Домой / Smoky eyes / Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками. Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками

Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками. Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Проект

«Мир в цвете»

(Восстановление ребенка посредством цветотерапии)

(старший дошкольный возраст)

воспитатель

Марина Васильевна Мурашова

Тип проекта : Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.

Участники .

Воспитанница подготовительной группы №8, воспитатель группы, родители.

Продолжительность .

Краткосрочный (1,5-2 месяца).

Актуальность . С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.

Педагогические показатели психического здоровья

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие - поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.

Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.

Немного истории: цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. В Древнем Китае больному (в соответствии с его заболеванием - психическим или соматическим) прописывали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка.

Воздействие цвета на психику и тело человека не переставало быть актуальной темой и позже. Так, Иоганн Гете, очень интересовавшийся этим вопросом, сделал следующее наблюдение: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют".

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Американский психолог Джекоб Либерман, целых тридцать лет занимавшийся изучением воздействия света и цветовых лучей на организм человека, пришел к выводу о том, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

В настоящее же время сложилась целая научная теория, рассказывающая о том, как именно цвет действует на психофизиологическое состояние человека.
Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.
Погружаешься в цвет, как в глубины моря, отдаешься его вибрациям, словно морским волнам, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.

Цель. Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.

Задачи:

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Предмет.

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей.

Гипотеза.

Развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:

Создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;

Выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;

Определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Проверка гипотезы:

Теоретический анализ специальной, справочной литературы по проблеме исследования;

Прямое и косвенное наблюдение;

Диагностические методы (тестирование, экспертная оценка);

Праксиметрические (анализ продуктов деятельности);

Организация игровых занятий с последующей обработкой полученных результатов.

Проблемная ситуация исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровье сберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

Принципы работы.

1. Доступность.

2. Гуманистичность.

Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Прогностичность.

Принцип прогностичности предполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим.

4. Деятельность.

Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

5. Интеграция.

Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой.

6. Мотивация

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Постановка задач НОД должна служить цели развития мотива деятельности детей как осмысленного побуждения для определённых действий.

7. Принцип продуктивной обработки информации.

Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение в НОД заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений.

8. Принцип динамичности восприятия.

Предполагает включение в ООД, игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.

9. Системность.

Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Материалы и инструменты:

1. Обеспечение организационных условий (разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, представление опыта педагогам ДОУ города).
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, заинтересованность специалистов сопровождения).
4. Обеспечение научно – методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ).
6. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, кабинета педагога-психолога).

Предполагаемый результат.

Снизится количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности.

Повысится коммуникативная культура детей.

Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.

Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире.

Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира.

Снизится число конфликтов.

    Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства

    Пополнится развивающая среда в группе.

    Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

    Обогащение уровня

Психологических знаний
родителей.

    Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.

    Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

    Цикл I. «Мир в цвете» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом.
    Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др.

    Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи». Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др.

    Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен

На формирование цветовых представлений с помощью работы

По теме «Животные, птицы, насекомые».
Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др.

    Цикл IV. «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения».
    Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.

    Особые условия проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы по теме:

Использование здоровье сберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.);
Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом.

Этапы реализации проекта.

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Ноябрь
2015 г.

Знакомство с новыми технологиями:
Личностно-ориентированная, технология сотрудничества,
Программой Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Подбор диагностического

материала.

Обогащение игровой среды, материала для оформления группы, кабинета

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

Альбом «Холодные цвета, теплые цвета»;

Методическое пособие «Психологические сказки»;

Набор мелких предметов разного цвета (бусы, пуговицы и т.д.);

Альбом с изображением предметов различного цвета;

Набор колокольчик;

Альбом с загадками.

По плану

Создание компьютерных презентаций.

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей дома.

По плану

Проведение консультаций.

По плану

Оформление наглядно материала по направлению работы.

Ноябрь
2015 г.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить особенности личностного развития детей, состояния эмоциональной сферы

Проведение диагностики по методикам: Восьмицветовой тест Люшера, методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е.В., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш.Н. Чхарташвили.

Ноябрь
2015 г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения ООД, планирование интегративных занятий, согласование совместных игр с социальными партнерами.

