Домой / Карандаш / Презентация по МХК «Мировое древо как отражение единства мира. Мировое Древо как отражение единства жизни

Презентация по МХК «Мировое древо как отражение единства мира. Мировое Древо как отражение единства жизни

Мировое Древо как отражение единства мира.

Учитель ИЗО, МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна


Цели урока:

  • дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры;
  • познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства;
  • воспитание интереса к прошлому.

Язык искусства универсален , а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.

Его интересовали устройство Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.




Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения.

Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством.

С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги).

С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.


Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.


Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На памятном камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.


В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:


... Помню девять миров и девять корней

и древо предела, еще не проросшее.

В начале времен, не было в мире

ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода,

бездна зияла, трава не росла.

Солнце не ведало, где его дом,

звезды не ведали, где им сиять,

месяц не ведал мощи своей.

Ясень я знаю по имени Иггдрасиль,

древо, омытое влагою мутной;

росы с него на долы нисходят;

над источником Урд зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются три "девы судьбы" - норны.

Мудрые девы оттуда возникли, судьбы судили, жизнь выбирали

детям людей, жребий готовят.


Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: " А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"


А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.


Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы повсеместно проникают во все три измерения.

Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный и духовный мир:

И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.


С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.


Домашнее задание.

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

2.Нарисуйте Мировое Древо и объясните особенности его строения.

    Слайд 1

    • Мировое древо (arbormundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. ОбразМировогодрева засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах
    • Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятнике.
  • Слайд 2

    Мировой порядок

    • Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве.
    • Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных местах мира. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали макрокосм и место человека в общей картине мироздания (микрокосм)
  • Слайд 3

    Мировое Древо

  • Слайд 4

    Идея гармонического единства мира

    Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «Осью», воплощает стержневое начало его строения.

  • Слайд 5

    Представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа

    • Памятный камень германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной.
    • Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего – Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.
  • Слайд 6

    Представление о мироустройстве славянских народов

    • Книга «Древо жизни»
    • Славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом.
    • Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения.
  • Слайд 7

    • Мировое дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом.
    • Крона мирового дерева достигает небес, корни - преисподней. Образ мирового дерева характерен для русских загадок и заговоров. Ср. Загадку о дороге: "когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит"; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) - координаты мира.
    • Мировое дерево воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. Загадку: "стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда" и т. Д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. Д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана ("пуповине морской"), где на камне алатыре стоит "булатный дуб" или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. П. На мировом дереве в заговорах обитают боги и святые - богородица, параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде ("руне") змея (шкурупея) и т. П.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Величко Светлана НиколаевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»2016 год Челябинская область город Миасс Мировое Древо как отражение единства мира Мирово́е древо - вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с подземным миром. Воплощение универсальной концепции многих народов о пространстве Вселенной Мировое древо в различных культурах В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо - весь мир, цветы - «человецы», корыто - земля, птица - смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир". Мировое древо. Русский узор. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа - небосвод Мень Эле со звёздами, желток - земля - суша Мода-Мастор, белок - бескрайний океан Иневедь. Мировое древо. Роспись крышки сундука. XVII в. В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. Мировое древо. Египет В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой. «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное древо Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас - то что удерживает в иллюзорном мире) - его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) - (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом. В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол - земном, а корона - в небесном. Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. Д/З: Нарисовать Мировое ДревоСтр. 17 – 23, читать.


Приложенные файлы

Запись опубликована автором в рубрике ,

Мировое Древо «древо жизни»,«древо жизни», «древо плодородия»,«древо плодородия», «древо центра»,«древо центра», «древо восхождения»,«древо восхождения», «небесное древо», «небесное древо», «шаманское древо»,«шаманское древо», «мистическое древо»,«мистическое древо», «древо познания»«древо познания» «ось мира»,«ось мира», «мировой столп»,«мировой столп», «мировая гора».«мировая гора».






Древний Иран В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.


Скандинавия В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.








Тюркские народы В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. По преданиям на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол земном, а корона в небесном