Домой / Перманентный / Русские женщины путешественницы. Знаменитые женщины-путешественницы (фото)

Русские женщины путешественницы. Знаменитые женщины-путешественницы (фото)

Английские женщины-путешественницы второй половины XIX века

А.Э. Афанасьева В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .

Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.

Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.

Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.

Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе- шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.

В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .

Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.

Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.

География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .

Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.

Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.

Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было

одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.

Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.

Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.

Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.

Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем- ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин- писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.

Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения

о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.

Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.

Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в

Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .

Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.

Список литературы Blaikie, W.G. Lady Travellers. //Blackwood"s Magazine.Vol.160 (July, 1896). P.49. Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883.

P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.

Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.

Ibid. Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal.

L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.

Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20. Ibid., p.21. Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/

quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm

Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.

Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14. См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора

к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.

Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un- suitable for ladies, p.214.

Middleton, D. Op.cit., p.8. Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит.

по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1

the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8. Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June,

1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.

Blaikie, W.G. Op.cit., p.66. Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http:// www.yspu.yar.ru

Женщины-путешественницы


© wikipedia.org

© Getty Images



© wikipedia.org



© wikipedia.org



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© lauradekker.nl



© lauradekker.nl



© rosiearoundtheworld.co.uk



© Getty Images



© wikipedia.org

© wikipedia.org

Фото 1 из 15: © wikipedia.org

Когда заходит речь о женщинах-путешественницах, зачастую вспоминают только отважную лягушку из рассказа Гаршина. На наш взгляд, это крайне несправедливо, поэтому к 8 марта сайт решил выбрать восьмерку самых знаменитых представительниц слабого пола, в буквальном смысле покоривших мир.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Кристина Хойновская-Лискевич

Эта полька получила звание "Гранд-дама Океанов" и попала в Книгу рекордов Гиннеса за то, что первая из представительниц слабого пола совершила одиночное кругосветное плавание на яхте. Она доказала, что женщина на корабле - это не обязательно плохая примета.

На своей яхте под названием "Мазурка" Кристина Хойновская-Лискевич прошла через Атлантику и Панамский канал, вышла в Тихий океан, достигла Австралии, затем через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, вышла снова в Атлантику, где в марте 1978 г. замкнула кругосветную "петлю".

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Луиза Бойд

Эту путешественницу называли не иначе как "ледяная женщина". Такое прозвище она получила после своих длительных и полных приключений путешествий по Гренландии.

СОВЕРШИТЕ ВМЕСТЕ с нами .

Ей принадлежат не только исследования фиордов и ледников, но и открытие подводного горного массива в Северном Ледовитом океане, ее путешествия были полны неожиданностей и самых захватывающих приключений. Луиза стала также первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом в 1955 году.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Александра Толстая

"Спортсменка, активистка, комсомолка и просто красавица", - это все можно сказать об Александре Толстой. Только комсомолку надо заменить на "аристократка".

© wikipedia.org

Внучатую племянницу русского писателя Льва Николаевича Толстого всегда увлекали путешествия. В 1999 году Александра вместе с подругами организовала экспедицию по Великому Шелковому пути. Это был конный поход по территории Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Помимо 4-х отважных англичанок, в экспедиции принимал участие проводник - 35-летний Шамиль Галимзянов.

Впоследствии об этом замечательном путешествии Александра, как и Кристина Хойновская-Лискевич, написала книгу "Последние секреты Шелкового пути". Ее издали в Европе и США.

© wikipedia.org

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Элен МакАртур

Эту 34-летнюю британку называют "бегущая по волнам". В 2005 году она в одиночку обогнула земной шар за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды, установив тем самым мировой рекорд.

Что самое интересное, каждый житель Великобритании мог с замиранием сердца следить за "одиссеей" смелой девушки, поскольку на борту ее яхты была установлена видеокамера. В интернете вы даже можете найти фильм об этом удивительном приключении, который называется The Official Record Breaking Story.

© Getty Images

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Рози Суэйл-Поуп

Хотите верьте, хотите нет, но эта смелая женщина осуществила кругосветное путешествие на… своих двух! Да-да-да, это не опечатка. Рози Суэйл-Поуп действительно обошла всю планету пешком (точнее, больше половины пробежала трусцой). Кругосветка заняла у нее долгих 5 лет! Путешественница пробежала более 32 тысяч километров, маршрут проходил через Европу, Россию, США и Канаду. И это в 57 лет!

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самое интересное, что на такой подвиг она решилась после смерти своего мужа.

Мое сердце было разбито, и я должна была что-то делать, - рассказывает отважная англичанка.

И Рози в буквальном смысле решила убежать от плохих мыслей. Она достала карту мира, проложила маршрут и отправилась в путешествие. Естественно, без подготовки не обошлось.

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Джессика Уотсон

Вспомните, какие интересы у вас были в 16 лет? Некоторых, думаем, родители еще без спросу в другой район города не отпускали. А вот школьница из Австралии по имени Джессика Уотсон в таком возрасте уже совершила кругосветное путешествие.

Справедливости ради стоит отметить, что и в ее случае родители были против и пытались отговорить девочку от рискованной затеи, однако та проявила характер.

Я терпеть не могу, когда кто-то пытается учить меня жизни, - заявила 16-летняя Джессика. - Я хотела испытать себя и сделать что-то такое, чем могла бы потом гордиться.

© Getty Images

И совершила! 210 дней провела в море австралийка, самостоятельно пересекла Тихий, Атлантический и Индийский океаны и преодолела около 42,6 тысячи километров. Правда, в Книгу рекордов Гиннеса не попала - там решили не регистрировать подобные достижения, чтобы не провоцировать на опасное путешествие остальных юных мореплавателей.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Лора Деккер

"Она родилась на борту яхты у берегов Новой Зеландии", - этот факт из биографии 16-летней голландки Лоры Деккер уже говорит о многом. Девочка по-настоящему влюблена в море и уже в 14 лет попыталась совершить кругосветное путешествие на своей двухмачтовой яхте "Гуппи".

© lauradekker.nl

Тогда ее вернули домой, ведь никто разрешение на такое опасное плавание не давал. Точнее, родители, которые с малых лет привили своей дочке любовь к мореплаванию, были не против, но органы опеки забили тревогу.

Но ничто не могло унять страсть юной путешественницы покорить мир, и вот по достижению совершеннолетия она сделала попытку №2. На этот раз удачную. На своей небольшой лодке Лора Деккер преодолела ни много ни мало - 43 тысячи 450 километров. Поскольку голландка была немного младше Джессики Уотсон, именно ей отдали пальму первенства в рейтинге самых юных "кругосветников".

© lauradekker.nl

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Сара Оутен

"Байдарка, велосипед и каяк" - именно эти три предмета стали лучшими друзьями британки Сары Оутен на длительное время. Видимо, ей стало мало рекорда, который она установила в 2009 году, когда в одиночку на лодке пересекла Индийский океан, и она решила обогнуть весь земной шар.

На каяке по Темзе через Ла-Манш во Францию. Далее - на велосипеде по Европе и Азии. Переправиться с континента в Японию она планирует через пролив Лаперуза на каяке, затем снова на велосипеде преодолеть острова Хоккайдо и Хонсю, на лодке пересечь Тихий океан, опять на двухколесном коне проехать поперек Северной Америки, снова на лодке пересечь Атлантику и вернуться в Лондон. Вот такой маршрут был у смелой женщины.

© Getty Images

Ее путешествие еще продолжается. За всеми обновлениями можете следить в блоге Сары Оутен.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:


Обычно, когда мы представляем себе путешественников, это заросшие бородой мужчины, ищущие новые края и ощущения. Однако, в истории путешествий существует немало представительниц женского пола, пересекших земной шар вдоль и поперек.


Леди Хестер Стэнхоуп.
Леди Хестер, дочь третьего графа Стэнхоупа, родилась в эпоху становления Британской империи. Ее страсть к путешествиям начала проявляться еще в юном возрасте, когда она пыталась уплать во Францию в малюсенькой лодке. Однако, вскоре после замужества она отказалась от своих затей. Лишь после смерти супруга, леди Хестер начала свои путешествия. Первой ее целью были Афины, затем она направилась в Египет. Их корабль затонул неподалеку от острова РОдосс и ей пришлось продолжить путешествие пешком. Она была первым жителем Европы, посетившим столько арабских городов. Последние годы жизни она провела замурованной во дворце в сердце Ливана.


Энни Смит Пек.
Энни Смит Пек - одна из известнейших американских альпинисток. В первые интерес к альпинизму пробудился у нее, когда она воочию увидела мощь и величество горы Маттерхорн. Она начала тренироваться и в итоге покорила гору. В 1908 году Энни, которой на тот момент было 58 лет, в Андах совершила восхождение на пик горы Хуаскаран, высота которой составляла 6656 метров, в результате чего поставила «общеамериканский» рекорд.


Гудридур.
Гудридур выросла в Исландии в конце 10 века и, будучи молодой женщиной, доплыла до Америки на судне викингов в составе одной из первых экспедиций. Она родила первого европейского ребёнка на земле Северной Америки. Затем она вернулась в Исландию и совершила паломничество к Римскому Папе. Вернувшись на родину, она дожила до преклонного возраста, стала уважаемой матерью многих, чьи потомки все ещё живут в Исландии.


Гаррет Чалмерс Адамс.
Свою любовь к путешествиям Адамс унаследовала от своего отца, возившего ее в дествте на верховые прогулки в горы. После замужества Гаррет вместе со своим супругом посетила все достопримечательности МЕксики - руины ацтеков и майя, не зависимо от степени их удаленности от цивилизованного мира.


Фрея Старк.
У Фреи Старк было хрупкое здоровье и слабое сердце, и любой другой в ее положении предпочел бы оставаться дома, но Фрея Старк поступила наоборот. Она решила, что лучше умереть, чем смириться с жизнью инвалида. Изучив арабский язык в Школе востоковедения в Лондоне, она выбрала маршрутом своего путешествия Средний Восток. В течение нескольких лет Фрея Старк неутомимо путешествовала по горам, исследуя отдаленные области Востока и нанося их на карту. В годы Второй мировой войны она была сотрудником британского Министерства информации и освещала события в арабских странах; путешествовала по Китаю; регулярно бывала в Турции и проделала путь Александра Македонского от Карии до Киликии.


