Домой / Карандаш / Дидактическая игра волшебный цветок в средней группе. Дидактические игры для младших дошкольников

Дидактическая игра волшебный цветок в средней группе. Дидактические игры для младших дошкольников

НОД в средней группе «Урок вежливости»

Программное содержание:

· Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

· Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

· Развивать связную, интонационную выразительную речь.

Словарная работа.

Грубый, жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый.

Предварительная работа.

Настольно-печатная игра « Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра «Помоги другу».

Оборудование и материал.

Игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, цветок(разренанный) со словами вежливости.

Ход занятия

Организационный момент

Беседа «Буратино».

Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Буратино (отвернулся).

Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?

Дети: – Буратино.

Воспитатель: - Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

Дети: – Поздороваться.

Дидактическая игра «Приветствие».

Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.

Воспитатель: – Что нужно сказать после приветствия?

Дети: – Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель: – И еще есть одна ошибка у Буратино?

Дети: – Спросить разрешения присесть.

Воспитатель: – Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Основная часть.

Отгадывание загадок.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!).

Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»

Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

После игры, дети подходят к столам с картинками. Рассматривание картинок с разными поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. Группа детей делиться на две команды.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и синий (плохие поступки) кружки.

Стихотворение «Вежливые слова»

Нужно знать, как дважды два,

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить «пожалуйста».

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,

И тихо и робко он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, простите.

Прослывёшь ты воспитанным, милым

Если всем говоришь «большое спасибо».

Не забудьте, что на прощание

Нужно всем говорить «до свидания»!

Игра « Наоборот»

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок - получается схема.

Итог

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?

Дети: – Да, научился.

Воспитатель: – Да, действительно, он же у нас хороший ученик. Давайте подарим ему наш волшебный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал.

Дидактическое пособие «Волшебный цветок»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Назначение: Эта игра будет полезна для родителей и воспитателей, детей младшего дошкольного возраста. Игра многофункциональна, и поэтому превращается в весёлое занятие, во время которого дети учатся различать цвета, диких и домашних животных, предметы обихода, фрукты и овощи.

Использовать такую игру можно на магнитной доске или как настольное пособие.

Цель: закрепление знаний детей о цвете, о животных, предметах быта, о геометрических формах.

Задачи: Формировать умение различать по цвету, развивать память, мышление, группировать предметы, собирать волшебный цветок т.е нужно подбирать предметные картинки в соответствии с заданием воспитателя.

Задания могут быть очень разнообразные. Формировать навык самостоятельно раскладывать предметные картинки или убирать лишнюю картинку. Развивать у детей интерес к игре.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Эту игру очень легко можно сделать из плотного картона и прозрачной плёнки, процесс изготовления не займёт много времени. Из картона вырезаем круги нужного диаметра. Из плёнки вырезаем прозрачные кармашки в форме полукруга, крепим с помощью степлера, а с обратной стороны крепим магнит на горячий пистолет. Подбор картинок может быть любой, я выбрала для детей 2-3 лет, животных домашних и диких, домашних птиц, овощи и фрукты, ягоды и предметы быта. Такую игру можно сделать из крышек из-под майонеза, поэтому у меня два вида одной игры.

Дидактическая игра «Подбери волшебные лепестки по форме, заданной на серединке цветка»

Цель : закрепление основных цветов, и геометрической фигуры круг.

Ход игры:

Воспитатель предлагает рассмотреть середину будущего цветка, перед детьми четыре круга красный, жёлтый, синий и зелёный.

Дети вы узнаёте, какая это фигура?

Да это круг

А какого цвета круги?

Красный, жёлтый, синий, зелёный.

А посмотрите, сколько у нас разных картинок, давайте соберём волшебные цветы. Воспитатель объясняет задание, что к красной середине нужно подобрать картинки, в которых есть красный цвет. К жёлтой середине подобрать картинки, в которых есть жёлтый цвет, и так аналогично с синим и зелёными цветами.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Задача : активизировать глагольный словарь.

♦ Ветер с земли пыль... (поднимает).

♦ Сильный ветер стволы деревьев... (раскачивает).

♦ Сильный ветер ветви деревьев... (пригибает к земле, гнет).

♦ Слабый ветерок листьями деревьев... (шелестит).

♦ Шквальный ветер крыши с домов... (срывает).

♦ Ветер облака на небе... (гонит, перемещает, перемешивает, сбивает в тучу).

♦ На открытом пространстве ветер лицо... (обдувает).

♦ Семена растений ветер во все стороны... (разносит).

♦ С головы панаму порывистый ветер... (срывает).

♦ Легкий мяч ветер по дорожке... (катит, перекатывает).

♦ В трубах домов ветер... (гудит, воет).

♦ В жаркую погоду ветер... (охлаждает, освежает).

♦ В летний зной ветер... (обжигает).

♦ Летом ветер белые парашютики одуванчиков в воздухе... (кружит, закручивает).

♦ Во время игр с песком ветер его в лицо... (бросает), песком глаза... (засыпает).

Дидактическая игра «Собери букет»

Задачи:

— закреплять знания об особенностях внешнего вида цветов, их строении;

— формировать умение подбирать сочетания цветов;

— развивать зрительное восприятие (цвет, форма), внимание, пространственное восприятие, речь;

— воспитывать желание помогать друг другу.

Игровое задание: собрать букет.

Правила: подобрать лепестки сначала только по цвету, далее по цвету и форме.

Оборудование : цветы из однотонной бумаги семи основных цветов, укрепленные на проволочках или палочках; зеленая панель от мозаики или картонный планшет с отверстиями для закрепления цветов; лепестки семи основных цветов разной формы (размеры лепестков такие, чтобы ребенок мог свободно держать их пальцами);

вазочка для цветов; радуга из бумаги.

Воспитатель читает стихотворение.

Цветок

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

А зачем —

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял и завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

В. Викторов

Спрашивает детей, с чем можно сравнить цветущий луг? Выслушивает ответы, при необходимости помогает загадкой: «Яркое коромысло над рекой повисло». (Радуга.)

На столах перед детьми лежат подносы с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок такого же цвета, называют его. Из правильно найденных цветов составляется букет, который ставят в вазу (колокольчик, ромашка, тюльпан, нарцисс, анютины глазки и др.). Каждый ребенок называет цвет своего цветка в букете.

Вариант 1. Задание усложняется: надо найти цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме (назвать цвет и форму лепестков).

Вариант 2 . Дети выбирают понравившиеся им лепестки одного цветка, объединяются в группу по цвету лепестков и выкладывают на столе цветок. Когда задание выполнено, дети внимательно разглядывают цветы. Правильно сложенный цветок считается распустившимся. Тот, кто справился с заданием, может составить букет. В «неправильном» цветке дети сообща заменяют лепестки и лишь потом ставят его в букет.

Вариант 3. Из сложенных цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний.

Дидактическая игра «Букет цветов»

Задачи:

— формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;

— умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);

— рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);

— развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;

— воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.

В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.

Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.

Дети среднего дошкольного возраста собирают букет из небольшого количества цветов (не более 3—5), называют цветы в букете, описывают их.

Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.

Дидактическая игра «Расскажи о цветах»

Задачи:

— формировать знания о названии и особенностях внешнего вида цветов, растущих на участке детского сада;

— умение описывать внешний вид и особенности цветов;

— рассказывать об уходе за цветами, форме клумбы;

— развивать внимание, восприятие цвета и оттенков, монологическую речь;

— возбуждать активный интерес к живой природе.

Воспитатель вместе с детьми путешествует по территории детского сада и останавливается около цветочных клумб. Выбирается садовник, который должен рассказать о цветах, растущих на клумбе и уходе за ними. Дополняют рассказ дети — помощники садовника. Поощряется использование стихотворений о цветах. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети при описании цветка выделяли оттенки его лепестков, разнообразие цветовой гаммы, отмечали своеобразие развития цветов в тени, полутени и на солнце.

Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»

Задачи:

— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;

— интерес к красоте родного языка, природы;

— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.

Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.

Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.

Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.

Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.

Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.

Пластический этюд «Цветок растет»

Задачи:

— активизировать знания о названии и особенностях внешнего вида цветов, в которые бы они хотели превратиться;

— развивать умение представлять в воображении цветок и выразительно изображать его с помощью пантомимики, эмоционально окрашивая свои действия;

— изображать пластикой последовательность развития цветка из семени;

— формировать интерес к живой природе.

Оборудование : костюм феи, лейка, конфетти, музыкальное сопровождение.

Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цветов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Предлагает выбрать цветок, в который каждый ребенок хотел бы превратиться, назвать его и кратко описать. Фея «поливает» детей «волшебной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произносит слова:

Ты, волшебная водица,

Лейся на головки.

Превращай скорее деток

В разные цветочки.

Под музыку и словесное сопровождение воспитателя дети изображают сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, потом растение с закрытым бутоном, затем распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умывается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «В березовой роще»

Задача: развивать чувство ритма и темпа, кинестетические ощущения.

Березка в белом сарафане Дети ритмично идут дробными шагами.

Все лето водит хоровод. Руки внизу, ритмично пошевеливают пальцами.

Листвою шелестит так нежно

И птичек в гости все зовет. Ритмично взмахивают руками в свою сторону.

Раскроет свои руки-ветви, Разводят руки в стороны.

Опустит ветки-пальцы вниз, Сводят руки к центру вниз.

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис. Ритмично покачивают руками вверху.

Заучивание песенок и потешек

Задача: развивать интерес к устному народному творчеству, насекомых, память, выразительность речи.

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Пчелка, пчелка,

Золотая холка,

Полети на лужок,

Принеси мне медок!

Югославская песенка

Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть.

1. «Оцени поступок»

2. «Да или нет»

3. «Маленькие помощники»

4. «Ласковое слово»

5. «Комплименты»

6. «Вежливые слова»

7. «Клубочек волшебных слов»

8. «Помоги зайчику»

9. «Цветок доброты»

10. «Я умею уступать»

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Пальчиковая игра «Цветок ».

Цель: развивать внимание, моторику рук.

Наши алые цветки

Распускают лепестки

(медленно разжимать пальцы из кулачков).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

(покачивают кистями рук вправо - влево).

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки

(медленно сжимают пальцы в кулачки).

Головой качают,

Тихо засыпают

(покачивают кулачками вперёд - назад).

Дидактическая игра «Чудо-цветочки ».

Цель: учить детей различать предметы по двум признакам: величине и цвету; развивать внимание, зрительное восприятие предметов.

Детям предлагаются круглые серединки для цветочков четырёх основных цветов (красного, жёлтого, синего и зелёного) и двух величин (большие и маленькие) по две величины каждого цвета. На столе разложены наборы лепестков соответствующих размеров и цветов. Детям необходимо собрать цветочки.

Подвижная игра «Мы - цветочки ».

Цель: совершенствовать двигательную активность, учить выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

К солнцу потянулись высоко,

Стало нам приятно и тепло

(тянут руки вверх, поднимаются на носочки)!

Ветерок пролетал,

Стебелёчки качал

(машут руками из стороны в сторону).

Влево качнулись,

Низко пригнулись

(наклон влево).

Вправо качнулись,

Низко пригнулись

(наклон вправо).

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай

(грозят пальцем)!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость принесут

(хлопают в ладоши).

Дидактическая игра «Волшебная полянка ».

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по признакам: цвет, величина.

Детям предлагается «полянка», на которой «растут» цветы, разные по цвету (красные, жёлтые, синие и зелёные) и величине (большие и маленькие). На «полянку» «прилетают» бабочки, соответствующие цвету и величине цветочков. Детям необходимо для каждой бабочки найти свой цветок.

Л.Мындыкану, Е.Цупикова