Домой / Карандаш / Как приучить ребенка к садику? Сколько ребенок привыкает к садику и как сделать адаптацию в первые дни безболезненной? Приучаем ребенка к детскому саду Как начать ходить в садик без стресса.

Как приучить ребенка к садику? Сколько ребенок привыкает к садику и как сделать адаптацию в первые дни безболезненной? Приучаем ребенка к детскому саду Как начать ходить в садик без стресса.

Детский сад для ребенка играет очень важную роль в развитии. Здесь малыш учится самостоятельности, познает мир с другого обзора, не домашнего, встречает друзей, находит общий язык со сверстниками и узнает, как решать конфликты. Как де приучить к садику?

После 2,5 лет мамы стараются определить малышей в сады поближе к дому, что очень удобно. Но некоторые родительницы тщательно изучают мнение и характеристики учреждений, дабы сдать своего любимого кроху в самый лучший детский сад.

Но что ни делай, малыш, все равно, либо сразу воспримет свою «первую работу» весело и уверенно или начнутся проблемы в адаптационном периоде, когда приучить малыша к ежедневным походам в детский сад становится не так уж и просто. Утреннее «не хочу, не буду, не пойду в детский сад», а в самой группе «не бросай меня, мамочка, не уходи!»… Мама со слезами на глазах выбегает из группы, переполненной детьми и родителями, и весь день вспоминает душераздирающий детский крик, глотая валерьянку.

Что делать в таких случаях? — спрашивают заботливые мамочки. Как помочь малышу полюбить детский сад? поможет разобраться в этом важном семейном вопросе.

Прививаем любовь постепенно, чтобы приучить ребенка к садику без стрессов

Еще до первого дня пребывания в детском саду, необходимо подготовить ребенка к этому важному событию. Ходите на прогулки в детсадовскую песочницу, смотрите со стороны, как играют дети. Больше рассказывайте своему малышу, как интересно в садике деткам и что они там делают. Во время Ваших с крохой занятий дома (аппликации, рисование, праздничные подготовки) рассказывайте, что в детском саду будет еще интереснее. Пробуждайте «аппетит» у ребенка к его походу в детсад.

Адаптационный период: приучить ребенка к садику помогут Ваше терпение и выдержка!

Первые несколько дней оставьте ребенка на пару часов или до обеда. Со временем, смотря на поведение малыша, попробуйте его оставить на обед, затем на тихий час, ну и плавно перейдите на полное пребывание. Адаптационный период должен быть у всех детей, и не факт, что пройдет он быстро и безболезненно для психики ребенка и приучить к пребыванию вне дома получится слишком быстро. Сильно привязанные к родительской опеке дети, чаще вызывают волнение родителей.

Правильные слова мамы, которые легко помогут приучить ребенка к садику

При расставании с ребенком в группе детского сада родители должны излучать позитив и полную уверенность. Малейшее негодование или дрожь в голосе ребенок почувствует сразу, и тогда слез не избежать. Мамочка улыбчиво приводит малыша в детский сад и говорит спокойно и без тени сомнения:

«Мой малыш, иди, поиграй с детками. Здесь очень интересно. Мама сходит по делам и вернется к тебе, как только освободится. Буду думать о тебе каждую минутку, ведь я тебя люблю!»

Слова любви и нежности стоит сказать ребенку в этот момент, потому, что у некоторых детей просыпается страх, что мама его здесь оставит навсегда. Детская привязанность играет очень большую роль. А подготовка к этому событию поможет быстро адаптироваться малышу в группе.

