Домой / Карандаш / Что такое аналитическое мышление и как его развивать. Что значит аналитические способности Аналитические навыки

Что такое аналитическое мышление и как его развивать. Что значит аналитические способности Аналитические навыки

Каждый человек талантлив и уникален. Аналитический склад ума – одно из редких качеств, обладая которым, можно стать успешным во многих сферах жизни. Способности к анализу и логике необходимы в науке, медицине, криминалистике, психологии.

Что значит аналитический склад ума?

Таланты начинают проявляться с детства, мудрые родители заметив сильные стороны своего ребенка задаются целью начать развивать их. От каких факторов зависит склонность человека к анализированию? Один из ответов кроется в преобладании или доминировании мозга ответственного за техническое мышление, логику и преобладание разума над чувствами. Аналитический склад ума это - процесс мышления, включающий в себя

  • тщательный анализ фактов, событий, явлений;
  • умение строить логические цепочки;
  • способность отделить главное от второстепенного в большом потоке информации;
  • видение перспективы;
  • ясное изложение мыслей;
  • последовательность умозаключений.

Аналитическое мышление в психологии

Мыслительные операции в психологии являются и отображают субъективную связь человека с окружающей объективной реальностью. Дискурсионное или аналитическое мышление это – подвид абстрактно-логического мышления, которое базируется на глубокой осознанности, развернуто во времени и характеризуется этапами:

  1. «Сканирование» или осмысление события, ситуации, проблемы. Важной составляющей на данном этапе является высокая мотивация человека в стремлении разрешить ситуацию.
  2. Просмотр вариантов, обработка информации и постановка задач. Выявляются все возможные параметры для решения.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Пути решения проблемной ситуации: использование ранее известных, знакомых алгоритмов или создание нового решения.
  5. Процесс в действии (практическая деятельность).
  6. Проверка гипотез.
  7. При неэффективном решении проблемы период отстраненности и поиск новых решений.

Аналитическое и критическое мышление

Аналитический склад мышления может дополняться (не всегда) таким качеством как критичность. Критическое мышление помогает аналитику объективно смотреть на идеи, решения, видеть слабые места и проверять предположения и факты. При избыточно развитом критическом мышлении, существует зацикленность на недостатках людей, суждений, решений, которая мешает объективно оценивать, применять и получать положительные результаты.

Аналитическое и логическое мышление

Аналитическое мышление тесно взаимосвязано с логическим мышлением и опирается на него при построении логических цепочек и связей. Ученые считают аналитический склад ума равным понятию абстрактно-логического мышления. Любая мыслительная операция – это тонкий и сложный процесс, задействующий как внутренние механизмы, так и внешние факторы. Аналитическое мышление в связке с логическим, помогает человеку:

  • устанавливать закономерности;
  • предвидеть (рассчитать) развитие событий, процессов;
  • строить предполагаемые связи между объектами, предметами без необходимости их изучать при этом;
  • теоретически обосновать выводы с помощью письменной или устной речи.

Как развить аналитический склад ума?

Аналитический ум, как и другая природная особенность или талант человека не должен оставаться в определенной «точке» - необходимо развивать то, что дано от рождения. Знаменитое высказывание: «Успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда» применимо и к развитию аналитических способностей. Когда личность ставит цель «прокачать» аналитическое мышление важным правилом являются постепенность. На первом этапе это:

  • решение кроссвордов, сканвордов;
  • чтение детективов с размышлениями о поступках, мотивации, мотивов героев;
  • игры в слова;
  • шашки или шахматы – отличный способ для развития анализа.

Упражнения для аналитического мышления

Аналитические способности начинают развивать с детства. Для ребенка с «математическим» складом ума будет полезным совместное времяпрепровождение с родителями за решением головоломок, ребусов, заданий с нахождением отличий в рисунках, поиск недостающих предметов. Как развить аналитическое мышление взрослому человеку, если возникает ряд обстоятельств, когда способность к анализу очень важна (продвижение по службе, тяга реализовать потенциал)? Развивать левое полушарие и аналитические способности можно в любом возрасте, выполняя упражнения:

  1. Анализ любой поступающей извне информации: политической, экономической. Какие доводы приводят политики, экономисты, что вызывает сомнение, как в этом случае человек сам бы поступил.
  2. Каждый день придумывать различные ситуации с непредвиденными событиями (организация бизнеса, полет в космос, ) и продумать несколько вариантов решения, какое из них самое лучшее и почему.
  3. Решение логических задач.
  4. Изучение программирования.
  5. Создать цель и реализовать ее с помощью алгоритма:
  • сбор полной информации;
  • определение первичных связей;
  • варианты решения и развития, постановка гипотез;
  • достижение цели: действия на основе принятых решений.

