Домой / Карандаш / Малыши от 6 до года. Развиваем ребенка: от шести месяцев до года

Малыши от 6 до года. Развиваем ребенка: от шести месяцев до года

Юный член семьи растет и приобретает все новые навыки. В этот период особенно важно не сравнивать своего малыша с детьми подруг или книжными таблицами. Один ребенок будет уверенно сидеть уже в 6 месяцев, другому для этого понадобиться больше времени. Кто-то рано пойдет, а кто-то будет ползать до года.

Развитие всегда индивидуально, радуйтесь достижениям своего ребенка, предлагайте и показывайте ему новые игры. Эта статья - не перечень заданий, а скорее набор идей, как помочь малышу осваивать новое.

6-7 месяцев

В возрасте полугода ребенок уже сидит в детском стульчике, у него освобождаются обе руки. Он уже может начать осваивать такие игры как «ладушки», предлагать сразу больше игрушек. Это будет способствовать развитию мыслительной деятельности и координации движений, побуждать ребенка делать выбор между несколькими предметами.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку и показать, захватив его кулачек, как зачерпнуть еду и поместить в рот. Это не только первый шаг на пути к самостоятельности, но и упражнение для развития мелкой моторики.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку...


Хорошей идеей будет познакомить ребенка с его первыми книжками. Они должны быть с толстыми страницами, которые будет легко ухватить и перевернуть.

Для развития речи по-прежнему хороши стишки , потешки , песенки . Во время купания и переодевания постоянно называйте части тела ребенка. Показывайте ему жесты «да», «нет» и «пока». Детям проще дается изучение новых слов, если они подкреплены движением.

В этот период малыш учится управлять нижними конечностями, и развитие координации движений будет способствовать становлению навыка ходьбы в дальнейшем. В играх с ребенком можно использовать легкий мяч, положенный в кроватку. Предложите малышу вытолкнуть мячик, покажите, как это сделать.

7-8 месяцев

С 7 месяцев стоит использовать игры на развитее памяти. Именно она необходима ребенку в первую очередь для освоения новых знаний. Поиграйте в «прятки» с игрушками - поместите предмет в коробочку и закройте крышкой. Можно использовать для игры платочки, пластиковые стаканчики, обычное полотенце. Попросите ребенка найти: «куда же он спрятался?». Откройте коробочку и покажите: «а вот он!». Предложите малышу самому найти игрушку.

Когда ребенок освоится с условиями игры, усложните задание - предложите ему найти игрушку в одной из трех коробочек. Не забывайте, что цель таких игр - развитие памяти и внимания. Ребенок должен видеть, куда именно вы положили предмет.

Каждая мама знает, что в этот и последующий период разговаривать с ребенком надо очень много. Проводите экскурсии по дому, знакомьте ребенка с предметами окружающей обстановки, действиями домашних животных, комментируйте, что делаете сами. Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Часто дети в этом возрасте норовят поиграть с едой - им хочется размазать кашу по столу, раскрошить хлеб. Наберитесь терпения и не одергивайте малыша. Такое занятие подготовит его к взрослому приему пищи, познакомит с новыми тактильными ощущениями, будет способствовать пониманию причинно-следственных связей. Возможно, стоит предложить ребенку пальчиковые краски.

8-9 месяцев

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться очень полезный навык - «пинцетный захват» (когда малыш берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем). Окончательно он появится примерно в 10 месяцев, но уже сейчас можно помогать ребенку в управлении пальцами.

Детям в этом возрасте очень нравится все, что может менять свою форму. Малышу будет интересно играть с обычной бумагой, фольгой, мять их и разрывать. Можно совмещать игру с бумагой и «прятки» - заворачивайте в нее игрушки, и пусть юный исследователь найдет их.

В 8 месяцев уже можно предложить ребенку простейшие игры, связанные с конструированием. Покажите ему, как сложить башню из кубиков, собрать пирамидку. Запаситесь терпением, возможно, показать придется ни один раз, прежде чем малыш сам попробует сложить что-то.

Для развития речи будет полезно использовать игрушки-помощники. Игрушка может «показать» ребенку как держать ложку, правильно складывать пирамидку, «прокомментировать» свои действия.

Добавляйте все новые звуки в число повторяемых. Как «звучит» кастрюля, если по ней постучать: «бум-бум», как звенит колокольчик: «динь-динь». Простейшие слоги ребенку проще всего освоить в первую очередь, но для копирования, ему необходимо постоянно их слышать.

9-10 месяцев

Когда ребенок уже хорошо сидит, ему могут понравиться игры с мячом. Покажите, как можно толкнуть мяч от себя. Сначала действие нужно будет проделывать, управляя руками малыша. Аналогичным образом можно показать, как ловить мячик. Эта игра будет способствовать развитию координации движения и доставит удовольствие.

Полезно для развития мелкой моторики все то, что обычно ребенку нельзя - нажатие на различные кнопки, вращение ручек, закрывание и открывание шпингалетов, задвижек. Чтобы подобные занятия не создавали проблем, необходимые предметы можно прибить к доске или куску фанеры.

Интересно малышу будут и застегивать-расстегивать кнопки для одежды, змейки, можно попытаться застегивать пуговицы. Мы для этой цели сделали специальную книжечку, из ткани, где были вшиты различные элементы.

Ребенок уже умеет или учится манипулировать сразу двумя предметами и этот навык так же следует развивать. Покажите ему, как можно постучать двумя кубиками друг об друга, используйте для этих целей ложки, погремушки, пластмассовые шарики.

Стараетесь, чтобы ребенок запоминал расположение различных предметов. Спрашивайте его чаще, где находится та или иная игрушка, или предмет гардероба.

10-11 месяцев

Как правило, в этом возрасте ребенок уже перемещается достаточно свободно. Поиграйте с ним в настоящие «прятки». Если малыш растеряется, покажитесь и скажите: «ку-ку». Такая игра сыну очень нравилась, а мне позволяла удерживать его внимание и контролировать направление движения.

Становлению речи могут способствовать различные ритмичные упражнения, сопровождаемые стихотворением. Детям обычно очень нравится зарядка в такой форме. Подбирайте или заменяйте действия, исходя из освоенных движений, постепенно добавляйте новые.

Захват двум пальцами уже появился? Теперь для игры ребенку можно давать мелкие неострые предметы. Например, крупные фасолины, горошины, пуговицы. Их можно складывать в баночки, коробочки или просто перебирать руками. Сначала они должны быть достаточно крупными, постепенно их размер будет уменьшаться. Главное следить за малышом, чтобы «игрушка» не попала в рот.


Складывайте небольшие предметы в коробочки...


В этом возрасте ребенок начинает сравнивать различные предметы между собой. Это хороший повод разнообразить игры освоением новых понятий: «большой - маленький», «широкий - узкий». Можно начинать знакомить ребенка с формами предметов.

11-12 месяцев

Если ребенок уже ходит, учите его перешагивать через препятствия. Для этого можно поместить на полу небольшую игрушку или натянуть веревочку. Для малышей, предпочитающих ползать как можно дольше, тоже можно подготовить подобные «полосы препятствий» из полотенец или подушек. Это будет не только интересно ребенку, но и позволит ему научиться лучше управлять своим телом.

Игры в песочнице или снегу в этом возрасте будут очень кстати. Наполнение ведерка способствует становлению кисти. Сначала используете наиболее простые действия - пусть ребенок пересыпает, наполняет формочки и ведерко, копает ямки.

Если для игры с песком ребенок использует не только совок, но и руки - не запрещайте ему. Он знакомится с новой текстурой, а такой «массаж» будет полезен детским ладошкам. Пересыпать, лепить, рисовать на песке - интересуйте малыша новыми вариантами.