Нелли Блай.
Нью-Йоркская журналистка Нелли Блай стала единственной женщиной, задалвшейся целью побить рекорд героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Нелли Блай превысила его, объехав Землю вокруг за 72 дня 6 часов 10 минут 11 секунд, используя самые обычные средства связи и виды транспорта.


Луиза Бойд.
Луиза Бойд получила прозвище «ледяная женщина» благодаря своим полным приключений исследованиям Гренландии. Бойд не только изучала фиорды и ледники, но и открыла подводный горный массив в Северном Ледовитом океане. А в 1955 году Луиза стала первой женщиной, которая пролетела над Северным полюсом.



Кира Салак.
Несмотря на то, что кажется золотой век путешествий миновал, журналистка Кира Салак, продолжает традиции знаменитых женщин-путещественниц. Кира написала множество книг по материалам своих путешествий по таким странам, как Папуа-Новая Гвинея, Перу, Иран, Бутан, Мали, Ливия, Бирма. Возможно, одно из самых отважных ее путешествий было в Конго, по следам горных горилл.


Мэри Кингсли.
Мэри Кингсли - английская писательница и исследователь Африки. За время своих путешествий Мэри Кингсли собирала неизвестные образцы насекомых и рыб, исследовала экваториальный район реки Огове, проникала в джунгли, где встречалась с племенами каннибалов, совершила восхождение на гору Камерун. Одной из первых изучила и описала искусство, ремесла и образ жизни африканских племен, с которыми встречалась.


Гертруда Белл.
Гертруда Белл имела несколько прозвищ: арабы называли ее «дочь пустыни», «некоронованная королева Ирака». За приобретенные знания, во время первой Мировой войны, Бэлл была направлена на службу в британскую разведку. Она совершила два кругосветных путешествия с 1897 по 1898 гг. и с 1902 по 1903. Ее восхождение на Альпы заслужило ей славу альпиниста.
__________________

Современные путешественницы


Кристина Хойновская-Лискевич

Эта полька получила звание "Гранд-дама Океанов" и попала в Книгу рекордов Гиннеса за то, что первая из представительниц слабого пола совершила одиночное кругосветное плавание на яхте. Она доказала, что женщина на корабле - это не обязательно плохая примета.

На своей яхте под названием "Мазурка" Кристина Хойновская-Лискевич прошла через Атлантику и Панамский канал, вышла в Тихий океан, достигла Австралии, затем через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, вышла снова в Атлантику, где в марте 1978 г. замкнула кругосветную "петлю".

Луиза Бойд

Эту путешественницу называли не иначе как "ледяная женщина". Такое прозвище она получила после своих длительных и полных приключений путешествий по Гренландии.

Ей принадлежат не только исследования фиордов и ледников, но и открытие подводного горного массива в Северном Ледовитом океане, ее путешествия были полны неожиданностей и самых захватывающих приключений. Луиза стала также первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом в 1955 году.



Александра Толстая

"Спортсменка, активистка, комсомолка и просто красавица", - это все можно сказать об Александре Толстой. Только комсомолку надо заменить на "аристократка".



Внучатую племянницу русского писателя Льва Николаевича Толстого всегда увлекали путешествия. В 1999 году Александра вместе с подругами организовала экспедицию по Великому Шелковому пути. Это был конный поход по территории Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Помимо 4-х отважных англичанок, в экспедиции принимал участие проводник - 35-летний Шамиль Галимзянов.

Впоследствии об этом замечательном путешествии Александра, как и Кристина Хойновская-Лискевич, написала книгу "Последние секреты Шелкового пути". Ее издали в Европе и США.



Элен МакАртур

Эту 34-летнюю британку называют "бегущая по волнам". В 2005 году она в одиночку обогнула земной шар за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды, установив тем самым мировой рекорд.

Что самое интересное, каждый житель Великобритании мог с замиранием сердца следить за "одиссеей" смелой девушки, поскольку на борту ее яхты была установлена видеокамера. В интернете вы даже можете найти фильм об этом удивительном приключении, который называется The Official Record Breaking Story.



Рози Суэйл-Поуп

Хотите верьте, хотите нет, но эта смелая женщина осуществила кругосветное путешествие на… своих двух! Да-да-да, это не опечатка. Рози Суэйл-Поуп действительно обошла всю планету пешком (точнее, больше половины пробежала трусцой). Кругосветка заняла у нее долгих 5 лет! Путешественница пробежала более 32 тысяч километров, маршрут проходил через Европу, Россию, США и Канаду. И это в 57 лет!


Самое интересное, что на такой подвиг она решилась после смерти своего мужа.

- Мое сердце было разбито, и я должна была что-то делать, - рассказывает отважная англичанка.

И Рози в буквальном смысле решила убежать от плохих мыслей. Она достала карту мира, проложила маршрут и отправилась в путешествие. Естественно, без подготовки не обошлось.



Джессика Уотсон

Вспомните, какие интересы у вас были в 16 лет? Некоторых, думаем, родители еще без спросу в другой район города не отпускали. А вот школьница из Австралии по имени Джессика Уотсон в таком возрасте уже совершила кругосветное путешествие.

Справедливости ради стоит отметить, что и в ее случае родители были против и пытались отговорить девочку от рискованной затеи, однако та проявила характер.

Я терпеть не могу, когда кто-то пытается учить меня жизни, - заявила 16-летняя Джессика. - Я хотела испытать себя и сделать что-то такое, чем могла бы потом гордиться.

