Домой / Карандаш / Пособие по реконструкции древнегреческого костюма. Чаcть III, пошив костюма, мужики

Пособие по реконструкции древнегреческого костюма. Чаcть III, пошив костюма, мужики

Для красивого и в то же время опасного римского воителя можно сшить накидку, под которую надевается кольчуга. Костюм не требует особых затрат времени, быть может, придется повозиться только с головным убором.


Распечатайте, увеличьте выкройку накидки на миллиметровой бумаге в соответствии со своими мерками, переведите на ткань детали, добавляя по 1 см на припуски. Туника будет смотреться эффектнее, если сделать ее с подкладкой, например основную часть красную, а внутреннюю - синюю.

Сшейте серединный шов на спинке. Сложите перед и спинку лицевыми сторонами внутрь и прострочите плечевые и боковые швы. Обметайте края швов. Выверните накидку налицо. Выкроите из ткани оторочки для рукавов, сострочите их в кольца и, сложив вдоль пополам, пришейте к срезам рукавов.


Выкроите обтачку для переднего верхнего среза. Сложите вдоль пополам и, поместив между половинками срез, прострочите. Точно так же обработайте задний верхний срез. Подверните низ туники и прострочите.

На талии можете повязать тонкий плетеный шнур или застегнуть тонкий кожаный ремешок. На ноги обуйте легкие летние сандалии.

Возьмите серебристую фольгу, например пищевую, сложите ее пополам, потом еще раз пополам и так до тех пор, пока не получится квадратик со сторонами не более 4 см. Аккуратно обрежьте у него углы и разверните. Пришейте получившуюся кольчугу к основе из легкой ткани или отрезку марли. Наденьте кольчугу поверх туники.


Распечатайте и переведите на картон шаблон меча. Вырежите и склейте в несколько слоев. Можете оклеить меч фольгой, а рукоять обмотать тонким шнуром, приклеив кончики.

Распечатайте и перенесите на плотный картон детали шлема. Вырежите их по контуру. Если необходимо, заранее увеличьте их в соответствии со своими размерами. В средней части загните книзу зубчики, смажьте их клеем и прикрепите к ним две боковины. Спереди к средней части приклейте козырек, разместив зубчики внутри. Канцелярским ножом аккуратно сделайте прорезь в средней части для гребня. Просуньте в щель зубчики и приклейте их изнутри, отгибая то вправо, то влево. Вырежите четыре уголка для жесткости и приклейте по два с обеих сторон гребня.

Раскрасьте шлем гуашью с добавлением клея ПВА.

Легионеры - это воины в армии в Древнем Риме. В легионе насчитывалось до тысячи вооруженных мечами и копьями солдат. Амуниция римского легионера состояла из нескольких элементов, легко надевалась и предохраняла грудную клетку и голову от удара мечом противника. Защитное оснащение воина сделано так, что движения оставались свободными, хотя требовалась определенная физическая сила, чтобы носить эти доспехи.

В основном комплект легионера состоял из шлема, панциря, наголенников и нарукавников, а также большого щита. Все они имели различную форму и способ изготовления в зависимости от принадлежности к определенному легиону. Броня римских легионеров была относительно легкая, если ее сравнивать с доспехами средневековых рыцарей. Панцирь, защищающий торс воина, часто изготавливался из соединенных вместе деталей из кожи или металла, которые позволяли солдату свободно поворачиваться и наклоняться, не сковывая движения.

В статье рассмотрим разновидности защитной экипировки, названия каждой детали костюма воина Древнего Рима. Вы узнаете, как сделать самостоятельно шлем римского легионера, нагрудные доспехи из разных материалов. Представим несколько вариантов поделок, чтобы можно было выбрать подходящий наряд для любой ситуации. Костюм легионера можно сделать ребенку на утренник, для театральной постановки, на праздник или карнавал. Материалы для наряда можно выбрать самые разные в зависимости от навыков мастера.

Знакомство с доспехами легионеров

Панцирь римского воина легионера носит название "лорика" (lorica). Они были трех разных видов в зависимости от материала и креплений. Перечислим особенности каждого варианта.

  • Цельная, сделанная из 2 или 3 слоев вываренной кожи, или металлическая кираса, прикрывающая грудную клетку спереди и сзади. По бокам и на плечах детали соединялись кожаными ремнями.
  • Пластинчатая, собирающаяся из металлических элементов, которые либо пришивались на кожу, либо соединялись между собой пряжками и шарнирами. На плечах и по бокам туловища передняя и задняя часть конструкции соединялась гибкими металлическими поясами.
  • Кольчужная. Такую лорику носили воины вспомогательных войск, например, лучники или копейщики. Собирались кольчуги из шайбовидных клепаных колечек диаметром 5 или 7 мм горизонтальными полосками. Это давало во время войны римским легионерам гибкость. Такая защита отличается надежностью и прочностью.

Нижнюю часть туловища защищали подвижные кожаные полосы, не сковывающие движение воина. Сверху лорика укреплялась наплечниками из полос металла или нескольких слоев кожи. Это защищало руки от удара мечом сверху. Амуниция римского легионера была довольно тяжелой. Только вес лорики достигал 9 - 15 кг в зависимости от вида ее конструкции. А еще нужно было носить шлем, нарукавники, щитки для голени ног и оружие.

Шлем римского легионера

Шлемы для защиты головы у римских солдат также имели свои разновидности. Одни были позаимствованы у жителей Апулии. Это коринфский шлем, который имел вид металлической маски со скошенной лицевой частью, причем почти полностью закрытый со всех сторон. Спереди по центру имелась узкая щель, дающая возможность видеть происходящее вокруг. Для украшения сверху шлема крепился гребень из ярко окрашенных конских волос. Он располагался как слева направо, так и от лицевой части назад.

Для того чтобы изготовить шлем римского легионера своими руками, часто выбирают другой тип защиты головы, а именно вариант, изображенный на фотографии выше. Это шлем с открытым лицом и свисающими нащечниками по бокам, которые крепились шарнирами. Это более продвинутая модель, так как воин имел возможность хорошо видеть происходящее на поле брани. Такой вид головного убора имеет греческое происхождение.