Выяснить причины, почему, невзирая на все ваши старания приучить ребенка к садику, малыш так и твердит «Не пойду»

Если ребенок со слезами идет в садик, категорически отказывается его посещать, стоит задуматься о причинах такого поведения. Если воспитатель уверяет Вас о том, что все прекрасно и нет причин для беспокойства, есть несколько вариантов для решения:

  • в детском саду понаблюдать со стороны за ребенком, как он ведет себя во время игры. Возможно, Ваш малыш плохо контактирует со сверстниками и из-за этого ему не комфортно быть среди других детей. Необходимо уделить всего несколько минут во время утреней или послеобеденной игры.
  • поговорить с мамами других детей, выслушать их мнение о воспитателе, о взаимоотношении в группе, узнать много интересного. Может, Вы узнаете много полезного, и проблема приучить кроху к садику станет не такой уж неразрешимой.
  • сделать таймаут ребенку на несколько дней. Посмотрите на ребенка в этот период на улице, как он ведет себя в песочнице с другими детьми. В этот момент рассказывайте о детском саде, как о чем-то прекрасном и следите за его поведением. Может, некоторые Ваши слова укажут на саму проблему.
  • некоторые дети не любят сад из-за «невкусного» питания. Нелюбимая манная каша или борщ, которые дома не употребляются, вдруг заставляет есть «злая» воспитательница. Уточните моменты, как кушает в группе Ваш ребенок.

Домашнее воспитание: почему любимчика сложнее приучить к садику

Домашнее воспитание является частой проблемой в плохом восприятии ребенком детских садов. Если дома ребенка балуют, позволяют абсолютно все, то естественно, что в садике ребенку будет, мягко говоря, не комфортно, ведь там дисциплина – прежде всего.

Любимые детки часто не приспособлены к существованию в коллективе и проблемой №1 является их равнение со всеми. Корона на маленькой головке прочно укрепляется и снять ее можно лишь переосмысленным воспитанием, что вряд ли сделают «сумасшедшие» родители.

Эти советы помогут молодым родителям влить маленького члена общества в коллектив и приучить ребенка к садику достаточно легко и быстро. Главное – больше позитива и улыбок, остальное придет со временем.

Как только ребенок «выберется» из младенческого возраста, перед его родителями встает вопрос о необходимости устройства его в детское учреждение. Есть ли в этом необходимость? Психологи утверждают, что здоровому ребенку лучше расти в коллективе, поэтому детский сад все же предпочтительнее няни или бабушки.

Однако малыши могут по-разному отнестись к идее посещения детского коллектива. Некоторые быстро привыкают и ходят в сад не без удовольствия, другие каждое утро проливают слезы, третьи чувствуют себя обиженными и брошенными. Чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно, нужно знать, как приучить ребенка к детскому садику.

Когда малыша можно отдавать в детское учреждение? Тут все определяется индивидуально. Некоторые малыши уже в 2 года вполне успешно адаптируются в группе, другие и в 5 лет наотрез отказываются посещать сад. Но все же, большинство детей готово к посещению сада в 3 года.

Основные признаки того, что ребенок готов к посещению сада :

  • малыш умеет самостоятельно есть или хотя бы делает первые попытки «орудовать» ложкой;
  • ребенок может обходиться без памперсов, то есть, может самостоятельно воспользоваться туалетом или попроситься на горшок;
  • ребенок может одеться (пусть даже пока он не справляется с застежками).

Кроме того, к трем годам большинство малышей уже с удовольствием общаются со сверстниками, и могут отпустить от себя маму без истерик.

Читайте также: Как отучить ребенка врать? Советы психолога

Если же трехлетний ребенок крайне болезненно реагирует на разлуку с мамой и не хочет играть со сверстниками, стоит подождать еще год и начинать его устраиваться в сад в 4 года.

Как подготовить ребенка?

Чтобы правильно приучить ребенка ходить в садик, его нужно предварительно подготовить.

Родителям стоит понимать, что первые посещения детского учреждения для детей большой стресс. Ведь даже взрослому сложно бывает адаптироваться в новом коллективе, где все незнакомо, а что уж говорить о ребенке, который привык все время проводить рядом с любящими его взрослыми.

