Домой / Карандаш / Как провести первое родительское собрание. Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ

Как провести первое родительское собрание. Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Опять это родительское собрание …

При входе достают из коробки высказывания.

Цель: создание условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей по данной теме.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с одним из приемов проведения родительских собраний; провести практическое занятие.

Презентация педагогического опыта

Существует проблема – низкая посещаемость родителями собраний. Стоит задача - привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Если посмотреть на график посещаемости родителями классных собраний, то можно увидеть нестабильность посещения в 1 и 2 классе. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу, привлечь родителей к вопросам воспитания любым способом и задала себе вопрос? Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! В первую очередь, необходима вариативность форм, методов, приемов при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять различные приемы при подготовке и проведении родительских собраний.

В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания. (График 3 класса и 4)

Представление системы работы.

Слайды с родительских собраний.

Имитационная игра.

Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.

С чего начинается родительское собрание? С приглашения!

Приемы начала родительских собраний

Приветствия.

Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.

Плотный круг.

Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге.

Все участники сели в круг.

Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.

Девиз родительского собрания.

Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.

Сегодня я вас хочу познакомить с полюбившимся мне приемом «Карусель»

Этот прием можно использовать не только на одном этапе собрания. Сегодня мы его используем в начале родительского собрания и на имитационной игре.

Карусель приветствия. Образуется 2 круга (малый и большой) Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

Прошу вас сесть в группы по одинаковым высказываниям.

I. Психологический настрой (загадка притча и т.д.)

Мой друг! Вступая в этот мир,

Такой огромный и мятежный,

Ты должен очень стойким быть

И в то же время – добрым, нежным.

Ты дружбу научись ценить.

Будь сам надёжным, верным другом,

Способным слабых защитить.

Добро к тебе вернётся кругом.

Умей сдержать себя, когда

Кричать так хочется от гнева.

И мимо бедных не пройди,

Сумей им дать кусочек хлеба.

Стремись познать как можно больше

И знанья в пользу обернуть,

Чтоб на закате своей жизни

Было бы на что взглянуть.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания написана у Вас на пригласительных и будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.

Практическая часть

    Беседа

    Вопрос-ответ

    Клубок проблем

    Анализ собственного опыта

    Карточки-задания

    Карусель

Решение педагогических ситуаций

Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Каждая группа получает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. (ПРИЕМ КАРУСЕЛЬ) (5 мин)

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?

Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?

Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?

Ситуация 5. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?

Вывод: подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество.

Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Рефлексия родительского собрания.

В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?

Опыт каких родителей вам был полезен?

Над чем вы задумались?

Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?

Памятка для родителей. БУКЛЕТ

Моделирование.

"Как помочь ребенку хорошо учиться"- тема собрания.

Составить вопросы для групп приема «Карусель»

(Как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка)

Рефлексия.

В последнее время в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы.

Существует не так уж много форм взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы в школе, посещения на дому (кстати, только с разрешения родителей), совместная деятельность.

Обычно родительские собрания проводятся в назначаемый администрацией школы день.

К сожалению, они не всегда результативны и не достигают своей цели. На собраниях родителей, как правило, идет разговор, связанный с задачами или результатами образовательного процесса в школе и в конкретном классе. При этом активную роль играют учителя-предметники, а родители пассивно воспринимают информацию, более заинтересованно обсуждают вопросы, связанные со степенью успешности сына или дочери в освоении программного материала.

Что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны на родительском собрании? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?

С этой целью можно использовать разные формы: анкетирование, родительские сообщения и доклады, дни открытых дверей, совместные праздники для родителей и детей.

Как подготовить и провести родительское собрание в начальной школе?

Родителей лучше приглашать на родительское собрание открыткой с обращением по имени и отчеству, с указанием обсуждаемых тем.

Классное собрание лучше проводить в уютном зале.

Классный руководитель знакомит родителей с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста не вообще, а применительно к данному коллективу в связи с возникшими проблемами.

Приглашенные на собрание учителя согласовывают с классным руководителем тематику и направленность своих выступлений.

Классный руководитель предлагает родителям обсуждать и решать разнообразные педагогические ситуации.

Родительское собрание, как правило, завершается индивидуальным консультированием родителей.

