Домой / Перманентный / Эти буквы заучи их десятка с лишком. Самуил Маршак

Эти буквы заучи их десятка с лишком. Самуил Маршак

Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».

Пары разводит паровоз,
Зажег два фонаря
И мчится с грохотом колес
По строчкам букваря.

Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А».

А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.

Куда по гладкой мостовой
Сейчас поедем мы с тобой?
Знает каждый человек:
С буквы «А» (заглавной)
Начинается Артек
Детский лагерь славный.

Только встанет алый шар
Утром на заре,
Будит чистый звук фанфар
Лагерь на горе.
Под горою Аю-Даг
Юный пионер
Поднимает алый флаг
Флаг СССР.

У буквы «А» мы простоим
Не меньше трех минут.
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.
В мешке у нас продукты
На десять дней пути.
Но хорошо бы фрукты
В дорогу припасти.

Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова
И все на букву «А»!

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!

Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами на столбе
Большая буква «Б».

Б

Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?

Он нас с тобой зовет к себе
И говорит: «Я - буква «Б».
Вот целый класс - четвертый «Б»
Собрался на лужайке.

Борис играет на трубе,
Богдан - на балалайке.
Поет заливчато баян
То басом, то дискантом,
И вторит гулкий барабан
Веселым музыкантам.

Пришел с букетом этот класс
К вокзальному порогу,
Чтоб проводить меня и вас
В далекую дорогу.
А есть ли булочная тут?
Да вот она! Смотри:
Буханки, булки продают,
Баранки, сухари.
Батонов, бубликов гора
И сдоба всех сортов.

До третьей буквы - «В».
Вот буква «В» видна вдали
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Пойдем по скошенной траве
И добредем до буквы «В».

В

Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке.
Один состав вдали исчез,
Второй - у семафора.
Из Севастополя экспресс,
Владивостокский скорый...

А есть вагон, что может нас
Доставить к морю на Кавказ.
И если хочешь через день
Увидеть влажную сирень
И волны у балкона,
Шагни с платформы на ступень
Вот этого вагона.

У нас великая страна,
Одна шестая света.
Еще на севере весна,
А уж на юге лето.

Но поезд отправляется,
В дорогу отправляется,
В пути он изгибается,
Несется по дуге.
И скоро появляется
Пред нами буква «Г».
Да, перед нами буква «Г»
Стоит подобно кочерге.

Г

В конце дороги у горы
Копают грунт машины.
А вот готовят гончары
Горшки из красной глины.
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
И в первый раз идет он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
И ждут они отправки.
Их повезут грузовики
К дверям посудной лавки.

Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.

Глядите: голуби летят,
И снегом серебристым
Их крылья белые блестят,
Мелькая в небе чистом.

Как будто ветер снег пронес
Под самым небосклоном...
Но вновь гудит наш паровоз,
Пора нам по вагонам!

Отъехали от станции.
А вылезем мы где?
Мы вылезем на станции,
Где будет буква «Д».
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква «Д» сама
На самоварных ножках.

Д

У дороги лес дубовый,
До плеча нам этот лес.
А когда-нибудь дуброва
Здесь раскинет свой навес.
Заведутся здесь лисицы.
Мед в дупле найдет медведь,
На деревьях будут птицы
Гнезда вить и песни петь.

Это желуди когда-то
Посадили здесь ребята,
Чтобы вырос до небес
Богатырь - дремучий лес.

У той же буквы строят дом
Большой, многооконный.
Встает этаж за этажом
Железный и бетонный.

В жару, и в холод, и в туман
Возводят дом рабочие.
Им подает подъемный кран
Цемент, кирпич и прочее.

Растет домище-великан,
Дорос почти до крыши.
И с каждым днем подъемный кран
Уходит выше, выше...

Но снова мы поехали
По узкой колее
И наконец приехали
К вокзалу с буквой «Е».

Е

Буква «Е» - она же «п»
Вроде этажерки.
(Полка средняя ее
Не совсем по мерке.)

Мы сошли у буквы «Е»,
Посидели на скамье.
Ежевики мы поели
И в реке меж камышей
Осетра поймать хотели,
А поймали трех ершей.

В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.

Нам в лесу попался ежик.
Но, подняв его с земли,
Головы его и ножек
Разглядеть мы не могли.

Ощетинил он иголки,
Словно иглы старой елки,
Спрятал ноги, спрятал нос
И в клубок свернулся колкий,
Будто перьями оброс.

Отпустил я недотрогу.
Но довольно о еже.
Нам пора опять в дорогу.
Уезжаем к букве «Ж».

Ж

Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!

Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы
И шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Но есть другой жужжащий звук:
Жужжит не овод и не жук,
Не дружный рой пчелиный,
Не рыжий шмель и не комар...
С жужжаньем мчится на пожар
Машина за машиной.

Должно быть, каждый видел дом
В два этажа и выше
С большим двором и гаражом
И вышкою на крыше.
Смотрите - в верхнем этаже
Пожарные сидят.
А ниже - в светлом гараже
Машины в дверь глядят.