Ноябрь
2015 г.

Проведение ООД в соответствии с перспективным планом работы.

По плану

Разработка конспектов занятий.

Ноябрь
2015 г.

Применение в работе с детьми компьютерных технологий.

По плану

Проведение праздников цвета.

По плану

Индивидуальная работа с детьми.

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов
«Роль цветовосприятия на развитие эмоциональной сферы дошкольников».

По плану

Интегративные занятия и мероприятия.

По плану

Выступление на педагогическом совете.

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с содержанием «Цвет».

Ноябрь
2015 г.

Работа с родителями

Создание альбома «Цвет и мы».

В течение срока реализации проекта

Оформление группы в соответствующий цвет.

Наглядная агитация для родителей (папки-передвижки с рекомендациями по сохранению психологического дошкольников в домашних условиях, газета «Альманах цвета»).

Посещение родителями занятий.

Участие родителей в итоговых мероприятиях (детско-родительские пары)

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми

Диагностика и мониторинг.

Декабрь
2015 г.

Проведение итоговой диагностики по определению состояния эмоциональной сферы дошкольников, их личностных особенностей, волевой сферы по методикам:

Восьми цветовой. тест Люшера, методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е.В., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш.Н. Чхарташвили.

Декабрь
2015 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы.

Декабрь
2015 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете).

Декабрь
2015 г.

Определение перспектив работы

Декабрь
2015 г.

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Декабрь
2015 г.

Обобщение опыта семейного воспитания

Декабрь
2015 г.

Фотовыставка

Декабрь
2015 г.


Мониторинг реализации проекта.


Заключение.

Выводы: реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению детского коллектива, развитию представлений ребенка об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
При организации воспитательно-образовательного процесса по проекту способствует обеспечению единства целей и преемственности участника проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по данному направлению;
- родителям понять значимость психологического здоровья, приобретению их детьми умений, позволяющих заботиться о собственном здоровье.
Одним из условий успешной реализации проекта является не только работа с детьми, но и с их семьями.

Используемая литература:

1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009

2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006

3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006

4. Вайолет Окландер. «Окна в мир ребенка»

5. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000

6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012

7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011

8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005

9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995

10. Захаров. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы

11. Панфилова М.А. Методика «Страхи в домиках»

Литература для детей:

1. Белобрыкина О. Сказка о меле.

2. Биссет Д.Сказка про малютку-автобус, который боялся темноты.

3. Богумилова Г. История слоненка.

4. Зиедонис И.Желтая сказка.

5. Кротов В.Зеленушка.

6. Дж. Родари. Знаменитый дождь в Пьомбино.

7. Дж. Родари. Голубой светофор.

8. Дж. Родари. Шоколадная дорога.

9. Дж. Родари. Фиалка на Северном полюсе.

10. В. Юдин. Рыжий город.

11. Д. Соколов. История Голубого города.

Приложение 1.

Занятия с применением цветотерапии помогают решать ряд задач: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение; развивать познавательные процессы; формировать речевые навыки; эмоциональную сферу; закреплять сенсорные эталоны.

Сказки, придуманные ребенком, в занятиях с которыми применялась цветотерапия.

Желтая сказка

Жили-были желтые человечки. Они были очень веселые и жили в ярко-желтых солнечных одуванчиках. Все лето они помогали всем быть активными, здоровыми, веселыми. Желтые человечки направляли свои волшебные золотые лучики на людей и они становились счастливыми и радостными.

Красная сказка

Жил-был мальчик, он любил все красное и рисовал картинки, на которых все было красное. Однажды он увидел свою подружку Леру, которая плакала. Он подарил ей свои красные картинки и она перестала плакать.

Зеленая сказка

Жили-были дети и однажды они отправились в путешествие в зеленую страну. В зеленой стране был замечательный зеленый лес, овощи и фрукты только зеленые и все-все зеленое. Когда дети вернулись из зеленой страны, они перестали болеть.

Синяя сказка

Жил-был синий мир. В этом мире все было синее. Люди, которые попадали в синий мир, сразу умели летать в синем небе и все их мечты сбывались.

