Последние статьи
Домой / Перманентный / Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Основные плюсы и минусы подростковой жизни Поведение в социуме

Что такое самостоятельность и как ее развить у подростка. Основные плюсы и минусы подростковой жизни Поведение в социуме

Мы с детства слышим: «Женщина должна быть самостоятельной и независимой. В этой жизни можно рассчитывать только на себя. Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда», и все в таком духе. И вот мы выросли — такие самостоятельные, куда деваться! Мы все можем сами: купить машину, отвезти ее в сервис(а то и починить собственными силами. Во всяком случае, колесо поменять — не проблема). Самостоятельно найти себе хорошую работу и получить третье высшее образование, в одиночку вырастить детей… Да мало ли что еще! Даже ртуть из разбившегося градусника собрать, не дожидаясь приезда бригады демеркуризаторов!

Вот только почему-то иногда так хочется, чтобы кто-то пришел и спас тебя — от инспектора ГИБДД, от нерадивых грузчиков, да просто — от ветра и холода. Вот пришел бы и сказал: «Девочка моя, не беспокойся ни о чем, я сейчас все решу». А вместо этого ты слышишь: «Ну ты же у меня самостоятельная, я верю, ты прекрасно справишься!» Обидно, да?

Самая-пресамая!

Кажется, весь мир встал с ног на голову. Раньше девушки считались слабенькими, хрупкими существами, способными в ответственный момент разве что красиво упасть в обморок. Остаться без мужской помощи, силы и кошелька с золотыми монетами было страшно. Теперь нам уже ничего не страшно. Если молодой человек вдруг чем-то недоволен — его никто не держит. Обойдемся без него! Да и вообще непонятно, зачем он нужен, если ты гвозди забиваешь, лампочки вкручиваешь и денег зарабатываешь в два раза больше. Мужчины так устроены(в этом никто не виноват, и ничего с этим не поделать) — им важно, чтобы в них нуждались. А если мы, девушки, сами с усами, то другим усатым в твоей жизни места нет. Разве что кота завести. И все бы ничего, можно собой гордиться, но как-то одиноко…

Из жизни: Оля вышла замуж и переехала в настоящие хоромы. Хоромы, впрочем, нуждались в переделке. Оля сама« сочинила» интерьер, обнаружив к этому незаурядные способности, сама подобрала материалы, сама нашла работников. Результат оказался настолько впечатляющим, что на новоселье гости обратились к ней с просьбой поработать над их квартирами. Дело пошло — вскоре Оля почувствовала, что ей не хватает специальных знаний, получила образование, открыла фирму и… развелась. Все дело в том, что муж, женившийся на милой беспомощной девушке, оказался не готов к ее стремительному превращению в самостоятельную женщину, а Оле, выходившей замуж не столько по любви, сколько« за стабильность и уверенность в завтрашнем дне», стало скучно соответствовать ожиданиям. Самореализация оказалась для нее важнее, чем отношения с мужем, — и это не плохо, но вот снова создать семью пока не получается.

Надо себя заставить

Попросить о помощи — это какая-то глобальная женская проблема в наши дни. В твоем окружении непременно найдется хотя бы одна девушка, которая сама тягает неподъемные вещи, собирает мебель и, если придется, рубит дрова, — только бы не просить мужчин. Пусть у нее будет болеть печенка и лопаться селезенка, пусть она будет валиться с ног от усталости, она ни за что не станет просить, чтобы кто-то помог ей. Это, конечно, крайность, но при этом не такая уж и редкость. А скольким девушкам трудно попросить финансовой помощи? Ну просто подойти и сказать: «Любимый, купи мне, пожалуйста, платье». Ладно платье! Некоторые испытывают внутренний протест, когда просят купить молока или пачку печенья, и спешат отдать за них деньги.

Из жизни: У Кати случилось откровение, когда она решила обсудить эту проблему со своим бойфрендом. Пожаловалась ему, что ей трудно просить его о чем-либо. «Ты что! — ответил молодой человек. — Это же так приятно, когда девушка тебя просит. Сразу чувствуешь себя таким сильным, добрым, настоящим мужчиной!» С тех пор Катя решила: надо учиться делать людям приятное, и стала обращаться с просьбами даже к незнакомым мужчинам — сначала через силу, а потом все легче и легче. И ведь никто ей не отказывает!

