Домой / Помада / Как научиться беречь свое время? Папа, научи меня жить (учимся беречь время) Как беречь время.

Как научиться беречь свое время? Папа, научи меня жить (учимся беречь время) Как беречь время.

Главное преимущество планирования работы состоит в том, что планирование приносит выигрыш во времени.

При планировании дня следует учитывать правило 60:40, которое гласит, что планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени; около 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для незапланированных дел.

А как лучше планировать затраты времени на выполнение стоящих перед вами задач? Здесь очень важно учесть то обстоятельство, что регулярность повторения у разных дел различна. Следовательно, нужно разделить эти дела на жестко фиксированные и на имеющие интервал времени, допускающий те или иные варианты. Чтобы облегчить себе работу по составлению списка дел и дальнейшей обработке этого списка, можно прибегнуть к табличной форме.

Итак, список классифицированных дел вы уже составили, фонд времени на день и на неделю - тоже. Как перейти к закреплению дел за конкретными днями и часами? И здесь необходим учет - получение точных данных о затратах времени на то или иное дело. Учет - противодействие неверной информации.

Учет организуется в двух видах: выборочный учет затрат времени на отдельные дела и сплошной учет всех затрат времени на день, неделю, месяц.

Если научиться вести учет времени по отдельным делам, можно перейти к более сложному учету. В этом случае на каждый день можно завести специальную карточку учета. Дела в ней записывают в первый столбец. Часы отмечаются по горизонтали. Продолжительность отмечают горизонтальной чертой, соединяющей время начала и конца дела. Надо стремиться к тому, чтобы ни один час не выпал из учета. Поэтому там, где кончается линия одного дела, должна начинаться линия другого. Так как в карточке учета надо было отмечать все затраты времени, то списка дел, который был составлен, уже не хватит. Ведь надо учесть и другие виды затрат времени: на отдых, общение и т.д.

Существенное значение для планирования личного времени имеет выполнение изложенных ниже правил.

  • 1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу. Определив с самого начала «пункт назначения», вы достигнете его гораздо быстрее. Это - решающее условие.
  • 2. СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОПЕРАЦИИ. Подкрепим этот тезис словами Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». План заставляет нас добиваться тех или иных событий, а не ожидать, пока они произойдут и мы начнем на них реагировать. В конце рабочего дня составьте список ваших дел на следующий день. Сделайте то же самое и для дома. Список не только гарантирует избавление от забывчивости, но и освобождает от необходимости запоминать мелочи, позволяет заниматься наиболее важными делами - ведь самые бледные чернила лучше самой яркой памяти.
  • 3. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, затем - с делом № 3 и т.д. Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, возьмите на вооружение правило «чистой страницы». Оно требует обязательного перенесения на другие дни всего, что не удалось сделать за истекший день.
  • 4. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Отсюда следует, что нужно как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность повысится почти автоматически.
  • 5. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством - назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но следует помнить, что сроки должны быть реальными и вы обязаны твердо держаться срока.
  • 6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», СОИЗМЕРЯТЬ СВОИ ДЕЛА И ЦЕЛИ. Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле.
  • 7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Телефон во многом экономит время, когда следует получить какие-то данные, сделать заказ, условиться о встрече. Но всегда есть искушение просто поболтать с кем-то по телефону. Прежде чем снять трубку, определите, ради чего вы это делаете и чего конкретно хотите добиться. А затем ведите разговор на деловом уровне.
  • 8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ (ИЛИ ДНЕВНИКУ). Записывайте все предстоящие дела, возникшие мысли, номера телефонов - и вам не придется мучиться, вспоминая какие-то данные. Сберегите время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.
  • 9. ЛИКВИДИРУЙТЕ ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. «Добрые друзья», товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график), тактично дав понять, что вы в цейтноте. Еще одной досадной помехой является многочасовое «зависание» в Интернете: в соцсетях, на всевозможных сайтах и форумах. Выход из положения: включайте Интернет только тогда, когда вы знаете, что конкретно вам надо узнать из обилия сведений, в нем содержащихся.
  • 10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие сведения и указания. Если что-нибудь остается неясным, сразу же попросите уточнить.
  • 11. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ШАБЛОНА. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Попробуйте изменить что-то в своей работе, усовершенствовать ее, воспользуйтесь новинками техники, поинтересуйтесь, как другие экономят время.
  • 12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧЕЙ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.
  • 13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приступить к работе, многие люди приводят в порядок свои столы, точат все карандаши, имеющиеся под рукой, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда девалось время. Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же.
  • 14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего рабочего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок.
  • 15. СЛЕДИТЕ ЗАТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе телепередач, книг, журналов.
  • 16. МЕНЯЙТЕ РОД ЗАНЯТИЙ. Почти никогда тело не устает все сразу - как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Меняя род занятий, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше.
  • 17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15-20 минут раньше того времени, к которому привыкли, вы зададите тон работе на весь день.
  • 18. ЕЖЕДНЕВНО КОНТРОЛИРУЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НАМЕЧЕННЫХ ДЕЛ. Сначала подведите итоги того, что сделано за день, а уж потом составьте список дел на очередной день.
  • 19. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕНЕСИТЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ТО, ЧТО НЕ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ.
  • 20. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать использованию времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, «пробиваются» в ваше рабочее время.

Тема. Время надо беречь.

Цели : учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда.

Задачи:

  • учить быть пунктуальными;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • показать важность соблюдения режима дня;
  • воспитывать ответственность, обязательность.

Планируемые результаты.

Личностные : демонстрируют ценностное отношение к здоровью и режиму дня.

Метапредметные УУД : регулятивные УУД (контроль, оценка деятельности на классном часе, волевая саморегуляция в игровых ситуаций); коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами) познавательные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Оборудование: пословицы и поговорки о времени; режим дня; проектор, интерактивная доска; презентация; видеоролик; задания для ребят.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  1. Мотивация (релаксация)

Дети, я предлагаю вам отправиться на берег реки позагорать. Вы не против?

Положите голову на руки, закройте глаза, Наслаждаемся тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь, подуй на неё. Бабочка полетела по своим делам и мы возвращаемся в свой класс, где нас тоже ждут дела.

3. Вступительное слово учителя.

Ребята, я прочту вам несколько загадок об одном и том же, а вы попробуйте угадать, что это?

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Что идёт не двигаясь с места?

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.

(это время)

А что нам помогает узнать время? (часы)

Умеете ли вы определять время?

А как вы думаете, как правильно надо задать вопрос, чтобы узнать время? («Скажите, пожалуйста, который час?»)

А теперь вам мой вопрос: Скажите, пожалуйста, который сейчас час?

Можно ли обойтись без измерения времени?

4. Определение темы и цели

Догадались, о чем сегодня будем говорить? (о времени)

ТЕМА: Время надо беречь!

Как вы думаете, случайно ли я взяла такую тему для разговора? (нет, часто на уроке нам не хватает время, значит где-то мы теряем драгоценные минутки из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально).

Какую цель поставим на занятие? (на доске)

ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЧЬ МИНУТКУ (ВРЕМЯ)

5. Работа по теме

- В современном мире время очень дорого человеку. Дорого оно и вам, ученикам.

Как вы думаете почему? (ответы детей) (Важнейшая задача современного школьника – научиться учиться!)

Мы сказали, что время человеку помогают определить часы. А какие они бывают? (ответы)

Я предлагаю вашему вниманию просмотр презентации. Ваша задача, внимательно посмотреть и послушать, и назвать те часы, о которых вы не знали или не вспомнили.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Итак, кто мне расскажет, о каких часах мы не говорили?

А какие промежутки времени вы знаете? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

А ЕЩЁ, РЕБЯТА, ЕСТЬ МИГ И МГНОВЕНИЕ……, которые во много раз быстрее секунды.

Часы говорят о времени и остановить время нельзя, как нельзя его «убивать», т. е. проводить его без пользы.

Наша задача: выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуточку.

Рабочая минута - отрезок времени небольшой, но из минуты складываются часы, сутки, недели, месяцы, годы, века и т. д.

Послушайте ход часов. (Звук работающих часов, будильник). Работа часов не прекращается ни на секунду, время течёт непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута! А вы знаете,что можно сделать за одну минуту в нашей стране?

Учитель загадывает загадки и комментирует интересные факты:

С виду он обычный ящик,

Но волшебник настоящий,

Живёт в нём вся вселенная,

Хоть вещь обыкновенная,

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час,

Кинофильмы вам покажет –

Есть у каждого из вас. (Телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

там сверкает снег и лёд,

там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

привезли из магазина. (Холодильник)

Холодильник – помощник человека. Он бережёт продукты, лекарства.

Каждую минуту в стране выпускается 11 холодильников.

Хочешь плыть по океанам,

опускаться в глубину,

побывать во многих странах

и домчаться на луну,

быть отважным следопытом

в чащах вековых –

все края

тебе раскрыты

на страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счёт надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходит 45 экземпляров книг, а из них 7-8 для вас, ребята.

Сколько же за минуту для вас выходит книг?Давайте посчитаем:

7х60=420 книг только для вас, а всего: 45х60=2700.

2700 книг – это же целая библиотека! – и всё это за 1 минуту!

Раньше, много лет назад, на 5 человек приходилось всего 2 пары обуви. Двое в обуви ходят, а остальные босиком шлёпают или в лаптях самодельных. Теперь на каждого человека приходится по 3 пары обуви. Выбирай и носи на здоровье. Каждую минуту с конвейеров сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

А часов? Весёлых будильников, важных стенных часов, маленьких ручных и всех других? Каждую минуту заводы делают 77 штук.

Если сложить все минутки, получится много новых машин и станков, нефти и руды, света и домов, тканей и игрушек.

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 миллионов рублей. Вот сколько стоит минута.

6. Физкультминутка

Бьют часы на старой башне:

Тик – так, тик – так.

А стенные побыстрее:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные стучат:

Тик – так, тик – так, тик –так.

7.Практическая часть

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Сейчас мы проведём небольшое соревнование, в котором примут участие и ваши родители.

Каждый участник за 1 минуту должен выполнить своё задание.

А по истечению времени каждый расскажет, с какой он справился работой: «За 1 минуту я…»

ТАЙМЕР ВКЛЮЧИТЬ

1.чтение (количество слов в минуту),

2. решение примеров (записывают только ответы),

3.смена школьной формы на спортивную,

4.познакомиться с пословицами о времени, постараться их запомнить,

6. реши задачи,

7.приседать,

8.вспомнить и записать словарные слова,

9.составить предложение о весне и записать его красиво,

10.нарисовать рисунок…

ПРОВЕРКА

8. Работа по теме

ДА! А ведь, сколько минут в пустую, тратится иногда на наших уроках! Их ведь так мало, всего 40 минут. Отвлечешься, поговоришь с соседом, вот минута и убежала. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.

Чтение стихотворения С. Баруздина

Часы ведут секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперёд.

Всё надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк!

Есть порядок, который помогает правильно распределить свое время и никуда не опаздывать и все успевать. Что это? (Режим дня).

А для чего нужен нам распорядок дня? (всё делать вовремя: спать, делать уроки, отдыхать…)

А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

Скажите, а вот вы скоро станете взрослыми людьми, вам по-прежнему нужно будет жить по режиму? А для чего? (Оказывается, строгое соблюдение режима дня позволяет взрослым людям достичь высоких результатов в работе, ну а главное, это, разумеется, нужно для здоровья (Особенно соблюдение режима дня важно для космонавтов, спортсменов, военных и школьников).

Когда человек становится хозяином времени? (Если человек научится соблюдать режим дня, то время станет подвластным человеку).

Стихотворение Время убежало.

Время всё сегодня утекло.

Может, продырявилось стекло

У старинных комнатных часов?

Ничего не видно в тёмной темени.

Убежало время. Нету времени.

Не успел я обернуть тетрадь,

Вместе с мамой комнату убрать,

Остро отточить карандаши,

Посмотреть «Спокойной ночи, малыши»

Книжки все в портфель не уложил

И в кармане дырку не зашил…

Что теперь мне делать, как мне быть?

Где немного времени добыть?

«День не растянешь, но беречь время — это реально»
(автор статьи)

Конечно, вряд ли кто-нибудь слышал от детей просьбу «Папа, мама, научите меня жить». Скорее, наоборот. Здесь, я поделюсь подсказками, как научить ребёнка беречь время. У нас всех одинаковое количество часов, минут, секунд. Одни успевают всё и много, а другие не могут и малой части. Почему это происходит?

От умения беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Поэтому я и написал такой заголовок. Если мы хотим научить малыша жить, то одним из важнейших умений будет, как раз, грамотное распределения личного времени. Надо к этому.
Чем раньше начать, тем быстрее войдёт в привычку, и тогда ваш сын, дочь смогут добиться больших успехов в жизни. Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

Польза

1. Воспитание самостоятельности.
2. Вы, постепенно освобождаетесь от необходимости контролировать действия ребёнка.
3. Ваши сын, дочь не опаздывают, успевают отдохнуть, развлечься и сделать все дела.
4. Способность беречь время приносит только пользу.

Ваши действия

1. Мотивация.
Любому самостоятельному человеку нужна заинтересованность. Мотивацию придётся придумать самим.
Варианты:
· Занятия спортом, музыкой, рисованием подразумевает желание добиться успехов, а для этого надо выполнять определённые процедуры;
· Не успевает посмотреть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
· Не успевает делать уроки.

О том, как выбирать, искать место, где развивать составляющие творческих способностей , я писал отдельно. Здесь, мы рассматриваем другие вопросы.
В каждой семье своя жизнь. Основываясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте ребёнка в составлении расписания.
Примеры:
· «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся для этого»;
· «Мечтаешь стать большим музыкантом? Для этого надо изучать музыкальный инструмент, репетировать, учить сольфеджио, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

2. Задачи.
Первые дни, недели придётся заниматься распределением времени вместе. Подумайте, какие события происходят в жизни ребёнка регулярно. Достаточно проследить день, неделю. Составьте для себя список.
У каждого есть ежедневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в определённые часы. Затем составьте вместе с ним список ежедневных дел. Пусть он (она) сам подсказывает, что ему необходимо делать. Советуйтесь с ним о времени, которое надо для каждого дела.

3. Самостоятельно.
Повесьте список дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день ребёнок будет ориентироваться по списку. Первое время, конечно, придётся вам за этим следить. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость ещё никому не помогала.

Инсценировка на «закуску»

Известную фразу «Ты сделал уроки?», лучше заменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты спрашиваешь?» ребёнок готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Ведь, мы с тобой планы не нарушаем?».
Как всегда, не забывайте хвалить. Это очень большой стимул.
Удачи.

Вы планируете свои действия, составляете список дел, умеете беречь время?

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Умение ценить время не приходит само, а значит, что вы должны научить ребенка пунктуальности. А в этом непростом деле вам на помощь придут некоторые проверенные приемы. Для начала следует сделать время «осязаемой» величиной, то есть малыш должен знать, что будет означать секунда, минута или час. Когда ребенок маленький, все эти понятия лучше всего будет преподносить ему в игровой форме.

    Постарайтесь объяснить малышу, почему приходить куда-либо вовремя так важно. Также донесите до его понимания, к каким неприятным последствиям в некоторых случаях приводят опоздания. В качестве примера можно рассказать историю о докторе, который пришел к своему пациенту с запозданием, или о семье, которая опоздала на поезд.

    Подрастающий человек обязательно осознает, что есть такие важные вещи, которые не терпят отлагательств. А их следует выделять из общего списка намеченных дел. Попробуйте научить ребенка думать наперед, то есть готовиться к ответственным мероприятиям заранее. Например, свои вещи надо приводить в порядок с вечера, чтобы с утра не тратить на это драгоценное время.

    Призывая свое чадо к пунктуальности и дисциплине, помните, что главным примером для него являетесь вы сами. Если вы часто опаздываете, то не ждите, что ваш ребеночек станет пунктуальным, так как пример у него всегда перед глазами. Поэтому родителям также не помешает составить подробный план повседневных дел и неукоснительно им следовать.

    Но опоздания не всегда можно связать с тем, что малыш неправильно чувствует время. Довольно часто и сами родители заставляют свое чадо «выбиваться из графика». А стоит родителям проявить немного больше внимания, чем обычно, разговаривая откровенно, как проблемы могут разрешиться совместными усилиями.

    Научить малыша как в жизни беречь время

    Естественно, навряд ли кто-нибудь слышал от деток просьбу «Мама, папа, обучите меня жить». Быстрее, напротив. Тут, я поделюсь подсказками, как обучить малыша беречь время. У всех нас одинаковое количество часов, мин., секунд. Одни успевают всё и много, а остальные не могут и маленькой части. Отчего это происходит?

    От искусства беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Потому я и прописал такой заголовок. Если мы желаем научить ребенка жить, то одним из важных умений станет, как раз, грамотное распределения собственного времени. Нужно обязательно привыкать к этому.
    Чем раньше приступить, тем скорее войдёт в привычку, и тогда ваша дочь или сын сумеют достигнуть огромных успехов в жизни. Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

    Польза от цены времени

    1. Воспитывает самостоятельность.
    2. Вы, постепенно избавляетесь от необходимости контролировать действия малыша.
    3. Ваши дочь, сын не опаздывают, успевают отдохнуть, поиграть и сделать все дела.
    4. Способность беречь время приносит лишь пользу.

    Что вы должны делать

    1. Мотивация.
    Любому самостоятельному человеку необходим интерес. Мотивировку нужно выдумать самим.

    Варианты:

    • Занятия спортом, музыкой, рисованием предполагает желание достигнуть успехов, а для этого нужно делать конкретные упражнения;
    • Не успевает поглядеть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
    • Не успевает учить уроки.

    В каждой семье своя жизнь. Базируясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте малыша в составлении расписания.

    • «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся беречь время для этого»;
    • «Мечтаешь стать хорошим музыкантом? Для этого нужно учить музыкальный инструмент, репетировать, изучать сольфеджо, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

    2. Ваши задачи.
    Первые дни, недельки нужно заниматься распределением времени вместе. Задумайтесь, какие действия происходят в жизни малыша регулярно. Достаточно изучить день, неделю. Составьте для себя перечень.
    У каждого имеется каждодневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в конкретные часы. Потом составьте совместно с ним перечень каждодневных дел. Пускай он (она) сам подсказывает, что ему нужно делать. Советуйтесь с ним о времени, которое нужно для каждого дела.

    3. Без помощи других.
    Повесьте перечень дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день малыш станет ориентироваться сообразно перечню времени. Первое время, естественно, нужно вам за этим смотреть. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость еще никому никак не помогала.

    Учить не принужденно в игре

    Знаменитую фразу «Ты сделал уроки?», лучше сменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты задаешь вопросы?» малыш готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Так как, мы с тобой планы не нарушаем?».