Домой / Smoky eyes / Когда ребенок должен самостоятельно кушать ложкой. Как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

Когда ребенок должен самостоятельно кушать ложкой. Как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.

Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.

Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).

При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.

Когда начинать приучать малыша есть ложкой?

Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.

Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.

Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.

С какой ложки начинать?

Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.

Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.

В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.

Кушаем за общим столом

Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.

Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.

Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!

Правила этикета

Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.

Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.

Стоит ли заставлять малыша есть ложкой?

Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.

Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»

Нравится

Навык самостоятельно есть ложкой, говорит уже о взрослении ребёнка и умении обслуживать самого себя. Как прийти к этому? Как научить ребёнка есть самостоятельно ложкой?

Сначала все родители кормят своих детей из ложки, и в определённый момент это является нормой, но на пути к взрослению необходимо получать новые бытовые навыки.

Будьте готовы к тому, что подобная проблема не решается на раз. Необходимо запастись терпением и быть готовой к тому, что всё вокруг, сам малыш, комната и даже вы будете в каше или кусочках другой пищи. Само кормление тоже будет занимать намного больше времени.

Решить проблему, как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно, помогут несколько полезных рекомендаций:

  • Дайте ребёнку десертную ложку или специальную округлую детскую ложку с не скользкой ручкой и удобным захватом. Сначала помогайте ему своей рукой, зачерпывая ею пищу и отправляя её в рот крохе.
  • Учтите, что на первых порах держать ложку ребёнок будет в крепко зажатом кулачке, это объясняется не его упрямством, а тем, что его моторика ещё не до такой степени развита, чтобы брать столовые приборы правильно.
  • Начинайте обучение с его любимых блюд. Лучше начинать учить со второго, пища должна быть густой, суп пить из ложки сложнее.
  • Дождитесь, когда малыш будет действительно чувствовать голод.
  • Повяжите малышу нагрудник (слюнявчик, фартук), но приготовьтесь, что когда ребёнок начинает есть сам ложкой, и стол, и стульчик и всё вокруг будет в еде.
  • Не ругайте ребёнка, если он не аккуратен (что вероятнее всего), это только начало.
  • Хвалите малыша, видя, как он ест сам, даже если не очень получается.
  • Не торопите кроху в процессе еды, он может подавиться.
  • Сначала вам придётся следить за тем, как проходит процесс кормления. Можно есть вместе с малышом, показывая своим поведением ему пример.
  • Будьте готовы к тому, что ваш малыш может быстро устать орудовать непривычным для него предметом, в этом случае нужно докормить его.
  • Можно предложить малышу действовать ложкой по очереди. Одну ложку он кладёт себе в рот сам, а следующую - его мама.
Помните, что чем дольше вы опекаете малыша, тем медленнее он учится быть самостоятельным. Понятно, что покормить его ложкой, значит, справиться с обедом гораздо быстрее и не перемывать потом пол, и не переодевать кроху, но самостоятельности ребёнку подобное решение никогда не прибавит.

Он начал есть ложкой, а на следующий день всё забыл? Может быть и такое. Не пугайтесь и не злитесь, а начинайте всё сначала. Если ребёнок в плохом настроении, плохо себя чувствует или у него режутся зубы, не настаивайте, а помогите ему.

Не кормите кроху перед телевизором или вместе с игрушками. Вы формируете его пищевое поведение, отучить от вредных привычек потом будет очень и очень трудно. Не забывайте об этикете за столом. Приготовьте салфетки, которые понадобятся вам не только после еды, но и в её процессе. Позже малыш поймет, для чего они нужны, и будет пользоваться ими самостоятельно.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой: советы специалиста. Пошаговая методика обучения, игры для развития умения пользоваться ложкой, в каком возрасте лучше начать учить пользоваться ложкой, важные знания о развитии мелкой моторики детей.

Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой?

Дорогие читатели «Родной тропинки»! Эту статью я писала по просьбам мам — участниц моих курсов и читательниц моего сайта. В ней я ответила на многие ваши вопросы.

Хорошо развитая речь ребенка и развитие его мышления, умственное развитие малыша очень тесно связаны с развитием действий ребенка с предметами. Вы узнаете из статьи:

  • Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой? Как связаны речь малыша, его мышление и умение ребенка действовать с предметами?
  • Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой?
  • Раздел 4. Последовательность и правила обучения ребенка использованию ложки: это важно знать.
  • Раздел 5. Как подготовить руку ребенка? Игры — занятия для развития мелкой моторики и правильного захвата предметов.
  • Раздел 6. Что может Ваш малыш.

Раздел 1. Зачем учить малыша в 1-2 года кушать ложкой?

Зачем учить пользоваться ложкой маленького ребенка? Это первый вопрос, на который нам с вами, дорогие читатели этой статьи, нужно ответить. Ведь, действительно, нам — взрослым, гораздо проще, да и быстрее – накормить ребенка самим, чем учить его пользоваться ложкой. Да и чище намного будет, намного меньше проблем с уборкой! Может быть не нужно спешить?

Давайте разберемся.

Развитие движений пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие мозга ребенка. Это настоящая «умная гимнастика» для любого малыша. Овладение ложкой – это овладение так называемыми «орудийными действиями», которые способствуют не только развитию самостоятельности ребенка, но и его умственному развитию. Ребенку нужно скоординировать свои действия, правильно взять ложку рукой, под нужным углом наклона донести пищу в ложке до рта. Но и это не всё! Нужно дальше в правильном направлении наклонить ложку чтобы пища попала ему в рот, а не мимо рта. Это очень большой не только физический, но и умственный труд для малыша! Такая задача сродни задаче взрослого научиться с нуля фигурному катанию – придется учиться координировать свои движения, находить равновесие, осваивать рисунок движений. И в этом труде малышу очень нужна наша помощь.

