Домой / Перманентный / НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как Иванушка за здоровьем ходил. Конспект нод по речевому развитию в подготовительной группе с презентацией

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как Иванушка за здоровьем ходил. Конспект нод по речевому развитию в подготовительной группе с презентацией

Никитина Ольга Васильевна

МБОУ "Пустошкинский центр образования" дошкольное отделение

"Детский сад комбинированного вида "Солнышко"

Псковская область г. Пустошка

Конспект НОД по развитию речи (грамота) в подготовительной группе "В поисках клада"

Тема: «В поисках клада»

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

Образовательные:

Закреплять образ буквы,

Анализ предложения,

Графическая запись предложения,

Составление предложения,

Закреплять навык чтения;

Повторять пройденные правила.

Расширять словарный запас

Развивающие:

Побуждать детей отвечать на вопросы;

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. сообразительность, смекалку, находчивость;

Сохранять и укреплять здоровье воспитанников;

Воспитательные:

Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательное отношение друг к другу

Оборудование и материалы:

Нарисованный сундук с тремя замками,

Картинки с изображением крокодила, льва, антилопы, дикобраза,

Вязаные буквы: К, Л, А, Д,

Карточки с ребусами на каждого ребёнка,

-«Русская азбука» на каждого ребёнка,

Ручка на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Обучение чтению детей,

Объяснение правил д/и «Составь слово из первых букв», «Живые слова»,

Обучение детей разгадывать ребусы,

Беседа «Животные жарких стран»

1. Психологический настрой;

Здравствуйте, ребята, гости. Как хорошо и приятно говорить это чудесное слово. Ведь говоря его, мы не только приветствуем кого - то. Но и желаем ему здоровья. Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки и ещё раз поздоровайтесь друг с другом.

Так будьте же здоровы.

А теперь давайте повторим наш девиз, который настроит нас на хорошую работу:

Каждый день всегда, везде,

На прогулке и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Мотивационно - побудительный;

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно (зачитывается письмо)

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Волшебной Страны Слов. Следопыты - это те люди, которые первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны, находят что-то новое и необычное. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого вам надо отправиться в путешествие, где вы будете выполнять различные задания. Чтобы быстрее пройти путь, вам нужно быть внимательными, дисциплинированными, внимательными друг к другу. В конце пути, если вы справитесь со всеми испытаниями, вас ждет сюрприз. Желаем удачи!»

Ребята, вы принимаете приглашение следопытов из Волшебной Страны Слов? (Да!)

Тогда встаньте возле своих стульчиков. Отправляемся в путешествие.

3.Расширение имеющихся представлений;

Впереди поваленное дерево. Высоко поднимаем ноги.

Ой, какой-то зверь пробежал. Кого вы увидели?

Взяли бинокли, посмотрели вдаль. Что или кого увидели?

А вот посмотрите кого увидела я во время нашего движения.

(картинки: крокодил, лев, антилопа, дикобраз.

Это не просто звери. Они наши помощники. Они помогут нам отгадать, что же мы нашли.

Игра «Составь слово по первым буквам» (КЛАД)

А что такое клад?

В чём хранится клад?

Хотите узнать, что внутри нашего сундука?

Для этого нужно открыть все замки. А замки не простые. Прежде чем снять замок, нужно выполнить задание. Согласны?

Этот замочек со знаком вопроса. Я не знаю. Что это за задание. Вы его выберите сами. Это могут быть Ребусы

Игра «Найди животных»

Найди буквы среди цифр и прочитай слова.

Что обозначают эти схемы?

Мы сейчас будем составлять предложения и записывать его с помощью схем. В вашем предложении должно быть название животного тёплых стран или севера.

Представьте, что вам нужно отправить телеграмму домой. Какое бы предложение вы написали?

МЫ НАШЛИ СУНДУК.

Игра «Живые слова»

Составление предложения из букв разрезной азбуки.

4 Динамическая пауза;

У жирафа пятна, пятнышки везде:

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

(Дотрагиваются ладошкой до называемых частей тела)

У слона есть складки, складочки везде:

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

(Выполняют щипковые движения называемых частей тела)

У зебры есть полоски, полосочки везде:

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

(Рисуют горизонтальные полоски на называемых частях тела)

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(книга)

Чтение по «Азбуке»

5 Заключительный этап.

