Домой / Smoky eyes / Что такое кунг-фу? Кунг-фу - Боевые искусства мира, мифы и реальность.

Что такое кунг-фу? Кунг-фу - Боевые искусства мира, мифы и реальность.

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

Опустим эффектные полеты мастеров кунг фу из китайских фильмов. Надеюсь, все понимают, что это сказка. Поговорим о том, что имеет отношение к жизни. В спортивном ушу очень много эффектной акробатики. Эта акробатика имеет мало общего с традиционным кунг фу. Спортивное ушу зародилось в середине 20 века (примерно в 1949 году), когда правительство Китая осознало, что своим достоянием нужно «пользоваться», а не уничтожать. И для того, чтобы китайские боевые искусства стали доступными для народа, их сильно упростили, создав на основе стилей кунг фу Саньда (что-то вроде кикбоксинга) и спортивное у-шу (очень похожее на акробатику, но с ударами и оружием). Спортивное у-шу выглядит красиво, но имеет мало общего с традиционными китайскими боевыми искусствами.

В традиционных же китайских боевых искусствах акробатика присутствует в большей степени как элемент подготовки и развития тела.

Миф №2 Школы кунг фу напоминают секты

Изначально, школы китайских боевых искусств по большей части были закрыты для западного мира. Чужаков мало кто обучал кунг фу. В 20 веке все изменилось, особенно после того как Брюс Ли открыл всему миру китайские боевые искусства - после успеха его фильмов популярность кунг фу на западе невероятно возрасла. И, разумеется нашлись те, кто начал раскрывать секреты желающим. Однако, массовая популярность привлекает авантюристов, которые пользуются спросом для своих целей. Прикрываясь традициями кунг фу, зачастую слабо разбираясь в предмете, мошенники создавали маленькие секты и зарабатывали на своих учениках. Жуликов всегда хватало, и они здравствуют по сей день, но их довольно просто вычислить - присмотритесь к тем, кто занимается, послушайте что вам говорят - если вам начали рассказывать про семью и навязывать свое мировоззрение - есть повод насторожиться. Здравомыслие - грозное оружие.

Миф №3 Занимаясь восточными практиками, можно научиться летать.

Летать невозможно, хотя в московских пробках очень бы хотелось. Если необходимо научиться летать - купите дельтаплан. Без вспомогательных предметов, летать, конечно, тоже можно, но, как правило, один раз и в одном направлении.

Миф №4 Для того, чтобы научиться кунг фу, надо ехать в Шаолинь

Монахи, конечно, демонстрируют чудеса возможностей человеческого тела, среди них много мастеров боевых искусствах и смекалки, но для того, чтобы стать мастером боевых искусств, они тренируются с детства. А свою смекалку оттачивают на наивных европейцах, готовых выкладывать немалые деньги за тренировки в монастыре Шаолинь.

Европеец с дипломом Шаолинь - скорее всего не мастер, а еще один абициозный любитель боевых искусств, оплативший аттракцион. Поверьте, жить аскетом, питаться практически одним рисом не стоит, если вы, конечно, не любитель экстрима.

Миф №5 С помощью ци можно безконтактно нейтрализовать противника

Все говорят что знают, что такое ци, но на самом деле объяснить не могут. В европейской философии наиболее близким к ци понятием является «жизненная энергия» (для практикующих йогу, понятие ци аналогично пране). Ци - не материальный объект, ей нельзя манипулировать.

Бегите от тех, кто обещает вас научить с помощью ци валить деревья. Ци не зажигает и дорогу не освещает - лучше купите фонарик. Если же вы верите в ци - это вам будет помогать, но только если вы прикладываете волю, само ци за вас не отожмется и обед не разогреет.

Миф №6 Для изучения кунг фу лучше найти китайского мастера

Вы можете не поверить, но в современном Китае традиционное кунг фу не очень популярно. Поменялись ценности, желающих посвятить жизнь боевым искусствам среди китайской молодежи немного. Старых китайских мастеров осталось очень мало - они подвергались жестким репрессиям во времена Великой китайской революции и те, кто выжил, большей частью эмигрировали в Тайвань, Гонконг или США.

Приехав в Китай, вы увидите много людей, делающих тайцзи или цигун в парках и на площадях, но большинство этих людей делают очень упрощенные формы - в 50х годах XX века в Китае начали популяризировать цигун и тайцзи как гимнастики для здоровья.

Если ваша цель - найти во чтобы то ни стало настоящего китайского мастера, готовьтесь к очень долгим поискам и учите китайский. Однако это время вы бы могли потратить на тренировки, хоть и без экзотики.