Непедагогично на собрании коллективно обсуждать недостатки и ошибки детей.

Классное родительское собрание необходимо перенести, если учитель плохо знает детей, не готов к родительскому собранию. Речь не идет об информационно - организационных встречах.

Иногда родителям можно предложить написать сочинение на тему: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей» или ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспитывать детей? ».

Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

б) Нет — 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

б) Нет — 1.

3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

4. Вы применяете телесные наказания?

а) Часто — 1.

б) Иногда — 3.

в) Принципиально нет — 5.

5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?

б) Иногда — 3.

в) Нет, не хочу — 1.

7. Ваш ребенок послушен?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?

а) Да, всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

10. Следите ли вы за новинками педагогической литературы?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

А теперь подсчитайте количество набранных баллов.

От 10 до 23 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.

От 24 до 37 баллов . Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит, и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.

От 38 до 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Все о ребенке, все о нем, любимом. Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.

Тест-опросник «Каков ваш ребенок?»

Тест-опросник можно использовать родителям или педагогам для более глубокого изучения личностных взаимоотношений взрослых и детей, интересов своих детей или членов микроколлектива.

В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребенка (подростка). Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов подростка, что позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность.

1. Любит животных.

2. Любит шутки.

3. Запоминает и выполняет просьбы.

5. Любит спорить.

6. Любит наводить в доме (в классе) чистоту.

7. Любит готовить вкусные блюда.

8. Любит смотреть телевизор.

9. Любит слушать рок-музыку.

10. Любит классическую музыку.

11. Любит эстрадную музыку.

12. Любит заниматься спортом.

13. Любит ходить в кино.

14. Любит помогать на даче (в классе, на пришкольном участке).

17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни.

18. Любит освещать политические события.

19. Любит рыбалку.

20. Любит фантазировать.

21. Любит решать кроссворды.

22. Любит цветы.

23. Любит природу.

24. Любит слушать.

25. Любит путешествовать.

26. Любит точность.

27. Любит решать задачи.

28. Любит играть на сцене (в сценках в классе).

Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то вы получите определенный круг интересов ребёнка:

первый уровень — 27-36 очков — достаточный,

второй уровень — 36-45 очков — многосторонний,

третий уровень — 45-56 очков — разносторонний.

Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребенок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявить причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции развития интересов подростка.

«Методы семейного воспитания» (материал к родительскому собранию)

Начать разговор с родителями о методах и приемах воспитания можно с постановки и анализа типичных ситуаций в семейном воспитании: ребенок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели до поздней ночи, по утрам не хочет вставать, получил двойку. В этих типичных ситуациях родите ли используют различные приемы воспитательного воздействия. Их выбор в значительной степени определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях — в крике, угрозах, назиданиях.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность и т.д.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует прежде всего выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым («сделай», «сходи», «убери») и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. В подростковом возрасте иногда лучше применять совет, просьбу, пожелание с правом выбора («я бы поступил так, а ты сам решай»). Родителям нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

— в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

— распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

-— к таким распоряжениям детей приучают с 1- 2 лет;

— распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

— нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сегодня — сделай завтра».

Убеждение — главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали, исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.

Подростка нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои доводы — аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая свое мнение.

Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребенка неприятности — не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, порядочность, доверяет им.

В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения, нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.

Применим метод естественных последствий: «Насорил — убери», «Поломал — почини».

Игра, режим дня также важнейшие методы воспитания в семье. Родителям младших классов следует подробней изложить сущность метода переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их «я», обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности.

Раскрывая методы стимулирования поведения, следует подчеркнуть, что большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда- то воспитывали. «Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком», — говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои.

«На чем основана "вера" в действенность физических наказаний? — пишет А. О. Пинт. — ...Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно». Наказание выполняет роль возмездия.

Необходимо обратить внимание родителей на то, что подростки потом сами начинают унижать других, в них развиваются жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества — вера в себя, самостоятельность и многое другое.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение — похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия у детей недостаточно одного только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Например, применительно к семье может быть использована классификация методов воспитания учащихся в школе, данная в «Педагогике» под редакцией Ю. К. Бабанского (М.: Просвещение, 1998):

1. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей и подростков (поощрение, наказание). Антистимулы — физические меры воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.

4. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности, поведения.

Классные руководители опираются нередко на методы воспитания детей в школе, разработанные профессором И. П. Ивановым. При таком подходе, основанном на идеях методики коллективной творческой деятельности, внимание родителей обращается на следующие три группы методов:

1. Методы родительского побуждения В эту группу входят:

а) методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым;

б) методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями;

в) методы родительского требования, контроля, напоминания, помощи, осуждения;

г) методы доверия к ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.

2. Методы родительского убеждения

В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.

3. Методы родительского приучения

В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.

Педагог-воспитатель, ведущий занятие, посвященное методам воспитания, после раскрытия перечисленных выше трех групп методов семейного воспитания, особо подчеркивает роль личного примера родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой из трех групп методов.

Учащиеся, как известно, отличаются друг от друга по возрасту, темпераменту, уровню знаний и жизненному опыту, степени воспитанности, по особенности восприятия окружающего мира, но и один и тот же ребенок постоянно изменяется. Замечая или не замечая этих перемен, родители нередко не затрудняют себя выбором нового комплекса приемов и методов семейного воспитания, тогда как требуется родительская мудрость, прозорливость, огромное терпение, умение в каждом конкретном случае, в каждой ситуации исходить из того, что именно в данный момент важно для ребенка, осознано им, а значит, приведет к положительным результатам в будущем.

В настоящее время выделяют несколько форм взаимодействия педагога с родителями ученика. Среди них отмечают индивидуальную беседу, совместное сотрудничество и др. Однако самыми эффективными на сегодняшний день остаются родительские собрания.

Система должна быть продумана и организована, так как это немаловажная часть воспитания учащегося, особенно в начальной школе. Спонтанные, не имеющие четкой структуры, родительские собрания вызовут у отцов и матерей лишь тревогу и недоумение. Такое мероприятие не принесет никаких результатов, так как оно малоэффективно. Чаще всего собрания освещают общие вопросы по организации образовательного процесса. При этом большинство учителей предпочитают выступать в роли активного выступающего, а родителям остается лишь воспринимать получаемую информацию. И не всегда при этом достигается желаемый результат.

Поэтому стоит остановиться подробнее на том, как же организовать и провести родительское собрание в начальной школе, чтобы оно действительно являлось формой активного взаимодействия учителя и взрослых, воспитывающих ребенка. Проводить данное мероприятие рекомендуется не реже, чем раз в четверть. Однако все зависит от особенностей класса, а также накопления текущих вопросов, которые нужно решить коллективно. Вполне допустимо приглашать взрослых в школу раз в месяц.

Организационное родительское собрание в 1 классе проводится в конце августа или начале сентября. Здесь как раз уместно ознакомить родителей с режимом, обсудить вопросы школьной формы, ученических принадлежностей. В конце мая подводятся итоги. В остальное же время взрослые приглашаются в основном на тематические родительские собрания. Их цель не только обсудить текущие проблемы, но и рассказать о некоторых тонкостях в воспитании детей. При этом тема собрания должна быть достаточно актуальной и касаться большинства присутствующих.

Подготовка и проведение мероприятия осуществляются в несколько этапов. Во-первых, это приглашение родителей. Можно ограничиться устным оповещением о дате и времени, а можно проявить творчество и раздать ученикам красивые открытки или в которых обязательно упомянуть темы, которые будут обсуждаться.

Следующий шаг - это разработка сценария с продумыванием всех деталей. Форма собрания может быть различной: конференция, диспут и т. д. Достаточно результативны мероприятия, в которых родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками.

Обсуждая организационные вопросы, в первую очередь, необходимо отчитаться о том, что уже сделано, и лишь потом планировать что-либо новое. В конце стоит оставить время на личные учеников, у которых имеются проблемы. Слишком затягивать мероприятие не стоит, длительность его не должна превышать 40-50 минут.

Родительские собрания должны способствовать просвещению родителей, а не быть простой констатацией неуспеваемости или ошибок детей. Психологи не рекомендуют учителю использовать в общении поучительный, назидательный тон. Улыбка и доброжелательная речь помогут сразу настроить родителей на позитив, отчего результативность мероприятия будет гораздо выше.