Прежде всего, родителям нужно приучить малыша жить по «садиковскому» режиму, то есть, кушать в те часы, когда в садике завтрак, обед и полдник, гулять и укладываться днем спать в то же время, что и в группе. Если малыш успеет привыкнуть к режиму еще дома, адаптация в саду будет проходить легче.

На прогулках нужно стараться стимулировать детку к совместным играм со сверстниками, гуляющими на площадке. Нужно учить общаться, делиться, в чем-то уступать, на чем-то настаивать.

Периодически нужно подводить малыша к ограде детского сада, когда дети на прогулке. Ребенку нужно объяснить, что в садике детки вместе весело играют, гуляют, что в группе много интересных игрушек и пр.

Как проводить приучение?

Но даже, казалось бы, хорошо подготовленный малыш может растеряться, попав в незнакомую обстановку. Как же приучить ребенка к садику без слез? В этом могут помочь советы психолога:

  • желательно отдавать ребенка в группу в летний сезон, когда дети большую часть времени проводят на улице;
  • на начальном этапе приучения малыша стоит приводить в садик после обеда во время прогулки, чтобы он видел, что деток забирают их мамы и папы. Это поможет ему понять, что детей не оставляют в садике навсегда, и за ними приходят родные;
  • чтобы приучить ребенка оставаться в садике, нужно действовать постепенно. Сначала нужно оставить его не более чем на час. Затем время пребывания можно будет увеличить;
  • можно давать ребенку с собой в группу его любимую игрушку, этот «кусочек дома» помогут ему легче перенести разлуку.

Читайте также: Как заставить вашего ребенка делать уроки без лишних проблем

Родителям придется запастись терпением. Зачастую, ребенок ходит в сад охотно в течение 1-2 недель. Родители радуются, что период адаптации прошел успешно и ребенок привык. И вдруг малыш начинает упрямиться, отказываясь вставать утром или идти в группу. Дело в том, что в течение этого времени новые впечатления успели притупиться и начались «будни», которые ребенка совсем не радуют. В этом случае, родителям придется запастись терпением, но, ни в коем случае, не ругать ребенка. Мама должна быть настойчивой, но спокойной. Ее внутренняя уверенность в том, что посещение сада – это норма, должна передаться и малышу.

Детский сад и болезни

Как бы не был хорошо подготовлен ребенок к детскому саду, болезни на первых месяцах посещения практически неизбежны. А виной всему – стресс, который существенно снижает защитные силы организма.

По этой причине, желательно, не совмещать выход мамы на работу и начало посещения детского учреждения ребенком. Ведь частые больничные, которые придется брать маме на первых порах, вряд ли порадуют ее работодателя. Лучше отдать ребенка в сад, пока мама еще находится в отпуске, либо иметь «на подхвате» бабушку или няню.

Более частые болезни – это, пожалуй, единственный отрицательный момент посещения детского сада. Поскольку большинство болезней – острые респираторные инфекции, а их подхватить в большом коллективе намного проще.

Сейчас многие мамы имеют возможность не ходить на работу и желание заниматься с крохой. В других семьях бабушки воспитывают внуков, в третьих предпочитают нанимать няню. Стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, если в этом нет необходимости для организации жизни родителей?

Почему нужно ходить в детский сад?

Специалисты утверждают, что общение со сверстниками и воспитателями позволит лучше подготовиться к школе, чем домашнее воспитание. Дошкольники, которые росли с мамой, бабушкой или няней, нередко к 6 годам лучше считают и пишут, быстрей читают, но адаптация детей к школе происходит значительно сложней. Несмотря на более широкий кругозор и больший объем знаний, многие аспекты школьной жизни становятся огромной проблемой. Приучение к детскому саду позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, а также дает навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни:

  • умение общаться, дружить, находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения, делать что-либо сообща;
  • выполнять не только интересную, но и необходимую работу;
  • взаимодействовать с взрослыми — воспитательницей, няней;
  • правильно и быстро одеваться;
  • соблюдать режим дня.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Но некоторые родители, отлично понимая преимущества воспитания в коллективе сверстников, оставляют малышей дома, потому что не получается приучить ходить в детский сад без слез и протестов.

