Домой / Карандаш / Основные этапы развития педиатрии. Введение

Основные этапы развития педиатрии. Введение

В истории отечественной педиатрии выделяют два периода. Первый охватывает период от возникновения педиатрической деятельности до второй половины 19 века. Ко второму периоду относится развитие отечественной педиатрии от момента возникновения самостоятельных клинических школ и одновременно элементов общественной педиатрии (Общество борьбы с детской смертностью и другие начинания в рамках земской, городской и фабрично-заводской медицины) до советского периода. Третий период - это развитие практической и теоретической медицины после Великой Октябрьской социалистической революции.

Заболеваемость и смертность детского населения в России были очень высокими. Организованная медпомощь детям практически отсутствовала. Этим занимались невежественные бабки и знахарки. По указу Петра I в 1714 г. в Петербурге была организована богадельня-приют для подкидышей и беспризорных детей. В 1721 г. был издан сенатский указ об устройстве в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых детей. Так, М. В. Ломоносов в своих работах особое внимание уделял охране здоровья детей. Среди предлагаемых им мероприятий он выдвигает на первое место «меры по увеличению количества рождающихся и меры к сохранению рождающихся».

В 18 веке большую роль в становлении педиатрии сыграл И. И. Бецкой. По его проектам в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома, разработаны указания по организации этих учреждений, правила по уходу за детьми и их воспитанию. Содержались эти дома на средства благотворительности; смертность детей в них была огромная, и поэтому они получили название «фабрики ангелов».

Основоположником научной педиатрии в России следует считать С. Ф. Хотовицкого, который составил первое оригинальное русское руководство по педиатрии, названное им «Педиятрика». Это лекции по детским болезням, которые он читал в Петербургской медико-хирургической академии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого, а организм, который растёт и развивается по присущим ему законам. Он вёл объединённую кафедру акушерства, женских и детских болезней.

После открытия детских больниц, создания педиатрических кафедр, клиник отечественная педиатрия вступает в новый период развития и утверждается как самостоятельная дисциплина. В 1834 г. в Петербурге по инициативе передовых врачей была открыта вторая в Европе специальная детская больница на 60 коек, которая содержалась на благотворительные средства и пожертвования. В 1842 г. в Москве тоже на благотворительные средства была открыта детская больница на 100 коек.

Во второй половине 19 века значительное влияние на развитие педиатрии оказала деятельность К. А. Раухфуса. По его проектам в Петербурге (1869) и Москв* (1876)были построены специальные детские больницы, причём Московская была первой больницей, созданной по павильонной системе. К.А. Раукфус разработал режим больниц, ввёл дезинфекцию, обязательное ношение халатов и присутствие в больнице матерей, кормящих грудью. Являясь прекрасным клиницистом, он описал клинику врождённых пороков сердца, гнойных артритов и др.

В России впервые наряду с обязательным преподаванием педиатрии на медицинских факультетах в 1861 г. И. И. Радецким была введена клиническая; доцентура по курсу детских болезней, с 1862 г. эту доцентуру продолжал М. С. Зеленский. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была организована первая кафедра детских болезней, которую вначале возглавлял В. М. Флоринский, а с 1870 по 1896 г. - Н. И. Быстрое. В 1866 г. в Московском университете была создана вторая кафедра с клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней, руководителем которой вначале был Н. А. Тольский, ас 1891 г. -Н. Ф. Филатов.

Клиники Н. Ф. Филатова и Н. И. Быстрова, а также детская больница К. А. Раухфуса стали центрами научной педиатрии и подготовки врачей с соответствующими знаниями по детским болезням. Значительно позднее были созданы кафедры педиатрии и в других крупных городах России: в Киеве (1887), Казани (1891), Томске (1892), Харькове (1892), Одессе (1903).

В конце 19 - начале 20 вв. отмечается подъём в развитии отечественной педиатрической науки, чему в значительной мере способствовала плодотворная деятельность Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге. Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили её в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей грудного возраста, что позволило расширить обработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3000, причём для грудных детей коек было очень мало.

