Домой / Перманентный / Симптомами кризиса 7 лет являются. «Психология

Симптомами кризиса 7 лет являются. «Психология

3. Противоречия и возрастные кризисы развития. Кризис одного, трех и семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.

Противоречия и возрастные кризисы развития.

Существует несколько различных точек зрения на кризис.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты и не отчётливы. Обострение наступает в середине периода.

У разных детей кризисы проходят по – разному.

Главные изменения – это внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы, т.е. распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Наряду с потерями создаётся что – то новое.

Таким образом возникают противоречия – с 1 стороны – между возросшими потребностями ребёнка и его всё ещё ограниченными возможностями, а с другой – между новыми потребностями ребёнка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.

Чаще всего выделяют кризисы: новорожденности, первого года, трёх лет, семи лет, тринадцати лет.

Кризис первого года.

Существует несколько различных точек зрения на кризис .

1.Кризис – это ненормальное болезненное явление, результат неправильного воспитания.

2.Наличие кризиса в развитии ребёнка является закономерностью, так как ребёнок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребёнка, которые резко меняются и могут принимать различный характер.

Развитие ходьбы.

Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве.

Эльконин подчёркивал, что главное в акте ходьбы – не только то, что расширяется пространство, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослых.

Ходьба так же является основным новообразованием младенческого возраста и связана с разрывом старой ситуации развития.

Кризис связан с появлением первого слова, т.е. ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, т.е. появляется связь между знаком и значением, что выполняет символизирующую функцию речи.

Увеличение словаря ребёнка и развития речи идёт от пассивного словаря к активному.

Сфера аффектов и воли (гипобулические реакции – это несформированность произвольной регуляции движений). В итоге у ребёнка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. И когда ребёнку в чём – то отказывают, он кричит, падает на пол, отталкивает от себя взрослого, т.д.

Таким образом, автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребёнок обособляется от взрослых, настаивая на своей «самости».

Кризис 3 лет

Возраст 3 года называют возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые непосредственно не совпадают с желаниями взрослых («Я хочу»).

К 3 годам у ребенка происходит значительное развитие самостоятельности в осуществлении движений (может сам есть, одеваться и т.д.), речь становится средством общения со взрослым. Ребенок начинает отделять себя от своих действий. Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы действий с предметами становятся для ребенка ОБРАЗЦОМ, предметом для подражания и воспроизведения. К 3 годам формируется ролевая игра, в которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называет себя и их по имени. У детей увеличивается самостоятельность и стремление к ней. Возраст 3 лет называется возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые не совпадают с желаниями взрослых.

Симптомы кризиса:

    Негативизм – поведение ребенка идет в разрез с тем, что от него требуют взрослые, происходит отделение ребенком собственных желаний от желаний других людей.

    Упрямство – реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он это потребовал и настаивает на своем требовании.

    Строптивость – безлична и направлена против норм воспитания и сложившегося образа жизни.

    Своеволие, своенравие – это стремление к самостоятельности, когда ребенок все хочет делать сам.

    Протест, бунт, деспотизм, ревность в том числе и к другим детям.

Во всех симптомах кризиса присутствует установка на самостоятельность.

Симптомы кризиса говорят о том, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис 3 лет – кризис социальных отношений.

Кризис семи лет

Независимо от того, в 6 или 7 лет ребёнок пошел в школу, наступает кризис. Его сроки могут смещаться примерно с 6 до 8 лет, - насколько сильно ребёнок переживает ту систему отношений со взрослыми, сверстниками, как изменилось его восприятие в системе этих отношений.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, котораяя выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.

Изменения самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений; появляется обобщенное отношение к самому себе и к окружающим, т.е. происходит кризис личности «Я» - соподчинение мотивам. В том числе происходит смена основных переживаний – открывается сам факт переживаний, переживания приобретают смысл.

Кризис 7 лет представляет собой внутр. Изменения ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей (физиологически: дети вытяг. В росте, выпад. Зубы).

