Домой / Карандаш / Нужно ли бить ребенка аутиста. Почему нельзя бить ребёнка с аутизмом

Нужно ли бить ребенка аутиста. Почему нельзя бить ребёнка с аутизмом

Общение с агрессивными детьми

Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (Реан А.А., 1999, с.218).

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (там же, с.218)

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, то необходимо обучить ребенка приемлемым способам выражения гнева:

1. научить ребенка прямо заявлять о своих чувствах;

2. выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому этим детям будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998г.). В процессе обучения можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». Для того, чтобы прием начал работать необходима многодневная тренировка.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. C этой целью можно обсудить с ребенком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Очень полезно совместное чтение взрослого с ребенком с дальнейшим обсуждением прочитанного, когда взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. А также рекомендуется сочинять с ребенком сказки, истории.

Как общаться с агрессивным ребенком?

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева, Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь назло(медленно выполнять указания родителей).

Технику: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий, тоже не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливого вопроса своего ребенка:»А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (примите ванну, послушайте любимую музыку, посмотрите комедию...)

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Дети с ОВЗ

Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии (гиперактивность, агрессивность, тревожность, аутизм)

Гиперактивные дети

Что такое гиперактивность? «Гипер…» - указывает на превышение нормы, слово «активный» означает «действенный, деятельный». Наличие синдрома гиперактивности может определить только врач-невропатолог после специальной диагностики.

В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – микроорганические повреждения головного мозга. Причинами возникновения гиперактивности могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, внутриутробное кислородное голодание, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Гиперактивность характеризуется двигательной расторможенностью, импульсивностью (действия по первому побуждению) и дефицитом активного внимания. Пик проявления гиперактивности приходится на 6 – 7 лет, затем идет постепенный спад, т.е. к 14-15 годам проявления гиперактивности сглаживаются. Американские ученые считают, что так или иначе гиперактивность проявляется и во взрослом возрасте. Эти дети мало спят, очень подвижны, очень высокая отвлекаемость. Внимание переключается непроизвольно, у них много незаконченных дел, плохая координация движений, недостаточный мышечный контроль.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Важно их различать.

У гиперактивных детей могут возникать следующие трудности:

· не могут сидеть спокойно (обычно с рождения, но внимание на это обращают часто только в школе; могут возникать конфликты с учителем);

· говорливость

· поведение часто агрессивно (т.к. самооценка обычно занижена из-за внутреннего неверия в свои силы, могут совсем перестать учиться);

· не могут ждать и действовать по плану (импульсивность);

· лучше воспринимают материал один на один (лучшие результаты в начале дня, спрашивать желательно на первых уроках);

· очень реагируют на новизну и на что-то интересное (при этом не растормаживается внимание, поэтому важно быть экспрессивными при общении с ними).

У девочек гиперактивность проявляется реже и выражена менее ярко. Кроме девочек, часто «упускают» успевающих детей (учатся они обычно на 4 вместо 5 и т.д.).

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо правильно выбрать стратегию (выработка единой стратегии воспитания педагогами и родителями). Важно помнить, что никто в этом не виноват (и, прежде всего ребенок). Ребенок такой, какой он есть. Родителям и педагогу можно обмениваться «карточками-переписками», в которых, на заранее подготовленной карточке, коротко записывается информация о ребенке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме (любое достижение ребенка обязательно отмечается в карточке). Далее:

· очень важен тактильный контакт;

· рабочее место должно быть тихим и спокойным (не у телевизора, не у двери);

· родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать ребенку;

· требуется постоянная психологическая поддержка, (ребенок хочет быть успешным, но это редко удается), он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест, поэтому важно переключать ребенка на другой вид деятельности, как только он устал;

· не читать нотации (длительная речь не будет до конца выслушана и осознана), а установить заранее правила поведения и систему поощрений и наказаний (нельзя требовать «исправления» сразу всего, требования должны быть конкретными, четкими и выполнимыми), причем на отработку каждого требования может уйти много времени (2 – 4 недели и больше);

· не подавлять двигательную активность, а научить выплескивать ее приемлемыми способами;

· снизить требования к аккуратности (особенно вначале, чтобы сформировать чувство успеха и повысить мотивацию);

· договариваться с ребенком заранее, подготовить к смене занятий, предупредив об окончании за несколько минут (снижение агрессии на взрослого);

Если ребенок «случайно» что-то сделает не так, хотя и будет стараться, его можно простить. Ребенок должен знать, что не лишиться вашей любви.

Агрессивные дети

Агрессия - с латинского «нападение», «приступ».

Агрессивность – поведение, которое наносит физический и моральный вред другому человеку.

Проявляется агрессия в злых шутках, оскорблениях, избиениях, а также в реакциях самонаказания или аутоагрессии. По аффекту агрессия проявляется в гневе, ярости, эмоциональном возбуждении. Запускаться агрессивное поведение может любой реакцией, которая ребенку не нравится. Характерно полевое (непредсказуемое) поведение, особенно для подростков.

Такие дети испытывают враждебность к окружающему миру и заранее ожидают враждебного отношения к ним. Трудно формируется рефлексия, склонны вину за агрессию приписывать другому. У них низкий уровень эмпатии (не могут встать на позицию другого человека). Могут часто вымещать злобу на слабых (агрессия напрямую связана со страхами). У агрессивных детей обычно низкая самооценка.

