Домой / Перманентный / Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник. Свадебный обряд русского народа

Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник. Свадебный обряд русского народа

Сватовство на Руси считается одним из традиционных обрядов, известных на протяжении многих столетий. Основной задачей его считалось обсуждение имущественных соглашений перед заключением брака между молодыми.

Относится обряд сватовства к ритуалам, которые предшествуют свадьбе, как и смотрины, сговор, рукобитье.

Свадебные торжества

На Руси весь цикл создания новой семьи состоял из нескольких этапов.

Среди них:

  1. Досвадебные ритуалы – знакомства, девичьи гадания, выбор невесты;
  2. Предсвадебные ритуалы – смотрины, сватовство, сговор, жениховы посиделки, девичник;
  3. Свадьба – отъезд, свадебное провожание, венчание, праздник;
  4. Послесвадебные ритуалы – второй день праздника, гости, визиты.

Все эти обряды были стандартными, и без них не проходило ни одно свадебное мероприятие. И если с досвадебными мероприятиями все понятно: знакомства, девичьи гадания, сердечный выбор – в конце обычно молодые парни и девушки скромно показывали свои симпатии друг другу.

И именно эти симпатии часто и ложились в основу будущего брака. То предсвадебные ритуалы – более сложные мероприятия. О них мы и поговорим в данной статье.

На протяжении многих столетий обряд сватовства был обязательным. В современном мире все немного изменилось, однако многие все еще придерживаются традиций. Раньше в роли сватов выступали родственники парня. Как правило, это были крестные или старшие родственники (дяди, братья). В некоторых регионах до свадьбы жених не видел будущую жену.

В таких случаях прибегали к услугам свахи, которая и рассказывала будущему мужу и его семье о красоте невесты, ее приданом и родственниках. Услуги свахи оплачивались, обязательным презентом ей являлась кашемировая шаль.

К выбору даты сватовства подходили очень основательно: во-первых, дата должна быть нечетной (кроме, тринадцати), во-вторых, чаще всего оно проводилось в начале месяца, поскольку считалось, что удачные сделки заключаются именно в это время. Поэтому ритуал проводился 3, 5, 7 или 9 числа.

В дом к невесте отправлялись во второй половине дня, после захода солнца. Предварительно, для успеха в деле, в доме жениха связывались все кочерги и ухваты — это сулило удачу. По дороге сваты старались не встретить никого из знакомых и друзей, поэтому отправлялись часто более долгой дорогой. Если же встречался кто-то, то это могло сулить неудачу. Кроме того, при встрече со знакомыми запрещалось разговаривать.

Когда вся процессия прибывала к дому девушки, то перед тем, как стучать в дверь, нужно было прикоснуться плечом к дверному косяку. Когда сватов приглашали в дом, необходимо было перекреститься по направлению к иконам Святых в невестином доме.

Только после этого можно было начинать разговор. Еще одним предвестником успешного завершения дела было следующее: перед разговором или в самом его начале необходимо было прикоснуться к ножке стола, за которым и были переговоры.

Все разговоры велись метафорами. Сваты часто спрашивали: «У нас есть купец. Есть ли у вас товар?» или «Не потерялась ли наша телочка? Не видели ли вы ее?» .

Если все разговоры заканчивались удачно, то вокруг стола, за которым велись переговоры, нужно было обойти трижды и родителям молодой, и сватам. В случае, когда переговоры заканчивались неудачей, сваты просто уходили и старались закрыть дверь спиной, чтобы помешать девушке выйти замуж в ближайшем будущем.

Весь обряд проводился в два этапа при согласии сторон: в первый день договаривались, принимая принципиальное решение относительно будущего молодых, во второй – решали день смотрин, который обычно проходил в доме невесты через неделю.

Далее в предсвадебном этапе следует «Сговор» у бедных крестьян проводился в тот же день что и осмотр двора жениха, у богатых - через два-три дня. Здесь договаривались о приданом невесты и о размере кладки получаемой с жениха.

Кладка состояла из определенного количества денег, одежды для невесты и продуктов для свадебного стола. На кладку невеста с подругами шила подарки жениху и всей будущей родне. Кладка либо полностью поступала в распоряжение невесты и входила в состав ее личного имущества, либо шла на уменьшение свадебных расходов, тем самым она обеспечивала некоторую имущественную самостоятельность и даже свободу новобрачной в чужой семье.