Голубая сказка

Жили-были голубые бусинки. Они появлялись, когда шел голубой дождь. Бусинки подпрыгивали по дорожке, стучали по зонтикам и все загаданные людьми желания сбывались.

Оранжевая сказка

Однажды детям на сладкое дали замечательные, вкусные, сочные оранжевые апельсины. Дети их съели и больше никогда не жадничали и всегда делились своими игрушками и сладостями.

Фиолетовая сказка

Жил на свете фиолетовый колокольчик. Он часто потихонечку пел свою фиолетовую песенку. Кому удавалось услышать его песенку, становился добрым и мудрым.

Приложение 2.

Цветовые упражнения в детском саду.

Широкое применение получила цветотерапия для детей. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Цветотерапия в детском саду может проводиться в рамках арт-терапевтических занятий с детьми. Лечение цветом может проходить в разных формах.

Методика «Цветной дождь»

Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

Упражнение «Зажги радугу»

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Упражнение «Радужная страна»

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

    все дети принимают активное участие в развитии сюжета;

    все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;

    все цветовые выборы одинаково принимаются психологом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);

    во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются психологом).

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Цветовая специфика интерьера в детском саду

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.

Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:

    красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;

    желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;

    зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;

    голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;

    синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.

Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Приложение 3.

Буклет на тему

«Цветотерапия-интерьер детской комнаты».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73-ЦРР»

« Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры ».

В.М. Бехтерев

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Приведем несколько примеров влияния цвета на ребенка:

повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Взрослым (и педагогам, и родителям) необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и,буквально через 20 – 30 минут, маленький злюка превратится, если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.
Говорят, что дома и стены помогают. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?
Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады. Выбирая цвет коридоров, рекомендуется использовать тона, не встречающиеся при отделке комнат, но при этом желательно придерживаться общей цветовой гаммы.
Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

При подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты следует учитывать воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка. При этом следует учитывать, что один и тот же цвет, но используемый в разных локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет - дети–весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумывают себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, покладистые, уравновешенные.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делают не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.

ЦВЕТ

ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ВВЕРХУ

БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

ВНИЗУ

КРАСНЫЙ

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

РОЗОВЫЙ

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

ОРАНЖЕВЫЙ

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

ЖЕЛТЫЙ

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

ЗЕЛЕНЫЙ

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

ГОЛУБОЙ

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

СИНИЙ

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

Приложение 4.

Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция№1: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция№2: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция№3: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе.

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Приложение 5.

Игры с детьми «Цветотерапия»

Красный цвет

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Упражнение

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра «Красный предмет в моей ладошке»

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой-то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет

Цель: используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Упражнение

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Желтый цвет

Цель : используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра «Зеленые обитатели леса»

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).

Упражнение

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Упражнение

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение

Ход : Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

Материал подготовила Тихоновская И.Н., воспитатель–методист высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии».

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В результате активного использования хромотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая стимулирует наши жизненные процессы.

Рассмотрим влияние различных цветов на организм человека.

Красный

Это цвет силы и физической активности. Он традиционно считается цветом лидера, вожака стаи. Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии. У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз. Красный цвет разумно использовать на кухне и в столовой, он повышает аппетит.

Оранжевый

Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка:

Я окрашу целый свет,
В самый свой любимый цвет:
Оранжевое море,
Оранжевое небо,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.

Желтый

Этот цвет помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти.
Если в жизни ребенка начинается новый этап, (поступление в детский сад или первый класс, окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Зеленый

Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий

Это цвета уверенности и спокойствия, они положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый

Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека. Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвет

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.

Мы живем в многонациональном Крыму, поэтому не можем не учитывать, что в каждой культуре-свои цветовые ассоциации, которые иногда фиксируются в переносных значениях слов, красочных сравнениях, пословицах, поговорках. (Красна девица, как ясное солнышко, почернеть от горя, побелеть от страха, розовые очки). У разных народов отношение к цвету проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных обрядах. Эта определенная символика красок, дошла и до наших дней. Также каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать.

