Домой / Карандаш / Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озраста. Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озраста. Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17 - 18 в. вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Каменским, И.Г. Песталоци, К.Д. Ушинским, Л.И. Толстым и др.

В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова - Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова Р.Л. Непомнящая. Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей знаний о времени.

В своих исследованиях С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так в работе «Основы общей психологии» он акцентировал внимание на различии двух понятий: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Данные о времени он обобщил в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется для ребенка.

А. Люблинская в своей работе "Восприятие времени" раскрывает природу времени как объект познания и его роль в жизни детей. И указывает на то, что ребенок дошкольного возраста ориентируется во времени на основе чисто бытовых показателей.

В реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать временные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни и проводить специальных игры. По ее мнению дети должны активно участвовать в практических, жизненных ситуациях (например, определить самостоятельно путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослого.

Под руководством A.M. Леушиной разработаны содержания и методы формирования у детей временных представлений.

Время для своего точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а не редко и пространства. Поэтому работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить, как указывает A.M. Леушина, в единстве с работой над числом, количеством, величиной и пространственным ориентирам.

Р. Чуднова и И. Кононенко знакомят нас с методами работы по обучению детей ориентировке во времени. Смысл их работ сводится к тому, что формирование представлений о времени формируется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Обучение проводится в форме разнообразных игр, упражнений на определение временных отрезков, их последовательности. При этом постепенно усложняется иллюстративный материал, методы и приемы обучения. В целом их методики схожи, однако Р. Чуднова уделяет больше внимания использованию моделей и наглядных пособий.

В своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Т.Д. Рихтерман дает рекомендации по формированию у детей представлений о времени, а также предлагает приемы и этапы работы по воспитанию у них чувства времени.

Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.

Е. Щербакова и О. Фунтикова четко сформулировалас основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели.

Р.Л. Непомнящая раскрывает особенности восприятия и методику развития представлений о времени у детей.

Дальнейшее совершенствование методики формирования временных представленное направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов, разработку и внедрение в практику работы данных учреждений новых дидактических средств.

Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, конкретно определили через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Формирование математических понятий через объективные явления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использую проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:

1. Этап познавательной деятельности:

Ознакомление с изучаемым объектом;

Формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта;

Дополнение характеристики объекта специальными сведениями;

Теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей.

2. Этап переживательной деятельности:

Поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой;

Оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств.

3. Этап оценочной деятельности:

Чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, к которым привязываются качественные и количественные оценки;

Вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта,

Результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитие третьей базовой способности учащихся и освоение оценочной деятельности, усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к изучению таких тем, как экология, самоопределение человека и т.п.

Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, выделяю следующие этапы этого процесса:

1. Знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

2. Формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;

3. Выведение “формулы” изучаемого объекта;

4. Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

5. Определение важности полученного знания;

6. Подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.

Последовательность этапов может варьироваться в зависимости от сюжета занятия.

Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. При этом обязательно учитываются семейные обстоятельства и местные условия: работа в ночное время родителей (не все люди ночью спят), географическое расположение места (белые ночи на севере) и т.д.

Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности. На занятиях и вне, во время игр, наблюдений, бесед, чтения, мы использовали вербальные, практические, наглядные методы и приемы, широко применяли различные модели, дидактические игры, которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволяли успешно решать поставленные задачи. Такая методика обеспечивала необходимую логическую последовательность поэтапность в работе.

Знания полученные на занятиях дополняются и закрепляются не только на занятиях по математике, но и на протяжении всего дня. Например: во время приема пищи на протяжении всего дня закрепляется последовательность частей суток (утром - завтракаем, вечером - ужинаем); на прогулке - признаки времен года и т.д.; при проведении закаливания и дыхательной гимнастики; на других занятиях - рисование, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.

Следует отметить и то, что при планирование работы по формированию временных представлений учитываются и индивидуальные особенности детей такие как: здоровье, их уровень, выявленный при диагностике. С находящимися на низком уровне проводятся дополнительные занятия и игры.

Учитывая, что МДОУ компенсирующего вида для часто и длительно болеющих детей для повышения качества обучения детей в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, используя при этом различные виды гимнастики (пальчиковую, артикуляционную, психогимнастику, гимнастику для глаз, элементы дыхательной гимнастики, музыкотерапию, самомассаж).

Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представлений, но и по развитию и воспитанию детей в целом, большое внимание уделяю преобразованию среды развития ребенка.

В группе создан уголок времени, куда входят:

Модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;

Приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

Настольно - печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);

Репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

Художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и др.);

Альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

Плакаты (времена года, часы - определяем время и т.д.).

Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.

В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них организовывались консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т.д.) так и в индивидуальном порядке; изготовлялись папки передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т,д.). Кроме того, родители вместе с детьми привлекались к изготовлению моделей: частей суток, времен года, недели и т.д.

Знакомство детей с единицами времени должно осуществляться в строгой последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служат основанием для ознакомления со следующими и раскрывает детям существенные временные характеристики времени.

В ходе организации процесса формирования временных представлений специалисты столкнулись с трудностями, которые как со специфическими особенностями времени, так и с индивидуальными особенностями детей:

1. Время текуче и не может быть воспринято сразу;

2. Время - необратимо; нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;

3. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм;

4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.

5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день, в свою очередь, вечером).

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

Наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);

Словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);

Практические (игры, упражнения, опыты).

В ходе работы предпочтения следует отдавать практическим методам, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня.

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.

Исследования процесса формирования временных представлений у детей с речевой патологией показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, но и отличаются качественно. Дети с тяжёлой речевой патологией путаются в названии дней недели, названия месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.

