Домой / Smoky eyes / Противоположные слова по смыслу для детей. Учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему: Дидактическая игра в "Противоположности"

Противоположные слова по смыслу для детей. Учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему: Дидактическая игра в "Противоположности"

Профориентационные игры

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Веселая и увлекательная игра незаменима в период развития речи у ребенка. Она способствует улучшению речевых и коммуникативных навыков, образной и словесной памяти, внимательности, формированию логического мышления и обогащению словарного запаса. В ходе игры малыш научится сравнивать предметы по определенному признаку и быстро находить предметы с противоположными качествами.

Как играть

Распечатайте шесть листов с готовыми картинками на цветном принтере, для более удобного использования наклейте на плотную бумагу и разрежьте.

Принимать участие в игре могут от двух до шести человек. Ведущий перемешивает и оставляет себе карточки с красной каемкой, а с зеленой раздает всем в равном количестве. Затем достает одну карточку в красной рамке, читает написанное на ней слово и показывает карту всем. Игрок, который считает, что среди его карт есть подходящая пара, называет слово с противоположным значением слову ведущего. Если участник правильно подобрал противоположность, он забирает карточку. Если игрок ошибся, остальные участники продолжают искать пару среди своих карт. Станет победителем тот, кто первый найдет противоположные пары к своим карточкам.

Если Вы серьезно настроены подготовить ребенка к школе, играйте с ним в различные развивающие игры. Искать противоположности можно также вдвоем с малышом, например, во время прогулки, просто называете ему слово, а он подбирает к нему противоположное по значению.





Ольга Сазонова
Итоговое логопедическое занятие «Спасатели страны Антонимов» для детей 6–7 лет

МБДОУ Канифольнинский детский сад «Березка»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие

Спасатели страны Антонимов .

Подготовила : Учитель-логопед Сазонова О . В.

Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира :временные (день – ночь, утро – вечер) ; пространственные (далеко – близко) ; явления природы (темно – светло) ; соотношение по вкусу, весу, величине (кислый – сладкий, тяжелый – лёгкий, широкий – узкий. На занятиях используются различные дидактические игры : «Скажи наоборот» , «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов – противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.

Цель : формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях

Задачи занятия .

Образовательные :

Уточнить понятие о словах-антонимах , как о словах с противоположным значением;

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

расширить лексический запас учащихся;

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах .

Развивающие :

развивать навык умение определять лексическое значение слова;

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей ;

развивать умение работать с текстом;

развивать сообразительность, мышление, внимание.

Воспитательные :

создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование : компьютер, презентация к занятию , предметные картинки по теме «Антонимы » , мяч,

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

– Ваша спинка говорит : «Я молодая, прямая»

– Ваши плечи говорят : «Мы развернулись, распрямились» .

– Ваше лицо говорит : «У меня хорошее настроение!»

- И все вместе мы говорим : «Мы готовы к работе!»

2. Арт. гимнастика.

Окошко (открывается, закрывается)

Качели (вверх-вниз)

Лопатка-иголочка (широкий-узкий)

Какие слова мы сейчас называли? (Противоположные, наоборот)

А вы хотите узнать, как они называются в русском языке? Для этого вам надо из слогов составить слово .

1. Игра «Живые слоги» . Логопед раздаёт детям карточки со слогами ТО МЫ АН НИ и составят слово- название нашего занятия . (АНТОНИМЫ )

Верно, слова-недруги, слова с противоположным значением называют слова-антонимы . Давайте сравним котенка и тигра.

Логопед : Как мы опишем их?

Дети : По размеру, по характеру, по силе, по месту жительства

Два ребенка выполняют задание :

Тигр большой, а котёнок маленький.

Тигр злой, а котёнок добрый.

Котёнок слабый, а тигр сильный.

Тигр дикий, а котенок домашний.

Логопед : Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные) .

– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором) .

2. Сообщение темы занятия . (Слайд 1)

Логопед : (Слайд 2-3) – Сейчас я вам расскажу, что произошло в стране Антонимов . У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам- жителям страны , давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак , после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер, от этого жители начинали болеть и не выздоравливали, они были всё время грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низкимИ с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.

Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов . Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке. Из них нужно будет собрать картину и вернуть её волшебнику. Злой волшебник думает, что вы не справитесь. Он приготовил трудные испытания.

Ребята, посмотрите, здесь лежат камни. Отодвину – ка один и посмотрю, что там под ним. Записка…. «Возьмите эту волшебную вещь. В ней части моей картины. Если вы соберете ее, я расколдую страну Антонимов

2. Упражнение «Отгадайте загадки» . (СЛАЙДЫ 5-8)

Логопед : - давайте выполним первое задание Злого Волшебника

Я - антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада) .

В шубу снежную одета.

Я - антоним к слову «лето» , Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …. (зима) .

Я – антоним шума , стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь …. (тишина) .

3. Упражнение «Назови антонимы » . (СЛАЙДЫ 9-15)

Логопед : Тебе скажу я - «далеко» , а ты ответишь - «близко» . Тебе скажу я - «высоко» , а ты ответишь - «низко» .

Чистый-грязный

Большой-маленький

Старый-молодой

Грустный-веселый

Узкий-широкий

Плакать-смеяться

4. Задание «Ответь на вопрос» (СЛАЙД 16)

Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?

Если помыть грязные сапоги, то они будут…

Когда выздоравливает больной, то становится…

Какое молоко даёт чёрная корова?

5. Игра в мяч «Найди пару» (СЛАЙД 17)

Бедняк-богач

Великан-карлик

Спуск-подъем

Восход-закат

6. Задание «Заполни таблицу» (СЛАЙД 17) (Два ребенка подготовительной группы выполняют задание)

Логопед : Злой колдун узнал, что в нашем детском саду дети умеют читать, но не поверил. Кто сможет показать свои умения? (Два ребенка выполняют задание)

Дети подбирают антонимы к словам :

Медленный

Грустный

Трусливый

7. Физкультминутка. ПОД МУЗЫКУ

Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек-антонимов ? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.

Сели – (встали)

Опустили руки – (подняли)

Подняли руки – (опустили руки)

Открыли широко глаза – (закрыли широко глаза)

Закрыли рот – (открыли рот)

Открыли рот – (закрыли рот)

Показали ладони – (спрятали)

Встали на пяточки – (встали на мысочки)

7. Задание «Договори словечко» (СЛАЙДЫ 19-35)

Логопед : Я вам прочту стихотворения, а вы подберете подходящие слова.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить

–Хочет рёву рассмешить

Разворчался старый дед :

Доживёшь вот до ста лет!»

Внук ответил : «Никогда! Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной

Если б пил компот сливовый

Был бы, как Степан здоровый

Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше.

А короткий – для Алёнки,

Маленькой её сестрёнки.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело :

«Ворон-черный, голубь-белый!»

В телевизоре включённом

Сто ребят и сто девчонок.

Но не будет никого,

Если выключить его.

Грязному автомобилю

Путь машины преградили :

«Чистым здесь зелёный свет!

Остальным дороги нет!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться!

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

8. Игра .

Логопед : Ой, ребята посмотрите, а здесь огромный мешок. Это колдун украл вещи гномов Ворчуна и Весельчака. Нам нужно рассортировать вещи гномов, иначе они поссорятся. Кто пойдет к Ворчуну, кто к Весельчаку?

Ворчун Весельчак

Новая кастрюля старая кастрюля

Большой стакан маленький стакан

Горячий чай, потому что идет пар холодный чай

Глубокая тарелка мелкая тарелка

Чёрный хлеб белый хлеб

Сладкий сахар горький перец

Полная сахарница пустая сахарница

Чистая ложка грязная ложка

8. Задание «Закончи пословицу» (СЛАЙДЫ 36-38)

Логопед : Народная мудрость победит любое колдовство.

Ученье свет- а неученье тьма.

В учебе корень горек, зато плод ее сладок.

Знай больше, говори меньше.

Не бойся врага умного, бойся глупого.

11. Игра «Волшебная картина» .

Логопед : - Ребята, вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. Дети собирают из картинок картину страны Антонимов .

Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные -весёлыми.

13. Итог . Логопед :

– Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали картину. Что мы видим здесь?

В стране поселился не мрак , а солнце. После ночи наступает день. Дует не только холодный ветер, но и теплый. Жители перестали болеть и выздоравливали. Они стали не грустными, а веселыми. Они стали ходить не грязными и лохматыми, а чистыми и причесанными. В садах деревья стали расти не низкими, а высокими, не с кривыми стволами, а с прямыми. Плоды на деревьях стали не кислыми и горькими, а сладкими и вкусными.

Жители Страны Антонимов благодарят вас за помощь и угощают вас сладкими яблоками.

ТО МЫ АН НИ

«Отгадайте загадки»

«Назови антонимы »

«Ответь на вопрос»

«Найди пару»

«Заполни таблицу»

«Договори словечко»

«Найди предметы с противоположными свойствами» .

«Закончи пословицу»