Домой / Smoky eyes / Меры поощрения ребенка 3. Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему? Главные правила педагогики

Меры поощрения ребенка 3. Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему? Главные правила педагогики

Подумайте, ведь за сверхурочную работу или работу, выполненную более качественно, принято поощрять работников премией, грамотой или ценным подарком. Ведь руководитель не кричит на подчиненных, не грозит увольнением. Он использует более действенный способ – мотивирует поощрением. Вместо того, чтобы отругать ребенка за невыполненную обязанность (ты опять не прибрал свою комнату), лучше сказать: «если ты сейчас наведешь в своей комнате порядок, мы с тобой можем посидеть здесь и почитать твою любимую книжку». Так вы гораздо быстрей добьетесь нужного результата.

Поощрение или баловство?

Как понять, когда поощрение превращается в баловство? Как не переборщить с поощрением, чтобы ребенок не стал его требовать за незначительные мелочи? Просто, вознаграждая ребенка за что-то, нужно соблюдать несколько нехитрых правил.

    Не следует поощрять ребенка за то, что он и так должен делать – самостоятельно одеться, почистить на ночь зубы. То есть не нужно хвалить за те обязанности, который он должен делать дома наряду с остальными членами семьи. Выполнение обычных вещей должно стать для ребенка чем-то естественным, а не ежедневным подвигом, за который он ждет награду. Последствием такого поощрения может стать избалованность, непослушание, пренебрежение мнением родителей.

    Не направляйте похвалу на личность самого ребенка. Поощрения должны заслуживать его поступки или достижения.

    Некоторые родители практикуют финансовое поощрение ребенка. В результате ребенок начнет воспринимать отношения с родителями по схеме «товар – деньги». Я вам хорошее поведение – вы мне оплату. В итоге искренние отношения, основанные на любви и уважении друг к другу, сведутся к чисто потребительскому отношению ребенка к родителям.

Ребенок и мама.jpg

Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.

Поощрение будет уместно, если ребенок добивается результатов в каком-то деле, например, смастерил своими руками поделку, помог маме сделать уборку, на отлично закончил четверть в школе.

Есть очень нерешительные дети, которым в любом деле требуется подсказка и руководство. Таких детей следует поощрять за то, что они сделали что-то сами, это будет для них хорошим стимулом, заставит поверить их в свои силы. Других детей следует поощрять и подбадривать в процессе выполнения какого-либо дела, чтобы у него был стимул довести его до конца. Все зависит от характера и темперамента ребенка.

Каким может быть поощрение? Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них. Поэтому нематериальное поощрение может быть гораздо более действенным. Это естественный процесс. Ведь изначально он не знает, что такое материальное поощрение, мы сами приучаем к нему ребенка.

Самый распространенный метод поощрения – похвала. Это вербальное выражение одобрения поступка или поведения ребенка. Очень действенный способ, если пользоваться им правильно.

    Можно высказать свое одобрение лаской и нежностью, ребенок очень хорошо понимает и чувствует такое поощрение.

    Дополнительное время, которое вы можете провести с ребенком на прогулке, в играх или за чтением. Это очень мощный мотивационный стимул для ребенка, потому что ему всегда вас не хватает.

    Для детей старшего возраста в качестве поощрения можно разрешить делать то, что раньше запрещалось, например, разрешить гулять на час больше. Такое вознаграждение желательно применять при общем хорошем поведении ребенка, а не за конкретные заслуги.

    Исполнение заветного желания ребенка – это тоже один из способов его поощрения. Но применять его следует при достаточно серьезных достижениях, например, за отличное окончание учебного года.

Общение ребенка.jpg

Хвалите ребенка за любые достижения, это сформирует у него стремление сотрудничать с вами, доставлять вам удовольствие своим поведением, хорошими поступками. Замечайте каждую мелочь в его поведении и не оставляйте ее без внимания. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Она может сформировать у ребенка завышенную самооценку, что впоследствии сослужит ему плохую службу. У «захваленных» детей может сформироваться высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим, в том числе и к родителям.

Если вы видите, что ребенок усердно трудится над какой-то задачей, подбодрите его ласковым взглядом, прикосновением. Он будет знать, что его усилия не остаются незамеченными.

Если у ребенка есть определенный круг обязанностей, можно поощрять его за полное и добросовестное их исполнение. Например, в течение недели он честно выполнил все, что должен был, не отлынивая, что очень часто бывает с детьми. Вы можете сказать ему: молодец, ты прекрасно справился, поэтому в качестве подарка мы с тобой сходим в кино (зоопарк, каток и т.д.).