Для игр в песочнице слишком холодно или сыро? Развивать координацию движений помогают и другие игры. Наполните миску водой и дайте ребенку большую ложку. В миску поместите небольшие пластмассовые шарики и предложите их выловить. Можно «покормить» какую-то игрушку. Мы из ложки поливали цветок - он же тоже хочет пить.

1 год

В этом возрасте уже можно широко использовать первые ролевые игры. Уложить игрушки спать, накормить и причесать куклу, покатать ее в коляске. Так ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, учится играть самостоятельно. Возможно, малыш попытается поиграть и с родителями. Участвуйте в игре малыша, благодарите его и поощряйте подобные действия.

Спрашивайте малыша обо всем. Сначала это должны быть простые вопросы, предполагающие положительный или отрицательный ответ. Если ребенок не дает ответа - ответьте за него, но после некоторой паузы.

Просите ребенка что-то принести, показать, найти. Таким образом, Вы помогаете юному члену семьи накапливать словарный запас, лучше понимать обращенную речь и вовлекаете его в процесс общения.

Старайтесь, чтобы в окружении малыша на прогулке и в гостях были и другие дети. Даже если ребенок не станет сразу включаться в совместную игру, у него появится возможность понаблюдать за поведением и действиями других ребятишек, а не только родителей.

Количество игр и игрушек, с которыми справляется малыш, уже достаточно широк. Этот перечень будет расширяться тем быстрее, чем больше новых интересных занятий Вы сами предложите ребенку и покажите, как с ними справляться.

Развитие интеллекта ребенка от 6 месяцев до 1 года происходит стремительно. От 6 месяцев до 1 года дети обретают некоторую самостоятельность и относительную свободу.

Ребенок учиться сидеть, стоять, затем и ходить и изолированный мир кроватки или манежа становиться мал для него. Отношения малыша с родителями переходят в форму совместных занятий, при которой ребенок готов часть работы выполнить сам (например, донести ложку с едой до рта).

В этот период интенсивно формируется речь – сначала первые склады, следом первые слова. Ребенок в год, уже разговаривает с нами на своем своеобразном языке. Так котенок может стать «ки», конфетка может называться — «канька», водичка – «ика». Обычно переводчиком с такого языка является мама.

Развитие ребенка в 7 месяцев:

  • меняет позу, занимая удобное положение;
  • сам выбирает интересную ему игрушку, долго держит в руке;
  • перекладывает предмет из руки в другую руку, держит два предмета одновременно;
  • если вторая игрушка на стороне свободной руки, малыш берет и ее в руку;
  • отзывается на свое имя, стремится привлечь к себе внимание различными звуками. Отказываясь от еды, сжимает губы.

Развитие ребенка в 8 месяцев:

  • сам садится, переворачивается со спины на живот и обратно;
  • различает людей, знакомых и незнакомых, наблюдает одновременно за двумя игрушками, переводит взгляд с одной на другую;
  • достает предметы из-за преграды, берет вторую игрушку со стороны занятой руки;
  • осознает некоторые запреты, хватает или толкает руку матери, чтобы помешать утереть нос или рот;
  • произносит сочетания типа «дай-дай», «да-да-да», «тата-та».

Развитие ребенка в 9 месяцев:

  • встает и стоит на ногах придерживаясь за опору;
  • играет со взрослыми в прятки;
  • если не хочет мыть, прячет руки;
  • произносит звуки, отражающие отношение к происходящему «ай» «бу», «да» и др.

Развитие ребенка в 10 месяцев:

  • сидит уверенно;
  • находит спрятанные на его глазах игрушки;
  • берет мелкие предметы, катит мячик, снимает кольца с пирамидки;
  • машет ручкой «до свидания», требуя внимания тянет взрослого за одежду, отдает игрушку на короткое время;
  • старается выражать свое желание с помощью звуков.

Развитие ребенка в 11 месяцев:

  • переступает, держась за опору
  • достает интересные ему вещи из ящика или сумки, из карманов;
  • собирает игрушки в коробку;
  • кидает предметы чтобы взрослый поднял и дал ему снова.

Развитие ребенка в 12 месяцев:

  • самостоятельно ходит
  • внимательно рассматривает картинки;
  • отзывается на свое имя;
  • листает книги, царапает картинки;
  • постоянно кидает предметы на пол;
  • указывает на предмет, в случае несогласия качает головой;
  • начинает произносить понятные только маме слова.

Развитие интеллекта ребенка

Малыш научился ходить и границы мира для него раскрылись. Именно в этот период начинается полноценное понимание пространства. Все что можно изучить и обследовать может способствовать развитию малыша. Но теперь ребенка может подстерегать много опасностей. Поэтому, как только ваше чадо научиться ползать проведите строгую проверку вашей квартиры. Обойдите все комнаты, внимательно осмотрите и попытайтесь представить, что может заинтересовать вашего безустанного исследователя. В семье должны быть приняты строжайшие правила и меры безопасности ребенка. Однако родителям необходимо помнить, что переизбыток запретов подавляет личность, замедляет ее становление. Поэтому на каждое «нет» должно приходиться три «да».

Правила безопасности:

  • убрать из поля досягаемости все бьющиеся предметы;
  • убрать все мелкие предметы, которые малыш может проглотить, или засунуть в нос;
  • малыш не имеет никакого понятия об опасности кипятка, ножей, иголок, утюга и электротока (закройте розетки заглушками и не в коем случае не оставляйте в них зарядные устройства);
  • особое внимание уделите кухне, откажитесь от скатертей, дабы ребенок не стянул все со стола;
  • чистящие средства и лекарства спрячьте так, чтобы ребенок никогда не имел к ним доступа;
  • никогда не открывайте окна настежь, в случае с москитной сеткой дети думают, что на нее можно опереться так же как на стекло.

Развитие интеллекта ребенка с помощью методики Н. Зайцева

Подносите малыша к кубикам, поставленным на полку, читайте склады и указывайте на них. Поставьте на полку знакомый малышу предмет, а из кубиков соберите его название. Заниматься лучше перед сном, это лучшее время для запоминания. Задавайте вопрос где найти нужный склад и сами же отвечайте, покажите ребенку. Придет время, и он сам укажет вам на соответствующий кубик. Стройте дорожки из кубиков пропивая склады, написанные на них. Хорошо если вы подключите к этому любимую плюшевую игрушку, которая будет напевать и показывать склады малышу.

Месяц 6. Когда пора вводить прикорм?

Некоторые педиатры придерживаются довольно жесткой позиции относительно начала введения в рацион ребенка густой пищи и считают, что это можно делать не ранее 6 месяцев (если речь идет о детях, вскармливаемых исключительно грудным молоком). Действительно, Всемирная организация здравоохранения сформулировала данный принцип, но уточнила, что введение прикормов с 6 месяцев может вести к дефициту железа, а также имеется риск возможной задержки роста и развития дефицита отдельных питательных веществ.

Кстати, для России характерны более поздние фактические сроки введения прикормов по сравнению с Европой: по статистике, в нашей стране каши попадают на стол к малышу примерно в 4,5-5,5 мес., в Европе – в 3,5-4 мес.

С чего начать?
Раньше педиатры рекомендовали начинать введение прикормов с соков. В последние годы доказано, что введение соков в рацион ребенка практически не сказывается на витаминизации пищи, поэтому начинать введение прикормов можно с овощного пюре, особенно если у ребенка есть склонность к запорам, имеются признаки диатеза (покраснение, шелушение кожи щек, конечностей, ягодиц), малыш родился недоношенным, интенсивно растет.

Начинать лучше с пюре из одного вида овоща: это позволяет избежать пищевой аллергии, которая может появиться при использовании пюре из нескольких овощей, а если аллергия проявится, то будет легче распознать вызвавший ее продукт. Для «дебюта» подойдет овощное пюре промышленного производства – специальное детское питание в баночках – или овощное пюре, приготовленное в домашних условиях. Какой овощ предложить первым, выбирайте сами: кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква, морковь. Картофель содержит слишком много крахмала, который вызывает пищевую аллергию. Поэтому, несмотря на то, что сделать из картофеля пюре дома проще всего, в рацион ребенка его добавляют позже и не более 1/3 от общего объема овощного пюре.

