Домой / Перманентный / Исследовательская работа на тему «Идеал женской красоты в русских сказках. "Краса Руси": русский идеал женской красоты

Исследовательская работа на тему «Идеал женской красоты в русских сказках. "Краса Руси": русский идеал женской красоты

Невероятные факты

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица - предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов . К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн , актуальный для начала 20-го века.


Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века . Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология . Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.

Образ русской красавицы


1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская "пилотка".


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли "стилягами".


В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах , Зайцева надела знаменитую кубанку - круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием "Ирония судьбы" и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.


Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.

Красота русской женщины

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица .

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити ». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра , Екатерина Великая , королева Марго , Мария Медичи . Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум . Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

Идеалы красоты, как все мы знаем, непостоянны. Даже сейчас то, что вчера считалось красивым, сегодня уже может никому не нравиться, что уж говорить о временах достаточно отдаленных?

Это касается всего мира, в том числе и России. Давайте посмотрим, как изменялись стандарты красоты в России с древности до наших дней, в какую эпоху что считалось прекрасным, а что нет.

Женская красота в древней Руси

К сожалению, со времен древней Руси до нас не дошло никаких изобразительных памятников, которые бы показали – как выглядела женщина в старину. Картины, скульптуры, барельефы и фрески стали популярны относительно поздно, а до этого все почти покрыто мраком. Однако образцы фольклорного искусства: песни, былины и сказки, - все же показывают, как именно выглядела женщина древней Руси.

У всех древних народов женская красота была связана с материнством – и славяне не были исключением. Поэтому идеал красоты был крепким, дородным, статным, с гордой осанкой и высоким ростом. Есть даже свидетельства, что на Руси женщина могла считаться красавицей, только если ее вес достигал пяти пудов – а это ни много ни мало 80 килограммов! Кстати, идеальное телосложение было одинаковым практически во всех сословиях, от крестьянства до купечества – худоба везде считалась недостатком.

Еще одним поводом для гордости у женщин древней Руси была белая кожа и яркий румянец. В сказках мы можем встретить описание такой внешности в виде идиомы «кровь с молоком» - так описывают практически всех сказочных красавиц. Кстати, именно по этой причине на Руси широко применяли белила (кстати, довольно вредные для кожи и здоровья), и румяна. Бедные девушки за неимением денег на косметику часто румянили лицо обычной свеклой. Также в цене были «ясные очи» и «собольи», то есть очень густые брови.

Волосы обязательно должны были быть густыми и длинными – в дохристианские времена они были показателем магической силы, а позже говорили о здоровье их обладательницы. Обычно волосы убирали в косу – распущенными их только иногда носили молодые незамужние девушки. Кстати, именно от этой традиции пошло выражение «опростоволоситься» - показаться при посторонних с распущенными волосами.

Картина Б.М. Кустодиева. Русская Венера

Идеалы красоты сохранялись практически неизменными с языческих времен, пока Петр I не прорубил окно в Европу. Изменилось все – в том числе и стандарты женской красоты, которые теперь стали более «европейскими».

По-прежнему в цене оставалась женская кожа, а вот прически стали более сложными – более того, стало принято носить парики, а волосы под ними коротко стричь. В целом мода стала искусственной. Например, в купечестве было принято чернить зубы, чтобы показать, что ты богат и можешь позволить себе есть много сахара.

Среди аристократок зубы, конечно, не чернили, но за красотой следили еще более тщательно. Мужчинам того времени нравились родинки на лице женщин, которые называли «мушками». Доходило даже до того, что женщины, у которых этих мушек не было, прикрепляли себе на лицо искусственные.

В целом женщины того времени стремились все меньше походить на своих бабушек и мам, причем не только внешне, но и по поведению. И мужчинам того времени это нравилось.

Довольно долгое время после Петровской эпохи в России сохранялись аристократические идеалы красоты – бледная кожа, корсеты, пышные платья.

Однако после Первой мировой войны и Октябрьской Революции ситуация с критериями женской крвсоты снова радикально поменялось, как в России, так и во всем мире.