Аналитический склад ума - профессии

Аналитический ум это - высокоорганизованный ум. В современном мире важным параметром является скорость обработки огромного количества информации, которая постоянно меняется, дополняется. Высокие аналитические способности человека все больше востребованы и такие специалисты нужны во всем мире. Профессии, в которых человек с аналитическим мышлением может реализовать себя:

  • аудитор;
  • менеджер;
  • экономист;
  • политолог;
  • специалист по компьютерным технологиям различного уровня;
  • логист;
  • аналитик;
  • юрисконсульт;
  • программист;
  • критик;
  • рецензент;
  • IT – технологии
  • криминалист;
  • следователь.

Аналитическое мышление - книги

Развитие аналитических способностей помогает человеку выходить из трудных ситуаций без лишних эмоций. Способность к анализу помогает увидеть выход там, где казалось, что его нет и построить логическую цепочку причинно-следственных связей. Чтение художественной литературы в жанре детектива, а также специальная литература по развитию мышления способствуют повышению аналитических способностей:

  1. «Инженерная эвристика». - Д. Гаврилов
  2. «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач» - Э. Боно
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» - М. Крогерус
  4. «Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем» - А. Теслинов
  5. «Логика в вопросах и ответах» - В. Вечканов
  6. «Логика и тактическое мышление. 50+50 задач для тренировки навыков успешного человека» - Ч. Филлипс
  7. «Приключения Шерлока Холмса» - А.К. Дойль
  8. «Эркюль Пуаро» цикл книг А. Кристи

Очень часто многие люди, обладая каким-либо навыком, не пользуются им по назначению, отказываются его развивать. Несмотря на то, врожденный это дар или приобретенный – он нуждается в развитии. Особенно это касается мышления, которое позволяет нам добиваться глобальных целей и достигать высот, не расходуя много сил. В данной статье мы поговорим о том, как развить аналитическое мышление.

Было это еще во времена школы. Тогда я хорошо дружила с Витей, с которым мы жили неподалеку друг от друга, а потому часто проводили время вместе. Витя был отличным парнем, однако чересчур заострял внимание на всяких мелочах. Он мог подолгу анализировать ту или иную ситуацию. Однажды Витя солгал матери, что сам написал контрольную, хотя списал ее у меня. Естественно его за это наказали, однако мой друг ничуть не расстроился. Он стал размышлять о том, как бы обернулась ситуация, поступи он иначе. И хотя прошлого было не вернуть, Витя постоянно придумывал иные варианты развития событий, давно прошедших.

Поначалу мне это казалось бесполезной тратой времени, однако вскоре Витя заставил меня поменять свои взгляды. Учитывая все свои предыдущие ошибки, мой друг наконец научился прогнозировать будущее, поэтому зачастую заранее знал результат того или иного поступка. Он научился максимально полезно планировать не только день, но и всю неделю, предугадывая многие события. Вот так вот то, что казалось мне глупостью, помогло Виктору развить аналитический склад ума.

Аналитическое мышление – что это и с чем его едят

Аналитическое мышление – это то, благодаря чему каждый из нас может логически исследовать, собирать в единое целое полученную информацию. Оно проявляется в способности человека тщательно изучать проблему, задачу или какую-либо ситуацию, производить анализ и выделение положительных, негативных сторон.

Чтобы было понятнее, приведем пример – герой известного детектива, Шерлок Холмс. Он как никто другой подходит под описание человека, обладающего аналитическими навыками. Холмс мастерски использовал все возможности собственного сознания, что позволяло ему улавливать любые мелочи, анализировать ситуацию и находить связь между причинами.

Люди, склонные к аналитическому мышлению, могут с легкостью обрабатывать большой блок данных, рационально разделяя его на несколько частей и последовательно их исследуя. Для этого также требуется хорошо развитое логическое мышление.