Для самостоятельного приготовления овощного пюре необходимо взять один вид овощей, например цветную капусту, тщательно ее промыть, залить небольшим количеством воды и тушить в закрытой эмалированной посуде 15 минут. Готовый овощ в горячем виде протереть вместе с отваром до получения однородной массы.

Помните, что в период введения прикорма ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении (вряд ли капризничающий или плохо чувствующий себя малыш способен к положительному восприятию нового вкуса). Для «знакомства» с новыми продуктами выберите время в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма: понаблюдайте за состоянием кожи (не покраснеет ли она, не появится ли сыпь), за характером стула (не участится ли он, не появится ли в стуле примесь слизи, зелени, комочков и пр.).

Первое знакомство с «взрослой» пищей

Итак, торжественный момент настал: овощное пюре приготовлено или открыта баночка с готовым продуктом. Малыш одет в красивый и еще чистый фартучек и водружен в свежекупленный детский стульчик или на колени. Ложечка еще разок ополоснута кипятком и остужена. Сколько же можно съесть в первый день после таких долгих приготовлений? Совсем немного – всего 1-2 чайные ложки пюре (5-10 г). А затем предложите крошке грудь или бутылочку со смесью (в зависимости от вида вскармливания), как в обычное кормление.

То есть меню в первый день введения пюре выглядит примерно так:


14.00 – овощное пюре 5-10 г + смесь 180,0 или грудное молоко;

На второй день (если состояние кожи и характер стула не изменились), малышу уже можно дать 30-40 г овощного пюре.

К концу недели рацион выглядит следующим образом:

6.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 – овощное пюре 150 г + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 – смесь 200,0 или грудное молоко.

Все это время мы предлагали ребенку лишь один вид овощей. Следующую неделю можно ничего не менять в рационе, наблюдая за усвоением новой пищи (стулом, кожей, прибавкой в весе).

Последующие две недели можно вводить в меню новые виды овощей, обязательно таким же ПОСТЕПЕННЫМ образом.

Например, ребенок уже ест кабачок, вводим тыкву (следим за кожей и стулом):

6.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 – пюре из кабачка 130,0 + пюре из тыквы 20,0 + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 – смесь 200,0 или грудное молоко.

Если вы готовите овощное пюре дома, после введения полного объема (150 г) добавьте 5 мл растительного масла (лучше оливкового, полученного при первом холодном отжиме без использования химикатов, в этом случае на этикетке ставится пометка «Extra Virgin»). При использовании продуктов промышленного производства внимательно прочитайте состав пюре: если растительное масло в него не входит, можно добавить его самим. Пюре промышленного производства лучше выбирать без добавления соли, специй, крахмала (особенно картофельного).

Если что-то не ладится...

Не всегда знакомство с новой пищей бывает для малыша желанным: он может выплюнуть пюре, отвернуться от ложки или заплакать. Готовых рецептов на эти случаи нет. Можно попробовать сделать перерыв до следующего кормления или на день-два, предложить через несколько дней другой вид пюре (например, вместо брокколи дать ребенку кабачок), добавить в пюре грудное молоко (возможно, знакомый и любимый вкус маминого молочка «подтолкнет» малыша к новому блюду). Главное, не сердиться и не показывать ребенку, как вы недовольны: ничего страшного не происходит.

Следующий вид прикорма – кашу – можно вводить примерно через месяц после введения овощей.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 7-ой

Каша для малыша

На очереди – каши. Традиционно любимую манную кашу отложим до года, так как она содержит глютен (у некоторых детей данный белок может вызвать глютеновую энтеропатию), и обратим внимание на безглютеновые сорта: рисовую, гречневую и кукурузную (речь идет о специальной детской кукурузной каше). Причем, если у малыша склонность к запорам, начните с гречки, при наличии экссудативного диатеза – с рисовой или кукурузной каши. Переходить на молочные каши (с коровьем молоком) в первый год жизни ребенка совсем не обязательно, и уж тем более не стоит варить каши на цельном молоке. Лучше использовать смеси, предназначенные для детей 6-12 мес.

Как готовить кашу?

Переберите и хорошо промойте крупу, сварите кашу – желательно на воде, затем можно добавить сцеженное грудное молоко. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, в сваренную кашу можно добавлять используемую в питании смесь. Затем кашу лучше протереть через сито и вновь довести ее до кипения. Возможен и другой вариант – заранее перемолоть крупу в кофемолке (при условии, что последняя хорошо вымыта и в ней нет остатков кофе). Соотношение крупы и воды для домашнего приготовления постепенно меняется: в первые 2-3 недели ребенок получает 5%-ю кашу (то есть 5 г крупы на 100 мл воды), в дальнейшем при хорошей переносимости продукта – 10%-ю (то есть 10 г крупы на 100 мл воды).

Можно также приобрести готовые кашу промышленного производства. Выбирайте те, что не содержат сахара – вкус ребенка отличается от вашего, а рано приучить малыша к сладкому не стоит.

В первое время разводите каши точно по инструкции, в последующем можно быть менее точным, с возрастом постепенно увеличивая густоту каши. Но даже очень жидкую кашу нужно обязательно давать с ложечки, а не использовать для этого бутылочку.

Каша вводится в меню примерно так же, как и овощное пюре. Но, в отличие от овощей, кашу дают на завтрак:
6.00 – грудное молоко или смесь (200 г)
10.00 – безмолочная каша (10-15 г) плюс грудное молоко или смесь (185-190 г)

В 10-часовое кормление постепенно увеличивайте объем каши до 150 г. и уменьшайте объем смеси до 50 мл.

К концу недели у вас получается следующее меню:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)
10.00 – безмолочная каша (150 г) плюс грудное молоко или смесь (50 г.)
14.00 – овощное пюре (150 г) плюс смесь (50 г.)
18.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)
22.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)

Так же, как и при введении овощного пюре, нужно следить, как малыш усваивает новый для себя продукт. Обращайте внимание на состояние кожи, стула, прибавку в весе. После введения в рацион полного объема каши (150 г) в готовое блюдо добавляют сливочное масло (5 г масла на 150 г каши).

И не забудьте: что в ночное время ребенку-естественнику можно дать грудь, а малышу на искусственном вскармливании – только водичку, но не смесь.

С особой осторожностью

Некоторые родители уже в возрасте 3-4 месяцев начинают вводить в рацион малыша соки и даже фруктовые пюре. Вряд ли такой подход к питанию можно считать правильным, но если это произошло и фрукты нормально усваиваются организмом,

Меню будет выглядеть следующим образом:

6.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)
10.00 – безмолочная каша 150 г плюс грудное молоко (сок или фруктовое пюре – 30 мл)
14.00 – овощное пюре 150 г плюс грудное молоко (сок или фруктовое пюре – 40 мл)
18.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)
22.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)

Количество сока и фруктового пюре на сутки рассчитывается по следующей формуле: N х 10 мл, где N – возраст ребенка в месяцах. Таким образом, семимесячный ребенок может получать 70 мл сока или 70 мл фруктового пюре в сутки.

Еще один продукт, который можно ввести в рацион малыша в этом возрасте – яичный желток, сваренный вкрутую. Этого ценный источник полезных жиров, витамина А, а также железа, фосфора и некоторых других минеральных веществ, но поначалу ребенку дают попробовать лишь несколько крупинок При отсутствии аллергической реакции, количество можно увеличивать до половинки 1 желтка 2 раза в неделю, а к году – до 1 желтка через день (или полжелтка каждый день). Желток перетирают с грудным молоком или смесью, дают с кашей или овощным пюре.

Глютеновая энтеропатия – заболевание кишечника, связанное с недостаточной выработкой ферментов, расщепляющих глютен – растительный белок, содержащийся в некоторых злаковых: ржи, ячмене, овсе, а также в пшенице, из которой делают манную крупу.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 8-ой

Мясо для малыша

Мясо – ценный источник животного белка и минеральных веществ (фосфора, калия, железа). Это может быть нежирная говядина или телятина, постная свинина, конина, оленина, мясо кролика или курицы, а также язык.

ВНИМАНИЕ. Телятина и курятина требуют осторожности. Если у ребенка непереносимость коровьего молока, от телятины лучше отказаться, а курятина в некоторых случаях может вызвать аллергическую реакцию.

Готовим дома. Если вы готовите мясное пюре дома, помните, что должно оно быть очень хорошо измельченным, потому что жевать как следует малыш еще не в состоянии. Мясо без жира, очищенное от жил и пленок, отварите и дважды проверните через мясорубку, затем протрите через сито. Но и в этом виде оно поначалу может не понравиться малышу, потому что по своей консистенции отличается от привычной кашицеобразной пищи. Чтобы у ребенка не возникло отрицательной реакции на этот необходимый продукт, можно в первые дни смешивать мясной фарш с овощным пюре. Через неделю-другую попробуйте уже не смешивать его с овощами, а дать отдельно. Чтобы фарш не был сухим, разотрите его с грудным молоком или смесью, а пюре положите на тарелку сбоку, как гарнир.

В 9 месяцев ребенку можно предложить фрикадельки, а в год – паровые котлетки. Мясные бульоны в питании детей первого года жизни не используются – в них содержатся вещества, вываренные из мяса и способные негативно повлиять на детский организм. Гораздо полезнее для приготовления мясных блюд использовать овощные бульоны без соли и специй (они тоже будут весьма полезны и для молодой мамы, часто страдающей от лишнего веса, накопленного во время беременности). Все приготовленные мясные блюда используйте сразу, не храните.

Пюре из магазина. Если вы предпочитаете покупать готовое детское питание, выбирайте пюре, сделанное из мяса одного вида (монопродукт) без добавления специй и картофельного крахмала. Это особенно важно, если ребенок склонен к пищевой аллергии. Подбирать мясной продукт для него нужно с учетом индивидуальной переносимости. В дальнейшем можно расширить ассортимент мясных блюд за счет введения мясо-растительных консервов, но все же нужно обращать внимание на их состав и степень измельчения (возраст, с которого можно использовать этот продукт, указывается упаковке). Многие мясо-растительные консервы содержат в своем составе морковь, к тому же она часто входит в состав разнообразных соков – здоровым детям эти продукты можно давать не чаще 1-2 раз в неделю, иначе избыток бетта-каротина будет откладываться в коже, и она может пожелтеть.

На первых порах удобно использовать баночки детского питания с пометкой «1-я ступень». В них объем продукта небольшой, а мясное пюре подвержено наибольшей степени измельчения.

Содержимое баночек стерильно, готово к употреблению и независимо от сезонности включает в себя необходимые питательные вещества.

Выбирая для ребенка пюре, следует обращать внимание на указанные возрастные рекомендации, то есть сроки, с которых данный продукт можно вводить в рацион малыша. К сожалению, эти указания не всегда совпадают с рекомендациями отечественных педиатров и диетологов. Поэтому, прежде чем купить и тем более дать вашему ребенку что-либо новое, стоит предварительно проконсультироваться со специалистом.

Приучаем постепенно

Начинать вводить мясное пюре в рацион ребенкаможно буквально с половины чайной ложечки, затем, на следующий день, – при хорошей переносимости продукта – чайную ложку (5 г). В течение последующей недели объем прикорма доводят до 5-6 чайных ложечек (25-30 г). Полная порция мяса на 9-м, 10-м месяце – 40 г, а к 11-12 месяцам – 50-70 г в сутки.

Меню малыша 8 месяцев может выглядеть примерно так:
6:00 – грудное молоко или смесь (200 г.);

10:00 – безмолочная каша (150 г), Ѕ желтка (после введения мяса желток желательно перенести на завтрак), грудное молоко или смесь (50 г);

14:00 (обед) – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (30 г), грудное молоко или смесь (50 г.). Конечно, можно дать не просто бульон, а фактически овощной супчик (овощной бульон и немного размятых овощей);

18:00 – грудное молоко или смесь (200 г);

22:00 – грудное молоко или смесь (200 г).

Если соки и фруктовые пюре были введены ранее (в 3-4 мес.), то меню может выглядеть иначе:

6:00 – грудное молоко (смесь 200 г);

10:00 – безмолочная каша (150 г), Ѕ желтка, сок (20-30 мл), фруктовое пюре или грудное молоко (30-40 мл);

14:00 (обед) – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (30 г), сок или грудное молоко (30-40 мл);

18:00 – грудное молоко или смесь (160-170 г), фруктовое пюре (30-40 мл);

22:00 – грудное молоко (смесь 200 г).

Напомним, что объем каждого кормления составляет примерно 200-250 мл. Таким образом, за сутки (при пятиразовом режиме кормлений) ребенок получает около 1000 мл пищи.

Покупая мясные консервы впрок, обратите внимание на срок годности: он должен быть «с запасом» до полутора лет.
Разогревайте мясные консервы непосредственно перед употреблением.

Открытую стеклянную баночку с неиспользованным пюре можно хранить в холодильнике, но не более суток.

Содержимое вскрытой жестяной баночки следует переложить в стеклянную посуду с крышкой и также хранить в холодильнике. Есть и другое решение: недоеденное съест кто-либо из домочадцев.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 9-ый

Творог, по официально существующим в нашей стране методическим рекомендациям, можно вводить в рацион уже с 5-6 мес. На практике же такое раннее введение творога в меню здорового ребенка не всегда обоснованно: избыток белков в питании малыша в раннем возрасте может неприятным образом «отозваться» во взрослой жизни – повышенным артериальным давлением и нарушением обмена веществ. Некоторые педиатры настаивают на том, что пока малышу не исполнится 1 год, нужно воздерживаться от творога. Но чаще всего ребенка предлагают «знакомить» с этим белковым продуктом примерно с 8-9 месяцев (после введения каши, овощного и мясного пюре).

Введение кефира также требует внимательного отношения. Исследования последних лет показали, что делать этого не стоит, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Дело в том, что более раннее его применение может пагубно сказаться на детском организме: употребление 400 мл кефира в сутки способно вызывать кровоизлияния в кишечнике с развитием анемии.

При введении кисломолочных продуктов имеет значение и вид вскармливания ребенка. В последнее время в публикациях отечественных диетологов рекомендуется следующий порядок введения блюд прикорма. Для ребенка-естественника: овощное пюре, затем мясо, каши, творог, кефир и т.д. Для ребенка-искусственника порядок назначения прикорма может соответствовать традиционным рекомендациям: овощное пюре, каши, мясо, творог и т.д.

Творог
Творог, как и любой кисломолочный продукт, малышу дают один раз в день. Вводить его лучше в 18-часовое кормление: в первый день можно дать не больше Ѕ чайной ложки. Увеличение должно проходить как можно медленнее: сначала объем доводится до 20 г, затем до 30-35 г и только к году объем творога можно увеличить примерно до 50 г в сутки.

Конечно, использовать в питании крохи творог, купленный в обычном магазине, не допустимо – для этих целей годится только специальный детский. Впрочем, творожок можно приготовить и дома (он хранится в холодильнике не более 24 часов). Отечественные диетологи предлагают два варианта приготовления: пресный (кальцинированный) и кислый (кефирный).

