Домой / Перманентный / Самая главная феминистка. Главные феминистки голливуда

Самая главная феминистка. Главные феминистки голливуда

О феминизме мы слышим много и часто. На сегодняшний день в обществе сложилось двоякое мнение по поводу этого явления. Одни относятся к нему , а другие разделяют феминистские взгляды.

За свою многолетнюю историю феминизм превратился из простого движения в некую философию, а для отдельных людей даже стал образом жизни. Что же такое феминизм? Какова его идеология и кто такие феминистки?

Что означает слово «феминизм»?

«Женщина» – так переводится латинское слово femina , которое составляет основу термина «феминизм» . Явление зародилось в конце XVIII столетия и на пути своего исторического развития прошло три этапа.

Первый начался в 1775–1783 годах, когда американские женщины заявили о своем праве принимать участие в делах государства. В те времена в Америке шла Война за независимость и решались важные вопросы относительно государственного устройства. Феминистки во главе с Абигейл Адамс (первой леди США) потребовали равноправия женщин с мужчинами и отказались подчиняться законам, в утверждении которых не принимали участие.

Если первый этап феминизма был сосредоточен преимущественно на избирательном праве, то на втором этапе, начавшемся в 1960-х годах, женщины потребовали ликвидировать дискриминацию во всех сферах жизни, в том числе в культуре.

Третья волна феминизма захлестнула мир в 1990-х годах и продолжается по сей день. Чтобы усилить свое движение, феминистки активно пользуются современными технологиями, в том числе Интернетом.

Что такое феминизм?

Понятию «феминизм» можно дать несколько определений. Прежде всего, этим термином называют теорию, в которой происходит анализ угнетенного положения женщин в обществе и осмысление путей преодоления превосходства мужчин над представительницами прекрасного пола.


Также под феминизмом понимают общественное и политические движение, направленное на установление равноправия между мужчинами и женщинами. В узком смысле феминизм – это движение женщин, которые пытаются упразднить свою дискриминацию в обществе.

Кто такие феминистки?

Женщин, которые принимают участие в феминистском движении, называют феминистками. Они стремятся быть равными с мужчинами во всех жизненных аспектах и используют для этого различные способы – протестные выступления, шествия, заявления в прессе, .

Самой известной феминисткой считается Клара Цеткин, благодаря которой дамы обрели праздник «8 марта». Исторически он возник в качестве дня солидарности женщин в борьбе за равноправие полов и эмансипацию.

С точки зрения мужчин основным признаком феминистки является агрессивное, конфликтное поведение с целью доказать свою правоту и занять доминирующее положение в работе или семье. Иногда феминисток называют «мужчинами в юбке», поскольку некоторые из них стараются подражать сильному полу в одежде, манере поведения, разговоре.

Некоторые радикально настроенные представительницы движения ненавидят мужчин и стараются при каждом удобном случае задеть их самолюбие.

Какие бывают виды феминизма?

На сегодняшний день в мире существует множество феминистских движений, различающихся взглядами и идеологией. В частности, анархо-феминизм считает патриархат главной проблемой общества и направляет на борьбу с ним все свои силы.

Либеральный феминизм полагает, что мужчина и женщина равны по природе, поэтому могут иметь одинаковые права и возможности. Индивидуалистский феминизм призван защищать индивидуальность представительниц прекрасного пола, а экофеминизм находит связь между женщиной и эксплуатацией природных ресурсов.

Хотя большинство представителей движения составляют женщины, существует еще и мужской феминизм, по-другому – маскулизм, в котором мужчины борются за устранение мужской дискриминации.

Какое влияние феминизм оказал на общество?

Широкое распространение феминизма оказало большое влияние на многие сферы жизни современного общества. Так, женщины получили право участвовать в избирательном процессе, подавать заявления на развод, владеть имуществом, самостоятельно принимать решения относительно деторождения (сохранять беременность или делать аборт).


В некоторых ветвях протестантизма женщины могут становиться членами духовенства, священниками. Под влиянием феминизма меняется разговорная речь, которой феминистки пытаются придать некоторую гендерную нейтральность.


Слово «феминизм» до сих пор воспринимается большинством настороженно. В массовом сознании феминистка – это женщина, которая презирает косметику, отказывается от депиляции и, конечно же, против чего-то все время протестует. «Апрель» выяснил, чего хотели и хотят самые известные феминистки мира.

Эбигейл Смит Адамс
Год рождения: 1744-1818
Кто: одна из первых феминисток США, супруга президента Джона Адамса

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Симона де Бовуар
Год рождения: 1908-1986
Кто: французская писательница, идеолог феминистского движения. Подруга философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра

«Никто не относится к женщинам столь надменно - агрессивно или презрительно, - как мужчина, опасающийся за свою мужественность. Те, кто не робеет среди себе подобных, скорее расположены признать себе подобной и женщину… В глубине души мужчине нужно, чтобы борьба полов оставалась для него игрой, тогда как женщина ставит на карту свою судьбу».