Основными симптомами кризиса являются:

Потеря непосредственности, котораяя свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент, т.е. ребёнок хочет что-то показать своим поведением, придумывает себе новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Его переживания и действия интеллектуализируются, что связано со знанием о том, как надо.

Демонстрация взрослого поведения (манерничание и кривляние); ребёнок может изображать какого-то конкретного взрослого и стремиться выполнять его обязанности.

Так же у детей появляется интерес к своему внешнему виду, он может долго выбирать во что одеться и спорить по этому поводу с родителями.

Дети перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых, начинают нарушать привычные правила – прошлый детский образ жизни обесценивается, отрицается и отвергается. Ребёнок пробует взять на себя новые обязанности.

МАРИНА КОЦЕРУБА
Кризис 7 лет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ГБДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

СЕМИНАР– ПРАКТИКУМ

Психологическое просвещение педагогов и родителей

Материал по теме : «КРИЗИС 7 ЛЕТ » .

Подготовила : Коцеруба М. В.

Педагог-психолог ГБДОУ «Д. с. № 34

комбинированного вида»

г. Севастополь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ, КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ .

Кризис 6-7 лет- переходный период между дошкольным детством и младшим школьным возрастом. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, по Д. Б. Эльконину–учебная деятельность. Таким образом, во время кризиса начала обучения в школе ребенку необходимо перестроиться с ведущей игровой деятельности на деятельность учебную. Именно данная смена деятельности создает наибольшие трудности во время адаптации детей к школе.

В этом возрасте наступает четвертый жизненный кризис по Э . Эриксону- противоречие трудолюбия, компетентности и комплекса неполноценности.

Четвертый психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет (“школьный возраст”) и соответствует латентному периоду в теории 3. Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с. предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с однополым родителем обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к учению и успеху.

Э. Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого.

Наоборот, в тех культурах, где есть письменность, детей, прежде всего, учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и в видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре обучают детей по-разному, они становятсяповышеновосприимчивыми к технологическому этносу своей культуры и своему тождеству с ним.

Согласно Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин “трудолюбие” отражает основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из него получается, и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о “технологических элементах” социального мира, обучая их, трудясь вместе с ними. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так : “Я - то, чему я научился”.

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или относительно своего статуса среди сверстников, это может отбить охоту у них учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению).

Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально- экономическое положение, а не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от успеваемости (по крайней мере, в тех культурах, где есть письменность) . Э. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствий А именно : если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником.

Для Э. Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности - уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влйяние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Кризис 7-ми лет .

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис . Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис , кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, произнося; «я сам» , ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работа.

И пусть желаниезанять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л. Й. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального “я” ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознаниеребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивыеаффективные комплексы.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получалнелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишьнемногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера

недовольства и высокой требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливанияи восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи - результат усвоения постоянноповторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

В период кризиса 7-ми лет проявляется то, чтоС. Л. Выготский называет

Обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении,каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого эффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения,

оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могутизменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторыеиз них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будутфиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка,его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляетсялогика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними

устанавливаются связи, становится возможной, борьба переживаний

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к

возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний,они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления оних складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми,вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик :"четверка" для одного -источник бурной радости, для другого - разочарования и обиды, однимвоспринимается как успех, другим - как неудача. С другой стороны, внутренняяжизнь - жизнь переживаний - влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву

событий, в которые активно включается ребенок.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана

с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и

разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющийболее или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатови более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный,поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системеотношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка, в собственных действиях становитсяважной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность

й непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачиваетсядетская непосредственность : ребенок размышляет, прежде чем действовать,начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим,что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне» , хотя на протяжениимладшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохранятьсяоткрытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослыхсделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становитсякривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определенная самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим, повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возрастной период

Профилактика и помощь в преодолении кризиса начала обучения в школе

Одним из важных методов помощи в преодолении кризиса начала обучения в школе является игровая коррекция – методпсихокоррекционного воздействия, использующий психологические механизмы игрового взаимодействия детей и взрослых. Основное отличие методов игровой коррекции и игровой терапии состоит в позиции взрослого по отношению к ребенку. Игровая терапия, проводится индивидуально терапевтом с одним ребенком в специально оборудованной игровой комнате с множеством игрушек. Игровая коррекция проводится в группе детей при активном взаимодействии и воздействии терапевта на ход игрового процесса детей.

Основная задача психокоррекции в детской игровой группе по А. С. Спиваковской - устранение искажений в психологическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Иными словами через коррекцию искаженно сформированной игры необходимо развить системы самооценки и самосознания, повысить уверенность детей в себе, отработать новые формы и виды игровой деятельности.

Психокоррекционные приемы игрового типа - вид приемов психокоррекции, направленных на развитие у детей навыков общения, эмоционально-личностнойдецентрации, на разрушение старых стереотипов поведения и создание новых.

Принципы психологической коррекции в игре - совокупность правил, обеспечивающих эффективность психокоррекционного воздействия.

Групповой процесс, возникающий в ходе психокоррекцииданною типа, осуществляется в три отчетливо выявляемых этапа.

I.Этап ориентировки. На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры, тактика психолога наименее директивна. Используется техника диалогичного общения, эмпатического слушания, зеркального отражения чувств, особенно важным является принцип минимального количества ограничений. Если ребенок хочет, чтобы на занятиях присутствовал кто-то из родителей, это обязательно разрешается. Очень важно создать у детей положительное эмоциональное отношение к игре, атмосферу “безопасности” в группе, подготовить ребенка к дальнейшей актуализации иотреагированию подавленных чувств. Широко используются игры, облегчающие вступление в контакт, а также техника невербальных коммуникаций.

Диагностика первого впечатления от игры и партнеров, оценка детьми группового процесса совершается при использовании приемаигровой социометрии. А. С. Спиваковской разработан специальный прием игры с мячом, когда чувства детей друг к другу проявляются посредством выбора партнеров. Аналогичным целям отвечает набор соревновательных игр, в которых важны не столько результаты, сколько выбор партнеров, взятие на себя ребенком роли и объяснения чувств. На этом этапе необходимо постоянно поддерживать все позитивные стороны поведения детей, оказывать каждому эмоциональную поддержку, главным образом, в невербальной форме. Психолог следует за игровым контекстом, он сам усваивает “игровой язык” группы.

2. Реконструктивный этап. Здесь основной задачей является создание условий для самоисследования, для самодиагностики мотивов поведения, понимания ребенком своих переживаний и чувств. Поскольку взрослый уже принят игровым коллективом и его участие воспринимается не как “давление взрослого”, а как творческое и равноправное участие в игре, психолог может использовать более активные психотехнические приемы : предлагать игровые сюжеты, вводить некоторые приемы самосуггестии, применять индивидуализированный прием десенсибилизации страхов.

Важным психотехническим средством являются приемы «отреагирования» негативных чувств (подавленной агрессивности, злобы, обиды, эмпатического слушания, общения по типу диалога, а также использование специальных игровых техник, например, рисования пальцами и сюжетно-ролевых игр.

Полезными для самоисследования могут быть любые игры, поскольку выбор роли и ее реализация в игровом сюжете может раскрыть сложные чувства детей, переживания страха и тревоги, амбивалентность чувств к родителям, причины затруднений во взаимодействии и контактах в детском коллективе.

Постепенно на реконструктивном этапе игра приобретает все более проективныйхарактер. Однако для психолога совсем не обязательна (хотя и заманчива) и даже вредна расшифровка скрытого смысла или "подтекста” игры. Важнее создать условия для понимания каждым ребенком собственных переживаний и для формирования навыков отделения фрагментов своего поведения от тех побуждений и чувств, которые их вызывают. Опыт показывает, что задача самоисследованиявполне доступна детям дошкольного возраста, начиная с 5-6 лет.