Если ребенок отлично закончил учебный год – это его серьезное достижение, к которому он сознательно продолжительное время прикладывал силы - поощрение может и должно быть более серьезным. У любого ребенка есть заветная мечта. Исполните ее. Возможно это какая-то вещь, о которой он мечтает, поездка куда-то. Однако помните, что такое поощрение всегда должно соответствовать материальным возможностям вашей семьи.

Как бы мы ни любили своих детей, все же иногда приходится прибегать к наказанию. Мнения родителей и педагогов на этот счет совершенно разные. Некоторые считают, что наказание – это единственный способ усмирить непослушное чадо, а другие за воспитание ребенка без наказания.

Как и в любом деле, в воспитании детей важно найти золотую середину. С одной стороны, постоянные угрозы и упреки приводят к тому, что в малыше развивается чувство неуверенности и страха. Ребенок делает все, что говорят родители, но не потому, что это правильно, а только для того, чтоб избежать наказания. И в результате родители получают запуганного ребенка, который боится принять решение и сделать что-либо самостоятельно. А с другой стороны, наказание – это мера воздействия на ребенка, без которой не возможно нормальное воспитание. Если ребенок может постоянно шалить безнаказанно, привыкнув к тому, что любые его проступки не находят негативной реакции у родителей, он становится разболтанным, иногда даже агрессивным, и это мешает его нормальному образованию и общению с людьми.

Не нужно считать, что наказание детей это нечто ужасное. В педагогике это всего лишь одна из возможных реакций взрослых на поступки детей. Вы ведь хвалите малыша за все его хорошие дела, так почему Вы не можете отрицательно реагировать на его плохие поступки. Ребенок одинаково нуждается и в похвале и в наказании. Только родители обязательно должны соблюдать баланс, нельзя постоянно нахваливать ребенка за все, что он делает и не реагировать на шалости, точно так же, как нельзя постоянно его ругать и никак не отмечать его достижения.

Наказание – это вполне нормальное явление, которое учит детей нести ответственность за свои поступки. Еще с раннего детства мы устанавливаем в жизни детей определенные правила. Это облегчает жизнь для нас, и главное, для малышей. Хоть мы сами того и не понимает, но жить по правилам легче. Если в жизни ребенка существует простое понимание того, за что его хвалят и за что ругают, ему проще адаптироваться в семье и в обществе.

Главное, не перегнуть палку. Нельзя корить малыша за каждый неосторожный шаг. И очень важно, чтобы с развитием ребенка, постепенно росла и его самостоятельная ответственность за свои поступки. Если, например, маленького проказника можно спокойно ставить в угол, то с подростком желательно ограничиться беседой. Ведь он должен учиться, сам понимать и решать, что хорошо, а что плохо. А не перекладывать всю ответственность на родителей, которые сначала накажут, а потом пойдут и решат все его проблемы. Это неправильно. Наказывая взрослых детей, родители устанавливают такие нормы поведения, при которых дети, не имея личных моральных принципов и ценностных ориентиров, стараются скрыть свои проступки во избежание наказания, вместо того, чтоб открыто в них признаться и направить силы на устранение негативных последствий и переосмысление ситуации.

Методы наказания детей

Было бы ошибочно полагать, что физическое наказание детей – это единственный способ усмирить непослушных малышей. От него желательно вообще отказаться. Унижение и шлепки по попе никогда не принесут желаемого результата. Ведь Вы же не ставите целью покалечить собственного ребенка, пусть даже не телесно, так психически. Поэтому постарайтесь никогда не прибегать к грубой силе, и уж точно ни за что не унижать достоинство ребенка. Критика должна быть конструктивной! Если малыш провинился, осуждать можно только его поступок, но ни как ни его самого. С самого рождения ребенок нуждается в Вашей любви и ласке. И в тот нелегкий период, когда в его жизни появляются ограничения и правила, он должен чувствовать, что Ваша к нему любовь осталась безусловной.

Какие же способы наказания ребенка можно применять без ущерба для его достоинства и самоуважения. Очень действенным способом является «тайм-аут». Когда ребенку предлагают посидеть в углу на стуле, или в отдельной комнате, и подумать над своим поведением. Только ни в коем случае не нужно ставить ребенка на колени, или, например, закрывать в темной комнате. Это может вызвать стресс и причинить вред психике малыша. Но в то же время, постарайтесь найти такое место, где ребенок не будет иметь возможности отвлекаться на телевизор, компьютер или игрушки. Спальня родителей отлично подойдет для такого наказания. Там в спокойной обстановке малыш сможет остыть и хорошенько обдумать свой поступок. Не торопитесь идти разговаривать с ребенком. Дождитесь, когда он будет готов и сам Вас позовет. Если же малыш слишком гордый, чтобы извиниться, не нужно настаивать, подойдите первыми, и объясните, как больно и обидно Вам было, когда он совершил проступок. Подайте ему пример того, что подойти и поговорить – это совершенно нормальный шаг, и упираться не стоит.

Еще один действенный способ – это игнорирование. Большую часть шалостей малыши совершают лишь для того, чтобы привлечь Ваше внимание. Так не поддавайтесь на провокацию! Скажите ребенку, что если он еще раз повторит определенный плохой поступок, Вы не будете с ним говорить до тех пор, пока он ни извинится. Испробовав Вас на прочность пару раз, и убедившись в том, что Вы действительно начинаете его игнорировать, ребенок перестанет вредничать.

Если Вы сами не будете агрессивно настроены к шалостям малыша, Вы найдете множество действенных способов его усмирить. Вместо криков и ругани, можно ограничить ребенка в просмотре любимых мультиков. Или, например, за неуважение к своим сверстникам, можно вывести малыша из игры.

Не забывайте постоянно хвалить ребенка за его положительные поступки. Если ежедневно ругаете за разбросанные игрушки, не забывайте похвалить и за аккуратно убранную комнату. Это особенно важно для маленьких детей. Поощрение и наказание ребенка служат одинаковой цели хорошего воспитания. И очень важно, чтобы ребенок понимал, за какими его поступками последует наказание, а за какими – поощрение.

И регулярно напоминайте о реальных последствиях его плохих поступков. Ведь если ребенок неаккуратно кушает, он, прежде всего, пачкает СВОЮ одежду, а уж потом портит ВАШЕ настроение. Малыш должен всегда осознавать последствия своих действий.

Меры наказания ребенка

Если все же приходится прибегнуть к наказанию, то оно должно быть справедливым. Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. Он должен знать о возможном наказании заранее, чтобы иметь возможность его избежать. Преступление и наказание детей должны быть соизмеримы. Малыш может быть наказан только за один проступок, нельзя припоминать все, что он делал раньше.

Ребенок должен быть уверен в Вашей любви к нему лично, и в Вашем строгом неприятии его плохих поступков. Вы должны быть последовательны и каждый раз одинаково реагировать на все действия детей, как плохие, так и хорошие.

Важно также, чтобы наказания были строго ограничены во времени, иначе они не будут действенны. В процессе наказания нельзя лишать ребенка удовлетворения его физиологических нужд. Но в то же время, если выбираете, позвать ли малыша обедать или дать ему время спокойно посидеть и подумать над своим проступком, выберите все же второе.

Ребенок должен знать, за какие проступки он получит наказание, и в какой форме. В общем, любая игра должна идти по четким правилам. Поверьте, малыш быстро их освоит, и станет нормально себя вести. И это будет гораздо лучше, чем наказывать ребенка от случая к случаю, портя свои нервы и расстраивая психику малыша.

Телесные наказания детей

Конечно, такого рода наказаний желательно избегать, но существуют моменты, когда физическое наказание детей приемлемо. Например, если поступок ребенка несет в себе угрозу для его жизни и здоровья, если ребенок осознанно подвергает опасности других людей (например, играясь с огнем), или если ребенок сознательно унижает достоинство более слабых и не способных за себя постоять людей.

Такие случаи в нашей жизни бывают, и родителям иногда приходится идти на крайние меры. Но старайтесь быть очень аккуратными. Если уже ничего не помогает, и Вы, по всем правилам психологии, досчитав до десяти и сделав глубокий вдох, все же остались верны своему решению понаподдать провинившемуся, помните, что можете нанести ребенку физические повреждения. Например, девочек ни за что нельзя бить по попе, это может сказаться в будущем на их женском здоровье.

А вообще, если есть возможность, всегда старайтесь избегать наказания, и даже самих плохих поступков. Если видите, что малыш разыгрался и начинает шалить, отвлеките его, переключите его внимание. Не нужно доказывать свою силу, будьте мудрее и обходите все острые углы.

Ну, и наконец, поговорим о том, чем должно оканчиваться любое наказание. Это прощение. Без прощения никакие меры не будут эффективны. Обязательно обговорите с малышом последствия его поступка. Подумайте, как избежать повторения подобного в будущем. Расскажите о своих чувствах, и обязательно расспросите ребенка о том, что побудило его к такому действию.

А потом постарайтесь просто забыть обо всем, что произошло. Навсегда. Никогда не возвращайтесь к прошлым обидам. Особенно, если это касается Ваших собственных детей. Ваши чувства выше всех невзгод, и Ваша взаимная любовь способна справиться со всеми обидами.

Без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Кризисы возраста у детей

Иногда родители неправильно определяют причины своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Учимся наказывать детей правильно

Некоторые родители считают, что не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

  • справедливое,
  • несправедливое.

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители - глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.

Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка - это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова