Домой / Smoky eyes / Домашнее обучение. Какие недостатки и достоинства? Советы для мамы

Домашнее обучение. Какие недостатки и достоинства? Советы для мамы

Все дети — маленькие взрослые. У каждого из них есть свой собственный характер и свои проблемы. Общее у них одно – они должны получить образование. В дальнейшей жизни они должны жить в социуме. От их знаний и навыков будет зависеть качество их жизни, и не только их, но и жизнь их семьи. К сожалению, по разным причинам дети не всегда могут посещать школу. Для старшего поколения школа всегда является единственным способом получить образование. В наше время проблему можно решить с помощью надомного образования. Этот тип обучения подходит для детей — инвалидов, детей с проблемами психики, детей не желающих посещать общественные места, детей занимающихся спортом или творчеством.

Родителям нужно понять — главное в случае домашнего обучения вся ответственность ложится на них, а не на ком то другом.

Есть несколько видов обучения дома. Это:

  • Домашнее образование
  • Образование в семье

Домашнее образование

Не у всех детей есть возможность посещать школу из-за плохого здоровья. К сожалению, есть много граждан России, которые не способны передвигаться без посторонней помощи. Эти дети отличаются от сверстников только тем, что не могу бегать, прыгать, ходить. Им необходимо создать условия для проявления своих талантов, чтобы в дальнейшем они смогли бы чувствовать себя полноценными общества.

Дети инвалиды могут обучаться дома. Есть два варианта:

  1. Ели Вы хотите обучить детей по общей программе
  2. Если Вы хотите обучить детей, как особенных

Если ребенок обучается по программе для обычных детей, то он получает аттестат об окончании школы стандартного образца. Уроки, их количество, интенсивность, продолжительность занятий, зависит от здоровья ребенка и его предпочтений, а так же от режима дня. По состоянию ребенка можно прекратить занятия или отложить их на определенный срок.

Программа для особенных детей индивидуальна для каждого ребенка. Аттестат выдается исходя из программы обучения .

Если Вы хотите узнать тонкости законодательства по обучению инвалидов, обратитесь к законодательной базе.

1.Необходимо заключение лечебного учреждения, на основе которого будет предоставлено заключение о необходимости обучения ребенку дома

2.Обращение в школу по месту проживания. Школа по месту проживания обязана предоставить особенному ребенку бесплатно учебники, литературу, имеющеюся в библиотеке.

3.Педагоги школы обязаны оказывать консультативную помощь ребенку.

Желание родителей

Иногда желание родителей сводится к тому, что дети должны учиться дома. Следует отметить, что в этом случае вся ответственность приходится на родителей. Есть ряд причин, по которым родители хотят заниматься с ребенком самим.

  • Ребенок вундеркинд

Такой ребенок опережает школьную программу. Ему просто скучно на уроках. Ребенку не интересна информация, которою дают учителя. На уроках он отвлекается, не слушает объяснения учителя.

  • Увлечение другими видами деятельности (спорт, искусство и т.д.) не дает ребенку времени и желания сосредоточиться на учебе.
  • Родители в силу своей профессии вынуждены часто переезжать. Ребенок лишается привычной обстановки, друзей, школы.

Для того, что бы перевести своего ребенка на семейное образование необходимо:

  • Заявление в общеобразовательное учреждение о выборе семейной формы обучения.
  • Заключить договор между родителями и школой о семейной организации обучения ребенка.
  • Если Вы выбрали семейное образование, то по Статье 40 пункт 8 Закона РФ «Об образовании» Вам должны быть выплачены денежные средства в размере 500 рублей.

Плюсы домашнего обучения

  • Ребенок сам составляет график занятий.

Такая практика подготавливает его к самостоятельной жизни. Однако родители ненавязчиво должны контролировать процесс обучения ребенка.

  • Ребенок выбирает те предметы, которые ему интересны

Если Ваш ребенок очень любит литературу, то упор на математику ему будет неприятен. В данном случае очень важен контакт с родителями. Не нужно заставлять ребенка заниматься тем, что ему не интересно. Базовые знания по другим, не профильным предметам устроят и Вас и ребенка.

Важно так же осознавать, что оказывая давление на ребенка, Вы плохо влияете на его психику.

  • Возможность исключить негативные контакты

Очень часто дети подвержены влиянию «плохой компании». Пить, курить, пробовать наркотики. При обучении дома Вы сможете с большей уверенностью контролировать своего ребенка.

  • Особые предметы

Каждый человек имеет право заниматься в своей жизни тем, что ему нравится. Нельзя из мышки сделать слона. Родители часто об этом забывают. Если Вы в своем желании сделать Вашего ребенка счастливым, будете навязывать ему свою точку зрения на выбор профессии, то, скорее всего Вы потеряете доверие ребенка. Невозможно математика заставить писать картины. Каждый человек должен заниматься тем, к чему «душа лежит». Если Ваш ребенок гений (все дети гении) дайте ему возможность реализовать свою мечту.

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.