Сигнал дежурный подает,
И через миг один
Бежит наружу из ворот
Отряд автомашин.

Ребенок, может быть, в избе,
Шутя, огонь зажег.
Иль сажа вспыхнула в трубе,
Иль загорелся стог,
Горит жилье или амбар
В ночной тиши иль днем,
Жужжащей пулей на пожар
Летят борцы с огнем.

Добит огонь - разбойник злой,
И вот уже назад
Несется дружно удалой
Пожарников отряд.

Но туча на небе встает.
Уж верно, быть грозе.
А нам пора на самолет
Летим мы к букве «3».

З

На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
В звезде найдешь ты букву «З»,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
И в звонкой зелени берез,
И в землянике зрелой...

А мы летим с тобой в колхоз,
Где все зазеленело.
Шумят колхозные сады,
Звенит трава зеленая,
И даже в зеркале воды
Есть зелень отраженная.
Не испугает нас гроза,
Летим мы выше туч.
И нам в пути слепит глаза
Закатный длинный луч.

Вот за рекой большой колхоз,
Зеленые луга.
В тиши стада коров и коз
Жуют, склонив рога.

Ребята разожгли костры
Из трав и сушняка,
Чтоб разлетелись комары
От сизого дымка.
Мы на зеленую траву
Садимся меж ребят.
Мы их зовем к себе в Москву.
- Зимою! - говорят.

Картошку мы печем в золе.
Но надо уезжать.
И, разбежавшись по земле,
Взлетаем мы опять.
Несемся ввысь, летим вперед
Сквозь тучи грозовые
И прилетели на завод,
Что нашей родине дает
Машины грузовые.

Здесь много трудится людей,
Машины создавая.
Из многих строится частей
Трехтонка грузовая.
Из многих строится частей
Мотор, коробка скоростей,
И кузов, и кабина,
Мосты - и вся машина.

Все эти части до одной
Не соберешь руками.
Они на ленте подвижной
Друг к другу едут сами.
А лента движется вперед
И дни и ночи напролет.
И вот, когда придет пора,
Мотор на место сядет.
Его на раме мастера
Заботливо приладят.

Теперь на раме есть мотор,
Кабина, где сидит шофер.
Сейчас поставят кузов
Для перевозки грузов.

Надев колеса, в бак зальют
На первый путь бензину.
Затем обкатчику сдают
Готовую машину.
Мотор обкатчик заведет
И выезжает из ворот.

А нам, друзья, лететь пора.
Исправилась погода.
Здоровы будьте, мастера,
Рабочие завода!
Дорога змейкою бежит,
А реки, как ручьи.
Куда ж теперь наш путь лежит?
Конечно, к букве «И».

И

Спускаясь плавно с вышины,
Находим мы площадку.
Внизу флажки уже видны.
Идем мы на посадку.

Колеса выпустив свои,
Стальная наша птица
Недалеко от буквы «И»
Среди полей садится.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.

Над речкой у обрыва,
Поникнув головой,
Поблескивает ива
Серебряной листвой.
На каждой ветви гибкой
Дрожат от ветерка
Листочки, словно рыбки
В сетях у рыбака.

Шуршат деревья листьями
Над самой рябью вод.
Плывет к причалам пристани
Столичный пароход.

А там на горке над рекой
Идет работа день-деньской,
Ползут змеею стружки.
Готовят детям в мастерской
Из дерева игрушки.

Искусно выточенный конь
Стоит, готовый к бою.
Его за повод только тронь
Помчится за тобою.

Вот самоходный пароход
И поезд с машинистом.
Лишь заведи его - пойдет,
Да как еще - со свистом!

Нам показали мастера
Отличную работу.
Но в путь-дорогу нам пора.
Идем мы к самолету.
Опять мотор мы завели
И, оторвавшись от земли,
Летим над степью гладкою,
И вдруг увидели вдали
Огромное «И краткое».

Й

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою.
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»

Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою «И краткое»!

А в это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы а лес густой,
Чтоб строить новый улей.
Взлетел на клен пчелиный рой,
Повис в зеленой чаще.
А мы возьмем мешок пустой,
Поймаем рой жужжащий.
Мешок ребята отнесут
В подарок пчеловоду.
Пускай в колхозе припасет
Для нас побольше меду.

А мы отправимся пока
К соседней букве - к букве «К».
Опять летим сквозь облака.
Но надо опускаться,
Вот перед нами буква «К».
Стоит жара. Ни ветерка.
Идем к реке купаться.

К

Кусты на берегах крутых
Нас укрывают тенью.
А мы разделись - и бултых!
Поплыли по теченью.

Купались долго мы в реке,
Копались в мягком иле.
Потом катались в челноке
И карасей ловили.

Среди густого камыша,
Как по лесной тропинке,
Челнок скользил, слегка шурша,
Кругом цвели кувшинки.

И вдруг мы слышим вдалеке
Как будто дробь погони.
С горы спускаются к реке
Рысцою легкой кони.