Причины агрессии:

· большую роль, помимо органических нарушений, играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка (доказано, что в случае резкого отлучения от груди и в случае сведения к минимуму общения с матерью у детей формируются тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность);

· важен характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у ребенка (два полярных метода воздействия: чрезмерная строгость либо излишняя снисходительность);

По результатам исследований, родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, наоборот, взращивают ее. Агрессия порождает только агрессию. Поэтому родителям важно уметь находить разумный компромисс, чтобы научить детей справляться с агрессией.

Агрессивного ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но этот ребенок больше других нуждается в помощи взрослых, в их внимании. Агрессия ребенка – это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным, не любимым.

Такой ребенок ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников с помощью агрессии, т.к. не знает, как сделать это по-другому.

Агрессивные дети часто подозрительны, любят перекладывать вину за ссоры и конфликты на другого человека. Сами они обычно не могут оценить свою агрессивность, наоборот, им кажется, что все хотят обидеть именно их (возникает замкнутый круг).

К сожалению, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям даны на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Автор выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные (просьбы и мягкое физическое манипулирование ), один – нейтральный (модификация поведения , которая предполагает использование поощрения за выполнение определенных правил и наказания за их игнорирование). Этот способ нельзя использовать слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. И, наконец, два негативных способа – частые наказания и приказы . Эти способы контроля заставляют ребенка чрезмерно подавлять свой гнев, у него появляются пассивно-агрессивные черты характера (это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя взрослого, причем ребенок может причинять вред и себе: специально плохо учиться, капризничать на улице без причины, надевать те вещи, которые не нравятся родителям и т.д.).

Поэтому важно обязательно продумать систему поощрений и наказаний в семье:

· наказания не должны унижать ребенка;

· наказание следует непосредственно за проступком (время для ребенка течет иначе, не должно быть длительных наказаний);

· наказание эффективно, если ребенок сам считает, что заслужил его;

· за один проступок нельзя наказывать дважды;

· важна постоянная отработка навыков общения с окружающими, т.е. расширение поведенческого репертуара (выбор способов поведения в различных ситуациях).

Все эти способы и приемы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей обычно только приводит к ухудшению поведения ребенка.

Наладить отношения с ребенком может помочь терпение родителей, внимание к ребенку, к его нуждам, потребностям, (а также и к своим собственным).

Три направления работы:

1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева (вербальным или физическим). Дать возможность ребенку выразить гнев на бумаге или приемлемым физическим способом.

2. Обучение навыкам распознавания и контроля гнева, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (эффективны поведенческие тренинги, ролевые игры, театр, обучение способам выхода из конфликта). Важно развитие навыков взаимодействия с другими людьми, в т.ч. обращение «я», а не «ты» (говорить о своих чувствах). Невербальное общение (поза, мимика, жесты).

Тревожные дети.

Отличительная особенность этих детей – повышенная тревожность.

Тревога – эпизодическое проявление беспокойства, волнения.

Тревожность – устойчивое состояние.

Страх – человек боится чего-то конкретного.

Часто причиной является произошедшее в раннем возрасте событие, вызвавшее беспокойство. По каким-то причинам реакция беспокойства, тревоги закрепилась и ребенок реагирует так на все события. Он считает себя несостоятельным во всем, всегда опасается, поэтому пытается контролировать ситуацию (но все контролировать невозможно).

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых; влияет и авторитарный стиль родительского воспитания. Еще до школы может сформироваться учебная тревожность (завышенные требования к ребенку, стиль работы воспитателя, сравнения с другими детьми в худшую сторону, чрезмерная нагрузка).

В случае невротических реакций необходима помощь психолога и медиков.

Тревожные дети очень самокритичны, часто занимаются самоедством, им важно не опростоволоситься. Пытаются контролировать не только ситуацию вокруг, но и общение (тяжело переживают разрывы со сверстниками). У них черно-белая окраска мира. Совершенно разваливаются в ситуации неопределенности, двусмысленности. Часто ожидают самого худшего. Свойственна повышенная утомляемость, раздражительность. Из-за постоянного беспокойства склонны к мышечным напряжениям, поэтому полезно обучать релаксации. Могут возникать соматические проблемы.

У тревожных детей заниженная самооценка, поэтому очень полезно всяческое одобрение (хотя оно лишь смягчает ситуацию). Склонны к перфекционизму, среди них часто встречаются отличники (такими их делают семьи). Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону.

Тревожность часто формируется под влиянием ложных убеждений (тяжело работать, если они сформированы на довербальном уровне). Важно работать с неправильными представлениями ребенка, перестраивать их (показать положительные стороны его жизни, то, что у него хорошо, чтобы он сам научился эти стороны видеть). Для подростков хорош юмор (относиться с юмором к себе и различным ситуациям).

Часто развитию тревожности у детей способствуют взрослые. Родители могут предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Потерпев одну неудачу за другой, ребенок понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности и успешности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Полезно снизить количество замечаний.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!» Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь сложной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

Тревожному ребенку важен тактильный контакт с родителями, который помогает обрести чувство уверенности и доверия к миру. Очень полезны упражнения на релаксацию. При этом желательно, чтобы родители выполняли упражнения вместе с ребенком.

Аутичные дети.

Аутичность – (от греческого – сам) – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Основные симптомы: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

Аутизм проявляется в разных формах. О.С. Никольская предлагает в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него. Она выделяет четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Обладают большим словарным запасом, говорят сложными, «книжными» фразами. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Характерны трудности в усвоении двигательных навыков, речь бедна и аграмматична, могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

В повседневной практике мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4 – 5 раз чаще. Причины его возникновения до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. Часто наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Может сочетаться с другими психическими расстройствами. Диагноз «аутизм» может поставить только врач.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развития. Ребенок позднее своих сверстников начинает узнавать мать, а, узнав ее, не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека. Неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. Часто наблюдаются двигательные стереотипы: раскачивания, какие-либо однообразные движения, может длительное время издавать одни и те же звуки. Обычно дети избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими.