Больше больниц было сосредоточено в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций. 7,5 тыс. родильных коек. На окраинах России сеть детских лечебных учреждений развивалась очень медленно или эти учреждения вообще отсутствовали.

Заболеваемость и смертность среди детей были очень высокими.

Создание после Великой Октябрьской социалистической революции первой в истории государственной системы по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков потребовало усиленной подготовки практических, научных и педагогических кадров и стимулировало развитие педиатрии как науки.

В 1922 г. в Москве был создан Государственный институт охраны материнства и младенчества. Первым директором этого института был ученик Н. Ф. Филатова, выдающийся советский педиатр Г. Н. Сперанский. В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с потребностью во врачах-педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по

охране здоровья матери и ребёнка Министерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери, плода и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий, системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияние окружающей среды на развитие, и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами, получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияние на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды. Было установлено значение различных токсических влияний на развитие эмбриона и плода в так называемые критические периоды.

Большое внимание ученые уделяют вопросам родовой травмы новорожденных и ее последствий, разработке принципов лечения и профилактики поражений мозга при асфиксии плода, при заболеваниях матери, наследственных болезнях обмена веществ; предложены новые биохимические и инструментальные методы диагностики родовой травмы, методы интенсивной терапии гипоксии и реанимации новорожденных, тактика лечения дыхательных расстройств и пневмопатий новорожденных.

За годы Советской власти произошли существенные сдвиги в состоянии здоровья детей, среди которых принципиальное значение имеет резкое снижение детской смертности; ликвидация таких заболеваний, как натуральная оспа, холера, массовых вспышек полиомиелита, дифтерии. Значительно снижена заболеваемость туберкулезом. Заболеваемость коклюшем по сравнению с 1940 г. снизилась почти в 40 раз, корью - в 5 раз. Изменили свое течение и не представляют существенной угрозы для жизни ребенка скарлатина, кишечные инфекции, ревматизм, реже встречаются тяжелые формы рахита, гипотрофии.

Важное значение имели научная разработка методов массовой профилактики заболеваний путем иммунизации детского населения, улучшение диагностики болезней детского возраста, их выявление на самых ранних этапах, а в ряде случаев доклиническая диагностика, внедрение новейших методов лечения; изыскание новых методов интенсивной терапии неотложных состояний у детей; научная разработка и внедрение методов хирургической коррекции врожденных пороков развития.

На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации, которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Значительно вырос удельный вес педиатрии в системе медицинского образования. Изучение педиатрии является обязательным, и преподавание ее введено во всех медицинских институтах.

В нашей стране, кроме педиатрических факультетов медицинских институтов имеются два педиатрических института - в Ленинграде и Ташкенте. Это позволило в широком масштабе развернуть подготовку врачей-педиатров и разработку научных проблем. Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 века вышло свет десятитомное руководство по педиатрии, в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.


Педиатрия, или учение о детских болезнях, - молодая медицинская наука; до XIX века педиатрия как самостоятельная медицинская дисциплина не существовала. Для детей не было отдельных больниц, они лежали в общих палатах со взрослыми, иногда по нескольку человек на одной кровати. Не было и детских врачей. Лечением детей обычно занимались опытные женщины, или «повивальные бабки», акушерки. Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В труде «О размножении и сохранении российского народа» он предложил меры «по устранению этого зла». Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей. В Петербургском воспитательном доме в течение многих лет работал замечательный врач-акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). В оригинальном труде «Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле» (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребён- ком «от рождения до отроческого возраста», описанию детских болез- ней и способам их лечения. Но систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая - в Петербурге в 1834 г., третья - в Москве в 1842 г.

написал и первый учебник по детским болезням на русском языке - «Педиятрика», где развил очень важную мысль о необходимости знания отличий детского организма от взрослого, т.е. анатомо-физиоло- гических особенностей для диагностики и лечения детских болезней. Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века. В Петербурге курс педиатрии в Военно-медицинской академии с 1863 г. читал профессор В.М. Флоренский, а в Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 г. - доцент акушерской клиники Н.А. Тольский. С этого времени на протяжении 30 лет он развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 г. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался.


Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. Его регулярные обходы и клинические разборы больных пользовались ис- ключительной популярностью и послужили прекрасной школой для плеяды молодых врачей. Заслуги Н.Ф. Филатова заключаются также в том, что он создал оригинальные руководства, учебники и монографии: «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Клинические лекции», «Семиотика и диагностика детских болезней», отражавшие особенности клинической картины и диагностики детских болезней в России. Эти книги выдержали несколько изданий, в том числе и за ру- бежом. Велико и научное наследие Н.Ф. Филатова: он изучал инфекционные заболевания у детей, в том числе патогенез острых кишечных расстройств у детей грудного возраста, впервые (одновременно с американским педиатром Копликом) описал специфический симптом кори - белесоватые пятна на слизистой оболочке щеки, имеющие диагностическое значение. Ему принадлежит описание скарлатиноз-

Н.А. Тольский Н.Ф. Филатов Н.С. Корсаков

ной краснухи и железистой лихорадки. Н.Ф. Филатов был организатором и председателем Московского общества детских врачей.

С появлением Московской и Петербургской школ педиатрия стала быстро развиваться. Появились кафедры педиатрии в Киеве, Тарту, Одессе, Казани. Ими руководили ученики Н.А. Тольского, В.М. Флоринского, Н.Ф. Филатова. В Москве, Петербурге и Саратове возникли общества по борьбе с детской смертностью. Московское общество возглавил выдающийся русский педиатр Г.Н. Сперанский. Были проведены массовые организационные мероприятия, обеспечи- вающие охрану материнства и младенчества.

В 1920 г. был создан Комиссариат здравоохранения под руководством Н.А. Семашко, что позволило принять реальные меры по борь- бе с детской смертностью. Этому способствовало также создание детских яслей, садов, консультаций и больниц, а также мощной сети научно-исследовательских учреждений, где воспитывались новые научно-педагогические кадры.

Одним из таких центров отечественной педиатрии служит клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где в течение многих десятилетий создавалась школа российских педиатров, основанная Н.С. Тольским и Н.Ф. Филатовым. После смерти Н.Ф. Филатова в 1902 г. кафедру и клинику детских болезней возглавил Н.С. Корсаков - прекрасный клиницист (большинство его трудов посвящено рахиту). С 1923 г. руководителем кафедры стал выдающийся отечественный педиатр, в последующем действительный член АМН, председатель Всесоюзного общества детских врачей В.И. Молчанов. При нём была проведена первая реконструкция клиники: коечный фонд с 25 коек расширен до 70, открыты рентгенов-

ский, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты, новые лаборатории, консультация, отделение для детей грудного возраста и молочная кухня. В.И. Молчанов в общей сложности проработал в клинике около 60 лет. Его основные научные исследования были посвящены изучению острых детских инфекционных болезней, их диагностике и лечению (эта проблема была очень актуальна). Под его руководством был издан сборник «Труды бараков детской клиники», также вышли в печать его монография-диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии» и монография «Дифтерия», посвящён- ные грозной инфекции, уносившей в то время многие детские жизни. Им был разработан новый раздел педиатрии - эндокринные заболевания, послуживший материалом для монографии «Расстройства роста и развития у детей». Огромный врачебный и педагогический опыт В.И. Молчанова лёг в основу учебника «Пропедевтика детских болезней», написанного совместно с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым. Преемницей В.И. Молчанова на посту заведующего кафедрой стала его ученица и сподвижница Ю.Ф. Домбровская - академик АМН, за- служенный деятель науки РСФСР, лауреат Ленинской премии, председатель Всесоюзного и московского общества детских врачей. Коллеги называли её «Педиатр? 1». Её профессиональная биография началась в 1916 г.; в течение 54 лет она не покидала стен клиники, пройдя путь от клинического ординатора до академика, заведующего кафедрой. Как и её предшественники и учителя, Ю.Ф. Домбровская объединяла в себе качества прекрасного, чуткого человека, выдающегося учёного и педагога. При ней была проведена вторая реконструкция клиники, построено новое здание, что позволило расширить количество коек с 70 до 250; были созданы новые подразделения (эндоскопия в педиатрии и функциональная диагностика лёгочных заболеваний) и новое направление в педиатрии - изучение проблемы коллагенозов у детей. Ю.Ф. Домбровская воспитала целую школу последователей - проф. Н.А. Тюрина, Е.В. Климанскую, М.И. Анохина, автора этой статьи и свою преемницу Л.А. Исаеву, возглавлявшую кафедру с 1970 по 1991 г.