3. Закрепляющий этап. На этом этапе психолог предлагает детской игровой группе различные игровые задания, в которых наблюдает за проявлением достигнутых детьми «личных достижений» . Можно отметить, что чем полнее было осуществлено целостное принятие и проявление личности ребенка, тем более полным и глубоким оказывается достигнутый психокоррекционный эффект.

К концу ориентировочного этапа игровой коррекции почти все дети проходят через период выраженных изменений внешнего поведения, причем можно видеть, что вялые, заторможенные, скованные дети как бы раскрепощаются, становятся более активными, повышается их тонус, настроение, возрастает двигательная активность.

И наоборот, повышенно эмоциональные, агрессивные, расторможенные дети становятся более сдержанными, спокойными, сосредоточенными, проявляют больше контроля и самостоятельности в играх.

Однако самые большие трудности и испытания для детей, родителей и психолога относят приблизительно к первой трети реконструктивного этапа, когда в процессе игры начинают вскрываться основные" внутренние конфликты ребенка, поведение детей в домашней обстановке и в детских учреждениях резко меняется : усиливается дезадаптированноеповедение, исчезают все позитивные приобретения первого этапа.

Для психолога период заострения дезадаптированного поведения скорее позитивен, т. к. это надежный показатель, что процесс идет эффективно, что психолог приближается к зоне внутреннего конфликта ребенка, затрагивает личностно-значимые пласты его внутреннего мира. Опыт и повторяемость такой закономерной динамики позволяют психологу спокойно преодолеть трудный период и продолжать последовательно реализовывать психотехническую систему воздействия в детской группе.

Следующий «опасный» период в групповой динамике наступает в конце реконструктивной фазы, когда поведение детей становится упорядоченным, однако характеризуется чувством сильнейшей привязанности к психологу.

Очень важно рассмотреть причинность, закономерность и временность такого повышенно-позитивного чувства детей к психологу, помочь родителям понять его сложную психологическую природу, сделать родителей союзниками, а не конкурентами в борьбе за удержание детской любви и привязанности, доверительно обсудить психологическую сущность родительского авторитета.

На этапе закрепления достигнутых в коррекции изменений в переживаниях и поведении детей отношения между ребенком и психологом становятся дружескими, доверительными, но нейтральными. Усиливается автономность и самостоятельность детей, способность самоконтроля. Изменяется не только индивидуальная игра, но и игра ребенка со сверстниками, общение становится раскрепощенным и радостным.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

28. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура. Варианты развития психологической готовности к обучению и адаптация первоклассника к школе.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно.

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить ободрение.

Уход от реальности — еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис семи лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений -значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Возникают трудности воспитания , ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (см. рис. 1) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Достижение 7-летнего возраста – это очередная важная ступень в развитии ребенка, которую называют «кризисным периодом». Ее главная особенность заключается в том, что малыш начинает посещать образовательное учреждение и считаться школьником. Из-за этих кардинальных перемен в жизни у ребенка появляются проблемы с дисциплиной, и как следствие, недопонимание с родителями. Главная задача взрослых на этом этапе – распознать кризис 7 лет у малыша и помочь ему справиться с ним.

В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

  • манерность;
  • неусидчивость;
  • необъяснимое вредительство;
  • попытки передразнивания или копирования взрослых;
  • неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

  • сравнении себя с товарищами;
  • заниженной оценке собственных возможностей;
  • поисках авторитета;
  • кляузах и пакостях;
  • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

Кризис в 7 лет – это серьезное испытание и для малышей, и для взрослых. Видя, как обожаемое чадо превращается в неуправляемую вредину, многие родители тоже становятся агрессивными и раздражительными. Они стараются добиться авторитета у малыша любой ценой. В ход нередко идут грубые высказывания, угрозы, лишения и даже попытки поднять руку на ребенка. Неправильное поведение родителей только усугубляет ситуацию, в результате чего взрослым и детям сложно найти компромисс и понять друг друга.

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет.

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

  • За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
  • Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
  • Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
  • Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
  • Его увлекают только игры со сверстниками. Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
  • Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
  • Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
  • Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
  • Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
  • Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

Причины кризиса:

  • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
  • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
  • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет

Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.

Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:

  • Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
  • Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
  • Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
  • 7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов. Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.

Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.

Изменение образа жизни, позиции и поведения ребенка вынуждает старших отправляться на поиски новых методов взаимодействия с ним. Своевременная подготовка к вступлению в социальную роль позволит вчерашнему дошкольнику развить социальные навыки и быстро адаптироваться к школе.

  • Установите четкий режим дня. Не позволяйте малышу долго засиживаться за просмотром телевизионных программ и просыпаться по утрам поздно. Приучите его начинать свой день и отходить ко сну в одно и то же время. Четкий режим дня облегчит переход к школьной жизни и для родителей, и для малышей.
  • Познакомьтесь с учительницей и покажите ребенку здание школы. Обязательно посетите со своим чадом день открытых дверей. Расскажите ему о его новой роли. Если в первый школьный день ученик знает, как обращаться к учителю и где находится кабинет, он почувствует себя в разы увереннее.
  • Обсудите с малышом новые требования и возможности. Четко очерчивайте границы его прав. Создайте у ребенка ощущение, что новые требования – это проявление доверия. Ранее он не мыл за собой чашку, так как мог ее разбить, а сейчас он уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы выполнить это задание.
  • Больше свободы. Закрепляйте за ребенком новые обязанности, но не принимайте за него решения о сроках и времени их выполнения. Удерживайтесь от ограничивающих фраз вроде «Чтобы через 10 минут здесь был порядок!» и «У тебя 5 минут на мытье посуды». Не вмешивайтесь в действия ребенка, пока он не попросит у вас помощи.
  • Покажите малышу последствия его поступков. Если он саботирует мытье посуды, продемонстрируйте ему ситуацию, в которой совсем нет чистых тарелок. Когда ребенок игнорирует просьбы и уговоры и не делает домашнее задание, позвольте ему получить запись в дневник и первую «двойку». На первый взгляд такие действия кажутся демонстрацией безразличия. Но на самом деле они научат малыша брать ответственность за свои поступки.
  • Не забывайте об играх. Ребенок не может сразу перестроиться на «взрослый режим». Помогите ему в этом: просите посчитать сдачу в магазине, написать записку для папы, прочитать вывеску на здании и так далее.
  • Поощряйте общение со сверстниками. Приглашайте старых друзей ребенка домой и знакомьтесь с его одноклассниками. Анализируйте, как проходит кризис 7 лет у других детей.
  • Не торопитесь. Ваш ребенок обязательно скоро станет взрослым и самостоятельным человеком. Сейчас он только вступил в новый этап развития. Позволяйте ему иногда лениться.

Как поступить родителям «кризисного» ребенка? Выключить панику и включить понимание. Вы же знаете, что переходный период не может длиться всю жизнь. Вскоре вместо подражания взрослым ребенок будет самостоятельно принимать решения, исходя из ситуации и своих ощущений. У него появится свое мнение, увлечение и отношение ко всему вокруг.

Не проявляйте заботу в тотальном контроле и повышенных требованиях. Дайте ребенку возможность «дышать полной грудью». Облегчить протекание переходного периода под названием «кризис» поможет пересмотр отношения к чаду и расширение границ его свободы. Объясните малышу важность тренировки внимания и памяти, но оставьте длительность занятий на его усмотрение. Однако не забывайте и об осторожном наставлении – игры «Подводные лодки » и «Космос » могут так увлечь школьника, что он потеряет счет времени.

Помогайте ребенку своевременно заканчивать свои дела. Ему стоит отходить ко сну в одно и то же время, чтобы иметь возможность восстановить силы для новых свершений.

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.

Сохранение детства

Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.