Домой / Перманентный / Проблема отчужденных в школьном коллективе. Ребенок и школьный коллектив

Проблема отчужденных в школьном коллективе. Ребенок и школьный коллектив

Матросова Юлия Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург,
mimoza
13@ gmail . ru

Отчуждение учащихся от школы как педагогическая проблема

Аннотация :
В статье рассматривается один из возможных подходов к обоснованию явления отчуждения учащихся от школы как педагогической проблемы; на основе приведенного теоретического анализа формулируется предположение о возможных причинах отчуждения.

Ключевые слова:
отчуждение, ученики, школа, образование, ценности

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике, инновационному развитию, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Эта особенность роли образования в современном обществе обусловила разработку в 2001-2002гг концепции и стратегии модернизации отечественного образования. Основная цель модернизации определялась как формирование готовности и способности молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Сегодня эксперты отмечают определенные успехи модернизации, к которым относят следующие: п о формальным показателям уровень образования населения России – один из самых высоких в мире; российские ученики демонстрируют высокие результаты в международных исследованиях чтения (PIRLS); в последние годы началось обновление инфраструктуры общего образования; завершается формирование нормативной базы, обеспечивающей реализацию в системе образования современных организационных и экономических механизмов. Однако, по мнению экспертов опыт реформ последних лет показывает, что проведение преобразований «сверху» приводит к усилению внешнего контроля и подотчетности, имитации образовательной деятельности на уровне образовательных учреждений [ 1]. В результате школа воспроизводит ценности, заложенные предыдущей индустриальной эпохой, и не отвечает как ожиданиям современных школьников, так и требованиям, предъявляемым обществом к качеству общего образования. Это позволило О.Е.Лебедеву выдвинуть тезис о возникновении реальной угрозы отчуждения от школы значительной части учащихся [ 2 ].

«Отчуждение» - понятие многозначное и многоаспектное. Оно является предметом исследования в культурологии, философии, психологии, социологии. Поэтому понимание отчуждения как педагогического феномена невозможно без обращения к анализу этого понятия в других науках. Проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что за понятием отчуждения стоит целый ряд самостоятельных феноменов. Однако, как подчеркивает А.В. Минаев, при определённой самостоятельности эти феномены обладают некой родовой чертой, которая придаёт им подобие и позволяет относить к одному понятию. Такой чертой является дисгармония отношений человека с миром, другими и собой, с которой связан ряд негативных следствий в деятельности, общении, поведении и внутренних переживаниях .

Во второй половине ХХ века особую актуальность приобрела проблема растущего отчуждениям подрастающего поколения от традиционных ценностей, от взрослых, друг от друга, что выражалось в обостренной конфликтности подростков, агрессивности, падении интереса к учебе, участившихся побегах из дома и др.

Именно эти проявления являются основанием того, что в психологической, педагогической науках феномен отчуждения становится предметом исследования применительно к подрастающему поколению. В этом случае исследователи говорят об «отчуждении в образовании», «отчуждении от учебного процесса», «отчуждении от школы» и т.п.

Отчуждение в образовании рассматривалось:

    как негативное или равнодушное отношении к школе, к ее ценностям [ 4 ];.

    как ориентация школы на формирование ценностей и идеалов, которые необходимы для функционирования системы, но не для самого человека [ 5 ];

    как результат использования учителями техники манипуляции, что делает из человека изолированное, зависимое существо [ 6 ].

    как отступление школьника от социально одобряемых норм, проявляется в негативном отношении к учителям и школе, а также к миру взрослых в целом [ 7 ].

Психологи рассматривая проблему отчуждения отмечают, что отчуждение школьника от учебного процесса заключается в невозможности для ученика найти в пространстве школьного обучения свое место, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации [ 8 ]; в таком состоянии сознания и бытия субъекта, при котором происходит разрыв между сущностью и явлением, между личностью и условиями ее жизнедеятельности, между объективными потребностями и интересами личности и субъективным мироощущением» [ 9 ].

Анализ различных трактовок понятия «отчуждения» позволяет выявить типичные проявления этого феномена у школьников, к которым можно отнести следующие:

    негативное отношение к школе, её ценностям;

    психологический дискомфорт, психологическое напряжение и комплекс вины;

    утрата чувства свободы, автономии;

    отсутствие мотивации к учению;

    неуверенность в будущем, нежелание продолжать образование (в том числе получать профессию);

    слабая социальная активность личности, отсутствие стимулов к самосовершенствованию, иногда потеря желания жить (учеба не становится неотъемлемым и живым достоянием личности, т.е. фактором её становления и развития);

    чувство страха, одиночества, собственной ненужности;

    неприятие «взрослых» ценностей;

    сопротивление поручениям;

    нежелание посещать школу, школьная фобия;

    риски социализации.

Таким образом можно сделать вывод о том, что феномен отчуждения является важной педагогической проблемой не только потому, что осложняет социализацию школьника, но и создает серьезные трудности ему самому, так как он чувствует себя оторванным от других людей, обезличенным, одиноким, не справляется с освоением позитивного социального опыта, не может полноценно реализовать свой личностный потенциал.

Сделаем некоторые выводы.

    Отчуждение школьников от учения является объективным явлением, которое оказывает негативное влияние на развитие и социализацию личности.

    Сущность отчуждения школьников от учения с достаточно исчерпывающей полнотой выражает следующее утверждение: « отчуждение это процесс превращения ученика в объект для достижения чуждых ему целей учителя, школы» и заключается в «разрыве» ценностей-ожиданий ученика и условий его образовательной деятельности в школе (данное утверждение достаточно точно отражает хорошо известное выражение «Ученик для школы, а не школа для ученика»).

    Можно предположить, что основными причинами, обусловливающими отчуждение школьников от учения, являются:

    Излишняя организованность и регламентация школы (неподконтрольность ученику условий, в которых он учится) - все условия определены заранее, в том числе состав классов и состав учителей, последовательность уроков, процедуры оценки и т.д.; отсутствие свободы распоряжаться временем, пространством;

    Слабая динамика процесса по мере продвижение по ступеням образования (слабая реализация принципа возрасто-сообразности;

    Отсутствие пространства самореализации, проявления индивидуальных особенностей и способностей;

    Несоответствие «скрытого содержания образования» (уклада, атмосферы школы) ценностям и ожиданиям школьников; формально-ролевой характер отношений учитель-ученик.

Приведенные результаты педагогического анализа понятия «отчуждение» рассматриваются в исследовании как исходные рабочие характеристики предмета исследования, определяющие концептуальные рамки исследования отчуждения школьников от учения в образовательном процессе.

Литература

    Доклад Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. //Вопросы образования. - 2012. - № 1. С.6- 59

    Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 году. Вопросы образования, № 1, 2009.

    Минаев А.В. Отчуждение в подростковом возрасте и его преодоление// Автореф. дисс. канд. пед. наук, 2009.

    Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

    Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. – М.: Просвещение, 2006; Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб.: РХГИ, 2004.

    Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб.: РХГИ, 2004.

    Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография / Красноярск. Красноярский гос. ун-т., 1999

    Федоренко Е.Ю. Психологичческие механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса // Автореф. дисс. канд. псих. наук. Красноярск, 2000.

    Кулакова Т.Г. Подготовка менеджеров образования к преодолению отчуждения подростков от семьи и школы // Автореф. дисс. канд. псих. наук. Барнаул, 1997.

Публикуется при поддержке "П рограммы Штоля- 2014" по содействию публикации результатов исследований вобласти педагогической науки

Yulia S. Matrosova
С andidate of pedagogical science , associate Professor of the Department of pedagogy , A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg
[email protected]

The exclusion of students from school as a pedagogical problem

The article considers one of the possible approaches to the phenomenon of exclusion of students from school as pedagogical problems; based on the above theoretical analysis, a hypothesis is formulated about the possible causes of alienation.