От коллективной игры аутичные дети отказываются. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе (манипулирование предметами).

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором (результатом может быть «уход в себя» либо вспышка агрессии). Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии.

Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях (абсолютный слух, рисование, счет и т.п.).

Свойственное обычно отставание в развитии речи аутисты даже не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с ЗРР, но без нарушения общения. Во фразовой речи, как правило, отсутствует местоимение «Я». Ребенок говорит о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к нему. Механическая память обычно хорошо развита, поэтому надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, часто автоматически повторяют понравившиеся им фразы.

Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Позже других детей научаются одеваться, раздеваться, пользоваться горшком и т.д.

При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

Как помочь аутичному ребенку.

Родители аутичных детей часто обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Кроме того, иногда можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа – люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

Родителям важно понять, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослым слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью некоторые релаксационные игры и пальчиковые упражнения. Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущения будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Очень полезна работа с песком, глиной, пшеном, водой, рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами).

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Не существует четких и быстродействующих правил для наказания ребенка, и многие родители пытаются найти их, по крайней мере, в начале. Но когда дело касается наказания ребенка, страдающего аутизмом, это становится действительно трудно.

Родители детей, страдающих аутизмом, стоят перед действительно трудной задачей, и им следует особенно внимательно следить за своим поведением. Если родители таких детей вынуждены применить какое-либо наказание, то оно должно быть своевременным. Родители должны оставаться позитивно настроенными по отношению к ребенку, но одновременно быть достаточно стойкими.

Существует несколько способов оставаться позитивными в поведении с ребенком. Очень важно поощрять позитивные и хорошие моменты как можно чаще. Можно использовать систему награждений при хорошем поведении ребенка, например, награждая каждый раз наклейкой, что позволит подтолкнуть ребенка делать все правильно. Это поможет в воспитании всех детей, но больше всего пользы от такой системы получат дети-аутисты.

Другой способ проявить позитив – разобраться, почему ребенок себя так ведет. У некоторых детей могут быть проблемы с двигательным аппаратом или трудности в описании того, что они чувствуют, поэтому они сильно подвержены нервным срывам. Если это и является причиной, то родителям следует перенаправить действия ребенка с помощью техник расслабления. Это может занять какое-то время, но ребенок научится сдерживать и успокаивать себя в трудных ситуациях.

Родители должны быть стойкими в любых наказаниях, если они хотят получить от них результат. Дети должны хорошо осознавать, что случится, если они сделают что-то, что делать нельзя. Твердость поведения поможет родителям контролировать ребенка все время, и поможет оградить его от плохого поведения.

Если вы обычно считаете до трех, чтобы ребенок перестал делать что-то, а то вы его накажете, то нужно идти до конца. Нельзя, досчитав до двух, начинать счет с начала, ведь тогда ребенок подумает, что он может уйти от наказания, продолжая этим заниматься.

Если нужно принять срочные меры, то это следует делать своевременно. Многие родители предпочитают дождаться, пока супруг или супруга придут домой, чтобы всем вместе обсудить поведение ребенка, но это очень редко помогает в воспитании детей, страдающих аутизмом. Наказание должно следовать сразу. Если ребенок нарочно ломает что-то во время обеда, а наказывают их через четыре часа, то ребенок может просто не найти связи между этими двумя событиями, он будет озадачен, думая, что его наказывают за хорошее поведение.

Когда дело доходит до наказаний, оба родителя должны быть вовлеченны в этот процесс, или это не окажет на ребенка полного влияния. Очень важно не сбрасывать наказание на плечи только одного из родителей.

Чтобы получить больше советов и указаний, подпишитесь на бесплатные брошюры про аутизм.

Очень важно родителям сохранять спокойствие, если что-то случилось. Крик – не самый лучший способ поведения, он может оказать противоположное действие при наказании. Если один из родителей видит, что обстановка слишком накаленна, ему следует выйти в другую комнату, чтобы успокоиться. Очень важно сохранять трезвый ум. Воспитание ребенка, страдающего аутизмом, может быть очень трудным, но главное иметь четкий, своевременный план действий при возникновении проблем.

Родителям не всегда легко решить, как лучше справиться с нежелательным поведением ребенка. Ситуация еще больше усложняется, если у ребенка аутизм. Родителям детей с аутизмом важно понимать, что прививать дисциплину - это не просто наказывать ребенка за “плохие” поступки, но изменять поведение и направлять в конструктивное русло.

Шаги

Учитывайте особенности детской психики

    Не забывайте, что ребенок с аутизмом - прежде всего ребенок. У всех детей есть предпочтения, причуды, капризы и каждый из них реагирует на разные вещи по-своему. Каждому ребенку присущи свои симпатии и антипатии. Аутизм никак не отменяет эти аспекты. Любой используемый метод обучения дисциплине должен относиться к сложным поведенческим ситуациям с пониманием. Старайтесь оказывать ребенку поддержку, которая необходима для самоконтроля, чтобы превратить "плохое" поведение в конструктивные поступки.