Ульрика Майнхоф
Год рождения: 1934-1976
Кто: журналистка и педагог из Западной Германии. Лидер и идеолог террористической организации «Фракция Красной Армии». По официальной версии, покончила с собой в тюремной камере

«Были приложены исключительные усилия, чтобы доказать, что женщина по сути своей предназначена исключительно для материнства, что якобы это ее, женщины, высшее назначение, а также смысл ее жизни, ее жизненная суть. Женщины находятся в тисках, в тисках между работой и семьей, точнее сказать, детьми – имеющимися, ожидаемыми, имевшимися».

Мэрилин Фрай
Год рождения: 1941
Кто: профессор философии Мичиганского и Корнельского университетов, теоретик феминизма. Открытая лесбиянка

«Это безусловная привилегия хозяина – войти в лачугу рабыни, когда ему этого захочется. Если рабыня решила не пустить хозяина в лачугу, то это равнозначно отказу быть рабыней. Женщины могут знать свои собственные тела и желания, интерпретировать свои эротические токи, создавать и выбирать окружение, поощряющее выбранные перемены; наш феминизм заявляет, что женский эротизм, независимый от мужчин и маскулинности, возможен и может быть предметом выбора».

Валери Соланас
Год рождения: 1936-1988
Кто: американская радикальная феминистка, автор «Манифеста Общества полного уничтожения мужчин». В 1968 году совершила покушение на художника Энди Уорхола

«Поскольку жизнь в этом обществе, в лучшем случае, абсолютная тоска, и ни одна сфера общества не имеет отношения к женщинам, то им, сознательным гражданкам, ответственным, жаждущим приключений женщинам остается только свергнуть правительства, разрушить денежную систему, внедрить полную автоматизацию и уничтожить мужской пол»

Анджела Дэвис
Год рождения: 1944
Кто: американская правозащитница, борец за права заключенных, член ЦК Коммунистической партии США. В 70-е годы прошлого века была связана с радикальным движением «Черные пантеры». В данный момент - профессор истории развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета

«Чтобы понять, как функционирует любое общество, вы должны понять отношения между мужчинами и женщинами… Cистема подавления личности не побеждена. Мир остается несвободным, несмотря на кажущуюся свободу. Идет тотальная слежка за людьми, невинные все еще в тюрьмах. И все равно, надежда есть. Главное – не дать тюрьме поселиться в собственном сердце».

Мария Арбатова
Год рождения: 1957
Кто: писательница, телеведущая, одна из самых активных представительниц феминистского движения в РФ. Автор нескольких десятков книг, пьес и киносценариев

«Мужчина придумал и создал гинекологию как науку и индустрию в мужском государстве. До этого она была искусством. Мужчина начертил и построил кресло, в котором комфортно чувствуешь себя только под наркозом. Мужчина поработил тебя логикой расплаты за твою беременность в одиночестве, его противозачаточные модели привели к тому, что убийцей становишься ты, и только ты. И все это он сделал, потому что он маленький, слабый и должен держать тебя в своей власти обманом».

Анжелина Джоли
Год рождения: 1975
Кто: актриса, режиссер, посол доброй воли ООН. Супруга голливудского актера Брэда Питта, мать шестерых детей

«Я не считаю, что должна подчиняться мужчине. Проблема женщины в том, что выходя замуж, она позволяет мужчине превратить себя в его собственность и рабыню. Это изначально неправильная позиция. Между мужем и женой все обязанности должны делиться поровну. Женщина тоже должна иметь свободу, будучи в браке».

Натали Портман
Год рождения: 1981
Кто: актриса

«Я хочу, чтобы нам позволили быть слабыми и сильными, счастливыми и грустными – собственно, обычными людьми. В Голливуде создали феминистическую историю: женщина всех и всегда побеждает. Но это не феминистка. Это мачо».

Бейонсе
Год рождения: 1981
Кто: R’n’B-певица, продюсер и модель, супруга популярного рэпера Jay-Z

«Я считаю себя современной феминисткой. Да, я за равноправие полов, я верю в равенство и в то, что у нас есть множество возможностей. Но при этом я просто женщина, и мне нравится быть просто женщиной».

Дмитрий Ковальчук

Жизнь Звезд

5664

14.03.15 10:15

Но если бы не феминистки и суфражистки, которые боролись за права женщин со второй половины XIX столетия, «слабый» пол до сих пор не пускали бы в политику, не разрешали бы участвовать в выборах и постоянно указывали, что место женщины – на кухне. Когда у очень успешных звезд, известных своим твердым характером, спросили: относят ли они себя к феминисткам, многие (вопреки прогнозам) ответили отрицательно.

