Светлана Понкратова
«Дружба - это я и ты, или путешествие в страну Дружба». Сценарий развлечения
Цель :
Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми и подростками с ограниченными возможностями, сплочению коллектива;
Формировать у детей и подростков умение дружить и ценить дружбу ;
Способствовать развитию творческих способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями.
Ход развлечения:
Ведущий : - Здравствуйте дорогие друзья!
Ведущий : - За горами, за морями
Есть волшебная страна .
В ней много разных испытаний,
И чудес она полна.
Что же это за волшебная страна ? Как она называется? Вы отгадаете, ребята, услышав это стихотворение.
«Про дружбу »
Дружит с солнцем ветерок ,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок ,
Дружим мы с тобою .
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ведущий : - О чем же это стихотворение, ребята? Как называется страна , по которой мы отправимся в путешествие ? (ответы детей) .
Да, это страна под названием Дружба . И сегодня мы будем говорить о дружбе и взаимопомощи . Главное правило этой страны – быть добрыми , внимательными друг к другу, быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Ведущий : - Первая станция – «Разминка»
Словесная игра
Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» . Если же не согласны, то молчите.
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
Ведущий : - Молодцы, вы настоящие друзья!
А теперь давайте приоткроем дверь одного из классов и послушаем историю про закадычных друзей – Диму и Андрея.
Сценка «Мы – друзья»
(под минусовку песни «Неразлучные друзья» )
С виду мальчики похожи :
Дима высокий, а Андрей худой.
Да они похожи, да так,
Что их не разольешь водой.
Дело в том, что Андрей и Дима – закадычные друзья.
Говорят они частенько :
«Всё мы делаем вдвоем,
Даже вместе …. отстаем!»
Дружба дружбою ,
Однако и у них случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Андрей : - Помнишь, Димка?
Димка : - Что - то я, Андрюха, позабыл!
Андрей : - И я забыл!
Ну, не важно! Дрались они честно,
Как положено друзьям :
Андрей : - Я как тресну!
Дима : - Я как дам!
Андрей : - Я как двину!
Дима : - Я как хлопну!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом скромничать не будем,
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С них ручьем бежит вода!
Это Димкина сестра
Облила их из ведра!
С них вода ручьями льется,
А она еще смеется :
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Ведущий : - Вот видите, ребята, как иногда бывает.
Наше путешествие продолжается , и мы прибываем на вторую станцию «Быстроты и ловкости»
Игра «Перестрой –ка»
(под музыку к к/ф «Усатый нянь» )
Приглашаются 2 команды по 6 человек. Каждой команде необходимо выполнить задания под музыку. Как только зазвучит музыка, участники выполняют следующие задания :
- постройся по росту : от высокого до низкого;
Постройся по цвету волос : от светловолосого до темноволосого;
- построиться : сначала девочки – потом мальчики;
- построиться : высокий – низкий, высокий – низкий.
Ведущий : - С этим заданием вы справились быстро, а главное дружно .
Давайте немного отдохнем и послушаем летние частушки.
«Частушки о лете»
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки,
Просто замечательно.
Можно плавать и купаться,
В игры вместе нам играть.
Летом нужно наслаждаться!
Про заботы забывать.
До уроков еще долго,
В школу можно не ходить.
Ну а лето – это сказка,
Все его должны любить.
Светит солнышко, играет
Веселится детвора.
Радость, счастье лето дарит,
Ведь каникулов пора!
Можно долго нам играть
Летнею порою.
Досыта всем нам купаться
В речке или в море!
Нет уроков – нет проблем.
Лето – обожаем!
Вот бы лето хоть на день
Мы продлить желаем!
Мы частушки вам пропели
Просто замечательно.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Ведущий : - Чтобы было веселей, мы отправляемся на третью станцию «Танцевальную»
Игра «Всё мы делим пополам»
(под песню «Ламбада» )
Приглашаются 2 пары : как только вы услышите музыку – 1 –ый из участников надевает юбку и танцует, когда музыка останавливается – 1 –ый участник передает юбку 2 – му участнику. Звучит музыка и он начинает танцевать. Та пара, которая быстро и четко выполнит условия игры – победитель.
Ведущий : - Многие из вас очень любят смотреть мультфильмы. Назовите самые любимые (ответы детей) .
Мы прибыли на четвертую станцию «Мультипликационную.
Игра «Настоящие друзья»
Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.
Крокодил Гена и. Чебурашка.
Смешной мишка Вини Пух и …Пятачок.
Малыш и … Карлсон.
Непоседливый Буратино и …Мальвина.
Хитрая лиса Алиса и …кот Базилио.
Смешные бурундучки : Чип и …Дейл.
Винтик и …Шпунтик.
Ведущий : - Давайте еще раз убедимся, как важно использовать «волшебные слова» и отправимся на пятую станцию «Вежливости» .
Игра «Будьте добры»
(под минусовку песни «Kosa – Kosa» )
Участники делятся на 2 команды. По сигналу (звучит музыка) – 1 - ый участник завязывает платок на шее и говорит : «Будьте добры» , хлопает в ладоши 3 раза в ладоши. Затем передает платок следующему участнику. Чья команда справилась с заданием быстрее – считается победителем.
Ведущий : - Молодцы! Настало время отдохнуть и послушать песню о хорошем настроении.
«Песенка о хорошем настроении»
Ведущий : - А теперь всех настоящих друзей и подруг приглашаю на шестую станцию «Ловкости и взаимовыручки» .
Игра «Неразлучные друзья»
(под песенку «Барбарики» )
Участники делятся на 2 команды по 5 человек. 1 – ый участник бежит к обручу. Становиться в него и бежит к команде, «сажает» в него следующего участника и так пока не перевезет всю команду. Победителем считается та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Ведущий : - Настало время настоящим друзьям и подругам проявить свои актерские способности на седьмой станции «Театральной» .
Игра «Школа актерского мастерства» .
Участнику игры необходимо изобразить походку человека, которого я назову (произноситься шепотом игрокам) . А остальным надо отгадать, кто это и назвать.
Военный,
Человек, которому жмут ботинки,
Человек, который объелся пирожными,
Человек, который оказался один ночью в лесу,
Модель, вышедшая на подиум,
Ученик, получивший двойку,
Канатоходец в цирке,
Человек, который ударил ногой коробку с кирпичом,
Человек, которому, то холодно- то жарко.
Ведущий : - Молодцы, настоящие артисты! Ну а наше путешествие продолжается . Станция восьмая «Джентельменская» .
Игра «Настоящий джентельмен»
(под минусовку песни «Дольче Габана» ).
Участники делятся на команды : «Джентельмены» и «Леди» . «Джентельмены» и «Леди» встают друг напротив друга. Задание : мальчик – «Джентельмен» переносит на голове книгу, не придерживая ее руками, а в руке цветок. Подарив всё это девочке, берет ее за руку и провожает к команде «Леди» , а сам возвращается к своей команде. Команда, которая подарила все подарки быстрее – победитель.
Ведущий : - Давайте отдохнем и послушаем песню о дружбе .
Песня «Мир похож на цветной луг»
Ведущий : - Конечно, всё бывает у нас : и ссоры и драки. И если ты за что –то обиделся на своего друга или подругу, постарайся поскорее забыть и простить ему обиду.
Какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте с вами соберем волшебный цветок – «Цветок Дружбы » .
(дети называют качества настоящих друзей и прикрепляют лепестки к цветку)
Ведущий : - Вот и подошло наше путешествие по стране Дружба .
Так давайте, давайте дружить .
Пусть не раз нам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить .
То любое желание исполниться!
Хороших и верных друзей всем вам! До новых встреч!
Елена Семеняка
Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр
Научить ребёнка дружить - это , прежде всего, научить помогать , сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир , полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми . Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще - вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.
Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций , побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения , воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Дидактические игры .
Игра «Звери на болоте» .
1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь .
2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим .
3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями : словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры.
Играют все дети группы. Они - «звери» , которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) . Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара) . В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь , так и предложенные варианты спасения.
Игра «Мост дружбы » .
Цель : развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения .
Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.) .и говорит : «Это мост дружбы . Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
Игра «Фотографии друзей»
Цель : развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам , умение выражать свои чувства, отношения в речи .
На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит .
Музыкальная игра «Танец в парах» .
Цель : развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе .
Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги . Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
Цель : стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему . Дружеское отношение к сверстникам .
Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка» ? На
учите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В. Шаинского «Улыбка» .
Дидактическая игра «Цветок дружбы » .
Материал : цветик-семицветик и кукла Карлсона.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает : «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы . Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять , чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».
Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему , ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы . После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит , что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.
Творческая игра «Помогаем друг другу »
Материал : разрезные картинки (верблюд, воздушный шар, две пальмы, облака, бегемот, яблоня, костюм Бармалея, макет корабля.
Ход игры:
Восп. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на неизведанный остров на этом замечательном корабле.
Дети поднимаются на корабль и под легкую музыку «плывут» в дальние страны.
Восп. Ребята, посмотрите! Впереди показалась земля! Сейчас наш корабль подплывет к острову, и мы сойдем на берег.
Дети выходят с корабля и идут на остров. Вдруг им навстречу выходит страшный, грозный Бармалей.
Барм. Попались, которые кусались? Что вам нужно на моём острове? Я - страшный, сердитый, жестокий Бармалей! Я люблю хватать и глотать маленьких детей!
Восп. Подожди, пожалуйста, дорогой Бармалей. Не надо нас хватать и глотать. И вовсе ты не такой уж и страшный, и злой. Правда, ребята?
Восп. Вот сейчас ты сможешь в этом убедиться. Мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.
Барм. А во что мы будем играть?
Восп. Мы тебе сейчас это объясним. Вместе с ребятами тебе нужно собрать из частей картинку.
Барм. Да я и сам справлюсь, не нужно мне помогать .
Дети и Бармалей приступают к выполнению задания.
Барм. У меня почему-то не получается. А вы так быстро и хорошо всё сложили.
Восп. Это потому, что мы собирали картинку все вместе, дружно , а ты - один. Тебе некому было помочь . Сейчас, Бармалей, дети помогут тебе выложить картинку.
Ребята помогают Бармалею , он радуется и благодарит их.
Восп. Дорогой Бармалей, а ты знаешь, кто такие друзья?
Барм. Нет.
Восп. Это как раз те, кто помогает друг другу , всегда придет на помощь , и если нужно, выручит в беде.
Барм. Теперь я понял, кто такие друзья!
Игра «Назови друга ласково» .
Материал : надувное сердечко.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.
После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
Дидактическая игра «Поступаем правильно»
Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.
Необходимое оборудование : парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.
Ход игры : Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки : одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.
Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»
Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы , умение делиться.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации :
1. «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?
дай мне еще одну;
я такие не люблю, дай мне другую;
2. Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
мне нужна она самому;
бери, пожалуйста;
я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
3. Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду . Что ты ей скажешь?
я устал, сама помою .
Задача игроков - выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания : важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.
Педагог-психолог:
Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
4) Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
5) Развитие творческого потенциала учащихся.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация , коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.
Оборудование:
Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук. Презентация. Карточки с заданиями. Листы формата А3. Фломастеры, маркеры, карандаши Ножницы, клей. Цветной картон или бумага. Журналы с яркими картинками для коллажа Фонограммы песен о дружбе. Плеер с наушниками, шарфы. Жетоны
Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»
СЛАЙД
Песня «Настоящий друг» (исп. участники)
СЛАЙД
Что такое дружба?
СЛАЙД
У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое
задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.
Просмотр слайда.
СЛАЙД
Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - кто сможет назвать такие слова?
(приятель, товарищ)
СЛАЙД
Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?
Друг - это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?
«Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
Чтобы стать хорошим другом, необходимо…
ИГРА «Птичьи стаи»
Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы - птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
СЛАЙД
Но друзьями могут быть не только люди, но и братья наши меньшие. Давайте посмотрим на них.
СЛАЙД
А сейчас я прошу выйти сюда ребят, которые расскажут нам замечательное стихотворение о дружбе. «Давайте будем дружить друг с другом…»
СЛАЙД
Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.
(читаю пословицы)
(ответы команд, подсчёт баллов)
СЛАЙД
Игра - конкурс «Угадай мелодию»Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.
За правильный ответ команда получает жетон-нотку.
СЛАЙД
Наверное, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном, потому что рядом были друзья. Бывают в жизни проблемные ситуации, когда другу необходима помощь.
Каждой команде будет дана та или иная ситуация, из которой надо найти выход, найти решение, так, чтобы не потерять ни себя в глазах друга, ни друга. На обсуждение командам даётся по 3 минуты.
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба». А жюри в это время подсчитает количество набранных командами баллов.
Подведение итогов, награждение всех участников.
Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!
Раздаточный материал :
1) Альбомные листы.
2) Ручки, простые карандаши, фломастеры или маркеры.
3) 4 листа ватмана
4) Журналы (дети приносят заранее)
5) Ножницы индивидуально
6) Клей-карандаш для каждого
7) Карточки с заданиями (проблемные ситуации)
8) Бейджики для жюри и помощников.
9) Таблички с номерами команд на столы и для жюри.
Дополнительные варианты игр и упражнений.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т. д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Диалог стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья»
Игра «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т. е. он слепой, второй – ничего не слышит, т. е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т. д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
Волкова Ильмира Мишакировна, воспитатель по ОТЯ МДОУ №37 «Родничок» г.Бугульмы РТ
Программное содержание: Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни. Формировать у детей дружеские взаимоотношения. Воспитывать чувства взаимопомощи.
Предварительная работа: беседа о дружбе, правильном образе жизни и режиме дня; разучивание песен, пословиц и поговорок, стихотворений о дружбе; проведение игр: «Устами младенца», «Пойми меня», «Составь слово»; разгадывание кроссвордов; разучивание подвижных игр; проведение занятий по аппликации.
Оформление зала. В центре зала стоит барабан, на котором лежат конверты с заданиями, на противоположных сторонах расставлены столы и стулья для двух команд, в центре перед барабаном места для жюри.
Ход викторины
Орси: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Да, я Учитель здоровья, Орси. Я учу детей дружить, общаться и соблюдать режим дня. И мы сейчас проведем с вами викторину по теме: «Дружба».
Для начала вам нужно дать названия командам, придумать девиз и выбрать капитана команды. А сейчас мы познакомимся с членами жюри
(Орси представляет членов жюри)
Орси: Дети, посмотрите на барабан. Здесь лежат конверты с заданиями. Я буду вращать барабан, на какой конверт укажет стрелка, то задание вы и будете выполнять. А члены жюри будут внимательно следить за вашими ответами, и оценивать каждое задание.
Внимание! Мы начинаем викторину, которая называется «В дружбе наша сила»
Задания для викторины
- Музыкальный звон. Спеть песню о дружбе. (Оценивается знание слов и музыки, эмоциональность исполнения) .
- Игра «Сложи слово». В конверте карточки с буквами. Нужно правильно и быстро составить слова: «дружба» и «друзья» (задание выполняют капитаны команд) .
- Фольклорный конкурс. Вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
- Игра «Пойми меня». С помощью жестов, движений, мимики и других слов, объяснить следующие слова: «зарядка», «здоровье», «физкультура», «дети».
- «Сложи по порядку». В конверте карточки «Режим дня». Задание: сложить карточки по порядку. (Оценивается быстрота и правильность выполнения задания) .
- Поэтическая страничка. Рассказать стихотворения о дружбе.
- Подвижная игра: «Собери урожай».
Дети строятся в две колонны. Первый ребенок из каждой команды бежит с обручем и оставляет его на определенном месте. Потом бегут девочки с корзинками и «сажают» овощи. Затем мальчики на машинах подъезжают и собирают урожай в кузов. Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание.
- Кроссворд: «Здоровье»
По горизонтали: 1. То, что мы должны регулярно делать для нормальной работы нашего организма. 2. В детском саду после завтрака и занятий мы собираемся и выходим на 3. Для чего мы используем мыло, воду и полотенце?
По вертикали: 4. Чтоб бодрыми быть целый день делать нам не лень. 5. Если хочешь быть здоров 6. Каждый вечер ровно в девять к нам приходит сладкий
(За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Выигрывает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов) .
Подведение итогов викторины. Награждение.
Песня: «Настоящий друг».
Дружба крепкая, не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой, шутят все вокруг.
В полдень или полночь, друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг меня всегда сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот что значит настоящий верный друг.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.
Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»
Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.
Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся:
Улыбке!
Педагог-психолог:
правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог:
Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог:
Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся
предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба –
это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг –
это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог.
Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся
приводят свои объяснения
Педагог-психолог
обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог:
Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся.
С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог:
Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся
высказывают свои соображения.
Педагог-психолог
подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог:
Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся
выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог:
Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся
делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог:
А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся
становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог:
На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.