Как и её предшественники, Л.А. Исаева была академиком АМН СССР, заслуженным деятелем науки, лауреатом Государственной пре- мии СССР, председателем Московского общества детских врачей. Вся её жизнь со студенческой скамьи до конца дней была тесно связана с кафедрой и клиникой. Она активно участвовала в строительстве и становлении нового корпуса, ремонте старой хлудовской больницы, превратившейся в современный стационар. Под её руководством было проведено техническое переоснащение клиники, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии, оборудованное по новейшим стандартам, организован научно-исследовательский отдел по изуче-

В.И. Молчанов Ю.Ф. Домбровская Л.А. Исаева

нию диффузных болезней соединительной ткани. В научном плане делом её жизни было изучение актуальных проблем ревматологии, особенно ювенильных коллагенозов - системной красной волчанки (СКВ), системной склеродермии (ССД), дерматомиозита. Работая в этом направлении, она вырастила школу профессоров и докторов наук: В.И. Карташову, Л.К. Баженову, Г.А. Лыскину, Т.М. Ермакову, Н.Н. Уварову, Т.В. Рябову и др. Преемником Л.А. Исаевой с 1991 г. стал академик РАМН, профессор А.А. Баранов, возглавивший Союз педиатров России и ставший директором Института педиатрии РАМН (ныне Научный центр здоровья детей и подростков). А.А. Баранов организовал проведение многих республиканских конгрессов и съездов педиатров России, создал «Российский педиатрический журнал», является членом Совета Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNE PSA).

Билет № 1

1. Развитие педиатрии в России и ведущие отечественные педиатры. Основные положения научной педиатрии (с.Ф.Хотовицкий).

Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos - ребенок и jatreia - врачевание. В 1802 г. в Париже была открыта первая детская больница. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.

В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. И. И. Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для «подкидышей» в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию.

Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) первым стал преподавать акушерство (и как часть его - педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения. Он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.

Началом второго периода послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге - первая в Европе больница для грудных детей. С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Он создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - «Педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее свого значения: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». И далее: «Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой - удаление препятствий к правильности хода этого». Формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии в 1865 г. Строительство новых детских больниц, в том числе по проектам крупного петербургского педиатра К. А. Раухфуса (1835-1915): больница им. Раухфуса в Петербурге (1869) и больница им. Русакова в Москве (1876), по планировке в то время лучшие в мире. К. А. Раухфус, возглавляя в течение 40 лет построенную им больницу, во многом усовершенствовал организацию больничного дела, разработал режим дня для детей грудного возраста, ввел обязательное ношение халатов, дезинфекцию, изоляцию инфекционных больных и т. д.

Н. И. Быстровым было организовано первое научное общество детских врачей в Петербурге (1885), а Н. Ф. Филатовым - Кружок детских врачей в Москве (1887).

К концу второго периода развития отечественной педиатрии в России было 17 высших медицинских учебных заведений, выпускающих ежегодно около 1000 врачей - «универсалов» и около 600 врачей-педиатров; было открыто 30 детских больниц, имелось 750 детских стационарных коек. В многомиллионной стране такая помощь была недостаточной, сама система организации педиатрической службы находилась на низком уровне. Детская смертность оставалась очень высокой.

После Великой Октябрьской социалистической революции (третий период ) забота о матери и ребенке впервые в мире стала государственным делом. Период становления советского здравоохранения связан с именами замечательных людей: Н. К. Крупской А. М. Коллонтай, В. П. Лебедевой, В. М. Величкиной и др.

Практически ликвидированы такие тяжелые заболевания, как дифтерия, полиомиелит, туберкулезный менингит. За последние десятки лет заболеваемость коклюшем снизилась в 64 раза, корью - в 7 раз.

Основателем школы московских педиатров был Н. А. Тольский (1830-1891). С 1861 г. он читал теоретический курс педиатрии в Московском медицинском университете, а в 1873 г. организовал и возглавил кафедру детских болезней.

После смерти Н. А. Тольского кафедру педиатрии Московского университета возглавил Н. Ф. Филатов (1847-1902), который по праву считается отцом русской педиатрии. К числу его крупных научных трудов относится диссертация «К вопросу об отношении бронхита и острой катаральной пневмонии» (1876), в которой он убедительно показал патогенетическую связь пневмонии с бронхитом и ателектазами. Им созданы учебные пособия для студентов: «Лекции об острых инфекционных болезнях» (1885), «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Краткий учебник детских болезней» (1893). Особенно много было сделано Н. Ф. Филатовым в области изучения острых детских инфекций. В 1885 г. он описал новую, неизвестную до него, острую инфекционную болезнь, названную им скарлатинозной краснухой (Дюкс дал ее описание через 15 лет), а также железистую лихорадку - инфекционный мононуклеоз (за 4 года до Пфейфера). Н. Ф. Филатов подметил важнейший для ранней диагностики кори симптом отрубевидного шелушения слизистой оболочки щек, предложил способ выявления и подсчета числа гиперкинезов при хорее. Эти заболевания и симптомы носят его имя. Он дал характеристику важнейшим симптомам поражения ЦНС при различных заболеваниях у детей, впервые начал применять сыворотку при лечении дифтерии, использовать спинномозговые пункции при водянке мозга и менингите, внедрил в клиническую практику бактериологические методы исследования и многое другое.

Большой вклад в отечественную педиатрию внесли работы В. И. Молчанова (1868 - 1959), академика АМН СССР, профессора, заведующего кафедрой детских болезней I ММИ им. И. М. Сеченова на протяжении 28 лет (1922-1950). Изучил изменения вегетативной системы при скарлатине, что позволило уточнить причину белого дермографизма и патогенез «скарлатинного сердца». Ему принадлежит приоритет в открытии патогенетической связи скарлатины с ревматизмом. Написал монографию «Расстройства роста и развития детей» (1927).

Написанная В. И. Молчановым, Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым «Пропедевтика детских болезней» выдержала 5 изданий (последнее в 1970 г.), переведена на ряд иностранных языков.

Г. Н. Сперанского (1873 - 1969) называют основоположником организации охраны материнства и детства в СССР. В 1895 г. он организует площадки для детей бедных; в 1906 г. впервые проводит при родильном доме консультативный прием здоровых детей; в 1910 и 1912 гг. открывает стационары для грудных детей.

А. А. Кисель (1859-1938) изучал туберкулез, ревматизм и ревматоидный полиартрит у детей. Среди его учеников хорошо известны имена профессоров С. И. Федынского (1876-1926), работавшего в области физиологии и патологии детей грудного возраста, и А. А. Колтыпина (1883 - 1942), успешно изучавшего острые детские инфекции и создавшего концепцию о трех основных линиях патогенеза инфекционного процесса.

Работы профессора Н. П. Гундобина (1860-1908) и его учеников были суммированы в труде «Особенности детского возраста». Он разработал классификацию периодов детства.

В Ленинграде работали профессор М. Г. Данилевич (1885 - 1956) - основоположник школы инфекционистов-педиатров, автор «Руководства по острым детским инфекциям».

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины – хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок–это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням – «Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период – от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX – начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей – Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова

как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононук-леозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиоло-гических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма.

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов – выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур – крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.