После окончания младших классов дети переходят в пятый класс, где их ждет единственный руководитель и новые ощущения. Теперь не надо сидеть за одной партой. Пятиклассники должны адаптироваться к условиям нового учебного процесса, самостоятельно посещая нужные предметные кабинеты.

Организация первого собрания родителей будущих пятиклассников

Очень важно организовать и провести классному руководителю первое родительское собрание в 5 классе, на котором мамы и папы будут извещены о том, как ребятам дальше себя вести. Не менее важно на этом этапе рассказать родителям о том, что их дети начинают новую, самостоятельную жизнь, в которой уместно будет воспитание и помощь. Классный руководитель поможет Однако и родители не должные игнорировать столь сложный процесс своих детей.

Главной задачей классного руководителя в этот период является корректное объяснение всего учебного процесса. Для этого педагог заблаговременно должен подготовиться к проведению мероприятия, которое основано с целью разъяснения организационных вопросов. Повестка первого продумывается заранее.

Особенности первого родительского собрания

Как правило, такие собрания проходят в летний период времени, перед началом учебного года. Классный руководитель проводит первое родительское собрание в 5 классе. Это мероприятие, на котором встречаются педагоги и родители. Они решают различные вопросы учебно-воспитательного характера, определяют дальнейшие планы работы. Главной целью первого родительского собрания в 5 классе является ознакомление с будущими действиями школы, класса. Очень важно на этом этапе представить мамам и папам нужную информацию о том, какая роль учителя в классе и что необходимо делать, воспитывая своего ребенка.

Первое родительское собрание в 5 классе - это важное организационное мероприятие, от которого зависят дальнейшие успехи учеников. Классный руководитель старается донести информацию до родителей, предлагая им активное участие в жизни школьников. В конце мероприятия, как правило, администрация и классный руководитель благодарит всех за внимание, за небезразличие к своему ребенку и согласовывает следующую дату встречи.

Подготовка классного руководителя к собранию

Готовясь к собранию, учитель должен определить первоочередные темы, которые надо обсудить с родителями. Это могут быть первые оценки ребят. Можно провести родительское собрание "Первые отметки". Классный руководитель во время проведения мероприятия должен создать атмосферу доверия и понимания.

Далее учитель может приступать к разговору о правилах учебного заведения и ритме жизни будущих пятиклассников. Педагог может быть доволен, если мамы и папы адекватно воспринимают данный разговор и активно принимают в нем участие, обсуждая определенные детали. Родительское собрание "Первые отметки" - повод познакомиться поближе.

Как можно провести родительское собрание

Не каждый учитель знает, как провести первое Для ознакомления с такой информацией необходимо прочитать методическую литературу. Когда педагог будет знать, как провести первое родительское собрание, можно уведомить об этом администрацию школы.

Учитель должен сообщить родителям о своем педагогическом стаже и предыдущем месте работы. Это позволит создать прочный контакт и доверительные отношения. Следующим шагом можно считать сообщение о своих требованиях: внешний вид, речевой слог, введение тетрадей, посещение уроков. Желательно, чтобы на первом родительском собрании мамы и папы присутствовали вместе со своими детьми. Это позволит ближе познакомиться с учителями и администрацией школы еще до начала занятий.

Приоритетные направления в работе классного руководителя

Во время общения классного руководителя с родителями желательно рассказать о приоритетных направлениях в роботе с детьми. По желанию можно провести анкетирование. Это необходимо для составления социального паспорта всех членов семьи будущего пятиклассника. Это делается для того, что бы узнать, есть ли в классе социально незащищенные дети. Уже на этапе общения с родителями и школьниками классный руководитель должен узнать, какие кружки или секции посещают дети. Не менее важно на этом этапе представить информацию о школьных кружках.

Главные задачи первого родительского собрания пятиклассников

Главным заданием родительского собрания нового коллектива считается выбор членов комитета и председателя. Такие люди будут в помощь администрации школы, учителям и классному руководителю. Затем классный руководитель должен проинформировать родителей о возможных планах работы с ребятами - экскурсии, туристические походы, разнообразные конкурсы, викторины.

