Домой / Материалы / Варево для поделок из папье маше. Используем папье-маше в интерьере

Варево для поделок из папье маше. Используем папье-маше в интерьере

Поделки в стиле папье-маше родом из Франции. Первые работы были представлены еще в 16 веке. А вот в нашей стране папье-маше приобрело популярность во времена правления Петра I. Сегодня многие дети и взрослые осваивают это направление прикладного искусства. Мы расскажем, как делается папье-маше своими руками.

Основы папье-маше: совершенствуйте свои навыки

Для начала давайте выясним, почему этот вид прикладного искусства называется папье-маше. В дословном переводе с французского языка это понятие обозначает рваную бумагу. И действительно, поделки, выполненные в технике папье-маше, изготавливаются из бумажных отходов и обычного клея.

Чаще всего люди, осваивающие это направление прикладного искусства, интересуются, как сделать папье-маше из газет. Об этом мы поведаем чуть позже, а сейчас хотелось бы рассказать о том, что существует три основных способа изготовления папье-маше:

  • Газетную или офсетную бумагу рвут на мелкие кусочки и обрабатывают клеем, создавая своего рода слои изделия. Чем больше количество слоев, тем прочнее и красивее получается изделие.
  • Второй вариант - бумажная масса. Для этого бумагу сначала замачивают в воде, а затем тщательно перетирают, используя кухонную технику. Разбавив эту массу клеем, мы получаем рабочий гибкий и эластичный материал.
  • Третий вариант используется крайне редко, поскольку для создания конструкции нужно применять плотный картон. Чаще всего такой способ применяется в промышленных отраслях.

На сегодняшний день можно сконструировать различные поделки из папье-маше своими руками, в частности:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • кружки;
  • карнавальные маски;
  • пасхальные яйца;
  • бусы;
  • серьги;
  • подарочные коробки и т. п.

Готовим качественный клейстер

Прежде чем мы рассмотрим пошаговые руководства по конструированию папье-маше своими руками для начинающих, давайте выясним, как приготовить клейстер. Это обязательная составная часть изготовления поделки. Именно клей станет тем цементом, который обеспечит плотность созданного шедевра.

Чаще всего рукодельницы для смазывания бумажных слоев используют обычный канцелярский клей, разбавленный отфильтрованной водой в пропорциях 1:1. Но вы можете изготовить клейстер и самостоятельно, контролируя нужную консистенцию. Для этого используется пшеничная просеянная мука, пищевой крахмал и вода. Заваривать такую смесь нужно до образования густой и клейкой массы.

В зависимости от того, какую поделку вы моделируете, зависит и длительность ее изготовления. Рекомендуется тщательно просушивать каждые четыре бумажных слоя. Чтобы поделка была прочной, просушка должна длиться от 24 до 48 часов. Готовые поделки вы можете оформлять на свое усмотрение, например, гуашевыми или акварельными красками, в технике декупажа, кружевом и пр.

Чтобы поделки, выполненные в технике папье-маше, стали настоящим произведением прикладного искусства, ознакомьтесь с рядом дельных советов:

  • Если для моделирования поделки вы используете бумажные полоски, то выкладывать их нужно в хаотичном порядке, постоянно изменяя направление.
  • Вместо офсетной бумаги или газеты можно использовать упаковки из-под яиц, картонные отходы, гофрированную или туалетную бумагу, салфетки.
  • Все действия по конструированию поделки выполняем в латексных перчатках, чтобы клейстер не оставался на поверхности рук.
  • Перед дизайнерским украшением поделки ее основу из папье-маше можно отшлифовать, используя наждачную бумагу.
  • Для придания дополнительных изгибов и гладкости можно использовать строительную шпатлевку.
  • Если вы наносите бумажные слои на конкретную заготовку, то ее поверхность предварительно нужно обработать подсолнечным маслом. Так вы обеспечите сохранение формы изделия и его легкое отхождение от стенок заготовки.
  • Если готовая поделка будет белого цвета, то нужно использовать чистую белую бумагу.
  • Окрашивание поделки придает ей не только оригинальность, но и дополнительную защиту.
  • Если хотите защитить изделие, выполненное из папье-маше, от влаги, последним слоем на готовую поделку нанесите прозрачный лак.

Станьте звездой карнавальной ночи

Карнавал - прекрасное мероприятие! Жаль, что на сегодняшний день у многих из нас просто не остается времени на посещение подобных праздников. Если вам все-таки выпал шанс посетить карнавал, то не отказывайте себе в таком удовольствии, тем более что сейчас вы узнаете, как смастерить маску из папье-маше своими руками.

Для основы маски можно использовать любую глиняную или пластиковую форму. Мы предлагаем вам сделать маску по контуру своего лица. Так вы будете уверены, что отверстия для глаз не окажутся после изготовления изделия на носу или выше линии бровей. Для декорирования будем использовать оригинальную ажурную ткань и бусины. А для крепления можно взять одну палочку или резинку.

Многие рукодельницы говорят, что клейстер из муки не навредил нежной коже лица, а наоборот, сделал ее мягче и эластичнее.

Необходимые материалы:

  • газетная бумага;
  • салфетки;
  • отфильтрованная вода;
  • просеянная мука;
  • ножницы;
  • тканевый ажурный отрез;
  • резинка;
  • ленты с пайетками;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Пошаговое описание творческого процесса:


Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.



ВКонтакте

Поделки из папье-маше пользуются широкой популярностью. Этот простая технология с успехом используется детьми разного возраста и взрослыми людьми. В этом нет ничего удивительного.

Из папье-маше можно сделать простенькие подарки для родителей к празднику или на день рождения, но можно создать и настоящие шедевры, которыми не стыдно украсить интерьер.

Особенности материала

Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом. В качестве основы (наполнителя) может служить любая измельченная бумага или картон. Одним из самых технологичных материалов считается туалетная бумага, т.к. она хорошо растворяется в воде, образуя однородную массу.


Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом

Связующим средством выступает клеящий состав. Наиболее распространены такие варианты:

  1. Обычный канцелярский клей или клей ПВА. Он наиболее подходит для простых поделок, выполняемых детьми младшего дошкольного возраста.
  2. Обойный клей. Прост в подготовке, что и обеспечивает широкое применение.
  3. Клейстер. Его самостоятельно можно приготовить, растворив крахмал в кипятке при перемешивании.

Для придания определенных свойств смеси дополнительно вводятся другие компоненты. Пластичность массе придает растительное масло и моющие средства. Для придания прочности поделкам после отвердения в сырье добавляется гипс, алебастр или шпатлевка.

Внимание! Каждый мастер имеет свои секреты приготовления папье-маше и по-своему корректирует рецептуру опытным путем.

Технология изготовления поделок из папье-маше включает несколько этапов:

  1. Приготовление исходного материала.
  2. Формирование основы поделки. Может использоваться несколько вариантов. Плоские поделки — масса раскладывается на плоской поверхности в виде панно. Тонкостенные объемные поделки — густой смесью покрывается сложная форма, при этом масса повторяет все впадины и выпуклости. Характерный пример – маски. Объемные фигуры — они формируются на каркасе или по аналогии с пластилином. Так можно изготовить куклы и фигурки различных животных.
  3. Отвердение поделки в естественных условиях. Процесс может протекать несколько суток, в течение которых изделие должно находиться в покое.
  4. Окрашивание. После полного затвердения фигурки производится ее окончательная покраска с прорисовыванием всех деталей. Оптимальный вариант – акриловая краска разных цветов. Объемное окрашивание обеспечивается путем добавления в приготавливаемое сырье нужного красителя (пигменты, гуашь). Нередко фигурки покрываются лаком (бесцветным или с тонирующим эффектом).

Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы.

Идея! Из него можно изготовить своими руками декоративную посуду, вазы, шкатулки, статуэтки, разнообразные маски и декоративные элементы в разном стиле. Фантазия мастера не ограничивается.


Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы

С чего можно начинать

Технику работы с папье-маше освоить легко, но для начинающих рекомендуется подбирать простые изделия. Ребенок должен почувствовать сам материал и освоить основы формирования поделок.

Одна из самых простых техник – маширование. Принцип заключается в оклеивании какой-либо формы бумажными кусочками с промазыванием клеевым составом. После засыхания клея поделка снимается с формы и раскрашивается или лакируется.

Интересно! Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек. Такие поделки показаны на фото.


Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек

Они изготавливаются в следующем порядке:

  1. Сначала нарезают небольшие полоски из газет или любой другой бумаги.
  2. В качестве формы можно использовать тарелку или миску нужного размера. Поверхность формы необходимо обмазать растительным маслом или любым кремом, чтобы проще было снимать готовое изделие.
  3. Наложение первого слоя. Бумажные полоски смачиваются в воде и аккуратно накладываются по всей поверхности формы сплошным слоем.
  4. Сформированный слой покрывается клеем ПВА. Наносится следующий слой бумаги. Все последующие слои приклеиваются поочередно до достижения толщины 4-6 мм.
  5. Заготовка оставляется в покое до полного высыхания и отвердения. После чего она аккуратно снимается с формы.
  6. Края заготовки тщательно выравниваются, а внутренняя и внешняя поверхности шлифуется мелкозернистой шкуркой.
  7. Окончательный вид придается путем окрашивания. Можно нанести любой узор, орнамент, рисунок.

Еще одна простая поделка – «Колобок». Он изготавливается аналогично тарелке, но в качестве формы используется воздушный шарик.

Надутый шарик обклеивается бумажными кусочками, а после отвердения заготовки, прокалывается и аккуратно извлекается наружу. После раскраски получается смешной Колобок.


Еще одна простая поделка – «Колобок»

Поделки на Новый год

Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение. Красивые шары можно изготовить в технике маширования.

Для таких игрушек можно взять любую основу – резиновые, пластиковые шарики. Сверху приклеиваются бумажные кусочки, которые раскрашиваются и лакируются. Поверхность папье-маше можно декорировать блестками или маленькими красочными картинками.


Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение

Для изготовления объемных фигурок-украшений готовится смесь. Лучше всего использовать туалетную бумагу. Достаточно пластичную массу можно получить при растворении 1 рулона бумаги в 700-750 мл воды.

После получения однородной массы воду надо отжать, добавить связующее вещество (клей ПВА, обойный клей или клейстер). Смесь должна напоминать по консистенции густую сметану. Изготовить фигурки можно, используя детские песочные формочки. Масса заливается в них, а после отвердения аккуратно извлекается и раскрашивается.


Красивые игрушки можно изготовить в технике маширования

Особенности изготовления кукол

Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений.

Масса готовится на основе рыхлой бумаги – туалетной, салфеток, яичной тары и т.д. В качестве клеевого состава используется клей ПВА, обойный клей или клейстер. Консистенция массы должна соответствовать мягкому пластилину.


Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений

Простая кукла изготавливается в таком порядке:

  1. Из пластилина лепится форма для головы. Затем она покрывается тонким слоем бумажной массы. После его отвердения надо сделать надрез, через который удалить пластилин. Производится окончательное формирование толщины заготовки путем добавления нужного количества массы. Толщина должна составить 5-6 мм. Формируются глазные углубления, нос, рот, уши.
  2. Для туловища собирается проволочный каркас. На него накладывается приготовленная масса с одновременным формированием шеи, рук и ног.
  3. Соединение туловища с головой с помощью клея ПВА.
  4. Шьется наряд куклы из ткани нужного цвета.
  5. Вся кукла окрашивается белой акриловой краской. Можно добавить небольшой персиковый оттенок. Прорисовываются черты лица.
  6. Волосы выполняются из мулине или шерстяных ниток. Они приклеиваются к голове, формируется прическа.
  7. Надевается и закрепляется одежда.

Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла). Такая поделка по силам опытному мастеру.

Собирается она по заранее подготовленным чертежам. Состав включает такие ингредиенты: туалетная бумага, клей ПВА, шпатлевка на гипсовой основе, моющее средство жидкое.


Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла)

Готовится масса следующим образом. Растворение бумаги производится в горячей воде (55-65 градусов) в течение 5-6 часов, для перемешивания лучше использовать миксер. После получения однородной массы, вода отжимается через марлю, добавляется клей и моющее средство (1 ст. л. на 1 л смеси). Последней в смесь вводится шпатлевка (120-140 г/л).

Все элементы куклы вылепливаются из папье-маше отдельно. Для подвижного соединения их между собой используется прочная тугая резинка или винтовое соединение. В последнем случае в одну из деталей вставляется винт, а в смежный элемент – гайка. Поверхности сочленения должны быть хорошо обработаны, чтобы обеспечивать плотное прилегание.

Техника стимпанка

В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк. По сути, это фантастическая аллегория с переносом старинных и диковинных элементов.

В таких фигурках особо ценится оригинальность и ироничность. Нагромождение составных элементов может быть самым неожиданным, но они должны создавать единое впечатление.


В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк

В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки.

В качестве материалов используются папье-маше, пенопластовая панель, картон, лист оргалита, кожзаменитель, гвоздики для обивки мебели, различные маленькие шестеренки, ракушки и всевозможные запчасти бытовой техники.


В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки

Основа Рыбки выполняется из пенопластовой панели толщиной 1-1,5 см. На ней размещается одно продольное и несколько поперечных ребер гофрокартона. Вся основа покрывается папье-маше в консистенции мягкого пластилина.

Плавники выпиливаются лобзиком из оргалита по картонной выкройке и закрепляются на папье-маше. Чешую можно сформировать из колец для штор и кожзаменителя. Сверху устанавливаются различные детали механизмов. Здесь надо проявить фантазию, т.к. определенный порядок не предусмотрен.


Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище

Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище. Для декора навешиваются ракушки. Можно присыпать фигуру песочком. Затем заготовка грунтуется с созданием коричневого фона, а некоторые детали выделяются акриловой краской золотистого цвета. Окончательно Рыбка покрывается лаком в 3-4 слоя. Размер такой поделки в длину составляет 85-100 см.

Изготовление масок

Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это африканские маски. Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры. Размер их составляет в высоту 35-37 см, в ширину – 21-24 см.

Масса готовится на основе туалетной бумаги. Для одной маски потребуются 2 рулона. Бумага растворяется в горячей воде, а потом смешивается с клеем ПВА (420-440 г), причем надо брать густой клей для строительных работ. Для придания пластичности добавляется льняное масло (3 ст.л.). При перемешивании смеси желательно использовать миксер.


Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это маски

Для формы хорошо подходит сферический ПВХ-лоток для продуктов. Его конфигурация напоминает маску. На такую форму накладывается слой папе-маше. Отдельно выкладываются основные детали – нос, брови, губы. Формируются глаза.

Разглаживание обеспечивается пальцами рук, а также стеком и ножом. Для полного отвердения поделки потребуется 12-14 суток. Затем маска шпаклюется тонким слоем и шлифуется после засыхания шпатлевки. Поверхность должна быть идеально гладкой.


Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры

Окрашивание маски проводится в особом режиме. Вначале наносится грунтовка, а потом вся лицевая поверхность красится белой акриловой краской. Следующий шаг – нанесение сверху черной краски.

После засыхания с помощью губки в нужных местах накладывается перламутровая эмаль. Окончательная операция – покрытие акриловым лаком. Можно использовать лак глянцевый или матовый. На фото показаны примеры исполнения поделок.


На фото показаны примеры исполнения поделок

Помимо указанной расцветки африканские маски могут быть раскрашены и в другие цвета. Часто используются элементы красного, желтого и синего оттенка. Украсят поделку и особые детали – пирсинг.

