Домой / Карандаш / Школа приёмных родителей. Разлука с матерью и нарушение привязанности

Школа приёмных родителей. Разлука с матерью и нарушение привязанности

ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:

1. ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на ТРИ ТИПА:

  • Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
  • Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
  • Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

ПРИНИМАЯ РЕБЕНКА, Вы должны предвидеть, что его ПРОШЛЫЙ ОПЫТ БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО, ИЩИТЕ БОЛЬ.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, РЕБЕНОК как бы переживает "наводнение" своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:

ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ

ГНЕВ

ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ;

СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

УПОРСТВО

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности - "Этого на самом деле не произошло.

Стремление "спрятать голову в песок".

"Я проснусь и обнаружу, что все в порядке".

2. ГНЕВ

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром "кома в горле".

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество - "Никто не в силах меня понять".

Чувство вины - "должно быть, я что-то сделал не так".

4. СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: "Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива", "Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи", "Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось".

Масса сомнений и недоверия: "Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?"

Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде "Если бы только…": "Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)" и т. д.

Молитвы-"сделки": "Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…"

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей - горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

  • Это нормальная часть человеческой жизни;
  • Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.

Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:

  • Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное наси-лие или отсутствие заботы;
  • Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;
  • Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.

По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ МАТЕРИАЛ В ТАБЛИЦЕ "ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛУКИ И ПОТЕРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ"

Возраст

Задачи развития

Помощь в минимизации травмы

Младенчество

Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.

Дети, только начинающие ходить и говорить

Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Дошкольники

Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Возраст

Задачи развития

Последствия разлучения или потери

Помощь в минимизации травмы

От 6 до 10 лет

Подростки

Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.

Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Перемещение/потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы "забывает" многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать "наводнение" своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и "превратятся" в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

  • их чувства и эмоции очень важны;
  • о них будут заботиться;
  • их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
  • замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПАМЯТКУ

"ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА".

Возраст ребенка 3-7 лет

Возможное поведение ребенка

Появляется поведение, соответствующее БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребенка)

Относиться как к естественному проявлению травмы.

Соблюдать четкий режим дня. УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕЛЕСНЫХ КОНТАКТОВ (ОБНИМАНИЕ, СОВМЕСТНОЕ РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ПОД ПЕСНЮ, КОТОРУЮ НАПЕВАЕТ МАМА, ПОД ЕЕ ЛЮБЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ).

Обеспечение ПОДДЕРЖКОЙ, ОТДЫХОМ, КОМФОРТНОЙ МЯГКОЙ ОДЕЖДОЙ.

Обеспечение ПРИВЫЧНОЙ ПИЩЕЙ, ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕКУСОВ, ВОЗМОЖНО ВРЕМЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛАДКОГО.

Беспомощность, которая может проявляться В ИСТЕРИКАХ, УПРЯМСТВЕ

В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ

ЛИШИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЕЙ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПОКОИТЬСЯ (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребенок по предварительной договоренности будет считать таковым)

Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребенок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьезным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребенок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребенок так и сделает.

Если поведение не угрожает безопасности ребенка, то можно встать в проеме двери и подождать пока он успокоится.

После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать. Что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ свое ПОВЕДЕНИЕ.

Очень ценным является СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВРЕМЕНИ, СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.

У ребенка много страхов

Новым родителям необходимо повторять ребенку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации

Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)

Терпеливо повторять ребенку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий

Трудности распознавания собственных беспокойств

Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)

Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребенка одного, оставлять включенным ночник

Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта

Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть

Объяснения физической реальности смерти

ВОЗРАСТ 8-11 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Возможные шаги помощи со стороны родителей

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребенок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребенка

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Ребенок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь

Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие

Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребенку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).

Нарушения концентрации, трудности обучения

Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребенка

Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")

Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями на ситуацию

Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребенок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребенка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Поведение

Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать

Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости

Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированном поведении, воровстве и т. д.

Обращение к психологу

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы

Обращение к психологу

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т. е. влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящегося о нём человека. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы:

а) маленькие дети до 4 лет;

б) дети от 4 до 16 лет.

Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года жизни - это период интенсивного формирования отношений привязанности, в этом возрасте ребенок крайне незрел эмоционально и интеллектуально, а потому не способен справиться с резкими травматичными изменениями в его жизни. Потеря матери в период до 4-х лет имеет наиболее высокий патогенный потенциал для будущего психического развития. Этот крайне негативный, тяжелый опыт может вызвать необратимые изменения в психическом развитии ребенка.

Почему опыт внезапной и длительной разлуки с матерью так травматичен? По мнению специалистов, дети до 4 лет внезапную и длительную разлуку с близким взрослым воспринимают как острое переживание угрозы собственной жизни. Такие переживания, по их мнению, обладают повышенным индексом травматичности (Бардышевская, Лебединский, 2003).




Исследования показывают прямую зависимость между ранней детской психологической травмой и проявлением разнообразных психопатологий во взрослом возрасте.

Патология, формирующаяся в результате такой психотравмы, имеет характер максимально глубокий и очень устойчивый (Бардышевская, Лебединский, 2003). То есть преодолеть его полностью в большинстве случаев практически невозможно. Можно облегчить состояние, но полностью уже не вылечить.

Среди последствий разлуки с матерью в возрасте до 3-4 лет специалисты отмечают следующие нарушения: умственная отсталость, задержки психического развития, депрессивные расстройства.

Почти все эти нарушения специалисты РВС наблюдали у детей, отобранных у родителей, обращавшихся в РВС за помощью. Дети начинали демонстрировать отставание в развитии и теряли уже приобретенные навыки. Например, ребенок, недавно научившийся ходить, будучи отнятым у матери и помещенным в медицинское учреждение, ходить перестал. Также в практике РВС имеются случаи, когда у детей деградировало речевое развитие.

В конце февраля 2016 года полуторагодовалую девочку изъяли из семьи и поместили в инфекционное отделение больницы под предлогом, что у девочки ОРЗ. Мать предоставила нам фотографию, на которой девочка снята в больнице спустя три дня. Девочка находится в шоковом состоянии, на фотографии было видно, что у нее ссадина под глазом и имеются синяки. Девочка очень похудела. На 10-секундном видео, предоставленном матерью, было видно, что она сидит, не двигаясь и ни на что не реагируя, смотрит в одну точку. Она не привыкла быть без матери, а сейчас помещена в отдельный бокс, к ней заходят только ее покормить.

В первые годы жизни ребенок не способен выжить без материнской заботы. Поэтому привязанность к ней, ее неизменное присутствие рядом, ее верность ему жизненно необходимы. Многочисленные исследования помещенных в приют детей трех месяцев показывают, что у таких детей в течение нескольких месяцев развивается так называемый «Синдром госпитализма». Этот термин ввел в обиход американский психиатр Рене Спитц - один из крупнейших специалистов в области раннего психического развития детей.

Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений, низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Среди детей, помещенных в приюты, наблюдался очень высокий уровень смертности, несмотря на то, что все они получали полноценный физический уход. Спитц приводит следующую статистику: из 91 ребенка, разлученного с матерью в возрасте 3-х месяцев, к концу второго года жизни умерло 34. Это 37%. В контрольной группе детей (не разлученных с матерью), из 186 детей умерло 4 ребенка. Это 2%. Как мы видим, смертность в первой группе детей выше в десятки раз. Этих хорошо кормили и лечили. От контрольной группы они отличались только тем, что потеряли близкий эмоциональный контакт с заботящимся взрослым.

Разлучение с матерью в период с 6 - 48 месяцев также приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям психического развития.

Исследователи выявили следующую последовательность эмоциональных трансформаций при разлучении ребенка с матерью: когда здоровый ребенок лишается родителей и остается с незнакомцами, его первой реакцией будет протест. Он будет громче плакать, вести себя беспокойно, искать мать. Так он будет вести себя неделю или чуть больше. Его реакции будут подстегиваться надеждой вновь увидеть маму. Затем наступает отчаяние. Ребенок становится апатичным и замкнутым. Отчаяние выражается прерывистым и однообразными криками. Ребенок находится в состоянии страдания, но выразить его как взрослый он не может. Даже те дети, которые остались в своем доме и получили вместо мамы другого заботящегося взрослого, испытывают в ответ на потерю матери горе. Их переживания отличаются от переживаний детей, которых отправили в специальные учреждения только меньшей интенсивностью.