Keywords :
exclusion, pupils, school, education, values

Literatura

    Doklad Razvitie sfery obrazovaniya i socializacii v Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive. Doklad ehkspertnoj gruppy. //Voprosy obrazovaniya. - 2012. - № 1. S.6- 59

    Lebedev O.E. Rezul"taty shkol"nogo obrazovaniya v 2020 godu. Voprosy obrazovaniya, № 1, 2009.

    Minaev A.V. Otchuzhdenie v podrostkovom vozraste i ego preodolenie// Avtoref. diss. kand. ped. nauk, 2009.

    Berezhnova L.N. Preduprezhdenie deprivacii v obrazovatel"nom processe: Monografiya. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2000.

    Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Proporcional"nost" i sovremennyj mir. – M.: Prosveshchenie, 2006; Ogurcov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. HKH vek. – SPb.: RHGI, 2004.

    Ogurcov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. HKH vek. – SPb.: RHGI, 2004.

    Frumin I.D. Tajny shkoly: zametki o kontekstah: monografiya / Krasnoyarsk. Krasnoyarskij gos. un-t., 1999

    Fedorenko E.YU. Psihologichcheskie mekhanizmy otchuzhdeniya rebenka ot uchebnogo processa // Avtoref. diss. kand. psih. nauk. Krasnoyarsk, 2000.

    Kulakova T.G. Podgotovka menedzherov obrazovaniya k preodoleniyu otchuzhdeniya podrostkov ot sem"i i shkoly // Avtoref. diss. kand. psih. nauk. Barnaul, 1997.

1.2 Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе

Под взаимоотношениями мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

Отрочество, подростковый возраст - период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако общество жестоко инициирует его.

Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он ещё не вполне сформировался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.

Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для подростка конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связанно с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми в той или иной ситуации случайно или неслучайно оказались в контакте. Именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.

Ведь если сопоставить силу общества, всех общественных институтов со всеми их возможностями с уголовным миром, то станет ясно, что такое сопоставление всерьёз даже и нельзя сделать - настолько это несравнимые величины. И, тем не менее в сознании отдельных подростков конкретная уголовная группа оказывается сильнее, личностно значимее, чем общество.

Многие подростки оказываются членами уголовных групп против своей воли и желания, и отсюда ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и «плохо».

Недостаточная способность к восприятию себя членом коллектива, общества сказывается преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят перед воспитателем сложные задачи. Ему надо знать, в какие неофициальные микрогруппы (в классе, вне школы) включен подросток, какую направленность,(социально отрицательную, социально положительную) и какие ценности имеет данная группа, какая группа для подростка является референтной (образцом на который он ориентируется), кто является вожаком группы и какую роль в ней играет он сам.

Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. Поэтому педагогические мероприятия могут быть действенными только при учёте первичного круга общения подростков в малых неофициальных группах. В группах возникают своеобразные социально – психологические феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

Подражает подросток чаще всего своему более колоритному или «удачливому» сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).

Таким образом, группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными.

Группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

Поэтому рациональное воспитание подростка обязывает воспитателя знать те реальные взаимоотношения, которые складываются у подростка в неофициальных и официальных (секциях, кружках по интересам и т. д.) группах сверстников. Взаимоотношения в группах старших подростков усложняется не только по содержанию и формам удовлетворения ранее имевшихся потребностей, но и в связи с включением их во взаимоотношения с противоположным полом, в связи с чем развиваются специфические поло – возрастные поведенческие реакции. Формирующиеся половые влечения, как правило, порождает ряд трудных для подростка задач, и, в частности, усложняется общение.


По которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.) Глава II. Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе 2.1 Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется...

И то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений. Заключение На основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы...





Дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2. Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 ...

В нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилакти­ки проблем подростков. Эта работа должна предусматри­вать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место...

нованных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью».

Акмеологические инварианты профессионализма - это «необходимые условия, основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализация его творческого потенциала» [Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161 с.].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными акмеологическими подструктурами профессионализма являются теоретические знания и практические умения, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессиональная мотивация, ценностные ориентации и психофизиологические особенности.

В дальнейшем в нашей работе мы будем руководствоваться акмеологическим содержанием понятия «профессионализм», ведущим субъекта трудовой деятельности к профессиональному «акме».

Библиографический список

1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.

3. ДеркачА.А., ЗазыкинВ.Г. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 256 с.

4. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - .№ 4 - 5. - С. 35 - 42.

5. Зазыкин В.Г., СмирновЕ.А. Введение в акмео-логию. - Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО «Иваново», 2013. - 256 с.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

7. МарковаА.К. Психология профессионализма.

М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. -310 с.

8. ЦвыкВ.А. Профессионализм (Социально-философский анализ): дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.11.

Москва, 2004. - 347 с.

THE PROBLEM OF PROFESSIONALISM IN PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL RESEARCHES

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the study of the problem ofprofessionalism in psychology and acmeology, the genesis of this concept. Emphasis is placed on the position of acmeological approach. In the analysis of the concept of "professional" emphasizes the importance of the quality level of labor activity and the presence of human professionally important properties. The article presents different approaches of domestic psychologists to the definition, the structure and the content ofprofessionalism and allied concepts. In particular, E.A. Klimov considers this concept as a strictly organized system of consciousness and psychics of the individual. A.K. Markova based on professiografic approach and marks out the motivational and operational side of professionalism. From the viewpoint of an integrative approach S.A. Druzhilov characterizes professionalism as a characteristic, a process and a human condition. The author of the article considers the relationship between the concepts of professionalism and competence in psychological and acmeological science. The definition of acmeological invariants of professionalism is given. They are prerequisites, the basic qualities, skills and internal motives providing high efficiency and stability of the activity, regardless of its content and specificity, and also it is an active self-development of a specialist, the implementation ofits creative potential. In conclusion, the article highlights the main acmeological substructures ofprofessionalism, which is the theoretical knowledge and practical skills, professional experience, professionally important properties, professional motivation, values and psychophysiological characteristics.

Keywords: professionalism, professional, competence, professionally important properties, acmeological approach.

Перетягина Н.Н.

ОТЧУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ ШКОЛЫ

Все последние годы только ленивый не говорит о том, что мы развалили образование, что дети не хотят учиться, утратили мотивацию. Учителя говорят об этом в полный голос: мотивация к обучению снижена массово и повсеместно. Об этом, кстати, пишут и наши зарубежные коллеги. Об этом сегодня говорит наше общество - преподаватели вузов, ученые, писатели. Эта проблема стала тревогой общественной, граничащей с национальной безопасностью страны.

Так что нам делать? Как вернуть образованию присущую ему социальную значимость? Попытаюсь, прежде

© Перетягина Н.Н., 2015

всего, нарисовать некую картину «Образование глазами общества». Намеренно буду использовать «графику»: рисовать картину только двумя красками: черной и белой, оставляя в стороне полутона. Моя задача - привлечь внимание к остро стоящим в образовании проблемам, проследить, как менялось само образование и действующие лица в нем. И предложить некоторые пути выхода из создавшейся ситуации.

Ключевые слова: образование, школьное образование, социальная функция образования, плюсы и минусы стндар-тизации.

Образование-ценность. До некоторого времени образование было общественным благом, огромной ценностью. Воевали с «вещизмом», который обеспечивал человеку насыщение материальными благами в ущерб духовным. Быть образованным значило иметь высокий статус в обществе. Детям говорили родители: «Учись, если не хочешь быть дворником или техничкой». В этих профессиях ничего зазорного нет, они очень нужны, но зарплата маленькая, статус в обществе низкий. Так было раньше. Теперь техничка в некоторых офисах Москвы зарабатывает 30-40 тысяч (а то и больше), что в дав раза превышает заработную плату ведущего научного сотрудника института и его статус.