Папье-маше справедливо считается прекрасным материалом для различных поделок. Простые изделия могут изготовить даже маленькие дети. У подростков и взрослых людей такое творчество перерастает в хобби. Их творения способны украсить интерьер любой квартиры.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

Несмотря на явное французское звучание, ремесло изготовления изделий из папье-маше пришло к нам из Китая и получило распространение на Востоке, где из этого материала делали церимониальные маски. И лишь в XVII веке папье-маше добралось до Европы, где из него начали делать кукол, карнавальные маски, елочные игрушки и различные предметы интерьера.

Старинная, рассыпающаяся на отдельные страницы книга, по которой мы будем изучать, как сделать папье-маше, очень подробно рассматривает классическую технику работы с этим материалом, предлагает различные методики изготовления моделей для будущих изделий, рассматривает способы их росписи и многое другое. Будет интересно!

Для изготовления первых поделок из папье-маше в первую очередь необходимо позаботиться о материалах и инструментах. В наше время распространены три техники работы с папье-маше:

  • классическая, при которой изделие формируется за счет оклейки модели кусочками влажной бумаги;
  • изготовление изделий из жидкой бумажной массы, перемешанной с клеем до состояния теста;
  • послойное склеивание изделия под картонным прессом.

Но, как можно увидеть, в любой технике основным материалом является бумага. Мы будем рассматривать классический метод изготовления папье-маше и для него лучше всего подходят непроклеенные сорта бумаги: газетная, оберточная. Эти сорта лучше всего впитывают влагу, равномерно склеиваются, хорошо сцепляются с грунтом и красителями.

Классический метод изготовления папье-маше в домашних условиях предусматривает формирование изделия из маленьких кусочков бумаги, выложенных в 5-7 слоев по какой-либо форме. Иногда, если поделка должна быть особо прочной, количество слоев увеличивают до 10-12. Эти слои выкладывают равномерно и плотно друг к другу. Чтобы не ошибиться, и в одном месте не наклеить слоев больше или меньше, чем нужно, рекомендуется использовать бумагу двух разных цветов. Если в работе используется газета, то ее можно покрасить: в тазик наливают горячей воды, разводят в ней красители для ткани и в слегка остывший раствор окунают развернутый газетный лист. Затем, когда обе поверхности газеты равномерно окрасятся, лист вынимают из воды и расстилают (или вешают) для просушки.

Кроме бумаги, для работы понадобятся жесткие кисточки для клея, кисточки для красок, пластилин, гипс, глина, вазелин, стеки для лепки форм и емкости для приготовления клейстера.


Как варить клейстер для папье-маше

Самый лучший клейстер делают из картофельного крахмала, пшеничной или ржаной муки с добавлением столярного клея хорошего качества. Зачастую такой клей продается в плитках - чем прозрачнее и тверже такая плитка, тем лучше качество клея. За сутки до приготовления клейстера, плитку клея заворачивают в лоскут ткани, дробят молотком на мелкие кусочки и заливают небольшим количеством холодной воды.

На следующий день, когда клей разбухнет, его помещают в небольшую кастрюльку, добавляют небольшое количество горячей воды и, помешивая, нагревают на маленьком огне. Не стоит доводить клей до кипения, иначе он может потерять свои качества. Приготовленный таким образом клей добавляют в мучной (крахмальный) клейстер.

Чтобы сделать клейстер для папье-маше, в литр воды добавляют 3-4 столовые ложки крахмала, помешивая, массу варят не небольшом огне. Когда на поверхности начнут появляться пузыри, в массу добавляют полстакана жидкого клея и все тщательно перемешивают. На слабом огне клейстер варят еще около получаса, постоянно помешивая, чтобы он не пригорел. Когда состав загустеет, его снимают с огня и остужают.

Елочная игрушка из папье-маше

Чтобы освоить изготовление различных поделок из папье-маше, рекомендуется начать с изготовления простых форм, а затем, уже по мере приобретения практических навыков, переходить к более сложным изделиям.

