Домой / Smoky eyes / Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов. Как заставить ребенка учиться хорошо

Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов. Как заставить ребенка учиться хорошо

Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.

Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.

Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.

В последней ситуации наилучший способ - сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.

Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда наряду с учебной, все еще остается игровая.

Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.

Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.

Нужно сказать, что вопрос "Как заставить ребенка учиться?" формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

«Скоро во всех квартирах страны: уроки (с грехом пополам) сделаны, отец охрип, дочь оглохла, соседи все выучили, кошка пересказала», — как ни странно, я все чаще вижу этот анекдот в новостных лентах.

А если вспомнить, что на улице уже середина августа, становится не до смеху. Ведь не только неопытные родители, но и мамочки со стажем нередко искренне не понимают: ну как заставить ребенка учиться?

Итак, с вами снова Саша Богданова! Предлагаю тему на повестку дня. Острую, конфликтную, больную — но необходимую родителям как старшеклассников, так и детей помладше.

«Талантливый, но такой бездельник!», — разводит руками мама подростка. «Уговоры на него не действуют — приходится кричать, лишать карманных денег и прогулок. Вроде бы взялся за ум».

Надолго ли? Конечно, каждому хочется, чтобы его сын или дочь окончили школу с отличием, поступили в престижный вуз, нашли высокооплачиваемую работу... «Посмотри на себя, двоечник! Если ты получаешь такие оценки в своем пятом классе, то что будет дальше?»

А будет вот что. Сравните, как чадо слышит ваши слова:

  • «Мой сын растет идиотом» — «Я ни на что не годен»
  • «С такой учебой будешь дворы подметать!» — «Мое будущее бесперспективно»
  • «В нашей семье все получили высшее образование. С твоими усилиями максимум в ПТУ поступишь» — «Я позорю семью, мне среди них не место»
  • «Тройка? Две недели без интернета!» — «Я им неинтересен, они ждут от меня только положительных отметок»

Я уже молчу о том, когда папа берется за ремень. Если и можно таким способом получить прилежного отличника, то наверняка с багажом комплексов, страхов и отвращением к обучению (в дальнейшем — и работе).

Как вы думаете, добьется ли такой человек успеха в жизни?

А смысл учиться?

Забавно, но даже многие взрослые не могут убедительно ответить на этот вопрос. Среднестатистическому ребенку не составит труда в пух и прах разбить родительские аргументы.

Тем не менее, что все-таки кроется за этими словами?

  • Чувство несправедливости

Популярность — той девочке с новым смартфоном. Хорошие отметки и место в академии — богатому недорослю. Неравенство присутствует даже в младших классах — учтите, что дети среагируют очень остро.

  • Отсутствие критики
  • «Зона комфорта»

Чтобы стремиться, человек должен испытывать в чем-то недостаток. Если у него есть абсолютно все, это может спровоцировать застой в делах и интересах. Данное правило касается каждого (и не только учеников).

  • Травля

Присмотритесь к состоянию подростка: возможно, причина неуспеваемости кроется в плохих отношениях с одноклассниками или учителями. Если это необходимо, поговорите с классным руководителем или обратитесь к психологу.

  • Излишне легкая/тяжелая программа

Может, он зевает на уроках? Или, наоборот, закатывает глаза от навалившихся домашних заданий? Есть смысл поменять учебное завдение — так вы сбережете нервы и себе, и чаду.

Кнут или пряник?

Нужно ли все-таки заставлять школьника учиться? Самолично взять шефство или рискнуть парой-двумя «пятерками»?

Но, применяя жесткие методы наших дедушек-бабушек, мы и сами можем запутаться:

  1. с одной стороны, не лишать же ребенка детства?
  2. с другой — как вовремя и на корню пресечь распущенность и взять ситуацию под контроль?

Увы, это самый легкий способ потерять контакт. Я предлагаю более эффективный способ — стимулирование интереса к предметам.

Можно ли учиться с удовольствием? На самом деле все просто!

  • Установите связь

Первое и самое важное правило. Если нет контакта с подростком, какая речь может идти о договоренности? В этот трудный возраст ему нужно от нас немногого — поддержки и понимания.

  • Откройте его учебник

А еще лучше — попробуйте сделать хотя бы одно упражнение из домашнего задания. Не стесняйтесь делать уроки вместе; так вы намного быстрее заполните «пробелы» и привьете интерес к предмету.

Этим можно добиться намного большего, чем криками и оскорблениями.

  • Давайте оценку не личности, а действиям

Ученик быстро поймет, что все зависит от него, а значит, он вправе направлять ситуации в нужное ему русло. Это не похоже на приговоры вроде «ты глупый» (зачем мне развиваться, если бесполезно?) или «ты очень умный» (зачем, ведь я и так молодец).

  • Откажитесь от ложной мотивации

«Для кого ты учишься?» — «Для вас!». К сожалению, во многих современных российских семьях это единственный стимул.

Ваша задача — расшевелить его любопытство, даже если это обойдется в покупку микроскопа. Или сделать так, чтобы дети применяли свои знания в игровой форме.

  • Креативно подходите к процессу

Можете делать вместе макеты, проводить опыты (для этих целей лучше купить специальную книгу), выращивать кристаллы... Да и биологию на рыбалке можно подучить. Как видите, вовсе не обязательно сидеть за энциклопедиями.

Я вот кстати ни так давно «познакомилась» с Екатериной Кес, правда причина знакомства была у нас на другую тему, а именно «как помочь ребенку пережить развод родителей». Да, пришлось мне «обращаться».

Но я кроме нужного мне, нашла у неё интересный тренинг "как научить ребенка учиться " и знаете... Пройдя нужный мне материал, я не сомневаюсь что этот будет таким же полезным! Тч пробуйте, расскажите потом)

В качестве послесловия

Ни для кого не секрет, что образование влияет на всю дальнейшую жизнь. Но намного важнее сохранить доверительные отношения с родным человеком, стараться понять, а не кидаться возмущениями.

Помните пословицу: лучше получить синий диплом с красным лицом, чем наоборот? Возможно, подросток не станет вторым Эйнштейном, не накопит внушительное состояние, не поступит в МГУ. Но все-таки есть вещи поважнее внешнего благополучия.

А как вы решаете проблему: заставляете ли выполнять задания? Думаю, моя заметка будет полезна тем, кто не первый раз наступает на грабли, действуя жесткими методами.

Жду вашего мнения — как вы приучали своих детей к учебе? И, конечно, не забывайте подписываться на мой блог.

И снова конкурс

Сегодня это будет тоже ребус. Кто не в курсе, я провожу сейчас конкурс «поймай загадку», кто первый отгадал, того и приz) всё просто...

Загадка № 6

Подсказка: Просто в голову пришло) Ребус очень легкий, по детски легкий и в подсказках не нуждается! Удачи, друзья! 😉

На этом сегодня всё, до встречи в новых статьях!

Всегда с вами, Саша Богданова

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

3 3 762 0

Во все времена родители задавали себе вопрос: «Как заставить ребенка учиться?».

Симон Соловейчик в своей книге писал, что любовь к учению – это роман, где есть те же страсти, страдания, надежды и разочарования, а Школьный дневник - это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Следует задуматься, а правильно ли мы ставим вопрос «как заставить ребенка учиться?», можно ли заставить любить? Ведь насильно мил не будешь. Может лучше бы спросить себя: «Как мотивировать ребенка, чтоб он сам захотел учиться? Как найти тот ключик, который открыл бы ребенку дверь в мир приятных и не тяжелых знаний».

Контакт с ребенком

Если вы по причине своей занятости не можете уделить ребенку и его образованию время, то очень трудно будет требовать от него хороших результатов. Установите с ребенком доверительные и теплые отношение, покажите свою готовность вместе с ним идти по тяжелому и невеселому пути уроков и домашних заданий.

Лесенка целей

Ребенок слышит от всех: «учись, тебе оно в будущем пригодиться!», «ученье – свет, а не ученье – тьма», но понять, для чего оно пригодиться и почему эта тьма будет без учения, если есть лампочки и электричество в доме, не понятно. Расскажите своему чаду, для чего в жизни ему пригодиться то или иное знание, подкрепите все наглядными примерами. Спросите ребенка кем он хочет стать в будущем и нарисуйте лесенку, на ступеньках которой будут размещены предметы и знания, необходимые на пути к конечной цели.

Развиваем интерес

Чтобы преодолеть нежелание учится, нужно найти интерес к этому скучному делу. Поначалу можно раскопать маленькую капельку интереса, чтоб ребенок мог за нее зацепиться, а потом уже ее развить. Главное, чтобы было посеяно зернышко.

Сделать это можно такими способами:

  • Сам учащийся заинтересуется изучаемым предметом;
  • Кто-то из стороны заинтересует, то результаты сразу пойдут вверх.

Организация времени

Режим – это громкое слово и не всем удается его соблюдать. Тем более, если это касается ребенка, у которого очень много энергии. Но все же он не обходим. По крайней мере, нужно стараться его придерживаться. А чтоб вашим детям не было так скучно соблюдать его, попробуйте структурировать время:

  1. Каждый час меняйте занятия, для меньших детей даже чаще – через 45 минут.
  2. Час поучили уроки – дайте звоночек ребенку, что пора менять вид деятельности и следующий час можно погулять или помочь по дому, а дальше ровно через час продолжить доделывать домашнее задание.
  3. Таким образом, уроки не превратиться в пытку и ребенок за день успеет сделать много всего.

Помочь подтянуться

Когда какая-то область знаний упущена, то последующее ее изучение стает просто пыткой с неизвестным исходом.

Помогите ребенку сами или наймите репетитора, чтобы заполнить пробелы, тогда все пойдет веселее.

Никаких ярлыков

Этот шаг касается не только вопроса, как заставить ребенка учиться, а всего учебно-воспитательного процесса. Наклейка ярлыков: «ты у меня дурак», «из тебя ничего путного не получится», « и у кого ты такой бестолковый», ранит детскую душу и формирует чувство неполноценности. В дальнейшем это может вызвать реакцию: «раз я такой плохой, то терять мне нечего – пускаюсь во все тяжкие».

Вера в себя

Выше мы писали, что нельзя ребенка ругать, за его пробелы в учении и ни в коем случае нельзя его унижать. В каждом человеке есть много разных прекрасных и умных сторон. Меняйте представления ребенка о себе. Вы увидите, как он переродиться и станет умнее, начнет больше стараться, будет работоспособнее и увереннее в себе.