Все в обществе в не столь давнее время поверялось идеями, ценностями образования. Это было неким идеалом, к которому нужно стремиться. Образование осознавалось обществом как непреходящая ценность. Оно воспитывало, наставляло, убеждало личность, что она - часть общества, и, следовательно, должна ему служить. Общество, в свою очередь, не оставляло личность наедине с ее затруднениями. В образовании-ценности все поверялось ценностью: ценность жизни, любви, отношений...

Это удивительный, до сих пор не разгаданный феномен: многие товары получали по карточкам, а жили хорошо, радостно: все люди - братья, можно в любую республику Советского Союза приехать, и тебя встречали, как родного. Об этом и в песне пелось: «Мой адрес: не дом и не улица. Мой адрес -Советский Союз!». И понятно, почему так легко жилось в трудное время: ценности помогали человеку осознать, что главное в жизни, а что - второстепенное.

В научных теориях, рассматривающих категорию «ценность», так определяется ее сущность:

Ценности - средства преодоления человеком существующих противоречий;

Очень важно для человека осознавать личностные и общественные ценности.

Все это свидетельствует о непреходящем значении категории «ценность». Неслучайно В.Л. Абу-шенко отмечает, что ценности «можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире» [ 1].

Мы много утратили: активность наших учеников снижена, стремления практически отсутствуют, следовательно, преодолевать противоречия не надо, да и во многих случаях не хочется. Необходимость действовать как-то заместил комфорт бездеятельности. Как же произошла эта утрата? Как

вместе с водой мы выплеснули и ребенка? Чтобы ответить на заданные вопросы, поразмышляем о назначении образования в нашей сегодняшней жизни.

Образование-польза. С некоторых пор в ходе социально-экономических реформ образование изменило свое предназначение. По-прежнему являясь общественным благом, образование ныне предназначается для того, чтобы приносить пользу. На первый взгляд, ничего плохого в этом нет. Мы все хотим, чтобы на нашем столе была вкусная и полезная еда, чтобы нас окружали красивые вещи. Но это частности жизни. Известный философ В. И. Плотников указывает на такую функцию ценности, как универсальное проектирование реальной жизни людей и их устремлений в будущее с учетом родового опыта и переживаемой людьми личной судьбы . (Здесь и далее выделено мною. - Н. П.). Сопоставляя ценность и пользу, он отмечает, что с трансцендентной точки отсчета ориентация на пользу (ближайшее будущее) «создает предельную устойчивость общинной формы бытия, но за счет минимального разнообразия культуры и практически полного отсутствия личностного самосознания. Напротив, ориентация на ценность (способность проектировать отдаленное будущее) создает предельное многообразие культуры и достаточную свободу личностного самоопределения.

Если продолжить сопоставление, то можно отметить, что польза ориентирует личность саму на себя, акцент в пользе сосредоточен на «я»: «это мне полезно». Если же я говорю: «Это мне полезно», тогда в пользе я ценю ее значимость, и тогда польза приобретает значение ценности.

Ценность открывает личность диалогу, другим, ибо акцент с «я» снимается: «это мне важно». Ценность водит человека в мир ценностей других мир традиционных российских и общечеловеческих ценностей и если ценности человека согласуются с принятыми в обществе, человек интегрирован в него, и каждое его действие - социально приемлемо и одобряемо.

Итак, первое противоречие заключается между образованием-ценностью и образованием-пользой. И противоречие это вызвано реформами образования, проводимыми с благими целями. Отсутствие личностного самосознания, прагматизм, угрожающее снижение культуры, ненадобность (и невозможность!) личностного самоопределения. Мы, педагоги, удивляемся, когда старшеклассники вместо уважительного «здравствуйте» машут педагогу

ручкой: «Привет!»; не обращаются к учителю по имени и отчеству, предпочитая безличностную форму общения: «дайте», «скажите», «посмотрите». Удивляемся и негодуем на то, что весь класс приходит неготовым к урокам, и ученики спокойны по поводу того, что все могут получить отрицательные отметки.

Можно допустить, что подобные формы ситуативны, «нетипичны» - все это делали. Однако из русской литературы известно, что деталь играет важнейшую художественную и смысловую роль, несет идейную нагрузку. Детали - провозвестники тенденций: именно в частностях, в деталях проявляются тенденции, начиная с них, формируются.

Таким образом, пользу от образования мы получаем, но при этом культуру, свободу личностного самоопределения утрачиваем. С образованием получаем желание растущего человека быть как все. Личностное саморазвитие утрачено...

Мы стали свидетелями того, что в стране поднялась волна жалоб детей и родителей на учителей, агрессия против них. Тот, кто работает в школе, знает, наверное, случаи подобные этому: ученик оболгал опытного, знающего учителя, весь класс его поддержал, и педагогу остался единственный выход -подать заявление об уходе «по собственному желанию». Из школы уходят сегодня знающие, опытные, лучшие...

Тенденции современных школьников к унификации (планшетники, смартфоны - этакая электронная стадность), снижение (или полное отсутствие) личностного самосознания и культуры, ненадобность личностного самоопределения - вот первые ответы на вопрос «почему наши дети утратили желание учиться». Отсюда вытекает следующее противоречие: между потребностью в культурном многообразии, самосознании, личностном самоопределении школьников, что актуализирует сама жизнь, и невозможностью образованияОпользы обеспечить эти потребности в силу своего предназначения. Противоречие усугубляется тем, что документы образовательной политики нацелены на то, чтобы реализовать эти образовательные потребности общества в такие понятия, как «самосознание», «личностное самоопределение» и многие другие, которые не могут быть реализованы и потому остаются декларацией. Образование-польза формирует обратное тому, что декларируется. Но и эти еще не все.

Образование как услуга. Образование-польза естественным образом переводит образование на ценности в разряд услуги, и оно становится товаром. Что в этом плохого?

На первый взгляд, ничего. Человек вкладывает деньги в свое образование - замечательно! Зачем вкладывает? К сожалению, в данном контексте не затем, чтобы приносит пользу людям, Родине. Это

ему совсем не полезно (первый вариант); это ему полезно при условии, что он получит дивиденды от вложений в пользу Родины (второй вариант). Оба этих варианта никак не согласуются с законами мироустройства и общественного бытия. Это рассогласование обостряется тем, что учащийся вкладывает деньги в свое образование, чтобы продать себя на рынке труда подороже, получить от своих вложений дивиденды. По нашему мнению это один из многих, но очень тревожных, «звонков» о том, что человек перестает быть человеком и становится вещью, товаром. Товар, каковым является современное образование и каковым становится человек, может быть ценным, бесценным, дешевым - как угодно назови, сущность товара от этого не изменится. Так мы развращаем себя.

Человек-товар. Став товаром, образование перестает быть смыслом жизни, ценностью и получает цену. «Ценность и цена, как известно, не одно и то же.) Образование, лишенное ценности, перестает быть значимым и это еще один ответ на вопрос: почему наши школьники не хотят учиться? Образование для них не является смыслопостигающим, оно не строит, не созидает их личность. Если говорить о том, что раньше школьник применял на себя «духовное платье» героя фильма, художественной литературы, автора, соотнося свои ценности с их ценностями, то сегодня наши дети ходят «раздетыми».

О каком личностном росте в этих условиях можно говорить? К чему он? Если он и нужен, то только в контексте пользы. А поэтому в разряд деклараций переходят такие важные, необходимые качества человека, как гражданственность, патриотизм, любовь к малой и большой Родине - ведь школьнику, ориентированному только на пользу от образования, трудно сказать, где эти качества могут пригодиться.

Образование-польза пронизывает все уровни, начиная со школы. Если можно купить образовательные услуги (а они так разнообразны - реферат, дипломная работа, кандидатская и докторская диссертации), стоит ли напрягаться? Отсюда процветание «рынка образовательных услуг», на котором расторопные торговцы «услуг» предлагают написать за нас наши «научные труды», купить любой диплом о «полученном нами» образовании.

Покупка документов об образовании и раньше имела место, но не была таким массовым явлением и не процветала на этом позорном рынке так, как сейчас. И это развращает окончательно... негативные явления, граничащие с профессиональным преступлением, обладают способностью распространяться подобно инфекции. Школьники, видя все происходящее, тоже научились «покупать» самые необходимые для «пользы» образовательные услуги.

Вот пример из жизни. Выпускники 2012 года поле ЕГЭ сказали директору школы: «Мы же говорили Вам: не переживайте, все сдадим!» Еще задания по

ЕГЭ не были открыты, а у ребят уже были ответы. Этим фактом директор школы поделился со знакомым коллегой, приехавшим в Москву из города в средней полосе России, и гость с интересом спросил: «Как же им удалось получить ответы?» И услышал: «Купили». Выпускники, покидая школу, ободрили директора: «Мы сдали, и следующие сдадут, не переживайте!». И директор московской школы спрашивает неискушенного коллегу: «Как старшеклассников наставлять в учении, если они поняли, что знания можно купить?»

Если и на это кто-то из читателей скажет: «А что в этом плохого?» - остается только развести руками.

Таким образом, повторю, что в процессе образования-товара формируется человек-товар. И это тоже ответ на вопрос: «почему школьники не хотят учиться?».

Человек-товар и субъективность образования.

Поскольку у человека-товара отсутствует самосознание, он не может быть признан субъектом своего образования, а значит, и своей судьбы. Ибо субъект - носитель практической деятельности и познания и отличается присущим ему самосознанием. В научной литературе под «субъективностью» понимается способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни . Все это к человеку-товару не имеет отношения. В основе субъективности - образование-ценность, ориентированное на проектирование будущего.

Из сказанного вытекает противоречие: между необходимостью школьника быть субъектом образования и невозможностью им быть (поскольку он получает товар (услугу) и сам приобретает свойство товара). Учащийся - товар по определению не является субъектом образовательного процесса, и это третий ответ на вопрос «почему наши дети не хотят учиться?».

Субъект-субъектные отношения в образовательном процессе. Многократно слышу том, что в последние 15-20 лет в массовой школе вводят субъект-субъектные отношения. Но от провозглашения до реализации в жизнь очень далеко.

Вот ситуация на занятии в Центре повышения квалификации. Тема «Целеполагание на уроке в ходе коллективной работы с учащимися». Целевая группа - 40 человек опытных, сильных учителей начальных классов. Слушателям курсов дано задание назвать субъектов образовательного процесса. В ответ почти все хором: «Ученик!». Но вопрос, есть ли другие субъекты образовательного процесса, в ответ - тишина. Еще вопрос: «Учитель является субъектом образовательного процесса?». В ответ -молчание, а затем встречный вопрос: «Какие же мы субъекты образовательного процесса, если нам все

«сверху» спускают: цели, методы, средства? Мы -его объекты». На риторический вопрос: «Может ли объект образовательного процесса воспитать субъекта?» - прозвучало дружное «Нет!».

Субъектность учителя - отельная тема актуального разговора, пока оставим ее за рамками статьи. Остановимся лишь на очередном противоречии -между профессиональной необходимостью педагога быть в образовательном процессе на позиции субъекта и его реальной позицией. «объект» не может воспитать «субъекта». А раз так, ребенок не может планировать свою деятельность, корректировать ее, ставить цели, особенно перспективные. Вот и еще один ответ на вопрос, «почему дети не хотят учиться?».

Роль педагога в образовании-пользе. Если образование-товар, то кто, в таком случае педагог (учитель, преподаватель, воспитатель)? Какова его роль в образовательном процессе?

Во времена образования-ценности учитель в обществе именовался служащим, образовательных услуг он тогда не оказывал: он служил обществу, конкретным детям и их родителям. Так, учитель обычной средней школы говорил детям, завершая изучение повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»: «Я здесь, на своем месте, перед вами стою я, учитель русского языка и литературы, Родину защищаю. Потому что я на своем месте делаю свое дело. Каждому из вас предстоит занять свое место, где вы будете Родину защищать. Так каждый из нас, делая свое дело на своем месте, Родину защищает». Понятно, какое отношение было к учителю, преподавателю, воспитателю. Они были с родни богами, только ходили по земле - непререкаемый авторитет, почитание и почтение. Отношениями с учителем люди дорожили.

В социологических исследованиях педагога по-прежнему относят к служащим, только теперь он не служит, а обслуживает: находится в школе в качестве обслуги, простите за резкое слово. Автор статьи - сама педагог, и у меня нет желания обижать коллег. Напротив, пишу эту статью с болью сердечной за то уничтоженное положение, в котором находимся я и мои коллеги-педагоги.

Огорчает бесконечно функция учителя в образовании-пользе, что сродни функции официанта: чего изволите? Официант должен угодить клиенту: если он хорошо, качественно обслужит и понравится, клиенты снова в этот ресторан (кафе, столовую, школу) придут, да еще и друзей, близких позовут. Учитель сегодня должен угодить своим «клиентам» -ученикам, родителям. Среди официальных инструкций нас сейчас вменяются неофициальные: «Вы должны нравиться детям и их родителям». Это наставление коллективу одного из реально работающих директоров реальной школы, определяющее задачу учителя в сфере обслуживания. А нужно ли

это нам - стремиться понравиться всем? Нужно ли ученикам, родителям? Устраивает ли нас такое положение дел?

В одной из публикаций в журнале «НО» шла речь о том, что строгий, но справедливый учитель - лучший подарок ученикам. Строгий! И - подарок. Нас объективно принуждают к тому, чтобы педагог-официант спрашивал: чего изволите, руководствуясь стандартами, давал детям то, что «есть в меню», то есть в образовательной программе. Но если ресторанное меню вам не нравится, вы идете в другой, где могут удовлетворить ваши потребности. Школьник не может менять школу с такой же легкостью. К тому же беда в том, что он и сам не знает, чего хочет, что может, каковы его способности (если только они с пеленок не проявились ярчайшим образом), каковы образовательные потребности. Поскольку в современном образовательном процессе условия для самопознания, самоидентификации, самоопределения - отсутствуют. Таков еще один ответ на вопрос: почему школьники не хотят учиться?

В образовании-пользе механизмы самосознания в школьном «меню» не предполагаются. Родитель образование ребенку заказал, ты, сын (дочь) учись, ешь то, что тебе дают. «А не хочу, - говорит ученик, -мне не нравится»! Приходит домой и сообщает, что в школе (в этом ресторане) накормить вкусно не могут. Родитель идет в школу с претензиями: «Заинтересуйте детей, увлеките их, чтобы им было интересно (вкусно)». В сфере обслуживания клиент всегда прав. Отсюда - развращение детей и родителей как участников образовательного процесса. Но развращается и учитель: его миссия, по мнению лучших педагогов, и их выдающихся предшественников (К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко) - сеять разумное, доброе, вечное сообразно природе ребенка - сегодня, позже, весьма активно корректируется рыночными условиями. В сегодняшней школе учитель не защищен: не понравился кому-то - жди, что напишут Президенту, министру образования и науки, начальнику Департамента образования, на сайт школы и т. д. Мало не покажется. никто не придет к педагогу, не успокоит. Чтобы сохранить свою честь и достоинство, учителя уходят из школы, и поверьте, не худшие учителя.

Роль родителей в образовании-пользе. Потребитель образовательных услуг - родители школьника. Они заключают договор об оказании образовательных услуг своему чаду. Чадо пополняет школьный контингент, а заодно и финансы школы. Правда, подушевое финансирование не привело к повышению качества образования общеобразовательных учреждений. Привело оно к приоритетной цели современного образования - любой ценой сохранить контингент в школе, зарплату учителям.

Какова же в этой ситуации роль родителей? Они перестают исполнять свои жизнью данные обязан-

ности: контролировать, воспитывать и защищать своего ребенка. Как и полагается в сфере обслуживания, они начинают контролировать процесс обслуживания ребенка: контролировать действия учителей (как они «кормят»?), контролировать содержание образования (чем «кормят»?) И учителя нередко слышат: «Как вы такое можете изучать? Кто вам позволил заменять одно произведение на другое? Какой интерес детей? Им экзамены сдавать......

При этом «официант» не вправе спросить родителя, почему ребенка дома «не кормят» - домашние задания, как мы знаем, многие ребята не готовят. Мы призываем родителей к ответственности, а в этой ситуации какой с них спрос? Роль их изменилась, и с нею изменились и функции родителей в образовании.

Роль ученика в образовании-пользе. Она очень простая: ждать, когда ему принесут вкусненькое, возмущаться, если не несут; топать ножками, писать на школу и учителя кляузы и доносы. Можно за пять минут до урока скачать информацию из Интернета для доклада, он затратил минимум интеллектуальных способностей. Не дай Бог, если учитель даст творческое задание, на которое не найти ответ в Интернете - возмущению школьников не будет конца. Будут жалобы на перегрузку, на непосильные трудности.

Мне известен факт, когда педагог одной из московских школ предложила десятиклассникам написать такое сочинение, чтобы его можно было послать на международный конкурс. Учителю хотелось им же, детям, показать, что они способны, но бездеятельны, ленивы. Класс отказался наотрез. Учителю пришлось использовать все известные педагогике способы мотивации. Результат: из 16 учащихся 15 сочинение все же написали. И все 15 получили почетные дипломы, 13из них - призовые места. Учительница радовалась: победа на престижном конкурсе - это ли не мотивация для ребенка? Нет, не мотивация: весь класс пришел неготовым к уроку. А некоторые ученики негодовали: «Зачем Вы мой диплом о победе в конкурсе повесили на всеобщее обозрение? Я этого не хочу». Честь школы, гордость за нее, труд на благо общества - эти слова утратили для ребят свое былое значение и былую значимость.

Очень хорошо, что зарплату учителям немного повысили, но только одним этим их статус не поднимешь. Коллективное бессознательное получает и воспроизводит то, что есть в сознании общества: номинальные функции участников образовательного процесса (учителей, родителей, учеников) давно заменены реальными, сформированными в ходе экономизации образования. Если везде в сфере обслуживания услуги населению предоставляет обслуживающий персонал учреждений, то в отношении школы, к сожалению, не может быть иначе.

Особая роль в социальных процессах, по мысли философа Г.Г. Шпета, отводится языку, понимаемому как живая саморазвивающаяся система, в которой живое понятие одновременно предполагает концептуальность и конкретность и существует во взаимосвязи с сущим, поскольку текуче . Вот так во взаимосвязи с сущим мы, работники образования, и перешли в сферу услуг и стали обслуживающим персоналом. Так во взаимосвязи с сущим развращается образование, развращается общество, разрушается целостность образования.

Сегодня резко меняются запросы становящегося постиндустриального общества знания к образованию: не «упаковка с всесторонними знаниями» (Э. Фромм), а целостный человек, человек - делатель, человек - творец, целостный человек. И тут мы входим в глубочайшее противоречие: нужен целостный человек, осознающий свои потребности, восполняющий то, чего ему для этого недостает. Однако из школы выходит человек-товар. Мы - общество - не можем решать за человека, развиваться ему дальше или нет. Человек, с одной стороны, перестает быть средством развития, перестает быть функцией, винтиком. А ему предстоит стать ресурсом собственного развития и развития общества. Он говорит: «Я субъект собственной свободы». Но способен ли нынешний выпускник школы быть субъектом - вот в чем вопрос? Умеет ли он ставить личные цели в образовательном процессе? Умеет ли он отбирать из изучаемого материала то, что ему нужно? Умеет ли он выстраивать индивидуальную образовательную траекторию не в общепринятом смысле - механически, как набор «из меню» образовательной программы тех предметов, которые считает нудным для себя изучить. Изучить не школярски, а системно, целостно: с «индивидуальным ученическим целеполаганием, планированием и темпом образовательной деятельности, личностным компонентом содержания образования.», как пишет об этом член-корреспондент РАО Андрей Викторович Хуторской. Рефлексивно ли образование нашего «субъекта»? осознает ли он, что у него в личном образовательном багаже есть, а чего недостает? Насколько то, что недостает, ему необходимо по значимости?

Увы, эти вопросы (по лексике русской литературы) типичного современного школьника не мучают. Похоже, кроме осознания того, что его никто не может заставить учиться, если он этого не захочет, других ресурсов у нашего «субъекта» нет.

Вот мы и ответили на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Подведем итоги. Что же делать, чтобы дети захотели учиться:

Совершенствовать образовательную политику: вернуть образованию его статус. Утрачивая образование как ценность, человек перестает быть Человеком, поскольку это основная (после здоро-

вья) ценность для него перестает быть значимой. Следствие: утрата культуры (образование перестает нести культуру), перестает быть способом жизни.

В государственной политике в области образования и в жизни как сфере ее реализации - вернуть образованию его статус, изначальные смысл и содержание. Образование не может быть сферой экономики, не может торговать «услугами»; это не ларек, не бутик, не рынок. Результатом образования является не товар, не шпильки и булавки - это человек. Образование как нива просвещения всегда ассоциировалось с хлебом насущным, со светом, оно просвещало человека.

Вернуть образованию человека. Образование-товар, формирующее человека-товар, исключает принцип природосообразности образования. Оно в такой ситуации нецелостно, нерефлексивно.

Вернуть учителю его статус. В ходе экономи-зации образования учитель оскорблен и унижен. Учителю, несущему культуру и возвышающему своих учеников до освоения и воспроизводства культуры, в экономически ориентированном образовательном процессе места нет. В связи с этим наобра-зовательного учреждения всем коллективом целесообразно принять Кодекс корпоративной культуры и чести, в котором разработать нормы и принципы корпоративной этики, привлекая к этой деятельности всех учителей, родителей, учеников. Кодекс корпоративной культуры и чести принимается на Совете школы и доводится до каждого участника образовательного процесса. Директору школы сегодня трудно отстаивать достоинство учителей, защищать их. Мягко, деликатно и настойчиво ему надо определять место и роль каждого участника образовательного процесса, исходя из образования-ценности, а не образования-услуги. Завуч как главный технолог школы сегодня призван реализовывать субъективность педагога и ученика, что обеспечивается коллективным целеполаганием, совместным проектированием. Разрешением жизненно важных проблем в ходе совместной деятельности, совместно определять «точки роста» и находить способы их развития.

Вернуть учителям возможность заниматься их прямым делом - учить и воспитывать детей. Учителя загружены сегодня бесконечными мони-торингами, отчетами, справками. Уходит из школы прекрасный учитель, спрашиваю: почему? «Некогда заниматься детьми: бумаги завалили. Не хочу участвовать в профанации образования», - отвечает.

Органами управления образованием и методическим службам сегодня стоит подумать о том, как помочь образованию обрести былую ценность и целостность. Если образование дает человеку смысл познания как смысл жизни, ее ценность, мотивирует на самосозидание, саморазвитие, самосовершенствование - это целостное образование.

Если человек осознает, что ему недостает, и обретает новое знание - это системное и целостное образование.