Однако, несмотря на близость, не совсем корректно ставить знак «равно» между аналитическим и логическим мышлениями. Давайте кратко рассмотрим основное различие между ними. Аналитическое мышление отвечает за тщательное рассмотрение и изучение приобретенного материала, сравнение с уже имеющимися данными, в то время как логическое основано на поиске и установлении связей между причинами и явлениями.

С помощью аналитического мышления мы можем лучше воспринимать информацию и надолго запоминать ее, чтобы в будущем воспроизвести или применить на практике.

Аналитическое мышление состоит из двух основных процессов:

  • формальный – для него характерен анализ, соединение информации в общий блок, подведение логичных выводов, закрепление нового материала в памяти;
  • творческий – основан на поиске новых знаний и информации. От формального отличается способностью воспринимать нематериальный мир, поэтому данный процесс требует активного использования интуиции.

Итак, цель аналитического мышления - постоянное и тщательное изучение вопросов и задач, акцентированное на мелких деталях.


Преимущества аналитически мыслящего человека

Аналитическое мышление развивает у нас следующие навыки:

  • быстрый поиск главного и второстепенного;
  • успешное решение любых задач, будь то бытовая ситуация или проблемы на работе;
  • поиск положительный и отрицательных сторон происходящих событий;
  • определение собственных возможностей и ограничений;
  • анализ происходящей проблемы и опыта, полученного после ее решения;
  • подведение обоснованных итоговых результатов;
  • принятие решений, базирующихся на статистических данных;
  • составление эффективного плана на день, основанного на реальных целях;
  • грамотное разделение процесса деятельности на разумные этапы;
  • прогнозирование.

Развитие аналитического мышление принесет пользу человеку во многих сферах жизни от повседневной до профессиональной. Благодаря нему мы лучше запоминаем и усваиваем информацию.Во время обучения аналитическая компетенция позволит лучше понимать и запоминать материал, чтобы в последующем без проблем воспроизвести информацию.

Подобный навык высоко ценится многими работодателями. В любой компании способность быстро находить приемлемый выход из сложной ситуации будет преимуществом. Если вы уже закончили школу, университет, не работаете – данный тип мышления стоит развивать хотя бы для анализа прошлого опыта, успехов, неудач и планирования будущего.

14 упражнений, которые помогут вам в тренировке аналитического склада ума

Когда вы задумаетесь о том, как развить аналитическое мышление, вам наверняка на ум придут различные логические игры. И это правильно. Однако стоит дополнить их еще несколькими упражнениями, о которых вы могли не подозревать.

Существует 14 эффективных упражнений на развитие аналитического мышления:

  1. Логические задачи – подобное упражнение прекрасно подойдет для тех, у кого логика является слабой стороной. Следует начинать с простых задач на аналитическое мышление, постепенно повышая уровень.
  2. Математические примеры – желательно отдавать предпочтение сложным примерам, в которых присутствуют переменные величины.
  3. Кроссворды – когда сможете без проблем решать их, попробуйте придумать свой. Это нелегко, но отлично развивает мышление.
  4. Головоломки – подойдут пазлы, ребусы или кубик Рубика.
  5. Шахматы – отлично подойдет для тех, кто любит парные игры.
  6. Чтение книг – не просто читайте, а вдумывайтесь в сюжет, в поступки героев. Размышляйте над тем, почему они поступили так, какой еще вариант был.
  7. Анализ повседневных ситуаций – развивайте критическое отношение ко всему, проявляйте сомнение по отношению к поступающей информации, ищите новые факты и самостоятельно проверяйте их. Уделяйте внимание мелким деталям, ищите связи между предметами, которые не сразу бросаются в глаза;
  8. Получайте новые знания ежедневно – выберите одну интересную для вас тему и ищите что-то новое по ней.
  9. Ищите альтернативы – решая задачу, не выбирайте один вариант решения, ищите дальше. Проанализируйте ситуацию и подумайте, что могло ускользнуть из поля зрения, что могло бы помочь получить иной результат.
  10. Принимайте участие в дискуссиях – говорите с друзьями на различные темы. Делитесь своим мнением, приводите аргументы и тренируйтесь последовательно излагать собственные мысли.
  11. Узнавайте больше об окружающих вас вещах, явлениях – увидев что-то обыденное, задумайтесь, как оно работает. Ответ не должен даваться легко, углубляйтесь в детали, чтобы получить исчерпывающий ответ.
  12. Создайте ментальную карту – карта мыслей представляет собой способ визуализации мыслительного процесса. Суть упражнения проста – возьмите ключевую мысль и поместите ее в центр. Затем к ней добавляйте связанные по смыслу или значимости элементы. Можно придумать ассоциации к каждому элементу. В конце у вас должна получиться картина вашего мыслительного процесса. Это не обязательно делать в уме, рисуйте на бумаге или компьютере.
  13. Ведите записи – записывайте в ежедневник ваши цели, методы их достижения и итоги. Если достичь цели не удалось, проводите анализ ситуации, выводя основные ошибки.
  14. Моделируйте ситуации – самостоятельно придумайте проблемную ситуацию и попробуйте ее разрешить.