Миф №7 При выборе школы важна линия приемственности

Часто школы кунг фу публикуют линии преемственности мастеров, обязательно уходящие корнями в глубокую древность. Иногда, в основе такого древа можно найти даже Будду. Мы не будем вас разочаровывать, возможно, кого-то это убеждает. Преемственность не является знаком качества. Зачастую громкими именами известных мастеров пользуются как брендом и довольно успешно. Однако, если вы действительно хотите научиться кунг фу, не стоит уделять большое значение таким вещам.

При выборе места для занятий ориентируйтесь не на регалии и формальности, а на уровень мастера, который можно определить, например, по его физическим кондициям или по чистоте выполнения технических элементов, и, конечно, по отзывам учеников.

Ушу и кунгфу-это одно и тоже, или нет?

Прежде, чем разобраться, отличаются ли ушу и кунгфу или нет, давайте представим, какие ассоциации вызывают эти два слова у обычного человека.
Когда мы говорим ушу, то, как правило, предполагаем великолепные яркие прыжки, технически сложные, а порой и акробатические элементы, которые выполняются специально подготовленными и обученными людьми. При этом нередко под красивую восточную музыку и с разными видами оружия - мечом, саблей, копьём или шестом.

Когда же упоминаем слово кунгфу, то здесь на ум приходят зрелищные бои, которые так ярко показывали на телеэкранах Брюс Ли, Джет Ли и другие мастера боевых искусств.

Фактически, тот образ ушу и кунгфу, который сформировался, благодаря телевидению и кино и привёл к разграничению этих понятий. На деле же, эти два слова практически обозначают одно и то же.

Почему появилось два названия

Как и ушу, так и кунгфу - это древнее китайское боевое искусство, в которое входит рукопашный бой и поединки с оружием. По сути эти два слова являются синонимами.

Всё дело в том, что в разных районах Китая боевое искусство называлось по-разному, хотя цели и задачи его были одинаковы. Если на юге страны чаще употреблялось слово «кунгфу», то на Севере «ушу». От того, представители каких школ оказывали влияние на то или иное государство, и пошли разные названия в разных государствах. К примеру, в США чаще используют слово «кунгфу». Это неудивительно, ведь тот же Брюс Ли был представителем южной школы боевого искусства. В самом же Китае сейчас официально используют термин «ушу», как в СМИ, так и в разговорной речи. Но самое парадоксальное, что наиболее точно обозначение древнего китайского боевого искусства звучит ни ушу и ни кунгфу, а «у-и». «У» обозначает вооружён, а «и» - непосредственно искусство.

Стили и направления ушу и кунгфу в современном мире

В современном мире различают традиционный и спортивный ушу. Последний представляет из себя чаще всего красивое шоу с яркими технически сложными элементами и прыжками. Традиционный ушу - это комплекс боевых искусств, где целью является не красивая техника, а победа в поединке. Именно традиционного ушу и придерживаются монахи из Шаолиня, которые считают, что главное - выиграть бой. При этом в поединке могут использоваться и различные виды оружия.

В ушу или кунгфу сейчас в мире существует более полутысячи разнообразных стилей. Многие из них передавались веками от поколения к поколению, другие же были изобретены сравнительно недавно и часто имеют название от имён их авторов.

Универсальность восточных боевых искусств по-настоящему уникальна. Это могут быть не только единоборства, а оздоровительная гимнастика, элементы для развития суставов, укрепления иммунитета и другие методики для оздоровления организма.

Основная задача ушу - воспитание человека, как физически, так и психологически.

Занятия боевыми восточными искусствами

В восточных боевых искусствах нет чёткого разделения на чемпионов, претендентов и так далее. Здесь существуют только ученики и мастера, квалификация которых определяется в поединке. Акцент на занятиях делается на несколько дисциплин - это рукопашный бой, владение оружием и техникой ведения борьбы.

Основная философия заключается в том, что нет в чистом виде карате, кикбоксинга, бокса, дзюдо и других дисциплин. Какой стиль при этом предпочитает занимающийся - не важно, ведь задача - единая - развивать своё тело и дух.

Его оригинальное значение не обязательно связано с боевыми искусствами. В дословном переводе с китайского языка , Кунг - работа , фу - время . Таким образом, Кунг фу - это любое приобретённое мастерство или достижение, полученное в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою .

Сам термин "кунг-фу" появился лишь в XX веке . Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевые искусства обозначались в китайских текстах как "у-йи" и изредка как "у-шу" .

История

Считается, что основателем Кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Та Мо (Tat Moh), также известный как Дамо. Согласно легенде, он был принцем южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии , проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай , распространяя буддийское учение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кунг фу" в других словарях:

    КУНГ - кузов унифицированный грузовой Источник: Новая газета. № 36. 23.05.2002 КУНГ КУГ КУнГ кузов универсальный герметический; кабина универсальная герметизированная; кузов унифицированный герметичный авто КУНГ КУГ КУнГ … Словарь сокращений и аббревиатур

    На шасси ГАЗ 66 … Википедия

    Нескл. ср. 1. Вид китайской системы самозащиты, основанной на резких ударах руками и ногами по болевым точкам противника с целью направления против него его же собственной энергии. 2. Самооборона без оружия, основанная на такой системе самозащиты … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 1 борьба (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    кунг-фу - кунг ф у и кун ф у, нескл., ср … Русский орфографический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 будка (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Показательные выступления мастера кунг фу в китайском квартале Лос Анджелеса, 2006 год. Кунг фу или Гун фу (кит. трад … Википедия

    - (1881 1967), китайский премьер министр, финансист. Кунг (подлинное имя Гун Сянси) родился в 1881 в провинции Шаньси и являлся прямым потомком Конфуция в семьдесят седьмом поколении. Приехав в Пекин, стал искать возможность для учебы за рубежом.… … Энциклопедия Кольера

    КУНГФУ, КУНГ ФУ, неизм.; ж. Система китайской оздоровительной гимнастики и спортивной борьбы; разновидность способа самозащиты без оружия, основанная на резких ударах ногой или рукой по болевым точкам противника … Энциклопедический словарь

С начала V-VI вв. н.э. в Китае зародились и развивались различные направления, которые впоследствии разделились на два основных направления кунг фу:

  • удан - направление в котором существовали многие течения (школы), но основа их была на базе использования и практического применения внутренних энергетических способностей человека, на это делался основной упор учения;
  • шаолинь - направление в котором также существовали многие течения (школы), но их основа была направлена на внешние физические способности человека.

В соответствии с этим, в данных направлениях использовались боевые практики на основе внутренней мягкой техники "ИНЬ" и внешней жесткой техники "ЯН". Прежде всего упражнения кунг-фу включают в работу мышечную систему человека, его связочный аппарат. Мышечная система человека способна накапливать и сбрасывать энергию. Умение брать и отдавать энергию - это умение полноценно взаимодействовать, общаться с окружающим миром. А эта способность, в свою очередь, гарантирует человеку здоровье.

Стиль "Западный Дракон"

В середине XVII столетия в одном из Даосских монастырей начала образовываться боевая школа, которая включила в себя опыт предыдущих поколений из Уданского и Шаолиньского направлений. Методика преподавания данной школы предусматривала обучение монахов боевому искусству, которое позволяло укреплять дух, совершенствовать физическое и развивать энергетическое тело человека. В обучающем процессе данной школы использовались физические упражнения, боевые приемы, дыхательная техника, повышающая энергетический потенциал человека, в т.ч.:

  • внешняя техника - боевые приемы, включающие в себя боевые стойки, перемещения, блоки, удары, освобождения от захватов и броски, а также техника ведения боя;
  • внутренняя техника - дыхательные упражнения, ТАО (с применением в боевых ситуациях), изучение энергетических аспектов мастерства, удары со сбросом энергии.

Этот стиль получил название "Западный Дракон" и преподавался мастерами в закрытых Даосских монастырях для монахов, обеспечивая им те практические знания, которые позволяли совершенствовать свои дух и тело. Так как монахам в Китае запрещалось носить оружие, они должны были обладать такими знаниями, которые позволяли бы им не попадать в критические ситуации, в случае необходимости защитить себя и других от агрессии окружающего мира. Для этого монах-воин должен был обладать трезвым умом, сильным духом и крепким телом. Изучаемые в стиле "Западный Дракон" боевые приемы должны были иметь исключительно практичное и эффективное применение в любой жизненной ситуации.

В стиле существует 90 ступеней развития мастерства. Каждая ступень имеет свой боевой знак отличия, который показывает уровень (ступень) мастерства данного ученика. Этот уровень необходимо подтверждать в течение всей жизни, т.к. боевой знак - это не пожизненный знак отличия, а показатель уровня мастерства, которого достиг ученик. Методика преподавания кунг фу, разработанная Даосскими мастерами, имеет многовековой опыт. До наших дней данная методика видоизменялась в зависимости от условий преподавания и других внешних факторов. Разрабатывать и видоизменять методику преподавания мог только мастер постигший "Высшую 90-ступень мастерства". Это правило сохранилось до наших дней.

В начале XX в. эту Даосскую школу кунг фу в Китае представлял легендарный мастер Ся-Тун, обладавший "Высшей 90-й ступенью мастерства". У него за все время было несколько учеников. Посещая СССР с 1956 по 1976 гг. мастер нашел новых учеников. За прошедшие годы из учеников Ся-Туна, обучавшихся у него - единственный мастер достиг высшей ступени. Этот мастер - Валерий Гусев один из основоположников направления кунг фу в СССР.

Основной принцип кунг фу - "не ослепнуть от блеска собственного оружия".