Домой / Перманентный / Памятка для родителей "что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать". Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать

Памятка для родителей "что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать". Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами — круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

Развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

0 0

Я люблю мир и безоблачное небо,
но также я уважаю и военное искусство.
Ведь для того, чтобы поддерживать мир,
нужно быть сильным.

Нам Хи Сон. «Лунный скульптор»

В жизни нет начала и нет конца, нет старта и финиша. Есть только действие, и это действие происходит сейчас. Согласны? Ваше согласие, скорее всего, означает, что вы - сенсорик. А ваше жизненное кредо - «здесь и сейчас».

Сенсорика - (от лат. sensus - ощущаю) свойство психики воспринимать окружающий мир преимущественно с помощью рецепторов своего физического тела.

Вкусно-невкусно, приятно-неприятно, комфортно-некомфортно, красиво-некрасиво, удобно-неудобно, а также форма, упругость, жесткость, сила воли, власть, защита, влияние, принуждение - примеры спектра информационного потока по сенсорике.

Для понимания сути - разберем «по косточкам», то есть по информационным аспектам. Если разделить весь , на 4 «ручья» - информацию об объектах, информацию об энергии объектов, информацию о пространстве и информацию о времени, то в отличие от , приемник которых работает «на волне» информации об объектах, и , которые «специализируются» на информации об энергии, сенсорики «настроены» на прием данных по аспекту пространства.

Напрашивается справедливый вывод: каждый из нас - сенсорик! Ведь тело есть у всех, слух, зрение, обоняние и прочее осязание тоже имеется. В целом, этот вывод верный. Безусловно, сенсорика есть у любого живого существа, обладающего нервной системой и рецепторами. Однако не все из нас - сенсорики. Ключевым отличием между сенсориками, логиками, этиками и интуитами является то, какая функция психики человека является ведущей, базовой, и в каком мире психика человека живет - мире материальных объектов или мире идеальных объектов.

Мир сенсориков - это мир материальных объектов

За первичный контакт организма с реальностью в психоинформационной модели сенсориков отвечают ощущения. Их мир - это «объективная реальность, данная… в ощущениях».

Таким образом, сенсорики с точки зрения соционики - люди, у которых сенсорика является первой «базовой» функцией психоинформационной .

Какие же они? Сенсорики - натуры «приземленные» и живут в мире конкретных вещей и событий. Эта приземленность делает их коренастыми и твердо стоящими на ногах.

Заблудиться? Потерять направление? Ни за что! Прекрасная ориентация в пространстве дана с рождения, а компас в голове - это встроенная опция базовой комплектации любого сенсорика.

Cенсорик активно воспринимает мир всеми органами чувств и запрограммирован на изменение этого мира. Долгие размышления и рассуждения не для этих людей. Они не «смакуют» свои состояния, не зависают, и терпеть не могут неопределенности. Действуют настойчиво и целеустремленно, видят конкретную ситуацию и направлены на достижение конкретного результата. И неважно - действуют они в мире объектов или в мире идей.

В любом из миров сенсорика выделяет наблюдательность и внимание к деталям. Реализм - еще одно качество, благодаря которому сенсорики умеют жить и наслаждаться сегодняшним днем. Именно через ощущения они полнокровно воспринимают окружающий мир. И не упускают случая изменить его, «прогнуть под себя».

Сенсорика - функция психики, которая меняет мир

Инструменты, которые используют сенсорики для изменения окружающего мира, весьма разнообразны - от дизайна интерьера и высокой кухни до гильотины и танков.

Сенсорика представляет крайний полюс соционической дихотомии (шкалы) «Сенсорика - Интуиция» и делится на два аспекта: интровертный аспект - направленный внутрь, и экстравертный - направленный наружу.

Интровертная сенсорика называется сенсорика ощущений . На соционическом «слэнге» - белая сенсорика. Это тонкая, эстетическая сенсорика, которая «сканирует» окружающее пространство на наличие комфорта и уюта.

В «зону контроля» сенсорики ощущений попадают ощущения собственного тела, внутреннего комфорта, здоровье и самочувствие (свое и окружающих), природа, искусство. Весь комплекс ощущений, получаемый через органы чувств, соединяется воедино в симфонию удовольствия и гармонии, либо дисгармонии - если приятность получаемых ощущений нарушается.