Главным образом, развитие аналитического мышления основывается на трех основных задачах:

  • Узнавайте больше нового;
  • Обучайтесь на опыте других;
  • Применяйте знания на практике.

Как часто нужно заниматься?

Постарайтесь выполнять упражнения для развития мозговой деятельности хотя бы раз в день. Они не требуют больших затрат времени или сил. Составьте собственный график, с помощью которого будет легче придерживаться регулярных тренировок. С каждым разом ставьте себе задачи все сложнее и сложнее. Вскоре вы сами не заметите, как разовьете аналитическое мышление.

Специальные упражнения помогут вам успешно и эффективно развивать аналитическую компетенцию и систематизировать личную жизнь, добиваться успеха в различных областях. Следуйте некоторым рекомендациям, с помощью которых вы быстрее освоите эти навыки:

  • старайтесь всегда и во всем видеть закономерности;
  • создайте себе полезные привычки для развития мозговой деятельности;
  • постоянно анализируйте;
  • ищите причинно-следственные связи;
  • перед тем как что-то сказать или сделать, постарайтесь предугадать, к чему это приведет;
  • учитесь на собственных или чужих ошибках, чтобы в дальнейшем не повторять их.


В качестве заключения

Аналитическое мышление – это один из многочисленных ключей к успеху, который так легко достать. Упражнения для развития аналитического мышления доступны абсолютно каждому. С их помощью вы не только разовьете собственное сознание, а также весело проведете время.

Теперь, вопрос как развить аналитическое мышление не поставит вас в тупик, ведь существуют различные и интересные упражнения. Продолжайте развиваться дальше, формируйте аналитический склад ума. Кроме того, хотелось бы посоветовать тренировать мышление вообще. Узнать о других упражнениях для развития сознания вы можете на данном сайте. Читайте статьи, узнавайте новое и спешите применить знания на практике.

Аналитическое мышление – это способность человека анализировать и синтезировать информацию. По своему действию такой тип мышления тесно связан с логикой и проявляется в тщательности рассмотрения проблемы или конкретной ситуации, ее анализе, взвешивание всех положительных и отрицательных сторон. О том, что оно представляет собой, какие есть способы его развития и пойдет речь в данной статье.

Аналитическое мышление: что это такое

Аналитическое мышление необходимо для наилучшего понимания, запоминания, обработки информации в уме, ее запоминания и последующего воспроизведения и применения на практике. Люди с аналитическим складом ума способны строить планы, прогнозы, принимать точные и обдуманные решения, на основе своего прошлого опыта, что очень цениться многими работодателями. Такое мышление необходимо развивать для планирования своего будущего основываясь на анализе прошлых успехов и неудач в жизни.

Оно включает в себя два основных процесса:

  • формальный , при котором человек анализирует информацию, синтезирует ее, делает выводы и закрепляет результаты в своей памяти. Такой процесс базируется на законах физики и математики, для которых характерны четкие свойства строения, признаки материальных предметов и объектов.
  • творческий , во время которого человек ищет новую информацию. Его отличает способность воспринимать стороны нематериального мира, которые находятся вне опыта и знаний человека (интуиция).

ВАЖНО! Аналитический тип мышления основан на всестороннем и систематическом изучении вопросов и проблем, которые имеют определенные критерии. Данному типу мышления свойственна тщательная и методичная работа с деталями проблемы.

Навыки аналитики необходимы для запоминания информации, ее анализа, чтобы сделать вывод и принять решение. В частности, помогает:

  • решать сложные бытовые, профессиональные проблемы;
  • быстро выявлять главное и второстепенное, плюсы и минусы в событиях;
  • систематизировать получаемый опыт;
  • создавать выводы на основе полученной информации;
  • планировать дальнейшую свою деятельность на основе решений;
  • разделять процесс достижения цели на этапы и последовательно их выполнять.

Развитие аналитического мышления (упражнения для тренировки)

Развитие аналитического мышления – это довольно интересный процесс. В этом помогают решение задач по физике, математике, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, головоломок, игра в шахматы, маджонг, компьютерные игры на логику (прохождение квестов, стратегии), чтение книг детективного характера.

Психологами разработаны специальные упражнения для его развития, которые необходимо выполнять ежедневно. Они помогают развивать способность к анализу, систематизировать жизнь и достигнуть успеха в определенных областях.

Вот некоторые из них:

  1. Решение проблемы. Следует придумать не очень сложную проблему и поставить для себя цель быстро и эффективно решить ее. Для этого нужно придумать несколько вариантов решения, проанализировать их, определить самые понятные и близкие для себя. Для этого нужно задать себе множество вопросов (истоки возникновения проблемы, свое отношение к ней, что будет, если решить проблему конкретным способом, как отреагируют на это окружающие, какие будут для них и для вас последствия). На основании ответов на эти вопросы нужно сделать вывод, стоит ли развивать такой вариант решения проблемы. Из всех вариантов нужно выбрать самый лучший и проанализировать его.
  2. Перенос. Стоит учиться анализировать поступки других людей, ситуацию в мире, свои действия. Для этого необходимо потренироваться сначала на любимых книжных или киногероях. Следует поставить себя на их место и подумать, поему они поступили так или иначе в определенной ситуации, как можно было бы сделать лучше и что получилось бы в итоге. Со временем склонность к анализу закрепится, будет намного проще анализировать любые ситуации, если понимать, почему они произошли в жизни.
  3. Моделирование ситуации. Можно придумать как реальную, так и нереальную ситуацию. Например, нужно развить свой бизнес с нуля. Следует подумать, с чего начать свое дело, куда обратиться за первоначальной информацией по этому вопросу, каков будет стартовый капитал, где его найти и так далее. Затем продумать, какие препятствия не позволят начать свой бизнес. В конце решить, нужно ли вообще начинать свое дело и если да, то подробно составить шаги по достижению цели, основываясь на анализе всей полученной информации.
  4. Антипозиция. Хорошо помогает анализ противоположной позиции. Для этого потребуется напарник и небольшое жюри из 2-3 человек. Цель тренинга заключается в споре двух людей на заданную тему. Сначала один высказывает свои аргументы за или против предложенной ситуации. Другой должен проанализировать полученные данные и построить свою речь таким образом, чтобы никто из жюри не смог понять, кто является автором аргументации.
  5. Игры. Развить навыки аналитического мышления можно в игровой форме. Хорошо помогает собирание пазлов, которые помимо аналитического развивают еще и творческое мышление.

Самые обычные настольные игры помогаю развить мышление аналитика. Для этого прекрасно подходит игра «Монополия», в которой нужно не просто бросать кубики, а делать сложные расчеты по ведению своего бизнеса, следить за действиями своих конкурентов, анализировать их, предполагая, как будет развиваться ситуация и что нужно сделать. То есть вырабатывать тактику и стратегию.

Умение анализировать мысли вполне возможно выработать. Для его развития стоит выполнять небольшие упражнения в повседневных условиях.

А именно:

  • систематизировать свою жизнь на основе анализа ежедневных событий;
  • стараться усмотреть закономерность в каждом событии;
  • считать в уме, делать выводы, искать причины событий, происходящих вокруг;
  • воспринимая любую информацию, нужно выделять из нее только важные факты, сопоставлять их, стараясь не отвлекаться на эмоции.

Постепенно можно будет заметить, что мышление становится более гибким, склонность анализировать развилась, стало легче понимать, что происходит в жизни и почему это случилось.

Считается, что его развить труднее, чем способность к творчеству. Умение анализировать подразумевает способность разделять информацию на части, анализировать части информации и всю ее в целом, недостающие звенья дополнять путем логических умозаключений. Без этого невозможно рационально построить свое будущее, основываясь на опыте, анализе своей жизни, общей ситуации в стране и мире.

Школа Юрия Окунева

Приветствую вас, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Всегда ли вы достигаете поставленных целей? Следуете ли четкому плану реализации своей мечты? Обдумываете ли вы каждый шаг или предпочитаете действовать наобум? Поговорим о том, как развить аналитическое мышление – наличие этой способности является главным условием успешности многих бизнесменов и политиков.

«Логическое мышление», «аналитические способности» — как часто мы слышим эти словосочетания. Например, при приеме на работу становится модным выяснять наличие аналитических наклонностей у соискателя.

А сможете ли вы объяснить, что такое «аналитика»?

Стало быть, аналитическое мышление – это способность анализировать (ситуацию, явление) путем деления целого на части, сравнения и обобщения.

Конечно, работник, умеющий анализировать ситуацию и принимать рациональные решения, для работодателя более выгоден, чем тот, кто привык работать по указке.

С младых ногтей

Хотим мы этого или нет, но аналитически мыслить нам приходится практически на каждом шагу. В школе целый ряд изучаемых точных наук, таких как математика, физика, геометрия, строится именно на развитии навыков анализа.

Да и остальные предметы, например, географию, не так-то просто учить, если не использовать приемы аналитики. Чтобы вызубрить теоретическое определение, нужно его разобрать «по косточкам», осмыслить, сравнить с прочитанным ранее. Только в этом случае новый материал хорошо и прочно усвоится.

В повседневной жизни дома и на работе мы постоянно имеем дело с задачами, которые требуют умения анализировать.

Квартирный вопрос

К примеру, такая ситуация. Молодая семья живет в одной квартире с родителями, мечтая о своем доме. Вопрос: как его приобрести?

  • Можно взять ипотеку, но тогда придется долго отрабатывать большую сумму денег.
  • Другой вариант – родить сначала первого, а потом второго ребенка, купить жилье, используя средства материнского капитала.
  • Третий вариант – попросить помощи у родственников. В этом случае родственники должны найтись достаточно богатые и сердобольные, что одномоментно встречается крайне редко.
  • Четвертый купить участок земли рядом с городом, построить вагончик 3×6 метров с двух зарплат и начать жить. Каждый год пристраивать такую же площадь, до полного удовлетворения масштабами и комфортностью жилища. «С милым рай и в шалаше».
  • Пятый, шестой и седьмой – придумайте сами.

Чтобы выбрать оптимальный выход из ситуации, молодым придется взвесить все «за» и «против», сравнить и выбрать из всех зол наименьшее. Если они хорошенько продумают ситуацию и составят реальный план действий, то наверняка справят новоселье очень скоро.

Замечу на полях, что формулировка вопроса на 50% определяет ответ. В нашем примере, варианты по аренде жилья даже не рассматривались.

Алгоритм аналитика

Существует ли универсальный механизм, порядок действий, позволяющий правильно принять решения в любой конкретной ситуации, используя аналитическую способность мышления?

Пожалуй, существует:

  1. Формулируем цель, как можно более четко и конкретно.
  2. Делим ситуацию на части или определяем возможные направления для поиска ответа, точки зрения на проблему.
  3. Ищем варианты решений в каждом из получившихся направлений.
  4. Если информации недостаточно, Недостающие «кусочки» пытаемся домыслить, основываясь на интуиции и законах логики, или найти в доступных источниках.
  5. Оцениваем и сравниваем получившиеся результаты. При необходимости комбинируем.
  6. Выбираем наиболее перспективное направление или решение.

Суть алгоритма проста: собрать как можно больше информации, проанализировать и сделать выводы, выбрав эффективное решение. Но часто ли мы в жизни пользуемся подобной схемой?

Одни из нас делают это постоянно – как правило, это люди, у которых развит аналитический склад мышления. Другие вообще себя не утруждают никакими анализами и выводами, а просто реализуют первый пришедший в голову вариант.

И проблема не в том, что первые – «хорошие», а вторые — «плохие». Просто мышление у всех у нас разное. Как определить, развиты ли ваши аналитические способности?

Речевой тест

В речи человека очень хорошо проявляется тип мышления. Склонность к аналитике можно определить по таким признакам:

  • Четкая, внятная речь;
  • Хорошо выстроенная последовательность высказываний, законченность фраз;
  • Наличие смысловых блоков, структурированность;
  • Умение вести логическую линию выступления, не отвлекаясь на детали и не уклоняясь в сторону;
  • Умение задавать наводящие вопросы собеседнику или аудитории, чтобы подвести к нужной теме;
  • Присутствие в разговоре логических связок «при этом», «в случае если», «кроме того» и так далее;
  • В конце речи или разговора – краткое подведение общих итогов и выводов.

Если по многим пунктам данного списка вы узнали себя и свой способ говорить – это хороший знак, вы – человек-аналитик. Если не узнали вообще – не расстраивайтесь. Способности к анализу можно в себе развить.

Развиваем умение анализировать

В детском возрасте

Школьное обучение включает в себя огромное количество методов развития аналитического мышления детей. Все точные науки, изучаемые на уроках, построены на анализе. Другие предметы также используют элементы аналитики.

Например, чтобы написать сочинение по литературе, нужно уметь подвергнуть анализу прочитанное произведение; чтобы хорошо разбираться в предмете история, нужно также уметь анализировать и давать оценки историческим событиям.

Вывод: повышайте интерес своего ребенка к учебе, не ленитесь проверять, как он выполнил домашние задания.

Очень хорошо будет завести в семье традицию разгадывать всем вместе логические головоломки, ребусы, шарады, периодически устраивать шахматные состязания.

Компьютерные игры – квесты и стратегии – тоже неплохо развивают способности к аналитике. Конечно, при условии, что ребенок не будет просиживать за монитором с утра до вечера.

Взрослым подойдут такие упражнения:

  • Моделировать различные жизненные ситуации и разбирать их с точки зрения анализа. Пример такой ситуации был приведен в первой части этой статьи;
  • Подружиться с играми шахматы и маджонг;
  • Побольше читать. Книги классиков заставляют наш разум работать, в первую очередь, аналитическим образом;
  • Вести ежедневник, в котором регулярно записывать текущие цели и задачи, а также фиксировать полученные результаты;
  • При просмотре телепередач и новостных выпусков подвергать критике всю новую информацию, стараться давать свою личную оценку событиям и фактам.
  • Использовать онлайн-приложения для развития логики. Великолепные возможности для этого предоставляет сервис Брайнаппс . Подойдет как взрослым, так и детской аудитории.

Выводы

Аналитическое мышление – это в первую очередь умение находить самые быстрые и эффективные решения любых жизненных задач. Развивая данный навык, мы учимся экономить свое время и силы, а значит, добиваться наибольших достижений с наименьшими затратами. Единственное, что для этого требуется сделать – заставить свои мозги работать на полную мощность.

Развивайтесь, друзья! И будьте первыми!

На этом подведем черту. Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями и новой информацией с друзьями, не забывайте подписаться на новости блога.
Всего доброго! С уважением, Юрий Окунев.

Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

преподаватель отраслевого университета REMI .


АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ

Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.

Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.

Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:

  1. способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
  2. умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.

Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.

3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;
4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.

В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.

7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.

Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.

Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.

Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.


Оценка уровня развития аналитических навыков

Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:

1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;

2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;

3. точность использования понятий категорий и определений;

4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;

5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;

6. наличие обобщений и умозаключений;

7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;

8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;

9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;

10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;

11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;

12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;

13. хороший темп решения кейсов и задач.


Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.

Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.

Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:

I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;

II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:

  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
III. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «сложных», комплексных ситуаций и кейсов:
  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
  5. формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной деятельности.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.

На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;


II. Применение инструментов для решения простых задач.

Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.


III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.

Методы и инструменты развития аналитических навыков.

Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.

Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.

Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.

Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.

1. Обнаружение симптома


2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме

4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха

6. Накопление информации , генерация вариантов

7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений

Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.

Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.

Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра

Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.

Пример 3 Типология

Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:

I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;

II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;

III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.

В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.

Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.

Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.

Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.

Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.

Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.

Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.