Детей с речевой патологией с временными представлениями необходимо знакомить поэтапно, начиная со средней группы, в следующем порядке:

  • Средний возраст:
    • Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
    • Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
    • Дать общие представления о временах года.
  • Старшая группа:
    • Расширить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
    • Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
    • Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
    • Называть времена года, знать их отличительные особенности.
  • Подготовительная группа:
    • Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
    • Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
    • Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
    • Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час).

Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с тяжёлой речевой патологией необходимо «показать» время. Его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта.

Знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, дидактические игры. На основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемые через действия и эмоциональные переживания, у дошкольников формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

Рекомендуем начинать знакомство с понятием времени темой «Части суток. Сутки». Сначала вводится понятие «день – ночь», затем «день – вечер, ночь – утро», «утро – день – вечер – ночь». И лишь потом делается обобщение о том, что такое сутки. Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображена деятельность людей в дневное и ночное время или состояние природы и явления. Затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребёнка в разное время суток и затем – четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток.

Рассматривание картин сопровождается пояснением педагога.
– В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия, можно играть, гулять, дневной сон. Что, ты делаешь днём?
– Ночью темно. Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью? (Сплю).
– Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером? (Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
– Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что, ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад).

Целесообразно поиграть в игры:

  • «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображённой на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить или назвать время.
  • «Разложи картинки по порядку» (выкладывание последовательности событий). «Назови соседей».

Положительный эффект даёт использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток, а также работа с таблицей «Режим дня».

Педагог рассказывает детям:

– Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус. (Предлагает детям обратить внимание на глобус. Рядом с глобусом расположена настольная лампа. Педагог включает лампу и объясняет, что глобус это модель – Земли, а лампа – солнце).
– Скажите, где на земле день, а где ночь?
– В какую сторону падают лучи солнца?
– Какое там время суток?
– Через определённое время земля повернётся вокруг своей оси (педагог поворачивает глобус) – там, где был день наступает ночь, а там где была ночь наступает день.

Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Для закрепления можно провести обобщающее занятие «Сутки» (см. приложение).

Время суток

Утро День

Над рекой заря встаёт Солнце в нее высоко
На дворе петух поёт. До заката далеко
Умываются котята, Зёрна в норку тащит мышь.
Просыпаются ребята. Учит азбуку малыш.

Вечер Ночь

Солнце красное зашло. В небе звёздочки горят.
Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбки спят.
Дрёма в гости к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках,
Сказку он с собой ведёт. Ну, а мы в своих кроватках.

Назови время суток:

На лугу цветы проснулись, Молоко лакает кот,
Мы в кроватках потянулись. Нас на кухне ждёт компот.

Стали птицы тише петь, За стеной шуршат мышата,
Сели мы кино смотреть. Спят игрушки и ребята.

По мере усвоения понятия сутки , можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя . Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет своё название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен.

Для этого предлагаем провести с детьми следующую беседу, которая поможет уточнить представление о днях недели, смысле их названия:

Педагог помогает детям называть дни недели, побуждая прислушиваться к словам; подводит к объяснению тех названий, происхождение которых понятно: вторник – второй; среда – средний, середина; четверг – четвёртый; пятница – пятый.

Смысл слов «понедельник», «суббота», «воскресенье » объясняется так: «понедельник» – первый «по недели», по ходу недели; «суббота» – «саббат», что в переводе означает «день отдыха»; выходной день связывают с Воскресением Иисуса Христа.

Для запоминания дней недели можно также использовать графическую модель с цветным изображением, разучивать стихотворения, поиграть в игры:

  • «Найди пару»
  • «Найди соседей»
  • «Чья неделька быстрее соберется».

Как запомнить дни недели (считалка)

– Подскажите – ка нам, звери,
Как запомнить дни недели?
Первый – ПОНЕДЕЛЬНИК,
Зайка – рукодельник
За ним приходит ВТОРНИК,
Соловей – задорник.
За вторником – СРЕДА
Лисичкина еда
За средой – ЧЕТВЕРГ,
Волк глазами сверк!
За четвергом к нам ПЯТНИЦА
Колобком катится.
За пятницей СУББОТА,
Баня у енота.
За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Целый день у нас веселье.
Кто не знает – выходи!
Кто не знает – тот води!

Дни недели.

В понедельник ровно в час мы зажжём на кухне газ.
А во вторник утром рано побежит вода из крана.
В среду будем печь пирог, купим сахар и творог.
Вымоем в четверг окошки, блюдца, чашки, вилки, ложки.
Скатерть в пятницу погладим.
И за стол в субботу сядем.
Приходите на веселье, в воскресенье новоселье.
Вход в квартиру со двора.
Вот и кончилась игра.

Представления о месяце можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.

  • Работа с пословицами и поговорками /Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина/.
  • Знакомство с литературными произведениями: сказка С. Маршака « 12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».
  • Дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?».

Времена года

Первой к нам ЗИМА идёт, За зимой – второй – ВЕСНА.
Новый год она ведёт. Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах А четвёртой ОСЕНЬ…
И с малиной на кустах. Лес наряд свой сбросил.

Назови время года

Встал на лыжи Барсучок, Синие проталинки
Барсучок весёлый. На лесной дорожке.
Подхватил свой рюкзачок Сбросил Зайка валенки
И помчался в школу. И надел сапожки.

Знает синий мотылёк, На колючего Ежа
Что похож на цветок. Листья падают кружа.
Мотыльку летать приятно, Завернётся в листья он
Киски с ним играть занятно. И увидит сладкий сон.

В старшем дошкольном возрасте начинаем развивать чувство времени сначала на интервал 1 и 10 минут. Приемы:

  • Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам).
  • Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.
  • Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать.
  • Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.
  • Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.
  • В приёмной комнате детям одеть за одну минуту.