На войне, как на войне

Доказывать, что ты чего-то стоишь, что ты не хуже, а даже лучше любого мужчины, что ты на многое способна, что ты дашь фору любому, — о, теперь это так по‑женски! Выше, дальше, сильнее, быстрее — повседневное соревнование, которое девушки затевают повсюду — дома и на работе. Что соревнование, это война! Мы их точно сделаем, они, наконец, поймут, кто здесь главный. Это же известно, женщины во многом превосходят мужчин. А размножаться мы скоро научимся почкованием.

Из жизни: У Ирины была симпатия — высокий, плечистый и улыбчивый клиент агентства, в котором она работала. Шансы у нее были, несомненно, это всем было видно, но на беду(иначе не скажешь) их рабочие отношения были похожи на поединок, а переговорная каждый раз превращалась в поле брани. С ним она ни шагу не сдавала в постоянных спорах по поводу цен, скидок, сроков - да по любому поводу! И надо ли говорить, что победила? Правда, и сама была этому не рада, потому что он, во-первых, перестал ей так лучезарно улыбаться, а во-вторых, назвал ее железной леди — и, увы, это было не похоже на комплимент.

Нужны ли девушке усы?

Самостоятельность — дело крайне увлекательное, и тем, кто попробовал жить независимо, не оглядываясь и не выпрашивая у окружающих помощи, денег, одолжений, очень сложно отказываться от такой жизни.

Сложно принять подарок от друга.

Сложно переложить на чужие плечи свои обязанности — пусть и временно.

Сложно чувствовать себя обязанной кому-то за билеты в театр или бесплатную консультацию, а уж жить на содержании мужчины — это ужас-ужас-ужас, даже если ты, скажем, в законном декретном отпуске.

Из жизни: Две девушки, Лена и Марина, работали в салоне красоты администраторами. В один далеко не прекрасный день грузчики доставили им заказанную накануне косметическую продукцию в коробках. Но оказалось, что в коробках совсем не то, что нужно! Видимо, произошла какая-то путаница. Что делать? А у грузчиков разговор простой: «Мы грузчики, какой с нас спрос? Что дали, то и привезли…» Марина в полной растерянности села на одну из коробок и чуть не плача тихо сказала: «Коробки… Не наши… Как же быть?» Грузчики посмотрели на нее и вдруг начали куда-то звонить, мол, девчонки пропадают, нужно выручать! Через пару часов настоящий заказ был доставлен в салон.

Со всем справляться самостоятельно входит в привычку, а ведь хочется при этом, чтобы о тебе заботились и любили, хочется такого простого женского счастья — «был бы милый рядом», и пусть бы он помогал, когда нужна помощь. И, знаешь, эта мечта достижима, хоть и требует работы над собой.

1. Попробуй хотя бы иногда скрывать свои подлинные доходы и возможности. Что тебе стоит прикинуться беспомощной, даже если обычно ты в образе девушки-супергероя?

2. Позволь молодому человеку вложить в ваши отношения свои силы, чувства, да хоть бы и деньги! В этом наш мир мало изменился с доисторических времен — по‑прежнему больше всего ценится то, на что мы потратили больше всего сил и средств.

3. Прими папину помощь — он давно предлагает провести« техосмотр» твоей машины? Так разреши ему сделать это! Не для себя, для него — пусть почувствует себя нужным.

4. Делай все, что позволяет тебе чувствовать себя истинной женщиной: заботься о своей внешности, покупай платья и украшения, занимайся творчеством, отдыхай так, как тебе хочется, ходи на женские тренинги — все способы хороши!

5. Обращайся с небольшими просьбами к мужчинам на улице, на работе, в транспорте. Твоя самостоятельность от этого не пострадает, зато ты дашь им шанс почувствовать себя сильными. Ведь это они — сами с усами, а ты — нежное и хрупкое создание, даже если с виду пока не скажешь.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

  • Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
  • Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

  • Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
  • Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

  • Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
  • Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

  • Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
  • В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

  • Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
  • Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

  • Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
  • Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
  • Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

  • Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
  • Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
  • Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

  • Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
  • Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.
  • Подростковый период – переход на новый уровень из детства во взрослое состояние. Для мальчиков и девочек в возрасте (12-14 лет) и ранней юности (15-17 лет) – это еще и переходный период: у девочек начинается первая менструация, у мальчиков появляется волосяной покров на лице и теле, первые поллюции. В процессе полового созревания, происходит изменение внешности, функций желез внутренней секреции, ускорение физического развития, гормональные изменения организма. Появляются раздражительность, грубость, обидчивость. Меняется настроение, поведение.

    В этом трудном возрасте у подростка возникают конфликты в общении с родителями, учителями, сверстниками. Подростковый период — не самый приятный отрезок жизни для самих детей и их родителей.

    Переходный период – развитие личности

    В период созревания начинают проявляться различия противоположных полов. В этом возрасте дети испытывают интерес друг к другу, пытаются найти контакт. Но потерпев неудачу в оказании внимания, молодые люди обрастают внутренними и внешними комплексами, которые мешают им жить. Начинают присматриваться к чужому опыту.

    Внутренние комплексы порождают неуверенность в себе, внешние – проявляются в агрессии и грубости в отношении другого пола. В одном человеке может проявляться оба вида комплекса. В зрелости бурная физиология влияет на разум и чувства. Небольшая симпатия принимается за любовь, а неудача за большое несчастье.

    В подростковый период происходит развитие личности, переоценка своего «Я». Развитие мышления, взаимодействие друг с другом зависит от личных качеств юношей и девушек.

    Большую роль играют характер, интеллект, темперамент, уровень активности, эмоциональности, агрессивности. У молодых людей появляются цели, которые важны для развития личности и осознания себя, как взрослого. Они интересуются учебой, спортом, искусством.

    Необходимость общения

    Подросток-ребенок стремится к общению, в этом возрасте он находит себя в друзьях. Много свободного времени проводит на улице, в группе сверстников-единомышленников, где есть лидер. Подросток старается чем-либо выделиться, обратить на себя внимание, заслужить уважение товарищей. Стремится быть похожим на кого-то старше себя, чувствует облегчение, когда узнает, что кому-то нравится та же книга, музыка, фильм.

    Часто в группе придерживаются определенного стиля в одежде, прическе, манере общения. Меняются взгляды на жизнь, появляются волнующие вопросы, к родителям с ними не пойдешь. Поэтому дети ищут друзей, с которыми можно говорить обо всем. Родительский авторитет снижается, общение со сверстниками становится куда важнее. Здесь они получают недостающие знания о жизни.

    Именно эти группы, оказывают влияние на личность ребенка. Хорошо когда в группе хорошие, дружеские отношения, что способствует развитию подростка. А если плохая компания, где подростки увлекаются спиртным, сигаретами, нецензурной бранью, она становится главным источником проблем воспитания, создает сложности с обучением.

    В психологии подросткового возраста присутствует повышенная критика к собственным недостаткам, поиск способов их устранения. Изменения в психике и в физиологии, сказываются на его поведении, которое часто непредсказуемо. Желание достичь цели может смениться необдуманным решением, а самоуверенность – заниженной самооценкой. У ребенка появляется своя позиция, собственные взгляды, вкусы, оценки поведения. Стремится к самостоятельности, отвергая помощь и контроль.

    Плюсы подросткового периода

    • Самостоятельность.
    • Стремление к независимости от родителей.
    • Осознание своей личности.
    • Ответственность личная, в коллективе.
    • Формирование сознания.
    • Проявление интереса к сферам жизни (политической, социальной)
    • Приобретение навыков общения (контакты с товарищами)
    • Формирование самооценки (способность оценить себя, достоинства и недостатки)
    • Беззаботная жизнь (мало обязанностей в семье, только учеба)
    • За ошибки не несут ответственности (на помощь приходят родители)
    • Добиваются успехов, но признают только личный вклад, свое «Я»
    • Много свободного времени (есть возможность совершенствоваться)

    Минусы подросткового периода

    • Недовольство своей внешностью, фигурой (появляются высыпания на коже, у мальчиков изменяются пропорции тела — увеличиваются плечи), у девочек — лишний вес.
    • Желание быть похожим на лидера в группе (при общении со сверстниками)
    • Избегают общения с родителями (из-за непонимания выбора друзей, стиля одежды, музыки, сленга)
    • Неустойчивая психика (смена настроения, раздражение, буря эмоций, грубость)
    • Пониженный интерес к учебному процессу.
    • Желание принять на себя обязанности взрослых, но не выполняют их.

    Как родителям помочь подростку?

    Дети часто вступают в конфликт с родителями и взрослыми, хотя явных причин для ссоры нет. Необдуманные поступки, перепады настроения обусловлены гормональными перепадами.

    Ребенок по ряду причин не согласен с родителями, которые ему предъявляют завышенные требования, чрезмерную строгость, ограничения. Не видят в подростке взрослеющего человека, со своими взглядами, чувствами, мыслями.

    Напряженные отношения заставляют его уединяться, либо в своей комнате, либо с друзьями вне дома. Родителям следует поддержать подростка в трудные моменты, проявлять терпение, внимание, интересоваться его успехами и неудачами. Сбросить отрицательные эмоции помогут спортивные занятия: плавание, танцы, катание на роликах, сноуборде.

    Если же атмосфера в семье накаляется, и ребенку все не интересно, необходимо обратиться к психологу. Задача взрослых, родителей, педагогов, помочь подростку пройти этот трудный жизненный этап, преодолеть препятствия, стать достойным человеком.

    Чтобы в будущем подросток старался все, что может, делать сам и получал от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания:

    · Во-первых, помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель.

    · Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться ребенку хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их.

    · Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя.

    Любые действия и педагогов и родителей, которые воспринимаемые подростками как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции.

    Например, донецкий учитель математики Виктор Федорович Шаталов, для того, чтобы ребята, даже самые отстающие в математике, могли добиться первого успеха, стал задавать на дом не одну, не две, не три задачи, как обычно, а … сто! Сто задач сразу! Оказалось, что это не самый тяжёлый, а самый лёгкий урок. Учитель, разумеется, не требовал решения всех ста задач.

    «Нет, говорил он, выбери сам задачу по силе и реши её. Хотя бы одну. Одну задачу из сотни найти можно, но когда решишь ее самостоятельно, прибавляются силы и опыт». Так постепенно развивается способность решать и более трудные задачи.

    Родители могут действовать на примере этого учителя, предлагая множество жизненно важных задач, из которых подросток будет выбирать те, что ему по силам, увеличивая свой багаж опытом, ресурсами, в которые сам будет верить. Такому подростку мир вокруг кажется светлым, многогранным. И когда-нибудь именно таким заботливым родителям, он скажет спасибо.

    Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что-либо сделать или решить без помощи взрослых.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    Воспитание самостоятельности у подростков

    · Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей (пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он).

    · Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.

    · Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны его возрасту.

    · Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.

    · «Не стойте над душой» у сына или дочки (ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать).

    · Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания.

    · Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче.

    · Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения (если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание).

    Таким образом, подростковый период – это продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека.

    Ваш ребенок уже подросток и воспитывать его, как малыша, не представляется возможным.

    В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога.

    Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

    Литература

    1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2006. 701 с.

    2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007. 271 с.

    3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики учеб. пособие для

    студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.

    4 . Маслоу, А.Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2008. 352 с.

    5 . Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с.

    6. Столяренко, А. М. Психология и педагогика ]: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.

    Урок обществознания в 5 классе по теме: «Самостоятельность - показатель взрослости».

    Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

    Планируемые результаты :

    предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

    личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Работа по теме урока.

    Как вы понимаете слово самостоятельность?

    (Ответы учеников, составление схемы.)

    К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

    - Разделитесь на команды и разыграйте сценки о правильном и неправильном понимании самостоятельности подростками.

    (Актеры исполняют сценку, а зрители должны понять суть разыгранного действия и проанализировать сценку. Побеждает та команда, которая точнее, качественнее и артистичнее выполнит задание.)

    Тест «Насколько вы самостоятельны»

    А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?

    Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.

    Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете

    себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки,

    а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех,

    записав его в тетрадь.

    Как ты просыпаешься по утрам?

    а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)

    б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)

    в) Будильник не завожу - все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

    Кто готовит тебе завтрак?

    а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)

    б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить - не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)

    в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)

    Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

    а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)

    б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)

    в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем - только тяжесть лишняя. (3 балла)

    Кто наводит порядок в твоей комнате?

    а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)

    б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)

    в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

    Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

    а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)

    б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)

    в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

    От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

    От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное - попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

    От 30до 35баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

    {По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)

    (Ученики подсчитывают баллы.)

    Работа с учебником.

    - Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины

    П.А. Федотова «Свежий кавалер».

    Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

    Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?

    Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

    (Ответы учеников.)

    Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм).

    Всегда ли самостоятельность приносит пользу

    Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным - значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

    Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

    Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

    Проанализируйте ситуацию.

    Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

    Если нет, как бы вы назвали их поведение?

    К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

    (Ответы учеников.)

    Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

    Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

    Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа - аргументы против.

    (Проверка выполнения задания.)

    В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

    Подведение итогов уроков.

    Задавание домашнего задания.