Домой / Карандаш / Конспект занятия «Правила дружбы» для детей подготовительной группы. Как научить детей дружить

Конспект занятия «Правила дружбы» для детей подготовительной группы. Как научить детей дружить

Жил-был маленький лисенок. И никто не хотел с ним дружить. Гулял как-то лисенок на полянке и встретил ёжика. Решил он подружиться с ним.

Эй ты, колючая голова, давай дружить.

Эх ты, лисенок, лисенок. Ты разве не знаешь правила вежливости?

А что это такое «вежливость»?

Вежливость – это…Пойдем со мной.

И пошли они по тропинке в лес. Идут, кругом птички поют, солнышко светит, и видят они куст малины. Ёжик подошел к кустику, сорвал одну ягодку и говорит лисенку:

Лисенок, будешь ягоду?

Конечно буду. – сказал лисенок и забрал ягоду у ёжика.

Ёжик в ответ покачал головой, но ничего не сказал лисенку.

Привет, белка. – помахал ей лапой ёжик.

Привет, ёжик.

Познакомься, лисенок, это моя подружка белка. Поздоровайся с ней.

Эй, белка, здорово.

Привет, лисенок. – сказала она с неохотой и запрыгнула повыше, сделав вид, что у нее появились какие-то дела.

Здравствуй, зайчик. – воскликнул Ежик. – Как же давно мы с тобой не виделись.

Да уж, давненько не видались. – сказал зайчик и от радости улыбнулся. - Прости, ёжик, у меня зайчата дома одни, спешу я к ним.

Ничего страшного. Ты только познакомься с моим новым другом лисенком.

Очень приятно, я заяц. Извини, я спешу. Пока, лисенок.

Привет, крот. – сказал ёжик и похлопал его по голове.

Здравствуй, ёжик. Посмотри, какой в этот раз был большой урожай моркови. Ты угощайся, не стесняйся.

А я не один, а вместе со своим новым другом лисенком.

Здравствуй, лисенок. Угощайся моей морковкой, мне не жалко.

Ах, ну раз так…

Лисенок взял себе морковки столько, сколько у него смогло поместиться в лапах. Ёжик вот-вот хотел ему что-то сказать, но лишь молча вздохнул. Он взял себе совсем немножко, закинул на свою колючую спину, и они пошли дальше. Пока они шли, лисенок слопал всю свою морковку и даже с ёжиком не поделился. Тем временем надвигалась сильная гроза.

Ладно, - сказал лисенок. – скучно тут с вами, пошел я.

Постой, куда же ты? Надвигается сильная гроза. Пойдем ко мне домой, переждем ее там вместе.

Никуда я не пойду. – фыркнул лисенок и ушел.

Ну что ж, делать нечего… - сказал ёжик и направился в сторону дома.

Лисенок не торопясь шел домой, как тут резко полил дождь, начался сильный ветер, засверкала молния и загромыхал гром. Он успел спрятаться под упавшее дерево, свернулся в клубочек и понял, что потерялся. Ему стало страшно.

В этот момент ёжик почувствовал что-то неладное и решил найти лисенка. Идя по тропинке, по которой ушел домой лисенок, он встретил своих давних друзей, тех самых, которых он встречал вместе с лисенком. Это были белочка, заяц и крот.

Привет, друзья. Не могли бы вы мне помочь найти моего нового друга лисенка.

Привет, ёжик. А, это тот невоспитанный лисенок?

Его просто надо научить вежливости.

Хорошо, поможем мы тебе.

И отправился ёжик вместе со своими друзьями на поиски лисенка. К тому времени гроза усилилась. Лисенок понял, что был не прав, когда обращался невежливо с белочкой, зайцем, кротом и конечно же ёжиком. Ему стало стыдно за это.

Друзья работали слажено: белка высматривала лисенка сверху, перепрыгивая с дерева на дерево, заяц был быстрее всех, поэтому высматривал его впереди, крот же искал его по запаху, а ёжик пытался понять где он может быть. Они уже почти отчаялись, но тут белочка увидела с высоты маленький рыжий клубочек под свалившимся деревом.

Я его нашла, нашла его. – закричала белка во весь голос.