    • Как и любой ребенок, дети с аутизмом могут вести себя плохо. Дети часто нарушают правила и не могут контролировать свои поступки, когда у них плохое настроение. Аутизм - вовсе не “индульгенция” и не повод нарушать правила, но, с другой стороны, ребенка с аутизмом нельзя наказывать только за то, как он выражает себя и свои чувства. Дисциплинировать - значит обучать самоконтролю и способности конструктивно удовлетворять свои потребности.
  1. Запаситесь терпением. Попытки понять своего ребенка могут вызвать чувство разочарования, но важно помнить, что главное - это терпение. Спустя некоторое время благодаря нижеизложенным стратегиям ваш ребенок с аутизмом научится вести себя лучше. Не ждите, что это произойдет в мгновение ока.

    • Помните, что дети с аутизмом сталкиваются с такими трудностями, как сенсорные проблемы и сложности в общении. Иногда они приводят к отчаянию и чувству безысходности.
    • Не забывайте, что язык тела ребенка с аутизмом в момент восприятия информации может очень сильно отличаться от привычного языка тела детей. Он может выполнять странные движения или смотреть по сторонам и выглядеть отвлеченным, но это не значит, что ребенок не слушает вас.
  2. Настройтесь на позитивный лад. Не забывайте, что большей частью “дисциплина” подразумевает попытки поощрить правильное поведение ребенка, а не наказать его за проступки. Приводите ему примеры недопустимых поступков и предлагайте альтернативы, которые будут рассмотрены ниже. Чем больше вы будете акцентировать внимание на хорошем поведении, чем чаще ребенок будет выбирать такой образ действий. Если проступки случаются все так же часто, попробуйте показать ребенка специалисту по коррекции поведения.

    Учитесь различать эмоциональные срывы. Многие случаи "плохого поведения" детей с аутизмом на самом деле являются эмоциональным срывом. Эти ситуации представляют особую сложность, когда ребенок еще маленький или не склонен к общению, поэтому он не может сказать о причинах плохого настроения. "Истерика" и "баловство" могут оказаться попыткой сообщить о потребностях, справиться с беспокойными сенсорными ощущениями или стрессом.

    • Лучше всего придумать план, который поможет вам научить ребенка избегать эмоциональных срывов самостоятельно. Классические воспитательные приемы вроде наказания (угол или “тихий стул”) могут лишь ухудшить ситуацию, расстроить ребенка еще сильнее и лишить его ощущения контроля над своими решениями. Учите ребенка “отвлекаться” и объясните, как можно успокоиться, чтобы он научился правильно управлять эмоциями и контролировать свои поступки.
    • Прочитайте и научитесь бороться с истериками детей с аутизмом.
  3. Не кричите на ребенка. Крики, попытки контролировать поступки ребенка или показывать власть над ним могут стать причиной тревожности и замешательства. В минуты тревоги дети становятся чрезмерно взволнованными и беспокойными. Они могут впадать в истерику, кричать или плакать. Старайтесь не повышать голос, даже если вы очень расстроены.

    • Попробуйте выиграть время. Скажите: "Сейчас я очень расстроена и мне нужно подумать, как лучше поступить".
    • Также возможны попытки членовредительства, когда ребенок начинает биться головой о какой-либо предмет. Обсудите варианты альтернативных действий с психотерапевтом, чтобы научить ребенка снимать напряжение другими способами.
  4. Постепенно меняйте распорядок с учетом возраста ребенка. Распорядок должен быть достаточно постоянным, но следует помнить, что ребенок становится старше, у него меняется характер и круг интересов, а вместе с ними нужно менять и методы воспитания.

    • Например, после обеда в списке может значиться физкультура, но если после каждого занятия у ребенка болит живот, то перед началом упражнений у него будет пропадать настроение. Не нужно слепо следовать расписанию из-за боязни запутать ребенка. Меняйте распорядок в соответствии с потребностями. Так, попробуйте поставить физкультуру перед обедом. Скажите об этом ребенку и убедитесь, что он все понял.
  5. Ребенок должен оставаться под присмотром. Важно замечать моменты, когда ребенку требуется “развеяться” (например, после школы). Это необходимо, когда ребенок перегружен происходящим и его захлестывают чувства. Если ребенок устал или расстроен из-за чрезмерного раздражения, то ему нужно расслабиться. Отведите малыша в тихое безопасное место, где он сможет отдохнуть и расслабиться в непринужденной обстановке под ненавязчивым присмотром. Например, оставьте его рисовать в тихом помещении, пока вы будете находиться рядом и читать книгу.

    Убедитесь в отсутствии нарушений сна и заболеваний. Если ребенку не удается выспаться или он страдает от боли, то слезы и баловство будут вполне естественной реакцией, которую легко счесть “плохим поведением”.

Применяйте особые стратегии воспитания

    Создайте прямую связь между воспитательными мерами и проблемным поведением. Особенно важно принимать меры сразу же после плохого поступка. Конечно, на некоторые моменты лучше закрыть глаза. Если вы накажете ребенка спустя много времени после проступка, он может вовсе не понять, за что он наказан. Лучше отпустить ситуацию и не наказывать ребенка, когда он уже не видит связи между поступком и дисциплинарной мерой.

    • Если ребенок хорошо воспринимает визуальную информацию, сделайте картинки с примерами плохих поступков и последующего наказания, а также правильных поступков и поощрений. Такой подход поможет ему понять связь между плохим поведением и воспитательными мерами.
    • Также поясните связь между хорошим поведением и положительными последствиями: "Если ты сложишь игрушки в ящик, то всегда сможешь их найти, а в твоей комнате будет чисто и красиво". Ребенок увидит альтернативу плохим поступкам и поймет, какого поведения вы от него ждете.
  1. Используйте воспитательные меры разного уровня. Не нужно полагаться на один вид или пример наказания. Строгость мер должна соотноситься с масштабом проступка.