Молодцы! Сундук открыли, а в нём - сюрприз- золотая звёздочка с пятёркой.

Что повторяли во время путешествия?

Что понравилось выполнять больше всего?

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи

«В поисках сокровища»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели : формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать образную речь.
  • умения подбирать образные выражения.
  • учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • актуализация словаря по теме;
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);

Развивающие задачи:

  • развивать речь, память.
  • образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания товарищей .
  • Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это сундук. Посмотрим, что в нем лежит? Записка и карта. Садитесь поудобнее и прочитаем записку.

Все садятся в круг, читают.

Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную к школе группу. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо».

Воспитатель. Смотрите, здесь еще что – то написано (читает.) «Разложите буквы в соответствии с числами, от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «Кузя»

Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя?

Дети. От домовенка Кузи. Это домовенок Кузя.

Воспитатель. А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать?

Дети. Да!

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.

Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.

Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

  • У медведя чей дом? – Медвежий.
  • У зайца чей дом? – Заячий.
  • У волка чей дом? – Волчий.
  • У белки чей дом? – Беличий.
  • У барсука чей дом? – Барсучий.
  • У черепахи чей дом? – Черепаший.
  • У лягушки чей дом? – Лягушачий .

Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – вопросы:

  1. Сколько рогов у 2-х коров? (4)
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
  3. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  4. У 3-х братьев по 1- ой сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

Воспитатель. Задачки решили. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.

Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать.

Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:

У меня одна привычка –

Я с утра несу яичко.

Это, думаешь легко?

Ко –ко- ко. (Курица)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухой выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Воспитатель. Это, какие птицы?

Дети. Домашние.

Воспитатель. Еще загадки послушайте:

Она маленькая птичка,

А зовут ее…..(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.

Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.

Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)

Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.

Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в сундуке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.

«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… «книга». В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш домовёнок Кузя».

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?


Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная (6-7 лет)

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Буратино»
Месторасположение: ЯНАО, г. Надым.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А.С. Пушкина»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о творчестве поэта А.С. Пушкина;

Задачи:

— Совершенствовать навыки самостоятельного творческого рассказывания;

— Развивать связную монологическую речь и выразительность речи;

— Учить понимать красоту русского языка;

— Воспитывать интерес к поэзии;

— Обогащать словарь детей: блестящий, сверкающий, искрящийся, чародейка, проказница, осень — запасиха;

Материал: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин на тему осени и зимы, письмо, стихи, снежок, картинки для рассказывания, картинки для игры «Что где выросло?», физ. Минутка.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени и зиме, разучивание стихотворений, беседы о приметах осени и зимы, рассматривание иллюстраций с изображением природы осенью и зимой, рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ход занятия

Ребята, нам сегодня принесли необычное письмо. Посмотрите, на что это похоже? (пол снежинки и пол листа березы). Послушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята. Вы уже знаете сказки поэта А.С. Пушкина, учили его стихи. А мы уже долгое время спорим, кого больше любил знаменитый поэт. Просим вас, как знатоков поэзии разрешить наш спор. Подпись — Осень и Зима».

А как вы считаете, какое время года нравилось поэту?

(Осень. Он любил гулять по осеннему парку, любоваться красивыми разноцветными листьями, слушать, как они шуршат под ногами).

Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина об осени.

(ребенок рассказывает стихотворение «Уж небо осенью дышало»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

Слушая, это стихотворение вспоминаются приметы осени. Давайте проведем соревнование: о каком времени года вы знаете больше — об осени или зиме!

(Дети распределяются на две команды. Одна команда бросает другой снежок и называет приметы осени, другая возвращает снежок и называет приметы зимы. Чья команда называет больше, та и победила).

Отлично справились. Знаете приметы.

А как А.С. Пушкин называл осень? (Золотая осень)

Да. И мы ее так называем. А еще про осень говорят: Щедрая тетушка, запасиха. Как вы понимаете эти названия?

(Осенью вырастают: овощи, фрукты, грибы, ягоды и шишки. Люди и животные делают запасы на зиму.)

Давайте и мы найдем, где щедрая осень, оставила свои подарки.