По завершению проведения родительского собрания классный руководитель обязательно должен уточнить у присутствующих наличие вопросов. Если они возникают, значит, нужно дать на них ответ. Порой могут возникать вопросы организационного характера или те, которые связаны с материальной составляющей. Главным правилом такого собрания считается открытость классного руководителя во время общения с родителями. Проявленное внимание со стороны учителя обязательно должно учитываться родителями, поскольку педагог должен быть всегда авторитетом для любого школьника.

Тематика первого собрания

Зачастую тема первого родительского собрания связана со знакомством классного руководителя с мамами и папами. Как правило, на подобном мероприятии обсуждаются различные (сдача денег в столовую, на ремонт, празднование различных мероприятий). На этом этапе классный руководитель должен быть доброжелательным и открытым. Учитель может рассказывать родителям о важности моральной поддержки ребенка в данный период.

Ведение документации при первом собрании родителей

Приглашая родителей в школу для обсуждения различных образовательных задач, классный руководитель должен помнить об учетной документации. Важно для ведения протоколов выбрать одного присутствующего, который знает особенности ведения такого дела. По завершению сборов необходимо подготовить протокол первого родительского собрания. Еще в начальных классах выбирают председателя и секретаря. Председателем собрания может стать классный руководитель, как организатор этой встречи. Секретарем может стать любой представитель из родительского комитета. Вовсе не обязательно, чтобы секретарем был тот же человек, который все четыре года вел документацию класса. Это может быть совершенно другой родитель, который может себе позволить заниматься такой документацией.

Протокол, как и любой другой документ, имеет свои тонкости оформления. Для начала нужно заполнить так называемую шапку, то есть указать присутствующих на родительском собрании. Необходимо указать, что это за документ, где он заполняется, уточнить дату проведения записи. Дальше уточняется присутствие людей, отмечается председатель собрания, с указанной фамилией, инициалами. После заносится общее количество присутствующих. Если на собрание пришел директор, заместитель, психолог или другие учителя, важно это запротоколировать. В этот документ заносится тема обсуждения. Учитель должен заранее выбрать вопросы для обсуждения.

Повестка дня первого собрания родителей будущих пятиклассников

Для того чтобы родители понимали все события, которые происходят в школе, необходимо создать план встреч. Для каждой встречи надо продумать повестку дня. Чаще всего это вопросы, которые волнуют администрацию школы, учеников и родителей. Все вопросы, которые обсуждаются на родительских сборах, заносятся в протокол повестки первого родительского собрания. Повестку дня может заблаговременно оформить секретарь и огласить всем присутствующим на собрании. Все члены родительского комитета после прослушивания могут внести свои предложения, отказаться от заранее написанных планов.

По каждому вопросу в повестке указывается, кто выступал, о чем говорил. Все вопросы, которые рассматриваются на первом родительском собрании, должны быть оговорены. В заключении надо указывать информацию о том, к чему пришли присутствующие и классный руководитель, и что решили.

Первое проходит в стенах учебного заведения. Будущие пятиклассники должны перестроиться на новую систему обучения, посещая при этом различные кабинеты школы. Ученику сложно привыкнуть к такому переформатированию своего учебного процесса. Именно поэтому учителя, которые работают в пятых классах, стараются слишком сильно не нагружать их, мотивируя периодом адаптации. Во время первого родительского собрания будущих пятиклассников присутствующие могут узнать имена всех учителей, которые будут преподавать новые предметы в пятом классе.

во время собрания

Классный руководитель должен в течение учебного года провести четыре мероприятия для мам и пап учащихся. Первое родительское собрание в школе предусматривает знакомство с администрацией школы. Дети, которые начинают учиться в новом для них учреждении, могут замкнуться в себе и не реагировать на просьбы учителей. Задача классного руководителя на первом родительском собрании заключается в том, чтобы правильно настроить будущих пятиклассников и их родителей.

Адаптация школьников

Чтобы помочь ребенку настроиться на образовательный процесс, применяются подготовительные курсы. Во время такой адаптации дети просто привыкают к тому, что будут ходить с портфелем по разным классам. Детям надо объяснить, что на уроке главный - учитель, а на перемене не стоит слишком шуметь.

Проведение родительского собрания в группе дополнительной подготовки

Первое родительское собрание подготовительной группе крайне необходимо. Оно происходит заблаговременно до начала учебного процесса. Такие занятия нужны для того, чтобы ребенок не растерялся во время учебы, если не может найти конкретного учителя или класс. Подготовительная группа школьников позволит им быстрее адаптироваться к новым учебным программам, повторив при этом то, что им давалось на протяжении срока обучения в начальной школе.

Если правильно подойти к организации и проведению первого родительского собрания будущих пятиклассников, то успех будет виден сразу. Присутствие администрации школы на таком мероприятии сделает его более официальным и значимым для взрослой и детской аудитории.

Людмила Минибаева
Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями , видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

При организации проведения родительского собрания от воспитателя требуется творческий подход к предлагаемой теме : педагог должен использовать свои методы активизации родителей , направленные на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, а иногда и на переосмысление родительской позиции . Необходимо учитывать потребность в знаниях.

Родительские собрания могут быть : общесадовскими и групповыми.

А те в свою очередь могут быть :

организационными ;

текущими или тематическими;

итоговыми;

Собрания можно проводить в форме : вечеров вопросов и ответов, устного журнала, деловой игры, ток-шоу, лектория, семинара-практикума, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций , дискуссий. На собраниях приветствуются совместные занятия детей с родителями , психологические тренинги, показ театральных постановок. Несмотря, на различия этих форм, их объединяет одна задача – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, некоторых родителей стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Групповых собраний должно быть не менее трёх в году. Успех проведения собраний обеспечивает соблюдение таких условий : правильно выбранная тема , исходящая из потребностей родителей , злободневная для данной группы. Например : «Телевизор -друг или враг в воспитании детей?» , «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитывать интерес к книге?» . На такие собрания родители , как правило , приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются , результат будет достигнут и вовлекут тех родителей которые отсутствовали. Кроме этого сразу снимается проблема посещения последующих собраний ; заинтересованные родители сами придут на очередное собрание .

Так же важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график предварительно сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от

возможностей или от желания эти встречи могут проходить раз в квартал, в одни и те же часы.

Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения . Вот почему одной из тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания .

1 этап. Организация родительского собрания .

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, очень важна.

Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, или родителя . Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов", «грехов родителей »

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо, предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это, в последствии, станет предметом размышлений.

Подготовка родительского собрания

1. При необходимости до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания . Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения. Например, при проведении собрания на тему «О капризах и упрямстве» мы проводили анкетирование родителей с целью выявить , в каких случаях чаще всего дети упрямятся, а в каких капризничают, чтобы в ходе собрания разобрать групповые и семейные ситуации. А перед собранием «Игры нашего детства» проводили анкетирование, с целью выявления разнообразных игр времён детства родителей , и их детей. В ходе собрания мы вспомнили несколько игр детства родителей и поиграли в них .

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания . Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются заранее до собрания .

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. Памятки раздавались родителям по темам : «Секреты общения с ребёнком в семье» , , и др.

4. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания или видеозапись с выступлением детей, как было у нас при проведении собрания на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня» , где дети читали стихотворения о семье и показывали сценку об упрямстве девочки, которая не хотела убирать игрушки, вовремя ложиться спать, идти на прогулку, которую в ходе собрания мы разбирали с родителями . Также использовали мультимедийный проектор, где вниманию родителей были представлены высказывания по теме известных писателей.

5. Для проведения собрания можно вовлечь родителей , как выступающих по теме собрания . Например, родительское собрание в форме круглого стола по тему : «Чтобы ребёнок рос счастливым» родители выступали от лица : психолога, родителя , бабушки, подготовив свои доклады самостоятельно, используя литературу, которую мы им советовали.

6. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания .

Десять правил проведения родительских собраний .

Собрание должно запомниться ;

Должно заставить задуматься;

Настроить родителей на позитивный , конструктивный лад;

Информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребёнка следует только в разговоре наедине с родителем ;

На каждого родителя должно хватить времени;

Собрание - не лекция и не урок, привлекайте родителей к диологу ;

Уважайте своё время и время родителей , собрание не должно длиться более 1ч. 20мин.: -20 мин. донести информацию, -15-20мин. выслушать вопросы и ответить на них, -20мин. индивидуальные вопросы;

Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству ;

Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому .

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов : без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.