    • Используйте устные предупреждения, чтобы дать шанс исправиться: "Саша, не дерись".
    • Используйте естественные последствия - если ребенок разбросал игрушки, то он сам будет их собирать.
    • Отменяйте поощрения и привилегии вроде мультфильмов по телевизору. Убедитесь, что такая мера не задевает особых интересов ребенка и не станет причиной сильного беспокойства, иначе она окажется неэффективной.
  2. Будьте последовательны. В сознании детей должна сформироваться четкая логическая цепочка: плохое поведение приведет к плохим последствиям, которые наступят вне зависимости от прочих факторов.

    Выбирайте оптимальные воспитательные меры. Используйте такие меры наказания, которые оказались эффективными и подходящими для вашего ребенка. Например: :

    • Не поддавайтесь. Ребенок поймет, что такое поведение недопустимо. Четко объясните, что это контрпродуктивно (например: "Я не понимаю тебя, когда ты кричишь. Попробуй успокоиться и объяснить, что случилось").
    • Терпеливо напоминайте ребенку о способах взять себя в руки (например, глубоко дышать или считать про себя). Предложите сделать это вместе.
    • Лишайте вознаграждения в качестве последствия плохих поступков. Если ребенок плохо ведет себя, то в качестве наказания можно лишить его привычного вознаграждения.
  3. Не используйте в качестве наказания физические меры - шлепки, удары, сильные раздражители. Жестокость в ответ на жестокость лишь убедит ребенка, что жестокость при плохом настроении - это нормально. Если вы сильно разозлились на ребенка, задействуйте те же способы взять себя в руки. Покажите на собственном примере, как вести себя в моменты гнева.

    Критикуйте поступок, а не ребенка. Не называйте ребенка “плохим”. Указывайте на пример такого поступка, чтобы исправить поведение. Например, скажите:

    • “Я вижу, что ты расстроен, но кричать бесполезно. Давай вместе сделаем глубокие вдохи?"
    • “Почему ты падала на пол? Тебя что-то расстроило в магазине?”
    • “Нельзя бить людей. Если ты злишься, попробуй поговорить, обратись к взрослому или остынь и возьми себя в руки”.

Создайте систему вознаграждений

  1. Создайте систему вознаграждений, которая прямо связана с хорошим поведением. По аналогии с наказаниями ребенку нужно понимать причинно-следственную связь между хорошим поступком и вознаграждением (похвала или награда). Со временем поведение ребенка изменится, а он станет более дисциплинированным.

  2. Определите пристрастия и антипатии ребенка. Расположите занятия и вознаграждения, которые нравятся ребенку, в порядке возрастания интереса. Создайте список и сверяйтесь с рейтингом, чтобы использовать такие пункты в качестве вознаграждения за хорошие поступки или попытки прекратить вести себя плохо.

    • Может показаться, что это своеобразная “взятка”, но все дело в правильном применении такого подхода. Важно поощрять ребенка за хорошее поведение, а не за то, что он перестанет вести себя плохо.
    • Используйте такой подход вскользь и не слишком часто. Например: "Я горжусь тем, как ты вела себя в этом переполненном магазине. В обед у нас будет немного свободного времени. Хочешь, чтобы мы с тобой почитали книжки с картинками?"
  3. Будьте открыты новым идеям. Каждый ребенок уникален, а дети с аутизмом уникальны вдвойне. Наказание или “скучное” занятие для одного ребенка может оказаться высшей наградой для детей с аутизмом и наоборот. Старайтесь мыслить творчески и рассматривать новые идеи поощрений и воспитательных мер.

    • Оценка: всегда тщательно обдумывайте меру заранее. Вы бы смогли использовать такой подход для ребенка без аутизма? Если нет, подобная мера может принести больше вреда, чем пользы.
  4. Определите систему вознаграждений. Существует масса вариантов, но мы рассмотрим две лучших системы:

    • Создайте таблицу поведения и отмечайте в ней хорошие поступки особой наклейкой или меткой. Ребенок получит вознаграждение, когда заработает определенное количество наклеек. Разрешите ребенку самому клеить наклейки, чтобы он участвовал в процессе.
    • Часто используется система символических вознаграждений. Обычно ребенок получает вознаграждение за хорошее поведение (значок, жетон, монетка). Позднее виды вознаграждений можно поменять. Такая система часто является своеобразным договором с ребенком, поэтому ее не получится использоваться с очень маленькими детьми.
  5. Хвалите ребенка. Произносите похвалу отчетливо, но тихо, чтобы ребенок не перевозбудился и не расстроился. Хвалите за попытку, а не за результат. Хвалите за то, что он стремится достичь цели. Для ребенка с аутизмом очень важна ваша оценка его упорства и усилий, а не конечного результата.

    • Если ребенок не понимает устную речь, то вместе с похвалой давайте небольшую награду.
    • Ваша искренность и восхищение правильным поступком мотивирует ребенка чаще поступать правильно.
  6. Используйте сенсорные награды. Обычно их сложнее подать как награду, но для ребенка важно такое вознаграждение, которое правильно стимулирует сенсорную активность. Следите, чтобы он не перевозбудился, иначе ребенок может расстроиться. Примеры:

    • Зрение: иногда детям нравится смотреть на новые книги, фонтанчик, животных (особенно рыбок) или летающие самолетики.
    • Слух: песенка или тихая успокаивающая музыка на простых инструментах вроде пианино.
    • Вкус: суть не в том, чтобы просто поесть. Позвольте ребенку попробовать различные продукты, которые ему нравятся - сладкие фрукты, соленые блюда или другие приятные на вкус продукты.
    • Запах: учите ребенка различать разные запахи вроде эвкалипта, лаванды, апельсина и цветов.
    • Осязание: песок, бассейн с шариками, вода или даже упаковка продуктов (пакет чипсов, пленка с пузырьками), желе или пластилин.

Родительство - система взаимосвязанных компонентов, направленных на рождение и воспитание человека. Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность родительства напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Личные особенности (физические и психологические) взрослых тоже сказываются на стиле воспитания их детей. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с аутизмом, оный играет ведущую роль. Стартовые условия для ребёнка с аутизмом имеют не меньшее значение, чем личные сильные стороны, уровень интеллекта и благоприятные обстоятельства. В детском возрасте происходит осознание себя отличным от других, что может иметь негативные последствия для психики аутичного ребёнка. Цель родителей - создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данный текст предлагает родителям аутичных детей десять советов, направленных на улучшение качества взаимоотношений. Они сформулированы как побудительные пожелания, несмотря на частицу "не", которая используется исключительно для усиления смысла написанного.

1. не пренебрегайте личной психической гигиеной
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам аутичного ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. И даже могут привести к трагедии: убийства аутичных детей собственными родителями, увы, нередки.
Чтобы избежать необратимых последствий, необходимо вовремя обращаться к специалистам (психолог, невролог) для преодоления собственных проблем. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) крики и ругань в семье могут напугать аутичного ребёнка, вызвать у него аутическую истерику.
б) раздражительность родителя повышает тревожность у аутичного ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. не отождествляйте себя с аутичным ребёнком
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Аутичный ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае - обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а) аутичный ребёнок не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
б) аутичный ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков - сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут вопросы).

3. не забывайте о необходимости самообразования
Регулярное чтение научных работ специалистов в области аутизма, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих аутичных детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребёнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской , комбинируйте методики, исходя из реакций ребёнка.
Примеры:
а) ваш аутичный ребёнок по описанию похож на некого аутичного ребёнка Х, который уже научился самостоятельно садиться за уроки или подогревать еду, а ваш никак не усвоит эти действия: не считайте своего ребёнка глупым или безнадёжным, не копируйте слепо чужие способы, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для него.
б) ABA терапия рекомендуется многими специалистами и родителями, но если ваш ребёнок отвергает этот метод, то прекратите занятия, возможно, ему больше подойдёт сенсорно-интегративная терапия или вообще занятия с логопедом и чёткий график без вмешательства прочих специалистов.
в) не торопитесь просить о назначении препаратов на основе чужого опыта: ваш аутичный ребёнок нуждается в объяснениях и поддержке, а не в состоянии "овоща".

4. не игнорируйте сильные стороны аутичного ребёнка
Любые родители и дети - разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом - это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией, а могут и нет. В любом случае поощряйте их, помогайте аутичному ребёнку в нахождении информации. Говоря о прикладной области его интересов и способностей, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача - помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия аутичного ребёнка.
Примеры:
а) аутичный ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет быть корректором или набирать данные.
б) аутичный ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. не занимайтесь насильственной социализацией аутичного ребёнка
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у аутичного ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. Объясняйте аутичному ребёнку правила общения и поведения, будьте готовы прийти на помощь. Ребёнок должен знать, что вы - его поддержка и источник информации, а не еще один отторгающий его суть и природу человек.
Примеры:
а) некий аутичный ребёнок Х ходит в детский сад, а состояние вашего только ухудшается от посещения дошкольного учреждения: измените график работы или наймите сиделку, чтобы ребёнок был дома, лучше для него будет развиваться в собственном темпе в спокойной обстановке, чем переживать перегрузки и срывы в детском саду из-за того, что там не могут найти к нему подход.
б) не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, по ходу помогая ему освоить правила, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
в) не ставьте цель добиться зрительного контакта - аутичные дети прекрасно обходятся без оного, понуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. не отмахивайтесь от сенсорных особенностей аутичного ребёнка
Известно, что сенсорное восприятие детей с аутизмом (как и взрослых) имеет свои особенности. Некоторые виды сенсорной информации из-за неправильной фильтрации на входе непереносимыми или вызывают осложнения . Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области. Обязательно почитайте, как описывают свой опыт сенсорных перегрузок взрослые аутичные люди (они тоже были детьми), и попробуйте задействовать свою "модель психического" и эмпатию (поговаривают, оные у вас, нейротипичных людей, работают "правильно") - представьте, что всё вокруг вас воняет, орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок с аутизмом. Ваша задача - облегчить ему это состояние, а не "закалить", тем более это невозможно.
Примеры:
а) аутичный ребёнок закрывает уши или глаза - это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, проигрыватель, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
б) одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
в) проблемы с питанием возникают из-за сенсорной чувствительности к текстуре и консистенции продуктов: аутичный ребёнок не ест твёрдую пищу, так готовьте ему пюре и крем-супы, аутичный ребёнок не ест вперемешку - давайте отдельно; не пытайтесь перебороть ребёнка, это вызовет расстройство пищевого поведения и проблемы с ЖКТ.