1920-е

Революция и Первая мировая война заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности, из-за чего стандарты красоты сильно изменились. Раньше красивыми считались изнеженные девушки, но теперь образ идеальной женщины стал гибким, в чем-то даже худощавым, с узкими бедрами и плоской грудью. Девушки стали коротко стричься, но при этом не перестали краситься.

Гораздо меньше стала популярна бледность – ведь теперь женщины была работницей, строителем коммунизма – а раз она много работала, в том числе и на природе, то должна была иметь естественный здоровый загар.

1930-1940-е

В этот период столь кардинальные взгляды на женскую красоту немного смягчились – красивыми вновь стали считаться женщины с выраженной грудью, бедрами и талией. Идеалом красоты в СССР становится киноактриса Любовь Орлова, очень похожая на европейских и американских звезд и отличающаяся от них только большей телесностью, свойственной славянскому менталитету. В цене теперь образ не «девочки» а зрелой, взрослой «бальзаковской» женщины.

Женская красота в годы Второй мировой войны и послевоенного времени

В это тяжелое время женщины также стремились выглядеть красиво, но их образ снова приобрел множество мужских черт. В СССР в это время ценились суровые боевые подруги, женщины решительные, уверенные в себе и сильные. Конечно, платья носились, но только по праздникам – в остальном одежда стала практичнее, а черты идеальной женщины стали более приземистыми, крепкими.

1980-1990-е

После того, как мир оправился от шока Второй мировой, стандарты красоты не спешили изменяться, но все же постепенно двигались к тому, что мы видели сейчас.

До конца 1980-х стройность не была обязательной для красоты. Замужним женщинам после 40 лет вполне допустимо было носить 50-й размер одежды.

Однако в конце 80-х начале 90-х все изменилось. Во всем мире стала модна аэробика, причем ее изобретательница позитивно говорила об СССР, так что у нас аэробикой увлеклись практически все, и худоба быстро вошла в моду. Теперь мужчинам нравились в основном именно худышки, но все-таки с формами, то есть более женственные, чем после Второй мировой.

Современные стандарты красоты

Современные стандарты красоты в России практически такие же, как во всей Европе. Хотя теперь все не так однозначно – мужчинам нравятся женщины абсолютно разной внешности. Но, несомненно, какие-то общие стандарты красоты все-таки есть.

Чтобы узнать, какие именно женщины сегодня нравятся мужчинам, разумнее всего будет спросить у мужчин. Данные многочисленных опросов подтверждают, что мода на чрезмерную худобу уходит в прошлое. Большинство мужчин утверждают, что им намного больше нравятся женщины с формами, чем очень худые модели из глянцевых журналов.

Также в результате опросов было установлено, что идеальный объем бедер для современных русских мужчин – 100 сантиметров, а талии – 70 сантиметров. Самым соблазнительным размером почти единогласно признали 46 – а ведь его знаменитая обладательница Мэрилин Монро худой никогда не считалась. Также оказалось, что мужчинам не так уж нравится полностью плоский живот – немного полный женский животик они считают даже более соблазнительным.

Телеведущая Анфиса Чехова в купальнике

Кроме всего прочего, сейчас в России существует два полностью противоречивых стандарта красоты – одним нравятся «искусственные тела», а другим, наоборот, естественная красота, близкая к стандартам древней Руси. Что победит в итоге, мы, вероятно, увидим уже очень скоро. А может, возникнет что-то третье, и стандарты красоты изменятся еще более радикально? Нам остается только наблюдать.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

«Русские девушки самые прекрасные», – так говорят иностранцы и те, кто побывал за рубежом. Что же значит русская красота, и как менялись идеалы женской привлекательности на протяжении веков?

Красавица в старину – это образ из народной сказки: скромная добрая девушка с длинной косой, белой кожей, здоровым румянцем, пушистыми ресницами и соболиными бровями. Худоба не считалась признаком красоты, наоборот, чем дороднее была девушка, тем прекраснее она считалась. Модная прическа того времени- туго затянутая коса, украшенная лентами, гребнями или цветами. Уход за собой – довольно частое (в отличие от европейцев) посещение бани, парение, умывание росой и использование различных отваров трав. Что касается декоративной косметики, то, по свидетельствам путешественников, русские девушки красились очень ярко: белили лица, сурьмили брови, румянили щеки и даже чернили зубы.

В.Нагорнов “Русские красавицы”

Кардинальные изменения в образах наших соотечественниц принесли петровские времена . Россия взяла курс на Запад, что непосредственно коснулось стандартов. Особыми указами Петр велел носить европейские платья, краситься и причесываться по моде. В моду вошли узко-затянутые талии и сложные прически. Нововведением стали мушки, скрывающие недостатки кожи. А их было немало, потому что в ходу были слишком “химические” составы косметики – свинцовые белила, карминные румяна, пудры и помады.

П.Гобер “Портрет Анны Марии Бурбонской” / Д.Г. Левицкий “Портрет М.А. Дьяковой” / Ф.Буше “Маркиза де Помпадур”

Европейская, в особенности французская мода XVII-XVIII веков влияет на образы наших красавиц. Придворные дамы травят себя уксусом и мелом, чтобы добиться томной бледности. При этом женщина остается в теле – пышная грудь, покатые плечи, бедра, подчеркнутые слоями кринолина. В парикмахерских творят произведения искусства – на головах воспроизводят фрегаты, башни и даже сады. Смена модных тенденций в Европе неизменно вносила изменения в туалет наших соотечественниц.

Образы русских красавиц подробно изучались благодаря искусству, – литература, живопись, музыка вписали их образы в мировую историю.

Крамской И.Н. “Неизвестная” / Боровиковский В.Л. “Портрет В.А. Лопухиной” / Брюллов А.П. “Портрет Н.Н. Пушкиной”

В основном косметику в Россию завозили из-за рубежа, но уже к 1843 году французский парфюмер Альфонс Ролле построил первый парфюмерный завод и стал производить мыло, туалетную воду, помаду, пудру, духи. Немало иностранцев развивали парфюмерное производство, тем самым продвигая российский бренд в мире. Косметика уже была доступна всем. К началу Первой мировой войны бьюти-индустрия находилась в расцвете.

Но уже после Октябрьской революции начинаются значительные изменения. Длинные юбки, узкие корсеты безвозвратно уходят в историю. Новые силуэты диктуют моду на худобу. И это не только следствие модных тенденций, но и военных реалий. Революция отменяет выраженную женственность , теперь все – товарищи. Красивые ухоженные дворянки покидают Россию, именно благодаря их участию в модной индустрии Европы русские девушки зовутся самыми красивыми.

Божий М.М. “Декрет о мире” / Сестра милосердия Г.Сорокина / Княгиня Юсупова

Темпы развития косметического рынка снижаются. И если крем, мыло и парфюмерию продолжают выпускать, то декоративная косметика уходит в долгий период застоя. В то время как в мире развивается кинематограф, а вместе с ним – искусство грима, наши бабушки рисовали стрелки карандашами из художественного магазина, крутили локоны на сладкую воду и пудрились детской присыпкой. Главное украшение девушки – ум, скромность, “правильное” поведение в обществе.

Иконами стиля и красоты становятся актрисы советского кино и звезды сцены – Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Татьяна Самойлова, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару.

Валентина Серова / Людмила Гурченко / Алла Пугачева

Перестройка принесла в нашу реальность огромнейшее разнообразие – от выбора косметики и парфюмерии до идеалов красоты. К сожалению, образ той эпохи сильно испортил репутацию наших соотечественниц – независимо от времени суток это была ярко накрашенная девушка в неприлично короткой юбке и на высоких каблуках.

На сегодняшний день та или иная тенденция сменяется каждые полгода. Все же естественность остается в приоритете. Хотя мы не избежали веяний американской культуры – повального увлечения пластической хирургией, наращиванием волос, ресниц, ногтей и другими попытками копировать образ Барби, – в мире мы по-прежнему считаемся красавицами и с гордостью говорим о своих корнях!