Последние статьи
Домой / Перманентный / Периоды семьи с функциями родителей. Периоды развития семьи

Периоды семьи с функциями родителей. Периоды развития семьи

  • Билет 30. Причины, характер и периодизация Первой мировой войны. Участие России в войне.
  • Билет № 13 Происхождения жизни. Теория Опарина-Холдейна
  • Билет № 14 Происхождения жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни
  • Введение

    1. Периодизация семейной жизни

    2. Природа супружеских конфликтов и кризисные периоды в развитии семьи

    3. Психотравмирующие последствия

    4. Предупреждение супружеских конфликтов

    5. Разрешение конфликтов между супругами

    6. Этапы психологического консультирования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Супружеские отношения представляют собой сложнейшую гамму: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

    Супружеские конфликты существуют столько, сколько существует моногамная семья. В патриархальной семье конфликты случаются редко. В традиционном обществе и по светским законам и по религиозному писанию главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать. Так в своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность»

    После революции 1917 г. Советское правительство повело борьбу с существовавшими формами семейных отношений. А.М. Коллонтай писала: «…Надо сказать прямо то, что есть: старая форма семьи отжила. Коммунистическое общество в ней не нуждается… Семья представляла собой самостоятельный замкнутый коллектив, этого не должно и не может быть в коммунистическом обществе»

    Существование семьи как единственного неконтролируемого и консервативного института раздражало коммунистов. Они стремились заменить семейные связи производственно-коллективными. Такая попытка им во многом удалась. В годы коммунистического правления многие супружеские конфликты решались в парткомах, профкомах, на общих партийных собраниях трудовых коллективов.

    Такие методы и законы регулирования семейных отношений во многом обеспечивали относительную стабильность семейных уз в монархическом и тоталитарном обществах.

    Переход от авторитарного к демократическому типу семьи значительно осложнил взаимоотношения супругов. А нестабильные общественные отношения в современном российском обществе во многом обуславливают и нестабильность семейных отношений. В последние годы в России на каждые 100 заключенных браков приходится примерно 50 разводов. Ради справедливости необходимо отметить, что проблема стабильности семьи является актуальной не только для России, но и для большинства западных стран.



    Периодизация семейной жизни

    Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве.

    По определению российского психолога и предпринимателя В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья - не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

    Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. Так чешский психотерапевт Станислав Кратохвил выделял в жизни семьи свои критические периоды: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Полина Босс, профессор-психолог из Миннесотского университета, называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе - трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе - организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах - появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.



    Американский психолог Вирджиния Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

    Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

    Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

    Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового, как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

    Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

    Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

    Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

    Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

    Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

    Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

    Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

    Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. Вирджиния Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

    Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

    Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

    Брак-принятие на себя супружеских социальных ролей.

    Этап «медового месяца». Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

    Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

    Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

    Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

    Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

    Итак, основные стадии и этапы развития семьи:

    1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе.

    2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с конфетно-букетного периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни. Поскольку каждый несет свою собственную модель из родительской семьи, в это время происходит притирка двух разных представлений о семейной жизни, выработка устраивающих обе стороны бытовых правил.

    3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.

    4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов. В семье могут появиться второй и последующие дети, все они требуют внимания, вложений, усилий. Супруги становятся старше, меняются их личные задачи, мировоззрение. У них появляются успехи или неудачи в карьере, отношениях с друзьями, испытания в других жизненных сферах. Браку предстоит серьезный вызов: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений.

    5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проседают, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть. В такой семье совместная забота о ребенке – это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязыя свое мнение.

    6. Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием. Осталось ли что-либо от их отношений или их роли «муж» и «жена» перестали существовать и остались только «мама» и «папа»? Теперь не нужно круглые сутки совместно решать проблемы болезней, выпускных экзаменов, несчастных влюбленностей и других треволнений детей. Дом опустел и супруги остаются наедине. Возможно, что детьми постоянно занималась жена, а муж активно строил карьеру. В таком случае, если женщина не смогла создать свое личное пространство, то ее жизнь потеряет смысл, вследствие чего начнется кризис как у нее, так и в отношениях.

    7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера - частенько. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре, когда каждый помогает другому не уйти в негатив, поддерживать позитив в отношениях и видение жизненных перспектив.

    Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

    1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

    2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

    3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

    4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

    5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

    6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

    С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

    В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

    Стадии развития семьи

    В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

    Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

    1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

    Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

    2 стадия. Формирование семьи.

    Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

    3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

    Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

    4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

    Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

    Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

    В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

    1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

    2. Молодые: 5-9 лет.

    3. Средние: 10-19 лет.

    4. Пожилые: 20 и более.

    Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

    Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

    В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

    Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

    Кризисы жизни семьи

    Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

    А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

    Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

    Б). Между 17-м и 25-м годами.

    Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

    Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

    Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи :

    1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.

    2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

    3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).

    4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

    5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

    6. ``Опустевшее гнездо"" (супруги остаются одни после ухода всех детей).

    7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

    Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

    На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.

    Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных периодов развития семьи и функций членов семьи.

    1. Стадия формирования семьи

    Партнерские функции:

    осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

    создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

    развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

    налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

    распределение времени между домом и работой;

    выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

    беседы между супругами о браке и будущем семьи.

    2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

    Родительские функции:

    привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

    подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

    привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

    создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

    забота о потребностях ребенка;

    распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.

    Функции ребенка:

    ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

    появление привязанностей;

    овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

    приспособление к ожиданиям других людей;

    развитие координации движений рук и глаз;

    нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

    овладение словами, короткими фразами, речью.

    3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

    Функции семьи и родителей:

    развитие интересов и потребностей ребенка;

    преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

    поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

    привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;

    распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

    поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

    дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

    развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

    сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

    выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

    Функции ребенка:

    преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

    привыкание к самостоятельности;

    выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

    приспособление к запретам со стороны родителей;

    проявление интереса к товарищам по играм;

    стремление быть как мама или папа.

    4. Семья школьника

    Функции семьи и родителей:

    воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;

    поддержка увлечений ребенка;

    дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

    забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

    сотрудничество с родителями других школьников.

    Функции ребенка:

    получение навыков, необходимых для школьного образования;

    стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

    постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

    включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

    знакомство с правилами поведения и моралью группы;

    расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;

    осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

    5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

    Функции семьи и родителей:

    передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

    подготовка к новому периоду жизни семьи;

    определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

    поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

    воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере -- взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

    понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

    Функции подростка:

    положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

    прояснение для себя роли мужчины и женщины;

    ощущение принадлежности к своему поколению;

    достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

    выбор профессии, стремление к материальной независимости;

    подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

    постепенное формирование собственного мировоззрения.

    6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.

    Функции родителей:

    отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

    внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

    создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

    забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

    спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

    создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

    Функции молодых:

    осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

    создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

    положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;

    создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

    знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

    7. Семья среднего возраста, ``пустое гнездо"".

    Партнерские функции:

    обновление супружеских отношений;

    приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

    творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

    укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

    вхождение в роль бабушки (дедушки).

    Функции взрослого ребенка

    заботливое, но независимое отношение к родителям;

    поддержка их в новой роли пожилых людей.

    8. Постаревшая семья

    Функции пожилых родителей:

    осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

    изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

    приспособление к жизни на пенсии;

    воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

    подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

    подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

    Функции детей пожилых родителей:

    наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;

    помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

    подготовиться к окончательному уходу родителей;

    подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

    Семья, к какому бы типу она ни относилась, является динамичной, развивающейся системой. Жизненный цикл ее развития определяется объективными событиями – рождением и смертью. На протяжении жизненного цикла происходят возрастные и психологические изменения членов семьи, эти изменения перестраивают жизнь семьи – изменяется социальный статус членов семьи, их потребности и мотивы, характер семейного функционирования и общения. В жизненном цикле семьи можно выделять разные стадии, на каждой стадии перед семьей встают разные задачи развития. Существуют разные периодизации жизненного цикла семьи. Приведем некоторые из них.

    А. Черников предлагает следующую периодизацию жизненного цикла семьи:

    • период ухаживания (эту стадию принято называть стадией монады);
    • фаза проживания супругов без детей, от начала совместного проживания до рождения первого ребенка (стадия диады);
    • экспансия – от рождения первого ребенка до последнего;
    • фаза стабилизации – стадия зрелого брака; это период воспитания детей, который продолжается до того момента, когда первый ребенок покидает дом;
    • фаза, на протяжении которой все дети постепенно покидают дом;
    • фаза, когда один из супругов (партнеров) остается один после смерти другого; это вновь стадия монады .

    Существуют и другие периодизации жизненного цикла семьи. Одной из наиболее удачных представляется периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик. Она четко структурирована и строится на основе следующих критериев: жизненные цели, задачи, которые нужно решать для достижения этих целей, состав семьи, переход с одной стадии жизненного цикла на другую. В соответствии с этой периодизацией выделяют следующие стадии .

    Стадия 1. Добрачный период ("время монады").

    Стадия 2. Заключение брака ("время диады").

    Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

    Наиболее значимым на этой стадии развития семьи является переход супругов к началу реализации родительских функций. Рождение ребенка перестраивает прежнюю семейную систему, в этом процессе центральным моментом является перестройка отношений супругов, которые теперь реализуются по двум линиям – линии супружеских отношений (отношений между мужем и женой) и линии их отношений как родителей (отношений между отцом и матерью, воспитывающими ребенка). На этом этапе перед парой встает сложная задача – стать родителями и остаться супругами. Успешная координация этих двух линий отношений возможна на основе развития личностной (эмоциональной и когнитивной) децентрации каждого из супругов, т.е. подразумевает необходимость их серьезного личностного развития.

    Столь же важной на этой стадии развития семьи является проблема совмещения супругами семейной и профессиональной сфер жизнедеятельности.

    Важной проблемой на этой стадии жизни семьи является перестройка отношений между родителями и прародителями. Прародители начинают осваивать новые семейные роли бабушек и дедушек и связанные с ними новые функции – функции воспитания внуков, сохранения и трансляции семейных ритуалов и традиций, а также функцию помощников в разрешении сложных ситуаций и кризисов. Личностное принятие нового статуса бабушек и дедушек – порой сложная психологическая задача.

    Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

    Развитие семьи на этой стадии требует от родителей учета возрастающей независимости детей и необходимости заботы о прародителях.

    Психологическим центром на этой стадии жизни семьи является пересечение возрастных кризисов трех поколений – подросткового кризиса, кризисов середины жизни и пожилого возраста. На этой стадии старшее поколение стоит перед необходимостью сокращения или прекращения активной социальной и производственной деятельности. Среднее поколение вступает в кризис середины жизни, связанный с необходимостью переосмысления пройденного жизненного пути. Подростки требуют признания их взрослости, независимости и самостоятельности. Пересечение трех кризисов приводит к тому, что семья на данной стадии становится незащищенной, уязвимой, характеризуется высокой степенью тревоги. Часто именно на этой стадии случаются супружеские измены, возникает разочарование в партнере, утрата чувства любви.

    Стадия 5. Стадия отделения детей, которые приобретают статус взрослости (семья со взрослыми детьми).

    Характерной особенностью этой стадии являются завершение выполнения супругами воспитательной функции в связи с отделением взрослых детей и необходимость перестройки семейной системы, где на первый план вновь выступают супружеские отношения. Муж и жена должны вновь решать задачу построения отношений в рамках диады. У них расширяются возможности личной жизни, появляется больше свободы. Важно, что на этой стадии супруги сохраняют профессиональную и социальную активность.

    Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

    Принципиально для этой стадии то, что супруги вступают в период старения и старости, т.е. в завершающий период онтогенеза. На этой стадии супруги выходят на пенсию, что коренным образом перестраивает и систему семейного функционирования, и все их жизненные ориентации. Основными задачами на этом этапе являются: поиск новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушек и дедушек), новых сфер самореализации; приобретение мудрости и опыта старости и его реализация во взаимодействии с близкими; подведение итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, личностная интеграция.

    Как правило, в основе периодизаций лежат изменение места детей в семейной структуре и реализация супругами функций воспитания. Однако в последнее время такой подход к периодизации жизни семьи все чаще начинает подвергаться критике. Классическая теория семейного жизненного цикла требует переосмысления, поскольку не учитывает реальность современной семьи . Из этой периодизации выпадают такие нетрадиционные типы семьи, как добровольно бездетная семья, гражданский брак и др.

    Таким образом, как мы уже говорили, на каждой стадии жизненного цикла перед семьей встают специфические задачи и проблемы. Переходы с одного этапа жизненного цикла семьи на другой представляют собой нормативные кризисы (кризисы перехода) в развитии семейной системы, так как это нормальные периоды, переживаемые каждой семьей. Содержанием этих кризисов является разрешение противоречий между новыми задачами семьи и сложившимся характером семейного взаимодействия, взаимоотношений ее членов. Это требует перестройки в структурной организации семьи, изменений в характере семейного функционирования. Успешность перехода с одного этапа жизненного цикла на другой обеспечивает дальнейшее эффективное функционирование и развитие семьи. Чтобы совершить переход на новую ступень развития, семье необходимо внести изменения в свою структурную организацию, преобразовать правила семейного функционирования в соответствии с новой ситуацией, создать свой новый образ. Неуспешный переход может привести к нестабильности на следующем этапе жизни семьи. Некоторые переходы оказываются для семьи более легкими, другие могут оказаться сложными.

    Переживание кризиса связано с риском неопределенности будущего. И если семья пытается избежать риска изменений, связанных с ее естественной динамикой, то это может привести к нарушению системы взаимоотношений, стать причиной появления негативной симптоматики у членов семьи, их эмоционального отчуждения. Часто именно в период перехода семья обращается к специалистам за психологической помощью, так как не может приспособиться к новой ситуации или не принимает ее.

    Помимо нормативных кризисов, обусловленных прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, семья может переживать и ненормативные кризисы. Ненормативный кризис связан с переживанием негативных жизненных событий и может возникнуть на любом этапе жизни семьи. Ненормативный семейный кризис возникает вследствие неспособности семьи адекватно оценить и пережить какие-либо события, воспринимаемые ею как угрожающие, конфликтные или стрессовые. К числу таких событий относится смерть одного из членов семьи или тяжелая болезнь, супружеская измена, развод, повторный брак, усыновление приемных детей, подростковая беременность и др.

    В ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие компоненты : кризисное событие; восприятие и понимание членами семьи этого события; отношение и особенности переживания членами семьи кризисного события; изменение в семейной системе; возможные способы выхода из кризиса (общесемейные и индивидуальные).

    Способность семьи преодолевать ненормативные кризисы зависит от ее сплоченности и наличия у семьи ресурсов противодействия стрессу. Ненормативные кризисы характеризуются дисбалансом семейной системы, его преодоление требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации является в первую очередь отказ от прежнего идеального образа семьи и формирование нового идеала, более соответствующего реальности.

    Закономерности протекания ненормативных кризисов и их последствия являются предметом специально организованных психологических исследований, результатом рефлексии консультативной психологической практики. Так, довольно много исследований посвящено изучению переживания детьми развода и последствий развода для детей. Изучаются проблемы влияния повторного брака родителей на детей и т.д.

  • Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Терапия семейных систем.