7. не используйте прозвища и клички в отношении детей с аутизмом
Аутичные дети - прежде всего люди, любой аутичный ребёнок - прежде всего человек. У человека есть имя и достоинство, неотъемлемые от рождения права. Применение к аутичным детям прозвищ по выбору родителей - унижение личностей. "Аутята" и "аспики" существуют в вашей воображаемой реальности, они изначально лишены субъектности. Только аутичные люди (или люди с аутизмом, с синдромом Аспергера) могут называть самих себя по собственному выбору. Родители аутичных детей должны обращаться к ним и говорить о них называя по имени или так, как предпочитают дети.
Примеры:
а) "Каждый раз, когда я читаю очередного родителя, называющего ребёнка аутёнком, испытываю раздражение. Вроде не меня касается, а неприятно. Будто аутисты не люди, а полузверушки домашние." (с) взрослый человек с аутизмом
б) "Что значит "аутмама"? Одно дело, если так себя называет аутичная женщина-мать, другое - когда нейротипичная. Да еще и не имеет понятия об адекватном воспитании детей. Так и хочется сказать в ответ, что вы не мы, а мы не вы." (с) девушка с синдромом Аспергера

8. не питайте иллюзий, что аутизм можно перерасти
Аутизм (расстройства аутистического спектра) - пожизненное состояние с разной степенью выраженности симптоматики. Есть примеры успешной адаптации аутичных людей в обществе (Т.Грандин, Д.Э.Робисон, А.Нейман, Э.Секвензия). У каждого из них свой уникальный набор способностей, особенностей, сложностей и проблем. Точно как и у вашего ребёнка с аутизмом. Найдёт ли он своё место в жизни, будет ли жить самостоятельно, состоится ли в плане карьеры и личных отношений - всё равно он будет аутичным человеком.
Примеры:
а) аутичный ребёнок имеет задержку речи, точно такая же была у вашего знакомого или родственника, который успешно состоялся в жизни и не имеет никаких признаков аутизма, - указанный человек не рожден аутистом, а ваш ребёнок - аутист, примите это.
б) некий аутичный взрослый человек успешно работает, получил высшее образование, живёт полностью самостоятельно: это не значит, что он не борется с миром каждый день, не вынужден притворяться и подстраиваться, платя за это высокую цену (тревожность, приём препаратов)

9. не применяйте физическое насилие к аутичному ребёнку
Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. И это нужно принять как императив без пояснений и оговорок. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
Примеры: здесь не может быть никаких примеров, если вы сомневаетесь, то обратитесь к рекомендации в п.1, причём срочно.

10. не молчите об аутизме
Стереотипы и мифы об аутичных детях порождают страх и отторжение. Информирование об аутизме в различных жизненных ситуациях поможет произойти положительным переменам в общественном восприятии. Говорите о своём аутичном ребёнке, поясняйте его поведение, реакции и потребности. Чем больше окружающие узнают, тем более вероятны толерантность и принятие в отношении людей с аутизмом. И, возможно, будущие дети с аутизмом будут жить в куда более приспособленном для них социуме.
Примеры:
а) если у аутичного ребёнка случается срыв (медтдаун) в общественном месте, то помогая ему, говорите людям, что он для них не опасен, что таковы его реакции на свет и звуки (и другие сенсорные импульсы).
б) аутичный ребёнок прилюдно стиммит - объясните окружающим, что таким образом он достигает успокоения и концентрации, а вовсе не стремится шокировать окружающих.
в) на детской площадке, в школе говорите другим родителям и учителям об аутизме, порекомендуйте статьи, дайте брошюрки - просвещение носит двусторонний характер.

Wing, L. & Gould, J. (1979), "Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification" // Journal of Autism and Developmental Disorders, 9, pp. 11–29.
О.С. Никольская "Психологическая классификация детского аутизма" // Альманах №18 "Детский аутизм: пути понимания и помощи", 2014.
Tony Attwood "Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals", 1998.

Как часто, если что-то реально нельзя, а кто-то это делает, ему говорят:

Сделай лучше иначе.
-А не хочешь сделать по-другому?
-А зачем ты это делаешь?

И ведь по факту всё это означает: «Нельзя!!! Будешь так делать, мы тебя накажем!!!» Но при этом,#чистапопонятиям слово «Нельзя» в таких ситуациях тоже запрещено говорить. И если аутист уточнит: «А это нельзя», его поднимут на смех. За нарушение понятий. Получается, все должны понять сами, что это нельзя, объяснять нельзя, а кара будет жестокой, если не поймёшь.

И нейротипичные люди понимают это на автомате. А аутист понимает эту фразу так, как она написана. Приведу три те же примера. Если нейротипик в каждой фразе из этих понимал слово «нельзя» — тоже, кстати, запрещённое, то для аутиста это будет выглядеть так:

Сделай лучше иначе. «Видимо, сейчас лучше поесть вилкой. Меня попросили КОНКРЕТНО СЕЙЧАС поесть вилкой. А завтра я буду снова есть руками»

Согласитесь, если сейчас у нас будет акция в рамках проекта #я_блоггер_3 (http://vk.com/public75479771) касательно каких-либо временных скидок, и я попрошу Вас написать подать заявку в нужную тему, если это Вас заинтересовало, Вы же не сочтёте, что надо подавать заявку туда каждый день, когда Вам будет нужна конкретно эта услуга, акция пройдёт, а Вы будете писать месяц, 100 дней, год… Ведь если Вы видите скидочную акцию, Вы напишите один раз. А для аутиста это то же самое.

-А не хочешь сделать по-другому? –Не хочу.

Ведь если Вас спросят, хотите ли Вы поесть в ресторане, например, суши, а Вы очень не любите суши, Вы ответите, что нет. И это будет нормально.