Ребята гонят жеребят
На ближний плес купаться,
А те играют и шалят,
Куснуть друг друга норовят
И ну - в песке кататься.

Вот черногривый конь гнедой
Погнал волну кругами,
Перебирая под водой
Проворными ногами.

Кипит в реке водоворот,
Несется плеск и ржанье,
Пока под ивами идет
Веселое купанье.

Мы постояли у реки,
Готовые к походу,
Следя за тем, как стригунки
Расплескивают воду.

Кукушка пела нам «ку-ку»,
Но мы «прощай» сказали
Коням, кукушке, тростнику
И лодке на причале.

Опять в кабину сел пилот,
Завел свои моторы,
И полетел наш самолет
В небесные просторы.
Куда ж теперь он полетел?
К ближайшей букве - букве «Л».

Л

На траве лесной поляны
Летний лагерь полотняный.
Погляди: в любой палатке
Вещи сложены в порядке.
Нет лентяев и нерях
В пионерских лагерях!

На площадке легкой змейкой
Алый флаг взлетает ввысь.
Это утром на линейку
Пионеры собрались.

Вместе с ними солнце встало,
Смотрит сверху на ребят,
И в лучах полоской алой
Сотни галстуков горят.

Над столовой - купол неба,
Нет над нею потолка.
Подают нам ломти хлеба
И кувшины молока.

Мы попили и поели
И, сказав спасибо всем,
На машине полетели
К новой букве - к букве «М».

М

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву «М»,
Как бы спускаешься в Метро
И вверх идешь затем.

В Метро на мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит
И все конца ей нет.

Одна из лестниц мчится ввысь,
Другая вниз идет.
Ты можешь сам по ней пройтись,
А хочешь - стой, не шевелись:
Ступенька довезет!

Мелькая, мчатся поезда
По рельсам под Москвой.
В Метро не жарко никогда,
Морозов нет зимой.

Гуляет меж бетонных стен
Бесшумный ветерок.
Но побывать у буквы «Н»
Давно пришел нам срок.

Н

Ты букву «Н» найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке.
Найдешь в начале и в конце,
А также в серединке.

Найдешь и в солнцу, и в луне,
И в синем океане.
Найдешь и в полной тишине,
И в звонком барабане.

Не может быть без буквы «Н»
У бочки дна, у дома стен.
У буквы «Н» - наборный цех.
Готовит книжки он для всех.

Писатель написал рассказ
И новые загадки.
Но написал их только раз
Чернилами в тетрадке.
Нельзя же толстую тетрадь
Сто тысяч раз переписать!
Печатать надо книжки.

В наборной опытный народ
Для книжки буквы наберет
Из ящика без крышки.
Наборщик смотрит в мастерской
В раскрытую тетрадку,
И буквы бережной рукой
Он ставит в ряд - одну к другой
На планочку - верстатку.

Резные буквы из свинца
В ряды он ставит ловко.
Набрал страницу до конца
И обвязал веревкой.

Но утомителен для глаз
Наборный труд старинный.
Пусть поработает за нас
Наборная машина.

Она и строчки наберет,
И отольет в пластинки.
А ты работаешь, как тот,
Кто пишет на машинке.

Строка к строке, строка к строке,
Литой набор ложится.
И вот сверкает на доске
Свинцовая страница.

Она пойдет в соседний зал,
В машину прочно ляжет.
А уж в машине влажный вал
Страницу краской смажет.

Пустил машину машинист,
И чуть налег на чистый лист
Набор, покрытый краской,
Бумага стала сказкой!

Так лист готовят за листом,
Потом переплетают,
И новых сказок толстый том
Читатели читают.

У буквы «Н» прервем поход.
Нам надо отдохнуть.
У «Н» мы встретим Новый год,
Пройдет зима, весна пройдет,
А там и снова в путь!

О

Мы видим школьный огород.
Водой он свежей полит.
О нем заботится народ
Окучивает, полет.

Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свекла.

Смотрите, свежий огурец
Бочком лежит на грядке.
Меж листьев прячется, хитрец,
Играет с нами в прятки.

Вот помидоры, вот салат,
А вот укроп кудрявый.
Здесь овощей не заглушат
Разросшиеся травы.
Пойдем отсюда по тропе
И мы дойдем до буквы «П».

П

Пред нами птицы разных стран.
Здесь целый город птичий!
Вот розоватый пеликан.
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.

Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом - голубой павлин
Раскинул хвост узорный.

Вот попугай на вас глядит,
Горбатым клювом щелкая,
И тут же перепел сидит
С рябою перепелкою.

У той же самой буквы «П»,
Свернув направо по тропе,
Увидите вы вот что:
Над дверью надпись: «Почта».

Сюда пришло твое письмо,
А почтальон поставил
На нем почтовое клеймо
И тут же в путь отправил.

Его вручили, например,
Потапову Андрею.
А нам пора до буквы «Р»
Добраться поскорее!