Данные шлемы римских легионеров, названия которых Chalcidian, датируются IV - III веками до нашей эры. Сзади они имели шейную защиту. Для красоты все шлемы декорировались гравировкой. Изображали кабанов или быков, реже львов и сфинксов. Гравировку делали по всему куполу и на свисающих частях. В среднем вес шлема составлял от 700 граммов до 1 кг. Держался на голове у воина он при помощи подбородочного ремешка.

Особым внешним видом обладает шлем пилос-пилеус римского легионера, изображение которого можно увидеть на фотографии ниже.

Его верхняя часть напоминает мягкий фригийский колпак со свисающим вперед верхом, у которого тоже были по бокам клапаны. У данного шлема также имеются защечники на шарнирах.

Ростовой щит

Костюм римского легионера невозможно представить без щита, который называли "скутум". Он считался ростовым, так как был прямоугольной формы, высота его доходила до 120 см, а ширина - до 75 см. Настоящий щит изготовляли из склеенных планок дерева или фанеры, снаружи он оббивался толстой кожей, а края заканчивались бронзовым или железным кантом.

С тыльной стороны располагалась рукоятка, которая прикреплялась в центре. Особой приметой римского щита считается имеющийся в центре лицевой стороны округлой формы бронзовый умбон. Щит римского солдата был довольно тяжелым, весил до 6 кг. У воинов армии республиканского Рима были щиты овальной формы, которые были еще тяжелее.

Изготовление щита для костюма

Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.

Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.

Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой. Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки. Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.

Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 - 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.

Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.

Оружие солдата

Легионер римского войска был легко вооружен, чтобы быстро двигаться в бою. Короткий меч назывался «гладиус», его длина составляла всего 40 - 60 см, а ширина едва доходила до 8 см. По сравнению с длинными и тяжелыми мечами воинов других армий он весил в среднем 1,5 кг. К нему обязательно шли ножны, сделанные из металла и красиво украшенные орнаментом и деталями из олова и серебра. На них часто изображали сцены боя или фигуру императора Августа.

Если вы делаете меч римского легионера для наряда мальчику на праздник, то удобнее всего его смастерить из гофрированного картона. Можно уплотнить заготовку двойным слоем бумаги, чтобы оружие получилось более прочным. Вырезают его по нарисованным простым карандашом контурам. Для красоты оклейте его серебряной цветной бумагой, которая продается рулонами и предназначена для упаковки подарков. Ножны можно сшить из ткани. Небольшой отрез текстиля прямоугольной формы зашейте по боковой линии и прикрепите по краям тонкую ленту или веревку, чтобы можно было повесить ножны через плечо. При желании можно поделку украсить вышивкой или аппликацией контрастного цвета.

Еще на вооружении римского воина-легионера находилось метательное копье, которое использовалось по типу дротика. Его называли «пилум» и применяли в разных видах боя. Были тяжелые копья и легкие. Оружие состояло из двух частей: длинный дротик (около 2 м) и железный наконечник, который имел заостренную форму пирамиды или два шипа. Использовали копья на коротких расстояниях от врага. При сильном броске воин мог запросто пробить щит или доспехи соперника, нанеся тяжелую или смертельную рану. Сам же воин оставался на расстоянии и был в относительной безопасности.

Если вы решите сделать для костюма данное оружие, то позаботьтесь о безопасности окружающих детей. В качестве дротика можно использовать тонкую деревянную или пластиковую палочку, например, от старой игрушки или швабры. На верхний край наденьте картонную втулку, оклеенную серебристой бумагой. На самый конец можно наклеить бумажный конус, и копье римского легионера готово! Главное, что острых частей нет, и ребенок не нанесет травму соседу по группе.

Туника для наряда

Перед тем как надевать защитную амуницию, римский воин облачался в тунику. Она была короткой, едва доходила до колен, была сшита из плотного льна. Перед боем ее часто вымачивали в уксусе и высушивали, чтобы она приобрела еще большую плотность. Края коротких рукавов украшались золотой вышивкой, как и нижний подол одеяния. Туника шилась из белой ткани, а на плечи накидывался яркий плащ, чаще всего красного цвета. По сравнению с изготовлением шлема римского легионера пошить тунику несложно. Достаточно приобрести легкую светлую ткань и отмерить двойную длину будущей туники. Мерки снимают от уровня плеч ребенка до колена или немного выше сустава. Сложенную пополам ткань соедините боковыми сторонами вместе и вырежьте по центру стыка горловину. Во время примерки наметьте линию среза боковых сторон и рукавов и отрежьте лишнее. Длина рукавов должна быть короткая, не доходить до локтевого сгиба, а ширину сделайте достаточной, чтобы ткань свободно свисала с плеч.

Края туники с изнаночной стороны стачайте на швейной машине. Приготовьте кант из желтой ткани или золотую атласную ленту, обшейте ею горловину, края коротких рукавов и низ туники.

Плащ сшить еще легче. Приготовьте отрез красной атласной ткани. Длина выкройки должна соответствовать размеру туники. Ширина плаща тоже небольшая, так как он располагается только сзади. Сверху нужно собрать ткань на резинку, можно просто заготовить сразу выкройку в форме трапеции. Верхняя планка равна ширине плеч ребенка. Плащ крепится на большие золотые пуговицы, прикрепленные на наплечных ремнях лорики. Как ее сделать для наряда легионера, расскажем далее.

Защитный панцирь воина

Как уже упоминалось, лорика римского бойца бывает разного вида. При самостоятельном изготовлении костюма ребенку быстрее всего сделать цельный панцирь, используя либо ткань коричневого цвета (под кожу), либо собрать лорику из плотного упаковочного картона, из такого же потом будем изготавливать своими руками шлем римского легионера. Предварительно измерьте гибким метром расстояние от пояса на спине через плечи до уровня талии спереди. Отмерьте прямоугольник гофрированного картона и по центру вырежьте ножницами круглую горловину.

Потом симметрично начертите контуры боковых сторон и нижней части поделки. Для присоединения панциря настоящего легионера использовались кожаные ремешки с застежками. Для карнавального костюма можно переднюю и заднюю часть поделки укрепить пришитыми широкими резинками коричневого цвета. Для удобства желательно к ним прикрепить липучки. Хорошо будут держаться части наряда лентами, подобранными в тон, которые завязываются по бокам. На правом плече нужно прикрепить степлером кружок картона для удержания плаща. Потом заготовку окрашивают в коричневый цвет и добавляют декоративные элементы аппликацией из желтой бумаги.

Если вы решите сшить лорику из плотной ткани коричневого цвета, то воспользуйтесь выкройкой жилетки с полукруглым вырезом. Ее можно сделать широкой и надевать через голову. Декорируют панцирь воина золотыми эмблемами и вставками.

Нижняя защита

Отдельно для наряда легионера нужно сделать нижнюю защиту. У настоящего воина она была из плотной кожи или металлических пластин. Ребенку можно сделать ее из равной ширины полосок картона или текстиля с заостренными краями, как на фотографии ниже. Они могут располагаться в один ряд и быть равной длины, однако красиво будет смотреться защита в два уровня. Нижние полоски делают большей длины, а второй, верхний ряд - короткими. Можно на каждой детали снизу приклеить кружки или ромбы из желтой или золотистой бумаги.

Сами полоски крепят на веревке или тонкой атласной ленте на поясе, завязав ее на узел сбоку. Изготовить такие детали можно из плотного картона или фетровых листов. Данный материал имеет хорошую насыщенность оттенков, прекрасно режется ножницами и его края не осыпаются. Также на фетр отлично приклеиваются элементы аппликации. Из данного материала можно сшить нарукавники и наголенники, которые сзади на ногах завязываются лентами. Для этого по боковым сторонам сделайте несколько отверстий и вставьте ленту или веревку, закрепите деталь шнуровкой.

На ноги легионеры Древнего Рима надевали кожаные сандалии, а ребенку на праздник можно надеть обычные черные чешки. Как сделать детали костюма, мы уже рассмотрели, а теперь разберемся, как смастерить своими руками шлем легионера. Они бывают разных видов, поэтому и способы их изготовления отличаются кардинально.

Картонный шлем

Головной убор воина римской армии был сделан из прочного металла толщиной до 2 мм. Названия шлемы римских легионеров имели разные в зависимости от внешнего вида. Для костюма ребенку можно сделать куполообразный головной убор с закрытым лицевым забралом, которое не является подвижным элементом. Делают шлем из плотного картона следующим способом:

  1. Из полоски шириной 4 см собирают ободок по размеру обхвата головы ребенка и его края закрепляют скрепками с помощью канцелярского степлера.
  2. Потом вырезают еще две длинные полоски такой же ширины и складывают перпендикулярно друг к другу.
  3. Крест располагается на макушке шлема и укрепляется на ободке после примерки на голову мальчика.
  4. Пустоты между полосами заполняются вырезанными из картона секторами. Их размер измеряют гибким метром.
  5. Свисающие края заворачиваются внутрь и приклеиваются клеем ПВА. Оставляют длинный отрезок на лицевой части шлема римского легионера.
  6. Отдельно вырезают забрало с отверстиями для глаз. Его форма хорошо видна на фотографии ниже.

Дальше поделку декорируют. Сам шлем оклеивают серебристой цветной бумагой по лицевой стороне. Останется сделать украшение в виде гребня из яркой красной двусторонней бумаги. Широкие ленты нарезаются «лапшой» ножницами, но не до конца. Нужно оставить тонкую полоску для приклеивания на шлем. Перед тем как прикреплять заготовку на головной убор, согните ровные полоски под прямым углом к нарезанной детали и намажьте их клеем. Все, куполообразный шлем готов! Дальше расскажем, как сделать другую разновидность головного убора для защиты головы легионера.

Апуло-коринфские шлемы

Это особая разновидность шлемов с полностью закрытой лицевой частью. Позаимствованы они для амуниции римской армии от греков, однако применялись недолго. Если вы хотите ребенку сделать этот старинный шлем, то внимательно рассмотрите фотографию образца ниже.

Для изготовления поделки лучше воспользоваться белым плотным картоном. Начинается сборка шлема с ободка, как и в первом варианте, однако верхушка его собирается уже не из двух перекрещенных полосок, а из нескольких, заполняющих всю макушку шлема. Забрало вырезают по нарисованному шаблону из двух одинаковых частей. На лицевой стороне они соединяются вместе наклеиванием полоски снизу и сверху заготовки. Останется заклеить всю поверхность серебристой бумагой и прикрепить сзади защиту шеи, которая похожа на козырек полукруглой формы.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками наряд легионера для карнавала или театральной постановки.

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Итак, ввиду грядущих фестивалей и наплыва желающих, продолжаем создание мануала для «детей»)

Первые две части, касательно ткани и цвета можно посмотреть в этом блоге, а сейчас пробежимся коротенько по мужскому костюму. В данной части мы не будем углубляться в различные древнегреческие тонкости, разнообразие наименований, эволюцию костюма и т.д. Сосредоточимся на прикладной части и простоте: так чтобы и дураку было понятно, что, как и из чего делать. Учитывая опыт предыдущего повествования - упрощаем, утрируем и сокращаем еще больше, ибо иначе люди не понимают.

Начиная основную часть доклада, обращу внимание читателя на то, что сама логика древнегреческой одежды сильно отличалась от современной: греки кроили одежду по-минимуму, практически вся именно греческая одежда состоит, грубо говоря, из определенным образом подвязанных, подшитых или заколотых на теле прямоугольников. Для достижения же декоративных эффектов использовали драпировку и отделку ткани. В связи с этим к выбору ткани нужно подходить очень тщательно.

Хитон.

Это нательная одежда без рукавов, которую часто, почему-то, у нас любят неверно называть «туникой». Хитон мог носиться без какой либо иной одежды, но чаще с плащом (гиматием, хламидой).

Хитон в литературе часто делят на два вида (кроме кучи прочих): дорийский и ионийский (название, соответственно от дорийцев и ионийцев). Дорийским как-бы считается «простой» короткий хитон, а ионийским - длинный. Иногда можно встретить определение дорийского, как шерстяного, а ионийского - как льняного. Если же смотреть на нюансы, то наступает путаница. Здесь ударяться в эту казуистику не будем, просто помним, что подобное деление есть, но как оно было в мужском костюме в реальности - никто, похоже, толком не знает. Скорее всего, ионийский хитон был, действительно, более длинным и широким (что обуславливало выбор более тонкой ткани), а дорийский - простым, коротким «для мужиков». В реальности, где кончается один вид и начинается другой, сказать сложно, так как хитоны были довольно разнообразны, а какие-то четкие границы использования длинных/коротких/широких/шерстяных/льняных хитонов обнаружить сложно. Ну вот в Спарте, например, пышный льняной хитон точно нельзя.

Материал: лен, шерсть.

Конструкция хитона крайне проста: это прямоугольное полотнище, обернутое вокруг левого бока, сшитое по правому боку или же просто подвязанное поясом так, что края справа находят друг на друга (помните, что при втором варианте может произойти неприятный для современного человека конфуз в виде непреднамеренного оголения филейной части). На ключицах (на нижеприведенной картинке из сети - в точках А и В) хитон либо закалывается на фибулы, либо сшивается.

Такая конструкция позволяет, в случае надобности освобождать полностью правую руку, как также показано на рисунке ниже (употреблялось это, например, воинами и ремесленниками, для работы у последних даже существовал особый вид рабочего хитона из грубой ткани, сшитого только на левом плече - экзомис)

Длину ткани отмеряем от верха ключицы до середины колена (+ запас на подшив). Ширина ткани на среднего человека будет примерно 2 метра (т.е. в готовом, «сложенном» виде ширина хитона будет 1 м) и более. Следует отметить, что увеличение ширины позволит создать больше драпировок, и вообще оно все будет лучше выглядеть, но излишне плотная ткань может не ложиться в складки и немного топорщиться по бокам.

Здесь хорошо видно, какого он примерно размера, и как «ведут себя» образовавшиеся для рук проймы льняного хитона (здесь общая(! то есть двух сторон) ширина ткани - около 2.4метра)

Низ хитона обязательно подшивался (неподшитый низ - признак траура, помешательства или рабства).

Хитон мог быть и более длинным, вплоть до ступней. Но, похоже, его использование связано было в основном со священнодействами, исполнением госдолжностей, актерством или почтенным возрастом носящего. В общем, это совсем «приличный» вариант.

При подобной выкройке, особенно, если сшивать бока, действует правило: чем длиннее хитон, тем шире он должен быть. Для удобства его могли перевязывать шнуром, как это сделано у дельфийского возничего.

Таким образом мог подвязываться и хитон покороче. При этом образуются своеобразные «рукавчики».

Такие же рукава могли получаться, если стягивать поясом другой вид хитона, который шили по более привычной нам логике изготовления одежды: примерно как рубаху без рукавов. Возможно, как раз такой вариант мы видим на таманском рельефе.

Возможно, такая конструкция употреблялась при употреблении более плотной ткани.

Пояс.

Подпоясывался хитон поясом. Пояс был тканый. На станке, бердо или дощечках. С кистями или без.

Обычно же внимание на нем в костюме не акцентируется. Часто он находится под напуском хитона, тут подойдет даже плетеный шнур или, например, праща.

Меховой/кожаный «хитон»

До нас дошли изображения подобной одежды, сшитой явно из кожи или из шкур. Учитывая то, что наш климат очень сильно разнится с теплой Грецией, подобные находки для нас чрезвычайно важны.


Хламида

Преимущественно дорожный и военный плащ. Могла носиться как с хитоном, так и в качестве единственной одежды.

Материал - шерсть. Судя по описаниям и логике - может быть довольно плотной, в том числе, с начесом. Гомеровские «плащи косматые» как раз относятся к хламидоподобной одежде.

Конструкция также проще некуда. В среднем, это прямоугольник 2 на 1.5 метров. Может быть чуть побольше или чуть поменьше, в зависимости от комплекции хламидоносца.

Носится он как на картинке, на правом плече скрепляется фибулой. Правая рука остается свободной.

Обратите внимание на картинки: если приглядитесь, то увидите на свисающих углах плаща небольшие грузики. Они могли быть как бронзовые (медные, золотые), так и свинцовые. Последние вероятнее всего, зашивали в своеобразные тканые «мешочки». Вес такого грузика - достаточно небольшой. По габаритам он примерно как раннесредневековая пуговица, может побольше. Ео назначение - немного утяжелять край, чтобы одежда лучше драпировалась. Слишком здоровые делать не нужно. Конечно, плащем с тяжелыми грузиками можно будет эффективно добывать телефоны в подворотне, но при ношении (особенно при беге) такая хламида довольно сильно колотит своего владельца.

Таже были и другие способы ношения этих плащей.

Опять же, смотрите таманский рельеф в разделе про хитоны. Там плащ, скорее всего, хламида, замотана на пример скатки и сверху перевязана поясом.

Также нужно заметить, что плащи подобного вида изготовлялись и из иных материалов: у Аристофана в комедии «Птицы» упомянут кожаный плащ (увы, автор не владеет греческим и не знаком с первоисточником, но возможно, этот плащ был наподобие хламиды. А возможно, правилен другой перевод, где это все переводится, как «нагрудник» (возможно - хитон).

Кроме того, иногда на изображениях отражено использование шкур схожим с хламидой образом (как яркий пример можно привести Геракла с его львиной шкурой, которую он часто носит на ИЗО, как плащ), а также меховых плащей, как на хтоническом изображении ниже. Подобные изделия, надо полагать, имели чисто утилитарное значение и использовались, главным образом, дремучим сельским населением или же в каких-то экстраординарных случаях, когда необходима была защита от дождя или холода. Обратите, кстати, внимание, что плащ у убегающего пастуха банально завязан на узел.

Гиматий.

Это, что называется, приличный плащ для приличного грека. В таком виде нужно быть, например, в народном собрании, возлежать на симпосии, вприносить жертвы богам или просто идти в почете по родному полису.

Материал - шерсть. На выбор шерсти здесь следует обратить особое внимание. Она должна быть достаточно мягкой и фактурной, чтобы хорошо драпироваться и не скользить при заматывании. Жесткая ткань будет топорщиться, а «скользкая» не даст Вам замотаться - пара движений, и гиматий окажется на земле.

Слишком толстая, жесткая или обваленная шерсть для гиматия пойдет навряд-ли. При покупке приложите ткань к плечу, посмотрите, как она драпируется, соскальзывает или нет.

По форме это все тот же прямоугольник с примерными размерами 1.5-2 на 3.5-4 метра. НО! Перед тем, как сделать свой гиматий, я бы рекомендовал поэкспериментировать с отрезом какой-нибудь дешевой ткани, например, бязи, чтобы посмотреть, как оно все выглядит в конечном итоге. Размеры гиматия достаточно индивидуальны, а с учетом количества затрачиваемой на него ткани, ошибиться в расчетах будет очень обидно. Возьмите бязи с запасом, попробуйте замотаться в нее, как на изображениях, так и эдак, поглядите, что получается.

Носили его обычно «направо»: оставляли конец, свисающий с левого плеча, пропускали по спине, под правой рукой и выводили уже либо обратно на левое плечо, либо левую руку, как на картинке.

Впрочем, греческая одежда тем и хороша, что драпировать ее можно по-разному.

Не забывая, впрочем, про правила приличия. Вообще, пристойности одежды греки уделяли повышенное внимание. Подобающее ношение одежды, умение ее задрапировать должным образом считалось признаком в том числе, образования, цивилизованности, знатности и вообще. Особенно это относилось к гиматию, как к «парадно-выходному» одеянию. Проведем очень упрощенную, неточную и грубую, но, надеюсь, понятную аналогию. Балахон с надписью «enemy of man» можно надеть на майку или на тело белое, хоть с джинсами, хоть с шортами, хоть с берцами, хоть с кедами, хоть с концептуальными шлепанцами. Но если мы наденем костюм-тройку с зелеными ботинками, то 99%, что это будет сильно не очень.

Особенностей ношения гиматия было много. Так, дурным тоном было «выпрастывать левую руку», открытой была только правая. Лишь ближе к эллинизму некоторые деятели типа Эсхина, выступая перед слушателями, открывали ее. Приличия касались также размера и вида гиматия: слишком короткий плащ был признаком деревенщины, который привык ходить по гуанотерре, а, например, Алкивиада его недоброжелатели пытались глумить за чрезмерно длинный и пышный плащ, волочащийся по земле...

Подобные нюансы «умирают» в первую очередь. Уже лет через сто наши потомки вряд-ли поймут, почему и по каким неведомым признакам в людях во вроде бы одинаковых пиджаках из начала 21 века их современники угадывали: участника съезда агрономов, гомосека-режиссера, братка или музейного работника.

Подводя промежуточный итог, всех особенностей приличного поведения и ношения одежды мы, наверное, никогда не узнаем.

И ведь это не главное, нужно не только знать, но и уметь. Замотаться в гиматий так же, как изображенные выше уважаемые люди, Вам удастся далеко не с первой попытки.

В общем, скорее всего, древний грек, увидь он наши современные потуги одеться по-древнегречески пристойно, решил бы, что это действо из незнакомого ему жанра трагикомедии. Но чтобы ему совсем не сделалось плохо, перед ношением одежи, особенно торжественной, неплохо бы подробно узнать, изучить и опробовать на практике хотя-бы то, что современному человечеству известно. Ну и, безусловно, ориентироваться на изображения.

Головные уборы.

Пилос - вероятнее всего войлочный цельноваляный колпак.

Такое же название имеет шлем идентичной формы. Можно предположить использование подобного толстого колпака «бомжами» вместо шлема.

Петас - шляпа, вероятно, чаще всего также войлочная цельноваляная, но можно, кажется, допустить и существование соломенных вариантов. Использовалась для путешествий а также всадниками. Форма у петаса была довольно разнообразной, от четко выраженной шляпы-шляпы до странной конструкции, где центральная «выдавленная» часть явно меньше диаметра головы.

Часто на шляпе есть своеобразная «пипка» наверху. Так же стоит отметить наличие ремешков, которыми петас подвязывался на подбородке и удерживался в случае откидывания с головы.

Кине (кюне) описывается, как войлочная или кожаная шапочка моряков/ремесленников

КаноничноЪ представляется в виде эдакой камелавки (почему-то не могу найти подходящую иллюстрацию, как найду, обязательно дополню статейку).

Как представляется, под это определение могла входить достаточно большая группа головных уборов, которые были также связаны и, возможно, сшиты из кусков тканого материала/кожи.

Обратите внимание на подобие пумпона и круговую полосу в верхней части шапки.

вероятно, вязаная шапка с «пипкой».

Также нужно отметить другие головные уборы . Прежде всего, это своеобразная, вероятно, меховая шапка, присутствующая на изображениях сельского люда.

Головной убор, по виду напоминающий пилос, но имеющий небольшие подогнутые поля, благодаря которым он чем-то отдаленно похож на «тирольку», также, скорее всего, цельноваляный. Вероятно также, что это был один из способов ношения пилоса.

Здесь же упомянем и подшлемники :

Торчит из под шлемов

Венки и ленты

Здесь нужно учитывать, что это - довольно специфические головные уборы, часто употреблявшиеся в особых случаях (например, на симпосиях) и имеющие различное значение. Так, например, ленты (тканые, вышитые), которыми повязывали голову, зачастую были наградой атлетов за победу в состязаниях и одновременно свидетельством этого.


Они играли в жизни древних греков большую роль и отличались редким разнообразием. Венками награждались атлеты - победители состязаний, венок бытовал в качестве государственной награды, наконец, венок был неотъемлемой частью праздненства.

Наиболее известные современному человеку - лавровый венок, неотъемлемый символ победителей и триумфаторов всех мастей.

Также это была награда на известных в Древней Греции Пифийских играх. На других играх был свой вид венка - на Олимпийских играх - оливковый, на Немейских - из сельдерея, на Истмийских - из сосновых веток. Каждый вид такого венка имел свое особое значение. Так, лавр - символ Аполлона, в честь которого проводились Пифийские игры, венчание венком из дикой маслины объясняли тем, что так установил учредивший Олимпийские игры Геракл. Кроме того, растения несли и определенную смысловую нагрузку. Например, сельдерей очень плотно ассоциировался с трауром, похоронами и иже с этим.

Кроме четырех вышеперечисленных общеэллинских игр - агонов существовало еще множество как крупных, так и местечковых спортивных состязаний (собственно, состязания, которые также были еще и своеобразным способом почитания богов, древние греки устраивали по поводу и без повода: умер Патрокл - устроили игры, вышли к морю - устроили игры), на которых определенного вида венок также мог служить призом.

Наградные венки могли быть сделаны и из металлов. В сохранившихся письменных источниках о жизни причерноморских полисов есть описания награждения за особые заслуги золотым венком (при этом, как правило, указывается вес венка). Такие венки находят и в погребениях. При чем следует обратить внимание на то, что одни из них явно вотивные, т.е. в данном случае изготовленные непосредственно для похоронного обряда - они очень тонкие, хрупкие и явно не предназначены для носки. Другие же носились при жизни владельца- конструкция массивнее, и порой встречаются следы ремонта.