Кальцинированный творог готовится с использованием купленного в аптеке раствора хлористого кальция. К 3 мл этого препарата добавляют 300 мл молока, которое предварительно кипятят и остужают. Полученную смесь размешивают, доводят до кипения (желательно использовать эмалированную посуду), затем охлаждают до комнатной температуры. Полученный творог откидывают на покрытое чистой марлей сито, отжимают и перекладывают в стерильную посуду.

Для приготовления кислого творога используется детский или однопроцентный кефир. Его наливают в банку, которую помещают в кастрюлю с водой. На дно кастрюли предварительно кладут матерчатую салфетку (чтобы банка не лопнула). Через 5 минут после закипания воды образовавшийся в банке сгусток откидывают на чистую марлю. Как только творог остынет его можно давать малышу. Для получения 50 грамм творога вам потребуется примерно 100 гр. кефира.

Кефир, как и творог, обычно предлагают на «ужин» – в 18-часовое кормление. Начинайте также с малого объема (20-30 мл) и постепенно доведите его до 200 мл. Превышать рекомендуемый объем не стоит. Кормление проводите обязательно из чашки.

Конечно, это должен быть не «взрослый» кисломолочный напиток, а его детский вариант («Тема», «Агуша» и др.), состав и качество которого в наибольшей степени соответствует потребностям вашего малыша.

Возможно использование кисломолочных смесей, предназначенных для детей в возрасте от 6 до 12 мес. (особенно, если вкус традиционного кефира ребенку не нравится). Как и в случае с другими продуктами, не стоит кормить ребенка насильно. Но лучше не оставлять порцию недопитой (в крайнем случае, если порцию некому допить, чашку можно оставить в холодильнике до следующего дня).

Когда кисломолочные продукты будут введены в полном объеме, меню может выглядеть так:

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), грудное молоко или смесь (50 мл)

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 мл), мясное пюре (35-40 г), грудное молоко

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (170-180 мл), творог (20-30 г)

Другой вариант меню – для малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), сок или грудное молоко (20-30 мл)

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), сок или грудное молоко (60-70 мл)

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре или грудное молоко (50-60 мл)

22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

После любого приема пищи по желанию ребенка можно дать ему грудное молоко.

Хлеб и другие продукты

Если у вашего малыша уже есть передние зубы (к этому возрасту их может быть четыре-пять), то вместе с кефиром вы можете предложить ему специальное детское растворимое печенье. Попадая в рот, такое печенье легко растворяется под действием слюны, так что опасность поперхнуться практически исключена. Однако ребенок все рано должен есть только в вашем присутствии. Начинайте с малого, буквально с 3-5 г печенья, затем доводите до 10-15 г.

С того момента, когда малыш начал знакомиться с новой пищей отличной от грудного молока или смеси, большая часть времени была потрачена на постепенное введение новых продуктов и наблюдение за их усвоением. Поэтому возможности для разнообразия блюд практически не оставалось. Но после того, как вы убедитесь, что ребенок хорошо переносит кефир и творог (не болит животик, нет высыпаний на коже, нормальный стул), попробуйте вводить новые виды каш, овощных и мясных пюре. И не забудьте: все должно происходить постепенно. В день можно вводить только один новый продукт, не больше, причем начинать нужно с малых доз.

Анемия – малокровие, состояние, для которого характерно снижение содержания гемоглобина в крови. Поскольку гемоглобин переносит кислород, его нехватка ведет к болезненным изменениям, связанным с плохим снабжением организма кислородом.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 10-ый

Соки и фруктовые пюре

Если за прошедшие месяцы введение новых продуктов в рацион ребенка проходило без осложнений и болезненных реакций организма, если вам не приходилось прерывать процесс, откладывая дальнейшее расширение меню, значит, ваш малыш готов к появлению в его меню соков и фруктовых пюре. На сегодняшний день среди специалистов нет единого мнения о сроках их введения. Но в одном они сходятся: соки и фруктовые пюре в меню первогодки могут появиться гораздо позже, чем рекомендовалось ранее (в 3-4 мес., как первый продукт прикорма). Ведь, основной целью введения новой пищи в детский рацион является получение организмом малыша большей энергии и питательных веществ, необходимых для активного роста и развития, в то время, как грудное молоко или молочная смесь уже не могут обеспечить потребности довольно большого ребенка в основных питательных ингредиентах. Установлено, что питательная ценность фруктовых соков и пюре не велика, они всего на 2% обеспечивают организм крохи в витаминах, а также могут оказывать раздражающее действие на кишечник, вызывая вздутие, урчание, боль в животе и неустойчивый стул или аллергические реакции. Такие явления откладывают введение новых прикормов, и малыш остается в «проигрыше». Исходя из этого, педиатры и детские диетологи в первую очередь рекомендуют обогащать рацион ребенка продуктами, действительно имеющими питательную ценность: овощными пюре, кашами, мясными пюре. Появление же фруктовых соков и пюре в меню малыша можно рассматривать, как приятное дополнение. Поэтому одними из вариантов срока введения соков может быть такой: введение их после всех основных продуктов прикорма, примерно в 10 месяцев. Конечно, если ребенок переведен на искусственное вскармливание, то ему вполне можно вводить соки и фруктовые пюре в более ранние сроки (в 4-5 месяцев; считается, что желудочно-кишечный тракт малыша-искусственника успевает к этому сроку приспособиться к «чужой» пище), что соответствует методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития России, существующим в настоящее время. Обычно знакомство начинают буквально с нескольких капель яблочного сока (как наименее аллергенного, обладающего хорошей усвояемостью и низкой кислотностью) в одно из утренних кормлений. Если сок пришелся крошке по вкусу, стул не изменился, а на коже нет высыпаний, то на следующий день смело увеличивайте порцию напитка до чайной ложки, а в дальнейшем постепенно доведите ее до 100 мл. Совсем не обязательно давать всю порцию сразу: разделите на два приема (на завтрак и обед; хранить открытую баночку следует в холодильнике). При использовании детских соков промышленного производства выбирайте осветленные и без добавления сахара. Для приготовления сока в домашних условиях Вам потребуется соковыжималка и простерилизованная посуда (для готового сока), но возможно и использование пластиковой терки (хорошо отмытые зеленые яблоки обдайте кипятком, очистите, натрите на терке, переложите в стерильную марлю и отожмите сок). Полученный сок обязательно разведите кипяченой водой (из расчета 1:1).

После привыкания к яблочному соку, крошке можно предложить и другие виды сока: грушевый, сливовый, вишневый, абрикосовый, персиковый, черносмородиновый; а также овощные: морковный, капустный, свекольный. Виноградный сок желательно отложить на более поздний период (после года), так как он усиливает газообразование в кишечнике, вызывая вздутие и боль в животе.

Поскольку ребенок уже хорошо знаком с густой пищей, после введения полного объема яблочного сока (и при условии его хорошей переносимости), можно предложить и яблочное пюре (начиная с 5-10 г и буквально за несколько дней доведя суточный объем до 100 г).

Таким образом, меню малыша может выглядеть следующим образом:

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), яблочное пюре (30-40 мл), яблочный сок (20-30 мл);

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), яблочный сок (60-70 мл);

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), яблочное пюре (50-60 мл);

Но введение новых видов сока и фруктового пюре, опять же, должно быть постепенным (с наблюдением за стулом и кожными покровами).

Обратите внимание: некоторые виды соков и пюре обладают закрепляющим действием – способны вызывать запоры (черничный, черносмородиновый, гранатовый, вишневый соки, пюре из яблок и бананов), поэтому они полезны детям с неустойчивым стулом (конечно, не заменяя необходимое лечение при возможной патологии). А яблочно-абрикосовое пюре, пюре из чернослива, капустный и свекольный соки можно давать детям со склонностью к запорам.

Мясные блюда
Что еще изменится в рационе малыша десяти месяцев? Мясное пюре можно чередовать с фрикадельками, суфле или тефтелями. В магазинах или отделах детского питания продаются готовые фрикадельки из индейки или телятины в бульоне, выпущенные специально для детей (без добавления специй, консервантов, других вредных для детского организма добавок). Но их нетрудно готовить и самостоятельно.

Мясные рецепты

Фрикадельки: мясо очищают от пленок, жира, пропускают через мясорубку вместе с размоченным в молоке пшеничным хлебом, вторично пропускают через мясорубку. Добавляют немного молока (смеси), сливочное масло и желток, хорошо вымешивают, формируют фрикадельки и варят в кипящей воде 10-15 минут.

Суфле из мяса животных или птиц: мясо, очищенное от пленок и жира сварить, пропустить дважды через мясорубку, добавить молоко (смесь), муку, яичный желток и тщательно перемешать, затем ввести взбитый в пену яичный белок. Массу выложить в смазанные маслом формочки и запечь в духовом шкафу до полной готовности примерно в течении получаса.

Опасность аллергии

Если у малыша отмечались аллергические реакции на какие-либо продукты, то с введением в рацион куриного мяса и рыбы стоит подождать (как минимум до возраста 1-1,5 лет). Таким детям рекомендованы мясо кролика, конина, индейка, постная свинина, говядина. Напоминаем, что к продуктам с высокой аллергенностью (то есть чаще других вызывающим аллергические реакции) относятся цельное молоко, рыба, яйца, морепродукты (креветки, мидии, кальмары и др.), морковь, помидоры, клубника, малина, апельсины, мандарины, киви, ананасы, гранаты, манго, дыня, хурма, шоколад, грибы, орехи, мед, пшеница, рожь.

Из продуктов со средней аллергенностью (но тоже не редко вызывающих аллергические реакции) следует отметить бананы и куриное мясо. Как правило, подобные продукты рекомендованы для использования в детском питании уже после того, как малышу исполнится год (а орехи, грибы, морепродукты – после 3 лет).

Необходимо помнить, что для здорового ребенка десяти месяцев необходимо до 100-150 мл дополнительной жидкости (ее можно предложить между кормлениями): это может быть кипяченая вода, отвар шиповника, а также настой из яблок. в сутки, а в жаркую погоду – до 180-200 мл. Приготовить отвар из шиповника совсем не сложно: вымойте и высушите плоды шиповника, измельчите, опустите в кипящую воду на 10 минут, затем настаивайте 3-4 часа (лучше в термосе). После этого процедите и добавьте немного фруктозы. Примерно так же готовится и настой из яблок: тщательно промойте яблоки, порежьте, залейте кипятком и прокипятите в течение 10 минут, а затем настаивайте в течение суток. В готовый настой можно добавить фруктозу.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 11-ый

Чем, как и в каком объеме кормить малыша – одна из любимых тем долгих разговоров и дискуссий у молодых мам на детской площадке. Ведь здоровье малыша напрямую зависит от правильного питания. Конечно, об этом можно судить лишь по ряду факторов. Если малыш хорошо набирает в весе и прибавляет в росте (при этом вес ребенка соответствует его росту – нет избытка или дефицита массы тела по отношению к росту), если кроха весел, не раздражителен, спокойно спит, у него вовремя прорезываются зубы, психомоторное развитие соответствует возрасту, анализ крови в норме (количество эритроцитов и показатели гемоглобина нормальные, т.е., нет признаков анемии), при этом вы придерживаетесь рекомендуемых объемов кормления и набора продуктов, то, скорее всего, рацион ребенка правильный.

Одиннадцать месяцев – это тот возраст, когда малыш, с одной стороны, уже настолько подрос, что может получать практически все виды пищи (каши, овощи, мясо, творог и другие кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты), с другой – его питание имеет свои особенности.

Напомним:

– некоторые виды продуктов желательно вводить в более старшем возрасте (в 1-3 года), например, продукты, обладающие высокой способностью вызывать аллергию: экзотические фрукты, цитрусовые, орехи, цельное молоко, рыба и т.д.;

– степень измельчения пищи еще отличается от «взрослой»;

– отсутствие в пище специй, картофельного крахмала и других добавок;

– пища готовится на пару или отваривается. Предлагать жареные или приготовленные на гриле блюда не стоит минимум до 3-х лет.

Итак, меню ребенка в возрасте одиннадцати месяцев выглядит примерно следующим образом:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл);

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), фруктовый сок (20-30 мл);

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), фруктовый сок (60-70 мл);

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре (50-60 мл);

22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл).

После каждого кормления (да и в любое время – по желанию ребенка) можно предложить грудное молоко.

Как разнообразить рацион малыша?

Что можно предложить ему, к примеру, на обед в качестве мясного блюда? Это и паровая котлетка, и суфле из различных сортов мяса, и фрикадельки. На гарнир – пюре из овощей (картофель, кабачки, тыква, морковка и т.д.). В качестве «закуски» к году здоровому ребенку разрешаются и салаты из сырых овощей (например, морковь, заправленная растительным маслом или салат из огурцов и помидоров с растительным маслом или натуральным йогуртом, или детскими сливками). Овощи натирают на терке. В конце обеда предложите малышу сок, кисель, компот из фруктов, настой шиповника.

Постепенный переход к «взрослому» режиму питания приведет к формированию завтрака, обеда, полдника и ужина плюс стакан детского кефира (детского питьевого йогурта) перед сном.

Завтрак – каша, желток, фруктовое пюре.

Обед – салат из овощей, суп, овощное пюре, мясное пюре (котлета, фрикадельки и т.д.), сок.

Полдник – кефир (детский питьевой йогурт), творог (творожное суфле), сок.

Ужин – овощное пюре, мясо или крупо-овощное блюдо, фруктовое пюре или сок.

Перед сном – кисломолочный напиток.

У некоторых мам может сложиться впечатление, что теперь нужно проводить на кухне целый день. Но все не так страшно. Вы вполне можете сочетать приготовление детских блюд в домашних условиях с продуктами промышленного производства. К примеру, приготовить овощной суп и добавить в него готовое детское питание – фрикадельки из индейки или говядины. Кстати, такие фрикадельки можно приготовить самостоятельно из свежего мяса, затем сформировать порции (например, 8-10 шт. в зависимости от их размера и возраста малыша). Хранить такие полуфабрикаты можно в морозилке и использовать по мере необходимости. Можно перемешать «домашнее» картофельное пюре с готовым пюре в баночке из моркови, кабачков или тыквы. Ассортимент предлагаемых в детских магазинах каш промышленного производства тоже весьма широк. Можно разнообразить завтраки, смешивая различные каши (к примеру, овсяную кашу с молоком и персиком и гречневую кашу).

И не забывайте о том, что готовить пищу нужно только в хорошем настроении, не говоря уже о том, что процесс кормления должен быть радостным и приятным как для вас, так и для ребенка

Меню ребенка по месяцам. 1 год

Если вы относитесь к мамам, до сей поры сохранившим лактацию, не спешите отлучать любимое чадо от груди. Исследования, подтверждают ценность даже эпизодических кормлений грудью ребенка второго года жизни. Итак, утром и вечером (или в любое время и в любом месте) продолжаем дарить малышу не только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в маминой любви.

Значительно расширился за это время и рацион малыша: теперь это не только грудное молоко или смесь, но и другие виды продуктов. Разберем подробнее.

Итак, на завтрак можно предложить кашу плюс половину желтка, фруктовое пюре (фрукты можно добавить в кашу). Годовалому малышу можно дать как безглютеновые (кукурузная, гречневая, рисовая), так и глютенсодержащие каши (пшеничная, овсяная, манная). Объем каши остается прежним – 150 – 200 мл. Не забывайте добавлять в кашу сливочное масло (5 г). Из напитков – чай, настой из фруктов, сок. Другой вариант завтрака – паровой омлет, причем как из желтков, так и из белков. Суточная норма потребления яиц – Ѕ штуки, но так как вы дадите омлет всего 2-3 раза в неделю, разовая порция соответственно увеличится. К омлету – кусочек хлеба с маслом (в возрасте от года до полутора лет малыш может получать до 15 – 20 г сливочного масла в день) или сыром и напиток (компот, кисель). Хлеб для ребенка этого возраста лучше выбирать белых сортов, так как он легче переваривается (объем – до 40 г в сутки).

Обед можно начать с салата из овощей – из огурцов, помидоров или моркови, мелко покрошенных или натертых на крупной терке, с добавлением растительного масла (5-7 г) или сметаны (5-10 г). Варианты супов: молочный с вермишелью (обратите внимание: макаронные изделия дают не часто – примерно 1 раз в неделю, в небольшом количестве 30-35 г), овощной (из цветной капусты, щи, борщ и т.д., в том числе и супы-пюре). На второе – овощное пюре (после двенадцати месяцев к уже употребляемым овощам добавляют репу, свеклу, редиска, зеленый горошек, фасоль) и мясное блюдо (обратите внимание – мясо варится отдельно, не в супе) – пюре, суфле или тефтели. Не следует злоупотреблять картофелем, так как он содержит большое количество крахмала, способного провоцировать аллергию, учащенный стул, повышенное газообразование, избыточное накопление жировой клетчатки). Поэтому лучше, если объем картофеля будет составлять не более 1/3 от общего объема овощного пюре. После года рацион малыша расширяется за счет субпродуктов (язык, сердце, печень) и куриного мяса. Жирные сорта свинины, баранины, а также трудноусвояемое мясо утки и гуся для таких малышей не рекомендованы. И уж, конечно, не нужно предлагать ребенку колбасы, сосиски или сардельки. 1 – 2 раза в неделю вместо мяса дают нежирные сорта речной или морской рыбы (при отсутствии аллергической реакции) – например, хек или минтай. Введение рыбы в рацион должно проходить по всем правилам введения новых продуктов прикорма: с малых количеств (5 – 10 г), постепенно увеличивая объем, наблюдая за переносимостью (стул, состояние кожи). Суточная норма потребления рыбы для ребенка этого возраста составляет около 25 – 30 г, значит, предлагая рыбу пару раз в неделю, вы можете дать ребенку около 70 – 80 г рыбы за один раз. Из напитков приготовьте кисель, компот, настой фруктов или предложите ребенку сок (как свежевыжатый, так и промышленного производства, но обязательно специализированный детский).

На полдник (кроме уже знакомого малышу детского творога и кефира) возможно приготовление блюд из творога (творожное суфле, творожники со сметаной, ближе к полутора годам (счастливым обладателям большого количества зубов) – блинчики с творогом (конечно, не часто – раз в неделю). Кроме этого, дайте сок или фруктовое пюре, а также – нежирные сорта печенья (например, через день). Обратите внимание на необходимость использования в питании малыша только специализированных детских кефира и творога (контроль качества изготовления и состава детского питания выше, чем «взрослых» продуктов). Но из обычного покупного творога вы можете приготовить творожники и суфле (то есть предлагать малышу «взрослый» творог стоит только после тепловой обработки).

Ужин годовалого малыша может состоять из овоще-мясного или овоще-крупяного блюда (варианты, предлагаемые отечественными диетологами – суфле из кабачков с мясным пюре, каша овсяная с тыквой, свекла тушеная с яблоками, рагу из овощей с мясным пюре) плюс сок или фруктовое пюре. Ассортимент предлагаемых фруктов (а также пюре и соков) в этом возрасте пополняется за счет введения так называемых экзотических фруктов (например, киви), а также цитрусовых (апельсины), клубники, других видов (если ребенок не пробовал их ранее) – крыжовника, малины, ежевики, вишни и клюквы. Обычно малышу предлагают не более 100 мл сока и не более 100 г фруктового пюре в сутки.

Перед сном – грудное молоко или кисломолочный напиток (детский кефир).

В рацион ребенка не должны входить (как бы этого не хотелось маме и – особенно бабушкам и дедушкам) торты, пирожные и тем более шоколадные конфеты. Если уж хотите побаловать крошку сладеньким – выбирайте пастилу, джем, варенье (лучше, если они будут на фруктозе), мармелад.

И помните основные правила: питание малыша в возрасте от года до полутора лет – четырех-пятиразовое, то есть с перерывом между кормлениями около 4 часов. Старайтесь соблюдать режим питания достаточно строго, чтобы у ребенка выработался условный рефлекс (то есть к определенному времени пищеварительная система будет готова к принятию и перевариванию пищи). Калорийность приемов пищи различна: самым калорийным должен быть обед, далее по убывающей – ужин, завтрак, полдник. Суточный объем питания (не считая жидкости) – 1000 – 1200 мл (подобные рекомендации сохраняются примерно до полутора лет).

Обязательно соблюдайте правила введения новых продуктов, следите за свежестью пищи и чистотой посуды малыша (а также его и своих рук) во избежание кишечной инфекции.

Глютен – растительный белок, содержащийся в некоторых злаковых: ржи, ячмене, овсе, а также в пшенице, из которой делают манную крупу, способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки – целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

Перепечатала на случай удаления той страницы. И больше для себя, поэтому без грязи, но с толковыми комментариями велком.

Если кому поможет- гуд)

Ребенок в 6 месяцев стал сильнее практиковать перекаты с одной стороны, в другую. Малыш в полгода усвоит перекаты, как главный вид передвижения по земле, а может все это пропустить и сразу же научится сидеть и ползать. Все время пока дитя осваивает новые навыки и показывает интерес к передвижениям, исследуя окружающую среду, маме не стоит волноваться.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать (попытки);
  • Сидеть с поддержкой;
  • Опираться на опору кончиками пальцев ног;
  • Брать предмет всей ладонью;
  • Держать уверенно голову;
  • Играть самостоятельно до 10 минут;
  • Изучать отражение в зеркале;
  • Показывать недовольство и радость;
  • Делать гримасы;
  • Лепетать;
  • Манипулировать взрослыми;
  • Подражать окружающих;
  • Изучать подолгу предметы;
  • Тянуть все в рот
  • Поворачивать голову на малейшие звуки;
  • Показывать реакцию на мимику взрослых;

Развитие ребенка в 6 месяцев

Мальчики крупнее девочек ровесниц, но физически развиваются немного медленнее. Они в большинстве случаев умеют в 6 месяцев переворачиваются, но не сидят самостоятельно и не умеют ползать.

Чем позже девочка научиться сидеть, тем лучше для ее здоровья.

Физическое развитие

К шестимесячному возрасту малыш удваивает свою массу тела в сравнении с весом при появлении на свет и вырастает в среднем на 15 см. Ширина плеч в идеале должна составлять 1/4 от длины самого тела. Показатели роста, веса, объема головы зависят от многих факторов, но основную роль играет наследственность.

Психическое развитие

В 6 месяцев ребенок узнает свое имя, названия знакомых предметов и любимых игрушек. Новым в поведении малыша станет и появление страха перед незнакомцами или малознакомыми людьми. Одно из важных умений шестимесячного крохи является стремление заставить взрослого выполнять свои желания. Младенец умеет выражать свое мнение мимикой, то улыбнется, то наморщит лоб.

Особенности развития недоношенных детей

Масса тела удваивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При правильно организованном уходе, занятиях и упражнениях физического и психического отставания не должно быть заметно в возрасте 6 месяцев.

