Домой / Перманентный / Проба в лс что означает. Способы проверки золота в домашних условиях

Проба в лс что означает. Способы проверки золота в домашних условиях

Красота спасет мир! Эта фраза замечательно подходит к обсуждению ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Используя эти дорогие комплектующие, настоящий ювелир способен создать сплав в любых пропорциях. Но после изготовления украшения из такого сплава, трудно оценить его и сравнить с другими похожими драгоценностями. Для этих целей в 17 веке ювелиры для украшений стали применять специальные критерии, такие, как пробы золота, дающие возможность идентифицировать изделия по содержанию драгоценного металла, наличию дополнений других элементов, цвету.

Что такое пробы золота

Соотношение основных металлов в сплаве определяет его качественный показатель. К этим металлам относятся золото (аурум), серебро (аргентум), медь (купрум). Законодательством РФ установлена обязательность клеймения любых сплавов на основе драгоценных металлов. На украшениях делается оттиск, указывающий качество сплава. Этот оттиск называется пробой или клеймом. Исторически сложилось так, что клейма в разных странах мира соответствовали используемым весовым стандартам. Метрическая система показывает содержание в частях золота чистотой 99,99% в 1000 частях сплава.

Каратная система проб

Абсолютно чистым признается золото с содержанием 99,99% в сплаве. В каратной системе этому показателю установлено обозначение 24к. Далее, по убывающей, используются стандартные 23к, 22к, 18к, 14к, 12к, 9к, 8к значения карат. Что означает проба на золотых изделиях в каратах? Украшение в 18 карат означает, что в 24 частях сплава находится 18 частей чистого желтого металла. Данная система используется в США, Канаде, странах Азии и некоторых европейских странах.

Золотниковая система проб

Исконно русской является золотниковая система, введенная в 1798 году в правление российского императора Павла Петровича. Ее основой стал используемый в тот период стандарт веса – русский фунт, состоявший из 96 золотников. При установке клейма в 96 золотников содержание золота в пробируемом сплаве составляло 99,99%. Далее этот показатель уменьшался до 36 золотников. Для перевода из золотниковой системы в каратную, необходимо показатель клейма разделить на 4.

Пробирные клейма России и зарубежных стран

С середины 17 века на Руси для клеймения золотых и серебряных изделий началось применение двуглавого орла. Содержание чистого золота, в этот период равнялась 83–85%, что соответствовало чистоте привозных золотых монет талеров или ефимков, из которых изготавливались ювелирные украшения. Узаконено клеймение золотых предметов на Руси было царским указом при Петре Первом в 1700 году. В России наибольшее распространение получила 56 проба, что соответствует современной 585.

В этот период для клеймения использовались гербы городов и количество золотников в лигатурном фунте. С 1899 года для клеймения используется женское лицо в кокошнике, которое в 1927 году было заменено профилем рабочего с молотом, а с 1957 года серп и молот на фоне пятиконечной звезды. В азиатских странах для клеймения использовались иероглифы. В Европе – гербы стран и городов с указанием пробы в каратах. Вид обозначения клейма не должен сильно отличаться для разных производителей.

Какие бывают пробы золота

В жизни нам встречаются украшения из этого «презренного» металла (серьги, цепочки, кольца) разного цвета. Дополнительные включения в драгоценный сплав других металлов называется лигатурой. Предметы, в зависимости от содержания в сплаве лигатуры, приобретают зеленый, красный, оранжевый, желтый, платиновый и белый цвет. Основным содержание лигатуры являются серебро, медь, платина (палладий), цинк. В неблагородных сплавах белого цвета вместо платины используется никель. Какой пробы бывает золото, важно знать покупателю перед походом в ювелирный магазин.

999 проба

Высочайшим по содержанию является 999 показатель качества. Данный сплав содержит 0,01% примесей. Это практически чистое золото. Для изготовления ювелирных изделий такой сплав не применяется, поскольку подвержен деформации, имеет тусклый желтый цвет. Данный сплав применяется при создании банковских слитков различного веса для реализации инвесторам, желающим сохранить денежные средства или заработать на росте стоимости драгоценных металлов.