Использовались венки и во время священнодействий. Во время разного рода праздников, посвященных Дионису, бытовали венки из виноградной лозы или плюща.

Кроме наградных венков, как уже говорилось, были и бытовые, использовавшиеся на праздниках (свадьба, симпосий, религиозные торжества и тд). Такие венки, кроме установленных традицией для определенных праздненств, могли быть самые разные: они подбирались по цветовой гамме, даже по аромату. К примеру, описан случай прихода Алкивиада на симпосий в венке из фиалок. Существовал даже вид торговок венками, которые продавали уже готовые изделия, сплетенные из самых разных цветов. Ну а солдаты Ксенофонта, устроившись на привал в неведомом сарае в неведомой дыре на краю мира, за неимением лучшего, увенчали себя венками из сена-соломы.

Короче говоря, красиво пировать, увенчав себя венками, не запретишь.

Украшательства

Здесь у нас есть два противоречивых момента. С одной стороны, греки считали использование всякой бижутерии недостойным мужЫка. С другой - понятное дело, что мода украшать себя, изнеживаться и впадать в ничтожество преследовала человечество всегда.

Но все-таки можно достаточно уверенно говорить, что обилие дарцупаг, особенно наличие таких вещей, как гривны, серьги, кольца, браслеты - это признак современного викингоса мужа женовидного, варвара, и вообще - что-то непристойное и не достойное уважения. Такие предметы могут встречаться у фракийца, у перса, у бабы, но никак не у эллина.

Тем не менее, это не означает полного отсутствия драгоценностей.

Фибулы

Для скрепления плащей и для закалывания хитона на плечах часто исользовались фибулы. О них распространяться не буду. Поскольку идеал, к которому безуспешно стремится статья, это простота, прагматизм и минимализм. К тому же, я совсем в них не понимаю.

Ну и пример для попускать слюни.

Перстни

Другим, доступным мужикам видом бряк были перстни. Были они разные и, как правило, с печатью.

Могли также использоваться какие-либо амулеты, особенно, в эллинистическое время.

Обувь.

Честно говоря, подробно лезть в обувные темы совсем не хочется. Это, как минимум, очень надолго. Поэтому вкратце.

Древнегреческая обувь далеко не исчерпывается всем известными сандалиями. Видов и вариантов обуви существовало огромное множество. Здесь коснемся некоторых моментов изготовления и любопытных, с точки зрения русского человека и нашего климата, вариантов.

Помним, что современный сантиметровый или около того чепрак в те далекие времена отсутствовал. Максимальная толщина кожи могла быть мм 3-4, ну хорошо 5=). При этом выделка была довольно разнообразной, а мастерство сапожников - чрезвычайно высоким.

Обувь могла украшаться различным орнаментом, могла окрашиваться.

На подошвах могли гвоздиками делать все, вплоть до надписей типа «иди за мной» или как-то так, как у одной гетеры.

Сохранилось обуви древних греков совсем чуть-чуть. Лично мне (хоть это и не говорит ни о чем) известны только «кеды» 3 века до Р.Х. из эллинистического Египта.

Есть еще достаточно находок позднеримской обуви и римских калиг - солдатских сандалий. Есть основания полагать, что конструктивные особенности школ тапкоделия были схожими: это подошва, к которой прибивается гвоздями вот такая штука

Затем сверху мы кладем/клеим/пришиваем еще кожаную стельку.

В некоторых случаях верх мог пришиваться к подошве, как на современных ботинках. Улавливаем разницу - у нас в основе будет многослойная подошва, усиленная гвоздиками, а не тонкая подошвочка, пришитая выворотным швом к верху, как в раннесредневековой или средневековой обуви.

Впрочем, были и исключения. Прежде всего стоит отметить т.н. скифики, то есть заимствованную скифскую обувь, которую могли носить жители Северного Причерноморья (естественно, не в пафосной обстановке). Чтобы долго не объяснять, приведем в пример отличную реконструкцию в исполнении Якова Внукова.

Широко был распространен местный вариант поршней, по-видимому, называвшихся «карбатиды».

Подобная же форма верха могла быть и у сандалий на жесткой подошве.

Кроме этого, нужно отметить всеразличные сапоги, скорее всего, имевшие восточное или фракийское происхождение.

Фракийские «сапоги» отличали характерные фестоны.

Отметим еще некоторые интересные виды обувки.

Носки и обмотки.

Всего этого при ближайшем рассмотрении было найдено предостаточно.

Обмотки, вероятнее всего, ткались целиком, носки вязались иглой и, возможно, крючком.

У Геракла обмоточки с узором (видимо, вытканным)

Как вариант, возможно, в качестве натягивания совы на глобус версии, использование сшитых из ткани/войлока носков и гамашей от северных соседей

Сумки

Сумочки и кошелечки, подвешивающиеся на пояс, в которых хранится все добро, это, увы, не про греков. Вообще, нужно помнить, что свободный и зажиточный гражданин, отправляясь в народное собрание или еще куда галдеть и пьянствовать, имел для переноски вещей специально обученного раба, что гораздо удобнее, нежели всякие кошелечки. Ну а тот, равно как и человек, отправлявшийся куда-то надолго, брал уже сумки посерьезнее.

Впрочем, мешочки и кошелечки были, хоть и какая-либо цепляция их к поясу замечена нигде не была. Фиксируются такие кошельки, как правило (что дает представление о том, что туда таки помещали шекели), при покупке девочки

Или мальчика

Обратите внимание на сетку на последней картинке. Они довольно часто встречаются.

Так же есть всеразличные сумки, которые обычно зовут «пастушескими» и «сумками пращника», хотя их назначение этим явно не исчерпывается

Перчатки

Про них есть упоминания. В частности, персов глумили, что они использовали перчатки не для защиты от холода, а чтобы с нежной кожей ничего не случилось. Но никаких изображений, увы, мне не известно.

Посох

Чуть не забыл об одной важной вещи. Костюм свободного человека часто дополнял посох. Это могла быть как просто ошкуренная деревянная палка

Так и выточенный посох с резным набалдашником, подчас раскрашенный или покрытый узорами.