Р

Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника,
Две буквы - «РУ» - блестели.

А на фуражке с козырьком
Блестящий ключик с молотком.
Такими хлопцами, как он,
Гордиться могут в школе:
Он и в работе чемпион,
И в пляске, и в футболе.

Не зря такой же ученик
Был первым, кто на свете
В просторы космоса проник
На корабле-ракете.

Всем нашим юным мастерам
Любого званья, цеха
Строителям и столярам,
Электрикам и малярам
Желаем мы успеха!

Но слышен паровозный свист,
Садимся мы в экспресс.
И нас товарищ машинист
Доставит к букве «С».

С

У буквы «С» сажают сад
Ребята сотой школы.
К весне листвой зашелестят
Деревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,
И тополя, и клены.
И глянет солнце с высоты
Сквозь каждый лист зеленый.

Большой цветник разбил отряд
Соседней новой школы.
Пускай летят из сада в сад
Через дорогу пчелы!

Пусть блещет каждый сад и сквер
Своим цветным нарядом.
Пусть будет весь СССР
Сплошным цветущим садом!

У буквы «С» - сосновый бор.
Сосна к сосне, как на подбор.
Спилили толстые стволы
И в доски превратили,
А столяры из них столы
И стулья сколотили.

А самый стройный, гибкий ствол
Служить на парусник пошел
И мачтой в синем море
Гуляет на просторе.

Есть по соседству зоосад.
Там за решетками оград
Живут сычи и совы,
Синицы, страусы, сурки,
Слоны, горбатые быки,
Косматые коровы.

Пасется северный олень,
И соболь спит на полке.
И, как собаки в жаркий день,
Сидят, скучая, волки.

Трусливый суслик у стены
Снует, шурша в соломе.
Стоят огромные слоны
В своем слоновьем доме.

Спокойно дремлет старый слон
И хлопает ушами.
И ходит слух, что ночью он
Дрожит перед мышами.

Вот уши серые торчат
Откормленного зайца.
А там семейство медвежат
На сене кувыркается.

Висит, качаясь на хвосте,
Смешная обезьянка.
Но нам пора на букву «Т».
Бежим до полустанка!

Т

Мы так давно с тобой в пути.
Скучают наши мамы.
На телеграф бы нам пойти,
Послать им телеграммы!

Нам из окна телеграфист
Дает бумажный тонкий лист,
И пишем мы три слова:
«Здоровы будь здорова».

За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату.

Нам говорят, что через час
Доставят телеграммы.
Но мама не услышит нас...
Поговорить бы с мамой!

Пред тем, как тронулся вагон,
Успели на минутку
Мы забежать на телефон.
И вот зовут нас в будку.

Телефонист дает Москву,
А говорим мы сами:
- Прощай! Мы едем к букве «У»!
Кричим мы в трубку маме.

У

Заходим в школу на часок.
Стоят рядами парты,
И отвечают свой урок
Ученики у карты.

Вот первый школьник показал
Моря своей указкой.
Другой нашел на ней Урал,
Потом хребет Кавказский.

Урал на карте очень мал,
В длину четыре пальца.
На карте нет ущелий, скал
И нет заводов, где металл
Готовят нам уральцы.

Учитель прочитал рассказ
И будто на Урале
На рудниках за этот час
Мы с вами побывали.

Мы постояли у печей
Завода на Магнитке,
Где, как сверкающий ручей,
Чугун струится жидкий.

В земле железная руда
Спала бессчетные года,
Скрывалась в недрах темных,
Но рудокоп ее достал,
И вот металл заклокотал
В печах огромных
Домнах.

Сейчас в ковши он будет течь,
Нас обдавая жаром.
Потом в мартеновскую печь
Пойдет он к сталеварам.

Но вот кончается урок.
Идут гулять ребята.
А наг в живой свой уголок
Уводят два юнната.

Здесь в уголке живут ужи.
Мы их берем без страха.
А вот лягушки и ежи,
Удод и черепаха.

У черепахи главный шеф
Юннат Углов Володя.
Но нам пора на букву «Ф».
Плывем на пароходе.

Ф

Фанфары слышатся вдали:
На пристани у мола
Наш пароход встречать пришли
Любители футбола.

Команды двух военных школ
Играть приехали в футбол.
Идем смотреть на этот матч.
Суворовцы с налета,
Открыв игру, забили мяч
Нахимовцам в ворота.

И хорошо, что не в свои!
Но слышен грозный свист судьи.
Судья зовет к порядку
Футбольную площадку.

Игра горячая футбол!
Для уравненья счета
Нахимовцы забили гол
Суворовцам в порота.

Еще не кончена игра,
А нам гудок из гавани
Напоминает, что пора
Опять пуститься в плаванье.

Наш пароход всю ночь плывет.
Морская гладь спокойна.
И вдруг в пути мы видим флот
Советский китобойный.

Он быстро движется к земле.
Соскучился по дому.
И флаг на каждом корабле
Рад ветерку родному.
Ходили фабрики-суда
Почти под самый полюс.
Они не раз с горами льда
И с бурями боролись.