Кладка она же приданое в традициях была четко проговорена, все знали что для этого нужно. Девушка должна была приготовить одеяло, подушки, покрывало на постель, несколько скатертей, подзоры, занавески на окна, тканные половики, словом все, чем можно было убрать новое жилье.

Часто в разных местностях добавляли такие предметы как куски материи, шубы. Невеста должна была раздавать созданные ею вышивки подругам и родственникам. Как отмечает Ю.Хижняк в своей статье: «Все что девушка подготавливала к свадьбе вывешивалось в избе на всеобщее обозрение, а в домке жениха прежние занавески заменялись невестиными.»

Отец и родственники подтверждали непорочность девушки и несли ответственность за нее.

Сговор заканчивался рукобитием, во время которого отец невесты и отец жениха жали друг, другу руки обернув их полой кафтана, утверждая полное согласие на брак. А невеста, в свою очередь, отдавая свой лучший платок жениху в знак окончательного решения выйти замуж. В своей книге Панцюк Е.К. пишет: «Невеста во время сговора сидела где-нибудь у печки или «в куте» под палатьями - стонала, плакала и причитала, если сама неумела, то к ней приглашалась женщина - «выльница», умеющая выть, причитать…».

Некоторые до свадебные и свадебные причитания и плакальные песни вы можете найти в Приложении 2.

Так же рукобитие в некоторых регионах проходило и в немного другой интерпретации: приглашенные отец и мать жениха входили в дом невесты, рассаживались за столом, на котором стоял пирог и соль. Двери запирались, чтоб ни кто не мог помешать важному делу. Все молились, затем скрепляли руки сватов и, трижды обводя скрепление пирогом, говорили: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь.» пирог разламывали и отдавали по половине отцам жениха и невесты. Этот пирог хранился до венчания, а после чего - становился первой пищей для новобрачных, причем жених съедал невестину половину пирога а невеста - женихову.

На рукобитье невеста рыдала и причитала, прощаясь с родным домом, отцом и матерью, подругами. Все это проходило между пированьем и разговорами.

После сговора и рукобития начиналось пиршество, в котором принимали участие представители обеих сторон. Пиршество именовалось «запоем».

В это время жених с товарищами, взяв гостинцы, отправлялся к невесте. Невеста с подругами угощала жениха, ему пелись величальные песни. Затем все отправлялись кататься.

Сговор рукобитие и запой являлись окончательными действиями подтверждающими согласие семей жениха и невесты на заключение брака. Теперь отказаться от брака не могла ни одна из сторон.

После начиналась активная подготовка к свадьбе: варили пиво, кололи скотину, пекли хлеб и т.д.

Отметим, что хлеб имел важное значение в обрядах, жизненных циклах и сопровождал человека всю жизнь. Свадебный хлеб приобретал космогонический характер. По мнению Топорова В.Н. солнце и луна являются олицетворением мужского и женского значения, фигурки птиц и зверей выступают как пожелание обильного потомства, «сад» соотноситься с «цветением» невесты. Поскольку преображение девушки в женщину событие однократное, то и свадебный хлеб пекут только один раз. Если вдова вторично выходит замуж, то второго каравая у нее не будет. После просватанья Невеста начинала «выть». По утрам она должна была встать раньше всех и одевшись начинала причитать, обращаясь по очереди то к отцу, то к матери, братьям сестрам и другим. Затем она полностью отстранялась от хозяйственных дел семьи и занималась вместе с подругами приведением в порядок своего приданного. Подруги приходили к невесте в дом рано утром, а иногда и жили вместе с ней.

Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака - футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходил сговор следующим образом.

Брачный контракт по-старинке

Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись , в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное . Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты - инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха - инициалы невесты и тоже дата обручения.

Приданое, здравствуй и прощай!

На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон , которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах :

первая - иконы и самовар;

вторая - посуда;

третья - постель с принадлежностями;

четвертая - мебель;

пятая - мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике.

Сначала - поплакать, потом - повеселиться

Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями. Существовал единственный сугубо православный обряд - совместные моления невесты и ее матери . Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе.

После этого устраивались девичник и мальчишник . Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник - во всех сословиях.

А у церкви Вы спросили?..

Затем происходило церковное оглашение. Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение "имени, чина или состояния" жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.
Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся "обыск" , заносившийся в специальную "обыскную" книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. "Обыск" подписывали жених, невеста, 2-3 поручителя и причет церкви.

Продолжение.