Такие задания помогают детям наглядно увидеть и пережить, почувствовать, что можно сделать за одну минуту.

Ознакомление с 10 минутным интервалом можно провести на занятиях по изобразительной деятельности и физкультурных занятиях:

  • Предлагается за 10 минут нарисовать узор на вазе.
  • Выполнить физические упражнения и посчитать, сколь упражнений успели сделать.

В результате формирования временных представлений дети должны:

  • Иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности;
  • О порядке следования дней недели;
  • О месяцах года и порядке их следования;
  • О времени года, их характерных признаках;

Литература:

  1. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1991г.
  2. Лебеденко Е.Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2003 г.
  3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999г.
  4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991г.
  5. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.

Младший дошкольный возраст

Концепция дошкольного воспитания рассматривает формирование знаний об окружающем мире как одну из задач умственного развития. Развитие пространственных, временных представлений в дошкольном периоде - необходимое условие развития мышления. Ежедневный детский опыт может считаться внутренней логической базой, на которой развивается понимание ребенком времени в процессе его участия в различных видах деятельности. Однако для формирования представлений и начальных понятий о времени его недостаточно.

Отсутствие наглядных форм времени затрудняет формирование у дошкольников знаний о различных его промежутки в связи с особенностями мышления детей этого возрастного периода. С целью решения этой проблемы учеными были разработаны и апробированы различные методы и приемы формирования у дошкольников разных временных интервалов: наблюдение за деятельностью взрослых, явлениями природы, рассматривание картин, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений и т.д.

Одним из эффективных методов ознакомления с временными представлениями ученые определяют моделирование. Для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с частями суток предлагаются плоскостные модели с одной формой движения - линейной (круги или квадраты разного цвета). Ребенок, излагая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, их чередование, последовательность. Однако такие свойства времени как текучесть, необратимость вне его внимания и долго держат в плену эгоцентрического понимания времени.

В дошкольном возрасте мнение ребенка стремительно стремится проникнуть в течение времени, понять необратимость временных процессов. Телевидение, радио, общение со взрослыми побуждают ребенка ставить многочисленные вопросы. По мнению ученых (Н.В. Локоть, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман), ребенок дошкольного возраста имеет достаточные познавательные возможности, чтобы освоить начальные понятия о времени.

Однако иллюстрации, фотографии, картины не могут в полной мере отразить свойства времени, поскольку характеризуются статичностью, дискретностью, более выраженным субъективизмом. Линейная и круговая модель не отражают все свойства времени.

А. Фунтиков разработала объемную модель. Она считает, что, чем точнее модели смогут передать свойства и особенности времени, тем полнее реализовываться принцип отражения, а знание о времени ближе к объективным и достоверных, а значит и к адекватному отражению действительности. Однако эти модели рекомендуется использовать для детей старшей группы.

Такая ситуация сложилась в связи с тем, что традиционный учебный процесс основывается на формальной логике. Он ограничивается пониманием устойчивого объекта за его возникновением и установлением формальных связей между его составляющими. Для познания свойств времени (текучесть, необратимость, периодичность) необходимо организовывать учебно-познавательный процесс на основе диалектической системы, которая объясняет развитие, становление, построение, конструирование определенных объектов и явлений. Диалектика позволяет объяснить возникновение, становление формально-логической системы и в этом ее преимущество.

Поэтому перспективы дальнейших поисков в направлении исследования заключаются в разработке системы работы по ознакомлению младших дошкольников с частями суток в контексте диалектической логики. Основная задача будет заключаться в создании модели, отражающую переход одной части суток в другую. То есть необходимо выделить критерии, по которым дети будут устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать изменения в окружающей действительности.

Средний дошкольный возраст

Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по математике.

Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня. Дети 3-4 лет часто задают вопросы: "Завтра уже не завтра, а сегодня?" - "Как это было сегодня, а стало вчера?" Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять прежде всего сменяемость суток. Дети при условии правильного руководства со стороны взрослых уже могут уяснить значение слова сутки, их состав (утро, день, вечер, ночь), длительность.

Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)

Старший дошкольный возраст

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени -- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь - сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - конец недели, воскресенье - выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру».

Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год (рис. 1). Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Таблица 1

Название программы

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

От рождения до школы

Формирование умения ориентироваться в контрастных частях суток: день- ночь, утро-вечер

Расширение представлений о частях суток, их характерных особенностей, последовательности (утро- день- вечер- ночь). Объяснение значения слов: вчера, сегодня, завтра.

Формирование представления о том, что, утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Закреплять умения на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года. Закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развитие «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов(1 минута, 410 минут, 1 час).

Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.

Активное использование в речи слов: раньше, позже, одновременно; день, ночь, утро, вечер.

Различие понятий: сегодня, завтра, вчера, утро, день.

Ориентировка в контрастных и смежных частях суток, выделение последовательности суток и использование слов: «сегодня», «вчера», «раньше», «скоро» и т.п.

Определение времени по часам, длительности временных отрезков с использованием календаря и песочных часов.

Обозначение отношений во времени(неделя, месяц).

Обозначение отношений во времени (минута- час, неделя- месяц, месяц- год).

Учить понимать контрастные части суток (утро- день- вечер- ночь)

Учить различать части суток и ориентироваться в последовательности названий ближайших дней (сегодня, завтра, вчера), вспоминая, что было вчера, что происходит сегодня и что будет завтра.

Вспомнить вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра;

Учить называть дни недели.

Помогать овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, страницы книги;

Описывать расположение объекта в пространстве и на плоскости;

Учить называть дни недели, текущий месяц, время года.

Формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год.

Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени -- час, минута, секунда, их соотношением по длительности.

Закреплять представление о годичном цикле смены времен года, их характерных признаках. Знакомить детей с календарем.

  • Минибаева Эльмира Рафаильевна

Ключевые слова

ВРЕМЯ / TIME / ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PERCEPTION / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DIDACTIC GAME / ТЕКУЧЕСТЬ / FLUIDITY / НЕОБРАТИМОСТЬ / ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ / SENSE OF TIME / FUN ACTIVITIES / IMAGES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / VISUAL-SCHEMATIC THINKING / PERMANENCE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Минибаева Эльмира Рафаильевна

Время это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время . Для этого должно быть развито чувство времени . Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время , правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение для формирования временных представлений детей приобретает профессиональная подготовка работников дошкольного образовательного учреждения. Между тем, как показывает анализ реальной ситуации, многие воспитатели не могут умело реализовать методику формирования временных представлений детей. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с целью повышения уровня развития временных представлений у детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Минибаева Эльмира Рафаильевна,

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей предметного мира

    2016 / Ступикова Любовь Геннадьевна, Толкачёва Юлия Витальевна
  • Проектная деятельность как средство формирования интегративных качеств дошкольников

    2016 / Линёва Анастасия Игоревна
  • Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста

    2017 / Зайцева Ольга Юрьевна
  • Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников

    2016 / Чемоданова Марина Викторовна
  • Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре

    2016 / Кузнецова Елена Витальевна

Time is one of the most important components of the reality in which we exist. All phenomena of the world occur in time . It organises and implements our lives and activities. We are subject to its currents, although sometimes we do not notice this. One faces the time problem daily, taking a piece of the calendar, constantly looking at his watch. Modern living conditions require the ability to monitor the process of time in activity, distribute it in time , to respond to the different signals at a certain speed and time-lapse, to speed up or slow down the tempo of your activities, to use time efficiently. There should be a great sense of time . Time orientation is vital to the child as a future member of society it, is the basis of his personal culture. Many positive qualities arise and are developed through the planning of activities by children in time : focus, discipline, organization. In game, household, educational activities , children learn to regulate the tempo and rhythm of their actions, to take into account the time factor. In everyday life a child constantly faces various temporal categories, which adults use in their speech and communication, he sees a calendar, a clock. The ability to tell the time using correctly the words for it, to feel its duration is the content of intellectual development of a child and his maths skills. The ability to navigate in time gives children the opportunity to develop, to acquire various types of activities, to learn about the world. Currently, the theory and practice of preschool education is undergoing fundamental changes dealing with the revision of requirements for knowledge and skills of children when entering school. In this regard, particular importance for the formation of temporary representations of children is the training of workers of preschool educational institutions. Meanwhile, according to the analysis of the real situation, many teachers are unable to realize the method of forming temporary images of children. Consequently, there is a need to improve educational work with children with the aim of encreasing the children’s level of development of time concepts.

Текст научной работы на тему «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

педагогические Минибаева Эльмира Рафаильевна

науки ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Минибаева Эльмира Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, пр. Мира, 15а, e-mail: [email protected])

Аннотация. Время - это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Для этого должно быть развито чувство времени. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение для формирования временных представлений детей приобретает профессиональная подготовка работников дошкольного образовательного учреждения. Между тем, как показывает анализ реальной ситуации, многие воспитатели не могут умело реализовать методику формирования временных представлений детей. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с целью повышения уровня развития временных представлений у детей.

Ключевые слова: время, восприятие, игровая деятельность, формирование, представления, познавательная деятельность, развитие, наглядно-схематическое мышление, педагогические условия, планирование, дидактическая игра, текучесть, необратимость, чувство времени.

FORMATION OF TIME CONCEPTS IN CHILDREN PRESCHOOL AGE

Minibaeva Elmira Rafailyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of preschool and primary education department Orenburg state University branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Ave., 15A e-mail: [email protected])

Abstract. Time is one of the most important components of the reality in which we exist. All phenomena of the world occur in time. It organises and implements our lives and activities. We are subject to its currents, although sometimes we do not notice this. One faces the time problem daily, taking a piece of the calendar, constantly looking at his watch. Modern living conditions require the ability to monitor the process of time in activity, distribute it in time, to respond to the different signals at a certain speed and time-lapse, to speed up or slow down the tempo of your activities, to use time efficiently. There should be a great sense of time. Time orientation is vital to the child as a future member of society it, is the basis of his personal culture. Many positive qualities arise and are developed through the planning of activities by children in time: focus, discipline, organization. In game, household, educational activities, children learn to regulate the tempo and rhythm of their actions, to take into account the time factor. In everyday life a child constantly faces various temporal categories, which adults use in their speech and communication, he sees a calendar, a clock. The ability to tell the time using correctly the words for it, to feel its duration is the content of intellectual development of a child and his maths skills. The ability to navigate in time gives children the opportunity to develop, to acquire various types of activities, to learn about the world. Currently, the theory and practice of preschool education is undergoing fundamental changes dealing with the revision of requirements for knowledge and skills of children when entering school. In this regard, particular importance for the formation of temporary representations of children is the training of workers of preschool educational institutions. Meanwhile, according to the analysis of the real situation, many teachers are unable to realize the method of forming temporary images of children. Consequently, there is a need to improve educational work with children with the aim of encreasing the children"s level of development of time concepts.

Keywords: time, perception, fun activities, formation, images, educational activities, development, visual-schematic thinking, pedagogical conditions, planning, didactic game, the fluidity, the permanence, the sense of time.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблеме формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы Ф.Н. Блехер , А.М. Леушиной , Н.А. Менчинской , Р.Л. Непомнящей , С.Л. Рубинштейн , Т.Д. Рихтерман , И.А. Кононенко , З.А. Михайловой , Е.И. Щербаковой . Ими были определены свойства времени, особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений, трудности при освоении ребенком временных категорий.

Однако у многих дошкольников, посещающих ДОУ, наблюдается невысокий уровень сформированности АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

временных представлений, данный процесс в детском саду идет самопроизвольно. Эти факты вызывают необходимость поиска научно обоснованных воздействий на процесс формирования временных представлений у дошкольников, обусловливая актуальность исследования. Представляется необходимым выявить педагогические условия эффективного формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн , А.М. Леушина ,

Минибаева Эльмира Рафаильевна педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ... науки

Т.Д. Рихтерман говорят о трудностях в восприятии времени и относительно позднем развитии временных представлений у детей дошкольного возраста.

К причинам, обуславливающим эти трудности, по мнению Т.Д. Рихтерман, относятся специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми .

По наблюдениям К.И. Чуковского, примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом. На ранних этапах развития, в возрасте до 3 лет, время воспринимается чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определенным временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени. «День - это обед», «вечер - это когда все приходят домой» - говорят дети .

Данные Н.А. Менчинской показывают, что уже дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, дети знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них воспитательницу. Однако знания о длительности этих занятий неточны, и, хотя воспитательница нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием .

По мнению А.А. Смоленцевой, именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность планировать свою деятельность во времени, определять объем работы, регулировать ее темп, следить за временем в процессе своей деятельности. Они учатся устанавливать последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня, осознавать изменения человека по возрасту на основе отношений - моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка), определять свои возраст не только в настоящем, но и в прошлом (будущем) году, устанавливать порядок следования эпизодов рассказа, сказки, последовательность преобразования объекта в процессе конструирования. Также дети решают простейшие логические и арифметические задачи, в которых говорится о времени, отгадывают загадки, читают стихотворения, рассказывают знакомые сказки о времени .

Р.Л. Непомнящая предлагает некоторые темы для обсуждения, характерные для детей старшего дошкольного возраста: «Сейчас», «В прошлом году», «День рождения», «Взросление», «Сегодня и завтра» и др. Она указывает также на то, что во время беседы необходимо оказывать помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоятельной постановке вопроса и т.д. Она дает некоторые рекомендации воспитателям по применению тематических картинок в работе с детьми. Так, предлагая ребенку картинку для рассмотрения, педагог должен направлять его внимание на основные признаки данного отрезка времени: фон, светило (солнце, луна, звезды), содержание и характер деятельности людей и др. Дети должны установить, какое время года изобразил художник .

рения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в устной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Также в работе с детьми целесообразно использовать лучшие образцы авторского и народного творчества. Это произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, стихотворения классиков отечественной поэзии А. Фета, С. Есенина и других .

Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам предположить, что эффективность формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если происходит: активизация личного опыта ребенка, осмысление связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком; стимулирование познавательной деятельности; развитие наглядно-схематического мышления при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени; комплексное решение задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе Дошкольного образовательного учреждения №116, основной целью которой была экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий.

Для определения уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика Р.Ф. Галлямовой , состоящая из четырех серий, цель которых заключается в выявлении у детей 5-6 лет способности последовательно называть и определять части суток, дни недели, месяца, времена года, а также умение определять время с использованием календаря и механических часов.

Анализ полученных результатов позволил выявить три уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень (29%): ребенок знает и называет части суток; знает названия дней недели, их последовательность; определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений; средний уровень (42%): ребенок затрудняется в назывании частей суток, дней недели; путает названия и последовательность месяцев, времен года; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; низкий уровень (29%): ребенок не называет части суток, дни недели; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, какой будет завтра; не определяет время с помощью механических часов; не ориентируется в последовательности и назывании месяцев года.

На основании полученных данных нами был разработан комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная работа проводилась в три этапа.

Подготовительный этап нашей работы был направлен на сближение детей друг с другом и экспериментатором, создание положительного и доброжелательного эмоционального фона, который обеспечивал снятие психологического напряжения, а также способствовал развитию активности детей. Решению данных задач способствовали групповые игры «Солнышко», «Какое у тебя настроение», «Зеркало», «Дружба начинается с улыбки». Цель подобных игр заключалась в установлении положительной психологической атмосферы внутри группы детей, эмоциональном и поведенческом рас-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

педагогические науки

Минибаева Эльмира Рафаильевна ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ...

крепощении детей .

Игровая мотивация побуждала детей к активному и доброжелательному общению, выражению своих чувств и настроения. Уже в конце подготовительного этапа дети вели себя раскрепощено, могли свободно взаимодействовать с экспериментатором.

Следующий этап - основной, предполагал создание эффективных педагогических условий, направленных на формирование временных представлений детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд одним из главных педагогических условий является комплексное решение задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени. Данное условие осуществлялось в процессе наблюдений с детьми экспериментальной группы за изменениями природы в течение суток. Мы старались обратить внимание детей на то, что происходит с солнцем в течение суток, как изменяется небо и т.д. Наша работа была направлена на формирование у детей умения активно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное отношение к увиденному, обосновывать свое мнение. При подведении итогов, мы еще раз назвали последовательно части суток и вместе с детьми указали их основные особенности.