Практика применения принципов цветотерапии в ДОУ

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

Помня о лечебном воздействие цвета и света на наших дошкольников, мы постарались правильно организовать в первую очередь световой климат в нашем ДОУ, который оказывает положительное воздействие на детей и сохраняет зрение. При этом мы учитывали, что правильное освещение должно быть соответствующей эффективности. Окна должны пропускать как можно больше солнечного света, поэтому плотные шторы в нашем дошкольном заведении висят только в спальных комнатах, а в остальных помещениях окна декорированы легкими прозрачными тканями.

Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещенности помещения, группы в нашем ДОУ расположены окнами на южную и восточную сторону, стены окрашены в желтые и салатовые тона, спальные помещения в бледно-розовые и голубые тона. По исследованиям психологов дети любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый и комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски, стены и панели в групповых помещениях мы окрасили в разные, но не контрастные, а близкие по цвету тона.

В интерьере групповых помещений нашего ДОУ присутствуют яркие световые пятна, которые радуют детей. При подборе мебели, мы учли то, что в группах нежелательна однотонная яркая красная или синяя мебель. Чтобы цвет в что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции необходимо дать первоначальные знания о цвете.

Мы начинаем знакомить малышей с цветом в 1-ой и 2-ой младшей группах на специально организованных занятиях, учим узнавать, называть, выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Дети своей по природе более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки/ Дети радуются яркой, нарядной красивой одежде. Для создания хорошего настроения нашим малышам, мы используем «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветных физкультминуток мы даем детям возможность рассмотреть цвет, насладиться им, для этого эффективно используем сюрпризный момент - появление «гостя», т.е. куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаем детям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоваться жизни, окружите его яркими красками. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к цвету, пребывающие в хорошем расположении духа,они отдают предпочтение ярким насыщенным тонам«активной стороне» цветового круга, темные, мрачные холодные тона наоборот, ассоциируются у них с неприятными ощущениями, с чем-то плохим и неприятным. Так постепенно формируется связь между словом, образом эмоции и цветообозначением. Учитывая это, в нашем ДОУ детей окружают яркие радостные краски.

Положительное воздействие цвета воспитатели учитывают при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования.
Яркая черепаха привлекла внимание детей, они упражняются в шнуровке и застегивании пуговиц и молний.
В хмурый осенний день ребенок улыбнется при виде ярких красок.

В первой младшей группе дети начали знакомиться с цветом. Они научились различать цвета: желтый, красный, зеленый, синий, усвоили белый и черный цвета. Дети умеют выбирать из нескольких предложенных цветов нужный. Например, рисуют солнышко желтой краской, а травку – зеленой. С помощью упражнений «Подбери к блюдцу чашку», «Спрячь зайчат от волка», «Прокати мяч в ворота» они закрепляют знания о цвете.

Использовать в работе с дошкольниками цветотерапию педагоги продолжают во второй младшей группе, чтобы в будущем цвет что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции, первоначально мы закрепляем цвет на специально организованных занятиях, учим выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Мы откроем вам секрет,
Как раскрасить белый свет
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными.

Пусть сияет все вокруг -
Речка, поле, лес и луг
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными!

Екатерина Меньщикова
Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками»

Деловая игра “Применение цветотерапии в работе с дошкольниками”

Цель: расширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с дошкольниками.

Формирование команд

Участники вытягивают из шкатулки карточки с изображением радуги и цветика-семицветика, в результате чего образуется две команды.

1. ИГРА “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ”

Инструкция

Психолог: “Я предлагаю вам игру “Верю - не верю”. У нас сформировалось две команды, в каждой вы должны выбрать капитана. Я буду задавать вопросы, которые касаются применения цветотерапии в работе с дошкольниками, а вы в течении 20 секунд обсуждаете вопрос, на который отвечает капитан или участник, которому он доверяет ответить, а именно: верю или не верю, правда или ложь. Команда, которая первая правильно ответила - получает лепесток Цветика-семицветика. Выиграет та команда, у которой будет собрано больше лепестков цветка. ”

1. Способен ли цвет вызвать физиологическую реакцию в организме?

Да. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, необходимо их знать, прежде, чем применять. Например, красный цвет противопоказан при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении. Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени.