(Дети берут по одной картинке, и размещают по месту произрастания растений и объясняют свой выбор. На болото – клюкву, на кедр – шишки, на дуб – желуди, на рябину – ягоды, на поляну – грибы и бруснику, на огороде – овощи);

Вот теперь мы видим, что осень можно назвать запасихой.

А теперь вспомните, как мы называем и с кем мы сравниваем зиму?

(Чародейка, седая старушка, фея, снежная королева, красавица)

Ребята, послушайте стихотворение Пушкина о зиме:

(Рассказывает другой ребенок)

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Оказывается зима еще и волшебница! Зимой наша земля превращается в царство льда и снега.

А что можно рассказать про лед и снег?

(Лед, как стекло прозрачный. И твердый, как пол. По нему можно ходить. Снег пушистый, как перина. Он белый и мягкий, как вата)

Закончите предложение: каким еще может быть снег.

Снег искрится на солнце потому, что он……искрящийся

Снег блестит потому, что он…….блестящий

Он сверкает на солнце потому,что он ….. сверкающий

Снег скрипит под ногами потому,что он ……скрипящий

Зима тоже нравилась А.С. Пушкину. Он любил гулять по городу, кататься на санях, нравились ему народные гулянья.

А вам нравится зима? За что вы ее любите?

(Праздник Новый год. Можно кататься на коньках и лыжах, на санках. Играем в снежки. Строим снежную крепость и снеговика. Взрослые делают скульптуры из снега и льда. Мы катаемся на горке).

Покажите какие вы любите зимние забавы!

Физкультурная минутка: «Зимние забавы».

Чтобы Зима и Осень больше не спорили, давайте расскажем, как видел эти времена года А.С. Пушкин.

Помогут вам рассказать об этом стихотворения поэта и картинки.

(Дети распределяются на две группы, вокруг чтеца стихотворения. Выбирают подходящие картинки и по стихотворению составляют рассказ. Рассказывает один ребенок или все вместе полилогом)

По стихотворению: «Волшебница зима»

Например: Наступила волшебница зима. Она повесила снег на суках деревьев, дубов.

Покрыла снегом леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И река стала неподвижной.

Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.

По стихотворению: «Уж небо осенью дышало»

Например: Осень покрасила листья разным цветом. Это очень красиво. Поэт говорил – очей очарованье. Редко светит солнце. День стал короче. С деревьев падают листья. Часто бывает туман. Гуси улетают караваном на юг.

Оказывается, А.С. Пушкин любил и осень и зиму. Теперь они об этом знают, и не будут спорить. Ребята, а что вам помогло их помирить?

(Мы знаем приметы осени и зимы. Мы знаем о том, что он любил. Мы знаем стихи поэта о зиме и осени).

В конце нашего занятия, я предлагаю вам сделать картины и отправить их золотой осени и волшебнице зиме на память.

(Наклеивание картинок, по которым дети составляли рассказы на ватман).

Название: Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по станциям знаний»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Развитие речи , Подготовительная к школе группа, итоговое занятие по развитию речи, фгос

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: « Путешествие по станциям знаний».

Цель: Выявить усвоение представлений о природе, уточнить развитие познавательных интересов как средства познания.

Задачи занятия.

Образовательные

  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь и активизировать словарь детей, её интонационную выразительность, умения составлять по сюжетной картинке, простые и сложные предложения.
  • Совершенствовать умение .
  • Совершенствовать умение выполнять .
  • Совершенствование знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий);
  • Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.
  • Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам.

Развивающие.

  • Развивать фонематический слух, через определение звука, в конце, в начале и в середине слова.
  • Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры, эмоции с помощью слова в чтении скороговорок.
  • Развивать умение составлять схему предложения.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизм, сочувствие, помощь в трудной ситуации, умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникация (развитие всех компонентов устной речи)
  • Познание ФКЦМ (усвоение и обогащение знаний о природе и живых организмах)

Демонстрационный материал: мольберт, набор сюжетных картинок, набор букв

Раздаточный материал: кассы буков и слогов.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия)

Наглядный (сюжетные картинки, набор букв)

Предварительная работа:

  • Составление схемы предложения; составление и чтение слогов; составление слов из слогов.
  • Составление предложений; составление небольших рассказов.

Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в составлении схемы предложения, решении задач.

Формы организации: Работа подгруппами.

Количество детей: 10человек (5человек-2 подгруппы)

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД.

Эмоциональный настрой . Подготовить детей к НОД, создать эмоциональную обстановку поприветствовать гостей.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие? А на чем можно путешествовать? (ответы детей ) Я предлагаю вам по путешествовать на поезде. Мне очень нравиться путешествовать на поезде, потому что, он останавливается на разных станциях. А на станциях можно много узнать интересного. Отправимся в путешествие по станциям знаний?

Дети: ответы детей

Мотивация. дети встают за воспитателем «цепляют» свои вагончики

Воспитатель: Ну что готовы к отправлению? Тогда поехали.

Поезд мчится скрежеща

Же, че, ща, же, че, ща.

Совместная деятельность детей и педагога.

Задание выполняют стоя в кругу.

Воспитатель: вот и первая станция, Станция «Скороговоркино» кто знает скороговорки? Рассказывайте.

  • Съел молодец тридцать три пирога

С пирогом, да все створогом.

  • Цапля стоя на крыльце

Написала букву Ц.

  • Шубка овечки теплее печки.
  • Ча-ча-ча горит в комнате свеча.
  • Чу-чу-чу молотком стучу.
  • Цо -цо-цо- на руке кольцо.

Воспитатель: молодцы! Продолжим свое путешествие? (ответы детей.)Цепляем свои вагончики к составу. Поехали.

Поезд мчится скрежеща

Же, че, ща, же, че, ща.

Задания выполняются сидя за столом.

Воспитатель: Вот и следующая станция. Станция « Словечкино» Присаживайтесь за столы. Не забывайте что нужно поставить ножки вместе, выпрямит спинки.

Давайте с вами вспомним гласные звуки. Назовите все гласные звуки. Молодцы! А теперь все согласные. Молодцы! А скажите ребята Чем отличается звук от буквы? Какие две буквы не обозначают звук?

Дети: ответы детей.

Название занятия: Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по станциям знаний»

Воспитатель: Возьмите ребята кассы. Я сейчас буду называть слоги, а вы их выкладывайте в кассах.

Ко, Ба, Ми, Ры, Шу, Со, Ды. (выкладывает на магнитной доске)

Проверти у себя и у соседа тоже. Правильно сделали? Молодцы!

— Из слога БА составьте слово. Какое слово Полина ты составила? А у тебя Сережа какое слово? Замечательно!

Сделайте звуковой анализ своего слова . Если кто – то затрудняется поднимите руку я подойду и помогу.

— Вика прочитай свое слово. Первый звук в слове какой? Второй звук в слове какой?…….

Полина скажи пожалуйста, У звонкого звука Б какой есть братец? (глухой звук П) Молодец!

Воспитатель: Закрывайте кассы. Цепляйте свои вагончики отправляемся путешествовать дальше.

Поезд мчится скрежеща

Же, че, ща, же, че, ща.

Самостоятельная деятельность детей

Дети сидят полукругом на стуле.

Воспитатель: Следующая станция. Станция «Рассказкино» Присаживайтесь на стулья. Сядьте ровненько и красиво.

Посмотрите, на доске набор сюжетных картинок. Подумайте и составьте предложения.

Кто уже составил предложения? Андрюша говори свое предложение. Хорошо.

Теперь подойди к доске и запиши схему своего предложения. Вот возьми мел. Сколько слогов в слове……? Прохлопай. Сколько слогов в слове…..?. Покажи ребятам. Ребята правильно Андрей сделал? Молодец! Присаживайся на место. (ответы детей)

Кто еще хочет записать свое предложение?

Воспитатель: — А теперь подумайте и составьте небольшой рассказ. Даю вам 3 минуты на обдумывание.

— время вышло. Подойдите к гостям и расскажите свой рассказ. Молодцы !

— Ребята уже темнеет нам пора возвращаться обратно в д\с. Цепляйте свои вагончики. Поехали.

Поезд мчится скрежеща

Же, че, ща, же, че, ща.

Рефлексия, подведение итогов.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, и узнали много нового. Что запомнилось вам в путешествии? А что показалось трудным? Вы были все молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями. До свиданья!