Боспорский мужской костюм

ну вот, наконец-то мы подошли к самому интересному. Как мы видим, греки вполне себе утеплялись. Мы уже видели меховые хитоны, теплые плащи, носки и закрытую обусь. Но для нас с вами с нашим климатом это явно недостаточно.

Как это было и для колонистов в Северном Причерноморье. Кто думает, что там круглый год сухо и тепло, вот вам немного последствий Боры не то чтобы сильно далеко Керченского пролива

Считается, что к 5-4 веку т.н. Боспорский костюм уже вполне сложился. Если коротко, то это некая туника с рукавами, носившаяся скорее всего под хитон, а также довольно узкие штаны, носимые с закрытой обувью. В основе такого костюма, как считается, лежит заимствование колонистами местных (скифских) элементов костюма вследствии климатических условий и определенного взаимовлияния. Однако, с этим можно поспорить, так как штаны греческих колонистов, в отличие от скифских, на дошедших до нас изображениях довольно узки. И если это можно списать на особенности изо-источников, то явно нераспашная одежда -«туника» с длинными рукавами, носимая под хитоном, совершенно нехарактерна для скифского костюма. Причем, как женского, так и мужского.

Я не могу утверждать достаточно обоснованно, но, кажется, что это могли быть элементы костюма, которые милетяне (Милет - город в Малой Азии), выведшие все боспорские колонии, заимствовали в более ранний период у персов (персидские штаны - анаксариды, вероятно, были уже, чем скифские «шаровары», также у них имелась и нераспашная рубаха), либо же какое-то греческое развитие, фиксирующееся иногда на небоспорских изображениях, опять же, восточной, т.е. предположительно персидской одежды, эпизодически проникавшей в греческий костюм (узкие штаны, рукава и тд)

сравните.

Две ниже. Здесь мы видим уже рубаху наподобие персидской, носимую безо всякого хитона.

Где-то века с 3-го фиксация такого костюма уже распространена на изобразительных источниках.

Вероятно, что греки до этого времени, в каком-то смысле чурались данных элементов «варварской» одежды, поскольку ношение именно греческого костюма подчеркивало их (а также эллинизировавшихся представителей местного населения) принадлежность к эллинской цивилизации. Чисто греческая одежда, скорее всего, использовалась в торжественных случаях, а также, что называется, «приличном общстве». Одежда же описанного выше устройства могла использоваться во время работы и повседневной жизни, а также в походах и путешествиях. Постепенно, надо полагать, она становилась все более привычной, пока не потеснила окончательно (возможно, к рубежу эр) классический греческий костюм. Наряду с ней использовался и действительно местный (в нашем случае - скифский) костюм, полностью или в виде отдельных элементов. Логично думать, что его использовало, в первую очередь, местное население, осевшее в боспорских городах и весях, ну и, конечно же, сами греки.

Скорее всего, используемый для такого рода одежды материал - шерсть, что обусловленно как ее назначением, так и традициями иранского костюма.

Но это - так себе теория.

Что касается реконструкции, то точного покроя данной одежды не знает никто. Все дошло до нас в виде изображений. Причем штаны выше середины бедра мы не увидим нигде, крой туники также сложно распознать.

При раскрое штанов в самой выкройке допускаются вольные трактовки, учитывающие, впрочем, простоту подобного архаического раскроя. Здесь можно также ориентироваться на соседние степные образцы, имевшие достаточно простой раскрой из чуть сужавшихся книу прямоугольных штанин и ромбовидной ластовицы. Внутреннего гашника, скорее всего, не было. Шнур, которым подпоясывались прямо поверх ткани. Впрочем, поскольку просто так боспорские штаны не то чтобы носятся, употребление вдетого вовнутрь шнура не будет большим грехом;)

Можно попробовать изготовить и такое непотребство, как на этих пазырыкских штанах.

Одежда с длинными рукавами, как уже говорилось выше, встречается и на собственно греческих изображениях, но она обычно скрыта под хитоном.

Порой такие рукава декорированы в «восточном» стиле - набойкой или прорисованной текстурой разноцветной «ёлочки». Возможно, это подчеркивает негреческое происхождение и восприятие такой одежды.

Крой, как уже говорилось, можно вероятно соотносить с предполагаемым кроем (дошедших рубах до нас не сохранилось, т.ч. здесь тоже гадания на кофейной гуще) персидской нераспашной одежды. Или с более поздним кроем византийских туник.

С плоским вырезом, узкими рукавами и отсутствием клиньев.

Как-то так. Про отделку (вышику, такчество, набойку- как-нибудь попозже).

Первый эпизод саги “Звездные войны” вышел на экраны еще 40 лет назад, и с тех пор каждый новый фильм увеличивает армию ее поклонников. Неслучайно персонажи из этих фильмов столь популярны на карнавалах среди взрослых и на детских утренниках. Узнаваемы, необычны персонажи саги “Звездные войны”. Костюм того или иного героя фильмов легко сделать своими руками.

Дарт Вейдер

Это один из центральных персонажей саги - отец Люка Скайуокера, перешедший на сторону тьмы и принявший имя Дарт Вейдер. Отличительные особенности его костюма - черные доспехи джедая, устрашающая маска, черный плащ и непременно световой меч синего цвета - это одна из визитных карточек саги “Звездные войны”.

Костюм помогут составить черные брюки и рубашка с длинным рукавом, а также черные мотоциклетные перчатки и ботинки. Плащ сшейте из прямоугольного отреза черной атласной ткани. Из цветного скотча или при помощи красок для ткани на груди нарисуйте панель управления из серебристых, красных и синих прямоугольников.

Однако самое сложное в том, чтобы сделать такой костюм (“Звездные войны”) своими руками, - это соорудить шлем. Можно купить уже готовый, а можно потратить немного времени и сделать его из папье-маше. Основой может стать надутый шарик, помещенный в ведро для устойчивости. Шарик должен быть надут размером с вашу голову, чтобы шлем хорошо на нее надевался.

При помощи тонкой бумаги и клея сделайте круглую на макушке основу, а крылья шлема, расширяющиеся книзу, смоделируйте при помощи картона. Готовый шлем просушите и покрасьте черной краской из баллончика.

