Домой / Карандаш / Сказка про старинные часы. Сказка про часы

Сказка про старинные часы. Сказка про часы

Сценарий концерта учащихся 1-го класса

фортепианного отделения

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости. Сегодня мы вместе с нашими маленькими музыкантами расскажем вам Новогоднюю сказку о ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ.

В одной необыкновенной стране жили-были замечательные жители: веселые, добрые, трудолюбивые. И все у них было хорошо. Единственное, что омрачало их существование, так это то, что у них не было часов. То есть они конечно были – старинные, сделанные руками одного умелого мастера, но стрелки этих часов не двигались, они, будто замерли, цифры покрылись инеем и уснули под снежным покрывалом.

Когда-то давным-давно одна злая, завистливая волшебница заколдовала часы, и в своем заклинании воскликнула: - Пусть эти часы замерзнут, и не будут показывать время до тех пор, пока не свершится чудо чудесное, и не разбудит стрелки.

С тех пор жители перестали следить за временем. Так и жили, не зная, когда наступит обед или ужин, или когда точно начнутся занятия в их веселой школе. Мальчики и девочки постоянно опаздывали к началу уроков, а учителя не могли вовремя закончить урок.

Но самое печальное было то, что жители не могли понять, когда наступает Новый год. Ведь они не слышали, как бьют часы и отсчитывают последние секунды уходящего года, а значит, не знали когда им загадывать желания. И поэтому эти самые желания почти никогда не сбывались.

И вот однажды в канун Нового года, маленькие жители этой необыкновенной страны решили, во что бы то ни стало завести эти упрямые часы. А знаете почему? Потому что у них было заветное желание: чтобы все девчонки и мальчишки были веселыми и счастливыми, чтобы их мамы и папы никогда не уставали на работе, чтобы учителя были добрыми и справедливыми и, чтобы каждый новый день приносил мир и радость.

Что только они не пробовали – подбирали разные ключики (один даже золотой был), приглашали разных мастеров - часовщиков, но стрелки старинных часов упорно не хотели двигаться с места.

Как-то в один морозный хмурый день, в окне раздался чуть слышный робкий стук – это была маленькая замерзшая птичка. Она постукивала клювиком, будто просила о помощи. У наших друзей были добрые сердца, они впустили птичку, отогрели ее, накормили, и осмелевшая птичка вдруг запела таким звонким и веселым голосом, а мелодия этой песенки звучала так:

1.Демидова Лиза «Мимолетное виденье»

Вдруг стрелки часов поддались, слегка скрипнули и сдвинулись с места, и показалась первая цифра. (1)

Что же случилось, что могло сдвинуть упрямые стрелки, ведь чуда никакого не произошло?

А вы как думаете, отчего проснулись часы?

Это музыка свершила настоящее чудо! Ведь музыка способна пробудить в нас самые лучшие чувства, развеять злые чары. Музыка помогает сделать нашу жизнь яркой и интересной.

Жители необыкновенной страны так обрадовались, что решили устроить самый настоящий концерт, чтобы часы больше никогда не останавливались.

(каждый музыкальный номер продвигает стрелки часов на 1 час)

С какой песни начинается каждый новогодний праздник? С песенки про елочку, при звуках этой песенки мы вспоминаем наши праздники в детском саду, запах мандаринов, ожидание подарков, а исполнит ее

2. Светлана Толстова «Маленькой елочке…»

Посмотрите, наши часы постепенно оживают. (между 1и2)

Я думаю веселая «Детская полечка» поможет нашим стрелкам двигаться еще быстрее.

3. Маша Котлярова сыграет нам «Детскую польку».

Посмотрите, на часах появилась еще одна цифра! (2)

Музыкальный язык настолько богат, что с помощью музыкальных звуков можно передать различные образы: например косолапого неуклюжего мишку, или легкую порхающую бабочку, а мы услышим деловитую заботливую курочку, которая созывает своих цыплят.

4. Виктория Звир исполнит «Курочку» композитора Н.Любарского.