А зачем ты это делаешь?
-Мне так удобнее.
-*ржач*
-Я что-то делаю не так? Скажи, как делать правильно?
-Ты издеваешься? Это все знают. Думай сам, не притворяйся!

А если Вас возьмут на работу оператора обслуживания научного компьютера, для которого нужна специальная фирменная инструкция, без которой управлять этим компьютером правильно практически невозможно, ещё и сломаете всё, и Вы её попросите, а Вам ответят: «Вы издеваетесь? Это же понятно всем! Не притворяйся, разбирайся сам, без инструкции» — и даже после того, как Вы уйдёте и попросите друга, учителя информатики, учителя курсов, или даже производителя этого компьютера научить Вас обращаться с этим компьютером, и все они ответят то же самое, сможете ли Вы работать с этим компьютером? Особенно, если выпускать к нему инструкции по эксплуатации вообще будет запрещено на государственном уровне?

Но если от работы за компьютером можно отказаться, то в первоначальном случае Вы отказаться не можете, и Вас казнят. И Вы не знаете, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ избежать этой казни. Вам не говорят.

Поэтому в непонимающих семьях аутисты могут с трудом понимать даже элементарные правила приличия. Ребёнок ест руками.
-Ешь, как свинюк.
-А как есть не как свинюк?
-Да задолбал уже! Ешь, как все, и не выдрюкивайся!

В итоге ребёнок не знает, КАК ЕСТЬ КАК ВСЕ. КАК ЕСТЬ НЕ КАК СВИНЮК? Спросить он боится, потому что на него разозлились. А сам догадаться не может. Поэтому регулярно получает зуботычины. В итоге мы имеем ребёнка, который в 10 лет ест руками, запуганный, потому что его много прессовали, и вообще, стремиться во время еды скрыться, чтобы никто не видел, как он есть. Например, будет тайно наедаться фастфудом, или, если нет денег, подбирать что-либо на помойке, а во время еды с родителями скажет, что не голоден. Всё, что угодно, лишь бы не есть при тех, кто за это ругает, и не объясняет, КАК НАДО ПРАВИЛЬНО.

Неужели так сложно сказать ребёнку: «По законам общества есть руками ЗАПРЕЩЕНО, надо есть вилкой и ложкой (и показать технику работы с этими приборами)?» И один такой инструктаж решит эту проблему раз и навсегда. Видимо, сложно. Потому что это противочистапонятийно.

Сейчас я взял самое яркое, правда, не так часто встречающееся явление, потому что про ложку и вилку, как правило, родители объясняют, но система понятна. Таких правил в быту море, и часто окружающие оргызаются на просьбу объяснить наиболее сложные из них.

Причём, даже если родители добрые, вероятность этого велика, то уж товарищи по школе, общежитию, лагерю, и т.д., объяснять не будут. Даже если ребёнок выучил основу, в коллективе появляется ещё куча правил, которые родители ему не успели вдоблить. А ровесники щадить не будут – сразу начнут карать. Именно так по большей части и начинается групповая травля аутиста.

В общем, жизнь аутиста среди этих строгих законов можно описать следующей метафорой:

Вы из свободного общества, где все друзья, и всё можно, попали в тоталитарную страну с очень жёсткими законами, за нарушение которых тут же ловят, и либо сажают очень надолго, либо расстреливают. Но публиковать Уголовный Кодекс в этой стране запрещено, если у кого найдут Уголовный Кодекс, его расстреливают на месте, ровно, как и того, кто этот Кодекс знает, но осмелится пересказать его кому-либо. И даже полицейскому, который Вас арестовывает, и тащит в каталажку, строжайше запрещено внутренними приказами МВД отвечать Вам, за что он Вас взял. А если даст слабину и скажет Вам, в чём Вы обвиняетесь, его тут же отдадут под трибунал.

И найти Уголовный Кодекс в этой стране Вы сможете только через TOR Browser, на пиратских самопальных заблокированных сайтах, которые найти в поисковике можно лишь за два часа поиска, не обновлявшихся два года, которые опасные хакеры писали сами, по памяти, со слов других(третьих, четвёртых людей), и описаны они очень непонятно, и это ещё при том, что почти вся информация на этих сайтах разная, и даже противоречит друг другу.

Согласитесь, даже если Вас вполне устраивает жёсткая диктатура, но по обычному закону, то в стране, описанной выше, Вы вряд ли сможете жить. А попробуйте всеми силами поднять мятеж. Пусть даже в одиночку. Потому что терпеть это вообще никаких сил нет. Съедите от этого страха уголовного преследования в купе с неизвестностью с катушек. А ведь именно от этого у взрослых аутистов такая подозрительность и готовность чуть что защищать себя любыми способами и любой ценой, даже если реальной угрозы жизни ещё не было.

Дорогие мои, ну что вам будет, если Вы скажете, что это – нельзя? Это что, волшебное слово, произнёсший которое тут же умирает от молнии с неба? А ведь создаётся именно такое впечатление. Ну, скажите, пожалуйста, ему, Вы решите этим кучу проблем. И объясните, как надо, даже если для Вас это элементарнейшие вещи. Или скажите ему это наедине и строго-настрого запретите говорить, что это Вы. Если Вы боитесь, что уже Вас покарают, когда он им расскажет, что Вы совершили особо тяжкое военное преступление, связанное с изменой Родине, а именно сказали ему слово: «НЕЛЬЗЯ» Велите ему свалить на кого-то, кого не смогут покарать. Или дайте ему почитать статью, где это написано, автора вряд ли будут искать, чтобы покарать.