Кайло Рен

Этот джедай, сын генерала Хана Соло и принцессы Леи - один из отрицательных персонажей саги. И у него свой особенный костюм и шлем, как и у других джедаев саги “Звездные войны”. Костюм Кайло Рена состоит из черного комбинезона и мантии с капюшоном, подпоясанной широким ремнем. Сделать их несложно, так как за основу можно взять черный лонгслив и трико, а мантию сшить из любого плотного черного материала. Не забудьте про капюшон - под ним персонаж все время прячет голову. Для пояса используйте ткань под кожу, сшейте прямоугольник и скрепите его липучками, чтобы костюм было удобнее надевать.

Сложнее будет с маской, она представляет собой черный шлем, похожий на тот, что носит персонаж Дарта Вейдера, но разница в серебристых полосах вокруг глаз и рта. Поэтому за основу можно взять форму и технику создания головного убора Дарта Вейдера из папье-маше, а схожесть с персонажем Кайло Рена придать при помощи серебряной краски. Нужно нарисовать похожие полосы на готовом и покрашенном в черный цвет шлеме.

Люк Скайуокер

Наряд Люка Скайуокера довольно прост в создании, поэтому его воплощают чаще других. К тому же этот костюм (“Звездные войны”) для детей подходит так же хорошо, как и для взрослых. Понадобится, во-первых, белая или бежевая длинная рубаха, скроенная на манер кимоно. Сшить ее можно по любой выкройке кимоно или даже халата либо взять готовый костюм для восточных единоборств. Во-вторых, понадобится широкий коричневый пояс. Его можно сшить из куска искусственной кожи, скрепив липучкой сзади.

Под рубаху можно надеть любые белые брюки, которые нужно заправить в длинные белые гольфы или гетры. Поверх костюма из куска коричневой материи скроите длинный плащ с капюшоном.

Как сделать световой меч

Большинство мужских персонажей саги - джедаи, а их главное оружие - световой меч. И он непременно нужен для костюмов Дарта Вейдера, Кайло Рена или Люка Скайуокера.

Самый простой способ, подходящий, если вы делаете детский костюм “Звездные войны”, - это меч из бумаги, пластмассы или дерева. Можно взять хорошо и плотно скрученный длинный рулон бумаги или черенок от пластиковой швабры. Один конец покрасьте в черный цвет, а другой в синий или красный. Между ними сделайте объемный элемент, который будет похож на рукоять меча. Его можно сделать из фольги, в несколько слоев намотанной на заготовку.

Другое дело, если вы делаете взрослые карнавальные костюмы. “Звездные войны” - это серьезная фантастика, и чтобы погрузиться в ее мир, вам придется освоить азы электроники и физики. Тогда при помощи прозрачной трубки и светодиодных лампочек можно сделать меч, который загорается по нажатию кнопки.

Принцесса Лея

Лея - это главный и, пожалуй, единственный, кроме королевы Амидалы, узнаваемый женский персонаж саги “Звездные войны”. Костюм ее отлично подойдет, как для девочки, так и для взрослой девушки. Он очень прост и состоит лишь из белого длинного платья. Сшить его можно по любой выкройке платья в пол с рукавами. Также важен ворот - он должен иметь небольшую стойку, поэтому можно использовать для основы костюма белую водолазку, к которой просто пришивается длинная белая юбка.

На талии Леи был серебряный пояс. Можно поискать похожий в магазинах аксессуаров или взять любой имеющийся, покрасить его серебряной краской или обмотать фольгой.

Но образ Леи будет неполным без ее знаменитой прически - двух ракушек из скрученных волос по бокам. Если у вас или у вашего ребенка длинные волосы, то их можно заплести в косы по бокам или скрутить в тугие жгуты и уложить каждую косу ракушкой над ухом, закрепив волосы шпильками. Если же длины волос не хватает, придется делать элемент костюма. Для него возьмите:

  • Ободок в цвет волос.
  • Моток толстой пряжи коричневого цвета.
  • Гофрированный картон.
  • Коричневый фетр.

Из картона вырежьте два круга и приклейте на одну сторону каждого такой же кусок фетра. Несколько отрезков пряжи скрутите в жгут и приклейте на фетр, укладывая нитки по спирали. Сделайте столько витков, чтобы ракушки, имитирующие волосы, были объемными. Готовые элементы прически приклейте к ободку клеевым пистолетом.

Мастер Йода

Самый мудрый из джедаев - несомненно, Мастер Йода. Это забавный персонаж в длинном плаще и с большими ушами, который весьма необычно строил свои мудрые фразы. Несомненно, этот костюм (“Звездные войны”) для детей - малыши выглядят в образе старого мудрого джедая очень мило и забавно.

Сшить мешковатую коричневую мантию, подпоясанную веревкой, будет совсем просто, а вот сделать длинные остроконечные уши немного сложнее. Для них понадобятся:

  • Зеленый фетр.
  • Холлофайбер.
  • Тонкий ободок.

Из жесткого, хорошо держащего фетра вырежьте 4 детали уха, сшейте их попарно и набейте холлофайбером так, чтобы ушки держали форму. Наклейте их на ободок, и можно надевать уши магистра на голову.

Также можно сделать уши из папье-маше и крепить их не на ободок, а на полукруглую заготовку из того же материала. Так получится цельный головной убор, который просто надевается на голову сверху.

Костюм Штурмовика из “Звездных войн”

Эти солдаты, облаченные в белоснежные доспехи - прекрасный образ для создания карнавального костюма. Для образа космического воина понадобится в первую очередь сделать шлем и доспехи. Возьмите две белых канистры. Крышки от канистр приклейте по бокам от горлышка одной из них. Далее вырежьте у этой канистры переднюю и заднюю часть так, чтобы остались боковины и горлышко с приклеенными крышками - это будущая лицевая часть шлема.

У второй канистры нужно отрезать дно и склеить обе части перпендикулярно. Также обрежьте у второй канистры верх с горлышком и из оставшихся кусочков пластмассы сделайте кружок, который прикроет верх шлема. Примерьте маску на голову и при необходимости подрежьте нижнюю канистру, чтобы шее было удобно. Сделайте прорези для глаз в соответствующих местах и добавьте деталей маске при помощи серебристого скотча и черного маркера.

В остальном костюм Штурмовика из “Звездных войн” легко собрать из белой футболки с длинными рукавами и белых брюк или леггинсов. Черные полосы на ногах и руках можно сделать при помощи краски для ткани или черного скотча.