Снежинок становится все меньше, значит, музыка на самом деле творит чудеса. (3)

Образ маленького пугливого зайчика нам тоже знаком с самого детства. Сколько сказок, стихов, песенок принадлежат этому милому лесному обитателю:

Зайка серый под кустом

Вертит сереньким хвостом

Серой лапкой носик трет

Свою песенку поет.

5.Дима Литвиненко «Заинька»

По- моему песенка про зайку тоже понравилась волшебным часам. (4)

Ребята, вы слышите чьи-то шаги?.. (отвечают – нет, Новосельцев говорит: «Я услышал»)

6. Дима Новосельцев услышал « Шаги в тишине», давайте, и мы послушаем вместе с ним эту необычную пьесу.

Дима, не забывай продвигать стрелки вперед! (5)

А знаете, чьи шаги звучали только что? Это северный олень пришел к нам в гости:

Пойду за тридевять земель -

Подумал северный олень –

Где встречу добрых я друзей,

И сразу станет веселей.

7. «У оленя дом большой», исполняет Светлана Попова.

Время движется вперед навстречу Новому году! (6)

Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого рождения мы слушали ласковые мамины песни, от которых нам становилось спокойно и тепло. Это - колыбельные песни. Одну из них мы сейчас и услышим:

8. Мещерякова Катя «Колыбельная сказочка»

Катя, посмотри, не уснули наши часы? (7)

Детство – чудесная пора, когда мы верим в сказки, когда наши любимые игрушки мы наделяем различными характерами, и они оживают в нашем воображении.

Давайте и теперь попытаемся представить, что игрушки на елке вдруг ожили и вышагивают бодрым шагом:

Мы идем походкой бравой

Ножкой левой, ножкой правой,

Далеко – далеко,

Дружно, весело, легко.

День чудесный – красота

Впереди ждут чудеса.

9. «Марш», исполнит Жуковская Виктория.

Вика, попробуй и ты продвинуть стрелку часов. (8)

Музыка способна передавать различное настроение: радость, грусть, безмятежность, тревогу…

Зима – трудная пора для лесных обитателей. Им и холодно и голодно, послушайте, какую грустную песенку принес нам из леса

10. Шапошников Саша «Чешская песенка».

Давайте не будем забывать про наших братьев меньших, и обязательно жалеть и подкармливать их.

Тем временем стрелки часов приближаются к следующей цифре. (между8и9)

С каким нетерпением мы ждем наступления Нового года: пахнущей смолой зеленую елку, сюрпризов, подарков. И вот представьте себе нарядную витрину магазина, в ней стоит необыкновенной красоты кукла, как прекрасная заколдованная принцесса, которая оживает по ночам и поет свою песенку на французском языке. А песенка о том, чтобы под Новый год ее обязательно подарили какой-нибудь хорошей девочке, и у нее появилась настоящая подружка.

11.Данилова Александра «Старинная французская песенка»

Время движет стрелки вперед, и скоро наши часы окончательно оттают. (9)

Жители нашей необыкновенной страны решили пригласить нас на бал, где будет звучать танцевальная музыка.

Шотландский танец Экосез

Услышим мы сейчас,

Как- будто на старинный бал

Мы попадем тот час…

И платьев зашуршит атлас,

Ритмично вступит бас,

На дивный танец Экосез

Я приглашаю вас.

12. Мария Халяпина «Экосез».

Маша, помоги и ты волшебным часам. (10)

Продолжает бал король танцев -

13. «Вальс» в исполнении Светланы Проценко.

Света, не забудь снять снежинку с часов. (11)

Любим разные танцы бальные

Есть в них строгость, а есть и смех…

Только полечку карнавальную

Все же любим мы больше всех!

14.Нелли Затямина, «Новогодняя полька».

Нелли, посмотри, какая цифра осталась спрятана под снегом? (1из12)

И завершает наш праздник Новогодний хоровод. Он соберет всех, и под веселую музыку закружит вокруг елки.

15.Лиза Новикова сыграет пьесу,которая так и называется: «Вокруг елки».

Осталась последняя снежинка на наших волшебных часах. (12)

Музыка свершила самое настоящее чудо. И так будет всегда, пока наши сердца открыты для добра, пока мы верим в мечту – мы будем счастливы!