2. Правда ли, что если дети выбирают белый цвет, то это говорит о том, что они любознательны?

Нет. Белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. Обычно дети выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Этот факт говорит о том, они любознательны и динамичны.

3. Способно ли злоупотребление красным вызвать раздражение и осложнения заболеваний?

Да. Красным цвет необходимо использовать аккуратно. Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболеваний. Он противопоказан людям с повышенное давление, он может усугубить их состояние. Но, если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, быстро устаете, вы можете украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.

4. Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?

Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности, он помогает не только быстрее усваивать информацию, но и позволяет активизировать все возможности человека. Это цвет энергичных людей. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.

5. Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?

Да. Зеленый цвет – ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение. Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава – что может быть лучшей цветотерапией для человека? Используйте комнатные растения в детских помещениях, что бы гармонизировать эмоциональное состояния дошкольников на занятиях.

6. Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?

Да. Много людей страдают бессонницей, они не знают о том, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в детской спальне и сине-голубой узорчатый ковер или этого же цвета шторы – это позволит успокоиться и уснуть. Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.

7. Способен ли синий цвет вызвать депрессию?

Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для применения в интерьере для маленьких детей. Хотя он несет в себе энергию гуманизма, доброты и любви. Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет - он защитит вас. Однако не следует применять его большое количество в интерьере, так как это на вас может навеять хандру и депрессию.

8. Правда ли, что понятие “хромотерапия” и “цветотерапия” – слова синонимы и в их основе лежат одни и те же приемы?

Нет. Цветотерапия – метод лечения цветом, а хромотерапия - метод использования цветного освещения. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях, что позволяет, не влияя на интерьер помещения задать необходимую атмосферу.

9. Способен ли голубой цвет успокоить возбужденного ребенка?

Да. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Либо предложить рассмотреть интерьер, окружающее пространство сквозь «Покрывало Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани голубого цвета, обернуться в него. Это дает ощутимый терапевтический эффект, успокаивает, настраивает на позитивный лад.

10. Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?

Да. “Теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Подведение итогов игры “Верю - не верю”

Команды подсчитывают количество выигранных деталей и определяют победителя.

2. Игра “СОБЕРИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”

Участники команд поочерёдно представляют лепесток Цветика-семицветика, на обороте которого написаны свойство того или иного цвета. В результате чего они вспомнят как влияет каждый цвет на эмоциональное состояние человека и познакомятся с особенностями воздействия каждого цвета на физическое состояние.

3. Упражнение “Темперамент и цветотерапия”

Психолог: “Регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукций картин известных художников, предлагаемых ниже для каждого темперамента нормализует самочувствие. Успокоит, если человек перевозбужден, а также тонизирует при подавленном состоянии.

Так, например, “теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, черные, серые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Я предлагаю Вам сейчас посмотреть на репродукции и отследить чувства, которые они у вас вызывают. ”

4. Упражнение “Ученые”

Психолог: “Цветотерапия используется не только для эмоционального развития детей. Разнообразный красочный дидактический материал, которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов способствует формированию творческих способностей и познавательной активности.

Предлагаю Вам выбрать колбу с цветом, который больше всего понравился, представить, что Вы ученые и Вам необходимо рассказать:

1) из каких предметов получили этот цвет;

2) какого он вкуса;

3) какого запаха.

Изобразите тот предмет, которому принадлежит этот цвет. ”

5. Релаксационное упражнение “Необычная радуга”

Психолог: “Метод цветотерапии – визуализация помогает развить воображение детей. Предлагаю Вам расслабиться, закрыть глаза и…

Представить перед своими глазами необычную радугу.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает Вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит Вам радость, он согревает Вас, как солнышко. Он напоминает нам пушистого маленького цыпленка, и мы улыбаемся. Если Вам грустно и одиноко, то он поднимает нам настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если мы чувствуем себе не уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Каждый в своем темпе открывает глаза. ”

Обратная связь

Что Вы чувствовали и ощущали, когда представляли, что смотрели на голубой, желтый, зеленый?

Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Минни-лекция

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Она способствует реализации таких задач:

Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;

Развивать слуховое и зрительное внимание;

Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Цветик – семицветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

Список литературы

1. Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. – СПб. : Изд-во «Вектор», 2009. – 160с. – (Практики для начинающих).

2. Гёте И. В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета. - М. : Рефл-бук, 1996, С. 281-349

3. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. Тайны здоровья ребенка. - СПб. : Изд-во "Образование", 1994. - 230 с.

4. Готовский Ю. В., Вышеславцев А. П., Косарева Л. Б., Перов Ю. Ф., Шрайбман М. М. Цветовая светотерапия. - М. : ИМЕДИС, 2001, 432 с.

5. Ерофеев В., Нестандартные методы оздоровления. - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.

6. Нищева Н. В., Разноцветные сказки. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

7. Лилли Саймон и Сью., Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия/ пер. с анг. – СПб. : «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 96 с.

8. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: "Высшая школа", 1984, 286 с.

9. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. - СПб. : Питер, 2007.-96

Люди с самых древних времен пытались понять значение цветовых энергий и их влияние на человека. Древние целители были уверены, что цвет способен врачевать не только тело человека, но и его душу. Цвет для лечения самых разных болезней в свое время использовали: арабский целитель Авиценна, естествоиспытатель и врач эпохи Возрождения Парацельс, американский физиолог Диншах Хадиали, ученый-анатом Бехер, физиолог В. Хаусманн, профессор Московского Университета А.Г.Гурвич и многие другие. Современные психиатры и детские психологи уверены, что цветовые предпочтения могут многое рассказать о ребенке. А точнее: о его характере, темпераменте, психоэмоциональном состоянии, здоровье.

Что такое цветотерапия и как она применяется в детской терапии и психологии

Цветотерапия – лечение цветом. Уникальные методики цветотерапии не вызывают привыкания, они абсолютно безопасны, а при ряде заболеваний считаются максимально эффективными. Наиболее часто эти методики применяются с целью коррекции психоэмоционального состояния человека. Медицинская практика убедительно доказала, что с помощью цвета можно не только провести диагностику и выявить проблемы ЦНС, но и излечить , снять детскую тревожность, побороть патологические страхи, апатию, раздражительность. А также расшевелить слишком ленивых, заторможенных детей и успокоить гиперактивных.

Доказано, что любой цветовой спектр оказывает определенное воздействие на органы эндокринной системы – на шишковидную железу и гипофиз. А именно эти органы отвечают за продуцирование гормонов. То есть цветовое воздействие способно регулировать выработку тех или иных гормонов. Существующие цветотерапевтические методики основаны на воздействии фотонов различной длины и интенсивности на мозг человека. Благодаря изменению цвета в окружении ребенка, можно достичь поистине уникальных результатов. И результаты, полученные в ходе применения цветотерапии на практике, являются бесспорным тому доказательством.

При лечении, каких детских заболеваний применяется цветотерапия?

Цветотерапевтические методики активно применяются при лечении неврозов, мигреней, простуд . Врачи рекомендуют пройти курс лечения цветотерапией детям, страдающим нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ . Эта методика эффективна при проблемах со щитовидной железо й. И, конечно же, эта немедикаментозная терапия незаменима при лечении любых психоэмоциональных нарушений у детей.


Значение цветов в цветотерапии

В этой статье мы постараемся рассказать нашим читателям, какое действие оказывает тот или иной цвет на психику детей, и как это можно использовать в жизни. Но для начала поговорим о «цветовой» диагностике. Как мы уже упоминали ранее, ученые утверждают, что могут многое рассказать о ребенке.

На практике дети чаще всего выбирают яркие цвета: красный, зеленый, желтый. Выбор таких цветов свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Его психика устойчива, он любознательный и подвижный, его интересует все новое, он с большим удовольствием познает мир.

А вот выбор белого или черного цвета говорит о том, что ребенок замкнут, он максимально комфортно чувствует себя в одиночестве, нежели в веселой компании сверстников.

Опытные психотерапевты по цветовым предпочтениям могут составить развернутый психологический портрет ребенка, узнать о том, что он тщательно скрывает.

Целебные свойства некоторых цветов

Голубой, синий, фиолетовый цвета – помогают избавиться от необоснованной тревоги. Голубой – снижает АД. По мнению цветотерапевтов, длительное созерцание голубого цвета позволяет сбить температуру у ребенка и приостановить распространение инфекции. Недаром в СССР стены в детских больницах окрашивали именно в этот цвет. Голубой — незаменим при стрессах, зрительных перегрузках. По мнению врачей, этот цвет является прекрасным анальгетиком. Он активно используется при лечении ожогов и витилиго.

Желтый и оранжевый – обладают успокаивающим действием. Если длительное время смотреть на желтый цвет, то плохие мысли и тревога уйдут. Этот цвет укрепляет ЦНС. Оранжевый – улучшает пищеварение, стимулирует работу щитовидной железы. Этот цвет широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей (бронхитов, ОРЗ, ОРВИ).

Созерцание зеленого цвета помогает избавиться от перенапряжения. Однако некоторые дети не любят этот цвет. Переизбыток зеленого цвета в детской комнате может вызывать головную боль. Зеленый цвет часто применяется при синдроме хронической усталости.

Красный цвет, излучающий тепло. По мнению врачей, этот цвет способен облегчить и даже излечить некоторые симптомы простуды. Он стимулирует обмен веществ, активизирует защитные силы организма. Вспомните про красную нить на запястье! Все оттенки красного цвета благотворно влияют на кожу. Эти цвета врачи активно используют при лечении дерматологических заболеваний у детей. Красный в сочетании с желтым цветом помогают снять депрессивные состояния, отрегулировать количество железа в крови, решить проблемы с набором веса. Однако с этим цветом нельзя переусердствовать. Длительное воздействие красного цвета может привести к перевозбуждению.

Розовый цвет используется при лечении ветрянки, скарлатины.

Белый цвет отвечает за работу органов дыхания.

Черный — применяется при лечении органов мочеполовой системы.

Эффективные приемы, занятия и игры, основанные на цветотерапии

Цветотерапевты подчеркивают, что родителям необходимо очень ответственно относиться к цветовому оформлению детской комнаты. По их мнению, именно от него во многом зависит формирование мировоззрения у ребенка, его психологическое и физическое здоровье. Детская психика очень подвижна, поэтому и значение цвета в интерьере огромно.

Как выбрать цвет для детской комнаты

  • Как показывает практика, большинство родителей при оформлении интерьера детской комнаты отдают предпочтение белому цвету. Насколько этот выбор оправдан? Белый цвет действительно способствует воспитанию в ребенке дружелюбия и общительности. Он благотворно влияет на органы дыхания. В светлой комнате всегда легче дышится. Однако специалисты предостерегают родителей – абсолютно белый дизайн может напоминать ребенку о «больничной стерильности», а это не есть хорошо. Поэтому для детской комнаты лучше подбирать более теплые тона. Например: кремовый или бежевый. Малыш будет чувствовать себя максимально комфортно и в белоснежном интерьере, но с яркими красочными «островками».
  • Если малыш отличается излишне мобильной психикой, он беспокойный и не слишком уравновешенный – его комнату лучше всего оформить в светло-серых тонах. Серый цвет улучшает сон, снижает активность ребенка. Но он обязательно должен быть светлым. Темно-серый цвет нельзя использовать при оформлении интерьера детской комнаты, так как он способен «нагнать» на ребенка тоску и ввести его в депрессию. Этот цвет, по мнению специалистов, лишен жизненной энергии.
  • Самыми оптимальными цветовыми решениями для оформления детской комнаты, по мнению психологов, являются пастельные тона: персиковый, салатный, кремовый . Именно эти цвета создадут в комнате атмосферу умиротворенности, свежести и гармонии.