Нам всем вместе предстоит осознать: если мы хотим сохранить и преумножить нашу культуру, все силы мы должны приложить к тому, чтобы начать реализовывать целостность образования, вернуть ему ценность. Иначе нам не удастся убедить детей в том, что учиться им жизненно необходимо. И -очень увлекательно...

Библиографический список

1А бушенко В. Л. Ценность Мертон // Новейший

философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998.

2 Азаренко С.А. Герменевтика // Современный философский словарь / под общ.ред. В.Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: ПАНПРИНТ. 1998.

3. КоджаспироваГ.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001.

4. Плотников В. И. Ценность // Современный философский словарь / под общ. ред. д-ра филос. наук проф. В.Е. Кемерова. Copyright: Изд-во «Панп-ринт», 1998.

EXCLUSION OF CHILDREN FROM SCHOOL

In recent years everyone is speaking about what we have destroyed the education that the children do not want to learn, lost motivation. Teachers say this in a loud voice: motivation for learning is reduced massively and pervasively. Incidentally, I write and our foreign colleagues. About it today says our society - University professors, scientists, writers. This issue became public anxiety, bordering on national security of the country.

So what do we do? How to return education to its inherent social value?

Will try, first of all, to paint a certain picture of "Education through the eyes of society. " Intentionally going to use "schedule": a painting with only two colors: black and white, leaving aside the semi-tones. My goal is to draw attention to dire standing in education issues, to see how varied the education itself and the actors in it. And suggest some ways out of the situation.

Keywords: education; school education; the socialfunction of education; the pros and cons of standardization

Шаманин Н.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СЕМЬЯХ С СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной преемственности в семьях с социальной направленностью. Выявлена и описана особая роль профессиональной преемственности в самоопределении подростков. В статье сделано предположение о том, что профессиональное самоопределение в семейных династиях с социальной направленностью имеет ряд существенных психологических особенностей, детерминированных особенностями дет-ско-родительских отношений, смысложизненными ориентациями, структурой ценностных ориентаций, особенностями потребностно-мотивационной сферы. В семье профессиональная преемственность обеспечивает наследование от поколения к поколению содержания труда и профессиональных традиций. Особенно заметно формирование профессиональных династий в семьях с социальной направленностью. Ближайшие члены семьи и другие родственники помогают выбрать сферу профессиональной деятельности своим влиянием и активным участием. Они задают определенную направленность и определенный уровень для младших членов семьи. Вместе с тем возникает вопрос: продолжение профессиональной династии - это осознанный выбор семейного пути, преемственность или инерция в силу отсутствия других перспектив? Профессионализация личности происходит в процессе достаточно напряженной, систематической деятельности, которая требует от человека определенных способностей, заинтересованности и функциональных возможностей по обеспечению необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Вместе с тем возникает вопрос: продолжение профессиональной династии - это осознанный выбор семейного пути, преемственность или инерция в силу отсутствия других перспектив? Именно поэтому исследование особенностей профессиональной преемственности является одним из перспективных направлений профориентационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная преемственность, династийность, профессиональная направленность.

Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива.

Личностные и деловые отношения между учащимися вспомогательной школы складываются весьма трудно и медленно. Эти дети недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими.

Весьма характерным проявлением в поведении детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что общие интересы коллектива учащимися вспомогательных школ воспринимаются весьма абстрактно.

Детский коллектив складывается с установлением деловых отношений, обусловленных единством целей в совместной деятельности учащихся. Эти отношения А.С. Макаренко называл “ответственной зависимостью” и рассматривал их как наиболее характерные. Без них влияние коллектива на личность невозможно.

В формировании коллектива учащихся школы VIII вида одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик вспомогательной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения.

Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его личный учебный труд носит общественный характер, что его успехи небезразличны для его товарищей. Большое значение в развитии личности и коллектива имеет правильная организация взаимопомощи.

В учебном труде это сначала могут быть простейшие формы, такие, как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно в силу недостаточной сформированности соответствующих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети.

По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности – в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности. Зачастую общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане.

Если жизнь в рамках класса строго регламентирована и заорганизована, детям становятся неинтересны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности.

Часть детей, которые имеют более глубокое поражение коры головного мозга, не проявляют интересы к окружающему их миру. Коллектив таких детей развивается гораздо медленнее, и его потенциальные возможности остаются нераскрытыми.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки только той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

В школе VIII вида имеются разновозрастные детские коллективы, особенно во внеурочное время. В разновозрастном отряде учащиеся попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более умелыми, более опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости “перестраивать” себя. В постоянном общении с младшими более старшие дети удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы. В разновозрастном коллективе имеется больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости.

Взаимосвязь и взаимопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходимость. В нем, по словам А.С.Макаренко, создается “удивительные отношения”, “нежные нюансы” товарищества.

В группе учащихся 1 класса школы VIII вида уже происходит дифференциация на наиболее популярных, предпочитаемых и изолированных. Такое положение ребенка в коллективе напрямую зависит от оценки учителя.

Во 2 классе происходит разделение деловых и личных взаимоотношений.

Ученики 1-3 классов вспомогательной школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет.

Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый).

Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость. Предпочтение моральным качествам учеников отдается в тех классах, где лучше поставлена воспитательная работа.

К 4 классу школы VIII вида межличностные отношения приобретают диффузный характер, а именно: в таком коллективе часто вообще нет самых мобильных. Поэтому 4 класс – это переломный этап формирования межличностных отношений учащихся вспомогательной школы.

В 5 классе вновь усиливается избирательное отношение друг к другу. К 4-5 классу учащиеся начинают осознавать и правильно оценивать свое положение в коллективе.

В 5-7 классах более четко появляется разделение коллектива в зависимости от симпатии и антипатии, при этом количество учеников, попавших в группы, занимаемые самые неблагоприятные положения, более многочисленно, чем в массовой школе.

Так как у учащихся школы VIII вида еще не сформировано умение тонко дифференцировать личностные качества своих сверстников, они дают популярные оценки – хороший, плохой.

Учащиеся старших классов более осознают мотив выбора товарища, чем младшие. Они готовы простить своему товарищу физический недостаток, если черты характера привлекательны. В старших классах достижению высокого положения мешают драчливость, лень, грубость и другие негативные качества. Старшеклассники отдают предпочтение мотивам морального порядка. Следовательно, учитель может положительно влиять на формирование личности учащегося через коллектив.

Человек - существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки - биология, антропология, история, культурология, социология и другие. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология (от греческого psyche – душа и logos – наука). Общение это одно из взаимодействий человека с внешним миром. Общение является необходимым и всеобщим условием формирования личности. Именно в общении происходит процесс социализации растущего организма, становления его как личности. Уровень общения у всех людей разный. Есть люди, которые жизнь без общения не представляют, а есть люди, у которых нет потребности в общении, такие люди замкнутые и сосредоточенные на своем внутренним мире. Я считаю, себя общительным человеком и поэтому меня заинтересовали подростки необщительные, то есть непохожие на меня и на остальных подростков.

Из различных источников я узнала, что проблема отчужденности, одиночества в подростковом возрасте – одна из самых важных и актуальных психологических проблем.

Отчуждение- процесс или результат утраты для человека значения или личного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным.

Одиночество- состояние одинокого человека.

Одинокий человек- человек отделенный от других подобных, без других, себе подобных, без близких.

Несмотря на актуальность этой проблемы в любом возрасте, одиночество и отчужденность переживаются наиболее остро именно в подростковом возрасте, когда подростки особенно чувствительны к воздействию извне.

Результат переживания подростками одиночества и отчужденности становится - аутизм.