Пройдет еще совсем немного времени, и под бой настоящих курантов мы все будем загадывать свои самые заветные желания. И давайте будем помнить, что может кто-то нуждается в нашей помощи, и от нашего желания творить добро, кому-то станет лучше, кто-то обретет надежду, и мир будет светлее и радостнее. (музыка про часы).

История часов для детей. Беседы о времени.

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" —
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик —
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы — любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

  1. Что такое часы?
  2. Какие старинные часы вы знаете?
  3. Какие виды часов вам знакомы?
  4. Какие виды часов относятся к домашним?
  5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
  6. Расскажите о Кремлевских курантах.
  7. Какие "природные" часы вы знаете?

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Даже маленькие дети знают, что все вещи и предметы только кажутся неживыми. Ведь только наступает ночь, всё вокруг оживает. И начинается разговор о том, о сём…

Однажды, в одну из таких ночей, когда часы на стене пробили двенадцать раз, и произошёл такой спор…

– Сколько можно шуметь?! Все и без того знают, что пора спать! – возмущённо воскликнул фарфоровый слоник, стоявший на полочке как раз под этими часами. – Никакого покоя!

– Мы самые важные! – даже не обидевшись на слоника, гордо проговорили часы. – Если бы не мы, то люди бы не знали, который сейчас час!

– Ха-ха-ха! – хохотнул будильник. – Что толку от этого шума? То ли дело я! Стою на самом видном месте, тихонько тикаю, никому не действую на нервы своим грохотом, как некоторые…

И сердце-батарейка у меня долговечное. Причём всегда его можно заменить на новое, импортное. А настенные часы только тронь за цепочку, и всё! Встали!

– Хи-хи-хи… – хихикнули женские часики, тихо лежащие на столике возле кровати, на которой спала девушка. – Я важней, чем какой-то там будильник! Ведь люди его не берут с собой на улицу, а нас наша хозяйка каждый день на ручку наденет и гулять выводит.

Мы знаем все её тайны и переживания. Она постоянно нами любуется, слушает, как мы тикаем, прикладывая нас к ушку. Особенно, если её дружок на свидание опаздывает. Наверное, хозяйка думает, что мы остановились.


– Вот-вот! – подали голос из другой комнаты массивные мужские часы в позолоченном корпусе.

– Ваша хозяйка вам не доверяет! То ли дело мы! Хоть бей нас, хоть роняй! Мы противоударные! И самые дорогие среди вас! И наше сердце не зависит от какой-то там фирмы http://Watch-Japan.ru/ .

У нас снаружи завод, поэтому не надо к нам в нутро лазить и что-то там менять. Ещё и инфекцию занести недолго! Знаем, знаем… видели, как из вашего сердца, уважаемый будильник, однажды белая кровь вытекала!


– Не кровь, а кислота! – выдали свои познания настенные часы. – Мы тоже видели и слышали, как будильник чуть на свалку не выбросили!

– Ну-у… чуть не считается… – обиженно протянул будильник. – Кстати, насчёт противоударных… Двух камней у вас не хватает: на один положить, а другим стукнуть! – съязвил он, отпустив шутку в адрес мужских часов.

– Фу! Какое бескультурье! – фыркнули женские ручные часики. – И шутка уже старая. Сразу видно, что от жизни отстал!

– Да-да! Кстати о современности, – подал голос сотовый телефон. – В моём устройстве самые точные часы! Их не надо заводить каждый день. Выставил время один раз – и любуйся! Да, не спорю, корпус мой нежный и хрупкий, но зато ни у кого не возникает желание им стучать и испытывать на прочность. Нажал на кнопочку – экран засветился и показал время. И тиканья никакого нет.

– Кстати, о кнопке! И где это у тебя кнопка?! – съехидничали мужские часы. – Слышали мы, что стоит на неё нажать, то не только твои часы, но и ты сам надолго впадёшь в кому!

– В летаргический сон! – подхватил будильник.


Сотовый телефон хотел что-то возразить, но в разговор вмешался ноутбук, до этого мирно дремавший на столе в углу комнаты:

– Смешно вас слушать! Во всех вас вместе взятых нет и доли той информации, какой обладаю я! Что толку от вашего «тик-так», да «бом-бом»! То ли дело я! От меня зависит всё! Если я не захочу включаться, посмотрю, как вас будут холить и лелеять ваши хозяева!

