Домой / Smoky eyes / Как раскраивать ткань по выкройке. Урок по технологии на тему: "Подготовка ткани к раскрою

Как раскраивать ткань по выкройке. Урок по технологии на тему: "Подготовка ткани к раскрою

Декатировка ткани - это влажно-тепловая обработка материала перед раскроем.

Дело в том, что все ткани, содержащие натуральные волокна на 50% и больше, при влажно-тепловой обработке дают достаточно значительную безвозвратную усадку, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки.

Перед декатировкой необходимо проверить на небольшом кусочке ткани, не остаются ли на ней пятен от воды и утюга, а также стойкость красителя - на тканях с набивным рисунком.

Процесс декатировки для различных тканей происходит по-разному.

Шерстяную ткань разложите на плоской поверхности стола или гладильной доски лицевой стороной вниз. Как можно равномерно увлажните ее с изнаночной стороны (для этого лучше использовать пульверизатор), а затем дайте ей отлежаться в течении 8-12 часов. После этого проутюжить с изнанки в долевом направлении через проутюжку.

Тяжелые, креповые ткани перед раскроем следует целиком замочить в воде, слегка отжать и ненадолго повесить, а затем окончательно высушить утюгом, проглаживая с изнаночной стороны.

Хлопчатобумажные, льняные и смесовые ткани увлажните пульверизатором и утюжьте с изнаночной стороны, пока ткань не станет сухой.

Штапельная ткань очень садится при стирке. Поэтому ее нужно замочить в горячей воде, выжать, а затем высушить утюгом с изнаночной стороны.

Ткани из натурального шелка имеют незначительную усадку. Их достаточно проутюжить через влажный проутюжильник, совмещая долевую нить.

Ткани из синтетических волокон . Костюмные и плательные ткани с содержанием синтетических волокон более 50%, усаживаются незначительно, и поэтому в декатировке не нуждаются.

Особое внимание следует уделить вискозной и джинсовой тканям. Несмотря на то что вискоза это искусственное волокно, она тоже подвержена усадке, причем очень существенной. Поэтому вискозные ткани обязательно декатируются.

Джинсовая ткань при стирке сужается, а при носке обратно растягивается. Эту ткань декатировать не стоит, так как в противном случае вы получите изделие не своего размера.

Некоторые ткани увлажнять нельзя (бархат, вельвет, синтетические трикотажи, кожа, кожа заменители). Чтобы ткань не линяла и лучше сохраняла свой первоначальный блеск, ее можно замочить в воде с добавкой уксуса (на 3л холодной воды 1 ст. л. уксуса).

Если вы точно знаете, что в процессе носки вы не будете стирать сшитое вами изделие, а будете пользоваться услугами химчистки, вы можете отказаться от декатировки ткани и лишь прогладить ее с изнанки горячим утюгом, соблюдая при этом рекомендации по тепловой обработке данного вида ткани.

Большая часть тканей при увлажнении дает усадку по длине и несколько меньшую по ширине – это влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки.

Моя знакомая, однажды, пренебрегла подготовкой , раскроив и сшив костюм сразу.

До стирки, все было хорошо, костюм нравился, она получала заслуженные комплименты. Но стоило постирать его, и все изделие стало мало. Ткань дала большую усадку.

Поэтому помните , что любые ткани перед раскроем необходимо разутюжить, а шерстяные, штапельные и ткани из искусственных волокон продекатировать.

Декатировка – обработка ткани паром или водой для предотвращения усадки или растяжки в готовом виде.

В домашних условиях декатирование можно сделать так : шерстяную ткань равномерно увлажните из пульверизатора и проутюжьте через влажный до полного высыхания;

ткань из искусственных волокон замочите в воде, слегка отожмите и заверните в простыню, через 2 – 3 часа разверните и проутюжьте по изнаночной стороне.

Совет : перед декатированием проверьте на небольшом кусочке ткани, не остаются ли на ней пятна от воды и утюга, у тканей с набивным рисунком также проверьте стойкость красителя (замочив лоскуток ткани в воде).

  • Рекомендации по качественному пошиву вещей…
  • Как шить из бархата. Особенности выбора,…

Как шить лён? Эта ткань по праву считается самым экологичным материалом. Одежда, сшитая из льняной ткани, – лучший выбор для жаркого климата! Шить лён не сложно, однако подготовка к работе и уход за этой тканью имеют свои особенности.

Мы подробно расскажем о свойствах льна и о том, как шить лён своими руками.

Особенности льна

Почему же лён так популярен? Эта ткань, получаемая из волокон льна, имеет замечательные потребительские свойства! Лён отлично впитывает влагу и быстро сохнет, в жаркую погоду одежда из льна снижает температуру тела на несколько градусов. Лён не электризуется, устойчив к загрязнением и даже обладает антисептическими свойствами! Льняные ткани будут служить Вам очень долго. Со временем лён не желтеет, а становится светлее и мягче.

Основной минус 100% льна – сминаемость и склонность как к усадке после стирки, так и к растягиванию во время носки. Чтобы скомпенсировать эти недостатки выпускаются смешаннее ткани. Лён смешивают с шёлком, вискозой, эластаном, шерстью.

Полотняное переплетение натурального льна хорошо узнаваемо, его также отличает наличие утолщения на некоторых нитях, вплоть до мелких узелков. Чем меньше таких вкрапления, тем более качественный лён Вы держите в руках. Перед покупкой обязательно проведите рукой по ткани, если есть возможность желательно приложить отрез к телу. Некоторые виды льна могут колоть и оставлять неприятные ощущения на кожи, хотя чаще всего льняные ткани наоборот очень приятны в носке.

Обратите внимание на то, что лён обязательно даст усадку при стирке. Поэтому покупайте отрез с запасом, примерно на 10% больше рекомендуемого для Вашей модели.

Выбор модели

Льняные ткани подойдут практически для любой одежды.

Обратите вниманию, что во время носки, лён может сильно растягиваться, особенно на местах подверженных сгибу (например, коленях). Поэтому не стоит шить из льна изделия прилегающего силуэта или используйте подкладку.

Подготовка к раскрою

Как и все натуральные материалы, льняные ткани нуждаются в обязательной декатировке! Светлые однотонные ткани можно замочить в горячей воде, а ткани тёмных тонов и с рисунком - в воде с температурой до 40 градусов. Если в дальнейшем Вы планируете стирать изделие в машине, так же постирайте и ткань.

Чтобы избежать перекоса, мы рекомендуем сметать или сострочить ткань по кромкам, сложив её лицевой стороной внутрь. Не используйте отжим, чтобы избежать сильных заломов ткани. Затем просушите ткань, максимально расправив её. Слегка влажный лён отутюжьте горячим утюгом с паром.

Как шить лён своими руками? Льняные ткани удобны в работе. Их легко кроить, стачивать и они хорошо поддаются ВТО.

Край льняных тканей часто сильно осыпается, поэтому выкраивайте детали с немного большими припусками. Обработайте припуски как можно быстрее. Если Ваша ткань имеет рыхлую структуру, стоит укрепить флизелином место вышивания молнии.

Проверьте на кусочке ткани, как ведёт себя шов и если ткань возле строчки «ползёт», проклейте швы узкой полоской флизелина. Строчка должна пройти прямо по флизелину, отступив 1-2 мм от его края.

Уход за одеждой из льна

Как уже было сказано, изделия из льна растягиваются в процессе носки, однако восстанавливают форму после стирки. Стирайте лён при той температуре, при которой проводилась декатировка (или указанной производителем).

Цветные ткани могут линять, поэтому стирайте их отдельно при температуре до 40 градусов средством для стирки цветных тканей. Не используйте отжим на больших оборотах и сушите в расправленном состоянии.

Влажный лён следует утюжить при высокой температуре с использованием пара.

Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной - приглушенный.

Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.

В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.

В набивных тканях полотняного переплетения лицевая сторона определяется по яркости и четкости рисунка, а в гладкокрашеных - по качеству обработки (на лицевой стороне меньше узелков и ворсинок). Полотняным переплетением вырабатываются: большинство хлопчатобумажных тканей - ситец, бязь, бельевые и некоторые плательные ткани; льняные ткани - полотно, прокладочные; многие виды шелковых тканей - крепдешин, крепжоржет, полотно и др.; некоторые шерстяные плательные и костюмные ткани.

В сатиновом (атласном) переплетении лицевая сторона ткани в отличие от изнаночной - гладкая, блестящая. Блеск образуется в результате того, что одна нить утка перекрывает 4-8 нитей основы. Если же одна нить основы перекрывает несколько нитей утка, то такое переплетение называется атласным.

Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.

В саржевом переплетении на ткани образуются рубчики в виде диагональных полос, идущих от одной кромки к другой. На лицевой стороне ткани диагональные полосы направлены снизу вверх направо. Саржевым переплетением вырабатываются: хлопчатобумажные ткани - бумазея, трико, саржа, бумажный кашемир и др.; шерстяные - кашемир, бостон, габардин и др.: шелковые - подкладочные, ряд плательных, плащевые.

При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая - увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы - обрезные края деталей. Из мнущихся тканей и тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Изделия из тканей повышенной растяжимости следует делать на подкладке.

Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.

Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.

У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.

Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.

Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.

Для раскроя ткань сложить вдвое по поперечной нити (по утку) или по долевой (основе) лицевой стороной внутрь в зависимости от ширины ткани и особенностей модели, подгоняя рисунок. Сначала разместить крупные детали выкройки (спинку, полочку и др.), а затем между ними - мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на ткани и на деталях выкройки (рисунок 18). Это важно потому, что, как уже отмечалось, ткань по долевой нити значительно меньше растягивается во время носки, дает меньшую усадку при стирке, химчистке и утюжке, чем по поперечной нити. Направление долевой нити на деталях меняется в зависимости от модели - они могут быть выкроены и по поперечной, косой нити. Разложив детали, проверить линейкой или сантиметровой лентой правильность раскладки деталей выкройки по долевой нити.

На гладкокрашеных тканях или с нечетко выраженным рисунком для экономного раскроя детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, соблюдая направление долевой нити и расстояние для припусков на швы. На остальных же тканях детали расположить верхним срезом в одном направлении (кроме обтачек). На ворсовых тканях или с четко выраженным односторонним рисунком, асимметричной клеткой или полоской отметить на изнаночной стороне меловой стрелкой направление рисунка или ворса и проследить, чтобы оно не нарушалось при раскладывании деталей выкройки. В готовых изделиях из фланели, байки, хлопчатобумажной замши ворс должен быть направлен сверху вниз, чтобы при носке сохранялась гладкая поверхность ткани, а в изделиях из бархата, панбархата, вельвета - снизу вверх, чтобы цвет ткани был более сочным. Обнаруженные дефекты ткани также отметить мелом и разместить детали так, чтобы дефект оказался не на видном месте изделия или участок ткани с дефектом не попал под выкройку при раскрое.

Раскладывая детали выкройки на ткани с крупным, четко выраженным рисунком, нужно принять во внимание, что он должен совместиться в боковых, передних и задних швах, а также определить рисунок (клетку или полоску), который наиболее пригоден для размещения середины деталей изделия (спинки. полочки, рукавов и др.). Кроме того, необходимо следить за совпадением рисунка в парных деталях, вытачках и т.д. Иногда в целях экономии ткани можно выкраивать детали с клиньями или надставками, размещая их на малозаметных местах: нижних половинках рукавов или полочках у боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах ниже линии отворота, на поясе у бокового шва. Если же надставки приходится делать на видных местах, то следует использовать их в качестве фасонных деталей. Например, спинку можно сделать из двух частей со швом посередине или из трех частей - на кокетке. Такие детали, как нижние части воротника, манжет, листочек, обтачки для горловины и низа рукавов, следует подкраивать так, чтобы направление долевой нити на этих деталях, а также на основных совпадало.

Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.

После обмеловки детали выкройки снять и, чтобы ткань не сместилась, скрепить ее булавками. Булавки на деталях изделия расположить на расстоянии 3-5 см от меловых линий или сгиба деталей. Расстояние между булавками 12-15 см в прямых срезах и линиях и 8-10 см - в фигурных (рисунок 1б,в).

Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.

При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.

При раскрое по прямой линии необходимо следить за тем, чтобы концы ножниц перемещались строго но меловой линии припуска на шов, и стараться резать серединой режущей части ножниц. При раскрое по плавным линиям, наоборот, надо резать концами ножниц. Узкий конец лезвия должен находиться под тканью. Исключение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.

Подготовка ткани к раскрою

Инструменты для раскроя ткани:
1. Для раскроя ткани Вам понадобятся большие ножницы (они отличаются от канцелярских ножниц и продаются в специализированных магазинах)
2. Остро заточенные мыло и мел
3. Сантиметровая лента
4. Линейки и фигурные лекала

Подготовка ткани к раскрою

- Определите лицевую сторону ткани. Ткань обычно бывает сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно бывают выведены на изнаночную сторону ткани.

- Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.

- Определите направление ворса в ворсовых тканях (бархат, полубархат, вельвет). Ворс должен быть направлен снизу вверх. На ворсовых тканях с начесом (драп, байка и др.) ворс на изделии должен быть направлен сверху вниз. Если на ворсовой ткани имеется тисненный рисунок и он не имеет определенного направления ворса, то направление ворса в изделии может быть снизу вверх или сверху вниз. Определите визуально как Вам больше нравится.

На тканях с крупным рисунком выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой рисунка. Обратите внимание на его симметриченость!

- На тканях в клетку или полоску определите, симметричны клетки или полоски или несимметричны. Если несимметричны, то выкройки раскладывайте в одном направлении.

На тканях в полоску выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой центральной полоски!

Полоски должны располагаться симметрично на концах воротника, лацканах.

Раскладка выкроек на ткани.

Раскраивать ткань лучше на большом столе. Ткань сложите вдвое, лицевой стороной внутрь, совместите кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, можно внутри контура деталей сколоть ее иголками.
- Выкройки раскладывайте на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нитей основы.
- Сначала разложите на ткани крупные детали (полочку, спинку, рукава), затем мелкие детали (манжеты, воротники, пояс и др.). Добивайтесь экономной раскладки выкроек на ткани.
- К сгибу ткани помещайте детали, которые даны на выкройке в половинном размере. После выкраивания у Вас получиться цельная деталь.

Обмеловка деталей.

Выкройки деталей приколите иголками к ткани и начинайте обмеловку.
- Сначала обведите длинные линии, потом короткие и овальные. Линии должны быть ровными. Можете воспользоваться линейками и лекалами, чтобы точно и ровно обвести линии.
- Гладкие, скользкие ткани (шелк, шифон и др.) могут при обмеловке и раскрое перекашиваться. Обязательно сколите их булавками. При обводке контуров деталей не нажимайте сильно на обмылок.
- После обмеловки контура деталей, наметьте на ткани расположение линий середины детали, линии полузаноса, место расположения первой петли, карманов, вытачек, складок.
- Еще раз проверьте правильность раскладки и обмеловки и только потом приступайте к раскрою ткани.

Подготовка деталей к сметыванию.

После раскроя деталей, перенесите все линии контура на симметричную деталь. Можно воспользоваться меловой доской и резцом. Это наиболее удобный способ. Можно также перевести линии с помощью копировальных стежков, а затем раздвинуть детали и разрезать их между деталями.
- На выкроенных деталях проложите вручную стежки по линиям середины переда и середины спинки, линиям груди, талии, бедер, расположения карманов.
- Расположение контрольных точек (середина горловины, середина воротника, контрольная рассечка на вершине оката для втачивания рукава в пройму) наметьте рассечками на припуске шва.