Во все времена благородный металл всегда был в цене. В периоды финансовых кризисов спрос на него и другие драгметаллы резко поднимается. Их котировки на всех мировых биржах являются основными экономическими индикаторами. Банковские слитки продаются всеми банками мира и включены в депозитные портфели крупных и мелких инвесторов, а украшения во все времена придавали женщинам возможность выглядеть богатыми и красивыми.

925 проба

Клеймению подлежат предметы не только из золота, но и из серебра. Если на изделии стоит 925, это означает, что перед вами серебряное украшение высокого качества. Количество чистого серебра в нем равно 92,5%. В качестве лигатуры вместе с серебром используются германий и кадмий для поддержания первоначального блеска и отсутствия потемнения украшений со временем. Эти добавки использовались старинными мастерами, они придают серебряным шедеврам великолепный вид.

875 проба

Метка на ювелирном украшении 875 говорит о максимальном проценте серебра в размере 87,5%. Предметы из этого металла являются популярными. Его всегда старались подделать. Возможные варианты замены серебра включают сплавы свинца, алюминия, цинка. Для придания серебряного блеска подделки покрывают чистым серебром. При покупке украшений из драгметаллов обращайте внимание на наличие номера клейма на всех деталях подвески, цепочки или кольца. В магазине драгоценности должны продаваться только при наличии на них пломбы с прикрепленным паспортом завода-изготовителя.

750 проба

Для простоты понимания, что означает проба на золоте, следует мысленно разбить изделие на 1000 частей или долей. Цифры 750 означают, что в данном изделии 750 частей чистого драгметалла. Это высшая проба золота в ювелирных изделиях, используемых в промышленности. 75% золота в сочетании с медью придают предметам из этого сплава характерный красноватый оттенок. 18 каратный сплав широко применяется для создания украшений в азиатских странах, оно используется для создания позолоты мужских и женских аксессуаров.

585 проба

Самые распространенные в промышленных масштабах золотые пробы – 585. Чистое золотое содержание в этом сплаве 58,5%. Лигатура в ней делится в соотношении серебра к меди, как 1 к 4,3. Это установленное опытным путем соотношение объема золота и добавок. Ювелирные украшения с меткой 585 имеют красивый цвет и блеск. Из этого сплава в нашей стране изготавливают подвески, цепочки, кольца, серьги, броши и браслеты. Для уменьшения вероятности подделки на предметах из этого сплава электроискровым или лазерным методом ставится клеймо 5S5. Его сложнее подделать, чем простой оттиск.

583 проба

В первые годы Советской Власти после 1927 года применялось клеймо 583. Это золотой стандарт Советского Союза. Большинство колец и серег, доставшихся нам по наследству от родителей, этого качества. В послевоенный период в Европе широко использовалось золото в 14 карат. Если 14 разделить на 24 и умножить на 1000 получится 583. Из этого сплава изготовлено большое количество обручальных колец, украшений с бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями. В 2000 году стандартом России стало клеймо 585.

500 проба

При равенстве содержания желтого металла и лигатуры проба становится равной 500. Для промышленных целей этот стандарт не применяется, но в производстве частными мастерами этот качественный состав сплава используется. Украшения из него с оригинальным исполнением или со специальной тематикой получают возможность быть полноценно оцененными. За рубежом из сплава 500-го качества изготавливаются броши, запонки, портсигары.

385 проба

Золотые украшения с качественным показателем 385 содержат более половины своего объема дополнительных материалов. При увеличенном содержании меди украшения получают красноватый оттенок. Серебро в сплаве придает изделиям белесый или даже светло-белый цвет. С целью изготовления ювелирных украшений применяются сплавы с хорошей ковкостью и низкой температурой плавления. Эта температура для аурума составляет 1080 градусов Цельсия, для серебра - 1550, для платины - 1780. Для уменьшения температуры плавления применяют в сплаве цинк.

375 проба

Самым дешевым для изготовления золотых ювелирных украшений является сплав качества 375. Большое количество меди и серебра в нем приводит к быстрому окислению и появлению темных пятен. При наличии мелких деталей восстановить первоначальный вид трудно. Такой сплав стоит недорого, и предоставляет возможность изготавливать массовые дешевые ювелирные изделия. Сколько существует ювелирное производство, столько и действуют организации занимающиеся стандартизацией, учетом и контролем за оборотом драгоценных металлов. В РФ этим занимается Пробирная палата России.

Пробы золота в СССР

В СССР для изготовления ювелирных и обрядовых изделий и полуфабрикатов из благородных металлов применялся ГОСТ 30649-99, устанавливающий следующие виды проб золота:

Серебро, %

Платина, %

Какая проба золота лучше

Соизмеряя цену и внешний вид ювелирных изделий, большое распространение в европейских странах получила 585 проба. Украшения из нее долгое время сохраняют первоначальный вид. Стоимость таких товаров ниже, чем изделий из 22 и 24 каратного аурума арабских шейхов. Температура плавления с учетом использования цинка невысокая. Клеймо на золотых изделиях пробивается на невидимых при использовании участках – внутри колец, на застежках цепочек и серег. В наше время самыми изысканными и элитными считаются ювелирные изделия итальянских мастеров.

Самая дорогая проба золота

Высший показатель качества в ювелирных изделиях в метрической системе у червонного золота с чистотой 99,99%. Химически чистое, 24 каратное золото нашло широкое распространение в арабских странах. На ювелирных рынках Дубая можно увидеть украшения огромных размеров и ярко-желтого цвета. Этому есть историческое объяснение. История промышленности в этих странах более скромная, чем в Европе. 50 лет назад на их месте была пустыня, с кочующими по ней бедуинами. Украшения изготавливались вручную, а их размеры должны были подтверждать обеспеченность их хозяев.

Видео

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

В чистом виде золото применяется крайне редко. Все ювелирные украшения, которые продаются в магазинах, частично состоят из золота, а также примесей других металлов – лигатуры. Это придает изделию дополнительную прочность, поскольку чистое золото – мягкий по своей структуру материал, а изделия из него быстро теряют свои первоначальные свойства – истончаются и склонны к поломке.

Покупая любые изделия из золота, пристальное внимание важно уделять наличию клейма на них, находящемуся рядом с механизмом замка, как правило, с обратной его стороны.

На цепочках клеймо проставляется на колечках, которые соединяют главную цепь с замком, на серьгах – на штифте, кольца подлежат пропечатыванию на внутренней стороне. Клеймо присуще всем золотым изделиям высокого качества.

На территории РФ в продаже реализуются изделия из золота, пробы которых относятся к 375, 500, 585, 750 и 999 качества.

Пробу ставят недалеко от клейма. Она предназначена для определения наличия в процентах чистого золота в изделии.

– основной показатель присутствия примесей в изделии, но для этой цели также предназначены клейма. Они проставляются после нанесения пробы и обязаны соответствовать всем требованиям государственных стандартов.

В нашей стране эти две процедуры проводятся Пробирной палатой, которая находится в ведении Министерства финансов. Сотрудники Федерального пробирного надзора отвечают за реальное соответствие проб и клейм государственным образцам, а также контролируют их подлинность.

Все изделия российского производства обязательно должны содержать два клейма – оттиск именника (знака) изготовителя и пробирное клеймо госинспекции.

При отсутствии оттиска клейма или пробы на изделии, можно предположить, что изготовление золотого украшения или другого предмета осуществлялось нелегальными методами.

Ввозимые на территорию нашей страны золотые изделия из других стран, также оснащаются отечественным клеймом.

До того, как проставить клеймо с цифрами, обозначающими пробу, ювелирное изделие проходит тщательную проверку. Только после определения его подлинности и натуральности, принимается решение о его клеймении.

Если на проверку передано ювелирное изделие, привезенное из другой страны, то его проба может быть ниже, чем указанная в документах на транспортировку. Поэтому на таком изделии проставляется клеймо с пробой на порядок ниже, чем в документах. При полном сомнении и несоответствии качества изделия заявленной в документах пробе, клеймо не проставляется.

Виды клейм:

  1. Основное – на нем в рамке располагается изображение женской головы в кокошнике, которая смотрит вправо и знак цифрами, обозначающий пробу. Буква, находящаяся в левой части от головы, обозначает, где именно клеймилось изделие – на территории какой Государственной инспекции.
  2. Дополнительное — используется для отдельных частей изделия и содержит одну пробу.

Для золотых изделий клейма изготавливаются в виде лопатки, состоящей из знака удостоверения, кода инспекции и номера пробы, к которой принадлежит металл.

Все знаки (именники) регистрируются в обязательном порядке и вносятся в каталог изготовителей.