– Да ты весь паутиной зарос! – воскликнули настенные часы. – Не мешало бы тебя помыть!

– Дремучая, вы, техника! Паутина – это не паучьи сети, а Великий Интернет! Это важней, чем свидания твоей хозяйки, – повернулся ноутбук к женским часикам.


Неизвестно, сколько бы продолжался спор, но звонкой трелью прозвенел будильник, возвестивший, что настало утро, и всем обитателям квартиры пора было вставать: кому в школу, кому на работу.

Мужские часы быстро были надеты на мускулистую руку, женские часики украсили нежное девичье запястье.

Хозяин, проходя мимо настенных часов, тронул рукой гирьку, качнул её и удовлетворённо произнёс:
– Идут, родимые!

Шустрая ребячья рука схватила со стола сотовый телефон и спрятала его в карман куртки.

Кто-то из обитателей квартиры включил ноутбук, чтобы узнать последние новости и заодно сверить все часы.

Не остался без похвалы и будильник.
– Молодец! Вовремя разбудил! – произнесла бабушка, погладив морщинистой рукой бок часов. – Что бы мы без часов делали?!

А настенные часы, женские часики, мужские наручные часы, будильник, сотовый телефон и ноутбук пристыжено молчали. Они вдруг поняли, что каждый из них важен на своём месте и очень нужен своему хозяину!

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.
Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
— Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
— Без пяти минут пять.
— Спасибо, — говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
— Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
— Без пяти пять, бабушка.
— Твои часы стоят, — говорит старушка. — Из-за тебя я чуть не пропустила время!
Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
— Скажи, а как часы заводятся?
— А что, у тебя появились часики? — спросила мама.
— Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
— Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, — сказала мать. —
Может произойти большое несчастье, запомни это.
Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.
А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
— Ну, сколько времени? — спросила, появившись опять, старушка.
— Без пяти пять, — ответила девочка.
— Опять без пяти пять? — засмеялась старушка. — Покажи мне свои часы.
Девочка спрятала руку за спину.
— Я и так вижу, что это тонкая работа, — сказала старушка. — Но если они
не ходят, это ненастоящие часы.
— Настоящие! — сказала девочка и побежала домой.
Вечером она спросила у матери:
— Мамочка, а у нас есть часы?
— У нас? — сказала мать. — У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
— А ненастоящие часы у нас есть?
— Таких часов у нас тоже нет, — сказала мать.
— И никаких-никаких нет?
— Когда-то были часы у моей мамы, — ответила девочке мать. — Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
— О, как бы мне их хотелось иметь! — вздохнула девочка.
— На них слишком печально смотреть, — ответила мать.
— Мне нисколько! — воскликнула девочка.
И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а
дочь опять не спала и все видела.
На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
— Скажи, пожалуйста, сколько времени? — откуда ни возьмись, спросила старушка.
— Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, — ответила девочка. — Это
часы моей бабушки.
— Да, я знаю, — ответила старушка. — Она умерла без пяти минут пять. Ну,
мне пора, а то я опять опоздаю.
Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.
На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
— Вот, — закричала девочка, — ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
— Не дам! — сказала мать.
Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее
приглашала.
Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.
Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
— Здравствуй! — сказала, появившись, старушка. — Ну, сколько времени?
— Сейчас половина шестого, — ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
— Кто завел часы?!
— Не знаю, — удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
— Может быть, их завела ты?
— Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
— Ой, ой, ой, кто же завел часы?! — закричала старушка. — Ой, ой, что же
делать?! Может быть, они пошли сами собой?
— Может быть, — сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
— Стой! — закричала еще громче старушка. — Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое
несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
— Не отдам, — сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
— Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла?
Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей
придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет.
Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
— А мне какое дело? — спросила девочка. — Это не ваши часы, а мои.
— Если я умру, умрет день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я
каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!
И старушка заплакала, не выпуская девочку.
— Я дам тебе все, что пожелаешь, — говорила она. — Счастье, богатого мужа,
все! Но только узнай, кто завел часы.
— Мне нужен принц, — сказала девочка.
— Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! — закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.
Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и
крепко вцепившись в одеяло.
— Мамуля! — сказала девочка. — Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
— Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
— Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
— Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.
Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
— Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
— Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
— Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
— Сможешь, но тогда я умру, — ответила мать.
— Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь! — воскликнула дочь.
— А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
— Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто
будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
— Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.
Мать ответила:
— Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя
добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти
часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому
отдай-ка их мне.
И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.
С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.
Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала
ей:
— Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со
мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.
— Хорошо, — сказала дочь, — а ты не пробовала их завести?
— Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
— Давай я попробую, — сказала дочь.
— Что ты, не прикасайся к ним! — закричала мать. — Иначе они начнут
отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!
Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.
Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
— Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
— Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
— Ну что же, пока что мир остался жив.

Цель: Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека. Помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида от назначения часов. Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.

Тема рассчитана на три занятия:

  1. Шесть рассказов о часах.
  2. Принцип работы механических и песочных часов. Рассказ о Кулибине.
  3. Выставка часов. Игра – викторина “Кто больше знает о часах”.

ЗАНЯТИЕ 1.

Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)

На прогулке сделать солнечные часы. Понаблюдать за их работой.

Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло...

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ .

Демонстрируются водяные часы.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать... В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Пятый рассказ. ЧАСЫ – СКАЗКА.

Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – поют весело музыканты.

Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

Шестой рассказ. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ.

Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.

ЗАНЯТИЕ 2.

На втором занятии воспитатель рассказывает о Кулибине и читает следующие два рассказа о часах.

Седьмой рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

(По М. Ильину, Е. Сегал.)

Восьмой рассказ. КАК УСТРОЕНЫ ЧАСЫ.

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки.. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы – кулон и много других часов.

ЗАНЯТИЕ 3.

На третьем занятии организуется выставка часов, проводится игра – викторина.

– Сегодня я поведу вас в сказочный замок – Волшебный замок часов. Хозяин этого замка – добрый Гном.

Закройте на минутку глаза, а когда откроете, окажетесь перед воротами Волшебного замка.

Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме Гнома (борода, шапка).

Дети открывают глаза и видят перед собой Гнома.

– Здравствуйте, дети. Я – Главный часовщик замка. Вы сможете попасть в замок, если отгадаете мои загадки.

Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?

– Конечно же это часы! – восклицают дети.

– Послушайте еще одну загадку:

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут, да тут.

– Это загадка тоже про часы.

После этого Гном приглашает детей пройти в ворота Замка (красочно оформленная дверь в другую комнату).

Главный часовщик начинает свой рассказ:

– В этом Замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?

– Настенные потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.

– Верно. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? (Показать иллюстрации)

– Башенные.

Затем Гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.

– Это старинные часы, – поясняет Гном. – они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Каминные).

А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещетками, звоночками.

Гном заводит будильник и он звенит.

– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.

Затем Гном привлекает внимание детей к другим часам.

– Эти часы носят на руке. Они называются...

– Наручными!

– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.

– Карманные.

– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась и звучала мелодия.

Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

– У всех часов есть стрелки, цифры.

– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.

Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.

– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Художники – дизайнеры придумали разные виды часов: часы – кулон, часы – перстень, часы – браслет и т д.

Дети благодарят Главного Часовщика и уходят из замка.

Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Как называются главные часы нашей Родины и как они называются?
  5. Какую пользу человеку приносят часы?
  6. Каких часов нет в Волшебном замке у Гнома? (Солнечных, водяных)
  7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  8. Что означает поговорка “Работает, как часы”?
  9. Почему о часах можно сказать “недремлющие часовые”?
  10. Можно ли остановить время или его увидеть?
  11. Что главное в часах?
  12. Какая стрелка важнее?
  13. Что можно сделать за одну минуту, полчаса, час?
  14. Из слогов ПО, РЯ, ДОК, ВРЕ, МЯ, БЕ, РЕ, ЖЕТ (карточки со слогами в беспорядке закреплены на доске) собрать пословицу.

Занятие заканчивается подведением итогов викторины.