А кит - бродячий великан
Их обдавал волною
И вверх выбрасывал фонтан
В пять метров вышиною.

Везет флотилия в Союз
Китовый жир, китовый ус,
Добыча не плоха!
Мы проводили корабли,
А сами к гавани пошли
К ближайшей букве «X».

X

Недалеко от буквы «X»,
Как снег, белеют вороха
Очищенного хлопка.

Откуда этот снег идет?
Его дает чудесный плод
Хлопчатника коробка.
Полна коробка волокна.
В коробке зреют семена.
Когда же осенью она
Свои раскроет створки,
Приходят дни уборки.

Уборка - хлопотливый труд.
Усердно хлопок соберут
Колхозы-хлопководы.
Потом на склады повезут,
Оттуда - на заводы.

Но снова едем мы в колхоз.
Нам встретился художник.
Он ящик с красками привез
И свой станок - треножник.

Привез художник и тетрадь,
И белый холст на раме,
Углем он начал рисовать,
А мы - карандашами.

Нарисовали мы с холма
Поля колхозные, дома.
В полях уборку хлеба
И над полями небо.
Нарисовали пастуха
У дома на крыльце.
Потом, покинув букву «X»,
Пошли мы к букве «Ц».

Ц

У буквы «Ц», достав билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.

А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой
Стоит он на седле.

Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули,
И обезьяна-акробат
Качается на стуле.

У обезьяны на плече
Собака-танцовщица...
Но нам пора на букву «Ч»
Отсюда торопиться!

Ч

В пути нам захотелось пить.
И вдруг в дремучей чаще
Мы видим тоненькую нить
Лесной ручей журчащий.

Какая сладкая вода
Здесь - в чаще незнакомой!
Такой воды мы никогда
Не пробовали дома.

Наполнив чайник через край,
Мы воду вскипятили
И очень вкусный, свежий чай
В лесу из чашек пили.

Потом пошли мы, не спеша,
К соседней букве - к букве «Ш».

Ш

Идем-бредем - за шагом шаг
Весь день без остановки.
И вот пришли в универмаг
Купить родным обновки.

В универмаге продавцы
Нам шарфы показали,
Шелков различных образцы
И шерстяные шали,
Тут шапки, шляпы для ребят
Лежат в одном отделе,
В другом на вешалках висят
И шубы и шинели...

В ларьке направо - шоколад.
В ларьке налево - лимонад.
Здесь только нет для нас борща.
Его найдем у буквы «Щ»!

Щ

У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свеклы, сколько брюквы
И капусты на столах!

Сколько репчатого лука
На большой сковороде!
Лещ и карп, карась и щука
Тихо плавают в воде.

Перед каждой новой сменой
Здесь наводят чистоту.
Долго моют пол и стены,
Моют щетками плиту.

Все начищено до блеска.
От кастрюль струится свет.
Здесь машина-мясорезка
Рубит мясо для котлет.

Чистит овощи машина,
Мелет кофе, режет сыр,
И с картошки лентой длинной
Сам снимается мундир.

Пищей свежей и здоровой
Кормит досыта народ
Эта фабрика жаркого,
Щей наваристых завод!

Мы славно пообедали
У щедрой буквы «Щ».
Всего мы здесь отведали:
И щуки и борща.

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «Твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак...

Ъ, Ь

Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
«Пропала
Не собака,
А два
Печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Листова
Из города Ростова.

Илья Листов ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»

Мы обЪявленЬе перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Ростов:
«Благодарим, Илья Листов!»
Потом в автомобиле
Мы съехали с горы
И быстро докатили
До станции «Еры».

Так сотни лет звалась она
До нас, в былые времена.
А нынче эту букву мы
Обычно называем «Ы».

Ы

Глядим, - у станции «Еры»
Заборы красят маляры.
Спросили мы у маляров:
- Скажите, маляры,
Где отыскать десяток слов,
В которых есть «еры»?

Нам отвечали маляры:
- Нет случая такого,
Чтоб эта самая «еры»
Была в начале слова.

Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.

Легко найдете вы «еры»
В словах «костры» и «топоры».
В «бутылке» и в «корыте».
Еще три слова на «еры»
Вы сами подберите!

Сказав спасибо малярам,
Мы покатили по горам,
Помчались легче пуха
По гладкой, ровной колее
И увидали букву «Э»,
Похожую на ухо.

Э

До этой буквы нас довез
Не паровоз - электровоз.
Он нас домчал в короткий срок.
Его толкал электроток.

Несет нам ток электросеть,
Чтоб лампочки могли гореть,
Чтобы до утренней зари
Светили ярко фонари.

Мы в светлый зал гуськом вошли,
Там, выстроившись в ряд,
Жужжат машины, как шмели,
Таинственно гудят.

Они не ткут, они не шьют
И не прядут для нас.
А то, что нам они дают,
Невидимо для глаз.

Идут от дома провода
На запад, на восток.
По ним в колхозы, города
Бежит электроток.

Вот почему мы этот дом
Электростанцией зовем.
У той же буквы есть экран
Большое полотно.

Пред тем, как сесть в аэроплан,
Смотрели мы кино.
Мы видели киножурнал,
Чапаевцев в бою.
Потом автобус нас помчал
На главный аэровокзал.
Летим до буквы «Ю».

Ю

В пути, в неведомом краю
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая - магнит
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.

Над облаками мы летим
По компасу на Юг,
На берег моря, в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
На Юге к морю мы пошли.
Валы бегут, шумят.
Глядим: пускает корабли
Компания ребят.

Один из них нам показал
Устройство корабля.
- Вот это, - говорит, - штурвал
Иль колесо руля.
- Вот палубы! - сказал моряк.
Переднюю зовут
По-нашему - морскому - «бак»,
А кормовую - «ют».

И долго с юным моряком
Мы разговор вели.
Отлично с морем он знаком
И знает корабли.

Он рассказал нам по пути,
Что очень любит флот
И в юнги думает пойти,
Чуть только подрастет.

Мы с черноморцем удалым
Расстались, как друзья.
И, покидая Южный Крым,
Несемся к букве «Я».

Я

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
Полна воды Аму-Дарья.
Ее могучая струя
Пойдет туда, где ныне
Еще безлюдные края,
Песчаные пустыни.

Пускай в песках, где пауки
Да ящерицы жили,
Перекликаются гудки
И хлопка мягкие тюки
Везут автомобили.

Пусть будет хлебным этот край,
Безводный и бесплодный.
Пусть яблок, ягод урожай
Приносит ежегодно!

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
От буквы «А» до буквы «Я»
Идет и азбука моя.

По ней везли нас поезда,
Морские пароходы.
Мы повидали города,
Колхозы и заводы.

На самолете мы неслись,
Спускались вниз, взлетали ввысь.
На легкой лодке плыли,
Тряслись в автомобиле.

И вот доехали, друзья,
Мы до последней буквы - «Я».
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне»
Стоят на первом месте!

Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Найдешь ты храбрости пример
В своей любимой книжке.
Увидишь весь СССР,
Всю Землю с этой вышки.

Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

МБОУ Воинский УВК

Литературное чтение

1 класс

Учитель начальных

Классов Капаева Г.Р

Тема: С.Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…»

Цель: формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности; учить отвечать на вопросы полными ответами; повторить алфавит; формировать навыки выразительного чтения; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности; воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.

Тип урока:

Усвоение новых знаний.

Оборудование:

Песня «АБВГДейка», иллюстрации

Ход урока

I Организационный момент.

У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II Постановка цели и задач урока.

Мотивация деятельности.

Послушайте сказку.

Жил-был Дракон.

Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

Подумайте, кто живет в Букваринске? (Буквы.)

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»

Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?

Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.

Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много. Пора и нам с вами отправляться в Буквознай-ку. Посмотреть как буквы учили Дракошу грамоте.

III Актуализация знаний.

Учитель читает стих-е Г. Сапгира «Азбука»

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: аб-ри-кос.

Прочитал индюк:

Ин-дюк.

Это я!- сказал индюк.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика

Это АЗ-БУ-КА моя.

(Учитель рассказывает о происхождении слов «алфавит», «азбука»)

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – копия со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.
Более 1000лет назад азбуки, которая передавала бы славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком.

IV Первичное усвоение знаний.

  1. Знакомство с биографией С.Я.Маршак
  2. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…» стр. 82

Чтение стихотворения учителем.

  1. Ответы на вопросы.

О каких ключах идет речь в стихотворении С.Я. Маршака?

Почему буквы- это ключи?

Рассмотрите иллюстрацию. Все ли ключи есть у мультипликационных героях?

4. Чтение стихотворения детьми.стр.82

V Физминутка «Алфавит»

Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

VI Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря,-

Не обойтись без «Букваря».

Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Азбука» приглашает вас в удивительный мир детских игр.

  1. Игра в «прятки» (найти «спрятанную» букву в слове и прочитать полученное слово)

Крошка, штучка, точки, сурок, беда,слова.(кошка, тучка,очки,урок,еда, сова)

Электронная физкультминутка дл глаз «Нарисуем песенку»

VII. Проверка понимания.

Вот веселый клоун Вася

Появился в нашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всех прошу:

Объяснить пословицы.

1.- Объяснить смысл пословиц: «Грамоте учиться- всегда пригодится».

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».

- «Азбука- первая ваша учебная книга, но чтобы вам было интересно на уроках.

VIII Рефлексия.

В народе говорят: «Азбука- ступенька к мудрости». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас! Желаю вам дружить с книгами, накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.


Урок Обучение грамоте УМК «Начальная школа 21 века»
АЛФАВИТ.
С. Я. МАРШАК «ТЫ ЭТИ БУКВЫ ЗАУЧИ...».
В. ГОЛЯВКИН «СПРЯТАЛСЯ»

Цели : способствовать заучиванию алфавита; формированию навыка чтения; развитию любознательности, стремления к познанию нового.