Исследования показывают, что дети 1,5 - 2 лет, помещенные в дом ребенка даже на время, становятся значительно более агрессивными. Следующая стадия эмоционального состояния ребенка - это отчуждение. Окружающим кажется, что ребенок успокоился, он даже может улыбаться и принимать помощь и заботу от других, но на самом деле ребенок больше не ищет близкого контакта, его способность привязываться к кому-либо будет сильно нарушена.

Согласно исследованиям Р.Спитца, нарастающее отставание в интеллектуальном развитии может стать обратимым, если в течение 3 месяцев происходит воссоединение с матерью. Если период разлуки больше, то травматические последствия нивелировать полностью уже не удастся. Т.е., если до разлуки с матерью ребенок развивался нормально, то после он начинает постепенно отставать.

Очень важно, что подобные процессы наблюдаются у детей, имевших мать, но потерявших ее. У детей, изначально лишенных матери и попавших в приюты и дома ребенка сразу после рождения, таких нарушений не встречается.

Дети старше 3-4 лет. У детей старше 3-4 лет, переживание психотравмы, связанной с разлукой с родителями, может стать причиной невротических, психических и психосоматических нарушений в будущем. (слайд 9) Статистический анализ базы данных РВС показал, что 100% всех отобранных детей во время разлуки с родителями начинают страдать какими-либо соматическими заболеваниями. Это реакция на сильный стресс, который испытывает ребенок при отобрании.

Тяжелый стресс, пережитый в детстве, по мнению отечественных детских психиатров, может спровоцировать развитие сердечно-сосудистые заболеваний, эндокринных заболеваний, болезней нарушения обмена веществ. (Исаев, 2007).

Американскими психиатрами проведено несколько исследований, направленных на изучение связи психопатологии, диагностируемой у взрослых пациентов с пережитой разлукой с родителями в детском возрасте. Выводы ученых сводятся к следующему: у людей, переживших в детстве длительную разлуку с близким взрослым, повышен риск развития депрессивных и тревожных расстройств.

При недостатке родительской заботы в детском возрасте ребенок вырастает с высоким уровнем тревожности и сниженной толерантностью к стрессам (Исаев, 2007), т.к. на любые жизненные трудности он будет реагировать как на тяжелый стресс.

Многим кажется, что если поместить ребенка в приемную семью, то проблема решена будет. Однако это представление ошибочно. По данным множества исследований, у детей в приемных семьях, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения встречаются значительно чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Так, например, согласно данным исследования, проведенного университетом штата Миннесота, у усыновленных детей почти в два раза чаще встречается так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Приемные дети чаще страдают поведенческими расстройствами. Ниже я постараюсь объяснить, почему у детей, которым заменили родителей, есть множество психологических трудностей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из приемных семей и детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых «благополучных» родителей в результате несчастных случаев.

Внутренние механизмы нарушений

Каковы же внутренние механизмы возникающих у детей нарушений? Известный английский психолог Джон Боулби - ученый, разработавший теорию привязанности - проводивший многочисленные исследования отношений маленьких детей и их матерей, выявил, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка к матери является основой всех близких отношений человека во взрослом возрасте. Исследования 1,5 - 2-летних детей в домах ребенка показывают, что около 90% из них не способны сформировать устойчивую и безопасную модель привязанности. У таких детей значительно повышается риск формирования разнообразных форм психопатологии.

Почему так происходит? Для того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие, базовые принципы их отношений - это стабильность и безопасность. На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще. Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними. Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать - дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Условия формирования гармоничной и безопасной привязанности: постоянство объектов привязанности и отсутствие длительной разлуки. Если у ребенка отнять родителя - близкого, к которому он привязан - и заменить его на другого, то такая замена никогда не пройдет бесследно для ребенка.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается нередко. Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают своих детей - они не могут создать постоянных устойчивых связей.

Конечно, существуют тяжелые патологические детско-родительские отношения (например, систематические садистические истязания или сексуальное насилие), которые разрушают психику ребенка больше, чем потеря объекта привязанности. Здесь очень важно разграничить физические наказания и садистические истязания. Это совершенно разные вещи. В случае последних причинение боли и унижение становятся центральной, самой главной составляющей отношений, самоцелью. В результате такого «воспитания» формируется личность с очень серьезными психическими отклонениями. Однако такие патологические отношения встречаются достаточно редко, как и всякое резкое отклонение от нормы. Во всех же остальных случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти, для ребенка является страх потери родителей.

Есть группа родителей, которые никак не пытаются вернуть ребенка, которого у них отняли. Мы можем предположить, что это асоциальные родители, которым дети не нужны (хотя конечно, и среди них есть индивиды, которых факт изъятия ребенка привел в подавленное состояние и они просто не чувствуют в себе сил бороться). Но если мы видим, как родители отчаянно пытаются вернуть ребенка, то это означает, что они его любят и это самое главное для ребенка. Это гораздо важнее, чем наличие дорогих игрушек и отсутствие физических наказаний.

Потеря родителей приводит к инвалидизации детей - к развитию тяжелых психических и соматических заболеваний. Во взрослом возрасте такие индивиды не могут построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются, они не могут вырастить и воспитать собственных детей. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована, разрушена или не успела полностью гармонично сформироваться.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что самым безопасным местом для ребенка, способствующим его гармоничному развитию, является традиционная семья, состоящая из родных родителей. Семья, как институт формирования и воспитания граждан, должна стать объектом особой защиты государства.

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ: ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни. Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни


Потери можно разделить на ТРИ ТИПА: Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль


НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Любой тип потери для ребенка (игрушка, вещь, обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью и т.д.) относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются: -проблемами со здоровьем, -потерей или разлукой с любимыми людьми, -потерей самоуважения.




НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Вы должны предвидеть, что ПРОШЛЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше взаимодействовать со взрослыми. Но для новых условий эти стереотипы не подходят.






Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.


Случай 1 Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.


Пять стадий переживания потери 1. ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ 2. ГНЕВ 3. ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ 4. СТРАХ / "ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ 5. УПОРСТВО


НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Процесс скорби: Это нормальная часть человеческой жизни. Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Требует, чтобы близкие люди объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением. Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.




НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Для ребенка крайне важным является, чтобы взрослые демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что: их чувства и эмоции очень важны; о них будут заботиться; их потребности могут быть выражены и приняты позитивно; родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.


Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации: Говорите открыто и честно: Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло. Скажите, что умерший никогда не вернется. Расскажите о церемонии прощания и похоронах.




Помогите ребенку понять: Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз. Прислушайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он, таким образом, высказал свои чувства. Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение.


Сделайте потерю реально ощутимой: Позвольте ребенку видеть мертвого. Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографию и видео. Берите ребенка с собой на кладбище. Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.






Не отступайте от заведенного порядка: Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства. Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома. Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. Не затягивайте с возвращением ребенка в школу или детский сад.



Выберите, пожалуйста, верные для Вас ответы

Если Вы выбрали ответ "да" хотя бы на один из вопросов, Вам нужно обязательно перед приёмом ребенка обратиться к психологу. Особенно, если Вы выбрали ответ "да" на 2-й вопрос.

Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:

  • Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни.
  • Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

  • Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
  • Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
  • Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль

Необходимо помнить . Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Необходимо помнить . Принимая ребенка, Вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью . Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

Стадии переживания травмы

Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:

  • шок, отрицание или протест
  • печаль и депрессия;
  • страх/"торговля" с богом
  • упорство

1. Отрицание случившегося/ шок

  • Временный уход от реальности - "Этого на самом деле не произошло.
  • Стремление "спрятать голову в песок".
  • "Я проснусь и обнаружу, что все в порядке".

2. Гнев.

  • Ворчливость, раздражительность.
  • Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3. Печаль и депрессия.

  • Синдром "кома в горле".
  • Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.
  • Одиночество - "Никто не в силах меня понять".
  • Чувство вины - "должно быть, я что-то сделал не так".

4. Страх/"торговля" с богом.

  • Масса тревог и сомнений в своих действиях: "Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива", "Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи", "Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось".
  • Масса сомнений и недоверия: "Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?"
  • Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.
  • Мысли вроде "Если бы только…": "Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)" и т. д.
  • Молитвы-"сделки": "Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…"

5. Упорство.

  • Нежелание уйти от печали и чувства потери.
  • Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).
  • Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

Примирение с утратой

  • Ребёнок уже может спокойно строить отношения с новой семьёй - горечь утраты ещё остается, но не мешает ему жить дальше.
  • Снова появляется душевный покой.
  • Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребёнок вспоминает о пережитом.

Нужно помнить . Процесс скорби:

  • Это нормальная часть человеческой жизни;
  • Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.

Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:

· Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное насилие или отсутствие заботы;

· Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;

· Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.

По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

Работа с таблицей. Внимательно прочтите материал в таблице "Последствия разлуки и потери для детей различного возраста, помощь детям".

Возраст

Задачи развития

Последствия разлучения или потери

Помощь в минимизации травмы

Младенчество

Младенцы развивают чувство защищённости и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребёнка ощущение стабильности и безопасности.

Дети, только начинающие ходить и говорить

Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Чётко следовать режиму. Это позволяет создать у ребёнка ощущение стабильности и безопасности.

Дошкольники

Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

От 6 до 10 лет

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своём прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учёбе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Подростки

Учёба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обострённое чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.

Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Перемещение/потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребёнком и новой семьёй.

Нужно помнить . Если в детском доме ребёнок, защищаясь от душевной боли, как бы "забывает" многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать "наводнение" своими травматическими воспоминаниями.

Ребёнок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребёнку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и "превратятся" в страхи, с которыми ребёнку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребёнка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребёнка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

Нужно помнить . Для приёмного ребёнка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

  • их чувства и эмоции очень важны;
  • о них будут заботиться;
  • их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
  • замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

Домашнее задание:

Работа с таблицей. Реакция на травму у детей и первая помощь со стороны замещающих родителей. Внимательно прочитайте памятку для родителей "Правильная реакция родителей на травматическое поведение ребенка".

ВОЗРАСТ РЕБЁНКА 3-7 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Появляется поведение, соответствующее более раннему возрасту (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребёнка)

  • Относиться как к естественному проявлению травмы.
  • Соблюдать чёткий режим дня. Увеличить количество телесных контактов (обнимание, совместное ритмическое раскачивание под песню, которую напевает мама, под ее любые ритмические фразы).
  • Обеспечение поддержкой, отдыхом, комфортной мягкой одеждой.
  • Обеспечение привычной пищей, введение перекусов, возможно временное увеличение количества сладкого.

Беспомощность, которая может проявляться в истериках, упрямстве, в разрушительном поведении.

  • Лишить ребёнка зрителей, дать возможность успокоиться (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребёнок по предварительной договоренности будет считать таковым).
  • Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребёнок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьёзным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребёнок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребёнок так и сделает.
  • Если поведение не угрожает безопасности ребёнка, то можно встать в проёме двери и подождать пока он успокоится.
  • После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно поговорить с ребёнком о том, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать, что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ему необходимо научиться контролировать свое поведение.
  • Очень ценным является совместное проведение времени, совместные игры, совместное рисование с ребёнком.

У ребенка много страхов

  • Новым родителям необходимо повторять ребёнку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации.

Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)

  • Терпеливо повторять ребёнку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий.

Трудности распознавания собственных беспокойств

  • Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю.

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)

  • Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребёнка одного, оставлять включенным ночник.

Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта

  • Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть

  • Объяснения физической реальности смерти.

ВОЗРАСТ 8-11 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Возможные шаги помощи со стороны родителей

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребёнок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребёнка.

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Ребёнок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь.

Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие

Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребёнку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).

Нарушения концентрации, трудности обучения

Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребёнка.

Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании.

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")

Страх и чувство изменённости, вызванные собственными реакциями на ситуацию

Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребёнок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребёнка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Поведение

Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать

Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости

Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированом поведении, воровстве и т. д.

Обращение к психологу

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы

Обращение к психологу

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом

Для ребёнка любого возраста можно сделать "шкатулку потерь": самодельную коробочку, в которую помещаются вещи, символизирующие потерю. Это даёт возможность организовать ритуал прощания, и в то же время пересмотреть то важное, что он вынес из этих отношений.

Если у ребёнка наблюдается синдром годовщины, т.е. переживания горя и утраты возвращаются к ребёнку примерно в тоже время (месяц), когда произошло травмирующее событие (ребёнок вдруг опять впадает в ярость или тоску), то можно придумать семейные ритуалы, отдающие должное чувствам ребёнка (дополнительная свечка на торте в день рождения - благопожелания от "той" семьи), некоторым детям важно услышать, что "те родители тоже думают о тебе в этот день".