Прежде чем начать изготовление поделок, необходимо позаботиться о форме, т.е. модели изделия, которую делают из гипса, пластилина, глины, а затем уже обклеивают слоями бумаги. Так, чтобы сделать в качестве новогодней игрушки декоративную елочную шишку, сначала изготавливают из обычной бумаги ее модель. Бумажный лист сминают так, чтобы придать ему сходство с шишкой: длина такой шишки обычно составляет 7-10 см, толщина в самом широком месте - 2,5-3 см. Чтобы бумага не разворачивалась и не теряла форму, ее скрепляют узкими бумажными полосками, промазанными клеем.

От окрашенной бумаги отрывают кусочек размером примерно 20 х 20 см, опускают его в емкость с водой, затем, скомкав в руке, отжимают. Отжатый лист осторожно расправляют на рабочей поверхности стола и тщательно промазывают одну его сторону клейстером. Затем этот лоскут берут в левую руку, а правой отрывают маленькие кусочки (около 2 х 2 см) и обклеивают ими подготовленную форму.

Совет : не нарезайте кусочки бумаги для обклейки ножницами, т.к. их ровные края будут образовывать рубцы и плохо проклеиваться по краям. Оборванные вручную куски бумаги образуют ровную поверхность и плотно прилегают к соседним слоям.

Приклеив на модель шишки кусочек бумаги, его разглаживают пальцами, затем рядом с ним подклеивают второй, третий и т.д. кусочки таким образом, чтобы их края слегка накладывались друг на друга. На закругляющихся местах кусочки бумаги должны быть чуть меньшего размера, чем обычно. Очень важно следить за тем, чтобы на бумаге не образовывались складки и морщины.

Обклеив слоем цветной бумаги всю поверхность модели, приступают к ее заклейке вторым слоем, но для работы используют уже неокрашенную бумагу. Таким образом, выкладывают 5-6 слоев, чередуя окрашенные слои с обычными. После окончания проверяют равномерность выкладки слоев, подравнивают их при необходимости, после чего всю поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и оставляют для просушки. Таким же образом можно сделать и другие елочные игрушки простой формы - яблоко, груша, новогодний шар, фонарик и др.

При сушке изделия стоит избегать сильного жара, т.к. при быстром высыхании слои бумаги будут коробиться, рваться и терять форму. Самые лучшие результаты дает сушка на свежем воздухе под солнечными лучами или недалеко от батарей, работающей духовки и пр. Самое главное - обеспечить поделке из папье-маше равномерную просушку.

Грунтовка папье-маше

Когда изделие высохнет, переходят к этапу грунтования. Грунтовка необходима для дальнейшей раскраски поделки, лучшего сцепления красящих веществ с поверхностью изделия, выравнивания мелких неровностей. Можно воспользоваться готовыми грунтовыми составами, имеющимися в современных строительных магазинах или приготовить эмульсионный грунт (левкас) своими руками. Именно такой грунт был наиболее востребован у старинных мастеров, изготавливающих художественные изделия из папье-маше.

Для приготовления левкаса просеивают мел и тальк через частое сито, в другую емкость выливают два стакана разведенного столярного клея, две столовые ложки олифы и около 100 мл масляного лака. Все жидкие ингредиенты хорошо перемешивают и небольшими порциями добавляют к ним просеянный тальк и мел. Все ингредиенты смешивают до состояния однородной массы и кипятят на небольшом огне.

На поверхность папье-маше грунт наносят в теплом виде, тонким равномерным слоем. Грунт должен выровнять и заполнить собой различные неровности, сгладить резкие перепады. Когда левкас начнет застывать, его осторожно разглаживают пальцем, смоченным в теплой воде. После того, как грунт полностью высохнет, поверхность изделия зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, выравнивая различные неровности. Такую грунтовку и зачистку повторяют 2-3 раза - до тех пор, пока все изделие не станет идеально ровным и гладким.