Создать условия для формирования УУД:

- Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Ход урока

    Организационный момент. 5 мин чтение

Чтение слов и предложений с плакатов, задания «Найти слова»

Целеполагание.

– За окнами январь, снег в воздухе кружится, а нам пора учиться! Что вы изучали на уроках обучения чтению по первой части «Букваря»? (Звуки и буквы.)

– Для чего вам это нужно? (Чтобы научиться читать.)

– Перед вами вторая часть «Букваря». Попробуйте предположить, чему он научит.

II. Введение в тему.

В «Букваре» живёт семья:

Буквы все – от А до Я .

– Чего больше в русском языке: букв или звуков?

III. Работа по теме урока.

1. Работа по группам.

– Каждая группа получает конверт, в котором «вагоны» – буквы русского алфавита. Ваша задача – собрать поезд. Обратите внимание на то, как называются буквы русского алфавита.

– Прочитайте алфавит.

2. Фронтальная работа.

Ты садись в счастливый поезд,

И помчим от А до Я .

Ведь у нас сегодня праздник,

Славный праздник «Букваря».

– Встреча с книгой – это всегда праздник.

Г. Сапгир

3. Рассказ учителя о происхождении слов «алфавит» и «азбука».

4. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…».

– Что Маршак называет ключами? Почему буквы – это ключи?

Это русский алфавит.

Буква к букве в ряд стоит.

– Рассмотрите иллюстрацию, сравните с алфавитом.

Вот такие наши буквы –

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик!

– Все ли ключи-буквы есть у мальчика?

Чтение стихотворения детьми: 1-ю строфу читает любой ученик; 2-ю строфу продолжает только хорошо читающий; 3-ю строфу читают несколько учеников по одной строчке.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря, –

Не обойтись без «Букваря».

– Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Букварь» приглашает в удивительный мир детской литературы.

6. Чтение учителем рассказа В. Голявкина «Спрятался».

Ответы на вопросы по содержанию – в учебнике.

IV. Итог урока.

Вот весёлый клоун Вася.

Появился в нашем классе

И принёс с собой шары

Для любимой детворы.

– Вам шары я подарю,

Самостоятельное чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».

Учитель раздаёт детям закладки для книг, на которых нарисованы воздушные шары.

– Желаю вам дружить с «Букварём», накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.

РЕФЛЕКСИЯ (Заполнение лист успеха) Оцените свою работу на уроке: я работал активно или нет
своей работой на уроке я доволен или нет
урок для меня показался коротким или длинным
мое настроение стало лучше или хуже

Цель: формирование и развитие мотивации самостоятельного чтения, создание условий для организации самостоятельной деятельности учащихся по наблюдению, анализу алфавитного порядка букв.

Задачи:

  • создание ситуации успеха и разрыва, проанализировать проблему, закономерности и функционирование графической системы русского языка, развивать логическое мышление, фонематический слух, сравнивать буквы с ключами, формировать умение делать выводы, создание условий для овладения первичными библиографическими навыками в работе с книгой;
  • создание условий для активизации работы в малой группе, правила работы в паре.

Проектирование урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Учебные действия

Результаты

1. Создание ситуации успеха

«Пропуск в страну Грамотеев»
Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать.
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Есть ли в диалоге противоречие? Спор?
А что подтверждается? (подтверждается то, что хорошо уметь читать).
Прочитайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке
Загадка
Черные, кривые, от рождения все немые, а как встанут в ряд - сразу заговорят.
(Буквы)

Молодцы!
Пропуск в страну Грамотеев есть. А что же еще мы знаем о буквах?

Мотивация,
знаю - не знаю
Цель: звуки и буквы – не одно и то же

Буквы-иероглифы (китайская грамота)
Письмо рисунками, дорожная грамота.
В старину на Руси писали на бересте- берёзовой коре. Буквы выцарапывали острой палочкой. Она называлась «писа "ло»

Мотив

1) Ребусы (Вова, Валя, Вера)
2) Игротека Звуки - буквы «Загадки букв», «Стол заданий»
Ребус - это загадка, в которой слово изображено при помощи букв, рисунков, фигур
Из букв можно собрать слова - Метаграммы (лип-лапа)
Палиндромы (шалаш, топот)
Шарады
Омографы – пишутся одинаково, произносятся- в зависимости от ударения (а" тлас- атла с)

Игротека
Конструирование букв из палочек
А- Я
Чем особенны эти буквы?
- Cоставь из 6 палочек букву О.

Переложи 1 палочку так, чтобы получилась буква Н., переложи 2 палочки, чтобы получилась буква Е, переложи 1 палочку, чтобы получилась буква ь , переложи 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
Составьте из букв слова.
2) - достраивание букв из овалов - заготовок ООО.
С буквой «Д» - вас в дом пускает, с буквой «з» - рычит, кусает.
(Дверь - зверь)
3) Чего больше? Звуков или букв?