Просто дать ложку и надеяться, что ребенок с удовольствием начнет ей кушать – это ложная надежда. У малыша будет не получаться, он будет расстраиваться и расстраивать вас. И поэтому нам очень важно понять, как помочь ребенку овладеть этим орудийным действием, как пошагово помочь ему овладеть этим непростым для него умением. Ведь даже если самую сложную задачу разделить на маленькие простые шаги — то она станет легкой! Как это сделать — ниже в статье.

А сначала давайте разберемся с тем, а что такое орудийное действие и почему такие действия очень важны для развития детей 1-2 лет.

Пользование ложкой – это орудийное действие ребенк а (т.е. действие с инструментом — помощником ребенка), в котором есть определенный «рисунок». Постепенно рисунок этого действия отрабатывается до автоматизма, и мы уже о нем на задумываемся. Но на начальных этапах умение есть ложкой даётся не просто, и нам очень важно знать, как помогать малышу и в освоении орудийного действия с ложкой, и во всех других случаях его овладения подобными действиями.

Что такое «орудие»? Это предмет, с помощью которого выполняются те действия, которые без него выполнять не удобно, невозможно или не принято. Таким предметом можно:

  • придвинуть к себе игрушку, протолкнуть сюрприз из трубы наружу (в этом случае орудием является палочка),
  • выловить рыбку из тазика (орудие- сачок),
  • забить втулочку в обучающей игрушке (орудие – детский деревянный молоточек),
  • размазать масло по кусочку хлеба (орудие – детский пластмассовый безопасный нож или палочка),
  • пересыпать песок в ведерко (орудие – совочек).

Действия с орудиями – предметами (и с ложкой в том числе, т.к. ложка – это «орудие» действий человека) направлены на развитие мышления ребенка, его мозга! И подготавливают развитие речевого мышления. А также подготавливают появление у ребенка изобразительной деятельности, совершенствуют действия кисти ребенка, его ручную умелость. Действия с орудиями расширяют возможности мышления малыша при выполнении им практических задач в жизни, приучают добиваться цели. Например, такой целью для ребенка может быть достать из таза с водой цветные шарики с помощью орудия – большой ложки – черпачка. Для этого надо научиться пользоваться этой ложкой, правильно держать ее в руке, нести ложку с правильным наклоном.

Орудийными действиями малыш интенсивно овладевает именно в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), и умение есть ложкой — в числе таких очень важных для развития малыша орудийных умений. Если игры — занятия с другими «орудиями» нам нужно специально организовывать и планировать, то еда ложкой — это естественный ежедневно повторяющийся процесс, в котором мы решаем те же развивающие задачи в быту по ходу обычной жизни малыша.

Раздел 2. В каком возрасте лучше начинать учить ребенка пользоваться ложкой

Итак, мы видим, что обычная еда ложкой – это очень полезное для развития ребенка занятие. Когда же стоит начать малыша обучать использованию ложки? Здесь очень важно внимательно наблюдать за малышом, чтобы попасть в его личный пик интереса к данному процессу!

Обычно в возрасте после года (примерно в возрасте 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев) во время кормления малыш начинает брать у Вас ложку и пытаться сам есть. Или пытаться как-то ей манипулировать. Или жестом просит дать ему ложку. Очень важно «поймать» этот момент и использовать его. Это означает, что малышу уже пора учиться есть ложкой. У ребенка есть такое желание, и нам важно его подхватить! Если же Вы в это время заберете ложку у ребенка и не дадите ему самостоятельно есть, то малыш уже вскоре перестанет просить у Вас ложку. Момент будет пропущен. Если же сразу же после просьб ребенка дать ему действовать ложкой Вы начнете учить малыша пользоваться ложкой (как это сделать — я описала ниже), то это будет самый лучший период, когда обучение пройдет максимально легко для Вас и для ребенка.

Именно возраст 1-2 лет является самым лучшим периодом для развития навыков самообслуживания малыша и приучения его к умению пользоваться чашкой, ложкой, к опрятности и порядку. Малыш в это время сам с удовольствием помогает взрослым и рвется попробовать всё сам! Этот порыв, это стремление важно нам использовать во благо развития ребенка. В возрасте 3 лет и позже это сделать гораздо сложнее, у малыша будут уже другие интересы. А в 3 года в ответ на нашу просьбу начать «кушать самому, так как ты уже стал большой» ребенок может начать капризничать и откажется от ложки. И процесс пойдет намного труднее чем на втором году жизни.

Раздел 3. Как захватывает ложку малыш 1-2 лет: правильный и неправильный захват. Почему ребенка нельзя заставлять держать ложку как взрослый?

3. 1. О правильном и неправильном захвате ложки ребенком 1-2 лет

Еда ложкой в первые годы жизни ребенка отличается от того, как держит ложку взрослый.

ПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Правильный для ребенка захват ложки – это захват в кулачок. Но правильный – захват. При этом ребенок держит ее за середину черенка (т.е за середину ручки ложки), обхватывая сверху пальчиками. Важно: четыре пальчика находятся сверху черенка, а один пальчик – большой пальчик – держит ложку с другой стороны, снизу. Это правильный «детский» захват ложки для самых маленьких детей, при нем большой пальчик обособлен от других пальчиков руки.

НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА 1-2 ЛЕТ: Если ребенок держит ложку неправильно – т.е. все его пять пальчиков находятся сверху черенка ложки – то ему трудно ей пользоваться, он не снимает пищу губами с ложки (как это должно быть), а всасывает ее.

3.2. Что важно знать о развитии руки ребенка в первые годы его жизни, или Ода большому пальчику малыша!

Почему не стоит ждать, когда малыш начнет держать ложку по-взрослому (т.е. до 3 лет), а полезнее ее дать на втором году жизни, когда малыш может держать ее только в кулачке?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно знать особенности развития руки ребенка. Давайте с вами вспомним, как растет малыш и как изменяются действия его руки. Это важно для подготовки ручки малыша и его пальчиков к процессу самостоятельной еды ложкой. Итак, совершим небольшое путешествие во времени и вернемся назад к первым месяцам жизни малыша.

