Домой / Smoky eyes / Алгоритм дежурства по столовой в детском саду. Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе

Алгоритм дежурства по столовой в детском саду. Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

им. Е.А. Букетова

Кафедра: педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Дошкольная педагогика»

На тему: «Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

ст.гр.ПМДВиО

Краснянская О.Ю.

Караганда - 2008г

  • Введение
  • Глава 1 Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников
    • 1.1 Дежурство дошкольников в столовой
    • 1.2 Дежурство дошкольников по уголку природы
    • 1.3 Дежурство дошкольников по подготовке к занятиям
  • Глава 2 Опыты педагогов в формировании ответственности у дошкольников
    • 2.1 Дежурство как вид труда дошкольников
    • 2.2 Метод упражнений К.А. Климовой
    • 2.3 Дежурство как метод формирование ответственности З.Н. Борисовой
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Понятие ответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект. Субъект - конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект - это то, за что субъект несет ответственность, "что возложено на него или принято им для исполнения". Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и др. Взаимосвязь субъекта и объекта создает временную перспективу понятия: ответственность за совершенное действие - ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить - перспективный аспект.

Принимая решение поступить так или иначе, дошкольник выбирает между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между "должен" и "хочу".

В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.

Рассмотрим проявление этого качества у детей дошкольного возраста. Среди показателей ответственности выделяются: осознание ребенком необходимости и важности выполнения дежурств, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дежурит, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение дежурства.

Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В дошкольном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности дошкольника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у дошкольников отдельно в разных видах деятельности.

Цель данной курсовой работы - исследование дежурства детей дошкольного возраста, как средство воспитания ответственности.

Предмет исследования - приучение дошкольников к дежурству.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Рассмотреть формы дежурств у дошкольников;

Проанализировать опыт других педагогов;

Сделать выводы.

Глава 1 Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников

Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая деятельность детей .

Поручением воспитатель пользуется во всех возрастных группах: оно может даваться либо одному, либо нескольким детям.

Дежурства -- это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке, по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.

В практике оправдали себя следующие виды дежурств: дежурства по столовой, дежурства по уходу за. растениями и животными в уголке природы и на участке; дежурства по подготовке к занятиям.

Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.

Дежурства дают возможность систематически упражнять детей в двух видах труда -- бытовом и труде в природе; воспитывать у них трудовые навыки, а также произвольность внимания, поведения, целеустремленность, настойчивость, ответственность.

Подготовка к дежурствам начинается уже в младшей группе в виде поручений: например, разложить ложки к обеду, принести дощечки для глины, поставить коробки или бокалы с карандашами. В этих поручениях есть сходство с обязанностями дежурных, но к выполнению их воспитатель привлекает только желающих детей; обязательности в этой работе еще нет.

Готовя детей к дежурствам, воспитатель приучает их к аккуратности и точности в работе. В этих целях он показывает правильные приемы работы, стремится заинтересовать детей обязанностями дежурных, подчеркивает значимость их работы для других, поощряет детей.

Дежурства начинаются со средней группы, где вводится дежурство по столовой и по уголку природы.

Вначале дети привлекаются к одному виду дежурства, наиболее доступного и интересного для них. В средней группе таким является дежурство по столовой.

1.1 Дежурство дошкольников в столовой

Этот вид дежурства организуется с начала года. Первое время в обязанности дежурных входит накрывание стола к завтраку и обеду; затем дети уже готовят столы к полднику и ужину, убирают посуду после еды на раздаточный стол и, наконец, раздают вместе с няней второе и третье блюдо (первое блюдо дети не раздают из гигиенических соображений и охраны их безопасности).

В средней группе по столовой дежурят одновременно 4--5 детей; каждый ребенок накрывает один стол -- это ему по силам. Дежурные меняются ежедневно, по очереди. Постепенно дети запоминают очередность дежурств и приучаются сами следить за порядком. В этих целях вводятся карточки дежурных с изображением знакомых детям предметов, например, игрушки, растения, животные и др. Ребенок-дежурный вывешивает свою карточку в определенном месте.

Дежурство по столовой вводится организованно путем объяснения и показа обязанностей всей группе. Воспитатель старается заинтересовать детей, указывая, что им доверяется серьезное дело, и выражает уверенность, что дежурные будут хорошо работать.

При введении дежурства по столовой воспитатель проводит беседу со всей группой, в которой раскрывает детям их обязанности, очередность работ; уточняет, какую посуду ставить для завтрака и обеда; говорит об аккуратности в работе; определяет количество дежурных и назначает таковых на первый день; показывает карточки; дежурных и закрепляет их за детьми.

Затем выделенные дежурные накрывают часть столов к завтраку, часть к обеду; остальные дети следят за правильностью их работы. Такой наглядный показ очень, ценен, так как он дает возможность уточнить процесс накрывания на стол: откуда и какую брать посуду, как ее нести, сколько тарелок и чашек можно взять сразу, как их брать и ставить, где класть ложку, вилку. Следует разъяснить и порядок уборки посуды после еды; указать, что убирает каждый ребенок сам за собой и что падает на долю дежурных.

Очень важно поощрять детей в дежурстве, подчеркивать, что благодаря их работе подготовка к еде проходит быстрее. При неправильном или небрежном выполнении дежурными их обязанностей необходимо еще раз показать им отдельные действия или напомнить о них, сделать, замечание, предложить исправить недостаток.

От воспитателя требуется внимательное наблюдение за работой дежурных, руководство ими, помощь и контроль.

В старшей группе дежурство по столовой несколько расширяется, усложняются обязанности дежурных: они должны расстелить и снять скатерти; накрыть на стол и убрать со стола; раздать второе и третье блюдо; подмести пол около столов детской щеткой; в летнее время помочь няне вымыть чайную посуду.

В старшей группе можно уменьшить количество дежурных: вместо четырех назначить двух, т. е. увеличить объем работы, так как силы детей возросли, и у них имеются соответствующие трудовые навыки. Очередность дежурств и список дежурных, определяющих эту очередность, может быть иным, чем в средней группе, -- по алфавиту.

В начале года в старшей группе также проводится беседа о дежурствах. Дети 6--7 лет уже должны понять, что каждый из них по очереди выполняет работу для всей группы в целом, заботится о товарищах и вместе с тем учится обходиться без помощи взрослых там, где возможно. Таким образом, фиксируется внимание детей на развитии самостоятельности, обслуживании коллектива группы и ответственности за порученное дело.

В порядке систематического контроля и приучения детей к ответственности за дежурство полезно практиковать такие, например, занятия, как рассказы детей или беседы на тему: «Как мы дежурим по столовой».

Подобные занятия помогают детям лучше осознать содержание и значение данного вида дежурств.

Старшие дети должны быть приучены к самостоятельному выполнению дежурства по столовой без напоминания и показа воспитателя. Они быстро запоминают очередность дежурства, работают старательно и аккуратно. Дежурные первые умывают утром руки и идут накрывать на стол к завтраку: им можно разрешить раньше других уйти с прогулки для выполнения этой работы перед обедом. Воспитатель просматривает уже накрытый дежурными стол.

Дежурным приходится раньше других детей оставлять игру, книжку, интересное занятия для выполнения своих обязанностей, что, несомненно, укрепляет волевые качества детей.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей необходимо всю сервировку располагать в детских буфетах так, чтобы можно было ее легко взять и убрать на прежнее место. Желательны легкие переднички для дежурных, чтобы они не испачкали свое платье или костюм. Для сметания крошек со стола нужны щеточки и совочки, хранящиеся в хозяйственном уголке около буфета; для метения пола -- детские половые щетки.

Не рекомендуется прибегать к излишнему украшательству в костюме дежурных -- вводить шапочки, косынки, нарукавники. Все это будет привлекать внимание детей и создавать интерес к дежурству лишь на первых порах, что подтверждается многочисленными фактами из практики. Очень быстро эти дополнительные предметы перестают интересовать детей и даже надоедают им, так как требуют дополнительного времени на надевание.

Для полноценности дежурств и сохранения интереса к ним важна продуманная их организация, постепенное усложнение обязанностей дежурных, внимательное наблюдение за их работой, поощрение старательных детей и особое внимание к нерадивым.

Успех дежурств зависит и от группировки детей: необходимо сочетание более активных с пассивными; детей с более прочными трудовыми навыками нужно объединять с детьми, которые хуже владеют этими навыками.

1.2 Дежурство дошкольников по уголку природы

Второй вид дежурств -- по уголку природы -- вводится также со средней группы. Этот вид дежурств ценен не только в воспитательном, но и в образовательном отношении. В процессе ухода за растениями и животными дети наблюдают за их жизнью и развитием, усваивают способы ухода (поливка, рыхление растений) и кормления; воспитатель помогает детям устанавливать взаимосвязь между состоянием растений и животных и правильностью ухода за ними.

В младшей группе воспитатель сам поливает растения и кормит животных в уголке природы, привлекая к этому лишь желающих. Также поступает педагог и в начале года в средней группе.

Затем выделяются двое дежурных, при этом возможно разделение труда между ними: один ухаживает за растениями, другой -- за животными. Тот, кто раньше освободится, помогает второму. Это дает возможность укреплять взаимопомощь среди детей.

Дежурство по уголку природы вводится организованно. Воспитатель проводит с детьми своей группы небольшую беседу о том, что имеется в уголке природы; вспоминает, как дети вместе с ним кормят животных, поливают растения; указывает, что обитателей уголка надо кормить правильно и ежедневно, растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья и т. д.; здесь же назначаются первые дежурные; воспитатель показывает им приемы работы.

Во время этих дежурств очень важно учить детей наблюдать за объектами уголка природы, замечать изменения (появление новых листьев, ростков, цветов, пожелтение листьев, состояние животных).

Воспитатель учит детей заботливо ухаживать за растениями и животными, бережно с ними обращаться, воспитывает интерес к уголку природы.

В старшей группе, если уголок природы там более богатый, обязанности дежурных расширяются: может потребоваться лишний дежурный для ухода, например за млекопитающими.

В обязанности дежурных входит также подкормка птиц на прогулке -- за окном или на участке. В летнее время в связи с устройством огорода и цветника дежурным следует поручить утреннюю поливку клумб и грядок, составление букетов, смену воды в вазах с цветами. Таким образом, объем работы дежурных еще более увеличивается, в связи с чем может быть увеличено и количество их.

В начале года в старшей группе проводится разъяснительная беседа о дежурстве в уголке природы, об обязанностях дежурных, о возрастающих требованиях к ним. При внесении новых растений и животных воспитатель привлекает детей к их рассматриванию и сообщает приемы ухода за ними.

Старшие дети более самостоятельно работают в уголке природы; воспитатель требует от них тщательного ухода за животными, напоминает, что от невнимательного отношения дежурных к своим обязанностям зависит состояние и даже жизнь обитателей уголка природы.

Можно поручать дежурным самостоятельные наблюдения за некоторыми обитателями уголков природы с последующим рассказом об этих наблюдениях. Время от времени можно практиковать сообщения дежурных о своей работе -- в виде беседы со всей группой детей.

В старшей группе дети знают время кормления животных, их рацион, самостоятельно готовят для них корм; на их обязанности лежит также чистка клеток.

Некоторые виды работ, например, зарядка аквариума, устройство террариума, садков для отдельных насекомых проводятся воспитателем с привлечением детей.

1.3 Дежурство дошкольников по подготовке к занятиям

Дежурство по подготовке к занятиям имеет место лишь в старшей группе, оно вводится также организованно, как и первые два вида. Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол).

Особенно много внимания и времени требует подготовка к изобразительным занятиям; к выполнению этих обязанностей дети подводятся постепенно. Опытные воспитатели привлекают детей к нарезыванию бумаги, подготовке карандашей для рисования, разливанию клея и др. После окончания занятия дежурные убирают на место все пособия и материалы и приводят в порядок групповую комнату.

Таким образом, все виды дежурств вводятся организованно; их содержание и обязанности дежурных предварительно разъясняются детям, показываются им и правильные приемы работы. Постепенно обязанности дежурных расширяются и повышаются требования к качеству выполнения. Дети подводятся постепенно к пониманию обязательности дежурств, к пониманию того, что эта работа важна и необходима, ее нужно выполнять старательно.

В старшей группе трудовые навыки становятся у детей более прочными, они могут работать в более быстром темпе, успевать все сделать к определенному времени, выполнять обязанности дежурных самостоятельно.

Для каждого вида дежурств требуется необходимое оборудование, которым приучают детей пользоваться самостоятельно, бережно, а затем убирать на место.

Было бы неправильно думать, что наличие дежурных освобождает от работы остальных детей. Так по окончании еды каждый ребенок ставит свою посуду на середину стола, кладет на определенное место свою салфетку, задвигает стул. Дежурные переносят собранную посуду на раздаточный стол, сметают крошки со стола, меняют скатерти.

То же самое -- после окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.

Важно, чтобы между дежурными и остальными детьми устанавливалось взаимное уважение. Дежурные заботятся о коллективе, стараются выполнять свои обязанности как можно лучше; с другой стороны, и остальные дети должны стремиться аккуратно есть, заниматься, не забывать убирать за собой, чтобы не налагать на дежурных добавочных дел; в случае необходимости по просьбе дежурных или по указанию воспитателя дети охотно помогают дежурным.

Воспитатель вводит среди дежурных известное разделение труда -- обслуживание каждым определенных столов, уход за определенными объектами, раскладывание определенных материалов и пособий и др. Все это делает работу дежурных более ответственной, видной для других. Но вместе с тем дежурных надо приучать работать дружно, помогать друг другу; вместе проверять законченную работу, исправлять недостатки в работе товарищей.

Подбор дежурных может быть различным -- по желанию, по списку, по столам; надо сочетать более аккуратных и старательных детей с менее аккуратными, более, активных с менее активными. В течение года дети должны пройти через все виды дежурств, установленные в данной группе. Длительность дежурства для каждого ребенка один день -- это дает возможность более частого участия в каждом виде дежурств и более прочного усвоения необходимых трудовых навыков. Организуемые в некоторых детских садах дежурства в течение 3--4 дней, а иногда и недели позволяют вернуться повторно к первому виду дежурства через длительный промежуток времени; в связи с этим приобретенные навыки могут угаснуть.

В течение дня каждый ребенок участвует в одном виде дежурств, иначе у него не останется времени для игр и прогулок, что совершенно недопустимо с педагогической точки зрения.

Все виды дежурств должны протекать в гигиенических условиях, без ущерба для здоровья ребенка. Поэтому детям не поручается, например, разносить первое горячее блюдо, чай или кофе; они не привлекаются к мытью столовой посуды.

Педагогу необходимо внимательно следить за позой дежурных при поливке растений; за тем, чтобы дети не носили большого количества посуды, тяжелых тазов и др.

Очень важно поддерживать у детей интерес к дежурству: с этой целью нужно постепенно усложнять их обязанности, вносить эмоциональные моменты, избегать трафарета в дежурстве. В противном случае у детей старшей группы складывается формальное отношение к своим обязанностям. Особенно это наблюдается в тех случаях, когда уголок природы беден, носит застывший, однообразный характер, когда вся работа в нем сводится только к поливке нескольких растений и кормлению одной рыбки.

Для воспитания у детей трудолюбия и привития им навыков важно, чтобы дежурства прочно вошли в их жизнь, протекали организованно, систематически, в определенном, хорошо продуманном порядке, а не от случая к случаю. И воспитатель, и дети должны серьезно относиться к дежурствам; работу дежурных надо направлять, контролировать и вместе с тем использовать для развития самостоятельности.

Воспитателю принадлежит здесь активная, ведущая роль; дежурство -- одна из важных форм организации детского труда, создания у детей трудовой направленности, средство воспитательного влияния. Воспитатель должен сам хорошо владеть всеми видами дежурств, быть примером для детей, уметь им правильно разъяснить и показать приемы работы, создать условия, вести детей к положительным результатам, не забывая о необходимости индивидуального подхода к детям.

Глава 2 Опыты педагогов в формировании ответственности у дошкольников

В отечественной психологии ответственность и её формирование преимущественно рассматривались в конкретной деятельности, ведущей на данном этапе развития ребенка. Считалось, что ребёнок формируется и нравственно, и социально по мере того, как развивается и усложняется его деятельность. Ответственность рассматривалась преимущественно как свойство личности, и все эксперименты носили формирующий характер.

Методы и приёмы формирования ответственности носят чисто инструментальный характер.

Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом. К.Муздыбаев подчёркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей

Л.И.Божович подчеркивала, что "качество личности: является результатом устойчиво закрепившейся привычки" . Человек испытывает потребность делать то, что он привык делать "в определённое время и при определённых обстоятельствах". Поэтому для развития ответственности большое значение имеет режим. Важно, чтобы ребёнок составил его самостоятельно. Если он привыкнет начинать занятия в определённое время, то эта привычка поможет ему заниматься без контроля со стороны взрослого.

Участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями не случайно этому вопросу посвящены многиеисследования в области трудового воспитания.

Вопрос о дежурствах впервые наиболее полно и глубоко рассмотрен в работе Н. В. Королевой и Г. Ю. Голлендер .

2.1 Дежурство, как вид труда дошкольников

В статье правильно поставлен и разрешен основной круг вопросов, касающихся воспитательной ценности этого вида труда, круга обязанностей дежурного и постепенности расширения этих обязанностей по мере усвоения их детьми. Правильно разрешен в этой работе и вопрос о методике трудового воспитания: о воспитании интереса детей к выполнению обязанностей, о развитии коллективных взаимоотношений и роли индивидуального подхода в развитии правильного отношения к труду.

В статье нет намерения перенести обучение приемам выполнения трудовых обязанностей в план занятий. Авторы правильно указывают на необходимость научить детей накрывать на стол путем показа, объяснения, пользуясь для этого общими замечаниями, обращенными как ко всей группе, так и к отдельным группам дежурящих детей.

Однако в работе Н. В. Королевой и Г. Ю. Голлендер многие вопросы освещены недостаточно. Так, развитие ценных качеств личности--ответственности, самостоятельности, чувства заботы о коллективе, трудолюбия и др.-- рассмотрено лишь в самом общем плане. Вопрос о коллективных взаимоотношениях разных групп дежурящих детей также только намечен.

В других исследованиях, посвященных дежурствам, эти вопросы получили дальнейшее развитие.

2.2 Метод упражнений К.А.Климовой

Метод упражнения, как наиболее эффективный для формирования ответственности, был использован К.А.Климовой . В "Лекциях для родителей" А.С.Макаренко отмечает: "Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке" . В эксперименте К.А.Климовой принимали участие 77 воспитанников детского сада 6-7 лет. Детям давали посильные поручения, такие, например, как раздача и сбор игрушек. Делался акцент на формировании социально направленных мотивов деятельности. Детям объяснялась значимость и необходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения. Детей учили планировать свою деятельность. Экспериментатор контролировал выполнение поручения. К концу года число ответственных детей повысилось почти в три раза. Эффект такой системы воспитания, как видно, повышает ответственность ребёнка уже в раннем возрасте.

2.3 Дежурство как метод формирование

ответственности З.Н. Борисовой

Так, в проведенном с большей тщательностью исследовании З.Н. Борисовой основное внимание уделено воспитанию ответственности как качества, определяющего характер коллективных взаимоотношений детей. Это исследование исходило из положений И. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. И. Калинина о том, что коллективные взаимоотношения детей складываются в процессе трудовой деятельности, и опиралось на работы советских психологов Б. Г. Ананьева, А. В. Веденова, В. Н. Горбачевой, в которых было показано, что чувство ответственности, характеризующее уровень развития детского самосознания, может быть в известной мере развито уже у дошкольников.

В качестве основного методического пути воспитания ответственности 3. Н. Борисова наметила обучение детей дежурству. На первое место среди методических средств была поставлена беседа воспитателя с детьми. В беседах дети узнают о круге обязанностей и их распределении, о согласованности действий.

Твердый порядок в группе, постоянство требований, ясно очерченный и постоянно расширявшийся круг обязанностей, серьезное внимание к культуре детского труда и тем взаимоотношениям, которые складываются у ребят в процессе дежурств,-- все это дало хорошие результаты. У них было воспитано ответственное отношение к выполнению обязанностей, они научились дежурить, освоили известный круг навыков, связанных с дежурством.

3. Н. Борисова отмечает, что в начале исследования наблюдалось отрицательное отношение детей к дежурствам. Это было вызвано тем, что у воспитанников еще не сформировались необходимые умения и навыки, они не научились доводить дело до конца, во время дежурств часто отвлекались, не умели действовать совместно, проверять свою работу, а также тем, что они слабо ориентировались в пространстве. В дальнейшем удалось привить детям навыки и умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурных, удалось добиться того, что они хорошо знали эти обязанности и умели доводить работу до конца. Однако к концу исследования остались нерешенными задачи воспитания у детей умений действовать совместно, договариваться о распределении обязанностей, проверять свою работу; остался нерешенным и вопрос о формировании умения ориентироваться в пространстве (особенно в отношении детей среднего дошкольного возраста).

В исследовании 3. Н. Борисовой не затрагивался вопрос о группировках детей при выполнении обязанностей дежурных. Этот вопрос поставлен в ряде других работ (Я.3.Неверович, М.В.Минина, Е.А.Гридасова, Л.А.Дюженко).

Педагогически наиболее целесообразное объединение детей (более умелый ставится в пару с менее умелым или младшим товарищем, к двум «опытным» дежурным присоединяется новичок) способствует тому, что они научаются договариваться, распределять обязанности, оказывать друг другу помощь и поддержку, а это в трудовом воспитании, в воспитании правильных коллективных взаимоотношений наиболее существенно. Такой подход облегчает решение вопроса об установлении правильных взаимоотношений между детьми в процессе дежурств. В работах К. П. Смирновой, А. В. Артеминой хорошо показано, как педагог, трудясь на глазах детей, завоевывает авторитет. Это не фронтальный путь воздействия на детей; влияния здесь более разносторонни, многообразны, они часто адресуются отдельному ребенку или небольшой группе детей, работающих совместно со взрослыми.

Взаимоотношения педагога и детей в процессе трудового воспитания в работе 3. Н. Борисовой рассматриваются в плане обучающего влияния, а не в плане сотрудничества педагога и детей. Такой подход вносит некоторую односторонность в понимание вопроса трудового воспитания, сковывает инициативу детей, мешает проявлению детской взаимопомощи, поддержки друг друга. Они приучаются действовать совместно лишь по указанию педагога, а не на основе самостоятельного распределения обязанностей.

В этом своеобразном подходе к решению вопроса о взаимоотношениях педагога и детей следует искать причину отмеченных 3. Н. Борисовой трудностей, с которыми она столкнулась в решении некоторых педагогических задач своего исследования, прежде всего в воспитании у детей умения действовать совместно. Этих трудностей не отмечают Я. 3. Неверович, направившая свои поиски по пути передачи опыта одних детей другим, а также А. В. Артемина и Л. А. Дюженко, видевшие основное звено трудового воспитания в сотрудничестве детей и педагога.

Многие положения, выдвинутые в исследованиях (например, о путях воспитания ответственного отношения к дежурству у детей старших возрастов, о контроле педагога за работой детей), нашли свое подтверждение в практике, однако некоторые рекомендации не оправдали себя. Так, вопрос о количестве дежурящих детей практикой решается иначе, чем в исследовании 3. Н. Борисовой, которая предлагает различные обязанности по дежурству ежедневно поручать 13 детям. В практике на дежурство обычно назначается не более 6 детей (2 человека--по столовой, 2--по занятиям и 2--по уголку живой природы). Не оправдало себя дежурство по игрушкам, так как, полагаясь на дежурных, остальные дети часто проявляют небрежность, забывают правила по уборке игрушек. Не находит применения в практике и дежурство по умывальной комнате, так как собственно трудовых процессов этот вид дежурств почти не содержит, а чаще всего носит характер контроля за чистотой. Поэтому для выполнения этих обязанностей выделяются санитары, которые следят за чистотой в групповой комнате.

Мы считаем необходимым рассмотреть вопрос о том, когда следует начинать дежурства. По этому вопросу в практике нет единого мнения. Некоторые педагоги привлекают к регулярным дежурствам уже детей младшей группы, но в ряде учреждений воспитанникам 4 лет не дают никаких поручений по обслуживанию коллектива, ссылаясь на то, что в литературе имеются указания о дежурствах только относительно среднего и старшего дошкольного возраста.

На основе анализа передового опыта дошкольного воспитания мы имеем основания утверждать, что труд детей для коллектива необходимо начинать уже в младшей группе, со второй половины четвертого года. Этот труд не должен носить характера регулярных дежурств; он может иметь место в виде поручений отдельным детям (разложить ложки на столе перед обедом, придвинуть стульчики к столу перед занятием, собрать рисунки после занятия и т. п.).

В группе четвертого года жизни дети в первой половине года эпизодически привлекаются к дежурству по столовой, во второй половине года этот труд носит уже регулярный характер. Дети учатся правильно накрывать на стол, расставлять тарелки, складывать ложки, вилки, ставить тарелки стопкой посреди стола, придвигать стул к столу. Важно, чтобы дети научились аккуратно обращаться с посудой: носить по 2--3 тарелки, по несколько ложек.

При подготовке к занятию дежурные по указанию воспитателя раздают необходимые пособия и материалы и аккуратно убирают их после занятия. Все дети должны научиться поддерживать порядок на своем столе во время занятия и убирать за собой (вымыть кисточку, собрать карандаши, обрезки бумаги и т. п.). Вместе с педагогом дети поливают комнатные растения, ухаживают за рыбками в аквариуме.

Самое главное, чтобы дети научились выполнять каждое поручение воспитателя старательно, точно, чтобы они умели довести дело до конца, чтобы вежливо обращались за помощью к взрослым и друг к другу.

В группе пятого года жизни дежурства носят уже вполне регулярный характер с начала года. Дежурные по столовой накрывают на стол; учатся правильно расставлять тарелки, чашки, вилки, ложки; приготавливают салфетки; привлекаются к раздаче второго и третьего блюд; после завтрака и обеда сметают крошки со скатерти; учатся складывать ее и правильно стелить на стол.

Дети этого возраста регулярно дежурят: по поручению воспитателя они готовят столы к занятию; аккуратно раскладывают материалы и пособия; убирают их на место; моют кисточки; стирают и просушивают тряпочки.

Регулярно дежурят дети и в уголке живой природы: поливают комнатные растения; ухаживают за животными; кормят их; приготавливают для них воду; меняют воду в аквариуме.

Дежурства детей в старшей и подготовительной группах носят более самостоятельный характер. У них уже накоплен значительный трудовой опыт, они умеют договариваться, согласовывать свои действия; это позволяет усложнять обязанности дежурных. Дежурящие дети могут сами распределять между собой некоторые обязанности, могут следить за последовательностью и качеством выполнения обязанностей. Старшим детям можно давать длительные индивидуальные поручения, например в течение 2--3 недель ухаживать за каким либо животным, растением, следить за порядком в уголке книги. Такие поручения воспитывают у них чувство ответственности перед коллективом, устойчивость интересов, деловитость.

Большое значение имеют дежурства старших детей по подготовке к занятиям. Дети подготавливают материал к занятиям (под руководством педагога нарезают бумагу, готовят клей, краски, глину), аккуратно и красиво раскладывают материал и пособия на столах, действуют планомерно и экономно (отсчитывают нужное количество материала по числу детей, сидящих за столом, двигаются легко, в энергичном темпе).

Дежурства по столовой выполняются детьми более самостоятельно. Дети постепенно научаются сами следить за соблюдением очередности в дежурствах, их привлекают мыть посуду после полдника, подметать пол возле столов после еды, занятий.

Дежурные по уголку природы (сначала под руководством педагога) регулярно ведут календарь погоды; ухаживают не только за животными в уголке природы, но и за животными, обитающими на участке (курами, кроликами); кормят зимующих на участке птиц, ведут наблюдения за ними.

В старшей и подготовительной группах выбираются санитары (2--3 человека на 5--7 дней), которые следят за порядком в умывальной, помогают развешивать чистые полотенца; в группе ночующих детей следят за тем, чтобы у всех был зубной порошок, щетка; разливают воду для полоскания рта после обеда; следят за сменой обуви при входе в помещение.

Теория воспитания ответственности З.Н.Борисовой основывается на воспитании личности в коллективе и через коллектив.

Заключение

Дежурства -- более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, например: «Принеси салфетки»; «Теперь разложи ложки»; «Поставь на стол хлебницы» и т. п. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям» и пр. Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру, которую затевают сверстники.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводят либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе детского сада. Такие указания «Программы» не следует рассматривать как противоречивые. Они исходят из того, что опыт участия детей четвертого года жизни в поручениях, как показывают наблюдения, может складываться различно: если группа имела постоянный состав и первые поручения давались детям третьего года жизни; если с начала года во второй младшей группе воспитатель активно привлекал детей к самым разнообразным поручениям и добился развития у них некоторой самостоятельности, активности, желания принять участие в труде. В таких условиях воспитатель имеет возможность в конце года ввести дежурства по столовой (так как самыми разнообразными регулярными поручениями обычно бывают те, что связаны с накрыванием стола).

Если же в силу разных причин (смена состава детей, большой контингент вновь поступивших детей, несистематическая работа в первой младшей группе по организации поручений и т. д.) такие условия не были соблюдены во второй младшей группе, естественно, дежурства следует организовать позднее, при переходе детей в среднюю группу.

Дежурство доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе дежурства воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение.

В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

В процессе дежурства формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

В дежурстве удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это -- основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

В процессе дежурства необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

Важным педагогическим требованием является осознанность дежурства, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда, формируются общественные мотивы труда.

дежурство детский сад дошкольник ответственность

Список литературы

1. Трудовое воспитание в детском саду. Лекция для студентов дошкольного факультета. Доцент МГЗПИ О.А.Фролова. М.: 1960г. стр.32-41

2. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997. с.324

4. Королева В. и Голлеидер Г. Ю. Воспитание трудолюбия у детей старшей группы. В сб.: «Детский сад». Под ред. А. П. Усовой. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1951.

5. Трудовое воспитание в детском саду. Под редакцией Нечаевой В.Г. М.:1961г. стр.153-158

6. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.М., 1968. С. 328-353

7. Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М.: Учпедгиз, 1940. с.46

8. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд.дис. - Л., 1953.с.64-71

9. Трудовое воспитание в детском саду. Из опыта работы детских садов московской области. М.: 1963г.

10. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск. 1977г.

11. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: 1978г.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997

14. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1945. - Вып.1. - С.125-164.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дежурства как форма организации труда детей дошкольного возраста, их воспитательная ценность. Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа "Программы воспитания и обучения в детском саду"). Условия и методы организации дежурств.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

    Формирование у детей навыков ручного труда. Основное требование к материалу для плетения. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду. Методика подготовки воспитателя к занятиям. Задача флористических занятий в детском саду.

    доклад , добавлен 10.01.2010

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников. Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями. Анализ методики ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Психолого-педагогические проблемы развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Особенности использования дидактической игры для формирования музыкального восприятия дошкольников. Эстетическое воспитание ребенка в детском саду.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2015

    Теоретические аспекты применения фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников. Анализ процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников в детском саду "Солнышко".

    дипломная работа , добавлен 22.06.2013

    Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте. Роль игр в развитие речи дошкольников. Особенности адаптационного периода у детей разного возраста в детском саду, а также методика их обучения. Дидактическая игра "Помогите, доктор!".

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи ребенка в раннем возрасте. Пути развития речи дошкольников. Сборник игр для детей с фольклорными жанрами в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2014

    Проблемы изучения математики конечных чисел в детском саду. Материальная геометрическая фигура как конечное количество. Работа с геометрическим конструктором. Примеры заданий для дошкольников на изучение геометрии плоских материальных форм в детском саду.

    доклад , добавлен 06.10.2011

    Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.

Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников

Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая деятельность детей.

Поручением воспитатель пользуется во всех возрастных группах: оно может даваться либо одному, либо нескольким детям.

Дежурства -- это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке, по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.

В практике оправдали себя следующие виды дежурств: дежурства по столовой, дежурства по уходу за. растениями и животными в уголке природы и на участке; дежурства по подготовке к занятиям.

Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.

Дежурства дают возможность систематически упражнять детей в двух видах труда -- бытовом и труде в природе; воспитывать у них трудовые навыки, а также произвольность внимания, поведения, целеустремленность, настойчивость, ответственность.

Подготовка к дежурствам начинается уже в младшей группе в виде поручений: например, разложить ложки к обеду, принести дощечки для глины, поставить коробки или бокалы с карандашами. В этих поручениях есть сходство с обязанностями дежурных, но к выполнению их воспитатель привлекает только желающих детей; обязательности в этой работе еще нет.

Готовя детей к дежурствам, воспитатель приучает их к аккуратности и точности в работе. В этих целях он показывает правильные приемы работы, стремится заинтересовать детей обязанностями дежурных, подчеркивает значимость их работы для других, поощряет детей.

Дежурства начинаются со средней группы, где вводится дежурство по столовой и по уголку природы.

Вначале дети привлекаются к одному виду дежурства, наиболее доступного и интересного для них. В средней группе таким является дежурство по столовой.

Дежурство дошкольников в столовой

Этот вид дежурства организуется с начала года. Первое время в обязанности дежурных входит накрывание стола к завтраку и обеду; затем дети уже готовят столы к полднику и ужину, убирают посуду после еды на раздаточный стол и, наконец, раздают вместе с няней второе и третье блюдо (первое блюдо дети не раздают из гигиенических соображений и охраны их безопасности).

В средней группе по столовой дежурят одновременно 4--5 детей; каждый ребенок накрывает один стол -- это ему по силам. Дежурные меняются ежедневно, по очереди. Постепенно дети запоминают очередность дежурств и приучаются сами следить за порядком. В этих целях вводятся карточки дежурных с изображением знакомых детям предметов, например, игрушки, растения, животные и др. Ребенок-дежурный вывешивает свою карточку в определенном месте.

Дежурство по столовой вводится организованно путем объяснения и показа обязанностей всей группе. Воспитатель старается заинтересовать детей, указывая, что им доверяется серьезное дело, и выражает уверенность, что дежурные будут хорошо работать.

При введении дежурства по столовой воспитатель проводит беседу со всей группой, в которой раскрывает детям их обязанности, очередность работ; уточняет, какую посуду ставить для завтрака и обеда; говорит об аккуратности в работе; определяет количество дежурных и назначает таковых на первый день; показывает карточки; дежурных и закрепляет их за детьми.

Затем выделенные дежурные накрывают часть столов к завтраку, часть к обеду; остальные дети следят за правильностью их работы. Такой наглядный показ очень, ценен, так как он дает возможность уточнить процесс накрывания на стол: откуда и какую брать посуду, как ее нести, сколько тарелок и чашек можно взять сразу, как их брать и ставить, где класть ложку, вилку. Следует разъяснить и порядок уборки посуды после еды; указать, что убирает каждый ребенок сам за собой и что падает на долю дежурных.

Очень важно поощрять детей в дежурстве, подчеркивать, что благодаря их работе подготовка к еде проходит быстрее. При неправильном или небрежном выполнении дежурными их обязанностей необходимо еще раз показать им отдельные действия или напомнить о них, сделать, замечание, предложить исправить недостаток.

От воспитателя требуется внимательное наблюдение за работой дежурных, руководство ими, помощь и контроль.

В старшей группе дежурство по столовой несколько расширяется, усложняются обязанности дежурных: они должны расстелить и снять скатерти; накрыть на стол и убрать со стола; раздать второе и третье блюдо; подмести пол около столов детской щеткой; в летнее время помочь няне вымыть чайную посуду.

В старшей группе можно уменьшить количество дежурных: вместо четырех назначить двух, т. е. увеличить объем работы, так как силы детей возросли, и у них имеются соответствующие трудовые навыки. Очередность дежурств и список дежурных, определяющих эту очередность, может быть иным, чем в средней группе, -- по алфавиту.

В начале года в старшей группе также проводится беседа о дежурствах. Дети 6--7 лет уже должны понять, что каждый из них по очереди выполняет работу для всей группы в целом, заботится о товарищах и вместе с тем учится обходиться без помощи взрослых там, где возможно. Таким образом, фиксируется внимание детей на развитии самостоятельности, обслуживании коллектива группы и ответственности за порученное дело.

В порядке систематического контроля и приучения детей к ответственности за дежурство полезно практиковать такие, например, занятия, как рассказы детей или беседы на тему: «Как мы дежурим по столовой».

Подобные занятия помогают детям лучше осознать содержание и значение данного вида дежурств.

Старшие дети должны быть приучены к самостоятельному выполнению дежурства по столовой без напоминания и показа воспитателя. Они быстро запоминают очередность дежурства, работают старательно и аккуратно. Дежурные первые умывают утром руки и идут накрывать на стол к завтраку: им можно разрешить раньше других уйти с прогулки для выполнения этой работы перед обедом. Воспитатель просматривает уже накрытый дежурными стол.

Дежурным приходится раньше других детей оставлять игру, книжку, интересное занятия для выполнения своих обязанностей, что, несомненно, укрепляет волевые качества детей.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей необходимо всю сервировку располагать в детских буфетах так, чтобы можно было ее легко взять и убрать на прежнее место. Желательны легкие переднички для дежурных, чтобы они не испачкали свое платье или костюм. Для сметания крошек со стола нужны щеточки и совочки, хранящиеся в хозяйственном уголке около буфета; для метения пола -- детские половые щетки.

Не рекомендуется прибегать к излишнему украшательству в костюме дежурных -- вводить шапочки, косынки, нарукавники. Все это будет привлекать внимание детей и создавать интерес к дежурству лишь на первых порах, что подтверждается многочисленными фактами из практики. Очень быстро эти дополнительные предметы перестают интересовать детей и даже надоедают им, так как требуют дополнительного времени на надевание.

Для полноценности дежурств и сохранения интереса к ним важна продуманная их организация, постепенное усложнение обязанностей дежурных, внимательное наблюдение за их работой, поощрение старательных детей и особое внимание к нерадивым.

Успех дежурств зависит и от группировки детей: необходимо сочетание более активных с пассивными; детей с более прочными трудовыми навыками нужно объединять с детьми, которые хуже владеют этими навыками.

Дежурство дошкольников по уголку природы.

Второй вид дежурств -- по уголку природы -- вводится также со средней группы. Этот вид дежурств ценен не только в воспитательном, но и в образовательном отношении. В процессе ухода за растениями и животными дети наблюдают за их жизнью и развитием, усваивают способы ухода (поливка, рыхление растений) и кормления; воспитатель помогает детям устанавливать взаимосвязь между состоянием растений и животных и правильностью ухода за ними.

В младшей группе воспитатель сам поливает растения и кормит животных в уголке природы, привлекая к этому лишь желающих. Также поступает педагог и в начале года в средней группе.

Затем выделяются двое дежурных, при этом возможно разделение труда между ними: один ухаживает за растениями, другой -- за животными. Тот, кто раньше освободится, помогает второму. Это дает возможность укреплять взаимопомощь среди детей.

Дежурство по уголку природы вводится организованно. Воспитатель проводит с детьми своей группы небольшую беседу о том, что имеется в уголке природы; вспоминает, как дети вместе с ним кормят животных, поливают растения; указывает, что обитателей уголка надо кормить правильно и ежедневно, растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья и т. д.; здесь же назначаются первые дежурные; воспитатель показывает им приемы работы.

Во время этих дежурств очень важно учить детей наблюдать за объектами уголка природы, замечать изменения (появление новых листьев, ростков, цветов, пожелтение листьев, состояние животных).

Воспитатель учит детей заботливо ухаживать за растениями и животными, бережно с ними обращаться, воспитывает интерес к уголку природы.

В старшей группе, если уголок природы там более богатый, обязанности дежурных расширяются: может потребоваться лишний дежурный для ухода, например за млекопитающими.

В обязанности дежурных входит также подкормка птиц на прогулке -- за окном или на участке. В летнее время в связи с устройством огорода и цветника дежурным следует поручить утреннюю поливку клумб и грядок, составление букетов, смену воды в вазах с цветами. Таким образом, объем работы дежурных еще более увеличивается, в связи с чем может быть увеличено и количество их.

В начале года в старшей группе проводится разъяснительная беседа о дежурстве в уголке природы, об обязанностях дежурных, о возрастающих требованиях к ним. При внесении новых растений и животных воспитатель привлекает детей к их рассматриванию и сообщает приемы ухода за ними.

Старшие дети более самостоятельно работают в уголке природы; воспитатель требует от них тщательного ухода за животными, напоминает, что от невнимательного отношения дежурных к своим обязанностям зависит состояние и даже жизнь обитателей уголка природы.

Можно поручать дежурным самостоятельные наблюдения за некоторыми обитателями уголков природы с последующим рассказом об этих наблюдениях. Время от времени можно практиковать сообщения дежурных о своей работе -- в виде беседы со всей группой детей.

В старшей группе дети знают время кормления животных, их рацион, самостоятельно готовят для них корм; на их обязанности лежит также чистка клеток.

Некоторые виды работ, например, зарядка аквариума, устройство террариума, садков для отдельных насекомых проводятся воспитателем с привлечением детей.

Для стимулирования работы дежурных рекомендуется поощрение хорошо работающих детей.

Дежурство дошкольников по подготовке к занятиям

Дежурство по подготовке к занятиям имеет место лишь в старшей группе, оно вводится также организованно, как и первые два вида. Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол).

Особенно много внимания и времени требует подготовка к изобразительным занятиям; к выполнению этих обязанностей дети подводятся постепенно. Опытные воспитатели привлекают детей к нарезыванию бумаги, подготовке карандашей для рисования, разливанию клея и др. После окончания занятия дежурные убирают на место все пособия и материалы и приводят в порядок групповую комнату.

Таким образом, все виды дежурств вводятся организованно; их содержание и обязанности дежурных предварительно разъясняются детям, показываются им и правильные приемы работы. Постепенно обязанности дежурных расширяются и повышаются требования к качеству выполнения. Дети подводятся постепенно к пониманию обязательности дежурств, к пониманию того, что эта работа важна и необходима, ее нужно выполнять старательно.

В старшей группе трудовые навыки становятся у детей более прочными, они могут работать в более быстром темпе, успевать все сделать к определенному времени, выполнять обязанности дежурных самостоятельно.

Для каждого вида дежурств требуется необходимое оборудование, которым приучают детей пользоваться самостоятельно, бережно, а затем убирать на место.

Было бы неправильно думать, что наличие дежурных освобождает от работы остальных детей. Так по окончании еды каждый ребенок ставит свою посуду на середину стола, кладет на определенное место свою салфетку, задвигает стул. Дежурные переносят собранную посуду на раздаточный стол, сметают крошки со стола, меняют скатерти.

То же самое -- после окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.

Важно, чтобы между дежурными и остальными детьми устанавливалось взаимное уважение. Дежурные заботятся о коллективе, стараются выполнять свои обязанности как можно лучше; с другой стороны, и остальные дети должны стремиться аккуратно есть, заниматься, не забывать убирать за собой, чтобы не налагать на дежурных добавочных дел; в случае необходимости по просьбе дежурных или по указанию воспитателя дети охотно помогают дежурным.

Воспитатель вводит среди дежурных известное разделение труда -- обслуживание каждым определенных столов, уход за определенными объектами, раскладывание определенных материалов и пособий и др. Все это делает работу дежурных более ответственной, видной для других. Но вместе с тем дежурных надо приучать работать дружно, помогать друг другу; вместе проверять законченную работу, исправлять недостатки в работе товарищей.

Подбор дежурных может быть различным -- по желанию, по списку, по столам; надо сочетать более аккуратных и старательных детей с менее аккуратными, более, активных с менее активными. В течение года дети должны пройти через все виды дежурств, установленные в данной группе. Длительность дежурства для каждого ребенка один день -- это дает возможность более частого участия в каждом виде дежурств и более прочного усвоения необходимых трудовых навыков. Организуемые в некоторых детских садах дежурства в течение 3--4 дней, а иногда и недели позволяют вернуться повторно к первому виду дежурства через длительный промежуток времени; в связи с этим приобретенные навыки могут угаснуть.

В течение дня каждый ребенок участвует в одном виде дежурств, иначе у него не останется времени для игр и прогулок, что совершенно недопустимо с педагогической точки зрения.

Все виды дежурств должны протекать в гигиенических условиях, без ущерба для здоровья ребенка. Поэтому детям не поручается, например, разносить первое горячее блюдо, чай или кофе; они не привлекаются к мытью столовой посуды.

Педагогу необходимо внимательно следить за позой дежурных при поливке растений; за тем, чтобы дети не носили большого количества посуды, тяжелых тазов и др.

Очень важно поддерживать у детей интерес к дежурству: с этой целью нужно постепенно усложнять их обязанности, вносить эмоциональные моменты, избегать трафарета в дежурстве. В противном случае у детей старшей группы складывается формальное отношение к своим обязанностям. Особенно это наблюдается в тех случаях, когда уголок природы беден, носит застывший, однообразный характер, когда вся работа в нем сводится только к поливке нескольких растений и кормлению одной рыбки.

Для воспитания у детей трудолюбия и привития им навыков важно, чтобы дежурства прочно вошли в их жизнь, протекали организованно, систематически, в определенном, хорошо продуманном порядке, а не от случая к случаю. И воспитатель, и дети должны серьезно относиться к дежурствам; работу дежурных надо направлять, контролировать и вместе с тем использовать для развития самостоятельности.

Воспитателю принадлежит здесь активная, ведущая роль; дежурство -- одна из важных форм организации детского труда, создания у детей трудовой направленности, средство воспитательного влияния. Воспитатель должен сам хорошо владеть всеми видами дежурств, быть примером для детей, уметь им правильно разъяснить и показать приемы работы, создать условия, вести детей к положительным результатам, не забывая о необходимости индивидуального подхода к детям.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4 города Благовещенска «Фантазия»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Методика организации труда – дежурство в группах детского сада»

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Рыбачук И.Л.

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

Дежурство в столовой;

Подготовка к занятиям;

Дежурство в уголке природы.

Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.

В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.

Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.) ; забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.) . Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что, и как они должны делать. Напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

Условия и методы организации труда. В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного.

По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.

Наблюдения показали, что деятельность дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Высказывая суждения о работе дежурных, дети подчеркивают качество результатов труда, его мотивы и направленность: «Дежурные хорошо заботились о детях, все правильно расставляли на столе, чашки ставили, повертывая ручки так, чтобы их было удобно брать»; «Я люблю дежурить и стараюсь, но только забываю где надо положить ложки. Это никак не получается».

Воспитатель поддерживает требования, предъявляемые к работе дежурных.

Подбор дежурных на тот или иной вид дежурств осуществляется с учетом подготовленности детей, их желания дежурить вместе. Так, ребенок, не освоивший весь объем работы, может дежурить в группе с хорошо работающими детьми, которые оказывают ему необходимую помощь. Если вместе дежурят быстро работающие дети, то они могут получить большой объем работы.

Воспитатель контролирует последовательность назначения детей на дежурства (в течение недели все дети должны пройти через разные виды дежурств, ведет учет дежурств, определяет задачи работы с детьми.

Педагогические выводы. Таким образом, данный вид каждодневного труда детей обеспечивает постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.

Успешное выполнение задач, поставленных перед детьми, обеспечивается рядом условий:

1. Наличием программы трудового воспитания, включающей систему знаний о труде, его организации как ориентировочной основы трудовой деятельности детей; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны освоить дети в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности;

2. Квалификацией воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех;

3. Наличием соответствующего оборудования для всех видов труда. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.) ; соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным;

4. Правильной организацией хранения оборудования для разных видов труда в условном месте, в установленном порядке, свободным доступом для самостоятельного использования его детьми, поддержанием постоянного порядка;

5. Посильностью труда, т. е. такой нагрузкой, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь ввиду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний и умений, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;

2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности, их отчетам;


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. В этом виде деятельности воспитателю недостаточно использовать обучающие приемы, он должен также хорошо продумать организацию этого вида труда.

Для этого в группах организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.

Со старшего возраста в уголок дежурного помещается график дежурства – картинки маркировки, условные обозначения.

Наглядная результативность и общественная польза дежурств делают их в глазах детей важными серьезным делом. Поэтому все оборудование (веники, щетки и т.п.) в уголках рабочее, а не игрушечное. Младшие воспитатели не подменяют дежурных.

Дежурства в детском саду организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки. Это задание детям удобнее выполнять, если они держат в левой руке ложки, а правой раскладывают.

Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей первой младшей группы. Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребенку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.

Давая поручения детям 4-го года жизни , педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.

На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др.

Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Таня и Света».

В средней группе с начала года дети дежурят по столовой, начинают принимать регулярное участие в дежурствах.

Детямсредней группы о дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру или вернуться в группу после прогулки. В это время младший воспитатель уже протерла столы и поставила на каждый стол стопкой посуду.

Когда столы уже накрыты, и младший воспитатель начинает разливать первое блюдо, тарелки дежурных уже наполнены раньше других. Второе и третье блюдо они получают тоже раньше других. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, т.к. пока ему еще трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Вместе с тем, даже если дежурные назначены по количеству столов, между детьми уже возникают начальные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола, если нужно, помочь товарищу.

В средней группе ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи, ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками, раздать второе блюдо, собрать посуду. Эта деятельность гораздо сложнее выполнения аналогичных отдельных поручений типа: «Помоги Нине Васильевне разложить салфетки в вазочки и разнести их по столам».

Во время дежурств в начале года нередко бывает так: дети то чашку разобьют, то остатки супа разольют из тарелки, то забудут дать кому-нибудь второе. На подобных промахах не следует сосредотачивать внимание остальных. Это смущает и огорчает дежурного, он теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать, как брать чашку; нести тарелку, не наклоняя; как надо крошки сначала собрать щеткой, а потом смести в совок. Необходимо напоминать дежурным, по какому из проходов между столами удобнее ходить каждому из них, - такой порядок позволит избежать столкновений во время работы, уменьшит случаи боя посуды, очень огорчающие детей.

Помогая дежурным, педагог не только показывает, как и в какой последовательности выполнять действия, но и регулирует темп работы: следит, чтобы не задерживались около товарищей в ожидании, пока каждый доест свою порцию; напоминает, что второе блюдо можно подавать, когда ребенок съел первое, готовит место у раздаточного стола для складывания использованной посуды.

Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребенок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

В некоторых детских садах принят такой порядок, при котором все дети после еды сами убирают за собой посуду, относя ее на раздаточный стол. Дежурные собирают лишь некоторые предметы сервировки стола (хлебницы, салфетницы), сметают со стола крошки. Такая практика оправдана: все дети, в том числе и дежурные, едят в своем темпе, без спешки, каждый ребенок приучается к самообслуживанию, что пригодится ему в дальнейшем в школе.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущим является показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми.

Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напомнить им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

Воспитатель даст объективную оценку труда детей: застенчивого – подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался и т.д.».

Педагог должен обязательно использовать трудовую деятельность детей для их нравственного воспитания, формирование навыков положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать. Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей («Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно наводить порядок, и стала помогать ей»).

В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

В старшей группе дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, т.к. в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Старшие дети должны сами твердо знать очередность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки, надевают фартуки и головные уборы. Для дежурного фартук – не просто защита от загрязнения, а эмблема выполнения ответственного задания. У нас в детском саду был проведен конкурс между группами на лучшую форму дежурных. (Обратить внимание слушателей на выставку)

Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают младшему воспитателю раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. Дети дежурят по два человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть объективным, учитывать индивидуальные возможности, особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать.

При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине. Либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение товарищей.

В подготовительной группе интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширенного содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают младшему воспитателю принести из кухни салат, хлеб, фрукты.

Во время дежурств по столовой важно использовать и создавать такие ситуации, чтобы ребенок учился принимать самостоятельные решения. Например, узнавать меню и накрывать на стол, решить самостоятельно нужны на завтрак вилки или ложки, мелкие или глубокие тарелки, поставить на стол соль, расставить стулья к столам и салфетницы в соответствии с числом детей, проявить выдумку в украшении праздничного стола и многое другое.

По мере овладения детьми необходимыми навыками, требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределить обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.

Светлана Мартынова
Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе

Конспект организации дежурства по столовой

в старшей группе .

Цель : продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой : сервировать стол .

Задачи :

Воспитательные :

1) воспитывать положительное отношение к дежурству ;

2) формирование у детей ответственности за порученное дело.

Развивающие :

1) развивать логику, память, мыслительные процессы;

2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.

Образовательные :

1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;

2) развивать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.

Материал и оборудование :

Фланелеграф, картинки-символы, кукла или игрушка.

Предварительная работа :

Д/и «Что с начала, что потом» .

С. р. и. «Накроем стол к приходу гостей » , «Тишка-именинник ждет гостей» ,

Совместное изготовление настольного украшения «Корзина с цветами» .

Словарная работа :

Последовательно, слаженно, порученное дело, трудовое усилие.

Ход занятия:

Воспитатель входит в групповую комнату в руках у него кукла (или игрушка) Тишка.

В.: ребята сегодня к нам пришел один гость зовут его Тишка. Посмотрите, как вы думаете почему он такой грустный? (Дети располагаются в кругу)

Дети : заболел, заблудился, потерял маму и т. д.

В.: он рассказал, что ждет гостей и не знает, как правильно накрыть на стол . Как вы думаете надо помочь?

Дети : да!

В.: для этого давайте поиграем в игру «Что с начало, что потом» .

Проводится игра, дети должны самостоятельно разложить на фланелеграф картинки с изображением последовательных действий сервировки стола .

В.: молодцы, ребята, вы все правильно сделали. А кто у нас сегодня дежурный по столовой ?

Лена и Никита : «Мы дежурные » (Лена и Никита самостоятельно идут готовиться к дежурству (моют руки, одевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются вокруг столов ).

В.: ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой ?

Лена : мы договариваемся между собой.

Никита : мы с Леной решили, что она будет раскладывать салфетницы и ложки. Я буду раскладывать вазочки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы и тарелки, хлебницы и салатницы.

В.: а кто может рассказать, что такое сервировка стола ?

Лена : сервировка стола – это умение правильно и красиво накрыть стол .

В.: в какой последовательности накрываем стол ?

Дети отвечают с опорой на схему, построенную на фланелеграфе.

В.: ребята, а для чего вообще нужно дежурить ?

Дежурные : приятно помочь воспитателю. Мы хотим научиться помогать взрослым, быть нужными, полезными.

В.: пожалуйста, дежурные , приступайте к своим обязанностям.

Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дежурные раскладывают столовые приборы . В это время воспитатель проводит беседу с детьми :

В.: ребята, а кто расскажет нашему гостю, для чего предназначена тарелка, хлебница?

Дети : в тарелки накладывают еду, из них мы едим. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебницы предназначены для хлеба.

В.: а что относится ко вторым блюдам?

Дети : ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты, разные гарниры : рис, овощи, макароны, картофель.

В.: а для чего нужны бокалы?

Дети : в бокалы наливают сок, компот, кисель.

В.: с какой стороны раскладывают ложки и вилки, ножи?

Дети : ложки и ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.

В.: а для чего нам на столе нужна корзиночка с цветами?

Дети : украшение на столе нужно , чтобы было красиво, для создания хорошего праздничного настроения.

В.: дежурные все накрыли . Ребята, послушаем дежурных . Они нам расскажут о своем дежурстве . (Воспитатель организует детей встать около столов ) .

Никита : мы с Леной накрыли столы , дежурили дружно , заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.

Лена : мы старались с Никитой помочь воспитателю, работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы .

В.: ребята, а как мы оценим работу дежурных ? Кто выскажет свое мнение.

Дети высказывают свое мнение.

В.: дежурные наши действительно постарались , приложили трудовые усилия. Со своими обязанностями справились добросовестно, умело работу распределили, последовательно накрывали на стол , дежурили слаженно , аккуратно, доброжелательно. Лена и Никита, спасибо вам за дежурство , вы достойны самых лучших оценок. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол .

В.: ребята, посмотрите, на нашего гостя, какой он стал веселый, радостный.

Дети : конечно, ведь теперь он знает, как накрыть красиво и правильно стол , чтобы пригласить гостей.

В.: замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы .

Дежурные : ребята проходите, пожалуйста, за столы . Приятного аппетита!

Дети : спасибо.