2. Создание ситуации разрыва

Постановка проблемы, проблемная ситуация, цель учебной деятельности

Какой порядок букв называют алфавитный?
Сколько букв в русском алфавите?

Цель: узнать алфавитный порядок букв, правильно называть буквы, количество букв в русском алфавите

Фиксация мнений, запись на доске.

3. Фиксация места разрыва в знаково- символической форме.

Границы нового знания, место в теме, планирование результата

Почему решение учебной задачи вызвало затруднение?
С 4-
Как называются буквы русского алфавита?
Сколько букв? А звуков? Чего больше? Докажи!
Почему буквы- это ключи? С 5

Учебные действия

Учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Букварь., часть 2 стр. 4-5, С.Я. Маршак
Ты эти буквы заучи…

С. 4-5
В русском языке 33 буквы.
С 5 - Что автор называет ключами к книжкам?

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

выдвижение гипотез, сбор и систематизация, результаты

Каких знаний не хватает, каким способом будем решать?

По каким критериям будем оценивать работу в группе?

План
1. Все буквы русского алфавита
2. Порядок, название букв.
3. Применение (библиографическая карточка)

Работа в группах (по выбору):

1) Каталог детских журналов

2) Каталог игрушек

3) Каталог русских сказок (сказочных героев)

Использовать заготовки для групп.

Критерий оценки групп:
правильность - 1
аккуратность - 2
конечный результат - 3

Алфавит – все буквы
«живут 33 буквы»

Группы - 5 по 5 человек

5. Рефлексия

Контроль и оценка, самооценка

Собери пословицу:
«Азбука - к мудрости ступенька»

Итог .

Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!

Рефлексия

Я хотел узнать...

Я узнал...

У меня вызвало затруднение...

Самодиагностика по цвету:

Зеленый - знаю, умею объяснить другому
Желтый - знаю, но объяснить не могу
Красный - не знаю

Подберите пословицы по теме урока:
«Кто много читает, много и знает».

Стихи про буквы поэта С.Я.Маршака интересны и поучительны. Про буквы, алфавит, азбуку Самуил Яковлевич Маршак знал всё. Иначе он бы не написал столько прекрасных стихотворений для детей и взрослых, не сделал бы множество великолепных переводов. Буквы были послушны автору Маршаку. Они становились красиво в ряд, образуя правильные слова, словосочетания, предложения, и, в конечном итоге, замечательные стихи, читаемые и перечитываемые миллионами.

«Весёлая азбука про всё на свете»
Автор стихов: Самуил Маршак

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растёт среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлем…

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашел, —
Мало мёду, много пчел.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон —
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, —
То-то теплое местечко!

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щёки.

Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос —
Южных рыбок нам привёз.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Вырастет ещё не одно поколение, которое будет изучать буквы с помощью познавательной азбуки С.Я.Маршака. Буквы для поэта были, словно живые. Причём ни одной из них С.Я.Маршак не отдавал предпочтение. Они все были для него одинаково важны.

Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мёрз он в стужу.

Когда Самуил Яковлевич сочинял стихи про буквы, он старался уделить внимание каждой из них. Ведь в русском языке нет второстепенных букв. Если потеряется или заблудится хотя бы одна из них, то нужное слово никак не сложится. А если не найдутся нужные слова, то потеряется смысл. И начнётся хаос и бардак.

Алик — авиатор (это значит — летчик) —
Алым самолетом режет облака.

Боря — барабанщик.

Влас — водопроводчик.

Глеб — гранатометчик, меткая рука.

Дима —
Детский доктор. Ходит он в больницу.

Ева —
Ездит в цирке на коне верхом.

Женя —
Жница в поле.
Жнёт она пшеницу.

Зинаида —
Зодчий.
Значит, строит дом.

Игорь — самый главный
Инженер завода —
Из фанеры строит новый пароход.

Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Костя поплывёт.

Лёня — лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.

Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днём и ночью — в бурю и в туман.

Николай — наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.

Осип —
Огородник,
Он копает брюкву.

Павел —
Пограничник,
Парень боевой.

Родион —
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.

Соня —
Санитарка.

Толя —
Тракторист.

Умная
Ульяна
Учит деток в классе.

Федя —
Физкультурник, первый футболист.

Харитон — художник. Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.

Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.

Чарли — это черный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит башмаки.
Чёрною суконкой он наводит глянец,
Часто получая только тумаки.

Шура — славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он не мёрз.

Щёлкают копыта. Это с Украины
Щорс верхом несется, настоящий Щорс.

Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и монтёр.

Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской простор.

Яков — знаменитый маленький садовник —
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.

Я на днях учиться к Якову пойду.

Стихи про буквы интересны и необходимы многим, но особенно они нужны маленькому читателю, который только начинает познавать волшебный мир строчных и прописных (заглавных) букв. Буквы — они все разные, тоненькие и толстенькие, длинные и коротышки, с хвостиками и без. Но они все одинаково важны и нужны нам.