Покраска изделий из папье-маше

Лучше всего для покраски готовых прогрунтованных и зачищенных изделий подходят краски на масляной основе, которые не только придают поделке красивый законченный вид, но и обеспечивают ей прочность и защиту от внешних воздействий. Чтобы придать окрашенной поверхности красивый блеск, в краску добавляют немного масляного лака. Также лаком можно покрыть и уже окрашенную поверхность; очень интересный эффект получается, если в лак добавляют бронзовую или серебряную пудру.

На готовое изделие из папье-маше краску наносят любым удобным способом: из пульверизатора, тампоном, кистями, окрашивая поверхность 2-3 слоями. После нанесения каждого слоя поделка должна высохнуть, чтобы не образовывались потеки, наплывы и неравномерное распределение красителя.

Приемы покраски и росписи готовых изделий должны быть традиционными: кистью наносят краску на загрунтованную поверхность сначала в одном направлении, а затем, когда вся поверхность будет покрашена, краску растушевывают, т.е. наносят кистью новый слой поперек первоначального нанесенного. Так поступают несколько раз, пока не получится ровного красивого слоя покраски.

Чтобы раскрасить декоративную шишку из папье-маше, всю ее поверхность покрывают слоем светлой или золотистой охры, в которую можно добавить немного масляного лака. Затем, после высыхания этого слоя, шишку покрывают "золотой краской" - так называется бронзовый порошок, разведенной в растворителе. Можно использовать и алюминиевый порошок или серебряную краску - такие игрушки тоже выглядят очень привлекательно и изящно.

После каждого нанесения слоя бронзы шишку просушивают, после чего расписывают масляными красками. Смешав на палитре несколько оттенков, получают мягкий красновато-коричневый цвет. Простым карандашом на елочной игрушке намечают расположение чешуек, которые впоследствии прорисовывают тонкой кистью, обмакнутой в краску.

В верхней части шишки шилом проделывают два небольших отверстия, сквозь которые продевают декоративную ленточку, чтобы игрушку можно было повесить на елку.

Папье-маше по модели из пластилина

Не всегда из мятой бумаги можно сделать хорошую модель для дальнейшей работы в технике папье-маше: по мере приобретения навыков хочется научиться делать более сложные изделия, форму которых трудно повторить с помощью такого материала, как бумаги. Поэтому в таком случае на помощь может прийти пластилин.
Давайте посмотрим технику работы с пластилином на примере изготовления новогодней игрушки из папье-маше в форме рыбки.

Пластилин хорошо разминают и, вооружившись как-нибудь образцом с изображением рыбки, придают материалу приблизительную форму тела рыбки - пока без плавников и хвоста. С помощью стеков модель дорабатывают до нужного уровня правдоподобности, после чего будущую рыбку смазывают вазелином. Вся поверхность пластилиновой заготовки должна быть покрыта ровным однородным слоем - в дальнейшем это очень облегчит отделение слоя папье-маше от пластилиновой "болванки".

Смазанную вазелином заготовку начинают обклеивать бумагой по тому же принципу, что и при изготовлении декоративной шишки: сначала одну сторону рыбки обклеивают смоченной в воде, отжатой и порванной на мелкие кусочки бумагой, затем - другую сторону.

Внимание! Маленькие кусочки бумаги, промазанные клейстером, накладывают на модель клеевой стороной наружу! Кромки соседних кусочков должны немного накладываться один на другой.

Сначала выкладываем слой из окрашенной бумаги, затем - из простой, и так, чередуя цвета, клеят 5-6 слоев. Бумага должна плотно прилегать к пластилиновой модели - для этого ее периодически разглаживают пальцами. После того как будет проклеена одна сторона рыбки, поделку убирают для просушки в теплое, но не жаркое место, чтобы бумага не покоробилась и не порвалась.