Зверята подбежали к нему. Лисенок очень обрадовался и сказал им:

Ребята, прости меня пожалуйста. Я грубил вам, но понял, что был не прав. Давайте дружить.

Зверята простили лисенка и стали с ним дружить.

Так лисенок узнал правила дружбы.

О.В. Валетова,

магистрант педагогического факультета

(научный руководитель - С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент)

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

В данной статье акцентировано внимание на правилах дружбы, с которыми знакомятся дошкольники при формировании дружеских взаимоотношений. Даны практические советы родителям для оптимизации дружеских взаимоотношений детей.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать человека, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика. Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский, исследуя тему дружбы, отмечал: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств, и она нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в самом себе добро» .

Настоящая дружба состоит из четырех частей: обмена, интимности, отношения к третьим лицам и координации. Они являются основой для негласных правил дружбы.

Обмен:

  • Делиться новостями о своих успехах;
  • Давать эмоциональную поддержку другу;
  • Добровольно помогать в случае нужды;
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
  • Возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

  • Доверять другу и быть уверенным в нем.

Отношение к третьим лицам:

  • Защищать друга от нападок в его отсутствие;
  • Быть терпимым к остальным его друзьям;
  • Не критиковать друга публично;
  • Сохранять доверенные тайны;
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

Координация:

  • Не быть назойливым, не поучать;
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.

Самыми важными представляются следующие правила: выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; уверенность в другом и доверие к нему; защищать друга в его отсутствие.

При приятельских отношениях соблюдаются правила делиться новостями о своих успехах; быть терпимым к остальным его друзьям; не быть назойливым, не поучать также соблюдаются, однако при более близкой дружбе они могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

Правила – избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого – неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях. Они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств» . Таким образом, чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Ученики Павлышской школы где, работал директором В.А. Сухомлинский, выработали такие «законы дружбы».

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной беде и опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В.А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием.

В условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых дней жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Интенсивное дружеское общение – не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. Взяв за основу опыт работы В.А. Сухомлинского, мы разработали правила дружбы для детей дошкольного возраста:

  • Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
  • Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
  • Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.
  • Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.
  • Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения.
  • Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
  • Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
  • Если начал игру с товарищами, то не бросай ее без их согласия.
  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Говоря о поступках детей, В.А. Сухомлинский отмечал, что ребенок «делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» . Поэтому именно от взрослых, находящихся рядом с подрастающим поколением, зависит будущее детей. И поскольку работа детского сада не возможна без тесного взаимодействия с родителями, нами разработаны советы и для родителей, которые помогут последним в формировании детских дружеских взаимоотношений.

1. Научите детей знакомиться. Умение знакомиться – это одна из первых ступенек на пути детской дружбы.

2. Не оберегайте ребенка от контактов с другими детьми.

3. По возможности чаще ходите в гости, так как в домашней обстановке малыш получит более полное представление о личности своего друга;

4. Приглашайте в гости его друзей. Кроме обычных поводов можно придумать разные предлоги собирать ребят.

5. Учите малыша эмоциональному общению. Помогите преодолеть детский эгоизм и научите сопереживать и чувствовать других людей.

6. Научите ребенка говорить обо всем, что происходит у него внутри, правильно формировать свои желания, анализировать ситуации, уметь слушать.

7. Совершайте совместные поездки в цирк, зоопарк, развлекательные парки, походы в лес. Совместно пережитые сильные эмоции сближают детей.

8. Даже если ваши финансовые возможности позволяют нанять няню, не лишайте ребенка посещения детского дошкольного учреждения.

9. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами.

10. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход.

11. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово!

12. Не пресекайте желание ребенка взять в садик несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы.

13. Научите ребенка быть деликатным и не назойливым - мера должна быть во всем, даже в дружеском общении.

14. Старайтесь не осуждайте друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право.

15. Не навязывайте малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Сделайте так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.

Дружба не просто обогащает жизненный опыт и самосознание ребенка, но и побуждает его заботиться о другом, искать совместности переживаний.От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность/неуспешность его социализации.

In this paper, attention is accented on the rules of friendship, which preschoolers learn about the formation of friendly relations. Practical advice for parents to optimize the friendly relations of children.

Список литературы

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1958.– 207 с.

