Домой / Smoky eyes / Пенсия государственных гражданских служащих. Пенсионный возраст госслужащих

Пенсия государственных гражданских служащих. Пенсионный возраст госслужащих

Государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге лет. Условия и правила назначения, расчета и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим установлены Федеральным законом N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – закон 166-ФЗ).

Когда госслужащим положена пенсия по выслуге лет

Обращаем внимание на важное обстоятельство. Указанный закон 166-ФЗ распространяется только на федеральных государственных гражданских служащих, т.е. на лиц, которые определенное время, находясь на госслужбе, работали на должностях федеральных государственных органов либо на лиц, замещавших государственные должности РФ. Таким образом, пенсии федеральным государственным служащим назначаются в соответствии с законом 166-ФЗ.

На госслужащих, которые находились на государственной службе в региональных или муниципальных органах власти и при этом не работали в федеральных органах власти, действие закона 166-ФЗ не распространяется. Пенсия по выслуге лет этим госслужащим назначается и выплачивается в соответствии с региональными законодательными актами.

Важно иметь в виду следующее обстоятельство. Пенсия за выслугу лет назначается в дополнение к страховой пенсии по старости при выполнении необходимых условий, о которых мы расскажем ниже.

Пенсия по выслуге лет государственным служащим назначается при наличии необходимого стажа на соответствующей службе. Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 году составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 году стажа 20 лет.

Таким образом, для оформления в 2019 году пенсии по выслуге лет государственному гражданскому служащему должны быть выполнены следующие условия:

  • наличие оснований для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к указанной пенсии. Такими основаниями являются наличие страхового стажа не менее десяти лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16,2;
  • достижение госслужащим возраста 56,5 лет (женщины) и 61,5 год (мужчины);
  • наличие стажа государственной службы не менее 16,5 лет;
  • нахождение на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд увольнением;
  • увольнение не по вине самого госслужащего.

Вместе с тем федеральные госслужащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении со службы в связи с расторжением служебного контракта по собственной инициативе имеют право на пенсию за выслугу лет до назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Есть еще одно условие, которое появляется после назначения пенсии по выслуге лет: гражданин не может работать на государственной должности после того, как ему назначена такая пенсия.

Более подробную информацию об условиях назначения пенсии за выслугу лет и о стаже государственной службы можно найти в наших статьях:

Об условиях назначения пенсии по выслуге лет, о пенсионном стаже, о размерах пенсии за выслугу лет, о порядке оформления пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим можно прочитать в статьях, активные ссылки на которые приведены ниже.

Размер пенсии за выслугу лет

Если гражданин при оформлении пенсии по выслуге имеет минимальный стаж 16,5 лет, то размер его пенсии определяется как 45 процентов от среднемесячного заработка за последние 12 месяцев работы за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленных в соответствии с законом «О страховых пенсиях».

За каждый полный год стажа государственной службы сверх 16,5 лет пенсия госслужащему за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии по выслуге и страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Узнать больше о расчете пенсии за выслугу лет вы сможете из нашей статьи

Порядок расчета пенсии за выслугу лет госслужащим

Для расчета размера пенсии основным моментом является определение среднемесячного заработка государственного служащего. Для этого определяется среднемесячный за год доход, но не более величины 2.8 месячного оклада должности госслужащего.

При этом при определении среднемесячного дохода не учитываются периоды болезни, отпусков за свой счет и декретных отпусков. Если такие периоды есть, то доход за год за вычетом больничных и декретных выплат делится на количество рабочих дней и умножается на 21.

Для жителей некоторых районов России размер пенсии за выслугу лет может быть больше за счет районных коэффициентов.

Государственные гражданские служащие имеют право на получение страховой пенсии по старости. Для получения страховой пенсии по старости госслужащий должен достичь пенсионного возраста, который в 2019 году составляет 61,5 лет (мужчины) и 56,5 лет (женщины).

Однако по общему правилу гражданин может выбрать только одну из пенсий – либо по выслуге лет, либо страховую по старости. Хотя имеются исключения, позволяющие частичное получение доли другой пенсии в дополнение к основной.

Надо отметить, что сама система правил выплаты пенсии за выслугу лет является довольно сложной. Это обстоятельство часто становится причиной споров и судебных разбирательств.

Узнать больше о пенсиях по выслуге лет можно узнать из наших статей:

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по:
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Существуют и еще обстоятельства, которые дают возможность получения пенсии по выслуге лет при, сравнительно небольшом стаже гос. службы. Такая правовая возможность установлена ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

Определяется страховая доля, согласно закону «О трудовых пенсиях», как отношение размера пенсионного капитала (в период с начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию), к периоду предполагаемой выплаты в месяцах. С этого момента расчет пенсии выполняется согласно положениям нового пенсионного законодательства, и с применением нескольких коэффициентов и расчета доли страховой части пенсии. В тех случаях, когда гражданин не прекращает работать, его расчетный капитал становится больше и соответственно доля страховой пенсии перерассчитывается с увеличением ее размера.

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.

Последние выборы депутатов в Госдуму были проведены совсем недавно, и, придя на рабочее место, слуги народа сразу позаботились о собственных зарплатах. В 2017 году зарплата депутата без дополнительных премиальных и надбавок за особенные успехи в труде составляет 360 000 рублей. Вы удивитесь еще больше, когда узнаете заработок председателя комитета Государственной думы – 500 000 рублей. Заметьте, это лишь официальная статистика.

Как вы уже догадались, пенсии с такими ежемесячными окладами депутатам обеспечены в крупных размерах. При этом максимум, на что может рассчитывать российская бабушка – это повышение государственного обеспечения на сущие копейки, наверное, именно поэтому чиновники из года в год желают пенсионерам много здоровья и терпения, а также потуже затянуть пояса.

В таких советах сквозит явный цинизм, почему бы депутатам не сложиться и не раздать свои заработные платы и пенсии нуждающимся, по подсчетам, таким образом, пенсию обычных россиян удастся увеличить в среднем на 1 300 рублей.


Последняя прибавка к пенсии в среднем составила аж целых 10 (десять!) рублей...

Льготы для госслужащих разных уровней в 2017 году

С начала 2017 года изменения пенсий предрекают в привычном формате – предстоит индексация и небольшое повышение прошлогодних ставок. Каких изменений в отношении выхода на заслуженный отдых следует ожидать госслужащим?

1. Предельный возраст для определенных должностных лиц, работающих в государственных органах, для депутатов не существует. Работать они имеют право вплоть до окончания срока полномочий.

2. Руководство государственной службы уходит с должности, когда ему исполняется 70 лет. Единственный нюанс – этот возраст еще необходимо согласовать с федеральным государственным органом власти. Все остальные госслужащие прекращают трудиться в 60 лет.

Как исчисляется стаж по выслуге лет

В 2017 году чиновникам и депутатам придется работать дольше, чем обычно. Если до 2016 года включительно федеральным госслужащим достаточно было отработать 15 лет, а муниципальным – всего 10 лет, то новый законопроект устанавливает постепенное повышение этого срока на полгода ежегодно.


А чего-бы так не работать-то?

В 2020 году минимальный предел трудового стажа составит 20 лет.
Надбавка к пенсионному обеспечению чиновников предусмотрена в размере 75% от среднего заработка за годы службы в государственной структуре, причем если раньше чтобы претендовать на эту надбавку нужно было трудиться всего 3 года, то с 2017 года период увеличивают до 10 лет.

Кстати, не факт, что эти надбавки продержатся долго, например, сейчас рассматривается вопрос лишения бывших депутатов Госдумы и чиновников Совета Федерации доплат к денежному обеспечению. Этот законопроект внес для рассмотрения депутат КПРФ А. Куринный. Исходя из его подсчетов, доплаты парламентариям, которые вышли на заслуженный отдых, достигают от 40 000 до 50 000 рублей. Ни о каком равенстве с другими пенсионерами, которые также заслужили прав на достойную жизнь, не может быть и речи.

Следуя принципу справедливости и апеллируя дефицитом госбюджета, вполне возможно, что законопроект вскоре подпишут. Для сравнения, средняя государственная помощь россиянину не превышает 13 700 рублей. При этом живут в большинстве своем старики очень скромно, никаких особенных льгот у них нет.

У законопроекта уже появились тех, кто его не поддерживает. По мнению чиновников, тотальной экономии не произойдет. Депутаты считают, что их труд непростой и несравним с обязанностями рядового продавца в магазине или дворника.

Какая пенсия у глав городов России

Мэры городов России живут не безбедно, это точно:

1. В 2017 году глава Ханты-Мансийска задекларировал официальный доход величиной 127 000-213 000 рублей, в регионе же средняя пенсия не превышает 18 200 рублей.

2. Глава Екатеринбурга получает деньги по выслуге лет от 107 000 до 156 000 денежных знаков в национальной валюте. Пенсионное обеспечение в регионе составляет 13 600 рублей.


Глава Екатеринбурга, крымНЕнашевец Евгений Ройзман со своим другом и частым гостем - отмороженным украинским неонацистом Резниченко

3. Мер Воронежа замахнулся на еще большую денежную помощь – получает чиновник в 2017 году от 190 000 до 320 000 рублей. Самое интересное, что у стариков доход не больше 11 000 рублей.

4. Хорошие аппетиты и у главы Улан-Удэ – доход размером 190 000 - 260 000 рублей при средней пенсии в области 12 700 рублей.

5. Глава Ростова-на-Дону на фоне предыдущих глав городов России скромничает, государственное обеспечение в пределах 122 000 - 166 000 рублей.

Откуда при нищенских доходах россиян такие роскошные пенсии у чиновников? По закону право на высокую денежную поддержку от государства получают те, кто проработал на главенствующей должности от 6 лет. В некоторых регионах достаточно отработать всего 3 года, а в отдельных случаях – даже 1 год.

Кто в России в 2017 году получает самую большую пенсию

Изучение пенсий для чиновников и депутатов РФ следует начать с дохода бывшего зама председателя правительства, который на данный момент находится в отставке – его пенсия может варьироваться от 50 000 до 88 000 рублей. Министры федерального уровня располагают государственной помощью в сумме 44 000 - 78 000 рублей, в зависимости от заслуг в труде.

Несмотря на то что пенсии назначают согласно федеральным документам, содержат бывших чиновников, находящихся на отдыхе, никто другой, как простые россияне, отчисляющие в региональный бюджет свои кровные в виде налогов.

Какая пенсия у российских депутатов, легко узнать, прочитав законы. Пенсионный фонд определяет обеспечение министров и парламентариев, который зависит от базового оклада, составляющего 81 500 рублей. Несложно подсчитать, что госпомощь достигает 18 000 рублей, вроде бы не так и много. Но суть в том, что доплата в 3 раза больше, чем сама пенсия, в 2017 году надбавка достигает 4 4000 - 77 000 рублей. В совокупности выходит 90 000 рублей.

Что касается президента РФ, его пенсия достигла 536 000 рублей, интересно, что в 2016 году В. Путин повысил свой заработок сразу вдвое – теперь зарплата достигает 715 000 рублей. На такую же величину может претендовать и премьер-министр.

Какая пенсия у москвичей

Столица требует больших расходов, все здесь стоит дороже, чем в провинциях. Поэтому правительство выплачивает москвичам помощь несколько больше. Средняя пенсия в 2017 году в столице составляет 15 000 рублей. Территория Москвы постоянно увеличивается, а значит, пенсионеров прибавляется все больше. Новым старикам приходится добавлять дополнительные суммы, иначе пенсия не будет приравниваться к минимальному размеру государственного обеспечения, действующего в Москве.

Самые высокие доходы по выслуге лет опять же получают те, кто когда-либо состоял на госслужбе. Специалисты считают, что для лучшей работы глав городов необходимо привязать пенсию к таким показателям работы чиновников:

Средняя пенсия в объекте, которым руководил глава города;
- каковы достижения и результаты его работы;
- трудовой стаж и важные факторы.

Как вычисляют среднюю пенсию в регионе

Понятие средней пенсии в России периодически мелькает в СМИ, ее постоянно меняют, но почему пенсионное обеспечение многих стариков не соответствует зафиксированным значениям? Все просто – в 2017 году пенсия по старости в среднем составила 9 227 рублей, при этом минимальная поддержка государства составляет всего 4 000 рублей, а максимальная – 40 000 рублей.

Конечно минимальную пенсию дотянут до прожиточного минимума в регионе, затем сложат максимальную и минимальную величины и получат среднюю пенсию.

Иногда случается и такое - в июне 2016-го года Госдума РФ лишила Илью Пономарёва депутатского мандата


Илья Пономарев - российский оппозиционер-коллаборационист, экс-депутат Государственной думы России 5-го и 6-го созывов, экс-член фракции «Справедливая Россия», член Совета Левого фронта. 20 марта 2014 года единственный проголосовал в Госдуме против присоединения Крыма к России.

Летом прошлого года Государственная Дума приняла решение о прекращении депутатских полномочий Ильи Пономарёва, числившегося во фракции «Справедливая Россия». Напомним, что самый высокооплачиваемый лектор всех времён и народов Илья Пономарёв с 2015-го года не появлялся в здании на Охотном ряду, а после возбуждения в его отношении уголовного дела по растратам в фонде «Сколково» и вовсе бежал за границу. Там он продолжал утверждать, что является депутатом, получает зарплату и даже «удалённо» (посредством «доверенных лиц») голосует...

В итоге Госдума РФ лишила Илью Пономарёва депутатского мандата.

Зарплату Пономарёв действительно получал и в списке депутатов присутствовал.

4 мая 2016 года президент РФ подписал закон, по которому полномочия депутата Госдумы России могут быть досрочно прекращены по инициативе либо фракции, либо комитета, в котором тот состоит. Досрочное прекращение полномочий возможно в случае, если депутат не исполнял свои обязанности в течение 30 суток и более. Пономарёв, как уже было отмечено, не исполнял своих депутатских обязанностей около года, разъезжая по разным странам мира с заявлениями явно антироссийского характера. Почитаемым гостем Пономарёв был на Украине.