Для Ланы это – скучная концепция

Например, Лана Дель Рей на вопрос: каково ее мнение о феминизме, сказала: «Для меня эта концепция не интересна и скучна. Я не вижу смысла обсуждать это!». Наверное, певица никогда в жизни не сталкивалась с дискриминацией по половому признаку и не имеет понятия о важности феминизма. Лана оберегает свой маленький мир, и если ей ничто не мешает – она счастливица!

Само понятие – надуманное?

Британская коллега Ланы Лили Аллен заявила, что она ненавидит само слово феминизм. По ее мнению, люди изначально должны быть равны. «Почему у мужчин не стоит такой проблемы, почему есть «феминизм», а какого-нибудь «мужчинизма» нет?», – вопрошает англичанка.

В 2013-м году в одном из интервью канадская автор-исполнитель Джони Митчелл откровенно сказала: «Я не феминистка. У меня много друзей-мужчин, и я не хочу вступать в какой-то «анти-мужской» клан. Противоборства полов вообще не должно существовать, просто мы разные и отлично дополняем друг друга!».

А они – просто за равенство!

Американка Келли Кларксон прославилась после того, как поучаствовала в конкурсе «Американский идол». Она всего добилась сама, шаг за шагом продвигаясь к Олимпу, начиная с 19 лет. Вокалистка считает, что быть феминисткой – слишком сильно для нее, ведь в обществе считают, что это женщины-лидеры, которые не нуждаются в надежном мужском плече. А Келли вовсе не такая!

Как ни странно, голливудская звезда Сальма Хайек, награжденная премией организации «Equality Now», борющейся за гендерное равенство, тоже не считает себя феминисткой. «Если бы мужчины проходили через то же, что переживают сегодня многие женщины, я бы боролась и за них с не меньшей страстью!». Так что прекрасная мексиканка выступает не за женщин как отдельно взятый пол, а просто – за равенство и справедливость для всех!

Хотя играет феминистку, себя к ним не относит

Казалось бы, Шейлин Вудли, молодая и перспективная актриса, играющая мужественную и самостоятельную героиню в «Дивергенте», не должна отрицать силу феминизма. А вот и нет! Она рассказала журналисту «TIME», что не идентифицирует себя как феминистку, потому что любит мужчин и думает, что идея «поднять» женщину к власти никогда не будет работать: в мире есть некое равновесие, и политика – больше мужское занятие.

Главное – компромисс и баланс!

Гвинет Пэлтроу считает, что любая мудрая женщина не может идти «в лоб» против мужчины, а должна уметь идти на компромисс. Так же современная женщина, по мнению Гвинет, не обязана выбирать: семья или карьера, обе крайности будут неправильными. Лучше всего научиться балансировать и совмещать роли жены, матери и хорошего специалиста. А феминизм призван лишь помочь ей в этом, а не навязывать какие-то догмы.

Против «клейма» и жестких протестов

Джери Холиуэлл, экс-участница «Spice Girls», возможно, многим кажется сильной женщиной. Но певица ясно дала понять – это не значит, что она феминистка: «Я не хочу ставить на себе некое «клеймо». Для меня феминизм – это сжигание бюстгальтеров и протест. А мы должны видеть торжество нашей женственности и мягкости!».

Мать троих детей Сара Джессика Паркер снималась в одном из самых популярных телевизионных шоу, изображавших самостоятельных, уверенных в себе дам, но сама она не феминистка. «Я просто гуманист и против многих негативных лозунгов и акций, которых полно в истории феминизма», – говорит она.

Нет – человеконенавистничеству!

Как-то Леди Гагу спросили: не боится ли она, что явная сексуальность ее образа будет отвлекать от музыкального таланта исполнительницы. На что она ответила: «Я уверена, что мужчине рок-звезде вы никогда не задали бы подобный вопрос! Я люблю людей, я люблю мужчин, я приветствую их увлечение автомашинами, пивными барами и всем тем, что считается «мужским». Может, в глубине души я чуточку феминистка, но это не означает человеконенавистничества!».

Феминизм - это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма . Движение это получило название суфражизма , от английского слова suffrage - «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.

Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше - после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции - «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.

Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма , когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности» , где развенчивает основной миф того времени - миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.

Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло , которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное - это политическое» . Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол» . В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка» , когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение - идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение - женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство - это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, - это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, - это проблема бедности. 70% самых бедных людей - это женщины. Вторая проблема - высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема - образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки - не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.

Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина