Домой / Smoky eyes / Что умеет ребенок в 2.4 года.

Что умеет ребенок в 2.4 года.

Ваш малыш уже может объясниться с Вами простыми предложениями, помочь в выполнении простых домашних дел. В этом возрасте для него очень важно чувствовать себя нужным, полезным и любимым, также очень важна для него совместная деятельность с родителями.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

81,4-97 см.
10,7-16 кг.
47,3-52,7 см.
47,8-56,8 см.
81,9-95,7 см.
11-15,7 кг.
46,5-51,8 см.
47,9-56,2 см.

Физическое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Для полноценного физического развития ребенку необходимо правильное питание, оптимальный режим дня, достаточная двигательная активность и крепкий иммунитет.

Средние показатели физического развития ребенка в 2 года 3 месяца

Длинна тела:

мальчики - 85,5 - 92,5 см;

девочки - 85 - 90 см;

Масса тела:

мальчики - 12,5 - 14,5 кг;

девочки - 12 - 14 кг.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

В этом возрасте развитие ребенка идет через игру, общение со взрослыми и сверстниками, через многочисленные эксперименты. Ребенок накапливает знания и получает опыт методом проб и ошибок.

Двигательное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Совершенствуется координация движения и умение сохранять равновесие. Малыш может ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия. Смело прыгает с высоты 10-15 см, приседает.

Хорошо бегает, может подпрыгивать на двух ногах. Умеет подниматься на носочки и на пяточки (после показа этих движений взрослым).

Может бросать мяч обеими руками, пытается поймать его, если мяч бросают с небольшого расстояния. Точно бьет ногой по мячу.

Умеет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Познавательное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Ваш малыш начинает разбираться в причинно-следственных связях между событиями. К качественно новым навыкам можно отнести - умение делать выводы.

Ребенок может достаточно длинное время развлекать себя сам, занимаясь каким-либо интересным делом.

Реальные предметы занимают малыша гораздо больше чем игрушки. Во время игр, ребенок подражает и копирует поведение взрослых.

В этом возрасте для ребенка важен не только сам процесс, но и результат.

Начинает отличать множественное число от единственного.

Умеет отличать предметы по цвету, форме и величине. Так малыш может подобрать предметы одного цвета (по образу), но разной формы.

Хорошо ориентируется в четырех цветах. Может назвать правильно 1-2 цвета.

Способен ориентироваться в в 5-6 геометрических формах. Может подобрать и приложить (вставить) объемные геометрические фигурки к соответствующим по форме отверстиям на развивающем пособии.

Держит карандаш, может нарисовать кривую, закругленную линию, пытается повторять за взрослыми. Может рассказать что нарисовал.

Во время сюжетных игр ребенок подражает своему полу: мальчики - папе, девочки - маме. Может выполнять 2-3 последовательных действиях.

Активно использует воображение, во время игры использует предметы-заместители.

После показа может собрать пирамидку из 3-4 колец. Делает постройки из кубиков (забор, гараж, дом, башню).

Речевое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

  • Ребенок говорит короткими предложениями состоящими из 3-4 слов. Обозначает себя: «Я».
  • Любит задавать вопросы «Кто это?», «Где?», «Куда?» и другие.
  • Отвечает на вопросы по картинке (если сюжет знаком ребенку).
  • Повторят новые незнакомые слова.
  • Знает названия некоторых животных, растений, предметов быта, посуды, одежды.
  • Может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает имена близких людей.

Бытовые навыки ребенка в 2 года 3 месяца

Два года это возраст самостоятельности, в речи ребенка всё чаще появляется фраза «Я сам».

Так в этом возрасте ребенок может самостоятельно пить из чашки (не обливаясь при этом), есть ложкой и вилкой.

Умеет умывать лицо, мыть руки, а некоторые даже чистить зубы (без пасты).

Всё лучше у крохи получается одевать и снимать отдельные предметы своего гардероба.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Эмоции ребенка в этом возрасте очень разнообразны. Так малыш может быть веселый, активный, любознательный, шумный, спокойный, безразличный, грустный, капризный и так далее.

У малыша появляется долговременная эмоциональная память. Ребенок вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Например, что на празднике или в гостях - весело, интересно; во время болезни - плохо, неприятно.

Спокойнее относится к запретам и просьбам, выполняет знакомые действия.

Если что-то не получается, то малыш может огорчиться или рассердиться. И наоборот, при достижении желаемого результата радуется, смеется, гордиться.

В этом возрасте малышу уже присущи и более тонкие эмоциональные состояния, такие как нежность, любовь, жалость, обида, тоска, зависть, боязнь, гнев.

В 2 года 3 месяца ребенок очень нуждается в положительной оценке и доброжелательном отношении взрослых.

Начинает оценивать и делить взрослых на плохих и хороших в зависимости от индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.

Уход за ребенком в 2 года 3 месяца

Продолжаем прививать навыки личной гигиены.

В этом возрасте ребенку по прежнему необходим дневной сон - 2,2,5 часа.

Питание 4-5 разовое.

Ежедневное прибывание на свежем воздухе, закаливание, гимнастика будет не только способствовать гармоничному развитию ребенка, но и укрепят его иммунитет.

Питание ребенка в 2 года 3 месяца

Рацион ребенка постепенно расширяется, к рекомендованным ранее сортам мяса можно изредка и по-немного добавлять нежирную баранину. Мясо можно давать нарезанное небольшими кусочками.

К новым блюдам можно отнести и мясные запеканки, которые также можно постепенно вводить в этом возрасте.

В рационе ребенка по по-прежнему должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты.

Увеличивается норма растительного и сливочного масла. Растительное масло - до 6 грамм в сутки, сливочное - до 17 грамм.

Потребность ребенка в минеральных веществах и витаминах покрывается за счет овощей и фруктов.

В этом возрасте можно давать практически все виды сезонных овощей (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) - картофель, морковь, редис, баклажаны, кабачки, огурцы, помидоры.

Каши для ребенка 2 лет могут быть вязкими. Чтобы ребенок ел их с удовольствием, в кашу можно добавлять фрукты, варенье, мед.

Также в рационе малыша могут появится новые мучные блюда - блины, оладьи, клецки.

Количество сладостей должно быть ограниченным, давать их лучше в конце очередного приема пищи. А вот колбасы, копчености ребенку пока лучше не давать.

Необходимые обследования в 2 года 3 месяца

В 2 года 3 месяца необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию.

В два года следует посетить стоматолога (если Вы этого еще не сделали).

Как играть с ребенком в 2 года 3 месяца

В этом возрасте для ребенка подходят игрушки, которые развивают мышление, глазомер, мелкую моторику. Это всевозможные конструкторы, мозаики, игрушки со шнуровкой, специальные рамочки (формочки) с геометрическими фигурками разного цвета, деревянные бусины для нанизывания на шнурок, логический квадрат и другие.

Для тренировки ловкости и развития моторики отлично подходят наборы разрезные овощи и фрукты, также они подойдут и для ролевых игр.

Предложите малышу кубики «собери картинку», начните с минимального количества кубиков (4), если малышу понравится в последствии можно перейти и к набору с большим количеством кубиков.

Деревянные пазлы различных тематик (фигуры, овощи, фрукты, цифры, уменьшающиеся или увеличивающие) помогут развит моторику и внимание ребенка.

Полезно в этом возрасте играть с ребенком в ролевые игры. Ролевые игры развивают общительность, коммуникабельность, фантазию, речь ребенка. Для ролевых игр можно приобрести различные наборы: повара, врача, продавца, полицейского и другие.

В возрасте 2-х лет и старше ребенок всё чаще начинает общаться со сверстниками, поэтому необходимо обратить внимание на здоровье малыша и для профилактики заболеваний укреплять его иммунитет.

У Вашего малыша сейчас трудный возраст ему многое хочется сделать самому, по-больше узнать и многому научится. Старайтесь запрещать ему только то, что действительно нельзя. Уважайте его выбор, прислушивайтесь к нему, по-чаще хвалите и тогда у него обязательно всё получится.

Физиологическое развитие ребёнка в 2 года 4 месяца

У ребёнка в 2 года 4 месяца хорошо развивается воображение, восприятие, мышление, двигательные способности. Малыш уверенно ходит, поднимается по лестнице и перешагивает через препятствия, а также проявляет стремление к самостоятельности во всем. У ребёнка активно развивается восприятие, становясь более тонким и точным, а также чувство прекрасного и стремление к творчеству.

Он уже может проявлять терпение и способен соблюдать элементарные правила поведения. Кроме того, значительно улучшается память ребёнка, правда пока ещё она является зрительно-эмоциональной. Это такой тип памяти, когда малыш легко запоминает и воспроизводит зрительные и слуховые образы, с которыми у него связаны некие эмоциональные переживания. Причём такая память касается не только недавно произошедших событий, но и событий некоторой давности. Развитие памяти на третьем году жизни тесно связано с развитием речи и интеллекта.

К середине третьего года жизни вашему малышу пора бы попрощаться с пустышкой. Это необходимо сделать, в первую очередь, для того, чтобы нормально развивалась его речь. Особенно если вы стали замечать, что ребёнок «глотает» окончания слов, общается с вами жестами, не вынимая пустышку изо рта. Прощание с пустышкой потребует от вас выдержки, терпения и мудрого подхода.

Считается, что именно на третьем году жизни малыш должен переболеть всеми детскими болезнями. Но этого может и не произойти, ведь иммунная система в этом возрасте довольно сильная, так как лимфатическая система развивается быстро и обеспечивает стойкий иммунитет.

Питание ребёнка в 2 года 4 месяца

К середине третьего года жизни в рацион малыша можно ввести новые виды блюд из картофеля и овощей – картофель «в мундире» и овощное заливное. Кроме того, можно разнообразить его рацион детским супом-харчо и новой закуской из творога, сметаны и помидоров.

Также в рацион ребенка можно ввести баклажан (если у малыша нет проблем с пищеварением). Интересное блюдо из этого овоща для детей – «Камуфляжный баклажан». Для его приготовления понадобится: 1 маленький баклажан, 5 ст.л. муки, 1 яйцо, половинка лимона, 2-3 ст.л. оливкового масла, соль, панировочные сухари. Порежьте баклажан на тонкие ломтики, и поварите в подсоленной воде 3-5 минут, после чего слейте воду. Обваляйте каждый ломтик в муке, окуните в яйцо и обваляйте в панировочных сухарях. Положите баклажаны на противень, смазанный маслом, и запекайте их в течение 15 минут (до золотистой корочки). После этого выложите их на тарелку и сбрызните лимонным соком.

После двух лет малыш может есть любые фрукты, если они не вызывают у него аллергии. Фрукты не нужно тереть – их достаточно порезать или разломить на дольки (если речь идет о мандарине или апельсине). В сезон дынь и арбузов можно давать немного этих ягод ребенку и следить, не появляется ли у него аллергия.

Навыки и умения ребёнка в 2 года 4 месяца

Ребёнок в 2 года 4 месяца продолжает отрабатывать навыки рисования, которые усовершенствуются к трём годам, лепит из пластилина и вырезает ножницами.

Малыш в этом возрасте не только с удовольствием играет, но и наблюдает за окружающим миром. С помощью речи помогает себе регулировать поведение и ставить цели, проговаривая всё. Мышление и видение мира основывается на собственном опыте малыша, на том, что он видел и с чем сталкивался. Он уже может оценить поступки по критериям «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и т.д. и проявляет инициативу в общении.

Развитие речи ребёнка в 2 года 4 месяца

этот период развития ребёнок обычно уже имеет определённый уровень речевого развития. Он умеет произносить фразы, сложные слова, употреблять местоимения, знает и называет свою фамилию, имя, может называть основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый), а также объяснить, что его волнует.


Малыш проговаривает всё, что он делает, например: «Сейчас я нарисую птичку». Или, чтобы не заплакать, когда ударился, может говорить что-то вроде: «Не буду плакать, я уже большой». Кроме того, у ребёнка теперь возникают мысленные образы, связанные с какими-то фразами и основанные на воспоминаниях, на которые их наталкивает эта фраза. Например, когда вы говорите малышу, что идёте в гости к тёте Лене, у него формируются воспоминания и образы, связанные с этой фразой. К примеру, что к тёте Лене он поедет на автобусе, а у неё дома есть рыжий кот.

Огромное значение для развития речи ребёнка имеет практическая деятельность малыша. Он много играет в сюжетно-ролевые игры, разговаривает с игрушками и хочет, чтобы вы участвовали в его играх. Вы видите, что ребёнок принёс кубики и начал что-то строить, помогите ему. Спросите, что именно он строит, предложите построить, например, домик для игрушечного зайчика. В процессе «строительства» сопровождайте ваши действия словами – тогда малыш запомнит много новых прилагательных, глаголов, предлогов и т.д.

Развивающие игры и занятия с ребёнком в 2 года 4 месяца

Игры ребёнка становятся всё разнообразнее и сюжетнее. В одной и той же игрушке ребёнок теперь способен видеть множество различных предметов. Например, кубик – это и машина, и домик, и фрукт, и т.д.
Девочки в этом возрасте начинают играть в «дочки-матери», воспроизводя действия взрослых, которые они видели в повседневной жизни. Движущей силой игр у детей в этом возрасте становится уже не простое повторение того, что делают взрослые, а имитация отношений между людьми, понимание правил, на которых основываются человеческие взаимоотношения. Сюжет игр может быть сказочным, но в основе его все равно лежат какие-то ситуации из жизни, увиденные малышом.

Любое творчество будет полезно для малыша. Вы можете увлечь его рисованием, лучше начинать занятия фломастерами, так как ими рисовать легко и удобно, а картинки получаются яркие и привлекательные. Когда он хорошо научится рисовать фломастерами, можно попробовать дать ему краски и кисть. Лепка развивает глазомер ребёнка и двигательно-осязательные ощущения, а также хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем, как дать малышу фломастер, пластилин или глину, покажите ему, как нужно пользоваться этими предметами и нарисуйте или слепите для него несколько вещей. Старайтесь привить ребёнку интерес к лепке и внесите в творческие попытки малыша сказочные элементы. А за малейшие успехи в творчестве не забывайте хвалить малыша.

Очень полезны для ребёнка в этом возрасте игрушки, направленные на имитацию взаимоотношений между людьми и их действий. К таким игрушкам относятся наборы «Врача», «Хозяйки», «Сантехника» и т.д.
Развить навыки счета поможет игра «Чаепитие». С помощью набора детской посуды для кукол и поставьте перед малышом 5 чашек, а за импровизированный стол усадите 4 кукол. Пусть ребёнок раздаст всем куклам чашки, а оставшаяся покажет ему, что чашек больше, чем кукол. Если малыш спросит, почему так получилось, ответьте, что кукол меньше, чем чашек.

Так как в этом возрасте ребёнок во многом любит подражать взрослым, то он с удовольствием будет повторять за вами и физические упражнения. Делать зарядку не только интересно, но и полезно для физического развития малыша. Становитесь с ребёнком перед зеркалом и просите его повторять за вами движения. Например, вы поднимаете ногу – и малыш должен делать то же самое, затем вы поднимаете руку – и ребёнок повторяет и т.д. Движения можете делать самые разные - главное, чтобы они были не сложными для вашего малыша.

Интересных и увлекательных игр можно придумать сколько угодно – всё зависит от вашей фантазии и, конечно же, желания сделать досуг ребёнка не только развлекательным, но и познавательным. Ведь только благодаря вашим усилиям малыш развивается и познаёт мир.

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски . Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании . Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания , мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета , отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев

По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
  • есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
  • раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
  • просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
  • умываться, мыть руки и вытираться;
  • отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
  • называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
  • различать основные цвета;
  • знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
  • держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
  • играть в сюжетные игры;
  • строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
  • сочувствовать, сопереживать окружающим;
  • играть рядом или вместе с другими детьми;
  • знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.

Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев

Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.

Галина спрашивает:

Здравствуйте, Раиса. Я не знаю что мне делать, я уже на гране нервного срыва. У меня дочь, ей 2 года и 4 месяца, пока не говорит. Ну как говорит отдельные слова, что-то по детски, те слова что мы слышим чаще - уже знаем их значение, которые впервые - естественно стараемся догадаться, но чаще не получается. В результате ребенок кричит, повторяет слово (звук, слог), я объясняю что не могу понять, прошу показать, но безрезультатно. Повешенные тона переходят в дикий крик, начинается истерика, я пытаюсь ее успокоить, но она продолжает кричать. То же самое у нее происходит, если ей что то запретить. К примеру попросила она покушать, я ей подогреваю, в это время она находит печенье, я прошу ее подождать, мол попьешь с чаем, и все, опять крик "изя" (нельзя). Разговаривать в это время с ней бесполезно, она не слышит, говорить потом - вроде не глупый ребенок, все выслушает, кивнет головой, но истерики не прекращаются. Я не могу с ней справиться, не реагировать - я тоже не могу, меня уже всю трусит, сама сижу на успокоительных. Хотела записаться на прием к детскому невропатологу, но у нас в поликлинике его нет, его приглашают и запись на 3 месяца вперед. Помогите, что мне делать с ребенком?

Здравствуйте, Галина. Диагнозы он-лайн не ставят, поэтому рекомендую Вам все же записаться на прием к психоневрологу или невропатологу. А пока что, исходя из Вашего описания ситуации, нужно учесть следующее:
задержку речевого развития, как диагноз, ставят невропатолог, психолог и логопед; им необходимо установить истинную причину (это физиология, дефект развития (слуха, например) или психологические причины). До 3-х лет, обычно особо не волнуются, но нужно знать, что на втором году жизни происходит стадия активной речи (автономная речь) - это аморфные слова - корни из "взрослого разговора" затем развивается "телеграфная" речь - это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желаниями и интересами (набор слов у каждого ребенка свой). Это чаще существительные, сначала женского, а затем мужского рода, глаголы, прилагательные в единственном числе. ТЕМП РАЗВИТИЯ РЕЧИ У КАЖДОГО РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЕН!!! Что должно насторожить в этом возрасте: запас "слов" (т.е. звуков, их заменяющих (типа - "ба"- бабушка)- меньше 20, понимает ли верх-низ, может ли одну за другой выполнить 2 команды(типа, возьми мячик и дай мне), узнает ли простые предметы из своего окружения и как-то называет их, как общается с детьми?

Из психологических проблем может быть недостаток КАЧЕСТВЕННОГО внимания, отсутствие стимуляции речи. Помните, что в развитии речи ребенка главную роль играют родители! Уже сейчас развивайте речевой аппарат ребенка - давайте ему твердую пищу (яблоко, морковку, чтобы он грыз, развивая челюсти), пусть развиваем мышцы, дуя на перышко, в дудку, сосет через соломинку напитки, имитирует звуки (животных, гудков, машин и т.п.). НЕПРЕМЕННО разговаривайте с ребенком все время - комментируйте свои, его действия, четко произносите слова и фразы, повторяйте их. Обязательно читайте ребенку вслух! "Не понимайте" что он хочет, пока он четко не произнесет слово (особенно, когда это не связанно с его жизненными потребностями) и поощряйте каждый его успех. Активно развивайте мелкую моторику руки - лепка, рисование, аппликации, нанизывание бус (пуговицы, макароны, трубочки из фантиков и т.п.), мозаика и многое другое. Но самое главное - все общение должно проходить в эмоционально комфортной обстановке, любовь, выдержка, терпение... Вам нельзя идти на поводу поведения ребенка (при любом диагнозе), Вам нужно и внутренне оставаться спокойной - Вы - взрослый человек и Вам понятно, что поведение ребенка- это его развитие, он не нарочно так ведет себя, это его чувства заставляют так проявляться. А как это делать по-другому - Вы объясняйте - на куклах, на зверюшках и сказках. И не в момент истерики, а в спокойный период. Если будете вестись на истерики - закрепите этот тип поведения. А если переключите ребенка на что-то другое, если всем своим видом покажите, что Вы невозмутимы - ему станет не интересно "изводить" Вас.

Еще - в 2 года у ребенка период развития самостоятельности путем самоутверждения и, как думают взрослые, упрямства. Это важный период, от которого зависит будет ребенок самостоятельным или пассивным, ведомым, зависимым. Поэтому нужно позволять ребенку проявлять "полезную" самостоятельность и выражать свои эмоции (все), но при этом объяснять, что он может злиться, не причиняя вреда, например, колотить специально для этого сделанную подушку или "грушу", рвать на мелкие части специально для этого выделенную бумагу, пробивать картонный ящик и др. А еще лучше - профилактика - это четкий режим дня, достаточное время для активных игр на свежем воздухе, полноценный сон, правильное питание. Так что, дорогие родители, начните с себя! Терпения Вам и последовательности!