Аутизм – крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

Данная проблема заинтересовала меня, так как я непосредственно встречаюсь с такими подростками. Изучив эту проблему, я буду относиться к этим подросткам с понимание, и помогать, им адаптироваться в различных ситуациях.

А как отчужденность проявляется у подростков? Она проявляется в особом состоянии личности – устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

По сравнению с общительными подростками социализация у отчужденных подростков низкая.

Социализация - процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Социализация влияет на социальную роль подростка. В каждом классе, как и в любом более или менее устойчивом объединении людей, происходит распределение и закрепление социальных ролей, каждый член коллектива занимает определенное место. В любом классе есть свои лидеры и свои отверженные, поэтому создаются проблемы в общении. Подростковый возраст - самое лучшее время для их решения, потому что именно в подростковом возрасте в любом учебном учреждении формируются группы и новые взаимоотношения.

Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь подростку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Предметом исследования является отчуждение учащихся.

Объектом исследования является процесс межличностного взаимодействия между учащимися.

Цель исследования: выявить влияние различных видов отчуждения у подростков на их взаимоотношение со сверстниками.

1) Изучение литературы по данным проблемам.

2) Проведение анкетирования, позволяющего определить вид отчуждения.

3) Анализ полученных результатов.

4) Выводы.

5) Практические приложения:

Памятка для родителей

Памятка кураторам.

6) Тестовые методики:

Анкета «Вид отчуждения»;

Анкета «Отношение учащихся к подросткам с проблемами в социализации»;

Тест « Социометрия»;

Анкета «Взаимодействие между подростками с учетом видовых отличий отчуждения».

Проблемы общения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

В подростков возрасте общение с сверстникам не просто расширяется, но становиться более глубокими. У подростков складываются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы оно ни было, уже ни может заменить полностью общения с товарищами.

Общение с товарищами – большая ценность для подростка. Оно не редко становиться настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дому к товарищам.

Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких друзей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелые переживания у подростка. Самое неприятное для подростка – когда его искренне осуждают ровесники, одноклассники, а самое тяжелое наказание – когда с ним не хотят общаться, открытый или негласный бойкот. Отвергнутый подросток думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит».

Одиночество невыносимо для подростка. Если отношения с одноклассниками не складывается, он пускается на поиски друзей за стенами школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они должны оказаться плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния велика. Ведь когда подросток одинок, он становится неразборчив в выборе друзей, доволен уже тем, что его приняли в компанию. К чему это может привести - хорошо известно: среди несовершеннолетних правонарушителей много таких подростков, у которых не сложились отношения с одноклассниками.

Нередко подросток, у которого не складываются отношения с одноклассниками, возмещает это общение с более младшими ребятами. Здесь подросток всегда желанный друг и, конечно, он занимает ведущее положение, командует.

Отчуждение

Проблема отчужденности – одна из самых важных и актуальных психологических проблем. Она вызвала интерес, к ней обращались на протяжении многих веков: от древних философов и средневековых схоластов до представителей различных школ, течений и направлений в психологии и философии XX века.

К сожалению, проблема одиночества и отчужденности долго находилась за приделами исследований в отечественной психологии, вернее, вынуждена была находиться, так как господствующая тогда идеология отрицала наличие в советском обществе условий, порождающих эти явления. Понятие «одиночество» употреблялось исключительно при характеристике разрушительного влияния на личность капиталистического образа жизни, а отчужденность рассматривалась как противоположный идентификации механизм.

Однако сейчас возникла настоятельная необходимость не только включить проблему одиночества и отчужденности в число других важных психологических проблем, но и создать исследовательские программы, нацеленные на помощь индивиду в процессе его адаптации в обществе.

В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого подростка непереносимой.

Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т. п.).

Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбраты кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, подростки отказываются: «С ним не буду!»).

Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.

Особое значение на современном этапе приобретает преодоление отчуждения детей среднего школьного возраста от семьи и от школы.

Под отчуждением будем понимать проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери "я" и т. д. С этим понятием связано такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения и требованиям, которое находит свое выражение в отвержении, неприятии, негативизме. Понятие отчуждения используется также при характеристике межличностных отношений, при которых ребенок противопоставляется другому ребенку, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. В широком смысле слова отчуждение - разрыв или некоторое ослабление естественных, внутренне присущих и необходимых связей.

Разрозненные педагогические средства преодоления отчуждения чаще всего не достигают цели. Важно выяснить возможности учебно-воспитательного процесса в разрешении проблемы, определить наиболее эффективные пути и условия выхода из уже сложившегося положения.

Виды отчуждения

Практически нет литературы, где бы рассматривались виды отчуждения. Условно их обозначила аспирантка психологического института РАО, Виктория Пенькова из г. Москвы.

1-й тип – «изгои»;

2-й тип – «эгоисты»;

3-й тип – «отшельники»;

4-й тип – «чужаки».

Изгой – человек, отвергнутый обществом.

Эгоист – человек, отличающийся от других людей себялюбием, предпочтением своих, личных интересов интересам других, пренебрежением к интересам общества и окружающих.

Отшельник – человек, чуждающийся других, живущий уединенно.

Чужак – пришлый, посторонний человек у которого не совпадают интересы, взгляды, убеждения с большинством.

Причины отчужденности

Рассмотрев виды отчужденности, возникает вопрос: «А каковы причины отчужденности?» В отчужденных подростках всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств подростки с явными проблемами. Скорее всего подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:

С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т. д.);

Страдающий энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала);

Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

Неопрятно одетый;

Часто пропускающий занятия;

Неуспешный в учебе,

Слишком опекаемый родителями;

Не умеющий общаться.

По результатам психологического тестирования можно выделить следующие психологические особенности жертвы.

Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т. д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или сниженная.

По данным исследований Крика и Лэдда, проведенных в 1993 году, отвергаемые подростки сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели подростки, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами. По наблюдениям, непопулярные дети часто отрицают собственную ответственность, не испытывают чувства вины за происходящее, выказывают высокую степень защитной агрессии, направленной вовне, и не пытаются найти выход из ситуации.

Рассмотрев виды отчужденности, возникает вопрос: «А каковы причины отчужденности у каждого из видов?»

У каждого вида разные причины отчужденности. У «изгоев» это:

Социальное и материальное положение семьи;

Отрицательные личные качества; подличанье, болтливость, грубость, потребность жаловаться и делать все исподтишка, нечистоплотность, слюнтяйство;

Низкое умственное развитие;

Отталкивающие привычки (например, ковыряние в носу и зубах и т. д.)

Физические недостатки (запах, заикание, хромота, полнота).

У «эгоистов» выделяют личные качества, которые влияют на то, что с ними не хотят общаться таки как: высокомерие, хвастовство, себялюбие, самовлюбленность, конфликтность, эгоцентризм; особенности поведения:

■ непризнание и полное отрицание собственных ошибок и недостатков; пренебрежение к одноклассникам и их успехам;

■ преувеличение собственных успехов и достижений при одновременном занижении успехов других;

■ стремление командовать и подчинять, а также выделяться среди сверстников;

■ отсутствие умения сопереживать.

У «отшельников» выделяют личные качества такие, как скрытность, замкнутость, необщительность, рассеянность, апатичность; сосредоточенность на внутреннем мире, невнимательность, порой отсутствие интереса к событиям внешним; особенности поведения: стремление к уединению, нежелание и неумение контактировать с одноклассниками.

Причины отчужденности у «чужаков» это несовпадение интересов, взглядов, убеждений с большинством;

Особенности поведения:

■ стремление навязать свой образ мыслей;

■ пренебрежительное отношение к тому, что не совпадает с их собственными вкусами;

■ приход в уже сложившийся коллектив »со своим уставом»;

■ выход за рамки общепринятых в данном коллективе норм и ценностей.

Выявив отверженных сверстниками подростков, проанализировав причины их отчуждения, их реакцию на создавшуюся ситуацию отвержения, осознание или неосознание своей отверженности и отношение к ней, характер взаимоотношений в классе и уровень развития самооценки это все помогло определить вид отчуждения у подростка.

Серьезные последствия отчуждения.

Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть подростка на неблаговидные поступки. Подросток добровольно принимает роль шута или превращается в бездумного последователя агрессора.

В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование. Результаты, которого показали, что «уверенность подростка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у подростка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Отвергаемый сверстниками подросток способен на отчаянные поступки: может украсть деньги. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Преодоление отчужденности

Разобраться в причинах явления - сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задействованы и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Переломить сложившийся стереотип отверженного - задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс и даже другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не должны оставаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.

Проблему непопулярных подростков должны решать в первую очередь педагоги, а родители и психологи оказывать им посильную помощь. Бывает, что учителя невольно усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе. А иногда своим поведением провоцируют появление насмешек.

В подростковом возрасте дети перестают жаловаться на происходящее с ним. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

1. неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

2. возвращается из школы подавленным;

3. часто плачет без очевидной причины;

4. никогда не упоминает никого из одноклассников;

5. очень мало говорит о своей школьной жизни;

6. не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

7. одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Родителям отвергаемого ребенка необходимо:

Быть готовым к сотрудничеству с учителем и психологом;

Проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;

И самое главное – оказать поддержку своему ребенку.

Работа с проблемой отвержения одних детей другими должна проводиться в нескольких направлениях:

Работа с отвергаемыми детьми (индивидуальная и групповая);

Работа с классом в целом;

Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями, проведение опросов и тематических занятий).

Исследовательская часть

В моей исследовательской работе я использовала:

Анкету «Вид отчуждения»

Анкету «Отношение учащихся к подросткам с проблемами в социализации»

Анкету «Взаимодействия между подростками с учетом видовых отличий отчужденных»

Тест «Социометрия»

Метод наблюдения.

Тест «Социометрия», и метод наблюдения помогли выявить отчужденных подростков среди 110 учащихся второго курса МОУ «Шелеховского лицея». Результаты теста «Социометрии» в количественном виде (без указания фамилий) была предоставлена педагогом- психологом.

По результатам Социометрии и наблюдений 11 учащихся составляют категорию отверженных, что составляет 10% от числа обследованных, все они в той или иной мере имеют черты отчужденности.

Для определения и уточнения вида отчуждения им была предложена анкета «Вид отчуждения», составленная на основе таблицы Виктории Пенько.

Среди выявленных подростков с проблемами социализации, определены категории:

Выявлено их соотношение:

-«чужаков» 29% ,

-«изгоев» 28%.

Анкета «Отношение учащихся к подросткам с проблемами в социализации» помогла выявить критерии, по которым учащиеся определяют свое отношение к отчужденным подросткам.

Например, на вопрос, «Какими качествами должен обладать человек, чтобы он был принят коллективом? »

40% подростков ответили – общительностью, открытостью, искренностью.

21% ответили – уверенностью в себе, смелостью.

На вопрос «Как Вы относитесь к человеку, который непохож на большинство окружающих Вас людей в группе?» мы видим, что 40% подростков относятся к исследуемой категории подростков настороженно, негативно, отстраненно с явным пренебрежением, а больше половины относятся с интересом, это положительный факт. Это значит, что можно прогнозировать успешность проводимой работы по социализации подростков с проблемами отчуждения.

Продолжить свою исследовательскую работу мне помогла книга «Дети-изгои» автор, которой Кравцова М. М. Практически в любом классе, любой подростковой группе встречаются подростки, которых не принимают сверстники. С помощью этой книги и таблицы В. Пенько, я смогла более глубоко рассмотреть проблему отчужденности.

Анкета «Взаимодействия между подростками с учетом видовых отличий отчужденных», составленная на основе книги «Дети-изгои» и таблицы, помогла выявить то, что подростки при общение со сверстниками из личных качеств больше всего не приемлют: конфликтность и способность провоцировать конфликтные ситуации.

себялюбие, самовлюбленность, эгоизм.

хвастовство, преувеличение своих возможностей, способностей.

Эти все три места с выбранными личными качествами относятся к отчужденному виду – «эгоист». Это значит, что подростки больше всего не хотят контактировать и взаимодействовать с «эгоистами».

Ничего против не имеют, но и не интересуются сверстники подростками, у которых не совпадают интересы, взгляды убеждения с большинством – это чужаки.

Сверстники так же не интересуются необщительными подростками, т. е. отшельниками. Большинство сверстников отказываются контактировать с подростками, у которых личные качества нечистоплотность, непорядочность. Вид этого подростка – изгой.

Сверстники больше всего не приемлют изгоев с низким умственным развитием. Изгоев с отталкивающими привычками и физическими недостатками опрошенные подростки ставят на второе место после умственного развития. Материальное положение семьи изгоев играет незначительную роль при общении со сверстниками.

На вопрос «Как Вы проявляете свое отношение к сверстникам с явными признаками отчуждения?»

37% подростков ответили - не обращаю внимания, не замечаю, забываю.

33% ответили – что ничего «против» не имею, но и не интересуюсь.

20% ответили - в определенных ситуациях отказываюсь контактировать и взаимодействовать с ним (например, оказываюсь сесть с ним за одну парту, в игре не принимаю в команду).

В ходе исследования было выявлено влияние различные виды отчуждения у подростков на их взаимоотношение со сверстниками. В результате проведенного исследования были сделаны выводы:

Отчужденность формирует различные причины отчуждения;

Наиболее комфортно в коллективе сверстников себя чувствуют «эгоисты» и «отшельники»;

Наиболее нуждающие в психологической поддержке и помощи категории «изгоев» и «чужаков».

Было проведено анкетирование, которое показало, что в каждом классе есть неординарная личность и, что большинство к ней относятся с интересом и чуть меньше – настороженно.

Изучив результаты анкеты «Вид отчуждения», подтвердилось предположение о том, что отчужденные подростки подразделяются на несколько видов: изгои, эгоисты, отверженные и чужаки.

Социометрический тест показал, что к категории «отверженных» относится 10% из числа опрошенных. Из этих 10% отшельники занимают - 29%, «чужаки» - 29% , «изгои» - 28%. Категория «эгоистов» не была определена. Однако по результатам анкетирования выяснился тот факт, что категория «эгоистов» самая неприемлемая в подростковой среде.

Наиболее распространенными проблемами отверженных подростков являются: проблема одиночества, необщительности, изолированности и замкнутости.

Кем вырастут униженные и оскорбленные подростки? Забитыми и неуверенными в себе людьми или, наоборот, защитниками слабых? Одни, пройдя в подростковом возрасте через издевательства и травлю, никогда сами не станут унижать других. А другие, наоборот, будут стремиться отыграться за свои унижения на других (часто выясняется, что те, кто издевается над слабыми, в детстве сами были объектами издевательств).

Только своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность подростка от негативных последствий травли.

Вовремя определив вид отчуждения и проблемы, с которыми сталкиваются отчужденные подростки, дав нужную, необходимую информацию учителям и родителям можно помочь в воспитании подростков, а также не допустить перехода в крайнюю форму психического отчуждения – аутизм.

Учителя и родители зная, к какому виду отчуждения, относится подросток, помогут ему адаптироваться и найти верный путь в жизни.

Знания о том, что подростки с проблемами в общении, подразделяются на различные виды отчуждения с определенными характеристиками, помогут понять поведение этих детей, создать для них благоприятную обстановку в учебном учреждении, дать рекомендации родителям, помогут сделать окружающий мир для них более ярким и красочным. Сохранив тем самым их психическое и психологическое здоровье.