Домой / Карандаш / Способы развития интеллекта. Упражнения для развития ребенка

Способы развития интеллекта. Упражнения для развития ребенка

Развитие интеллекта у человека повлияло на его становление Homo sapiens, что отделило человеческий род от животного мира. Так начала формироваться цивилизация. Индивид, проживающий в современном обществе, имеет возможность самостоятельного развития интеллектуального потенциала, и поддержки мозга в тонусе в течение всей жизни.

Интеллект: что это такое

Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:

  • логические;
  • прогностические;
  • аналитические;
  • критические;
  • дедуктивные;
  • способность к концентрации.

Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.

Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.

Виды интеллекта

Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.

Кстати! Доктор психологических наук, Д. Флинн по результатам масштабных мировых исследований величин IQ установил, что коэффициент увеличивался на протяжении 50 лет.

Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:

  • Пространственный . Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты.
  • Музыкальный . Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам.
  • Телесно-кинестетический . Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью.
  • Лингвистический . Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков.
  • Логико-математический . Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным.
  • Натуралистический . Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры.
  • Межличностный . Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение.
  • Внутриличностный . Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.

Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.

Как развить интеллектуальные способности у взрослых

Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.

Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.

Интересно! Одним из критериев высокого интеллекта является способность интуитивно находить выход из сложной ситуации.

Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.

Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.

Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.

Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.

На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная (0-2 года) . Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
  2. Дооперациональная (2-7 лет) . Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) . Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
  4. Формальные операции (12 лет и далее) . Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.

Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.

Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.

Развитие памяти и интеллекта

Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.

Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.

Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.

Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:

  • займитесь спортом;
  • храните вещи в одном и том же месте;
  • будьте наблюдательны;
  • учите стихи;
  • рассказывайте сказки;
  • соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.

Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».

Методики развития интеллекта

Способы имеют сложный комплексный характер. Чтобы в престарелом возрасте вспомнить все моменты, происходившие в жизни, необходимо в молодости . Это требует высокой степени самоконтроля, усидчивости, силы воли.

Помимо этого, на интеллект влияет образ жизни и качество питания. Частые стрессы и конфликты разрушают нейроны головного мозга.

Рассудок всячески препятствует действиям человека по его развитию. Ведь основная цель мозга – накопление энергии. Лень и безделье содействуют интеллектуальной деградации.

Любопытный факт! Установлено, что мужской мозг «выключается» после сексуального контакта. Это объясняет желание поспать сразу после полового акта.

Лоуренс Кац создал методику, повышающую уровень развития интеллекта – нейробика. Суть обучающей методики заключается в выполнении привычных действий по-новому:

  • пропылесосить квартиру с завязанными глазами;
  • добираться на работу по иному маршруту;
  • читать перевёрнутую вверх ногами книгу;
  • смотреть фильм без звука.

Получая новые впечатления мозг посылает сигнал нейронам, которые организуются в группы для обработки новых импульсов.

В поисках литературы, повышающей интеллектуальный потенциал, остановите выбор на таких образцах:

  • Дэвид Гэймон, «Аэробика для ума»;
  • Ольга Кинякина, «Мозг на 100%»;
  • Рон Хаббард, «Самоанализ»;
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»;
  • Гарри Адлер, «Техника развития интеллекта»;
  • Эдвард де Боно, «Научите себя думать».

В качестве средства для «мозгового штурма» можно использовать и киноленты, которые побуждают к творческому мышлению, стирая шаблонные стереотипы.

Стать умнее в один миг невозможно. Быть умным - это образ жизни, постоянный поиск и преодоление себя. Это довольно сложный, но вместе с тем приятный путь. И вы можете выбрать, как его начать.

1. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями

Это улучшает кровоток и насыщает мозг кислородом, а хорошее физическое состояние способствует хорошему психическому здоровью. Выберите программу, комфортную для своего возраста и физических способностей. Главное здесь - регулярность.

2. Убедитесь, что вы спите достаточно

Многочисленные исследования показали, что недостаток сна снижает концентрацию внимания, краткосрочную и долгосрочную память, скорость решения проблем, остроту зрения и слуха, замедляет реакцию. Особенно для поддержания хорошего психического здоровья важна правильная комбинация глубокого и быстрого сна. Здесь вам снова помогут физические упражнения и от Лайфхакера.

3. Придерживайтесь здорового, сбалансированного питания

Ваш мозг нуждается в определённом количестве питательных веществ для оптимальной работы. Разнообразьте своё привычное меню, чтобы получать достаточно витаминов, аминокислот и углеводов. Для этого не обязательно покупать пищевые добавки! Ранее мы писали .

4. Если вы курите - прекратите!

5. Снизьте употребление алкоголя

Алкоголь в небольших количествах, особенно в сочетании с общением, может быть полезным для некоторых функций мозга. Но чрезмерное употребление может привести к острым и хроническим нарушениям его деятельности и вызвать необратимые когнитивные расстройства.

6. Регулярно изучайте новое

Обучайтесь чему-то новому, например иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Научитесь чему-то, что давно хотели попробовать! Это способствует пластичности и гибкости мозга. Изучение математики является отличной тренировкой логики и абстрактного мышления, а также улучшает концентрацию, психическую выносливость и гарантированно поднимет ваш IQ на несколько пунктов. Используйте , чтобы научиться чему-то новому.

7. Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми

Сделайте встречи с ними регулярными и обсуждайте широкий круг вопросов - сложные интеллектуальные дискуссии подарят вам новые идеи и перспективы. Вы поймёте, как думают и выражают себя умные люди и что, возможно, стоит изменить в себе.

Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.

Александр Журба, бизнесмен и венчурный инвестор

8. Читайте хотя бы одну серьёзную книгу в неделю и разнообразьте своё чтение

Это улучшит словарный запас и вербальный интеллект, а также повысит ваши знания и разговорный репертуар. Чтение должно быть !

9. Играйте в сложные компьютерные игры

Шутеры и гонки в лучшем случае развивают скорость реакции, но не дают вам умственной стимуляции. Выберите игру, которая включает в себя сложные правила, стратегию и требует определённых психических навыков. Такими являются, например, игры-головоломки Braid и Portal.

В многопользовательских онлайн-играх самым высоким порогом вхождения обладает, пожалуй, Eve-online .

10. Откажитесь от ограничивающих представлений о собственном интеллекте

Многие действительно квалифицированные люди склонны занижать свои способности и страдают от недостаточной уверенности в себе. Часто мнение родителей, чересчур критично настроенных (или даже некомпетентных) преподавателей значит больше, чем упрямые факты ваших успехов. Поверьте в себя и начните жить полноценной жизнью!


Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет - этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
Используйте многофункциональные игрушки;
Не перегружайте ребенка;
Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!


элеонора брик

Тренировка мозга необходима каждому человеку. Без нагрузки, решения задач, обработки информации теряется навык думать, анализировать, мыслить. Для повышения интеллекта необходимо трудится ежедневно. Невозможно , выпив витамины или прочитав одну книгу за год. Новая информация заставляет мозг думать и повышает уровень IQ . Что читать для интеллектуального развития, кругозора и эрудиции?

Способы развития интеллекта

Уровень IQ зависит от грамотности, образованности человека, нестандартности мышления. Для интеллектуального развития тренируйте ежедневно мозг . Один из способов развития интеллекта – это чтение книг. Тщательно подбирайте список литературы: лучшие книги для общего развития интеллекта, словарного запаса и речи у взрослых действительно способны повысить качество жизни. А вот современные детективы, любовные романы не насытят информацией — такое чтиво расслабляет, но не учит.

Прежде чем непосредственно переходить к решению ставшего актуальным вопроса «какие полезные книги нужно прочесть для развития мозга, сознания, памяти, логического мышления, грамотной речи?», следует осознать, что развитие интеллекта невозможно без приобретения следующих навыков:

Повышения объема памяти . Необходимо для запоминания информации. Данные фиксируются и при случае извлекаются.
Увеличения словарного запаса . Беседа приобретает интеллектуальный оттенок, если собеседник умеет красиво высказываться. Обширный словарный запас помогает произвести впечатление умного человека.
Умение образно мыслить . Стимулирующие умственное развитие аудиокниги и развивающее речь интеллектуальное чтение способствуют , поскольку человек проживает описанную историю. Формируется опыт, образы запоминаются, при похожем случае информация всплывает и используется.

Навык скорочтения помогает усваивать информацию и обрабатывать тонны литературы. Интересная интеллектуальная литература для чтения и развития ума взрослого человека, книги по самоорганизации и эффективности мотивируют, заставляют следовать поставленным целям.

Какие книги нужно читать, чтобы повысить интеллект?

Интеллектуальные сайты в большинстве своем предлагают список книг для развития ума, улучшения речи и увеличения словарного запаса в общении — в такой список входит литература, затрагивающая различные сферы жизни . Развитие памяти, улучшение словарного запаса и способность к мышлению – это база, которая используется для обработки информации: чтобы стать всесторонней личностью необходимо расширить познания в основных отраслях.

Научные труды . Речь идет не о справочниках и энциклопедиях, состоящих из сплошных непонятных терминов. Читайте книги, рассказывающие историю творения мира, о природных явлениях, развитии культуры и искусства. Вспомните теорию Дарвина, почитайте труды Хокинга об истории времени.
Философская литература . Научные книги построены на теориях, доказательствах и учат понимать мир. Философия – это отрасль, посвящающая в тайны человеческих поступков и действий, изучает мышление людей. Включите в список философской литературы библейные издания различных религий. Сегодня многие увлекаются восточными авторами, делятся в социальных сетях мудростями. Яркий представитель восточной философии – Омар Хайям и его Рубаи. Интересны к прочтению, легко заучиваются наизусть. Дополните изучение философии книгами Стругацких, Ницше, Канта.
Художественные произведения . Знание классики – это как экзамен в интеллектуальное общество. Самые умные книги для взрослых, которые развивают интеллект, мозг и личность, будут бесполезны без полученной в свое время базы — основы закладываются со школьной скамьи, прививается любовь к поэзии и прозе. Если пропустили этот период, не желая , то пришло время наверстать упущенное. Художественные произведения помогают пополнить словарный запас, улучшают грамотность. Начните с таких книг: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Незабудки» Пришвина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Красное и Черное» Стендаля, «Войну и мир» Толстого. Современный интеллектуальный писатель Дюсимбиев Газинур и его рассказы отлично дополнит список классических произведений.
Исторические книги . Человек привык сравнивать сегодняшние события с прошедшими. Интеллектуал способен провести параллели на высоком уровне, так как знает историю развития своей страны и других государств. Чтение исторических книг дает знания о значимых событиях в мире и раскрывает особенности жизни знаменитых людей. История помогает осознать жизнь. Найдите труды популярных авторов: Лоренса, Бушкова, Мухина Юрия.
Чтение поэзии . Стихи один из древнейших способов передачи информации потомкам. Жанр легкий за счет рифмы, благозвучности и красоты речи. Постоянное чтение стихов способствует улучшению памяти и пополнению словарного запаса. Для развития интеллекта подойдет творчество Ахматовой, Шекспира, Бродского.

Определенного списка литературы для развития интеллекта нет. Есть рекомендации по чтению для школьников, студентов, абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗы. Главное — выработать навык чтения . Используйте свободное время для получения информации. В помощь придут современные гаджеты и аудиокниги. Со временем заметите, что чтение станет привычкой. Появится потребность в погружении в увлекательный мир, наполненный знаниями и открытиями.

Список книг для развития интеллекта

Основы закладываются в школьные годы. Поэтому множество книг выпущено с расчетом на подрастающую аудиторию. Но, не когда не поздно учиться, получать знания, тренировать память. Интеллектуальное развитие не имеет возрастных ограничений . Главное желание стать умнее и регулярность действий.

Список книг для развития интеллекта:

«Интеллект-тренинг», Родионова А. После прочтения трудов этого бизнес-тренера человек получает такие результаты: , запускаются процессы мышления, пополняется словарный запас. Книга построена по принципу обучающей литературы: читай и внедряй. Автор дает понять, что человеческие возможности неограниченны, никогда не поздно достичь совершенства. Читающему предлагаются варианты развития умственных способностей.


«Развивайте интеллект…». Труды Картера Филипа включают тесты, помогающие развитию интеллекта. Подойдут тем, кто готов решать разнообразные шарады и головоломки. Практические упражнения помогут в развитии мышления, улучшат память, сделают человека более сообразительным. Книга очень затягивает, на задачки приведены ответы.
«Мозг на 100%». Автор поведает, как . У обычного человека он находится в спящем состоянии. Просмотр сериалов, выполнение однообразной работы приводит мозг в спячку, теряются навыки, приобретенные в школе. Ольга Кинякина предлагает заставить работать мозг. В книге содержатся все необходимые упражнения, задания и задачки для улучшения памяти, развития интеллекта. Интенсивная программа способствует развитию мышления, .
«Основы механического запоминания». Книга Зака Белмора рассчитана на любой возраст. Более того, для лучшего усвоения информация и для достижения результата, автор разбил книгу на главы. Каждый из разделов предназначен для определенной возрастной группы. Выполняя упражнения, человек обучается запоминать большие объемы информации и полотна текста. Процесс запоминания упрощается, становится произвольным.

Рекомендуемое интеллектуальное чтиво для ума, хорошая классическая литература для развития речи представляют собой комплекс упражнений для тренировки мозга. Как человеку нужна вода для жизни, так мозгу – информация для размышлений. Принимайте пищу для ума ежедневно, уделяя чтению не менее 1 часа в день .

Что читают умные люди по духовному развитию и для интеллекта?

Подойдет литература, способная запустить процессы мышления и способствующая активизации памяти. Желая повысить уровень IQ, многие люди делают ставку на количество прочитанных книг. Если сюжет не увлекает, описанные упражнения кажутся нелепыми и бесполезными, то лучше отложить книгу и перейти к следующей. Просто чтение не сделает человека умнее , поскольку материал не будет применяться в жизни.

Труды Эдварда де Бона . Если хотите научиться мыслить не так все, готовы оторваться от стандартов, то начните с книги «Шесть шляп мышления». Во время изучения материала у вас появится возможность поиграть. Чтобы получить результат действуйте, выполняйте задания автора. Книга интересна включением различных жизненных ситуаций, к которым читателю предлагается подобрать свои шляпы мышления. Практические занятия помогают сделать мышление оригинальным и нестандартным. Еще одна занимательная книга автора – «Научите себя думать». В основе сюжета методика Эдварда, помогающая привить читателю навык хотеть учиться и развиваться. Предложенная методика направлена на усовершенствование мыслительного механизма. Книгу можно назвать самоучителем, так как она включает 5 этапов. Постепенное выполнение шагов приводит к желаемому результату.
Книги Рона Хаббарда . Хорошие отзывы получила книга «Технология обучения». Представляет собой учебник, основная задача которого, научить читающего учиться. Люди, последовавшие подсказкам автора, повысили интеллектуальный уровень на 15%. Рон Хаббард убежден, что IQ человека формируется из нескольких составляющих. И основная из них – это умение обучаться или другими словами системность получения новой информации в течение всей жизни человека. В книги «Самоанализ» автор делает акцент на памяти человека. Если своевременно не вспомнить интересный факт или историческую информацию, то не стоит и говорить об интеллектуальном развитии. Прочитанные книги будут забываться через несколько дней, если не запустить работу памяти на полную катушку. Книга содержит практические рекомендации, которые помогают человеку самосовершенствоваться. Особое внимание автор уделяет зрительной памяти, считая, что существует возможность ее развития.

«Развитие памяти для «чайников» . По названию книги понятна ее основная цель. Прежде чем приступать к изучению возьмите за основу, что универсальных и простых способов улучшения памяти не существует. Для достижения результата методики комбинируются. Чем больше способов вы используете, тем лучше эффект. Интересно, что комбинация методов приносит результат в независимости от возраста. Джон Богосиан Арден – автор книги, уверен, что свойства памяти одинаковы у студента и пенсионера, поэтому поддаются одинаковому развитию.

Прежде чем приступать к чтению книг, проверьте уровень интеллектуального развития . В интернете приведены тесты и предложено время для выполнения задач. При первом прохождении не спешите вложиться в установленный срок. Отвечая на вопросы теста, вы уже развиваетесь, поскольку решаете задачки и головоломки. Полученные данные помогут определиться, в каком направлении двигаться, чего не хватает вам: словарного запаса, творческого мышления, навыка запоминания информации. Затем приступайте к исправлению ситуации, изучая и практикуя предложенные книги.

Заключение

С учетом того, что люди говорят, мыслят и читают на разных языках, списки интеллектуальной литературы от различных составителей могут очень разниться: составить универсальный список невозможно – он будет слишком объемным. Поэтому читайте всегда, старайтесь непрерывно и последовательно совершенствовать свой интеллект — пусть это станет полезной привычкой, продлевающей жизнь и улучшающей общение с окружающими людьми. Читайте с пользой и с удовольствием!

17 марта 2014

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.