Какие развивающие игрушки нужны для 6 месячного ребенка

  • мобиль,
  • погремушки;
  • резиновое колечко-прорезыватель;
  • музыкальные игрушки (барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики);
  • пищащий мячик;
  • игрушки с зеркальными поверхностями,
  • тубусы с крупяными и блестящими наполнителями,
  • игрушки с прозрачными стенками,
  • диск, разделенный на контрастные цветные сектора,
  • мягкая книжка с картинками.

Раннее развитие детей включает правильный выбор игрушек. Кроме манежа, развивающего коврика, ребенку нужны яркие (желтые, красные, зеленые, синие) и безопасные игрушки из качественных материалов. Например, деревянные, также издающие звуки, катающиеся и разной фактуры.

Поведение

В 6 месяцев ребенок не только получает внимание от других, но и становится инициаторам. Маму могут посетить ранее незнакомая тревога поскольку действия малыша неразборчивые. Есть вероятность, что все, кто приблизится к младенцу, могут стать его друзьями. Но не волнуйтесь, он все еще нуждается в материнской заботе и ласке именно от вас.

Ребенок понял, что его поведение, нравится оно вам или нет, задевает вас, поэтому с шести месяцев (и все последующие годы) он будет делать все, чтобы привлечь ваше внимание. Прямо сейчас все действия кажутся вам милым, но когда малыш будет взрослеть, есть большая вероятность того, что он будет делать некоторые вещи назло, только для привлечения внимания. Не забывайте хвалить хорошее поведение. Это способ научить младенца отличать правильное от плохого.

Малыш начинает расширять свои методы по привлечению внимания, и теперь они не ограничиваются плачем. Можно заметить, что ребенок постоянно двигается в 6 месяцев, издает разные шумы, надувает губки бантиком и т.д. В следующие три месяца, у младенца будет развиваться индивидуальный стиль, с помощью которого он будет давать вам знать, о чем он думает, что хочет или в чем нуждается.

Одежда для успеха

Ребенок становится более активным в шесть месяцев, потому ему нужна удобная детская одежда . Выбирать нужно вещи пошитые из мягких тканей, чтобы избежать натертой кожи во время движений. Свободная, растяжимая и дышащая одежда — это очень умный выбор и обеспечит вашему малышу полную свободу движений.

Одежду с грубыми и колючими швами не нужна ребенку. Длинные галстуки, застежки или бабочки (они могут давить на шею); и все, что может помешать малышу:

  • спать,
  • ползать,
  • играть или делать другие движения.

Стул ребенка

Цвет или запах стула поменяется после . Это нормально. Если кал стал слишком твердым, поменяйте некоторые фрукты, овощи, каши или ячменные зерна (откажитесь от риса, бананов или яблочного пюре, они могут спровоцировать ).

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Язык жестов

В 6 месяцев пришло время учить ребенка языку жестов. У малыша развивается быстрее моторика, чем речь. Большинство детей, например, учатся махать рукой (приблизительно 9 месяцев) или указывать на предмет (к одному году) задолго до того, как он сможет выговорить пока-пока или посмотрите на это!

И не волнуйтесь: Общение знаками не помешает, а наоборот поможет ребенку быстрее начать говорить.

Левша или правша?

Шестимесячный ребенок может некоторое время предпочитать одну руку, а потом наоборот. Определить главную рабочую руку у малыша получиться к 2-3 годам.

Правша или левша будет ребенок в будущем заложено еще до его рождения. Нельзя заставлять малыша использовать правую руку в то время, как на самом деле он левша. Будут проблемы со зрительно-моторной координацией, ловкостью и почерком.

Игры с ребенком в 6 месяцев

Привязанный воздушный шарик к ножке малыша будет помогать развивать понимания причинно следственной связи (ножка пошевелилась — шарик тоже).

Ребенок будет наслаждаться групповыми играми, особенно теми, которые включают в себя звуки и слова. Разрешайте малышу быть лидером время от времени, а также имитируйте его звуки. Когда настанет ваш черед лидировать, хорошим способом научить и удивить младенца это издавать звуки животных («ква-ква», «му-му»)

Важно играть с ребенком со звуками, например: всплесками воды, шумом батареи. Нужно показать малышу, как издавать эти смешные звуки (может даже иногда раздражающие), а потом дайте очередь младенцу.

Развитие тактильных ощущений у детей

Ребенок использует все свои подручные материалы для исследования окружающего мира (язык, руки, ноги). В доме вокруг малыша должно быть все безопасно для игр. Младенцу понравится сжимать мягкий резиновый мяч, похлопывать искусственный мех, грызть охлажденные предметы и слушать звуки из разных мягких игрушек.

Читаем книги

Рассматривая книжки с ребенком, вы вложите в него любовь к чтению книг с шести месяцев. Неважно, какую выбрать книжку. Настольные красочные и крепкий книги у которых есть выдвижные картинки или текстурированные иллюстрации.

Малыш не сумеет открыть книгу или перевернуть страницу до 9-12 месяцев. У младенца, скорее всего, нет терпимости сидеть и ничего не делать, пока вы читаете ему истории, но не сдавайтесь. Нет разницы, сколько ребенку месяцев, чтение обеспечивает хорошую возможность для объятий и общения.

Балансирование

Ребенок умеет поддерживать в 6 месяцев свой вес опираясь на ноги. Такие упражнения укрепляют его мышцы для свободного передвижения в будущем. Поддерживайте малыша подмышками и помогайте ему стоять на полу или на ваших коленях. Будьте готовы к большому количеству хихиканья.

Развитие моторики

К шести месяцам ребенок, наверняка, умеет сбрасывать вещи с любой поверхности и перелаживать предметы с одной руки в другую без лишних усилий. Развивающие движения руками включают в себя движения пальцами и запястьем.

Явная моторика необходима для ползания, во время чего используются крупные мышцы такие как, рука, нога, стопа и полностью все тело. Для развития моторным навыкам ребенка, положите игрушку в место, куда он не сумеет добраться, и посмотрите, сможет или он добраться к ней, подбадривайте его – но не давайте игрушку.

Ребенок рассеивает разочарование и становиться намного увереннее и даже быстрее, если вы не будете давать все на готовом блюдечке.
После нескольких попыток, малыш наклониться вперед, чтобы схватить игрушку, а затем выпрямиться снова. В ближайшее время, младенец научится раскачиваться взад и вперед на руках и коленях.

Малыш интересуется мелкими деталям вокруг себя. Методов исследования от 6 месяцев становится все больше и больше. По мере исследования, убедитесь, что держите пуговицы, монеты, булавки, воздушные шары, камни и другие опасные предметы удушья вне зоны досягаемости.

Прикорм в 6 месяцев

Шестой месяц — это время время менять рацион питание ребенка, начиная вводить первый прикорм, будь он на гв или ив. Первыми в меню малыша на гв и ив войдет пюре таких овощей:

  • кабачок;
  • цветная капуста;
  • брокколи;
  • сладкая картофель;
  • цукини;
  • морковка.

Чем кормить ребенка в 6 месяцев, кроме овощей?

Давать ребенку можно каши и соки. С каш начинают прикорм, если у малыша проблемы с набором веса. Противников и сторонников соков в качестве первого питания младенца почти 50 на 50. Плюс сока — это витамины и желание крохи его пить, но минус заключается в не желании в дальнейшем кушать каши или овощи из-за разности во вкусе.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6
7 5.3 6 6.8 7.6 8.6 9.8 11.1

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5
7 60.3 62.7 65 67.3 69.6 71.9 68.6

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74
7 62.7 64.8 67 69.2 71.3 73.5 75.7

Почему ребенок 6 месяцев начал плохо спать

Одной из главных причин плохого сна в шестимесячном возрасте это дефицит кальция, так как он интенсивно расходуется на рост костей и зубов. Нехватка кальция в детском организме возбуждает нервную систему. Известный на тв педиатр Е.О Комаровский рекомендует давать малышу 1 таблетку кальция глюконата в сутки.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.