В первые дни, когда малыш попадет в незнакомую обстановку, такая реакция — вариант нормы. И если родители знают, как приучить ребенка к детскому саду, уже через несколько дней кроха с удовольствием отправляется к сверстникам, воспитателям и игрушкам. Но иногда все проходит не так гладко. Основные причины, по которым дошкольники не хотят ходить на свою первую работу:

  • расставание с мамой;
  • отказ от грудного вскармливания, пустышки;
  • необходимость рано вставать;
  • неумение быстро одеваться;
  • страх перед незнакомыми людьми;
  • не нравится еда;
  • не хочет спать днем.

Возрастные особенности

В процессе приучения к детскому садику важно учитывать и возраст ребенка. Малыши в 2 и в 3 года воспринимают мир по-разному, причем двухлетние детки привыкают быстрее, чем трехлетние, поэтому тем, кто ищет способы как быстро приучить ребенка к дошкольному учреждению, следует задуматься о том, чтобы отправиться туда как можно раньше. Уже в 2 года дети кушают, пользуются горшком и одеваются самостоятельно, если дома малыша этому учили. Но важно, чтобы кроха, прибывающий на грудном вскармливании, получал грудное молоко только вечером, перед сном. Необходимо также заранее отучить его от пустышки.

В трехлетнем возрасте проблемы чаще связаны со страхами перед незнакомой обстановкой и чужими людьми, нежеланием расставаться с близкими. Их преодолеть немного сложней, но зная как помочь малышу справиться с первыми трудностями, также можно быстро и успешно пройти адаптационный период, и в итоге получить новые психологические приемы, которые помогут малышу в будущем.

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

В приучении детей к детскому саду недопустима спешка. Самое неудачное решение — привести малыша в группу, не предупредив, и оставить его на весь день. Из-за сильного стресса у него может сформироваться стойкое негативное отношение к садику, которое будет сложно преодолеть.

Начинать лучше всего заранее

Приучение ребенка должно проходить постепенно. В первый раз лучше прийти в детский коллектив на экскурсию. Малыш сможет пообщаться с другими детьми во время прогулки, посмотреть спальню и игровую комнату.

Узнать по какому режиму живут детки садика и дома воссоздать такой режим, во сколько кушать, спать, гулять.

В зависимости от возраста ребенка, Вы можете предложить ему игру в детский садик, или беседу о нем. В процессе вы проговорите и проиграете заранее, что будет происходить с ребенком и ему в саду будет не так страшно, т.к. уже станет более понятно, что его ждет.

Начиная ходить в садик, важно всегда оставаться доброжелательным и твердым в своем решении. Не стоит раздражаться на ребенка или терзаться сомнениями и страданиями, устраивать долгие прощания, так Вы только травмируете ребенка, ведь он будет думать, что родитель отдает его в плохое место. Осознать всю сложную гамму взрослых переживаний ребенок пока не может, тем более испытывает свои чувства, с которыми и должен ему помочь справится взрослый.

В первые несколько дней можно оставить малыша одного на несколько часов. Потом — на полдня и забрать до того, как в группе будут ложиться днем спать. И только через 2-4 недели — на целый день. Чтобы приучиться ребенку к новому укладу жизни было легче, нужно в первые месяцы приходить за ним, когда большинство детей еще в группе. Даже незначительное опоздание родителей может сильно напугать его, и он с неохотой будет расставаться с родителями утром.

