будущих долгих и важных разговорах волновали меня перед рождением первенца больше всего, и развивать речь дочери я стала с первых же дней ее жизни.

Сначала это были монологи. Я набралась терпения, трещала без умолку – и ждала .

Мои усилия не прошли даром. В год и четыре месяца девочка повторяла за мной простые слова: «пол», «вода», «заяц». Через три месяца спокойно произносила «собака» и «машина». В два года говорила простыми фразами, стала выговаривать «р».

Пришла я к такому результату во многом интуитивно. Получилась довольно простая схема, позволяющая шаг за шагом помочь ребенку освоить речь.

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, - прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. - Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».

«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, - рассказала логопед АНО «Центр культуры «Хорошевский» Ольга Хорева. - Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам ».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.

«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, - подчеркивает Ольга Хорева. – Для артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме . Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в , с улыбкой, без нажима.

Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».

Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.

«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов . Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Оксана Кузьмина / Фотобанк Лори

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).

«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы . Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».

«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос . Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам. Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.

«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями. Это тоже , и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.

Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова . К двум годам в норме это уже происходит.

Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о . Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.

Развитие речи – это одна из главных сторон развития ребёнка. К сожалению, в наше время задержки в речевом развитии встречаются у детей очень часто. Почему ребёнок молчит, как сделать, чтобы он заговорил и как потом развивать речь ребёнка, поговорим в этой статье.

Почему ребёнок не говорит

Причин, почему ребёнок не говорит , может быть несколько

Причина 1: внутриутробная

Если беременность у мамы протекала тяжело, были перенесены внутриутробные заболевания или произошла родовая травма, это могло повлиять на задержку речевого развития у ребёнка. В таком случае обязательно наблюдение у невропатолога – он сможет назначить препараты для питания головного мозга и помочь решить проблему медицинским путём.

Причина 2: физиологическая

Другой причиной, почему ребёнок не говорит, могут быть особенности физиологии ребёнка. Для того, чтобы возникла речь, необходимо, чтобы организм был готов к её появлению. Для этого должен быть готовы головной мозг, органы речи и дыхания достаточно созреть, быть развитым слуховой аппарат. Достаточное развитие органов речи и головного мозга – это как фундамент для того, чтобы ребёнок заговорил, без этого фундамента развитие речи будет происходить с задержкой.

Причина 3: психологическая

Бывает и так, что ребёнок родился здоровым, и органы речи у него уже сформированы, и по всем признакам родители понимают, что ребёнку уже пора заговорить, а он всё молчит. Значит, причина в том, что просто ещё рано. Здесь надо помнить, что ребёнок всё равно заговорит, когда придёт время, просто его время ещё не пришло. Как только ребёнок будет готов говорить, он начнёт говорить, сам, без понуканий и просьб.

Что делать, чтобы ребёнок заговорил

Как мы уже сказали, речь не возникает на пустом месте, для развития речи необходим физиологический фундамент, то есть достаточно развитые органы речи и дыхания. Поэтому первое, что нужно делать, если Вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, это развивать речевой и слуховой аппарат . Для этого есть специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика. Они помогут ребёнку правильно располагать в полости рта органы речи, будут их тренировать и укреплять. Сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, мягкое нёбо) – залог чистого звукопроизношения. Отдельно про то, как заниматься артикуляционной гимнастикой дома, читайте в следующей статье.

Вот несколько идей, как тренировать дыхание у ребёнка:

  • Дуйте на «музыку ветра» и слушайте, какой получается звук
  • Выдувайте мыльные пузыри, делайте пузырики с помощью трубочки, играя в ванной
  • Дуйте на игрушки-вертушки
  • Играйте на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, губные гармошки)
  • Задувайте свечи
  • Устройте соревнование: кто быстрее задует шарик из ватки в ворота (например)

Однако, хорошо развитый речевой аппарат ещё не гарантирует того, что ребёнок заговорит. Для этого его нужно стимулировать. Я не говорю о том, что нужно делать вид, что не понимаешь ребёнка, когда он что-то показывает, но не называет. Такое ложное «непонимание» родителей приведёт только к тому, что ребёнок будет злиться и обижаться, будут копиться негативные эмоции в отношении родителей, а это к добру не приведёт. Как же помочь ребёнку, чтобы он заговорил?

В одной из своих прошлых статей я писала о том, . Там я приводила конкретные примеры того, что мы делали для развития речи. Но основные моменты ещё раз перечислю:

  • Развивать мелкую моторику (о том, как это делать, читайте в статье « »)
  • Развивать слух (для этого играть в разнообразные игры со звучащими предметами: прятки с колокольчиком, найди пару по звуку и другие, заниматься логоритмикой)
  • Расширять словарный запас ребёнка (читать и заучивать наизусть сказки, стишки, потешки, играть в игры «что пропало», «волшебный мешочек», «я знаю 5…», их на самом деле очень много)
  • Тренировать связную речь (для этого учиться описывать картинку, отвечать на вопросы, рассказывать о событиях и т.д.)

В заключение хочу напомнить Вам ступени развития речи : речь формируется только, когда освоена предыдущая ступень и можно осваивать следующую. Сначала ребёнок учится произносить отдельные звуки, потом слоги, потом так называемые «лепетные» слова и части слов, потом уже слова, далее предложения и, наконец, связная речь.