Что такое дружба? Как найти себе хорошего друга?

Чтобы найти себе хорошего друга, тебе, по советам психологов, нужно соблюдать несколько не таких уж и сложных советов.

Близость по территории — именно этот фактор практически всегда становится первопричиной зарождающейся дружбы. Практически все обретают друзей в среде одноклассников, коллег или соседей.

Схожесть интересов. Дружба достаточно часто основывается на том, что люди имеют похожие интересы. Однако это не значит, что они должны полностью совпадать. Большинство социологов также сюда относят и похожее социальное положение, считая, что люди, принадлежащие к одному социальному кругу, могут гораздо легче найти общий язык.

Друзья всегда взаимодействуют друг с другом, так как это способно в значительной степени сблизить людей. Именно через взаимодействие люди лучше узнают вкусы и особенности других. Кроме того, это позволит тебе почувствовать себя частью группы, которая занимается одним общим делом.

С друзьями принято делиться какой-нибудь личной информацией. Без самораскрытия дружить могли бы только коллеги по работе. Для успешной дружбы немаловажен не только сам факт передачи личной информации, но и эмоциональность, с которой эта информа-ция передается.

Как правильно дружить

Ученые провели много исследований, которые показали, что при всех различиях в культуре, правила дружбы у всех народов примерно одинаковые. Кодекс настоящей дружбы включает в себя четыре базовые части: обмен, интимность, отношение к третьим лицам и координацию.

— с другом нужно делиться информацией о своих успехах;

— своего друга всегда нужно эмоционально поддерживать;

— помогать другу в случае, если он в чем-то нуждается;

— старайся, чтобы другу было приятно находиться в твоем обществе;

— нужно возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

— другу нужно доверять и быть в нем полностью уверенным.

Отношение к третьим лицам:

— необходимо проявлять терпение по отношению к другим друзьям;

— не критикуй своего друга, если вы не наедине;

— если твой друг рассказал тебе какой-нибудь секрет, сохрани его и никому о нем не говори;

— в личные отношения твоего друга лучше не совать нос, тем более не следует его ревновать.

Координация:

— не стоит быть чересчур назойливым и тем более читать другу унылые нотации;

— тебе придется с уважением относиться к внутреннему миру своего друга.

Виды дружбы

Однако вполне может оказаться, что у тебя дружба будет особенной. Допустим, наш национальный характер предполагает, что с друзьями делятся скорее удачами, чем разочарованиями. Зачастую друг может и прочитать тебе мораль. Между прочим, дружеские отношения, как и многие другие, могут быть разорваны по разным причинам:

— переезд в другое место;

— предательство;

— из-за личных качеств друга, например подлость, непорядочность, зависть и т. д.;

— расхождение интересов.

Существует четыре основных вида дружбы.

Слияние . При такой дружбе сама по себе дружба отходит на второй план, так как сочетается с какой-нибудь другой социальной ролью. Например, принято считать, что родственники должны дружить друг с другом и помогать по возможности.

Замещение . Такой вид дружбы наиболее яркий. Она возникает в случае, когда дружащие люди чувствуют в себе потребность в компенсации каких-то недостающих ролей. Больше всего доверия между такими людьми появляется тогда, когда они ни при каких условиях не могут проявить себя в общественной жизни.

Дополнение . Со стороны такие дружеские отношения выглядят наиболее рационально. У друзей здесь четкие и строго разграниченные функции. Допустим, с одним из своих друзей ты будешь делиться переживаниями, удачами и мыслями, с другим — ходить играть в футбол, с третьим — обсуждать что-либо.

Конкуренция. При этих отношениях дружба может оказывать достаточно сильное влияние на служебные или даже семейные отношения. Это далеко не всегда может быть положительное влияние.

Канке Наталья
Конспект занятия «Правила дружбы» для детей подготовительной группы

Цель.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”.

2. Активизировать словарь по данной теме.

3. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.

4. Формировать умение оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

5. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

6. Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

7. Формировать благоприятный психологический климат группы

8. Формировать умение различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, удивление, страх.

9. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

Развивающие:

1. Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое, развитие выразительных движений.

3. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

4. Развивать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

2. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .

3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная.