Подготовка

Правильно приучать кроху к предстоящим переменам за несколько месяцев. Ему будет значительно легче адаптироваться, если:

  • он будет иметь опыт общения не только с членами семьи, но и с ровесниками и со взрослыми. Следует как можно чаще ходить на детские площадки и поощрять малыша играть с другими детьми. Также желательно ходить в гости к друзьям и родственникам, где крошка сможет приобрести первый опыт общения с другими людьми;
  • привыкнет соблюдать режим дня, будет дома садиться за стол и ложиться в кровать в то время, когда положено спать и кушать в детсаду;
  • научится самостоятельно пользоваться горшком, сообщать взрослым о потребностях своего организма, а также одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, мыть руки перед едой, после прогулки;
  • заранее уточнить, какие блюда предлагают кушать в детском саду и готовить их дома, а также приучать питаться за общим столом, пользоваться ложкой, пить из чашки.

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Если не смотря на все старания быстро приучать малыша к садику не получается, следует обратиться к психологу. Он поможет разобраться, почему малыш не хочет ходить туда. Иногда причины оказываются очень неожиданными. Например, неудобная для малыша одежда, которую он надевает очень долго. Уже в 3 года важна и оценка сверстников. Часто маленькие непоседы не любят спать после обеда — им трудно засыпать в незнакомой обстановке. Другим не нравится горшок или обустройство туалетной комнаты.

В каждом конкретном случае психолог даст советы родителям, которые помогут малышу сделать первый и очень важный шаг к взрослой жизни. Но во всех случаях самое важное правило для родителей — набраться терпения. Недопустимо ругать маленького человека за то, что ему страшно, критиковать его, сравнивать с другими детьми. Нежелательно говорить о том, что он должен ходить в садик, потому что родители должны работать. Лучше акцентировать внимание на преимущества детсада для самого малыша.

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

  • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 - 8.20 зарядка;
  • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 - 9.00 завтрак;
  • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 - 12.45 обед;
  • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 - 15.00 дневной сон;
  • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 - 16.00 полдник;
  • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка - таблица

Лёгкая Средняя Тяжёлая
Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Одна из первых глобальных проблем, с которой сталкивается без исключения каждый родитель, это вопрос о том, как безболезненно и без слез приучить ребенка к садику .

Но, прежде, чем мы перейдем к методологии, давайте разберемся, почему же вопрос о том, как приучить ребенка к садику , вызывает у нас проблему?

Многие из вас, наверняка, помнят свой детский сад, ну хотя бы отрывками, в общих чертах — как ходили, как приучались, сколько слез было пролито. Да, слезы были почти у всех. Мало кому не довелось полить слезы, ведь нас отрывали от маминой юбки — прям выдергивали из зоны нашего комфорта, забрасывая в ещё чужой для нас мир.

Но сейчас мы повзрослели и уже сами растим своих детей. Пора уже смотреть в корень, чтобы самим избежать слез наших детей.

Начнем разбор!

Конечно же, все родители переживают за ребенка, когда отдают его в детский сад. А именно за то, как ребенок адаптируется в садике, в коллективе сверстников и воспитателей. Но, первое с чего стоит начать, это всё-таки озвучить вслух тот факт, что проблема лежит, в первую очередь, не в детских страданиях, а именно в родительских иллюзиях. Да, вы не ослышались, именно в родительских иллюзиях. Чаще всего в иллюзиях матери, потому как отец — это мужчина, который безусловно сопереживает, но руководствуется здравым смыслом, логикой и статистикой. Именно мать связана со своим ребенком на эмоциональном уровне, она его чувствует и масштабирует его чувства и переживания на самой себе, увеличивая их в сотни раз. В том время, как для отца, посещение детского сада его ребенком — это необходимость в социальной адаптации.

Поэтому, чтобы приучение ребенка к садику проходило наименее болезненно как для ребенка так и для родителей, в первую очередь стоит осознать именно матери преимущества посещения её ребенком садика, перед домашним «парником».

В детском садике ребенок:

  1. Адаптируется к социуму, в котором ему предстоит жить. Социальная адаптация это крайне важный для любого человека фактор! Без этого человек не сможет нормально существовать в обществе!
  2. Вырабатывает иммунитет к распространенным заболеваниям. Очень важно, чтобы ребенок переболел всеми болезнями именно в этом возрасте, иначе потом ему будет тяжело с этим жить. Представьте какого болеть ветрянкой с осложнениями в возрасте 30-ти лет!? А нам известны такие случаи, уж поверьте!
  3. Получает общее развитие. Безусловно, это не всегда так, но всё же, в большинстве случаев, именно благодаря посещению детского сада ребенок получает общее развитие — оттачивает навыки речи, письма, математики, логики, моторики рук и другие основополагающие для жизни навыки.
  4. Учится правилам этикета и культуре — говорить спасибо, здороваться и прощаться, правильно вести себя за столом.
  5. Вырабатывает у себя и у своего организма определенные важные режимы — режим сна, питания, туалета.
  6. Обретает и развивает коммуникативные навыки. Очень важно, чтобы ребенок учился находить общий язык со своими сверстниками. Ведь именно с ними ему предстоит строить свою жизнь.
  7. Обретает друзей. Это крайне важный фактор. Общеизвестно, что те друзья, которые сопровождают каждого из нас по жизни и разделяют с нами и радостные моменты и все наши проблемы, были приобретены ещё в детском саду, либо в школьном возрасте. Все остальные уже не столь ценны — чаще всего они теряются очень легко и быстро. Как правило, здесь при первом же случае просто срабатывает принцип «Друг познается в беде».
  8. И, наконец, детский сад — это те самые моменты детства, которые каждый из нас пытается вспомнить в старости… потому что это были наши самые лучшие годы. Не стоит лишать наших детей этих мгновений.

Есть так же и множество других важных для каждого родителя факторов, которые просто нельзя сбрасывать со счетов. Но, когда вы осознаете всю ценность посещения детского сада , вы сможете побороть и искоренить у себя все страхи и опасения в подготовке своего ребенка к садику. А если спокоен родитель, то и ребенок будет более спокоен — это лежит в основе. Ведь ребенок всегда очень чутко чувствует беспокойство своих родителей, и каждый раз срабатывает как резонансная машина. Вы ведь, наверняка, не раз наблюдали тревожность или эмоциональную неустойчивость своего ребенка, в то время когда вы сами испытываете тревогу за что-либо? Так вот, представьте, а вернее возьмите за аксиому — всё, что вы переживаете, переживает и ваш ребенок, только в стократном размере. Если у вас кратковременная депрессия — ребенок может чувствовать себя подавленным до нескольких суток, если вы встревожены — ребенок испытывает страх и будет плохо спать ночами… Дальше даже не стоит продолжать! От одной мысли об этом уже становится страшно.

Самое время перейти к методологии!

Как же приучить ребенка к садику

И снова, прежде, чем перейти к действиям по достижению известной нам цели, нужно сперва сформулировать задачи — проблемы. Что, помимо наших собственных, родительских, переживаний может стать проблемой в привыкании ребенка к детскому саду ?

Разбираемся в проблемах

Вот с чем, как правило, приходится сталкиваться большинству родителей при попытках адаптировать ребенка к посещению детского сада :

  1. Стеснительность, страх ребенка перед чужими людьми — сверстниками, а так же перед воспитателями и другим персоналом детского сада. Как следствие, ребенок делает всё по указке, боится открыть рот и даже попроситься на горшок.
  2. Горшок — как неопознанный объект для ребенка. О том, мы писали ранее.
  3. Ребенок может не признавать новый горшок. И это адекватно, если всю свою жизнь он пользовался только одним горшком, и даже на улице ему не приходилось писать.
  4. Не развитая речь. Если ребенок не умеет разговаривать и изъяснять свои желания — ему, опять же, будет проблематично даже попроситься на горшок.
  5. Не готовность к новому режиму дня. Все дети в тихий час ложатся спать, а ваш ребенок, обычно, в это время как раз выходит на прогулку. Это может создать некоторые проблемы.
  6. Чужая территория. В определенный момент ребенок осознает, что в детском саду с ним не будет рядом ни мамы, ни папы, а значит он покидает ту зону комфорта, где он мог вести себя как обычно и ничего не бояться.
  7. Цепная реакция или стадный инстинкт. К сожалению, этот инстинкт свойственен любому живому существу. И, если чужой ребенок заревел, когда его привели в детский сад — это спровоцирует и вашего ребенка на истерику, «Видимо, не зря он заревел… Видимо есть из-за чего… Пожалуй, и мне там будет не комфортно!»
  8. Долгий разрыв связи с мамой и папой. Этот фактор тоже можно понять, ведь раньше ваш ребенок расставался с вами не более, чем на час или два! И то, при этом, он, как правило, оставался с бабушками и дедушками — знакомыми ему людьми, а тут совершенно чужие люди.