Следующим эффективным условием формирования временных представлений является актуализация личного опыта ребенка, осмысление связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, которое осуществлялось в процессе беседы, организации игровой деятельности детей. Нами использовалась беседа с детьми о месяцах года и о днях недели. В начале занятия дети не могли называть в правильной последовательности дни недели. Значительные затруднения испытывали Мирамбек Б., Женя К. В процессе организации игры «Узнаем сколько и какие дни недели» мы просили детей отгадать загадки и объяснить свой ответ. Активное участие принимали Паша О., Катя Б. Суть второй игры «Поможем Незнайке» заключалась в том, чтобы помочь Незнайке запомнить последовательность дней недели и месяцев. Сначала ребята давали краткую характеристику каждому месяцу (Вова В.: «В сентябре все детки идут в школу, а в декабре у меня день рождения», Валя К.: «В августе мы собираем овощи на даче», Паша О.: «А у меня день рождения в феврале, а в марте всегда уже светит солнце»). Далее дети хором называли последовательно дни недели и месяцы, а затем друг за другом повторяли их. В конце занятия Женя К. и Мирамбек Б. уже сами попытались назвать последовательно дни недели.

Симулирование познавательной деятельности осуществлялось при рассматривании тематических картинок и чтении художественных произведений. С этой целью мы провели игры «Какое это время года?» и «Путешествие в лес», где использовался наглядный материал (изображение леса в разное время года), стихотворения. Все дети внимательно слушали задания и сразу же включались в работу. На первых этапах игры «Какое это время суток?» инициативу проявляли дети с высоким уровнем развития временных представлений (Валя К., Вова В.). Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность других детей, мы применяли прямые вопросы к ним («Мирамбек, а почему ты думаешь, что в стихотворении говорится о весне?») Все дети доказывали свой ответ, вспоминая строчки из прочитанного нами стихотворения. (Катя Б.: «Это зима, потому что белый снег пушистый в воздухе кружится!»; Денис Ф.: «Здесь лето, все вокруг светло и яркие цветы вокруг»). Следует отметить, что на вопрос «Какой это может быть месяц?», дети при ответах допускали ошибки. Так, Женя К. сказал, что май - это летний месяц. Валя К. сразу же исправила ответ мальчика, привела пример («В мае еще холодно и нельзя купаться»). Когда мы отправились в «путешествие по лесу», рассматривая картинки, дети доказывали, какое время года изображено (Паша О.: «Это

весна. Смотрите птички даже летят!»; Валя К.: «А это осенний лес. Все деревья без листьев стоят»).

Последнее педагогическое условие - активизация наглядно-схематического мышления при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени осуществлялось в процессе использования детских календарей и приборов для измерения времени. На первых этапах работы с календарем проводилось знакомство с моделью календарного года. Дети тщательно рассматривали календарь, после чего отметили, «что в календаре четко выделяются месяцы, каждый месяц начинается с первого числа, в каждой неделе семь дней». Однако не все дети (Мирамбек Б., Женя К., Денис Ф.) смогли ответить, почему месяцы года на данном календаре имеют различную окраску. Лишь Валя К. смогла всем объяснить, что месяцы окрашены соответственно различным временам года (например, летние месяцы - желтые, зимние - синие и т.д.). В заключении, мы каждому ребенку задали вопросы «Сколько месяцев в году?», «Как называется последний месяц зимы?», «Назови месяцы лета» и т.д. Календарь служил хорошей опорой для детей при ответах.

При работе с приборами для измерения времени мы показали ребятам секундомер, песочные часы, механические и игрушечные часы. Дети смогли самостоятельно выявить отличия между этими приборами. Далее мы вместе с детьми уточнили, какая стрелка часов является минутной, а какая часовая. В заключение занятия каждый ребенок попытался самостоятельно определить время, которое показывали игрушечные часы. Два ребенка смогли безошибочно определить верное время, которое показывали часы. Другие дети правильно ответили после нескольких попыток.

Заключительный этап формирующего эксперимента включал в себя проведение дидактической игры «Большой экзамен», которая направлена на закрепление представлений детей о времени. Все дети ответственно подошли к выполнению заданий, принимали активное участие. Каждому ребенку задавались вопросы: «Сколько дней в неделе?», «Какой день недели первый?», «Какой второй?». Мальчики отвечали правильно, но ответ произносили неуверенно. Ошибки были допущены в заданиях, где необходимо было назвать, например, первый месяц лета, зимы. Паша О. при перечислении зимних месяцев допустил ошибку, назвав лишь два месяца: январь, февраль. Валя К., Денис Ф., Вова В., Катя Б. правильно справлялись со всеми заданиями, а также помогали при возникших затруднениях своим сверстникам.

Следующим этапом нашей работы был контрольный эксперимент, цель которого заключалось в следующем: определить эффективность педагогических условий формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Нами была повторно проведена методика Р.Ф. Галлямовой с детьми как контрольной, так и экспериментальной группы. Анализируя результаты, нами были выявлены принципиальные различия в уровнях сформи-рованности временных представлений у детей. 42 % детей показали средний уровень, 58 % - высокий. Низкий уровень зафиксирован не был.

Следовательно, сравнивая данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, можно заключить, что общий уровень сформированности временных представлений у детей повысился: дети могли правильно назвать месяцы, дни недели, верно установить их последовательность, определить время по механическим часам, назвать, из каких месяцев состоит то или иное время года.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, гипотеза, которую мы предположили в начале нашего исследования, подтвердилась. Действительно, нами установлена эффективность формирования временных представле-

Минибаева Эльмира Рафаильевна ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ..

педагогические науки

ний у детей старшего дошкольного возраста в процессе: активизации личного опыта ребенка, осмысления связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком; стимулирования познавательной деятельности; развития наглядно-схематического мышления, при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени; осуществления комплексного решения задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшей разработки методов, средств и форм формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Просвещение, 1991. 156 с.

2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 368 с.

3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Институт практической психологии, 1998. 448 с.

4. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 64 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2015. 720 с.

6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 48 с.

7. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1998. 160 с.

8. Кононенко И.А. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. 1981. №7. С. 11-13.

9. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 384 с.

10. Михайлова З.А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 80 с.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 144 с.

12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р.Н. Непомнящая, А.М. Вербенец. СПб: Акцидент, 1998. 94 с.

13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.

14. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

15. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. 112 с.

16. Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. М.: Просвещение, 2013. 26 с.

17. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007. 112 с.

18. Ерофеева Т.И. Сказки для любознательных. Как кошка Буся день и ночь перепутала. М.: Просвещение, 2012. 16 с.

19. Галлямова Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. 2005. №9. С.23-27.

20. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2004. 157 с.

Как нами было отмечено выше, восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей - текучесть, необратимость, отсутствие наглядности. Время не имеет наглядной основы и воспринимается дошкольниками опосредованно на основе совершаемой или практической деятельности. Время слито с жизненными событиями, течет в одном направлении, его нельзя вернуть.

Один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком, его состояния на данный момент: например, если он ждет привлекательного события, то кажется, что время идет медленно. Поэтому дети долго не понимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста не воспринимают очень длительные временные периоды, им недоступно понимание таких категорий, как год, век, столетие, эпоха и т.п.

Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности.

Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуется, становится более систематичным, осознанным, развивается чувство времени.

Формируются временные представления дошкольников в 5 этапов.

Первый этап - знакомство с названиями частей суток.

В качестве наглядного материала используются картинки с действиями людей и животных в разное время суток. Начинаем знакомство с детьми 3 - 4 лет, названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро - вечер, день - ночь.

Рассмотрим пример фрагмента занятия по ознакомлению детей с названиями частей суток.

Наглядный материал: игрушка - мишка, картинки с изображением медведя в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку про мишку:

Мишка принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

«Мишка проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока мишка гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Мишка проголодался и пообедал малиной. Далеко от дома забрел мишка, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Мишка пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел мишка телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш мишка и лег спать».

Во время рассказа педагога дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает мишка утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».

Ознакомление с частями суток можно провести в виде беседы о личном, конкретном опыте детей.

Такие беседы проводятся на занятиях, при этом особое внимание уделяется упражнению детей в правильном назывании частей суток. В повседневной деятельности также можно упражнять детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток. Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток осуществляется воспитателем на занятиях по картинкам.

Детям показывают картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток, спрашивают: «Когда это бывает?». Одни дети называют время действия без объяснения, другие объясняют при этом, почему они так думают. На последующих занятиях дети должны выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток. Для закрепления знаний детей используется чтение отрывков рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия.

В работе с детьми 2-4 летнего возраста применяются наиболее простые словесные игры, в которых активизируется их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: « Мы завтракаем утром, а обедаем - …?», и дети дополняют пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна). В средней группе закрепляют у детей названия частей суток, углубляют и расширяют представление об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток.

Если в младшей группе при определении, когда это бывает, стараются опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывают, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью используются: картинки с более широким содержанием (дети утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и т.п.). С детьми рассматривают серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Детям предлагается также самим выбрать из набора картинки, на которых нарисовано то, что бывает только днем.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляется и посредством игр, рекомендованных Ф.Н.Блехер. Это игры-путешествия в утро, день, ночь и вечер. Игра начинается такими словами: «мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?». Так закрепляется навык в определении частей суток. После того, как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредотачивают на объективных показателях, символизирующих время. В этих целях организуют наблюдения за этими явлениями на прогулках.

Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, используются карточки с изображением неба и положения солнца в разные части суток. Карточки рассматриваются и сравниваются. Для закрепления названия времени суток используются строки из знакомых детям стихотворений, при этом чтение завершается вопросами: «Когда это бывает? Что наступило?»

В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Еще не раскрывается количественная характеристика суток - 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступать как обобщение, т.е. сутки состоят из четырех частей - утро, день, вечер, ночь. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро - это части целого - суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. На данном этапе развития достаточно этих базовых понятий о времени. В дальнейшем, ребенок получит более полные представления о времени.

Второй этап - знакомство с понятиями «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра».

  • а) продолжить формировать понятие «сутки» у детей 4 - 5 лет.
  • б) знакомить с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.

Фрагмент занятия по ознакомлению детей с понятиями «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра»:

  • - Что наступает, когда кончается утро?
  • - После чего начинается утро?
  • - Назовите части суток по порядку.
  • - Сколько частей суток вы знаете?

Вывод: Утро, день, вечер, ночь - это сутки. В сутках всегда 4 части.

  • - Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, начались другие.
  • - Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
  • - Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
  • - Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.

Третий этап - знакомство с названиями дней недели. Основную работу начинаем с детьми 5 - 6 лет с беседы. «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».

Слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

  • 1.3 накомство с названиями дней недели по порядку, связывая с деятельностью детей. Например, в понедельник - я пришел в детский сад, во вторник - я ездил к бабушке, и т.д.
  • 2. Ежедневно называние, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. Например, вчера был четверг, завтра - будет пятница, и т.д.
  • 3. После изучения порядкового счета связывать дни недели с порядковым номером: понедельник - первый, вторник - второй, и т.д.
  • 4. Ежедневно на специальном календаре выставление символа сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета. Каждый цвет символизирует определенный день недели, например, зеленый - понедельник, розовый - вторник, фиолетовый - среда…, белый - воскресенье.

Четвертый этап - знакомство с названиями месяцев и времён года (при изучении темы необходимо обратить внимание на: количество и порядок времен года; количество месяцев в году; порядок месяцев; классификацию месяцев по сезонам).

На занятиях с детьми 6-7 лет обобщаем и систематизируем их знания, обращая внимание на математический аспект, т.е.:

  • 1. количество и порядок времен года (их 4: зима, весна, лето, осень)
  • 2. количество месяцев в году (их 12 - январь, февраль, март и др.)
  • 3. порядок месяцев (январь, февраль, март,…….декабрь)
  • 4. классификация месяцев по сезонам (зима: декабрь, январь, февраль; весна: март, апрель, май; лето: июнь, июль, август; осень: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником, например, зима - Новый год, снег, катание на лыжах, санках; весна - 8 марта, капель, подснежники и т.п.

Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается».

Пятый этап - развитие «чувства времени». Основную работу по развитию «чувства времени» ведем с детьми 6-7 лет, но развиваем чувство времени начиная с самых первых дней жизни ребенка: формируем умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными, учит их ориентироваться во времени.

Последовательность обучения:

  • 1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (например, упражнение «Закрась узор за 1 минуту!»)
  • 2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности (например, вопрос «Сколько затратил времени на выполнение какого-либо задания?»)
  • 3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени (например, упражнение «Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)
  • 4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, в игре)

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть, переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а так же наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.

Поэтому, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В повседневном домашнем обиходе и в дошкольном образовательном учреждении у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог может уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток уже в 2 - 3 года.

В этом параграфе мы рассмотрели методику формирования временных представлений детей дошкольного возраста, выделив 5 этапов в её изучении.

§4. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей старшего дошкольного возраста

Выделенные выше особенности восприятия времени и его основных характеристик детьми дошкольного возраста, а также раскрытие понятия детская литература и её жанров, позволили описать методику формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, как основы для использования детской литературы на занятиях по данной теме.

Анализируя имеющуюся педагогическую, методическую, художественную литературу, мы пришли к выводу о необходимости разработки некоторых рекомендаций, которые для удобства представлены в таблице, содержащей краткую методику применения детской литературы различных жанров по каждому этапу формирования представлений о времени.

Таблица создана для студентов педагогических колледжей, педагогов групп раннего развития, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и др.

Цель создания таблицы - оказать помощь вышеперечисленным лицам при разработке и проведении занятий по формированию временных представлений старших дошкольников с использованием детской литературы различных жанров [см. приложение №2].

Таким образом, в данном параграфе нами представлена небольшая по объему подборка детской литературы, которую можно использовать на занятиях по формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Дана краткая методика её применения, что позволило подвести итог данной темы и перейти к исследованию эффективности детской литературы при формировании представлений о времени у старших дошкольников.

В ходе изучения и раскрытия данной темы нами было проведено исследование, которое проходило в период с февраля по март 2015 года.

Исследование включало в себя: анкетирование воспитателей данного учреждения и родителей дошкольников, посещающих старшую группу, занятия по формированию временных представлений, а также, проведение и анализ занятий по формированию временных представлений у детей вышеобозначенного возраста.

Цель данной анкеты - посмотреть, каким методическим материалом пользуются педагоги данного учреждения, используют ли детскую литературу при формировании временных представлений старших дошкольников, какая это литература.

Было опрошено 10 человек, стаж работы которых от 2 до 12 лет. 30% имеют 2 категорию, 70% - 10 разряд.

Были предложены вопросы, касающиеся использования детской литературы на занятиях по формированию у детей представлений о времени, отношению самих воспитателей к использованию детской литературы на занятиях по данной теме и т.д.

В ходе опроса выявлено, что 100% педагогов используют на занятиях математикой детскую литературу, такую, как: стихи, сказки, считалки, загадки и др. У 70 % опрошенных дети, занимаясь самостоятельно, используют раскраски и др. литературу по изучаемой проблеме. 100% воспитателей отметили, что при использовании детской литературы на занятиях по формированию временных представлений, дошкольники лучше усваивают материал. 80% опрошенных считают, что занятия по данной теме лучше проводить в игровой форме, т.к. игра - ведущая деятельность дошкольников.

Таким образом, по мнению педагогов данного учебного заведения, использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени, его свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на процесс обучения.

Проанализируем результаты анкетирования родителей [см. приложение № 4].

Цель данной анкеты - выявить, имеет ли место в домашнем образовании при формировании представлений о времени детская литература, какая это литература.

На вопросы анкеты ответили 16 человек, чьи дети посещают старшую группу. 25% опрошенных имеют педагогическое образование и являются работниками данного учреждения, 12,5% - имеют педагогическое образование, но работают в другой сфере, 62,5% имеют высшее или среднее специальное образование (непедагогическое).

В ходе опроса выявлено, что 87% родителей дополнительно занимаются с детьми. 63 % из них при формировании представлений о времени используют методическую литературу (учебники по математике, учебные пособия и др.), 24% обращаются к детской литературе, такой, как сказки, стихи, загадки, песенки. Столь низкий процент использования детской литературы родителями вызван тем, что они мало осведомлены об особенностях восприятия времени старшими дошкольниками.

Таким образом, опрос показал, что в домашнем образовании при формировании временных представлений детей старшего дошкольного возраста наряду с методической литературой имеет место и детская литература.

Проанализируем результаты опроса [см. приложение №5], проведенного с целью выявления знаний детей в области временных представлений. Детям предлагались вопросы: какой сегодня день недели, какое время года; необходимо было назвать времена года по порядку и т.п.

В данном опросе приняли участие 16 детей, опрошенных ранее. 86% из них свободно отвечают на вопросы, не делая ошибок. 11% детей допускают ошибки при назывании месяцев и дней недели по порядку, затрудняются в обосновании своего ответа при определении времени года. 3% - не ориентируются в данном вопросе.

Таким образом, исследование показало, что уровень знаний старших дошкольников в области временных представлений не соответствует норме, т.к. в старшей группе дети должны свободно ориентироваться в материале о времени и вопросы, связанные с этой темой не должны вызывать трудностей. Для решения этой проблемы воспитателям и родителям необходимо уделять больше внимания формированию у детей временных представлений.