Материалы и оборудование : проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, камера.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: «волшебная палочка», три колокольчика, (разрезные картинки, 6 кругов 3 цветов для деление на команды, фломастеры, 3 листа бумаги, клубок ниток, карточки с цифрами, пиктограммы с изображением эмоций, три тематические картинки, «разрешающие» и «запрещающие» знаки, карточки для аппликации «Правила дружбы».

Структура и методические приемы

1. Вводная часть: 5 минут.

Знакомство.

Выполнение воспитателем игровых действий.

2. Основная часть: 25 минут.

Создание игровой ситуации.

Рассказы детей.

Упражнение.

Указание.

Выполнение воспитателем игровых действий .

3. Заключительная часть: 5 мин.

Обобщение воспитателя.

Анализ.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

2. Ритуал приветствия:

Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

2. Сюрпризный момент.

(раздаётся звук входящего сообщения)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пришло письмо, что на нем написано? Правильно, срочно! Наверное, что-то случилось. Давайте посмотрим, что в нем?

Читают письмо. «Земляне, помогите. Обращаемся к вам за помощью, жители нашей планеты все перессорились и так долго не разговаривают друг с другом, что совсем забыли, что значит, дружба и как нужно мериться. Нам нужна помощь»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы будем делать? (Мы поможем инопланетянам, расскажем про дружбу и правила дружбы)

Воспитатель : А как мы передадим наши знания инопланетянам? (Дети видят камеру на столе и предлагают записать на видео)

3. Беседа на тему “Что такое дружба?”

Воспитатель (обратить внимание детей на правильное произношение поставленных звуков, ответов полными предложениями.)

Ребята, чтобы рассказать о правилах дружбы нужно знать что такое дружба. Ответы детей, дружбы, когда вместе играют, не ссорятся, делятся, вместе гуляют, ходят в гости, ходят).

Воспитатель: Правильно, Дружба - это отношения между людьми, основанные на одинаковых интересах и увлечениях, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.

Есть качества, которые помогают дружбе, а есть, которые мешают. Вы согласны со мной? Давайте сейчас с вами разделимся на группы, для этого рассчитаемся на первый второй, но не обычно: первый топает, второй хлопает в ладоши, первый снова топает. Молодцы! У нас с вами получилось две группы, первая группа «Топотушки», вторая «Хлопотушки». Группа «хлопотушки» обсуждает, какие качества помогают дружбе, группа «топотушки» обсуждает, какие качества мешают нам дружить. И выберите участника группы, который будет рассказывать. Когда группа будет готова, позвоните в колокольчик.

Дети обсуждают в группе, потом один из группы обобщает ответы.

Воспитатель: А вы - дружные ребята? (да)

Воспитатель: Давайте с вами сплетем паутину дружбы?

Передаем друг другу клубок со словами, я хочу дружить с Олей, потому что она (хорошая, воспитанная, вежливый, честный, смелый, добрая, верная, всегда хочу помочь другу, красивая, вежливая, никогда не ссорюсь, люблю играть, когда слова скажете, держите крепко нитку и перекатывайте клубок тому, кто готов ответить. А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Воспитатель: А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

4. Упражнение “Встань по цифре”.

Воспитатель: В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно.

Пока играет музыка вы свободно ходите, танцуете, прыгаете по группе (залу, как только музыка заканчивается, я вам покажу цифру, вам нужно объединится в группы. В группе должно быть столько человек, сколько обозначает цифра. Правила понятны? Попробуем? (Объединяются по 2, 3, 6, 1, 2)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Оставайтесь пока в парах. Понравилось игра? Легко ли было? Почему?

5. Упражнение “Рисунок дружбы”.

Воспитатель : Друзья должны уважать друг друга, уметь договариваться. Сейчас мы с вами покажем, как мы это умеем делать. Я предлагаю вашей паре подойти к столу, взять один на двоих фломастер, один на двоих листок бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться, договариваться. (Дети рисуют и называют, что они нарисовали) Сложно было рисовать? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет? (нет) Почему? (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга и соглашаться.)

6. Игра «Угадай настроение»

Воспитатель. Ребята, скажите, можете ли вы по выражению лица понять какие эмоции у вашего друга? Да? Тогда предлагаю поиграть еще в одну игру.

Воспитатель . Выберите себе карточку, но никому не показывайте, какая эмоция там изображена. Вам нужно ее изобразить так, чтобы ваш друг понял, что вы изображаете и показал такую же карточку. Попробуем? (Детям даётся набор пиктограмм с видами эмоций: радость, грусть, злость, страх). ВЫ молодцы! Теперь меняемся, ваш партнер показывает эмоцию, а вы отгадываете.

Воспитатель. Давайте, теперь усложним нашу игру. Я попрошу выбрать по одному кругу, перевернуть их и разделится на группы, в зависимости от цвета кругов. Так, у нас получилось три группы. Выбирайте себе удобное место для вашей группы. Выберите посыльного, и пусть он подойдет ко мне.

7. Упражнение «Исправь эмоции».

Детям предлагается рассмотреть картинки с разными ситуациями (Дети делят игрушки; День рождение; Мальчик сидит у окна в дождливую погоду и т. д.) Художник нарисовал не правильные эмоции, дети исправляют. И составляют небольшой рассказ по картинке.

8. Физ. минутка

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Веселей на мир смотри.

9. Ребята, вы такие молодцы. Как вы думаете, когда жители той далекой планеты посмотрят на вас они вспомнят, что такое дружба? Мне тоже кажется, что обязательно вспомнят. Я предлагаю еще изготовить для них правила дружбы. Хотите? Дети делятся на две подгруппы (по разрезным картинкам). Воспитатель приглашает посыльных.

Смотрите у меня есть такие знаки (воспитатель показывает знаки «разрешающие» и «запрещающие»). Одна группа будет делать знаки разрешающие, т. е. то, что в можно делать друзьям, вторая запрещающие, т. е. то, что не в коем случае делать друзьям нельзя. На столе есть картинки, выберите картинки для своей группы и приклейте к знакам.

После выполнения дети рассказывают о правилах Дружбы.

Отправка письма инопланетянам.

Как вы думаете, ребята, помирятся жители, после того, как посмотрят запись и правила дружбы? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)

12. Ритуал прощания:

Воспитатель. Мне было приятно с вами познакомится. Пришла пора мне с Вами прощаться.

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

Выступление на родительском собрании

Тема: « Как научить детей дружить.

Детская дружба, коллективизм.

Правила дружбы.»

Педагог-психолог

МОУ «Школа №2»

города Алушты

Керимова А.И.

Важнейшей задачей школы и семьи является не только обучение, но и воспитание детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма, дружбы, взаимопомощи, гуманных чувств.

Родителям и педагогам необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе.

Необходимо помимо учебных навыков и умений научить детей дружить! Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Дружба – это близкие и доверительные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни .

В начальной школе практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам.

Несмотря на то, что 90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны. Наша задача научить детей выстраивать дружеские взаимоотношения.

Современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов общения, знакомства, не могут проявить сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, поддержать разговор, мирно решить конфликт.

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

Родителям нужно знать, умеет ли ребенок быть хорошим товарищем, разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом, друзьями.

Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться.

В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорит друг.

В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, найти компромисс. (Многие дети считают, что это решение, которое устраивает всех. Однако часто компромиссом становится решение, которое никому не нравится, но его принимают за неимением лучшего!)

Уделите время, попытайтесь поговорить, по душам.

Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к их друзьям.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить разговоры о друзьях, выражать позитивное отношение к ним.

Большое значение имеет семья и школа в формировании коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой трудности и хлопоты, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь людям, ребенок не вырастает эгоистом.

Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи и школы: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых хозяйственных вопросов, в организации прогулок и развлечений, внеклассных мероприятий. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща, вместе отдыхать и работать.

Сила семейного и школьного коллектива в – общих переживаниях.

Гуманные чувства, доброта, доброжелательность, дружелюбие – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных наших детей.

Будьте сами хорошим образцом для подражания.

Очень хорошо, если вы выработаете свои п р а в и л а д р у ж б ы. Примерно такими они могут быть:

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

4. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Выработайте с детьми правила вежливости. Они у вас могут быть примерно такими:

П р а в и л а в е ж л и в о с т и

1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

3. Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

4. Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

5. Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить беспокойство.