Первые месяцы жизни. Первая задача, которую решает любой младенец в первые месяцы своей жизни – это протягивать ручки к предмету и брать их в руки, задачка трудная. Сначала ребенок берет предмет «ладонным захватом» — он накладывает на предмет все свои пальчики и прижимает его к ладошке. Движения пальчиков при этом еще не скоординированы и не подстраиваются под форму предметов. Разные предметы он берет примерно одинаково.

Конец первого года жизни. К 6-9 месяцам малыши начинают хватать предмет пальчиками. При этом детки учатся разным движениям руки при захвате предметов в зависимости от их размера и формы, они по-разному захватывают плоский и объемный предмет. Пальчики начинают участвовать в движении захвата предмета.

С этого возраста постепенно происходит еще одно важное изменение в развитии моторики ребенка. Если ранее младенец захватывал предмет всей ладошкой ближе к мизинцу, то постепенно точка захвата предмета смещается к большому пальцу. И чем старше ребенок и чем лучше развита его ручка – тем активнее работает большой палец руки в захвате и удерживании всех предметов.

Второй год жизни, или ода большому пальчику. Какую роль в пользовании ложкой играет большой пальчик руки и почему ему выделена здесь отдельная глава? Потому что большой палец играет роль особую, важную и незаменимую роль в овладении ребенком ложкой, и не только в этом!

Примерно к 1 году 3 месяцам большой палец начинает играть особую роль в захвате предметов –захват предметов ребенком кардинально меняется! Малыш захватывает ручку предмета так, что четыре пальчика находятся с одной стороны, а большой палец обособлен от них и удерживает ручку (крышку, колечко) с другой стороны. У каждого ребенка это происходит в свой срок, и зависит это и от индивидуальных его особенностей, и от его игрового опыта — была ли у малыша возможность развивать пальчики на первом году его жизни, держал ли он в ручках предметы разной фактуры, разной формы, учился ли он захватывать погремушки с разной формой ручки, помогали ли ему близкие взрослые в его развитии.

Интересное совпадение, которое задумала сама Матушка Природа для естественного развития ребенка! Именно в этом возрасте, когда большой пальчик обособляется от других пальчиков руки ребенка, малыш и начинает просить у мамы ложку! Малыш как бы просит нас дать ему возможность потренироваться в нужном для него умении, просит нас помочь ему развивать его пальчики и его ручки! Также в этом возрасте он по-другому начинает держать мячик: малыш удерживает в руках мячик, обхватив его ладонями и большими пальцами, которые отделены от других пальчиков руки.

Кушая ложкой, малыш помогает себе освоить этот новый для него захват предметов и развивать ловкость своих пальчиков! И это нужно ему именно в этот момент, а не через год и не через два года. Именно поэтому позже малыши и отказываются от ложки, а в этот момент хватают ее у взрослых и хотят ей действовать! Это соответствует их природе! Именно поэтому так важно не пропустить данный момент.

3.3. Почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальчиками как взрослый и почему его рано этому учить?

Умение брать предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним – это следующий этап развития малыша. Малыш растет и чем он старше, тем активнее работает его большой пальчик. И наконец малыш становится способным держать предмет не в кулачке, а 3 пальчиками! Но это не может произойти сразу, ребенку нужно время. Тонкие движения пальцев могут быть сформированы к 2, 5- 3 годам.

Вот почему маленький ребенок в 1-2 года держит ложку в кулачке, не может сам зашнуровать ботинки. И это совершенно нормально!

Развитие мелкой моторики в играх- шнуровках, играх с вкладышами, пирамидками, матрешками, в играх с пуговками – кнопками – застежками помогает развить движения пальчиков и перейти от держания ложки в кулачке к удержанию ложки пальчиками «по-взрослому». Развитие пальчиков происходит не только в играх (а на них сейчас делается акцент), а прежде всего в бытовых процессах – в помощи в одевании – раздевании, в пользовании расческой, салфеткой, ложкой, чашкой. И если на игры нам нужно уделять особое внимание, то бытовые процессы происходят ежедневно. И ежедневно по ходу обычных домашних дел и режимных моментов мы можем помогать пальчикам ребенка стать умелыми.

Итак, теперь мы знаем, зачем учить малыша пользоваться ложкой и почему это лучше делать на втором году жизни ребенка. И дальше мы с вами обсудим, а как лучше это сделать? А я дам пошаговые инструкции, которые помогут Вам сделать процесс обучения для ребенка мягким и естественным.

Раздел 4. Последовательность и правила обучения малыша действиям с ложкой: это важно знать

Расскажу сначала об основных правилах, которые помогут избежать типичных ошибок и сильно облегчат процесс обучения самостоятельной еде с помощью ложки. А после правил я дам несколько игр, которые развивают ручку ребенка и рекомендации по выбору посуды для малыша, который только учится есть ложкой. Итак, правила для облегчения обучения малыша 1-2 лет действиям с ложкой!

Правило 1 . Правило «твердое – жидкое»

Это незыблемое правило гласит: сначала учим малыша есть ложкой густую (твердую) пищу, и только потом – жидкую (суп). Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить.

Твердую/густую пищу пытаться есть ложкой ребенок может уже после года и до полутора лет. И к полутора годам прекрасно справляется с этой задачей. А жидкую пищу малыш учится есть ложкой после 1 года 6 месяцев, т.к. это труднее.

Если Вашему малышу уже больше 2 лет, и он никогда не ел ложкой сам, то с чего начинать процесс обучения? Конечно же, с простого. Вернемся к пропущенному этапу и дадим сначала ему есть густую пищу ложкой (а супом будем кормить сами). А когда эта задача начнет у него хорошо получаться – то будем учить есть жидкую пищу ложкой.