Базовые белые сенсорики любят уют и комфорт, создают его везде, где бы они не оказались. Даже в самых неподходящих для этого местах. Получается это у них быстро и как-то «само собой». Даже в крохотном неуютном уголке пространства белый сенсорик устроится с комфортом, расположится сам и поделится уютом с гостями. Представить вкус блюда только по списку компонентов, разложить букет напитков на составляющие, держать в голове тысячи запахов, вкусов, тактильных ощущений и пользоваться ими на практике лучше белых сенсориков не способен никто.

Вторая сенсорика - экстравертная. Так называемая волевая сенсорика (или же черная сенсорика). Название отражает суть: волевая сенсорика «сканирует» границы пространства и оценивает, насколько это пространство поддается деформации. То есть установлению его (сенсорика) правил. Оценка производится с позиции «сила-слабость».

Волевой сенсорик умело войдет в деятельность группы людей. Причем чем группа больше - тем лучше. Затем легко и без напряжения изменит события по своему сценарию. Зачастую, чтобы попасть под влияние такого человека, достаточно одного его вида: ни слов, ни активных действий со стороны сенсорика не нужно. Спорить с волевыми сенсориками решаются только волевые сенсорики. Или камикадзе. Активно демонстрируя уверенность в себе, чувство хозяина любой ситуации и территории, готовность победить любой ценой - волевой сенсорик мгновенно отбивает у оппонента желание возражать. Постоянная мобилизованность позволяет быстро нанести или отразить удар.

При этом волевая сенсорика очень чувственная: она затрагивает чувственные аспекты восприятия. Страсти и желания относятся к аспекту волевой сенсорики (в отличие от эмоций, которые принадлежат этике).

С другой стороны, сенсорики больше остальных зависят от материального мира. Как в мелочах, так и «по-крупному».

Терпеть неудобства и одновременно заниматься текущими делами сенсорик вряд ли станет. Неудобный стул, чувство голода, головная боль - веская причина прерваться на разминку, обеденный перерыв, сон или отдых. Сомнений не возникнет - реакция автоматическая, а мысли, что может быть иначе, даже не появятся.

Сенсориков, так же, как логиков и этиков, существует 4 «разновидности». Все зависит от того, какая сенсорика является первой функцией в блоке ЭГО (или ЗНАЮ) - волевая или эстетическая. Это зависит от того, экстраверт перед нами или интроверт. Для экстраверта базовой функцией психики является волевая сенсорика, для интроверта - сенсорика ощущений.

Понаблюдав, «белого» и «черного» сенсорика несложно отличить друг от друга. Волевого сенсорика (экстраверта) «выдает» смелый и прямой взгляд, быстрая реакция, точные, твердые, взвешенные движения.

Белых сенсориков (интровертов) можно распознать по плавным, но точным жестам, удобной позе, расслабленному телу. Часто на лице можно заметить выражение удовлетворения или отвращения, приятности или брезгливости.

Базовая сенсорика в психоинформационной модели человека соединяется со второй функцией обработки информации (в соционике - функцией информационного метаболизма).
Вторая функция психики - творческая. Это язык, на котором человек говорит с миром. Инструмент, которым пользуется для реализации программы первой «базовой» функции.

Для сенсорика вторая функция - это логика или этика (помните, вторая функция - это всегда другая дихотомия по сравнению с первой, базовой функцией). Поэтому интуиция не может быть второй функцией сенсорика.

Получаем 4 типа блока ЭГО сенсориков:

«Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?»

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

Занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

Необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

Нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

Уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

Длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка - прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

6. Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.

7. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.

8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.

Материал подготовил: Калачикова В.Г., воспитатель, I кв.категория.

*A_R!d5V@:)M!85K.4


В этом посте речь пойдет о двух способах восприятия действительности – сенсорике и интуиции . Каждый человек наделен одним из них в большей степени, а другим – в меньшей. Сенсорика и интуиция решает совершенно разные задачи, поэтому у одного человека не могут быть одинаково развиты обе эти функции. Чем же они различаются?