И совершила! 210 дней провела в море австралийка, самостоятельно пересекла Тихий, Атлантический и Индийский океаны и преодолела около 42,6 тысячи километров. Правда, в Книгу рекордов Гиннеса не попала - там решили не регистрировать подобные достижения, чтобы не провоцировать на опасное путешествие остальных юных мореплавателей.



Лора Деккер

"Она родилась на борту яхты у берегов Новой Зеландии", - этот факт из биографии 16-летней голландки Лоры Деккер уже говорит о многом. Девочка по-настоящему влюблена в море и уже в 14 лет попыталась совершить кругосветное путешествие на своей двухмачтовой яхте "Гуппи".

Тогда ее вернули домой, ведь никто разрешение на такое опасное плавание не давал. Точнее, родители, которые с малых лет привили своей дочке любовь к мореплаванию, были не против, но органы опеки забили тревогу.


Но ничто не могло унять страсть юной путешественницы покорить мир, и вот по достижению совершеннолетия она сделала попытку №2. На этот раз удачную. На своей небольшой лодке Лора Деккер преодолела ни много ни мало - 43 тысячи 450 километров. Поскольку голландка была немного младше Джессики Уотсон, именно ей отдали пальму первенства в рейтинге самых юных "кругосветников".



Сара Оутен

"Байдарка, велосипед и каяк" - именно эти три предмета стали лучшими друзьями британки Сары Оутен на длительное время. Видимо, ей стало мало рекорда, который она установила в 2009 году, когда в одиночку на лодке пересекла Индийский океан, и она решила обогнуть весь земной шар.

На каяке по Темзе через Ла-Манш во Францию. Далее - на велосипеде по Европе и Азии. Переправиться с континента в Японию она планирует через пролив Лаперуза на каяке, затем снова на велосипеде преодолеть острова Хоккайдо и Хонсю, на лодке пересечь Тихий океан, опять на двухколесном коне проехать поперек Северной Америки, снова на лодке пересечь Атлантику и вернуться в Лондон. Вот такой маршрут был у смелой женщины.

Ее путешествие еще продолжается. За всеми обновлениями можете следить в блоге Сары Оутен.

Они рушили стереотипы один за другим, а их решительности и бесстрашию могут позавидовать современные мужчины. Кто она, женщина, проложившая южную границу Ирака? А как насчет выиграть пари о том, что дама сможет объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев? Пять удивительных историй о женщинах «нового поколения» из разных уголков мира

Дети, кухня, церковь - на протяжении веков именно этими сферами ограничивалась социальная роль женщины. И хотя красавиц, ломающих стереотипы, хватало в любую эпоху, по-настоящему «слабый пол» заявил о себе в XIX веке. Женщины-врачи и ученые, журналистки и университетские преподавательницы, полицейские и политики, изобретательницы и путешественницы. О последних из них мы и расскажем.

Мать Ирака: Гертруда Белл (1868–1926)

У многих ли женщин (да и мужчин) есть подобные титулы? Многие ли писали в письмах: «Я провела сегодняшнее утро очень продуктивно. Я проложила южную границу Ирака»?

Гертруда Белл могла бы на оба вопроса ответить «да». Она родилась в богатой семье, относившейся к британскому истеблишменту, и оказалась на Востоке в 24 года, после окончания Оксфорда, по приглашению своего дяди-дипломата. В Персии Гертруда обзавелась знакомыми и научилась понимать непростые восточные нравы. Затем были многочисленные археологические экспедиции по Сирии, Аравии, Йемену. Со временем экстравагантная англичанка стала «королевой пустыни» и весьма уважаемым человеком, для которого были открыты шатры всех арабских шейхов и старейшин.


Фото: xlsemanal.com

Началась Первая мировая война, и Гертруда Белл стала сотрудницей секретной разведки и главным, наряду с Лоуренсом Аравийским, консультантом по запутанным ближневосточным делам. Не без ее участия после войны, окончившейся падением Османской империи, была сформирована новая политическая карта региона. Именно она добилась создания Ирака и Иордании.

Гертруда Белл прожила остаток жизни в любимом ею Багдаде, а после смерти была забыта на долгие годы. Историческая справедливость была восстановлена лишь недавно: в 2015 году в прокат вышел фильм с Николь Кидман «Королева пустыни», посвященный этой уникальной женщине.

Вокруг света на двух колесах: Энни Лондондерри (1870–1947)

Будущая «королева велосипедов» родилась в Риге, но ребенком вместе с семьей эмигрировала в США. Девочка выросла, счастливо вышла замуж и родила троих детей. Всё шло по накатанной, но в 1894 году солидная миссис Коэн-Копчовски неожиданно бросилась в беспрецедентную авантюру. По словам самой Энни, которая была прирожденным мастером самопиара и большой выдумщицей, катализатором стало пари о том, сможет ли женщина объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев и при этом еще заработать $5000 (по другим данным - $10 000).


Фото: happyride.se

Второй пункт Энни начала реализовывать сразу, потому как денег на путешествие не было. Она договорилась с производителем минеральной воды «Лондондерри Лития Спринг Уотер» о том, что в обмен на $100 добавит название компании к своему имени и повесит рекламу на велосипед.