В любом ювелирном заводе используется три основных способа нанесения клейма на золотых изделиях:

Следовательно, виды клейма на изделии определяются рядом некоторых моментов:

  • сложностью украшения;
  • особенностью расположения камней на нем (если они имеют место);
  • внешним видом;
  • ювелирным дизайном. Чем он изощреннее, тем сложнее поставить клеймо на золоте.

Каждый должен знать, покупая украшение или любое золотое изделие, что отсутствие пробы, клейма на нем – это первый признак подделки и низкого качества приобретения.

Стоит без стеснения попросить у продавца знаки качества на ознакомление, дабы не получить глубокое разочарование от такого «украшения».

То же самое относится и к продаже ювелирных изделий без клейма и пробы – это нарушение действующего законодательства, так как подобные реализации не преследуют интересы покупателей. Имея на руках чеки о покупке и сертификаты возврата, вернуть в магазин приобретенное некачественное ювелирное украшение не составит труда.

Виды проб отличаются друг от друга присутствием золота в общем сплаве целого изделия.

Самый низкий сплав по составу – золото 375 пробы. Золота в нем всего 37,5 %, остальное приходится на серебро и медь. Оттенок изделия зависит от преобладающего количества в нем того или иного металла, и разнится от светло-желтого до ярко-красного.

Блеск золота 375 пробы достаточно быстро меркнет от солнечных лучей и воздуха. Именно поэтому украшения из него делают крайне редко. Как правило, это могут быть недорогие обручальные кольца, привлекательные для покупателей по низкой цене.

Золото 585 пробы чаще всего используют для изготовления золота на украшения в нашем государстве. На золото в чистом виде в этой пробе приходится 58,5%, 8 % составляет серебро и 33,5% — медь. Данный сплав, как правило, очень прочный, имеет желтые или красноватые оттенки.

Сегодня в моду широко вошло белое золото, поэтому, в силу его популярности под пробой 585 придумали сплав всем известного белого оттенка. Для этого в него добавляют палладий и никель.

Золото 750 пробы, украшения из которого самые дорогие, качественные и престижные, является достаточно гибким в обработке. Благодаря чему из него удается изготовить изделия, имеющие по истине ювелирную точность.

Податливый металл этой пробы составляет основу самых дорогих украшений, составляющих особенные коллекции. Золото в данном сплаве составляет 75 %. Металл не тускнеет со временем, не перестает блестеть и отлично переносит воздействие самых сильных щелочей.

Золото 999 пробы – чистое золото в прямом смысле, имеющее самую высокую стоимость. Оно очень яркого цвета и подвержено воздействию любых, даже самых незначительных механических деформаций. Этот материал используется в производстве слитков.

Важно знать, как поставить изделие, если оно сделано на заказ у частного ювелира. Следует иметь в виду, что для постановки клейма с пробой на изделии нужно обратиться в Пробирную палату.

Поэтому, прежде, чем заказать работу у ювелира, следует попросить у него свидетельство о постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы не терять времени и денег. Приобретенное украшение с рук можно отнести в ломбард на предмет определение его подлинности и соответствия заявленным характеристикам.

В связи с тем, что ранее клейма на изделия наносились ручным способом, подделать их было невозможно, и любой ювелир мог самостоятельно отличить оригинал от ненастоящего украшения.

Сегодня высокотехнологичное оборудование, применяемое при изготовлении клейма, позволяет недобросовестным лицам осуществлять мошенничество и подделывать отличительные знаки, в виде клейма и пробы, нанося повышенные характеристики на несоответствующие проставленным пробам украшения или изделия из золота.

Чтобы попытаться самостоятельно определить подлинность клейма, стоит вооружиться хорошей лупой с достаточной степенью увеличения. В связи с тем, что в углубленные впадины клейма, может попасть грязь, украшение перед осмотром следует тщательно вымыть.

Поддельное клеймо соответствует настоящему только по внешним признакам, заметным на основе визуального осмотра.

Самое главное, что отличает подлинник от подделки – это четкость и ровность пробы. Кривые неровные цифры говорят о подделке.

Не всегда, конечно, неудачно проставленная проба — это 100% имитация, но в большинстве случаев она присуща изделиям из ненастоящего металла.

Также, неровные цифры внутри пробы могут говорить о подделке. Иногда именники делают вручную, а в связи с ювелирностью работы, возможны небольшие огрехи. Но это, как правило, исключение.