К сожалению, это не все задачи, которые предстоит индивидуально решать каждому родителю, но они являются основными. Исходя из этого существует целый ряд методов, или даже инструкция по приучению ребенка к садику . Постольку-поскольку проблема действительно очень масштабная для многих, эти методы нужно применять совместно все без исключения, именно поэтому представленный список можно назвать инструкцией!

Инструкция, как безболезненно приучить ребенка к детскому саду

  1. Приучайте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Гуляйте на людных детских площадках, провоцируйте общение и общайтесь с другими детьми и родителями.
  2. Приучите ребенка к горшку до похода в садик. О том, как приучить ребенка к горшку читайте . Идеально, если вы посещаете бабушек/дедушек, у которых для вашего ребенка так же припасен горшок, чтобы у него не было критической эмоциональной привязанности к одному. В детском саду он должен уже «оттачивать» этот навык, а не привыкать к новому горшку.
  3. Больше общайтесь с ребенком дома. Читайте детские книжки, изучайте картинки с животными, растениями, формами и цветами. Это база, которую ребенок уже по-минимуму должен знать перед походом в садик.
  4. Вырабатывайте у ребенка режим дня дома. Существует типовой распорядок дня, который применяется в большинстве детских садов. Его могут подсказать в вашем садике.
  5. Рассказывайте ребенку о садике только с хорошей стороны. Детский сад это море новых игрушек, это целая толпа сверстников, с которыми можно поиграть, это добрые и отзывчивые воспитатели, вкусная еда и прогулки на детской площадке. Первое время пусть берет с собой свои самые дорогие ему игрушки, особенно те, с которыми он спит дома. Это важный психологический момент — частичка дома, которая всегда согревает и придает чувства безопасности ребенку.
  6. Не стоит в первые дни вести ребенка строго к назначенному времени, когда в детский сад приходит масса адаптирующихся и ревущих детей. Это может сыграть против вас. Поэтому имеет смысл немножко опаздывать.
  7. Распределите первые визиты в садик таким образом, чтобы пребывание в нем шло по возрастающей. Это допускается администрациями детских садов, когда родители водят своих детей сперва на часы, а потом дольше. Первые несколько раз провели в детском саду по 1-2 часа вместе с ребенком, потом на 1-2 часа оставляете одного с обещанием вернуться и забрать через пару часиков, потом чуть дольше. Позже договариваетесь с ребенком на тихий час. Так постепенно вы сможете спокойно вернуться к работе и ваш ребенок при этом будет адаптирован к детскому саду.
  8. При сопровождении ребенка в детских сад, обязательно проговаривайте ему, что вы за ним обязательно скоро вернетесь! Для ребенка это очень важно.
  9. К первому походу в садик ребенок так же должен уметь кушать самостоятельно. Поэтому, перед походом в детский сад вам придется научить его кушать самостоятельно.
  10. Небольшой лайфхак! Если ваш ребенок вдруг отказывается идти в садик, сыграйте с ним в эту «игру» — отреагируйте положительно, но не заиграйтесь! Эта игра должна протянуться не более 1-2 дней. В это время проговаривайте ребенку, сколько всего интересного он пропускает, находясь дома.