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Развитие речи, Подготовительная к школе группа, итоговое занятие по развитию речи, фгос

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад «Ромашка»
Месторасположение: ХМАО-Югра, Советский район, г.Советский

Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка»

Программное содержание:

  1. Познакомить со смысловыми оттенками речи;
  2. Научить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных;
  3. Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
  4. Упражнять в правильном дыхании.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: , , , , «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь» .

Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка.

Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками - веселинками и картинок-загадок) ; использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы.

Аудиозаписи: песни , отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино» , П. Ершова «Конек - горбунок» .

Ход занятия

Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись) . Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями?

Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д.

Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете?

Дети: Язык - это орган речи.

Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.

Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает» .

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке» , а потом «о плохом языке» .

За правильный ответ дети получают фишку.

Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке» :

  1. «Хорошее слово всегда к месту» ,
  2. «Доброе слово дом строит, а злое разрушает» ,
  3. «Красно говорит, а слушать нечего» .
  4. «От худого слова - навек ссора» .
  5. «Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь» .

Подводят итоги, фишки.

Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый)

Петрушка:

Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка? А я – Петрушка!
Остер колпачок - еще острее язычок,

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что вы захохочите сами!

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер.

Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка)

Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать.

Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками.

Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать.

Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.

  1. Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте, как бы приподнять своё тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки и шея - свободными и легкими.
  2. Встаньте спинкой к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками, не отрывая спину от стены.

Петрушка: Я принес для вас картинки - веселинки, да картинки - загадки. Вот первая из них (слад 1) .

Воспитатель:

Из- за леса, из - за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле?

Дети находят ошибки: … «на булановой телеге»

«скрипучей лошади»
«Сапоги на нем с карманами»
«жилетка с каблуком»
«Подпоясался дубиной»
«Опирался кушаком»

Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла)

Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись) .

Аудиозапись: (слайд 2,3)

«Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь - его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом» .

Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?

Какие обидные слова сказал ей Дуремар.

Ответы детей: говорил обидные слова:

…старый плавучий чемодан
…глупая тетка
…костяной крышкой
…крышку на гребешки

Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить.

Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек - горбунок»

(аудиозапись, слайд 4)

Аудиозапись:

«Что Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему Конек,
Аль, мой милый, занемог?

Аль, попался к лиходею?»
Пал Иванушка на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох, беда, конек! - сказал. -

Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, царь - девицу.
Что мне делать, горбунок?»
Говорит ему конек:

«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.

Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба все, брат, впереди!
Ты к царю теперь поди

И скажи: «Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор-

Весь заморского варенья-
И сластей для прохлажденья».

Воспитатель: Расскажите, как Конек - горбунок утешал Иванушку?

Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы…

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова:

«занемог, светлица, ширинка» ?

Воспитатель: Какими словами можно заменить?

Дети:

Занемог - заболел;
Светлица - гостиная
Ширинка - полотенце.
Дыхательная гимнастика:

1. «Дровосек» :

И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.

Берем двумя руками «топор» , поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем.

С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз.

Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз» .

2. Упражнение от усталости.

И.п как в первом.

Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух» , быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух» . При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.

Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть?

Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай.

Петрушка:

Даю вам честное слово,
Вчера в половине восьмого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок

Даю вам честное слово!

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему?

Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки?

Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное…

свинки не носят ботинки и чулки.

Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды)

Воспитатель:

Даем вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок) и … (чулок) (слайд5, 6)

И щенков без… (носков) (слайд 7)
И синичек без… (тапочек) и… (рукавичек) (слайд 8,9)
Воспитатель: Мы видели сорок без ботинок и…
Дети: … (чулок) (слайд 6)

Воспитатель: Без носков - …

Дети: … (щенков) (слайд 10)

Воспитатель: Без тапочек и рукавичек…

Дети: … (синичек) (слайд 11)

Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась.

Давайте вместе её повторим:

* Даем вам честное слово
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ботинок и чулок

И щенков без носков,

И синичек без тапочек и рукавичек.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна.

Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев?

Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка) , чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания!

Дети: Спасибо, до свидания!

Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.