Итак, начинаем учить пользоваться ложкой не с супа, а с густой пищи – то есть с густой каши, пюре, овощей, тушеных блюд.

Правило 2. Правило «двух ложек»

Малышу во время обучения пользования ложкой (обычно это второй год жизни ребенка) очень трудно есть ложкой! Поэтому мы даем в ручки малышу ложечку, сами берем другую ложку и садимся справа от ребенка. И начинаем действовать по очереди: ложку ребенок, ложку – мы.

Едим в две ложки! Но очень важно при этом не забирать у малыша его ложку (даже если он еще больше проливает, чем ест), дать ему возможность ей «орудовать». Иначе малыш откажется от ложки и будет требовать чтобы Вы его кормили – ведь так легче. Если малыш устал — то оставляем у него в ручке ложечку и докармливаем его сами. Но ложку не отбираем — пусть ее держит как хочет.

Это правило действует и для более старших деток, если ранее Вы не давали им в руку ложку и кормили их сами. Начинаем обучение с «двух ложек».

Правило 3. Правило «семейной трапезы», или показ — образец

Малыши любят подражать. Поэтому очень важно чтобы малыш ел вместе со всей семьей и видел, как едят его братья, сестры, взрослые. Малыш ест с семьей, но на своем стульчике, на своем месте. Если малыш что-то нечаянно пролил – то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему нужно учиться кушать аккуратно, что сейчас придется помыть пол или вытереть стол.

В процессе семейной трапезы можно не только научить есть ложкой, но и объяснять ребенку простейшие причинно – следственные связи: «Видишь, из тарелки бабушки пар идет. Суп горячий. Нужно подождать». Можно знакомить с разными предметами посуды, называя их.

Правило 4. Правило «вместе»

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку — это способ действия «рука в руке». Давайте пошагово рассмотрим, как это делается.

Шаг 1

Возьмите руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково, бережно, аккуратно, чтобы ем было приятно.

Именно Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку – она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

Когда ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то втягиваете в себя. Попросите скушать. Малыш, подражая вам, снимет с ложки пищу. Дайте ему на это время, похвалите малыша за то, что он ест ложкой! Не торопите ребенка.

Повторите еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для малыша. Тише едешь –дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать малыша кушать ложкой.

ИНТЕРЕСНЫЙ ИГРОВОЙ ПРИЕМ: покажите малышу, что ложка должна лететь по воздуху как самолет, не переворачиваясь – вот как! И попросите его сделать самолетик! Скажите рифмовку:

Ложка – ложка – самолет!
Залетает Лене (имя Вашего ребенка) в рот!
Уууууууууу!

Этот игровой прием позволяет малышу уловить рисунок действия – как правильно нести ложку от тарелки ко рту.

Шаг 2

Когда малыш уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и рисунок движения руки с ложкой, можно ослабить свою руку. Вы начинаете действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и закончит движение малыш сам. С этого шага мы будем постепенно давать всё больше и больше самостоятельности ребенку.

В какой последовательности лучше усложнять задание:

  • Сначала малыш сам делает самое простое – съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала мы делаем вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап малыш делает сам! При этом мы его хвалим, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не совсем так, ведь почти всё он делает вместе с нами:)).
  • Далее мы убираем свою руку, когда ложка будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано). Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину маршрута мы делаем вместе с ним «рука в руке»!
  • Далее мы еще уменьшаем наше участие в этом процессе. Мы вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелки и зачерпываем еду, а дальше ребенок ведет ложку сам!
  • Остается самое сложное – именно поэтому мы постоянно делали это вместе. А самое сложное – это зачерпнуть, а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не мало, и не слишком много. Если малыш зачерпывает слишком много – то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап мы проходим так: делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. И держим ручку малыша всё менее крепко пока он не научится сам зачерпывать ложкой еду, не проливая ее. Здесь нужно направлять не кисть малыша, а его запястье

Эти шаги рассчитаны не на день, а на недели или даже месяцы.Конечно же, некоторым малышам потребуется меньше времени на его освоение. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение мамы. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем когда ему просто ее дают и требуют из нее есть!

Шаг 3

Малыш частично уже научился кушать ложкой сам. Но часто забывает или ошибается. Покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ того момента, который не получается у малыша. Потом ребенок пробует действовать сам, но с Вашей словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, нужно только напоминание и медленный показ, если что-то не получается.

Шаг 4

Когда Вы заметите, что малыш может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с нее пищу губами, то это значит, что обучение «технике» завершено успешно! Дальше дело за практикой. Но поскольку малыш очень сильно устает есть ложкой, то даже на этом шаге Вы докармливаете ребенка, не отбирая у него его ложку! При этом на этапе докармливания ребенок «орудует» своей ложкой как получается.

Если Вы видите, что Вашему малышу слишком трудно пользоваться ложкой, то нужно дополнительно подготовить его пальчики с помощью специальных игр для развития мелкой моторики. Их примеры и идеи для таких игр я описала в следующем разделе.

Раздел 5. Как подготовить ручку ребенка к обучению пользованию ложкой:

идеи игровых занятий

Еда ложкой – это своеобразная гимнастика мозга для малыша. В этом простом бытовом процессе прекрасно развиваются пальчики ребенка и сенсомоторная координация. Ведь нужно не только правильно взять ложку, но еще и нести ее под нужным углом (чтобы не пролить еду) и еще и поднести ее ко рту под нужным углом чтобы пища попала в рот, а не мимо! Это сложно для малыша. Но этот процесс можно облегчить, если дать возможность ребенку хорошо развить свои ручки.

5. 1. Первый этап. Подготовительный. Игры с детьми первого года жизни

Задача: Формируем правильный захват плоских предметов и содействуем обособлению большого пальчика руки ребенка.

На первом году жизни давайте ребенку игрушки, которые развивают его пальчики:

— вкладывайте в ладошки шнуры, тесемки, ленты, кусочки ткани разной толщины и фактуры для ощупывания их ребенком,

— привязывайте к шнурам разные игрушки. Малыш дергает за шнур, и игрушка звенит. Можно привязывать к тесемочкам мелкие игрушки и прятать затем игрушки в коробки так, чтобы из нее выглядывал только кусочек ленточки. Ребенок тянет за ленточку и коробка открывается, а в ней- игрушка!

— давайте ребенку игрушки, которые требуют активной работы пальчиков и меняют свой вид при манипулировании ими – крутятся, звучат, их детали можно перекатывать, сжимать, снимать и надевать, перемещать.

В конце первого года жизни (9-12 месяцев) подберите для малыша игрушки, которые развивают большой пальчик руки. Помните важное значение этого пальчика в правильном захвате черенка ложки, о котором говорилось в начале статьи? Сначала все пять пальчиков действуют как «одна команда близнецов» — совершенно одинаково. Так малыш и захватывает предметы – все пальчики держит сверху ручки предмета. Потом большой пальчик должен отделиться от других пальчиков и начать играть свою отдельную важную роль.

Такое положение большого пальчика формируется, когда малыш:

  • захватывает плоские предметы, например, колечки пирамидок или разбирает и собирает цветные мисочки — вкладыши
  • снимает кольца со стержня,
  • ловит и толкает мячик,
  • разъединяет части дидактической игрушки (например, вытаскивает деревянные грибки из отверстий в панели, вынимает деревянные цветные втулки из столика – панели),
  • снимает плоские крышки с разных банок и коробок, находя внутри них сюрпризы – мелкие игрушки,
  • снимает цветные деревянные шарики со шнура,
  • вкладывает и выкладывает предметы из коробки или из ведерка с крышкой.

5. 2. Второй этап. Игры с ложкой и черпачком для развития мелкой моторики ребенка 1-2 лет

В 1- 2 года можно провести с ребенком специальные обучающие игры, которые помогут ему научиться пользоваться ложкой и развивают мелкую моторику.

В этих играх тренируются такие элементы действия, как: зачерпывание, правильный захват ложки, опускание ложки в тарелку (другую емкость), удерживание содержимого в ложке при ее передвижении. Причем в игре эти действия повторяются много раз и интересны для ребенка, что очень помогает ему быстрее научиться пользоваться ложкой. Поиграем вместе!

Игра- занятие 1. Поймай шары

Вам игрового упражнения Вам понадобятся:

  • большая ложка – «черпачок» (диаметр 4-5 см, ручка длиной примерно 20-25 см),
  • таз с водой,
  • цветные плавающие в воде шарики (размер примерно 3 см) или другие мелкие элементы и игрушки (рыбки и т.д.),
  • ведерко для складывания выловленных шариков.

Налейте в таз воды (таз должен быть наполнен водой наполовину, чтобы она не расплескивалась). Погрузите в нее плавающие шарики. Положите рядом черпачок. Покажите малышу, как с помощью черпачка вылавливать шарики из воды и дайте ему самому попробовать действовать игрушки ложкой- черпачком и собирать их в ведерко.

Перед тем, как дать задание ребенку, попробуйте сами выловить игрушки в воде черпачком. Нужно подобрать размер ложки — черпачка и игрушек так, чтобы их легко можно было взять в ложку и перенести в ведерко.

Игра — занятие 2. Перекладывание шаров

Вам понадобятся:

  • поднос (поднос нужен чтобы то, что просыпал ребенок не падало на пол, а оставалось на подносе),
  • две миски (стоят на подносе),
  • набор разноцветных шаров (или других мелких ярких элементов),
  • большая глубокая ложка.

До того, как предлагать ребенку игру, попробуйте сами с помощью этой ложки перекладывать шары. Подберите ложку так, чтобы это было удобно делать!

Покажите малышу, как можно переложить шары из одной миски (правой) в другую (в левую). Скажите: «Аня! Посмотри! Вот полная миска! Как много шариков! Красивые, яркие! А вот пустая миска. Давай переложим шарики в пустую миску. Зачерпни шарики. Переложи в пустую миску». Возможно, Ваш малыш переложит только один шарик. Или так заинтересуется, что переложит несколько или почти все — это очень зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В любом случае данное занятие делается только по желанию малыша! Если ребенку требуется помощь – то оказываем эту помощь пошагово приемом «рука в руке» (см. правило «вместе»).

Аналогично можно перекладывать из одной миски в другую крупные бусины или орехи, шишечки и другие элементы.

Игра – занятие 3. Просеивание

Вам понадобятся:

  • манка,
  • фасоль (или горох, чечевица),
  • большая деревянная ложка,
  • сито,
  • тазики или большие миски.

Заранее перемешайте манку с фасолью. И покажите ребенку смесь. Возьмите сито. Возьмите большую ложку. Наберите полную ложку смеси, высыпьте ее в сито с помощью ложки, положите ложку на место на поднос. Потрясите сито. Покажите ребенку результат: манка будет в тазике, а фасоль останется в сите. Уберите фасоль из сита в баночку

Фасоли должно быть немного, и можно попросить ребенка помочь Вам переложить ее в банке– это полезно для развития пинцетного захвата мелких предметов.

Дайте возможность ребенку самому просеивать смесь.

Игра – занятие 4. Пересыпание круп

Вам понадобятся:

  • крупа,
  • поднос,
  • совок,
  • щетка (пластмассовые совок на короткой ручке и щетка обычно продаются в наборах для уборки),
  • емкости.

Покажите малышу, как можно пересыпать крупу с помощью большой ложки: зачерпните движением ложки крупу в миске справа налево, поднесите ложку с крупой к емкости (Это может быть ведерко, которое стоит на подносе. Это важно!). Движением «на себя» высыпьте крупу в емкость (например, в ведерко). Послушайте звук падающей крупы. Дайте возможность ребенку повторить ваши движения.

Если малышу интересно пересыпать – то пересыпаем, пока крупа не закончится. Последнюю порцию высыпаем уже без ложки, наклонив миску над ведерком.

Если пересыпание сделано аккуратно – то на подносе почти не будет крупы. Если на подносе крупа есть – то просто берем щетку и совок и собираем крупу с подноса на совок. Наводим порядок. Предлагаем и малышу попробовать собирать крупу щеткой на поднос.

Игра – занятие 5. Мишка за столом

Вам понадобятся:

  • игрушечная кастрюля,
  • тарелка,
  • ложка,
  • игрушка – мишка.

В гости к малышу приходит игрушка, например, мишка. Мишка знакомится с ребенком, рассказывает о себе. Малыш ему показывает свой дом. Мишка говорит малышу, что проголодался и очень хочет поесть. Прочитайте малышу стихотворение З. Александровой

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.

Возьмите с ребенком игрушечную кастрюлю, зачерпните ложкой из нее кашу. Завяжите нагрудник мишке, помойте ему лапки:).

Дальше мишка садится за стол. Но он не умеет есть кашу и никогда не видел ложки! Малыш показывает мишке, как правильно держать ложку. Мишка путается и у него ничего не получается. Он то берет ложку наоборот (черпачком вверх, а ручкой вниз, и не может набрать на ручку кашки), то переворачивает ее вверх дном и не может зачерпнуть кашу, то наклоняет ложку и роняет кашу. Вы вместе с малышом учите мишку, исправляете его ошибки. Малыш показывает образец мишке – как надо держать ложку и ей кушать. Мишка пробует кушать ложкой и у него начинает получаться. Мишка благодарит за еду и предлагает ребенку поиграть с ним (проводится любая любимая ребенком короткая игра, например, подвижная игра или игра под музыку).

Раздел 6. Какая посуда нужна ребенку чтобы ему было проще научиться пользоваться ложкой

Очень часто неудачи ребенка в использовании ложкой связаны с тем, что посуда неправильно подобрана. Конечно, когда малыш научится есть ложкой — он сможет кушать из любой посуды. Но на первом этапе обучения нам нужно помочь малышу. Как же правильно подобрать посуду для ребенка 1-2 лет?

Посуда должна быть с широким дном – максимально широким, чтобы она была устойчивой. Это относится и к тарелке, и к чашке. Сейчас есть посуда с «прилипающим к столу», «присасывающимся» дном. Она очень хороша для начала обучения ребенка самостоятельной еде.

Тарелка должна быть глубокой, а наполнять ее пищей нужно не полностью. Достаточно наполнить до половины или до ободка, не больше. Это нужно чтобы малыш случайно не пролил или не просыпал еду на стол. Для второго блюда тарелка также должна быть не мелкая, а глубокая с высокими краями.

Чашка должна быть с прямыми стенками чтобы ее удобно было захватывать малышу.

Ложка должна быть десертной, т.е. достаточной глубины. Слишком плоская ложка не подойдет. Также не подойдет и ложка со слишком короткой ручкой – ручка должна быть достаточно длинной, ведь малыш держит ложку в кулачке. Сейчас выпускают замечательные детские глубокие ложечки с удобными ручками.

Лучше всего использовать пластиковую подставку или непромокаемую прочную салфетку под посуду, чтобы разлитый суп или кашу можно было быстро и легко убрать и навести порядок.

Стол должен быть не скользким. Важно проследить, чтобы тарелка или мисочка не скользили по нему. Если столик скользкий и посуда свободно перемещается по нему, ребенок не сможет научиться есть ложкой – это будет слишком сложно для него. Тарелка будет постоянно «убегать» — скользить по столу. Тогда имеет смысл приобрести резиновый фактурный коврик, который уменьшает скольжение по столу, и ставить посуду на коврик, положенный на стол. Или можно положить на стол влажное полотенце или влажную салфетку, и поставить тарелку на такую подставку. Она уменьшит скольжение посуды.

Во время еды на ребенка одевают нагрудник или завязывают салфетку чтобы неудачное движение малыша не привело к пятнам на одежде и не расстроило его.

На столе может быть отдельная хлебница, откуда малыш сам возьмет кусочек хлеба и салфетница, откуда малыш может сам вытащить бумажную салфетку.

Очень важно: для сохранения правильной осанки важно, чтобы малыш при еде имел опору под ногами. Это обеспечивают детские стульчики и креслица для кормления.

Раздел 7. Что может малыш в 1-2 года

В этом разделе я приведу фрагменты примерных норм развития ребенка как из российских источников, так и из зарубежных источников. Естественно, что малыш всё это будет уметь только в том случае, если его научили этому взрослому. Данные нормы — это не требования к малышу, а сигналы для нас — взрослых — что он уже может сделать сам и какие новые задачи мы можем ставить перед малышом.

7.1. Малыш от года до полутора лет может научиться и уметь

Согласно российским программам развития ребенка:

  • Малыш в возрасте полутора лет может самостоятельно есть ложкой густую/ твердую пищу. При этом он держит ложку в кулачке, зажимая ее четырьмя пальчиками с одной стороны и одним (большим) пальчиком с другой стороны в центре ручки (черенка ложки). К полутора годам малыш уже хорошо ест густую пищу ложкой, пытается сам ложкой есть жидкую пищу (суп). Но пока у него не очень хорошо получается есть суп и другую жидкую пищу.
  • Пить из чашки: малыш уверенно берет ее со стола двумя руками, поднимает, фиксируя ее наклон, подносит к губам, пьет и ставит на стол.
  • Замечает непорядок в одежде, если пролил еду на нагрудник, на рукава и выражает отрицательное отношение к этому неудобству. Он чувствует, что нужно вытереть лицо, рот салфеткой, если он их запачкал.

Примечание: дети с некоторыми нарушениями речи часто не чувствуют кожи лица и не чувствуют то, что она загрязнилась.Такие детки могут ходить «чумазые» именно по этой причине. Это не их вина, и это не проявление неаккуратности, а это их проблема. Тогда нужно показать ребенку что после обеда нужно посмотреть на себя в зеркало, и если лицо запачкалось –то вытереть его салфеткой.

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001) ребенок этого возраста может:

  • Самостоятельно есть любую пищу (с 12 месяцев – учится есть ложкой густую пищу, с 16-18 месяцев учится есть ложкой жидкую пищу)
  • Пить из чашки, которую держит двумя руками
  • Пользуется салфеткой с помощью взрослого

7.2. Малыш от полутора до двух лет может научиться и уметь:

Согласно российским программам воспитания детей раннего возраста:

  • Самостоятельно есть ложкой любую пищу (и первые блюда, и вторые),
  • Пользоваться салфеткой во время еды по напоминанию мамы.
  • Брать из хлебницы кусочек хлеба.
  • Стараться быть аккуратным и опрятным (если на это обращается внимание в семье и ребенка приучают к аккуратности).
  • Знать назначение предметов посуды: большая ложка – для супа, а маленькая ложечка для компота.
  • К 2 годам может научиться есть аккуратно без нагрудника.

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети могут:

С 1 года 8 месяцев до 2 лет:

  • Пить через соломинку.
  • Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить сам банан.

  • Держать чашку одной рукой, пить из чашки, не проливая содержимого.
  • Есть ложкой, ничего не роняя.
  • Пользоваться салфеткой, если малыша попросить вытереть рот.

Согласно «Руководства по раннему обучению» (Портредж, США) ребенок к 2 годам:

  • Сам ест ложкой обычную пищу.
  • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.

Согласно Программе ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» (Институт общегуманитарных исследований):

Ребенок от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев:

  • Пьет сам из чашки, ничего не проливая.
  • Ест ложкой, ничего не теряя.

Как мы видим, любая программа уделяет этому умению внимание в данном возрасте детей и ставит его на одно из важных мест. И это не случайно. Это не требование к ребенку, это сигнал для нас – взрослых – что пришло время помочь малышу овладеть умением кушать ложкой. И ему нужна в этом наша поддержка.

7.3. Малыш с 2 лет до трех лет может научиться и уметь:

Согласно нормам развития детей раннего возраста (Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) дети в этом возрасте могут:

  • Есть ложкой без потерь пищи (неважно, как держит ложку),
  • Нанизывать на вилку еду.
  • Сам взять стакан, налить в него воду из кувшина/графина и выпить.
  • К 3 годам малыш пьет из чашки, держа ее одной рукой

Согласно этапам формирования навыков самообслуживания (М. Питерси, Р. Трилор, 2001):

  • Есть не размолотую пищу, аккуратно есть ложкой и вилкой самостоятельно без помощи взрослого.
  • Пить жидкость через соломинку.
  • Самостоятельно пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».

В этом возрасте малыш уже может научиться есть опрятно, держать ложку в ведущей руке (для правшей – в правой, для левшей – в левой), знает правило о том, что перед едой мы моем руки. Также он уже знаком с вилкой и знает, что она предназначена для второго блюда (детская вилка должна быть не острой, а с закругленными зубцами).

Малыш 2-3 лет уже может не только есть ложкой, но и активно помогать Вам на кухне. А в детских садах, работающих по методике Марии Монтессори, детки этого возраста готовят сами (!) кулинарные блюда. Ранний возраст – это сензитивный период приучения малыша к порядку, время, когда он с удовольствием помогает взрослым и при этом чувствует себя большим и самостоятельным.

Что еще может Ваш малыш на третьем году жизни: развивающие задания для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации в ходе обычных дел на кухне:

  • По Вашей просьбе поставить на стол чашки, тарелки, блюдца, салфетницу, хлебницу, разложить ложки, вилки.
  • Положить хлеб в хлебницу и разложить его красиво в хлебнице.
  • Положить вымытые Вами фрукты в вазу.
  • Принести Вам для приготовления еды одну морковь, много ягод и выполнить другие простейшие математические поручения (дай длинную морковку – эта короткая, а где у нас длинная? Вот она! Посмотри, какая длинная – проводим пальчиком вдоль морковки: дли-и-инная!)
  • Разрезать варёные овощи на кусочки (как получится) безопасным пластиковым ножом. Это может быть вареная картошка или морковь. При этом взрослый беседует с малышом, называя овощ, цвет, вкус, форму, мягкость – твердость, вспоминая, что еще делают из этого овоща и где он растет (на дереве в саду или в земле в огороде). Взрослый может показать малышу, что вареные овощи можно нарезать колечками или кубиками.
  • Переложить из одной большой миски (или кастрюли) в другую ложкой крупу, зеленый горошек.
  • Раскатывать из теста колбаски, делать лепешки, фигурки.
  • Прилеплять печенью в форме зверушек (зайки, рыбки) глазки из изюма,
  • Пальчиком вдавливать в тесто, приготовленное для кекса изюминки.
  • С помощью палочки или вилки украшать печенье перед его выпечкой (разрежьте песочное тесто на квадратики и дайте возможность ребенку «тычком» с помощью палочки или вилки его украсить узором. Вилка или палочка держатся вертикально, ребенок «тыкает» ими в печенье, «рисуя» на нем узор).
  • Положить вымытые и высушенные ложки в ящичек для ложек, не перепутав с ящичком для вилок. Разложить большие ложки в один ящичек, а маленький чайные – в другой.
  • Придумывать фигурки из нарезанных вами овощей на тарелке.
  • Помочь положить в кастрюлю нарезанные Вами овощи или фрукты и угадать, что это за продукты и какое блюдо из них получится.
  • На детской безопасной терке (такие терки для малышей продаются в специализированных отделах детской кулинарии) потереть вареные (важно – не сырые, а именно вареные) овощи для салата.

Помогая Вам, малыш занят полезным делом, он развивается в этом деле, он активен, он чувствует себя умелым – что очень важно для формирования личности ребенка! При этом идет полноценное развитие ребенка- развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики, умения классифицировать предметы, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, внимания, памяти и т.д.

Буду рада, если советы из этой статьи помогут Вам научить Вашего малыша пользоваться ложкой! Если у Вас были подобные проблемы и Вы их решили — буду благодарна за комментарии из Вашего опыта.

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Умение правильно пользоваться ложкой и пить из чашки — очень важные и полезные навыки на пути к самостоятельности и самообслуживанию. Рано или поздно ребенок обязательно этому научится, но прививать интерес к самостоятельному приему пищи и учить ребенка нужно своевременно, ненавязчиво и постепенно. Раз уж Вы читаете статью, значит Вам интересно как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Не согласна с теми, кто говорит, что надо научить ребенка кушать самостоятельно как можно раньше, потом будет поздно и гораздо сложнее. Что значит поздно? Не видела ни одного здорового взрослого человека, которого мама до сих пор кормит из ложечки (то же самое касается и приучения к горшку). Это навязанные обществом стереотипы, которым стараются следовать большинство родителей. Да, ребенка к садику желательно научить пользоваться ложкой, чашкой и еще некоторым навыкам самообслуживания, но только если он не против обучаться. А если такого желания нет, то всему научится в садике, ровесники — вот самый лучший пример для подражания.

Ребенок — это личность, он развивается согласно индивидуальному графику. Не ест он ложкой в 1,5 — 2 года, значит еще не созрел. Возможно, Вы сами некогда перебили ему желание или же не даете ему научиться, не желая жертвовать чистотой на кухне. Всему есть место быть.


Во время введения прикорма (« «) даже не надейтесь на то, что малыш начнет выхватывать ложку и с аппетитом наворачивать безвкусные овощные пюре. В этом возрасте у детей еще совсем несовершенна координация и четкость движений, хотя махнуть ладошкой по ложке с пюре порой точно получается.

С 6-7 месяцев ребенок в состоянии захватить кусочек яблока, банана, печенье и направить его в рот. Чтобы вдруг малыш не подавился кусочком, советую приобрести ниблер — аксессуар для кормления, который состоит из сеточки (тканевой или силиконовой) и ручки, удобной для захвата маленькими пальчиками.

Когда ребенок будет уверенно сидеть, интерес к пище возрастет. Он будет пытаться хватать еду руками и совать ее в рот, не откажется помахать или постучать предложенной Вами ложкой, все это нормально и идет своим чередом. Не нужно малыша ругать за разбрызганную по стенам кашу, он еще не совсем понимает зачем ему дали ложку.

Если на этом этапе перебить желание кушать самостоятельно (ругать ребенка, забирать ложку, кормить только самой), то оно вернется нескоро. Но не расстраивайтесь, оно вернется обязательно как минимум к расцвету периода «я сам».

Процесс обучения малыша самостоятельному приему пищи нагляднее разбить по пунктам:

  1. Обязательно давать ребенку ложку во время употребления пищи (в возрасте не ранее 6 месяцев).
  2. Первые попытки зачерпнуть пищу ложкой поощряйте, а не наказывайте. Консистенция еды должна быть густой (молочные каши, нежидкое пюре, творог, мясные пюре).
  3. Сразу акцентируйте внимание на правильном приеме пищи: только на кухне, только в стульчике для кормления или за столом, без мультиков, игрушек и прочих развлечений. Идеальный вариант — кормление ребенка во время обеда / ужина всей семьи. Ребенок как губка впитывает все, что делают родители, и пытается повторить, поэтому процесс осваивания ложки во время семейных трапез будет гораздо успешнее.
  4. Никогда не торопите ребенка! Не хочет есть сам — не заставляйте; ест медленно — не торопите, он сам со временем научится есть быстрее.
  5. Попробуйте заинтересовать ребенка блюдом, украшенным в виде мультяшки. Вряд ли оно оставит его равнодушным.
  6. Обучайте, играя. Использование лопатки в песочнице аналогично использованию ложки на кухне. Пересыпая песок из лопатки в ямку или ведерко, ребенок развивает координацию.

Ребенок не хочет кушать ложкой — не вешай нос!


Каждой маме хочется похвастаться достижениями ребенка, но не всегда надежды оправдываются, даже если прочитана огромная куча литературы на тему как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Посмотрите внимательно на своего малыша со стороны: да, он не умеет есть ложкой самостоятельно в 1,5 — 2 или даже в 3 года, при этом ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастом А ложка… Ох уж эта ложка… Да научится! Посмотрите перечень умелок ребенка в 1 год (« «) и в 2 года (« «). Малыш освоил больше половины навыков? Если да, не стоит переживать и искать пищу для размышлений. Это весь список навыков, но не обязательно все по списку ребенок должен уметь делать. В конце концов, ему что-то может быть совсем не интересно.

Скорее всего Вы сами отбили ребенку желание учиться есть самостоятельно, но кусать локти не стоит, нужно исправлять ситуацию. Как? Всегда давайте ребенку ложку, ешьте при нем, можно привлечь в семейный обед плюшевого мишку, который с помощью маминой руки будет сам кушать или восхищаться умением ребенка орудовать ложкой.

Моему сыну сейчас 2 года и 5 месяцев, мы еще на пути к самостоятельному принятию пищи, но меня это нисколько не смущает. Да, я не буду лукавить, мне было гораздо проще накормить ребенка самой, а не отмывать потом всю кухню. И что-то это затянулось. Теперь ребенок уже наглеет и частенько протягивает мне ложку со словами «Мама, коми» (Мама, корми). Но он умеет пользоваться ложкой, он может сам поесть, хоть и немного, но исключительно густую пищу. Жидкую пищу кушать получается, однако не столь аккуратно, но это вопрос времени.