Когда все слои бумаги высохнут, осторожно поправляют различные недочеты и дефекты работы, после чего приступают к проклейке второй стороны рыбки. Таким образом мы получим две симметричные стороны игрушки. Из картона вырезают детали плавника и хвоста, закладывают их между двумя половинками из папье-маше, фиксируют эти детали полосками бумаги, промазанными клеевым составом.

Обе половинки игрушки промазывают по местам стыков столярным клеем, после чего сами стыки маскируются узкими бумажными полосками, смазанными клейстером. После просушки рыбку из папье-маше грунтуют, наносят основной слой краски из охры или бронзы, после чего расписывают красками, прорисовывая тонкой кисточкой чешуйки, жабры и все остальные детали. В верхнем плавнике делают дырочку, точно определив центр тяжести игрушки, и продевают в нее петельку, чтобы поделку можно было повесить на ветку новогодней елки.

Папье-маше по модели из глины

Работа с глиняной моделью почти идентична технике работы с моделью из пластилина, за исключением, пожалуй, нескольких нюансов:
  • сухую глину разбивают на мелкие кусочки, промывают водой от мусора и грязи, на ночь закрывают мокрыми тряпками;
  • когда глина перестает прилипать к рукам - это показатель того, что материал готов к лепке;
  • если глина получилась слишком жидкой, за сутки до работы ее раскатывают тонким слоем и оставляют на ночь, не накрывая влажными тряпками.
Из подготовленной к работе глины лепят нужную фигуру, разглаживают ее контуры пальцем, смоченным в воде и помещают на сутки в прохладное помещение, ничем не накрывая. После этого модель смазывают слоем вазелина и начинают работу по обклейке влажными бумажными кусочками.

Как и в предыдущих примерах, чередуют цветные и неокрашенные слои бумаги, тщательно просушивают готовое изделие, после чего кончиком острого ножа папье-маше разрезают на две или более частей - в зависимости от сложности фигуры и снимают его с "болванки".

Части изделия соединяют между собой, склеивая их по стыкам маленькими кусочками бумаги, после чего поделку просушивают, грунтуют и расписывают красками. Если предстоит сделать большую по размеру или сложную по форме поделку, то при изготовлении глиняной модели рекомендуется использовать проволочные каркасы, закрепленные на небольших дощечках. Каркас необходимо очень плотно обкладывать глиной, иначе при высыхании она будет трескаться и оседать.

Папье-маше по готовым моделям

В качестве заготовки для поделки из папье-маше могут выступать не только самодельные модели, но и готовые предметы: тарелки, вазы, чашки и т.д. Так, например. чтобы сделать красивую декоративную тарелку из папье-маше, подбирают готовую тарелку нужного размера, кладут ее дном вверх, смазывают всю поверхность вазелином и начинают работу с бумажными кусочками.

Кусочки газеты накладывают на тарелку сухой стороной, а смазанной клейстером - наружу, как и при изготовлении рыбки из папье-маше. Выложив таким образом 7-8 слоев чередующейся по цвету бумаги, изделие сушат.

Чтобы снять папье-маше с формы, между слоем бумаги и тарелкой в удобном для этого месте просовывают кончик ножа и аккуратно проводят им по окружности. Затем на поделке определяют центр, циркулем проводят по краям окружность и обрезают неровную кромку ножницами. Всю поверхность тарелки грунтуют, просушивают и расписывают в соответствии с собственной фантазией и возможностями.

При росписи изделий из папье-маше рекомендуется придерживаться традиционных правил: сначала подбирают орнамент, наносят на загрунтованное изделие фон нужного цвета, после чего на изделие тонким карандашом рисуют нужный узор и расписывают его красками.

Если поделка покрашена в светлые цвета, на которых хорошо виден след карандаша, то контуры узора наносят проколами иглой или тонким шилом: рисунок копируют на кальку, накладывают ее на изделие и по контурам точечными проколами переносят орнамент. Затем поверхность бумаги протирают тампоном, припудренным мелом - через проколы порошок точно повторит контуры узора.
Расписанные изделия оставляют для просушки, после чего покрывают их лаком.