Домой / Перманентный / Восточные немцы. Германия и немцы

Восточные немцы. Германия и немцы

Двадцать восемь лет назад, 9 ноября 1989 года, пала Берлинская стена. Границу между Восточным и Западным Берлином официально закрыли уже в 1951 году. Однако в первое время сбежать было не так уж и сложно, и восточную часть покинули 2,6 млн человек. Тогда власти ГДР решились на радикальные меры. Основное заграждение было построено за одну ночь на 15 августа 1961 года, но укрепляли стену вплоть до ее падения.

С тех пор прошло ровно столько, сколько простояла Берлинская стена. Но немцы до сих пор негласно поделены на “осси” (восточных) и “весси” (западных). Некоторые “осси” все еще предаются ностальгии по социалистическому прошлому. В Германии для обозначения этого чувства даже придумали специальный термин – “остальгия”. Мы собрали воспоминания восточных немцев, которые могут разделить большинство из тех, кто вырос в Советском Союзе.

Школьная система образования и учеба по субботам

Как и в ряде стран Советского Союза, в школах восточной Германии была “шестидневка”. Общих критериев субботней учебы не было: где-то школьники сидели четыре урока, где-то шесть. Школу по субботам отменили только в 1990 году, когда страна вновь объединилась. Вместо занятий школьники с родителями стали ездить в западную часть, чтобы получить “приветственные деньги” (Begrüßungsgeld). Это материальная помощь, которую ФРГ выплачивала каждому восточному немцу при въезде на западную сторону.

Дагмар: “После 9 ноября мы, учителя, часто стояли перед полупустыми классами. Большинство учеников по субботам уезжали в западную Германию, чтобы получить денежную помощь. И да, “восточные” дети были более образованными. После объединения страны общий уровень образования откатился назад”.

Йоахим: “К счастью, в субботу я должен был идти в школу. Жаль, что только до обеда. Моей маме в это день почему-то всегда приходила в голову идея делать уборку. Поверьте, я был рад, что мне нужно учиться. Но если серьезно, никому из нас это не повредило. Жаль только учителей, которые и так всю неделю были перегружены”.

Другие не так оптимистично вспоминают школьные годы, но признаются, что польза от субботней учебы была несомненной.

Хайке: “Я ненавидела учебу по субботам, но, по крайней мере, вреда мне это не нанесло. Было бы неплохо ввести то же самое сегодня. Дети занимались бы чем-то полезным в жизни, а не пялились все выходные в смартфон”.

Гоа: “Я даже в техникуме ходила по субботам на учебу - два часа русский, два часа марксизм-ленинизм. Вот это было настоящее удовольствие!”

Михаэль: “В те времена был порядок и мы, дети, уважали взрослых. Сегодня только и слышишь от них на улице: “Эй, чувак”… Каждый делает в школе что захочет. У учителя не осталось никаких прав. Раньше, бывало, и тряпка по классу летала… Все-таки учеба по субботам – однозначно неплохая идея”.

Детские сады полного дня

Это сейчас почти половина немцев уверена, что ребенок страдает из-за отсутствия матери, которая вынуждена работать. В ГДР такой вопрос не стоял. Чтобы строить социалистическое будущее, женщины после родов должны были как можно раньше возвращаться к работе. Варианта “домохозяйка” не существовало в принципе. В Конституции ГДР была напрямую прописана обязанность женщины трудиться: “Социально полезная деятельность - почетная обязанность каждого трудоспособного гражданина”. При этом домашний труд работой не считался.

Для мотивации женщин власти позаботились о 100%-й обеспеченности детей местами в детских садах. Учреждения работали с шести утра до семи вечера, многие проводили в них ежедневно по десять часов и дольше. Нередки были недельные сады, когда ребенка приводили в понедельник утром и забирали в пятницу вечером.

Ингрид: “Наши детские сады были прекрасны. Можно было не бояться забрать ребенка на полчаса позже. Через восемь недель после родов я уже вышла на работу”.


Райнард: “В ГДР все дети были желанными, их появление приветствовалось обществом, чего нельзя сказать сегодня. Благополучие детей было общественной заботой. На ребенка выплачивалось пособие в двадцать марок, сегодня сумма намного больше, но можно ли что-то сделать для детей без любви?”

В сегодняшней Германии лишь 70% матерей работают, причем только треть из них - полный день. Современное немецкое общество теперь приравнивает ведение домашнего хозяйства к неоплачиваемой работе. Неработающие матери, имеющие хотя бы одного ребенка дошкольного возраста - обычное явление. Социум относится к этому если не с одобрением, то с пониманием точно.

Пионерская организация

В ГДР, как и в Советском Союзе, была своя пионерская организация. Только она носила имя не Ленина, а Эрнста Тельмана - видного немецкого коммуниста, уничтоженного фашистами, а галстуки пионеров были не красные, а синие. Впрочем, вскоре их тоже заменили на красные. Пионерия просуществовала вплоть до падения стены. Формально прием в организацию был добровольным, но фактически ее членами были почти все школьники с первого по седьмой класс.

Клятвы пионеров-тельмановцев и пионеров-ленинцев звучали почти идентично: “…клянусь жить, учиться и бороться так, как учил нас Эрнст Тельман”, “…горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин”. Ну и, разумеется, “будь готов – всегда готов”. С пятого класса каждый “восточный” пионер начинал в обязательном порядке учить русский. Для языковой практики школы организовывали переписку с советскими школьниками. Иногда она длилась годами, перерастая в настоящую дружбу. Многие немцы до сих пор хранят в шкафу те письма.

Габриела: “У меня был синий галстук. Я переписывалась с русской девочкой, и она прислала мне свой красный галстук. После этого наша переписка оборвалась. Жаль…”.


Сибилле: “Красный галстук до сих пор храню дома, я очень гордилась, что ношу его. Вместе с галстуком нам прививали ценности: будь вежлив и готов помочь, уступай места пожилым людям, уважай родителей. Куда все это ушло?”

Онлайн-магазины активно пользуются ностальгией по пионерии. Синие и красные галстуки можно купить практически на каждом сайте, торгующим “восточногерманскими” товарами. Правда, там они будут “made in Сhina”. Тому, кто хочет оригинальный продукт, прямая дорога на ebay – цены на подержанный пионерский символ начинаются от восьми евро.

Коллективная уборка урожая

Почти каждый, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнит добровольно-принудительные поездки на уборку урожая. Ради этого осенью на две недели даже отменялись уроки. Денег за это не получали на сами ученики, ни школа (во всяком случае, детям об этом не говорили). Самое большее, что можно было получить за свой труд - незаметно вывезенное с поля ведро картошки.

Несколько иначе было в ГДР. Школьники так же проходили “отработку”, а осенние каникулы так и назывались – “картофельные каникулы” (‘Kartoffelferien’). Но за каждый собранный ящик овощей детям платили небольшую сумму – от 10 пфеннингов. Бывшие “осси” вспоминают, что за каникулы можно было неплохо подкопить карманных денег.

Хорст: “Ребенок понимал, что деньги можно заработать. Понимает ли это кто-то из сегодняшних детей? Сомневаюсь! Зато сейчас всякие умники называют это принудительным трудом в социалистическом лагере!”

Ангела: “Мы ездили убирать картошку всем классом. А деньги потом шли на классную поездку. От того, как хорошо мы работали, зависело, сколько родители должны доплатить”.


Сабине: “Во время каникул мы с братом ездили собирать картошку. Заработанные деньги тратили на мороженое и кино, а остальное откладывали. Мой внук сейчас просто не может поверить, когда я ему об этом рассказываю”.

Свен: “Я тоже ездил на поле, но при этом о добровольности говорить не приходилось. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы. И нет, я не получал от этого удовольствия. Но работать точно научился”.

Еще в ГДР был лагерь труда и отдыха - что-то типа советских пионерских лагерей. Школьники до обеда работали, а после культурно отдыхали. Часто туда приезжали дети из других стран соцлагеря.

Катрин: “В лагере мы собирали яблоки. Вместе с нами работали ровесники из Польши, мы соревновались друг с другом. Тогда никто не знал слов “иностранцы” и, несмотря на языковый барьер, нам всем было очень весело. Не было ссор, никто не старался уничтожить другого. Детский труд? Смешно..”

Эвелин: “Мы ездили собирать клубнику и вишню. На дерево разрешали залезать только тем, кому уже четырнадцать, остальные должны были обрывать ягоды с веток. Но мы все им завидовали и хотели наверх”.

Мультфильм “Ну, погоди!”

Культовый мультфильм советских детей, который можно смотреть бесконечно, был не менее популярен в ГДР. Только в прокате он шел под названием “Заяц и волк” (‘Hase und Wolf’), а реплики персонажей переводить не стали, что, собственно, немецким детям никак не мешало. Многие “осси” до сих пор считают, что это лучшее, что пришло в страну из Советского Союза. Мультфильм показывали по телевизору, в кинотеатрах и детских садах.

“Я всегда с восторгом смотрела этот мультфильм, там волк говорил ‘nubaggadi"”, – вспоминает Рамона.

Спустя годы человеку многое кажется иным, чем было на самом деле. Улицы чище, конфеты вкуснее, а люди вежливее. Психологи считают, что прошлое, воспринимаемое позитивно, помогает человеку жить полноценно и строить планы на будущее. Конечно, никто из бывших “осси”, самозабвенно предающихся воспоминаниям, не хочет снова жить за стеной. Но большинство из них с удовольствием “остальгируют”. Просто потому, что их жизнь в ГДР - это в первую очередь семья, дом и друзья.

Ральф: “Я считаю, что у нас была прекрасная жизнь в ГДР, но не благодаря соцстрою, а вопреки ему. Своим беззаботным детством я обязан родителям и родственникам, которые жили в западной части. От заботы социализма в то время я бы с удовольствием отказался. В следующий раз, когда кто-нибудь соберется строить стену, пусть предупредит заранее, чтобы было время исчезнуть”.

Фото: pixabay.com, кадр из фильма Вольфанга Беккера “Гуд бай, Ленин!”

Остальгия (нем. Ostalgie, от Osten) - ностальгия по временам и культуре ГДР. Иногда определяется как «воспоминание, ретроспективный взгляд на вещи и обстоятельства из повседневной жизни бывшей ГДР». В более широком смысле остальгия - это тоска по ушедшему социалистическому прошлому в странах так называемого социалистического лагеря. Авторство неологизма остальгия, по крайней мере его актуализацию, приписывают немецкому артисту Уве Штаймле, выступавшему с программой Ostalgie.
Остальгия - культурный феномен самоидентификации. Существует противопоставление людей по жизненному укладу и культуре: «осси» (восточники) и «весси» (западники). Приверженность своей культуре выражается, в частности, в выборе характерных товаров «остальги», фильмов и их персонажей, пристрастие к социалистической символике и прочем. Спустя 25 лет после падения Берлинской стены в Германии продолжают пользоваться спросом и товары с брэндом "сделано в ГДР". Как правило, их можно заказать в специальных интернет-магазинах. Ассортимент крайне разнообразен: предлагается одежда времен ГДР, музыка, фильмы и даже подлинные денежные купюры и ордена, которыми партийное руководство награждало героев труда.

Впрочем, “весси”, то есть западные немцы, не отстают от “осси”. Для них, правда, приобретение товаров с брендом “сделано в ГДР” - это скорее некое увлекательное путешествие, сродни использованию машины времени. "Лучше всего продаются продукты питания", - рассказывает владелица одного из таких интернет-магазинов Зильке Рюдигер (Silke Rüdiger). В цене и почете - шампанское "Красная шапочка" из восточногерманского Фрейбурга, горчица из саксонского Баутцена, огурчики из Шпревальда и даже ClubCola - популярный в ГДР лимонад, аналог американской Coca-Cola.
Так, пользуется огромной популярностью берлинская гостиница Ostel, интерьер и все вещи в которой воспроизводят быт Восточной Германии. Владельцы отеля положили немало сил на то, чтобы найти не копии, а настоящую мебель и предметы обихода для всех 60 комнат своей гостиницы. В итоге в Ostel всё аутентичное, сделанное в ГДР. В номерах даже висят портреты генсека Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эриха Хонеккера.

"Наши гости хотят почувствовать, как было в прошлом, помимо этого им нравится, что у нас спокойно - нет ни телевизоров, ни телефонов, ни каких-либо предметов роскоши", - раскрыл журналистам Deutsche Welle секрет успеха гостиницы её владелец Даниэль Хельбиг. Впрочем, если для западных немцев “пожить в ГДР” - интересный аттракцион, то для восточных - повод вспомнить молодые годы.

Ностальгия по ГДР связана с эмоциями людей, а не с их политической позицией, убежден владелец "Кабинета "остальгии" (Ostalgie Kabinett) под Магдебургом Дирк Грюнер (DirkGrüner). "К нам в музей приходят люди, у которых наворачиваются слезы на глаза, когда они рассматривают наши экспонаты", - рассказывает он. За последние годы Грюнер собрал почти 20 тысяч предметов быта времен ГДР. "Некоторые наши посетители просят продать им кухонную утварь, ведь у нее отменное качество", - говорит Дирк Грюнер и добавляет, что на такие просьбы он реагирует отказом. Ведь, по его выражению, "иначе в музее уже давно бы ничего не осталось".

Тем не менее, несмотря на то, что после краха ГДР прошло четверть века, некоторые немцы чувствуют себя чужими в объединенной Германии. Им кажется, что с исчезновением ГДР они лишились родины. К такому выводу в ходе своих исследований пришел социолог из Свободного университета Берлина (Freie Universität Berlin), профессор Клаус Шрёдер (Klaus Schroeder). "Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой", - объясняет он скрытые причины так называемой "остальгии".

Восточные немцы почувствовали, что с радикальным переходом экономики на рыночные рельсы все, что ими было достигнуто, разом обесценилось. В 1990 году были закрыты многие предприятия, на которых они трудились. Продукция просто оказалась никому ненужной, а квалификация сотрудников - невостребованной.

По мнению социолога, сама по себе "остальгия" - явление безобидное. Тем не менее у него есть и обратная сторона. Так, 40 процентов немецкой молодежи, чьи родители выросли в бывшей Восточной Германии, не считают ГДР диктатурой. А 50 процентов полагают, что демократия в Западной Германии не была настоящей. По мнению профессора Шрёдера, это связано с желанием "осси" добиться признания в глазах "весси". Важно, предостерегает профессор, чтобы тоска по прошлому не привела к лживой трактовке истории: "Не "остальгия" опасна, а аполитичность немецкого общества".

В то время как Германия в 2019 году готовится отпраздновать 30-летие падения Берлинской стены - спонтанного взрыва свободы, который привел к крушению коммунизма в Европе - жители страны разделились в своих воспоминаниях о минувших днях. Согласно опросу федерального правительства по поводу событий 1989 года, 57% немцев, живущих в восточной части страны, оценивают жизнь при коммунистах скорее позитивно, чем негативно, пишет The Washington Post.

«В ходе опросов люди говорили: «социализм не сделал мне ничего плохого» или «моя жизнь в ГДР не была пустой», - рассказывает Габриель Хауболд, архитектор и градостроитель, живущая в небольшом городке Айзенхюттенштадте на границе с Польшей. Город сталеваров, построенный более полувека назад и предназначенный для демонстрации мощи социалистической экономики, вплоть до 1961 года назывался Сталинштад. Там времена социализма все еще вызывают теплые воспоминания.

«Люди помнят, как им жилось в ГДР, когда все было по-другому, - продолжает Хауболд. - У нас была работа, система соцзащиты и нам не надо было беспокоится о многих вещах. Но, конечно, нужно помнить, что мы заплатили определенную цену за эти блага».

Те, кто занимал высокие посты в правительстве ГДР или работал на печально известную секретную полицию «Штази», были привлечены к ответственности или скрывались после объединения Германии в 1990 году. Но с течением времени подобное прошлое перестало восприниматься как позорное клеймо.

Отшлифованные воспоминания

В 50-х в Айзенхюттенштадте - «город сталеваров» дал приют тысячам рабочих гигантских металлургических предприятий. Сегодня город выглядит как законсервированная версия позабытой эпохи. Безработица за последние годы достигла 20%, население сократилось на треть, и перспективы роста крайне невелики.

Местный историк Андреас Людвиг - один из немногих жителей западной Германии, кто переехал в Айзенхюттенштадт после объединения. В 1993 году он открыл музей бытовой культуры ГДР. За эти годы, он убедил многих местных жителей нести туда учебники, предметы быта, постеры - словом, все, что может помочь рассказать о той эпохе будущим поколениям германцев. Сейчас его коллекция насчитывает 150 тыс. экспонатов. Многие «западные» немцы до сих пор обвиняют «восточных» в романтизации коммунистической жизни, отмечая, что они забывают про притеснения, отсутствие свободы и экономические недостатки. Однако, по словам Людвига, ностальгия по временам ГДР - это скорее способ привлечь внимание к проблемам объединенной Германии. «Когда люди говорят, что в ГДР им жилось лучше, политики злятся.

Однако профессор политологии берлинского Свободного университета Клаус Шредер, опираясь на собственные исследования, говорит, что даже у восточно-германских подростков, родившихся после 1989 года, идеализированные представления о жизни при коммунизме, благодаря их родителям и учителям, которые приукрасили жизнь в ГДР.

«Да, многие молодые люди, живущие в восточной Германии, хотят вернуть ГДР назад, но речь идет о мифической ГДР, которая находится только в их воображении, и не имеет ничего общего с реальной восточной Германией до 1989 года, - отмечает Шредер. - На самом деле, молодежь мало что знает о настоящей ГДР. Об этом им не рассказывают в школах, потому они и создали свою собственную версию, опираясь лишь на ностальгичские и положительные аспекты».

Растущее разочарование

В то же время, радужные надежды людей на лучшее будущее померкли. Если в 1991 году 97% восточных немцев ожидали, что их уровень жизни выровняется с уровнем их западных соотечественников через два десятилетия, то сегодня на социальное равенство надеются только 12% немцев, живущих в Восточной Европе. «Разочарование постигло многих жителей Айзенхюттенштадта в начале 90-х, когда государственные заводы были закрыты или приватизированы, - говорит 73-летний Вольфгант Антон, бывший директор школы. - Многие люди потеряли чувство самоуважения. Сегодня это те, кто любит вспоминать все хорошее, что связано с ГДР

Научная работа по изучению жизни в ГДР ведётся в берлинском Музее ГДР, экспозиция которого дает возможность взглянуть на историю ГДР с разных сторон: с точки зрения частной жизни людей со многими счастливыми моментами, и с точки зрения воздействия на их жизнь и судьбы со стороны диктатуры. Причины остальгии социолог из Свободного университета Берлина профессор Клаус Шрёдер (de:Klaus Schroeder) объясняет тем, что «Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой».

По мнению доктора Франка Коха из Центра социологических исследований Берлина и Бранденбурга: «остальгия - началась потому, что на востоке слишком много ждали от объединения, а получили слишком мало». При этом он отмечает, что восточная идентичность - не землячество, как у баварцев или саксов и восточные немцы сами не хотят интегрироваться. Аналогичное мнение высказывает и профессор Юрген Хардт (Jurgen Hardt), психоаналитик из Йены: «в период воссоединения страны политики давали много обещаний, что будило много надежд, которые для большинства так и остались нереализованными», при этом также отмечая, что «осси» и «весси» по-прежнему чужие друг другу. 40 % немецкой молодежи, чьи родители выросли в ГДР, не считают её диктатурой, при этом 50 % считают, что демократия в ФРГ не была настоящей. Исследователи говорят, что наиболее привлекательна вся ГДР-мода для тех, кому в 80-е годы было 10 - 12 лет. Согласно опросу журнала «Штерн» в 2009 году 57 % «осси» в той или иной степени жалели, что от повседневной гэдээровской жизни ничего не осталось. По мнению доцента Кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации БФУ им. И.Канта М. С. Потёминой «Остальгия… - Это ностальгия по времени, когда у людей были мечты, была надежда. Когда людям снился мир за границей. Теперь, когда они живут в этом мире, на смену мечтам пришло глубокое разочарование».

Тема остальгии затрагивается в кинофильмах:

«Гуд бай, Ленин!» (2003, Вольфганг Беккер), некоторым образом способствовавший распространению остальгии
«Клейнруппин навсегда» (2004, Карстен Фибелер (нем.)),
«Солнечная аллея» (1999, Леандер Хаусман) - в котором, по мнению критиков, повседневная жизнь в ГДР была приукрашена,
«Любовь за стеной» (2009, Петер Тимм).
"Ostalgie" (2018) - видеоигра, в которой игровым пространством выступает ГДР времён поздней Перестройки и распада соцлагеря.

***
Объединение Германии, падение Берлинской стены, большие перемены в сфере политической и культурной жизни страны не могли не затронуть литературу. «“Немецкая литература объединения” - это, без сомнения, один из важнейших и актуальнейших вопросов, интересный не только в свете литературоведческих исследований современной литературы, но и важный для понимания того, как воспринимается немецкая литература обществом», - справедливо отмечает Фолькер Ведекинг.... Но не всегда авторы оправдывают ожидания критиков и политиков. Их спокойная, немного ироничная, иногда меланхоличная манера повествования позволяет недостаточно внимательным западным критикам обвинить молодых восточных авторов в ностальгии по ГДР. В этой связи в СМИ и критической литературе все чаще упоминают слово «остальгия». Такому положению дел, без сомнения, способствовали бесчисленные автобиографии, эссе, записки, наблюдения, частные воспоминания, художественно переработанные дневники бывших жителей ГДР, наводнившие книжный рынок в первые годы после «воссоединения» двух немецких государств. Не утихающие литературные споры по поводу некритического отношения и ностальгически окрашенного изображения действительности ГДР не обошли даже Гюнтера Грасса, роман которого «Широкое поле» (“Ein wetes Feld”) стал поводом к новому всплеску возмущения западнонемецких критиков, литературоведов и даже политиков. Не меньшее удивление и эмоции вызвал тот факт, что роман пользовался большой популярностью среди читателей, вознесших его на первое место среди прочих бестселлеров. Особенно много поклонников роман приобрел среди населения бывшего ГДР, разделяющего взгляды некоторых героев романа -представителей восточной Германии. ...

Источники:

1. Dominic Boyer. Ostalgie and the Politics of the Future in Eastern Germany. Cornell University // Остальгия и политика будущего в Восточной Германии
https://www.researchgate.net/publication/31102722_Ost..
2. Donna Werbner - Germans embrace communist past, CNN,http://edition.cnn.com/2003/TRAVEL/09/18/germany.east/
3. «ОСТАЛЬГИЯ» В ЛИТЕРАТУРЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ https://journals.kantiana.ru/journals/courier/1612/46..
4. Andrea Rota. Testi pubblicitari ostalgici: una breve analisi semiotica, in «Linguistica e Filologia» 24/2007, p. 137-152.
5.Франсуа Кавиглиоли. Ностальгия по железному занавесу // Le Nouvel Observateur, Франция, 13 декабря 2007
6. https://vk.com/public97220602?w=wall-97220602_2914








































































































































Всё новые волны беженцев из Азии и Африки прибывают в Старый Свет, чтобы сесть на шею либеральным европейцам

Из-за них в последнее время осложнилась межнациональная и криминальная обстановка. Все это результат европейской политики мультикультурализма. Но не все страны Европы ее поддерживают. Венгрия, Словакия, Чехия и Польша уже задумываются о выходе из Евросоюза, если исламизация и прием мигрантов не прекратятся. Даже в ФРГ есть сторонники выхода из ЕС. И больше всего их на территории бывшей ГДР. Там с ностальгией вспоминают времена, когда у восточных немцев было свое независимое государство.

Жители современной Германии расколоты не только на баварцев, швабов и прочих саксонцев. Там до сих пор люди разделяют себя на западных и восточных немцев. Тех, кто жил в социалистической ГДР, называют «осси», а в проамериканской ФРГ - «весси». По сути, сейчас это два совершенно разных народа со своей историей, культурой и менталитетом. Так, у восточных немцев сохранилась любовь и ностальгия по временам, когда они вместе с СССР входили в социалистический блок. Многие из них любят Россию, Владимира Путина и поддерживают нашу внешнюю политику.

Аншлюс и оккупация

Восточные немцы недовольны, что Западная Германия захватила ГДР в 1990 году. Тогда большинство гэдээровцев на самом деле не хотели терять независимость. Власти страны собирались подписать равноправный договор с ФРГ о свободе передвижений, сносе Берлинской стены и экономическом сотрудничестве. Но американские спецслужбы и предатель Михаил Горбачев заставили их смириться с оккупацией.

Председатель КГБ СССР Владимир Крючков вспоминал о советско-американских переговорах:

Когда по своим каналам, через разведку, контрразведку мы получали материалы о состоявшихся переговорах Горбачева в Рейкьявике, на Мальте и других местах, мы поражались тематике и содержанию этих бесед. Уже тогда откровенно говорили о продаже ГДР.

Вот сегодня европейцы возмущаются воссоединением Крыма с Россией. Но в ГДР даже референдум не дали провести! Просто упразднили все органы власти, распространили на новые земли действие конституции ФРГ, заменили марку ГДР валютой ФРГ. За первые годы в объединенном государстве почти два миллиона гэдээровцев потеряли работу. Объем производства снизился вдвое, а 85 процентов всей промышленности прибрали к рукам западные немцы.


Демонстрация в Дрездене против исламизации и политики фрау Меркель. Изображение: Дарья Асламова/«Комсомольская правда»

Партийная чистка

Сразу же началась чистка государственного аппарата. Большинство чиновников уволили из-за неблагонадежности. Затем уничтожили армию - вторую по мощи среди стран Варшавского договора. Из университетов ГДР выгнали многих профессоров и преподавателей без сохранения стажа. Всем работникам высших учебных заведений приказали заполнить анкеты и сообщить подробные сведения о своих политических взглядах. Теперь нужно было стучать на своих коллег, если у них были высказывания против оккупации ГДР. Старые учебники заменили, теперь в них рассказывалось, как ужасно жилось ГДР под опекой Советского Союза, все переделали под американские стандарты. А ведь гэдээровская система образования считалась одной из лучших в мире!

Из ФРГ хлынули работники, которые мигом захватили все высокооплачиваемые должности. Восточные немцы теперь шли на менее престижную работу или пополняли армию безработных.
- Представьте людей, которые работали всю жизнь, а потом им сказали, что они никому не нужны, что социализм был бредом. Они лишились работы и в моральном смысле получили по роже. Это было тяжелое время, крах иллюзий, - вспоминает то время депутат парламента Саксонии от партии «Альтернатива для Германии» Йорг Урбан .


Вернуть независимость

Граждане бывших ГДР и ФРГ сразу же стали презирать друг друга, эта напряженность чувствуется и сегодня. Восточные немцы считают своих западных соотечественников высокомерными и жадными, вечно использующими Восточную Германию в своих меркантильных целях. А «весси» видят «осси» ленивыми людьми, которые не способны зарабатывать деньги. К тому же западные немцы больше подвержены либеральной пропаганде. Они не понимают консервативных взглядов своих сограждан, которые не хотят видеть у себя в городах гей-парады и прочие «достижения» демократии.

По-разному относятся и к мигрантам. Если на западе их ждут с распростертыми объятиями, то на востоке Германии беженцев ненавидят. Да и сами мигранты быстро уезжают оттуда, в том числе и потому, что бывшая территория ГДР существенно отстает в своем экономическом развитии.

Даже сейчас в разных частях государства сохраняется разный уровень зарплат и пенсий.

Профессор Карл Деринг так оценивает ситуацию:
- Восточные немцы гораздо беднее, чем западные. Множество исследований показывает, что мы - немцы «второго класса».

На востоке все популярнее становятся протестные настроения. Там выше рейтинги ультраправых партий и тех политиков, кто поддерживает союз с Россией, а не политику ЕС. В последнее время набирают популярность радикальные идеи о восстановлении независимости ГДР. И если в Европе ничего не изменится, то у таких взглядов будет все больше сторонников.

Кстати

  • Общая длина Берлинской стены, не позволявшей беспрепятственно передвигаться из восточной части города в западную и наоборот, составляла 155 км, из них 127,5 км были с электрической или звуковой сигнализацией. У сооружения было 259 собачьих площадок, 302 смотровые башни, 20 бункеров. У стены несли службу 11 тысяч солдат.

Имей в виду

  • На всей территории Восточной Германии вплоть до XV века проживали славянские племена - бодричи и лютичи, позже они ассимилировались и стали считать себя немцами. Единственный славянский народ, который до сих пор сохранился в Германии, - лужичане, но их осталось всего 50 тысяч человек.

До начала горбачевской перестройки ГДР была, пожалуй, самым верным вассалом Советского Союза. "Курица не птица, ГДР - не заграница", - шутили тогда. Дружба с "большим братом" была возведена в Восточной Германии в ранг официальной государственной идеологии. В школах в обязательном порядке учили русский язык, историю КПСС и СССР, едва ли не у каждого немецкого города был советский побратим, отмечались в ГДР и советские праздники.

Дружба не по принуждению

Тесными были экономические связи двух стран. Около трети внешнеторгового оборота ГДР приходилось на Советский Союз. По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса (Michael Harms), почти у каждого завода были производственные или научные связи с советскими организациями и предприятиями, что предполагало и личные контакты.

Кроме того, на территории Восточной Германии была дислоцирована мощная группа сначала советских, а позднее российских войск, и жители ГДР имели порой весьма плотные контакты с военнослужащими, прежде всего с офицерским составом.

Сплошь и рядом заключались смешанные браки. Как подчеркивает Михаэль Хармс, чаще всего - между восточными немцами и россиянками. Сам он, кстати, тоже один из тех восточных немцев, кто "пал жертвой" российского женского обаяния, а накопленные им еще в гэдээровские времена знания русского языка и опыт межкультурного общения послужили хорошей площадкой для карьерного старта уже в объединенной Германии. Да и в Москве сейчас он чувствует себя, как рыба в воде.

"Восточные немцы, особенно те, которые получили среднее образование в ГДР, как правило, знают русский язык, - объясняет собеседник Deutsche Welle. - Они лучше знают историю Советского Союза и России и в целом с большей симпатией относятся к России".

Такую точку зрения разделяет и бывший гэдээровский дипломат Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski). "Люди на востоке Германии сохранили доброе отношение к русским и по-прежнему называют их друзьями, - рассказывает Грабовски. - Именно так было принято именовать жителей СССР в Обществе германо-советской дружбы".

Надо отметить, что для граждан ГДР членство в этой организации было "добровольно-принудительным". Но разве можно дружить по указанию сверху? "Безусловно, не все 6,5 миллиона членов общества были искренними друзьями Советского Союза, - признает Грабовски. - Вступать в эту организацию было принято, вступали коллективно, всей бригадой. Но не только".

Бывший дипломат рассказал об итогах опроса, который он много лет назад провел среди 13 тысяч молодых членов этого общества, причем опроса анонимного. 81 процент респондентов заявили, что дружеские чувства по отношению к Советскому Союзу они испытывают совершенно искренние, что это - их глубокое внутреннее убеждение.

По ту сторону политики

Впрочем, и в Западной Германии всегда было немало людей, искренне симпатизирующих России, прежде всего благодаря знакомству с русской культурой. "В первую очередь людей привлекала и привлекает богатейшая российская культура - Достоевский, Толстой, великие русские художники, в частности Кандинский, которого здесь считают непревзойденным", - рассказал в интервью Deutsche Welle управляющий делами Германо-российского форума, выходец из западной Германии Мартин Хоффман (Martin Hoffmann).

На востоке Германии большой популярностью пользовался ансамбль песни и пляски имени Александрова. К тому же кое-какие обычаи и традиции, переданные "большими братьями" "младшим", сохранились там по сей день. Например - ходить за грибами, вспоминает Вольфганг Грабовски. А еще - гостеприимство.

"На востоке Германии, - говорит Грабовски, - прижилась и пришлась по душе такая форма гостеприимства, с которой восточные немцы познакомились во время поездок в СССР или в общении с советскими военнослужащими". Примечательно, добавил он, что такую традицию хранят не только лично познавшие российское хлебосолье, но и их дети.

В конфликте с системой

Ангела Меркель относится к России прохладнее, чем ее предшественник

Другое дело - те восточные немцы, которые были критично настроены к социализму, находились в оппозиции к системе, существовавшей в ГДР. "Они, разумеется, понимали, что эта система была привнесена в Германию Советским Союзом, - объясняет глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. - Поэтому они не любили Советский Союз, и эта нелюбовь влияет и на отношение к сегодняшней России".

Возможно, именно этим объясняется более прохладное отношение к России сегодняшнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), чем было у ее предшественника Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder). Она - восточная немка, но из числа тех, кто был критически настроен к режиму в ГДР.

Утеря контактов

После воссоединения Германии налаженные за многие десятилетия связи теперь уже бывшей ГДР с агонирующим СССР стали быстро разрушаться, если не считать короткого всплеска в тот переходный период, когда еще действовали переводные советские рубли. Потом в восточногерманских землях началась повальная приватизация, и большинство предприятий, имевших кооперационные связи с советскими заводами и фабриками, просто прекратили свое существование из-за неконкурентоспособности.

Не у дел остались и многие восточные немцы, которые раньше занимались двусторонними связями. "Даже высококлассных специалистов с блестящими знаниями русского языка не брали на работу в крупные западногерманские фирмы, - вспоминает Вольфганг Грабовски. - Концерны предпочитали брать на российское направление своих людей, знавших только английский".

Объяснить этот феномен собеседник Deutsche Welle не берется. "Возможно, сказывалось пренебрежительное отношение к восточным немцам вообще, - предполагает он. - Есть, конечно, люди, сделавшие карьеру, но они, скорее, исключение".

Смена поколений

Однако постепенно разрушенные связи восстановились, а люди, знающие русский язык и российские реалии, снова оказались востребованы. В первую очередь это коснулось восточногерманских специалистов, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, вспоминает управляющий делами Германо-российского экономического альянса Виталий Шмельков.

По наблюдениям Шмелькова, выходцы из бывшего ГДР более подвижны, более настойчивы, активно используют личные контакты, наработанные связи, а знание языка, ментальности и общепринятых норм поведения в России позволяют им легче ориентироваться в стране. Сегодня эти люди работают в московских представительствах многих немецких фирм.

Если, однако, посмотреть на молодое поколение, то здесь особых различий между западными и восточными немцами собеседники Deutsche Welle не видят. "В западных федеральных землях тоже есть очень много молодых менеджеров, студентов, которые интересуются Россией, проводят здесь много времени, работают практикантами в немецких фирмах", - говорит Хармс.

"По-моему, теперь и восточные, и западные немцы с равным удовольствием и в баню с русскими сходят, и водки с ними выпьют", - добавляет Шмельков.

Эйфория прошла

Но это на бытовом уровне. А вот общественно-политические настроения на востоке и на западе Германии все-таки разные, отмечает глава Германо-российского форума Мартин Хоффман. По его словам, на востоке страны люди в большей степени готовы принимать Россию такой, какая она есть. А вот западные немцы весьма скептически относится к нынешней форме правления в России, в особенности к стилю Владимира Путина. Хоффман объясняет такой настрой критичным освещением событий в России местными СМИ.

"Эйфория, вызванная Горбачевым и его перестройкой, прошла, - констатирует Хоффман. - Теперь на западе Германии преобладает сдержанное отношение к России".

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Ксения Мельникова. Восточные и западные немцы отмечают 28-летие объединения Германии. Долгие годы, пока жили по разные стороны Берлинской стены, они мечтали о восстановлении единства нации. Но когда это наконец произошло, выяснилось, что их по-прежнему разделяет стена — в традициях, менталитете, воспитании, доходах и даже языке. Восточные немцы признаются, что с исчезновением ГДР они лишились родины, и с теплотой вспоминают социалистическое прошлое, зачастую сильно его идеализируя.

Баба-яга и шпревальдские огурцы

"Этим летом я ходила на очередную встречу выпускников нашей школы. Мы видимся каждые пять лет. Сейчас я живу в Голландии, но ради этого приезжаю в Германию", — говорит Хайди Кулен. Помимо школьных альбомов с фотографиями, бывшие одноклассники приносят шоколад, шампанское "Красная Шапочка", знаменитые шпревальдские огурцы, лечо, горчицу из саксонского Баутцена и аналог американской колы — популярный в ГДР лимонад ClubCola. Все вместе вспоминают, как ходили на УПК (Unterrichtstag in der Produktion), собирали картофель, и смеются над тем, как их изображают "весси".

В современной Германии очень востребованы вещи и предметы, связанные с социалистическим прошлым: кухонная утварь, люстры, зубные щетки, фарфоровые статуэтки, сделанные в ГДР. Отмотать время назад и вернуться на несколько десятилетий в прошлое восточным немцам помогают магазины и рестораны ретропродуктов, которых с каждым годом открывается все больше. Есть журналы, книги и фильмы о жизни в ГДР.

"Я с большим удовольствием пересматриваю советские фильмы-сказки. Баба-яга и избушка на курьих ножках просто вне конкуренции. Сейчас такого не найдешь", — признается 40-летняя Сандра Доган. По ее словам, в наши дни не хватает многого из того, что было в ГДР. "Тогда каждому ребенку гарантировали место в детском саду, можно было с легкостью поступить в университет, медицина — бесплатная, никакой безработицы, люди были душевнее. Все, что мы делали, ценилось, ничто не оставляли без внимания", — перечисляет она РИА Новости.

С ней согласна и фрау Герт, которой уже за восемьдесят: "Раньше был порядок. Мы жили дружно, работали, были уверены в завтрашнем дне. В деревне соседи помогали друг другу, все были как одна семья". Пожилая женщина сетует, что теперь каждый сам по себе, "за своим забором".

"В то время было множество молодежных организаций, а нынешние подростки просто не знают, чем себя занять: либо сидят, уткнувшись в сотовые телефоны, либо залипают перед мониторами. Да и школьная программа была намного эффективнее", — сожалеет житель Франкфурта-на-Одере Хольгер Ренитц.

Особенно остро стоит вопрос пенсий. Ангела Меркель обещала к 2025 году их выравнять, однако пока разница ощутима. Иногда разрыв достигает 450 евро, пишет Spiegel. "Я с детства живу в Тюрингии, всю жизнь проработал водителем автобуса, а моя пенсия меньше, чем у многих других немцев", — жалуется в разговоре с РИА Новости Ральф Швидер (попросил изменить свое настоящее имя).

В положении униженных

ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ в 1990 году, однако по сути это была аннексия. На территории бывшего социалистического государства вводилась в действие Конституция ФРГ 1949 года, менялись денежные знаки, а военные, чиновники и офицеры спецслужб подверглись люстрации.

Символ холодной войны: Берлинская стена 25 лет назад пала Берлинская стена – укрепленная граница ГДР с Западным Берлином. По данным российских историков, при попытке ее пересечь погибли 192 человека, около 200 были ранены, более 3 тысяч – арестованы.

Различия в менталитете "осси" и "весси", как они иронично друг друга называли, не стерлись до сих пор. "Стена у нас в головах", — говорят сами немцы. "В элиту обычно попадают западные немцы, налицо настоящий культурный колониализм, причем речь и об органах власти в самих восточных землях", — считает Томас Крюгер, глава Федерального агентства по гражданскому воспитанию. Он один из немногих "осси", пробившихся во власть. Тот факт, что высший пост в стране занимает родившаяся в ГДР Ангела Меркель, лишь немного сглаживает ситуацию.

На востоке признаются, что зачастую чувствуют себя неполноценными гражданами, считают, что в результате объединения "была опорочена их родина", а сами они оказались "в положении униженных". Неудивительно — они дорого заплатили за объединение.

Условия диктует ФРГ

Сразу после падения Берлинской стены власти ФРГ заявили своим обретенным соотечественникам, что их технологии отстали лет на десять, а экономика неконкурентоспособна. Все крупные предприятия бывшей ГДР решили закрыть: миллионы остались без работы. Такая участь постигла Бранденбургский металлургический завод, крупнейший в восточных землях. Еще в 1970-е он выплавлял 2,3 миллиона тонн стали в год, трудоустроив десять тысяч человек. Объединенной стране эта сталь оказалась не нужна, и в 1992-м на территории завода открыли Бранденбургский промышленный музей.

Лишившиеся работы "осси" в поисках лучшей жизни отправились на запад. Те, кто раньше руководил целыми предприятиями, стали мести улицы и развозить товары.

В настоящее время на промышленность восточных земель приходится не более десяти процентов экономики Германии. Уровень доходов семей примерно на 20 процентов ниже. Да и средняя стоимость одного часа рабочего времени на семь евро меньше. Многие предпочитают работать на западе, приезжая домой только на выходные. Из-за сильного оттока населения и низкой рождаемости на территории бывшей ГДР возникли демографические проблемы.

Проведенные в стране опросы общественного мнения неоднократно показывали, что "осси" склонны к ностальгии по прежнему образу жизни. Почти половина населения Восточной Германии уверена, что "в ГДР было больше хорошего, чем плохого, проблемы имелись, но с ними можно было жить", а "народ и вовсе жил счастливее и благополучнее, чем в Германии после объединения". С этим не согласна молодежь: новому поколению нравится жить в объединенной стране, и о стене они знают лишь по рассказам близких или из уроков по истории.

Федеральное правительство вынуждено вкладывать немалые деньги в развитие востока, в частности, в улучшение социального обеспечения. В экономику бывшей ГДР закачали уже несколько триллионов долларов. Некоторые восточные земли расходуют бюджетных средств больше, чем зарабатывают.

Стереть различия в менталитете восточных и западных немцев после раскола, продолжавшегося более сорока лет, за четверть века не удалось. Впрочем, на помощь приходят культура и спорт. Немцы признаются, что по-настоящему едиными чувствуют себя во время Олимпийских игр, а также чемпионатов мира и Европы по футболу.