Клеймо на золоте является необходимым атрибутом, отличающим металл одного качества от другого, характеризующим подлинность изделия, его легальность и законность. Поэтому, покупая ювелирное украшение или любое другое золотое изделие, следует тщательно подходить к его выбору, чтобы не получить разочарование от покупки.

В этом материале:

Золото представляет собой металл, который прекрасно поддается всевозможным повреждениям механического характера, коррозии. Для сохранения первозданного вида драгметалла, в него постоянно добавляют иные примеси, в подавляющем числе случаев – более устойчивые к повреждениям металлы.

Лигатуры – металлы, используемые для придания золоту большей прочности. Наиболее часто в роли лигатуры используется серебро либо медь. Чистое золото (без содержания каких-либо примесей) сильно подвержено деформации, очень напоминая простой пластилин.

Существующие в мире пробы золота

Пробы золота – это специальные знаки, налагающиеся регулирующими государственными органами различных стран мира для гарантирования наличия золота в ювелирном украшении либо ином виде изделия.

В строгом соответствии с действующей законодательной базой, регулирующие государственные органы ведут строгое наблюдение не только за ювелирными магазинами, но также за всеми иными учреждениями, которые в какой-то степени связаны с реализацией благородного металла. Следовательно, перед тем как спрашивать в ломбарде цену одного грамма золота, стоит убедиться, располагает ли учреждение всеми необходимыми лицензиями и сертификатами.

На сегодняшний день сохранилось четыре действующих систем проб, однако наиболее популярными являются: метрическая, каратная, золотниковая и лотовая проба.

Золотниковая система проб

Вплоть до 1927 в России, а после и в СССР применялась золотниковая система обозначения пробы драгметалла. Ключевым отличием подобной пробы от каратной системы являлось обозначение чистого благородного металла через число 96. Все остальные золотые изделия, содержащие в себе примесь иных металлов, обозначались другими, более низкими числами.

Проба Золотниковая система Британские золотые караты Содержание чистого золота (%)
333 32 33.33
375 36 37.50
417 40 10К 41.67
500 48 12К 50.00
585 56 14К 58.33
625 60 15К 62.50
750 72 18К 75.00
792 76 19К 79.17
800 76.8 19.2К 80.00
833 81 20К 83.33
875 84 21К 87.50
917 88 22К 91.67
958 92 23К 95.80
990 (и выше) 96 24К 99(и выше)

Каратная система проб

Исходя из Британской каратной системы, один карат (К) приравнивается к двадцать четвертой части сплава. Подобная система проб распространена в Швейцарии, Соединенных Штатах Америки, Канаде и странах Западной Европы. В Ирландии в ровной степени используются две системы проб: каратная и метрическая. Благородный металл в двадцать четыре карата (24К) считается самым чистым. В нем полностью отсутствуют какие-либо иные примеси. Далее следует 14-каратное золото, содержащее в себе четырнадцать частей драгоценного металла и десять частей иных металлов.

Лотовая система проб золота

Подобная система существовала в Германии до 1888 года (до момента использования метрической системы). Данный вид пробы золота построен на базе, обращающейся в средние века среди кельтского, скандинавского и германского населения Британии марки. Одна марка содержала в себе шестнадцать лотов.

Чтобы сделать конвертацию лотовой пробы в кратную, значения лотовой системы необходимо разделить на два, а после умножить на три. В случае пересчета на метрическую систему, значение лотовой пробы необходимо разделить на шестнадцать, после чего умножить на 1000.

Пробы золота по метрической системе

В России сейчас принято использовать метрическую систему проб. Данная система характеризуется простотой использования. Другими словами, метрическая система показывает, сколько грамм благородного металла приходится на один килограмм всего сплава. Например, если на один килограмм сплава приходится 415 грамм лигатуры и 585 грамм чистого драгметалла, то согласной метрической системе, данное украшение будет иметь 585 пробу.

Российские ювелиры в подавляющем числе случаев используют следующие пробы:

Ранее широко была распространена 583 проба драгоценного металла, которая, согласно метрической системе соответствовала 14К. Тогда было принято предложение несколько изменить золотой стандарт (по причине разности цены золота) с 583 на 585 пробу, дабы российские золотые украшения нисколько не уступали по стоимости (в расчете на один грамм) западным образцам.

Какую пробу купить?

Каждый в своей жизни хотя бы раз бывал ювелирном магазине и покупал золотые украшения. Если это не было приобретение для себя, то тогда – подарок любимым людям, близким и родным. Дабы не паниковать и не растеряться в ювелирных магазинах, необходим заранее представить для себя: стоимость желаемого изделия, его пробу, оттенок и внешний вид.

Имея четкие представления на данный счет, продавец не сможет застать врасплох вопросом «золото десять карат, какая проба?», в случае если магазин использует не метрическую, а каратную систему проб. Вы всегда можете вспомнить, что десять карат равняется 375 пробе.

Никогда не стоит гнаться за более дорогими золотыми украшениями, а также мечтать обладать благородным металлом с самой высокой пробой (999). Не зря на протяжении уже не одного десятилетия, люди отдают свое предпочтение 585 пробе, прекрасно зарекомендовавшей себя в вопросах прочности и долговременности использования. Изделия с 999 пробой хоть и обладают наивысшим уровнем содержания золота, они характеризуются сильной степенью деформации и могут становиться мягкими. Подобные изделия недолговечны, они непригодны для постоянного использования.

Законодательное регулирование: заключение

Если золото было добыто на территории РФ или предназначено для импорта, то на нем в обязательном порядке должна находиться российская проба и государственное пробирное клеймо. Специалисты Федерального пробирного центра следят за соответствием указанного в пробе состава золота, а также его фактического наличия.

Ответственным за контроль качества благородного металла в РФ – пробирная палата, представляющая собой составную часть Министерства финансов. Клеймо располагает собственными отличительными обозначениями. На российском клейме изображена женщина в кокошнике.

Кроме государственного клейма, на ювелирные изделия из драгметалла может устанавливаться именник. Это заводское клеймо, которое дает подтверждение присутствия имени завода изготовителя. Именник также указывает такую информацию, как год создания сплава, первую букву шифра государственной инспекции.

Каталог монет

Все существующие монеты можно найти в нашей базе с помощью удобного поиска.

неважно Австралия Австрия Австро-Венгрия Азербайджан Андорра Армения Багамские острова Барбадос Беларусь Бельгия Болгария Бразилия Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Виргинские острова Габон Гамбия Гана Германия Гибралтар Гонконг Греция Доминиканская Республика Египет Израиль Иран Испания Италия Казахстан Каймановы Острова Камерун Канада Катанга Киргизия Китай Колумбия Конго Коста-Рика Куба Либерия Литва Люксембург Мексика Монако Нигер Нидерланды Ниуэ Новая Зеландия Норвегия о-ва Кука Олдерни Остров Мэн Остров Св. Елены Острова Кука Палау Перу Россия Руанда Сенегал Сингапур Соломоновы острова Сомали СССР Судан США Токелау Тувалу Тунис Турция Уганда Украина Фиджи Финляндия Франция Чад Чехия Чили Швейцария Экваториальная Гвинея ЮАР Югославия Япония

ВСЕ- Инвестиционные монеты Памятные и старинные монеты Россия и СССР Царская Россия Монеты стран мира до 1941г. Монеты стран мира после 1950г Иностранные Слитки и гранулы Комиссионка

ВСЕ- Серебро Золото Платина

ВСЕ- полкопейки 1 копейка 2 копейки 3 копейки 5 копеек 10 копеек 15 копеек 20 копеек 50 копеек 1 рубль 2 рубля 3 рубля 5 рублей червонец 10 рублей 25 рублей 50 рублей 100 рублей 150 рублей 200 рублей 1 000 рублей 10 000 рублей 20 рублей 500 рублей 5 000 рублей 15 000 рублей 25 000 рублей 50 000 рублей 100 000 рублей

ВСЕ- только золото только серебро медь,никель платина 999/1000 сталь с никелевым гальваническим покрытием нейзильбер медь,цинк/медь, никель серебро 925/1000 - золото 999/1000 латунь/медь,никель медно-никелевый сплав латунь/медь, никель серебро 900/1000 - золото 900/1000 сталь с латунным гальваническим покрытием серебро 900/1000 серебро 900/1000 - золото 900/1000 латунь серебро 500/1000 золото 900/1000 - серебро 900/1000 золото 999/1000 серебро 925/1000 серебро 925/1000/золото 999/1000 золото 900/1000 палладий 999/1000 золото 900/1000 - серебро 925/1000 латунь/мельхиор серебро 999/1000 медь,цинк/медь,никель мельхиор нейзильбер/латунь латунь/нейзильбер серебро 925/1000, позолота

Дополнительные параметры

ВСЕ- 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

неважно 150-летие начала эпохи Великих реформ 250-летие Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 250-летие основания Государственного Эрмитажа 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 90-летие Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" Cерия: 1150-летие основания города Смоленска Cерия: 150-летие со дня рождения А.П. Чехова Cерия: 20-летие принятия Конституции Российской Федерации Cерия: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани Cерия: Архитектурные шедевры России Cерия: Золотое кольцо Cерия: Золотое кольцо России XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи Без серии Выдающиеся спортсмены России (футбол) Географическая серия: 1-я Камчатская экспедиция Географическая серия: 2-я Камчатская экспедиция Географическая серия: Исследование Русской Арктики Географическая серия: Освоение и исследование Сибири, XVI-XVII вв Географическая серия: Первая русская антарктическая экспедиция Географическая серия: Первое русское кругосветное путешествие Географическая серия: Русские исследователи Центральной Азии Географическая серия: Экспедиции Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг. Инвестиционная монета Историческая серия: 100-летие единения России и Тувы и основания г. Кызыла Историческая серия: 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства Историческая серия: 1000-летие основания Казани Историческая серия: 1000-летие России Историческая серия: 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года Историческая серия: 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова Историческая серия: 200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя Историческая серия: 200-летие со дня рождения Пушкина Историческая серия: 2000-летие основания г. Дербента, Республика Дагестан Историческая серия: 300-летие основания Санкт-Петербурга Историческая серия: 300-летие Полтавской битвы (8 июля 1709 г.) Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского Историческая серия: 625-летие Куликовской битвы Историческая серия: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Историческая серия: Андрей Рублев Историческая серия: Вклад России в сокровищницу мировой культуры Историческая серия: Дионисий Историческая серия: История денежного обращения России Историческая серия: К 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав России Историческая серия: К 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства Историческая серия: К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства Историческая серия: Окно в Европу Историческая серия: Феофан Грек Историческая серия: Эпоха просвещения. XVIII век Международная монетная программа стран-членов ЕврАзЭС Набор памятных монет: 300-летие Российского флота Набор памятных монет: 50 лет Великой Победы Памятные монеты, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сбербанк 170 лет Серия "Выдающиеся спортсмены России" (Фигуристы) Серия: 100-летие Российского футбола Серия: 100-летие эмиссионного закона Витте Серия: 1150-летие зарождения российской государственности Серия: 150-летие Банка России Серия: 300-летие Российского флота Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 850-летие основания Москвы Серия: Алмазный фонд России Серия: Архитектурные шедевры России Серия: Барк Крузенштерн Серия: Вооруженные Силы Российской Федерации Серия: Выдающиеся личности России Серия: Выдающиеся полководцы и флотоводцы России Серия: Выдающиеся полководцы России Серия: Выдающиеся спортсмены России (Конькобежный спорт) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Лыжные гонки) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Спортивная гимнастика) Серия: Выдающиеся спортсмены России (хоккей) Серия: Города воинской славы Серия: Города – столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков Серия: Дзюдо Серия: Древние города России Серия: Животный мир стран ЕврАзЭС Серия: Зимние виды спорта Серия: Зимние Олимпийские игры 1998 года Серия: Знаки зодиака Серия: История русского военно-морского флота Серия: История русской авиации Серия: Красная книга Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС Серия: Лунный календарь Серия: Олимпийский век России Серия: Памятники архитектуры России Серия: Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года Серия: Российская Федерация Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО Серия: Россия на рубеже тысячелетий Серия: Русский балет Серия: Сокровищница мировой культуры Серия: Сохраним наш мир Серия: Спорт Серия: Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов Серия: Столицы стран - членов ЕврАзЭС Серия: Ювелирное искусство в России Символы России Спортивная серия: XXIX Летние Олимпийские Игры (г. Пекин) Спортивная серия: Кубок мира по спортивной ходьбе (г. Чебоксары) Спортивная серия: Самбо

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.