Когда дети достигали совершеннолетия, отец и мать начинали присматривать им достойную пару для женитьбы. Для юношей подходящий для женитьбы возраст составлял 18-20 лет, для девушек – 16-18 лет, но «возрастной ценз» мог несущественно меняться в зависимости от губернии, в которой проживали молодые, принятых в данной местности традиций, количества совершеннолетней молодежи в ближайших селах и политической обстановки в стране. Так, если в селе большое количество годных по возрасту к семейным отношениям неженатых парней уходило рекрутами на войну, средний возраст выходив-ших замуж девушек мог повышаться до 20-22 лет.

Родители строго смотрели за очередностью выхода дочерей замуж. Считалось, что если младшая дочь выйдет замуж раньше старшей, то старшую уже никто не возьмет после этого, это было для нее большим позором. Поэтому вплоть до выхода старшей дочери замуж младшую сознательно держали в тени: старшая постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила ее обноски. Старшая работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась; всю домашнюю работу в это время делали мать и младшая сестра. Во время престольных праздников, когда семью навещало наибольшее количество гостей и притом не только родственников, угощать их выходила только старшая сестра.

Ну и, безусловно, младшая сестра не должна была показываться на глаза сватам, приехавшим свататься к старшей. Она могла выйти лишь тогда, когда за старшей приезжали, чтоб вести ее к венцу. Как и в наше время, между девушками была некоторая конкуренция, и той из них, которая вовремя не успела выйти замуж, через несколько лет было очень сложно найти достойного мужа. «Засидевшиеся в девках» могли рассчитывать либо на вдовца, либо на ненадежного парня, за которого не отдавали более «выигрышных» невест.

Но не все девушки стремились замуж. Бывало, что девушка, не вступившая в брак, выражала желание отойти от мирской жизни и стать келейницей или черничкой . О таком намерении полагалось заявить смолоду, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах односельчан девушка была вековухой – оставшейся в девичестве не по обету (собственному или родителей), а случайно. Однако и вековухам черничество давало определенное положение в обществе, уважение сельчан, если девушка, живя в миру, посвящала свою жизнь служению богу. Чернички держались обособленно, не занимались сельскохозяйственным трудом. Как правило, основным занятием черничек было обучение девочек грамоте, вязание, вышивка, сбор трав и лечение ими, зачастую ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла – от одевания и обмывания покойника до чтения над ним Псалтыри.

Но такие случаи не были массовыми. Как правило, молодые люди находили себе девушек по душе еще до предполагаемой женитьбы. Должно было пройти определенное время, чтобы родственники присмотрелись к выбору своих детей, дали им вволю пообщаться, «поженихаться», проверить свои чувства. Родители обращали внимание на поведение будущего зятя или невестки: работящи ли они, уважают ли старших, ведут ли себя прилично или слишком вольно, не злоупотребляют ли водкой, как относятся друг к другу. Большое внимание уделялось здоровью, а неуменье, неудачливость, леность считались пороком как мужчин, так и женщин. Но не только личные качества будущего члена семьи подвергались строгой оценке, наводили справки также и обо всем его (ее) роде, близких и дальних родственниках.

Насильственная выдача или женитьба, вопреки распространенному мнению, встречались достаточно редко. Для этого должны были быть весьма веские причины: или будущий избранник был слишком не по душе родителям, или зарекомендовал себя в обществе слишком плохо, или девушка уж слишком долго засиделась в девках. Так или иначе, родители в первую очередь смотрели, чтобы избранник был по душе их ребенку. Выйти замуж без согласия родителей («уйти ногами») считалось позором. Такую самовольницу другие женщины во время ссоры упрекали: «Я не ногами, как ты ушла, а с тятиного благословения».

Для девушки свадьба – это переход из семьи родителей к семье мужа. Этот переход был максимально ритуализированным, и целью этого ритуала была символическая смерть невесты в качестве дочери с последующим рождением в качестве жены и хозяйки. Этот ритуал начинался со сватовства, после которого молодая считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе.

В качестве свата посылали наиболее уважаемого человека, иногда кого-либо из родни. В зависимости от местной традиции в роли сватов могли выступать и сами родители, и крестные жениха. Явившись в дом невесты, сваты заводили с родителями разговоры о посторонних делах, а затем уже переходили непосредственно к сватовству. Улучив момент, главный сват или сваха обращались к хозяевам: «Мы пришли к вам не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватовством. У вас есть товар, у нас есть купец – станем родство заводить».

Сваты наперебой нахваливали как жениха, так и невесту, и делали заключение, что это подходящая пара. Если родители были не согласны, они отвечали: «Молода еще, надо в девках побывать, отцу-матери помогать». Спрашивали согласия невесты. Если она была согласна, отец говорил: «Волей выбрала молодца – не взыскивай с отца». Признаком отказа невесты являлось возвращение подаренного ей сватом пирога. Про жениха, получившего отказ, говорили «калитку съел». У сватов существовали свои секреты, чтобы сватовство прошло удачно: заходя в избу, они начинали шуметь-греметь, через порог переступали правой ногой, садились обязательно под матицу – балку, связывающую стены дома; перед тем, как спросить согласия у невесты, хлопали ее по левому плечу – считалось, что после этого девушка не сможет отказать; перед тем, как отправиться в дом невесты, опутывали веревками стол.

Завершалось сватовство тем, что свату выдавали платок невесты в качестве залога, что означало, что предложение принято. Этот платок сваты передавали жениху. Если предложение было принято, сваты довольные уезжали домой, ехали открыто по улице, а уж если предложение родители или невеста отклонили… что ж, тогда сваты возвращались домой украдкой, огородами.

Если сваты приезжали из другой деревни, после сватовства устраивали смотрины хозяйства жениха («домоглядство»), после чего назначали день рукобития. Рукобитие (сговор, запой, пропой, просватанье, заручины, своды) происходило через несколько дней после удачного сватовства (реже – в этот же день). Родители жениха вместе со сватами приезжали в дом невесты для окончательного закрепления договора и личного «удара по рукам». После того, как были обговорены все хозяйственные вопросы приготовления к свадьбе (что войдет в приданое невесты, где будут жить молодые, на какое число назначать свадьбу, как распределить расходы), оба отца надевали на себя шубы, подавали друг другу руки через полу шубы , присутствующие приговаривали: «На счастье! Господи, благослови!». Старший сват или кто-нибудь из уважаемых людей разнимал руки отцов. В этот момент отец жениха вручал невесте и ее отцу какой-либо недорогой символический подарок.

Затем невеста подходила к отцу, он снимал с полки самую ценную икону, поднимал ее над головой, целовал дочь и благословлял ее на брак. Благословение молодых родителями происходило также непосредственно перед венчанием.

После сговора невеста считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе. Спустя несколько дней после рукобития происходило обручение, на котором жених с невестой официально встречались при людях и менялись кольцами. Начиная с этого времени невеста уже полностью себе не принадлежала, и все действия, которые ей необходимо было совершать, предписывались ритуалом, который в разных местностях мог незначительно отличаться в деталях, но сохранял свои основные черты.

В некоторых губерниях с момента обручения вплоть до венчания невеста не виделась со своим женихом. Чем ближе к венчанию – кульминационному моменту всего свадебного действия - тем более ритуализированным становилось поведение всех его участников: молодых, их родителей, родственников, друзей и подруг. Считалось, что во время подготовки к венчанию молодые наиболее уязвимы, и любое, вольное или невольное, действие, направленное против них, может испортить будущую семейную жизнь, навлечь «порчу» на жениха или невесту и даже привести к гибели одного из них. Это накладывало жесткие ограничения на поведение как жениха, так и невесты.

Анна Тереб


Престольный (храмовый, съезжий) праздник в каждой деревне был свой. Он относился к конкретной дате и посвящался памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь. Престольным также мог быть один из больших праздников церковного календаря, отмечаемый в данном селении по установленной в приходе очереди. На престольный праздник съезжались жители ближайших селений, таким образом, в течение года жители прихода поочередно гостили во всех селениях прихода. Поговорка «Будет и на нашей улице праздник» свидетельствует именно о престольных торжествах.

Келейница – девушка, отошедшая от мирской жизни и живущая отдельно от семьи, в отдельной хатке-келье.

Черничка – девушка, оставшаяся в безбрачии по обету, но оставшаяся жить в родительской семье.

Калитка – ватрушка.

Шуба, мех являлись символом богатства, обеспеченной, сытой жизни. Так, например, существовало святочное гадание на жениха, которое происходило в бане: девушки выставляли оголенную часть тела из бани в предбанник: если баенник (дух бани) погладит мохнатой лапой, то это сулило богатого жениха, если гладкой – бедного. Таким образом, использование шубы в обряде рукобития должно было обеспечить молодым безбедное существование.