Домой / Перманентный /  Обществознание: Основы теории познания. Познание

 Обществознание: Основы теории познания. Познание

Что такое познание?

    Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

    Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

    Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

    Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

    Познание - это сведение, знание, опыт и вс, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определнные способности. Не даром говорится:

    Познание это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология слово греческого происхождения (гнозис знание и логос слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин теория познания ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

    Совершенствование средств познания неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

    Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

    Познание - это знание первопричин, мотивов, естества.

    Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

    Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

    Определение слова познание заключается в следующем:

    Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

    А вот какое определение дает слову Логический словарь:

    Это пополнение знаний. Увеличение размеров нашего виртуального мира и изменение его качества. Познание порождает знание. а знание побуждает к познанию.

    Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

    Познанием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

    Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

    • чувственный,
    • рациональный.

    Также оно может быть произвольным и организованным.

    Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Виды познания, методы познания, ступени и формы – это одни из основных понятий, изучаемых гносеологией. Определение познания сводится к комплексу процессов, методов и процедур получения знаний об окружающем мире и законах его существования. Стоит отметить, что теория познания имеет весьма давнюю историю.

Чувства и разум

У рассматриваемого нами понятия имеется несколько ступеней. Первой является чувственное познание. Оно базируется на опыте, приобретаемом человеком посредством воздействия на объекты, которые он познает, при помощи органов чувств – глаз, языка, носа, ушей, рук. То есть человек может осознавать то, что его окружает, понюхав, пощупав, попробовав на вкус. При этом такое восприятие всегда является субъективным.

И действительно, органы чувств у каждого индивида работают по-разному. Одни люди, к примеру, на звуки реагируют очень чутко, а у других имеются в этой области проблемы. Так что одно и то же звучание разными людьми может восприниматься по-разному. Благодаря чувствам индивид имеет возможность воспринимать, понимать и принимать окружающую среду.

Чувственное познание мира может выражаться в следующих формах:

  • – это описание конкретных свойств и качеств предмета: вкуса, запаха, цвета, температуры и т.п.
  • Восприятие – это целостный облик чего-либо, возникающий в сознании человека.
  • Представление – это сохранение какого-либо объекта в памяти человека.

Второй ступенью познания является рациональное. Оно позволяет человеку не только узнавать внешние черты тех или иных предметов и объектов, но и постигать их внутренние характеристики: сущность, законы существования, структуру. Например, видя телевизор, каждый здравомыслящий человек понимает, что это не просто предмет из металла, стекла и пластика – внутри у него находятся микросхемы, позволяющие проецировать изображение.

Формы познания рационального:

  • Понятие – это то, как принципы и свойства предметов отражаются в человеческом сознании посредством символов, слов и знаков.
  • Суждение – это умение человека связать несколько понятий и отразить, таким образом, зависимость между вещами. Это обычно делается в виде формул или предложений.
  • Умозаключение – это связь, которую человек может устанавливать между некоторым количеством суждений.

Суть явления

У каждого психологического явления имеется своя цель. Рассматриваемое нами понятие в этом плане, конечно же, исключением не является. Процесс познания имеет целью достижение истины. Можно сказать, что это одна из главных задач, которую на протяжении всей своей истории ставит перед собой человечество. Истина достигается тогда, когда знание человека соответствует тому, что он пытается познать. Она имеет ряд основных характеристик:

  • – это когда знания об объекте соответствуют ему.
  • Процессуальность – на протяжении процесса познания истина может меняться, поскольку познаваемый человеком мир является неиссякаемым.
  • Конкретность – в каждом случае истина имеет конкретное место, время, ситуацию.

В психологии, философии и других науках существует утверждение, что истина может быть абсолютной и относительной. Первое определение понимается как полное знание о том или ином объекте. Есть простой пример: «Все смертны». Это является абсолютной истиной, которая ни у кого не вызывает сомнений.

Бывают еще и относительные истины. Они проявляются как недостаточные, неточные или неполные знания об объекте и характеризуются определенным местом или временем. Приведем пример. Человек утверждает, что на улице холодно. Эта истина относительна, потому что она является конкретной для данного человека в данной ситуации.

В другом месте в этот же момент может быть тепло, да и рядом с тем же человеком другой может не ощущать холода, если одет теплее. Случается и вовсе, что знания человека абсолютно не соответствуют характеристикам того или иного предмета или явления. Это называется заблуждением, которое может быть трех видов: иллюзия, ложь и ошибка.

Типология

Стремление к познанию – естественное состояние каждого человека. В широком смысле познания виды его можно разделить на две большие категории – научные и ненаучные.

К первой относится несколько видов. Например, первое в истории человечества – мифологическое знание. Оно направлено на то, чтобы постигнуть природу через взаимосвязь поколений. Примерно столько же существует и религиозное. Оно представляет собой веру в сверхъестественные силы.

Обыденное, или эмпирическое познание – это жизненный опыт, который получает человек на протяжении своего существования в этом мире. Рассматриваемое нами понятие может быть художественно-образным, в таком случае оно предстает в виде произведений искусства. Отдельное место занимает познание себя, т.е. осмысление индивидом своих слов и поступков и самого себя в этой жизни. Иначе его называют саморефлексия.

Цель познания научного – это открытие законов вселенной на основании совокупности объективных конкретных фактов. Это определение обладает рядом общепризнанных характеристик: изучение существенных устойчивых свойств и отношений; объективность; систематичность формул, понятий и теорий; строгая доказательность и повторение результатов, а также применение знаний, которые были получены, в повседневной жизни.

Научное познание и знание имеет собственную структуру, его виды – теоретическое и практическое. Первое ориентируется на сущность явлений, а второе – на жизненный опыт.

У познания рационального, научного существуют следующие формы: научный факт, научная проблема, научная идея, теория, закон и .

Социальное и психологическое

Стоит поговорить о том, что такое психологическое и социальное познание. Особенности социального познания заключаются в том, что посредством его человек осознает жизнь в социуме, а также общественные отношения. Причем изучаются не только социальные связи, но и люди в отдельности, поэтому определение социального познания очень часто называют социально-гуманитарным.

Методы психологического познания можно свести к эксперименту и наблюдению. Эти уровни познания человека являются главными в психологии. Наблюдение бывает внешним или внутренним. Второе – это когда человек наблюдает за собой, а первое – когда он осуществляет наблюдение за окружающими людьми. Ступени познания в психологии могут быть простыми и сложными, естественными или искусственными и т.п.

Основными науками, которые изучают рассматриваемое нами определение, являются социология, история, психология, политология, культурология и пр. Автор: Елена Рагозина

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЗНАНИЕ

воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности.

Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П.

Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов - дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. - развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, - как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации.

Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. все более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погруженность П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчеркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.

П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учета его включенности в деятельность и в коммуникацию.

Особая форма П. - учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).

П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии - теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности - предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский.

Отличное определение

Неполное определение ↓