Интуиты

Интуиты мыслят «глобально», у них абстрактное мышление , направленное от общего к частному. Быстро схватывают суть, мало внимания уделяют деталям. Чтобы понять, о чем речь, интуиту нужно увидеть картину целиком, а нюансы он воспринимает как следствие общей идеи, задумки.

Интуиты — теоретики. В их голове постоянно возникают различные идеи , которые, однако, совсем не обязательно будут реализованы. Для них важнее генерация идей, чем воплощение задумок непосредственно в жизнь. Часто такие люди в своем сознании опережают настоящее время, и их задумки осуществляются уже позже их потомками. Многое из того, что нас окружает, первоначально было идеей интуитов.

Интуиты хорошо видят возможности окружающего мира. Для них естественно продумывать многочисленные варианты и способы, совершая выбор. Из-за этого сам выбор может затягиваться. Все интуиты в той или иной мере обладают способностью к предвидению. Они чувствуют, какие подводные камни может таить в себе ситуация, и способны предупредить окружающих о грозящей опасности.

Интуиты по-особенному ощущают врем я. Часы для них – это элемент, искусственно созданный людьми, а время как таковое может не иметь к часам никакого отношения. Ощущение времени у интуитов одновременно субъективно и глобально . Они тонко чувствуют подходящий момент, постоянно пребывают в потоке времени, и даже умеют им управлять.

Интуит обладает хорошо развитым воображением, в мечтах он постоянно «перемещается» то в прошлое, то в будущее. Находиться «здесь и сейчас» для него сложнее. Поэтому все интуиты немного рассеяны.

Из-за своей рассеянности интуиты могут быть забывчивы, нерасторопны в быту, невнимательны к своим физическим потребностям. Внешний вид их бывает небрежен, а на рабочем месте и дома обычно присутствует «творческий беспорядок». Интуиту требуется партнер, который взял бы на себя вопросы, связанные с организацией комфорта и уюта.

Сенсорики

Сенсорики обладают конкретным мышлением , которое позволяет им хорошо подмечать детали. Им бывает сложно уловить общую суть, если от их внимания ускользают нюансы. Чтобы понять, о чем идет речь, сенсорику требуются увидеть подробности ситуации, из которых он выстраивает общую картину.

Сенсорик находится «здесь и сейчас», это реалист , твердо стоящий на ногах. Заглядывать в будущее или «застревать» в прошлом ему не свойственно. Он прекрасно чувствует настоящее. В отличие от интуита, сенсорик более собран и сосредоточен на текущих событиях.

Сенсорики – это люди-практики. Они сильны в реализации идей и задумок, именно благодаря им идеи обретают конкретное, материальное очертание в мире. Многое из того, что нас окружает, создавалось руками сенсориков.

Сенсорики хорошо чувствуют качества предметов , одежды, пищи. Способны различать малейшие оттенки во вкусах и запахах. Уверенно организовывают пространство, сильны в вопросах комфорта и эргономики. Они могут почувствовать, что для другого человека будет дискомфортно и сказать ему об этом.

Сенсорики не очень хорошо чувствуют время, и поэтому предпочитают ориентироваться по часам. Переживают, если опаздывают, и поэтому могут предпочесть выйти намного раньше, чем необходимо, чтобы прийти точно в срок.

Из-за того, что сенсорики постоянно отслеживают текущий момент, им бывает сложно заглянуть в будущее, и почувствовать возможности, которые несет в себе ситуация.

Резюме

Интуиты:

Обладают абстрактным мышлением и хорошо развитым воображением.
Успешны в генерации идей.
Прекрасно чувствует возможности, суть, потенциал.
Исследуют возможные, в том числе и непроверенные методы.
Хорошо чувствует время, умеет «вписаться в поток».
«Перемещаются» из прошлого в будущее.
Не очень практичны, часто рассеяны и забывчивы.
Бывают невнимательны к своему внешнему виду и своим физическим потребностям.

Сенсорики:

Обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали.
Реалисты и практики, твердо стоящие на ногах.
Живут здесь и сейчас.
Доверяют конкретным, проверенным методам.
Успешны в организации пространства и наведении уюта.
Не очень хорошо чувствуют время, и не всегда могут им управлять.
Не всегда видят возможности, варианты решения.
Внимательны к вопросам здоровья, комфорта, хорошо чувствуют физические потребности человека.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.