И вот Энни Лондондерри, взяв для комфорта белье на смену и дамский револьвер, отправилась в путь. Она триумфально вернулась в США ровно через 15 месяцев. Хотя злые языки и утверждали, что Энни путешествовала не столько на велосипеде, сколько с ним, но тем не менее она вошла в историю как яркий пример «новой женщины».

Леди Сенсация: Нелли Блай (1864–1922)

Элизабет Джейн Кокрейн из пенсильванской глубинки ждала судьба примерной супруги и матери. Верхом экстравагантности стала бы деятельность в качестве активистки-благотворительницы или автора дамского журнала. К счастью, не случилось ни того ни другого. Из романтической девушки, обожающей розовые платья, Элизабет превратилась в репортера Нелли Блай, которая отдала предпочтение нелегкому и даже опасному жанру журналистских расследований. Она смело брала темы, «о которых леди не должны знать»: жизнь в трущобах, тяжелое положение женщин из рабочего класса, пациентов психиатрических больниц и т.д.


Фото: thedailybeast.com

Вершиной ее журналистской карьеры стала работа в New York World Джозефа Пулитцера. В 1888 году, в полном соответствии со своим прозвищем Леди Сенсация, Нелли Блай предложила редакции совершить кругосветное путешествие. Она намеревалась побить рекорд Филеаса Фогга - героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Путешествовала Нелли налегке: саквояж с дамскими мелочами и нижним бельем, пальто и деньги. Здесь не нашлось места даже для сменного платья (мудрое решение, если вспомнить, каким был дамский туалет в то время). Нелли победила: вояж занял всего 72 дня.

Никогда не поздно: Делия Эйкли (1869–1970)

Тревел-карьера Делии Эйкли началась в 1906 году, когда ей стукнуло 37. За несколько лет до этого она развелась с первым мужем и вышла замуж за Карла Эйкли - известного американского таксидермиста. Вместе они совершили несколько экспедиций в Африку для сбора экспонатов, причем Делия ничуть не уступала мужу: одного из убитых ею слонов можно увидеть в экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке.


Фото: allday.com

Как оказалось, после 50 лет приключения только начинаются: развод в 1923 году и почтенный возраст не помешали Делии путешествовать по Африке уже в одиночку. Повесив ружье на стенку, она занялась этнографией и стала одним из первых западных исследователей, проникнувших в пустыню между Кенией и Эфиопией. Ей также удалось провести несколько месяцев в обществе пигмеев Заира. Не забывала Делия и о личной жизни: в 70 лет она в третий и последний раз вышла замуж. А умерла в 1970 году, прожив 100 насыщенных лет.

Путешественница-рабыня: Флоренс Бейкер (1841–1916)

Жизнь этой женщины была похожа на роман. В ней было всё: счастливое детство и последующее сиротство, рабство и чудесное спасение, впечатляющие путешествия, но главное - любовь.

Флора фон Зас родилась в Трансильвании в благородной венгерской семье. В смутное время Венгерской революции 1848 года родных девочки убили, а ее саму продали в рабство. Прошло 11 лет - Флора оказалась на невольничьем рынке в Видине, крупном турецком (а теперь болгарском) городе на Дунае. Ее ждала участь наложницы паши, но, к счастью, Флора попалась на глаза англичанину Сэмюэлю Бейкеру, и тот спас девушку.


Фото: bistrita24.ro

Вместе с ним теперь уже Флоренс отправилась в экспедицию на поиски истоков Нила. Путешественники открыли озеро Альберт и водопад Мерчисон, а вернувшись в Англию в 1865 году, поженились. За свои заслуги Бейкер получил золотую медаль Королевского географического общества и был пожалован в рыцари. В 1869 году вице-король Египта Исмаил-паша обратился к нему с просьбой хоть что-то сделать с работорговлей в верхнем течении Нила, и супруги без колебаний отправились в Африку для решения столь чувствительной для их семьи проблемы, хотя речь шла, по сути, о военной кампании, а не о научной экспедиции. Прожили они вместе почти 30 лет, и этот впечатляющий союз смогла прервать только смерть Сэмюэля. Флоренс пережила мужа больше чем на 20 лет и была похоронена вместе с ним.

Во времена Жанны Баре быть женщиной означало по возможности меньше времени проводить вне дома и посвящать все время домашним заботам и воспитанию детей. Такая установка не устраивала 26-летнюю француженку, и, вдохновившись комедией Шекспира« Двенадцатая ночь», она решила притвориться на время мужчиной в надежде обмануть всех.

Так она попала на корабль к ботанику Филиберу Коммерсону, который собирался изучать иноземные растения, а потому готовился к кругосветке. Жанна отлично справлялась с мужской работой, помогая в управлении судном и вместе с Филибером исследуя новые земли, поэтому ее попутчик не заподозрил неладное.

Однако тайна Жанны была раскрыта, когда команда попала на остров Таити, где туземцы распознали среди матросов женщину. Филиберу пришлось проститься со своей верной помощницей, и на родину она возвращалась уже на другом корабле и в собственном обличии. Тем не менее именно Баре называют первой женщиной, совершившей кругосветное плавание.

Популярное

Нелли Блай, 1888 год

Следующая кругосветка при участии женщины состоялась более чем через сто лет. Повторить опыт Жанны Баре решилась еще более рискованная Нелли Блай. Помимо мечты о путешествиях по миру(а об этом девушки по‑прежнему могли только грезить) Нелли еще и занялась неженским делом — журналистикой. И писала она отнюдь не о модных салонах и стрижке собак, а о восстаниях, безработице и тяжелой участи трудящихся на заводах. Интерес к этой профессии проснулся, когда в одной из газет родного Питтсбурга Блай прочла возмутительную статью, утверждавшую, что умственное развитие женщин значительно уступает мужскому. Разгневанная феминистка отправила письмо редактору, а он вместо того, чтобы разозлиться на читательницу, предложил ей место в своей редакции. Кстати, Нелли Блай — это псевдоним(в то время девушки редко выступали под своими настоящими именами, а чаще и вовсе прикрывались мужскими). Настоящее имя путешественницы — Элизабет Джейн Кокран. С каждым новым материалом Нелли затрагивала все более острые темы и, наконец, отправилась в Мексику, чтобы описать бедную жизнь местного населения.


Однако такие результаты не устраивали работодателей девушки, которые считали, что девушке стоит разбираться и писать только о рукоделии, заботах материнства и кулинарных рецептах.

В поисках более понимающего руководителя Нелли отправилась в Нью-Йорк, где устроилась на работу к самому Джозефу Пулитцеру. Новый начальник не считал пол препятствием для работы, поэтому позволял девушке осуществлять все ее смелые замыслы. Именно так и возникла идея попасть в психлечебницу, чтобы изнутри изучить жизнь пациентов и врачей. Притворившись психически нездоровой, Нелли удалось попасть в госпиталь, а позже написать отчет об издевательствах над больными. Статья Блай вызвала огромный резонанс в обществе и сподвигла государство на финансирование лечебных заведений. Нелли полутила титул« Леди сенсация» и готовилась к новому подвигу. На этот раз ей в голову пришла идея повторить кругосветное путешествие, описанное в романе Жюля Верна, и сделать это меньше, чем за 80 дней. Нелли обогнула земной шар на пароходах и поездах за 72 дня и, более того, по пути заехала во Францию, чтобы пообщаться со своим кумиром — Жюлем Верном.

После своего путешествия Блай стала знаменитостью в Америке. Но слава скорее тяготила, чем радовала ее: она не могла больше заниматься журналистскими расследованиями, ведь статус инкогнито практически невозможно было сохранить. Девушка ненадолго занялась мануфактурой, доставшейся ей от погибшего мужа, но преуспеть в этом деле так и не смогла, поэтому вновь вернулась к писательству. В 1914 году она даже отправилась на фронт, чтобы опубликовать несколько военных репортажей. Однако в истории XIX века Нелли осталась первой женщиной, осуществившей самое быстрое кругосветное путешествие.

Энни Коэн-Копчовски, 1895 год

Перед американкой Энни Копчовски тоже стояла цель доказать, что женщинам под силу все. Поэтому она с удовольствием(хотя и не без страха) поспорила с состоятельными мужчинами из бостонского клуба, что сможет за 15 месяцев совершить кругосветное путешествие на велосипеде. Эта выходка была смелой не только потому, что в то время женщины были олицетворением элегантности и ходили исключительно в длинных платьях, что затрудняло езду, а еще и из-за того, что до спора Энни ни разу не каталась на велосипеде. Но это ее не остановило. Как и то, что ей предстояло впервые надолго расстаться с семьей — мужем и тремя детьми.


Но все риски девушки оказались оправданными. Энни выиграла пари и после своего грандиозного путешествия стала символом новой, независимой женщины, ввела в моду широкие шаровары(в которых совершила свой подвиг) и получила за выигрыш 10 тысяч долларов(по тем временам достаточно крупная сумма, если учитывать, что в среднем годовой доход американца в то время составлял 1000 долларов в год). Кстати, по условию сделки искательнице приключений необязательно было совершать весь путь на двух колесах: за время пути она также плавала на корабле и перемещалась пешком. После завершения поездки Энни стала трудиться журналистом(она писала под псевдонимом Новая женщина) и еще долго делилась своими историями с читателями печатных изданий.

«Я новая женщина, если это характеризует мою убежденность, что я могу делать то, что может делать любой мужчина», — так высказалась Энни о своем поступке.

Спустя десятилетия ее подвиг по‑прежнему вдохновляет многих. В 2007 году один из потомков путешественницы опубликовал книгу« Вокруг света на двух колесах: удивительное путешествие Энни Лондондерри», а спустя четыре года писательница Эвелин Перри представила пьесу, посвященную Энни.

Гертруда Белл, 1897 год

А вот Гертруда Белл не стала останавливаться на одном путешествии и за свою жизнь обогнула Землю дважды. С самого детства англичанка проявляла интерес к учебе, а особенно к истории. Учителя лондонской школы, где занималась Гертруда, посоветовали ей продолжить обучение, и Белл стала одной из студенток оксфордского колледжа леди Маргарет. Для того времени это было невероятным успехом, ведь девушек неохотно брали в высшие учебные заведения.


Во время летних каникул дядя — посол Британии в Румынии — часто брал ее с собой в поездки на Восток. Поэтому, окончив обучение, Гертруда с радостью предалась новой страсти — путешествиям, во время которых она познакомилась с секретарем посольства Генри Кадогеном. Между молодыми людьми завязался роман, однако эта история закончилась трагично: через год юноша умер от холеры. Гертруда была в отчаянии и старалась всеми способами забыть своего жениха. Она принялась изучать арабский, прочла Коран от корки до корки, объездила всю Европу вдоль и поперек — тогда и состоялись два ее кругосветных путешествия. Но самым любимым местом Белл по‑прежнему считала загадочный Восток. Ее поездки не ограничивались одним лишь праздным любопытством. Изучая восточные народы, которые в то время жили неспокойно, постоянно воюя друг с другом, девушка старалась помочь им прийти к согласию, беря на себя роль мирного переговорщика. Эта активность не осталась незамеченной со стороны Британской разведки, в 1915 году завербовавшей девушку в свою секретную службу. Так Белл стала первой женщиной-офицером.

Во время своих путешествий Гертруда составила подробные карты большой части Месопотамии(от Сирии до берегов Персидского залива), открыла Багдадский археологический музей(без нее все сокровища Востока растащили бы по разным странам), помогла основать новое государство — Иран — и написала его конституцию. Такая богатая на событии биография привлекла голливудских продюсеров, которые недавно сняли байопик« Королева пустыни»(именно так отважную путешественницу называли еще при жизни) с Николь Кидман в главной роли.

Александра Давид-Неэль, 1911 год

Пока Гертруда Белл наслаждалась одиночеством пустыни, ее современница Александра Давид-Неэль всей душой обожала Тибет, которому посвятила не одну книгу и путешествие.

Романы Жюля Верна были любимой литературой француженки с самого детства, поэтому девочка грезила о поездках в другие страны. Родители не разделяли энтузиазм Александры, поэтому, будучи подростком, она несколько раз сбегала из дома в Бельгию, Испанию, Англию и Швейцарию. Тем не менее отцу и матери удалось заставить дочь учиться, и Александра закончила Брюссельскую консерваторию. Именно там Александра познакомилась с основательницей теософского общества, которая рассказала ей о Тибете. Девушка загорелась идеей поехать туда, однако работы у нее на тот момент не было, а родители не собирались оплачивать очередную шальную прихоть.


Тогда путешественница решила уехать в Тунис, где ей предложили работу в одном из театров. Там Александра встретила железнодорожного инженера Филиппа Неэля, который в 1904 году стал ее мужем. С супругом Александре явно повезло: он не только выступал главным спонсором поездок своей ненаглядной, а еще и одобрял все путешествия жены. Филипп и Александра почти не виделись, весь их брак скрепился долгой перепиской, которая велась до самой смерти Неэля в 1940 году.

Получив бесконечный источник финансирования, девушка отправилась покорять Индию. Затем побывала в Японии, Корее, Китае и, наконец, Тибете. Для европейской девушки это было сродни чуду: Тибет охранялся от иностранцев, и ее по ошибке впустили в святая святых, приняв за местную жительницу. В общей сложности в Азии она провела 14 лет, о которых поведала в своих многочисленных книгах.

Почти до самой кончины в 1969 году Александра была полна энергии. Свое последнее восхождение на альпийский перевал она совершила в 82 года.

Амелия Эрхарт, 1928 год

С ранних лет Амелия Эрхарт увлекалась спортом и тоже сходила с ума от путешествий, описываемых в приключенческих книгах. Самыми любимыми предметами в школе для Амелии стали география, история, литература.

В 1917 году Амелия бросила колледж и записалась на курсы медсестер. Она пошла работать в военный госпиталь, чтобы помогать прибывшим с фронта. В то время Амелия всерьез задумывалась о карьере медсестры, но тесное общение с пилотами местного аэродрома изменило ее планы.


После окончания Первой мировой интерес к воздухоплаванью не угас. В 1920 году американка посетила выставку летательных аппаратов, а через три дня в качестве пассажира полетала на одном из них. Через год Эрхарт решилась брать уроки управления судном.

Ей довольно быстро удалось освоить технику и научиться выполнять самые сложные трюки в воздухе. А в 1922 году Амелия еще и установила рекорд: поднялась на высоту в 4300 километров. Кстати, этот рекорд до сих пор не побит ни одной женщиной.

В 1927 году с Амелией познакомилась Эми Гест — богатая американка, мечтавшая пересечь Атлантику по воздуху(к тому времени это удалось сделать лишь одному мужчине — пилоту Чарльзу Линдбергу) и нуждавшаяся в опытном компаньоне. Для своих целей она выбрала Амелию и пригласила ее на борт. И, хотя Эрхарт почти не сидела за штурвалом(управление судном было возложено на одного из нанятых пилотов), 20-часовое путешествие из США в Великобританию пришлось ей по вкусу.


Благодаря этой поездке Амелия прославилась и использовала это для благих дел. Она стояла у истоков международной организации женщин-пилотов, предложила идею организовать регулярные трансатлантические рейсы и проводила исследования по аэронавтике. Параллельно с этим Амелия продолжала осваивать воздушное пространство и путешествовала из одного конца Америки в другой, а в 1932 году она осуществила свое заветное желание и перелетела Атлантику уже самостоятельно.


В 1937 году Амелия отправилась вместе со штурманом в кругосветку. Спустя два месяца после начала путешествия связь с самолетом прервалась над одним из островов в Тихом океане. Амелия и ее коллега так и не были найдены. Эрхарт по‑прежнему считается одной из самых знаменитых женщин в США, за свои заслуги она была награждена в Америке, Бельгии и Франции. Ежегодно о ней пишутся книги и снимаются фильмы. В комедии« Ночь в музее — 2» ее сыграла Эми Адамс, а в байопике« Амелия» — Хилари Суонк.

Маргарита Грейс, 1929 год

Благодаря работе в ведущих газетах Лондона, Маргарите Грейс удалось заполучить место на борту дирижабля в 1929 году. Это был первый кругосветный перелет в истории воздухоплаванья, а Грейс стала первой женщиной, облетевшей весь мир. За 20 дней судно, совершая недолгие пересадки, преодолело 34 тысячи километра.


Это приключение сделало Грейс невероятно популярной в Англии, а предложения посотрудничать с ведущими печатными изданиями градом посыпались на нее.

Продолжая тему путешествий, Грейс ездила в города Китая и Эфиопии, делая оттуда(в том числе и военные) репортажи.

Фрея Старк, 1931 год

Фрея Старк с детства была болезненным ребенком: у нее были проблемы с сердцем, она постоянно болела. Однако становиться изгоем и закрываться в четырех стенах из-за этого Фрея не планировала и решила, что путешествия станут ее отрадой. Больше всего ее прельщал таинственный Восток. Поэтому на пути к мечте Фрея изучила арабский язык в школе востоковедения и только после этого отправилась покорять неизведанный мир. Она поехала в Бейрут, посетила Ливан и Багдад, а затем увидела Ливан. Старк стала первой европейской женщиной, побывавшей на юге Аравийской пустыни, ведь, несмотря на то что к ХХ веку на карте почти не осталось неизученных мест, страны Востока по‑прежнему считались опасным местом.


После Второй мировой войны девушка продолжала свои восточные приключения и посетила Турцию, Китай и Афганистан. Несмотря на свое некрепкое здоровье, Фрея прожила 100 лет, подарив миру более 25 книг с подробным описанием своих путешествий.

«Проснуться в совершенном одиночестве в незнакомом городе — одно из приятнейших ощущений в мире» , — так говорила Фрея о своей жажде к перемене мест.

Рози Суэйл-Поуп, 2002 год

Рози всегда интересовали путешествия, однако, когда она встретила бизнесмена Клайва, ее мечты о дальних странах отошли на второй план — так сильно она была влюблена. Они поженились и прожили в Уэльсе 20 счастливых и тихих лет. Однако смерть супруга(он заболел раком) полностью перевернула полную спокойствия лодку Рози: она была в отчаянии и не знала, как жить дальше.


В 2002 году Рози вспомнила о давней мечте покорить мир и решилась на благотворительный забег в поддержку больных раком. Причем совершить это путешествие 57-летняя Рози готовилась в полном одиночестве.

«Я была совершенно убита горем. Но будущее путешествие дарило надежду и силу. Я знала, что не могу просто так бежать по всему миру. Необходимо проработать маршрут. И я остановилась на небольшом туре по Голландии, Германии, Польше, Прибалтике, России, Аляске, Канаде, Америке, Грендландии и Исландии», — признавалась Рози.

Рози подготовилась основательно: в течение 16 месяцев ежедневно бегала с тяжелым рюкзаком на плечах(ей предстояло тащить за собой тележку с посудой и одеждой на протяжении всего пути) и выучила необходимые языки(голландский, немецкий, польский, литовский, латышкий и русский).

В результате этого уникального забега, который длился пять лет, героиня износила 52 пары кроссовок, переболела пневмонией, сломала бедро и преодолела 32 тысячи километров.

По возвращении в родную Англию Рози написала книгу« Небольшая пробежка вокруг света».

Лора Деккер, 2011 год

А вот Лора Деккер не стала откладывать свое путешествие в долгий ящик и отправилась в мореплавание в 15 лет. Дело в том, что сама девушка родилась во время кругосветки: она появилась на свет, когда ее родители(голландские яхтсмены) находились в порту новозеландского города Фангареи. Неудивительно, что Лора с детства интересовалась мореплаванием и быстро освоила управление судном. Во время школьных каникул она даже пару раз ездила на яхте в Англию.


В 2009 году(на тот момент яхтсменке было 13 лет) Лора заявила о том, что в одиночку обогнет земной шар. Настрой юной Лоры не понравился голландским властям, и они запретили ей покидать страну: Деккер ждало слишком опасное испытание, к тому же ей предстояло на время бросить учебу в школе. А когда девушка все-таки попыталась уплыть, ее задержали. Но через год власти смилостивились над искательницей приключений и дали ей добро. В январе 2011-го Деккер ушла в сольное плавание, а ровно через год и один день, обогнув Землю, вернулась обратно, пройдя 50 тысяч километров. Она стала самой юной мореплавательницей, совершившей кругосветное плаванье в одиночку.

Правда, в Книгу рекордов Гиннесса юная звезда так и не попала: уж слишком много скандалов в родной стране вызвала эта история. Да и вопрос, могут ли подростки совершать такие серьезные путешествия в одиночку, по-прежнему остается спорным.

Текст: Надя Зубрева

Интересно...
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд.

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.