На сегодняшний день в практике применяются 2 основных метода цветотерапии

  1. Специальный метод заключается в применении определенной цветовой гаммы для лечения тех или иных патологий у детей. Этот метод может использоваться только в специализированных учреждениях под самым пристальным контролем цветотерапевтов, психологов или психотерапевтов. Эта методика также включает в себя использование специальных цветных карточек, на которых намеренно концентрируется внимание ребенка.
  2. Повседневный метод заключается в создании определенного цветового дизайна в помещениях, где дети проводят большее количество времени, а также в правильном подборе цветовой гаммы повседневной одежды.
  • Выбирайте ребенку одежду радостных цветов, светлых и теплых оттенков.
  • Если ребенок проснулся излишне возбужденным, а избыток энергии хлещет через край – наденьте на него одежду зеленого или синего цвета. Эти цвета его успокоят.
  • В домашних условиях родители могут использовать волшебную силу цвета для того, чтобы снизить чрезмерную активность ребенка. Для этого они должны попросить ребенка нарисовать кисточкой, фломастером, пальчиками цветик-семицветик, радугу или аленький цветочек. Такое занятие позволяет снять у ребенка приступ агрессии, раздражительность.
  • Боязливому и излишне плаксивому малышу придать уверенность в своих силах позволит стакан обычной воды, стоящий на зеленой или синей подставке. Стакан должен быть стеклянным. Малыша нужно попросить посмотреть на дно стакана, а затем выпить воду маленькими глоточками. Вода впитывает энергию цвета и передает ее ребенку.
  • Можно попросить ребенка закрыть глазки и представить себе изумрудный город. Эта несложная методика позволяет снимать эмоциональную напряженность у детей. Сеанс не должен длиться более пяти-десяти минут.

Еще в 1750 году глаз человека был способен различить всего лишь двенадцать тысяч оттенков, в наше время эта цифра достигла десяти миллионов. Неудивительно, что ученые по-прежнему занимаются изучением магической силы цвета. Цветотерапия, как наука, продолжает развиваться. И как знать, какие еще открытия нас ждут впереди.

Опубликовано 24 июня 2013 - 20:34 пользователем admin

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т.п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета .

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т.п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, ее интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.

С точки зрения физиологии и медицины особое биологическое значение имеют отдельные цвета солнечного спектра. По данным Е. Рабкина, все цвета делятся на две группы - пассивные и активные. В первую группу входят монохромные цвета - белый, серый, черный. Активных цветов значительно больше, они отличаются тоном, насыщенностью, оттенками, которые обусловлены длиной световых волн (красный цвет имеет длинную волну, голубой - среднюю, синий и фиолетовый - короткую).

Приведем сведения о влиянии отдельных цветов на психофизиологическое состояние человека.

Красный цвет

С физиологической точки зрения красный цвет влияет прежде всего на сердце, кровообращение (устраняет застойные явления), стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ, поэтому он способен согревать тело и оживлять чувства человека.

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Полезен он и при гипотонии и инфекционных заболеваниях. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Розовый цвет

Розовый цвет успокаивает нервную систему, улучшает настроение, способствует расслаблению мышц и глубокому сну. Этот цвет помогает выздороветь даже при тяжелых заболеваниях.

Желтый цвет

Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и всей нервной системой. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли

(Активизирует центры головного мозга, контролирующие процессы мышления и речи), повышает чувство оптимизма и уверенности в собственных силах. Полезен он и для зрения.

В отличие от красного, желтый цвет не возбуждает, а стимулирует.

Оранжевый цвет

Поскольку оранжевый цвет возникает при смешивании красного и желтого, он обладает свойствами обоих этих цветов, помогает повышать активность. В физиологическом плане оранжевый цвет способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Зеленый цвет

При ощущении апатии и безразличия ко всему, отсутствие душевного равновесия и повышенной раздражительности, при желании быть открытым и спокойным помогает зеленый цвет. Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным. В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет проявляет свойства теплых и холодных цветов, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления.

Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Голубой цвет

Голубой помогает снизить температуру, имеет обеззараживающие свойства, способен остановить распространение инфекции. Благоприятно действует на повышение иммунитета, снижает артериальное давление.

Фиолетовый цвет

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Фиолетовый - это смесь синего и красного, так воплощает связь движения и покоя. В цветотерапии применяют его успокоенность и одновременно способность очищать и укреплять.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый - символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Приемы цветотерапии .

Приемов цветотерапии очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, питье воды из бутылок, изготовленных из стекла разных цветов, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.

Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут.